ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Н.В. Тарасова1, В.Г. Галонский1’ 2
1ГБОУ ВПО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Минздрава России 2ФГБУ "НИИ медицинских проблем Севера" СО РАМН, Красноярск E-mail: [email protected]
DENTAL AND HYGIENIC EDUCATION IN MENTALLY RETARDED CHILDREN AND TEENAGERS
N.V. Tarasova1, V.G. Galonsky1, 2
Krasnoyarsk State Medical University n.a. Prof. V.F. Voyno-Yasenetsky 2Federal State Budgetary Institution "Research Institute of Medical Problems of the North" of Siberian Branch under the Russian Academy of
Medical Sciences, Krasnoyarsk
Статья посвящена анализу проблемы повышения эффективности первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей и подростков с различной степенью умственной отсталости. Разработанные авторами коррекционные “Уроки стоматологического здоровья” для детей с нарушением развития интеллекта индивидуально учитывают сложную структуру особенностей развития ребенка, а также характер сочетания ряда факторов: 1) социальная ситуация развития, 2) выраженность изменений личности, 3) возраст пациента. Результатом внедрения “Уроков стоматологического здоровья” в учебно-воспитательный процесс специализированных школ-интернатов для умственно отсталых детей являлось формирование у воспитанников условно-рефлекторной основы мануальных навыков гигиенического ухода за полостью рта, их системной реализации в повседневной жизни, что позволило через 3 года улучшить индекс гигиены в среднем с 2,2±0,1 до 1,03±0,1, улучшить состояние тканей пародонта до 11,03±0,1% и снизить прирост кариеса на 42,0%.
Ключевые слова: умственно отсталые дети, “Уроки стоматологического здоровья”, санитарное просвещение, гигиеническое воспитание.
The article provides analysis of approaches to improve efficacy of the primary prophylaxis of major dental diseases in children and teenagers with different degree of mental deficiency. The authors developed the remedial Dental Health Lessons for mentally challenged children. The lessons addressed the complexity of individual child development and the pattern of combination for a number of factors such as: 1) social environment of development; 2) severity of personality change; and 3) patient’s age. Implementation of the Dental Health Lessons in the educational process of the specialized boarding schools for mentally retarded children resulted in development of conditioned reflexes of dental hygienic skills providing a background for their consistent practicing in everyday life. The Dental Health Lessons improved the oral hygiene index from 2.2+0.1 to 1.03±0.1; periodontium tissue status improved by 11.03±0.1%; and dental caries development decreased by 42.0%.
Key words: mentally retarded children, dental health lessons, sanitary education, hygienic education.
Проблема высокой стоматологической заболеваемости детей и подростков остается одной из наиболее острых и актуальных, представляющих угрозу состоянию здоровья подрастающего поколения нации России [2, 5, 9]. Современное развитие медицины, задачи сохранения и укрепления здоровья населения поставили первичную профилактику на одно из ведущих мест в системе здравоохранения [6].
Профилактика стоматологических заболеваний -одно из важных направлений здравоохранения, предотвращающих ряд общих заболеваний организма [8]. Стоматологическая профилактика складывается из комплекса связанных и взаимно дополняющих друг друга мероприятий организационного и лечебно-профилактического характера, в которых важную роль отводят рациональной гигиене полости рта. Одним из обязательных компонентов программы профилактики является стоматологическое просвещение, подразумевающее предоставление в доступной форме информации о факторах риска, причинах возникновения и методах профилактики стоматологических заболеваний. Стоматологическое просвещение должно сформировать осознанную мотивацию обучающихся к сохранению и поддержанию стоматологического здоровья [1, 3]. В системе первичной профилактики стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание детей являются наиболее эффективными методами снижения заболеваемости органов полости рта в более старших возрастных группах [4, 10].
Вместе с тем существующие технологические приемы санитарно-просветительной работы созданы для детей с нормальным умственным и физическим развитием. Особенности психоэмоционального статуса не позволяют реализовать их у детей с дефицитом развития интеллектуальной сферы [7]. В этой связи актуальна разработка коррекционных “Уроков стоматологического здоровья”, адаптированных для данной категории пациентов.
Цель работы: повышение эффективности первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у умственно отсталых детей и подростков.
Задачи:
1. Определить распространенность и интенсивность кариеса зубов и оценить уровень гигиены полости рта у умственно отсталых детей и подростков.
2. Разработать “Уроки стоматологического здоровья” для детей и подростков с различной степенью умственной отсталости и внедрить их в учебно-воспитательный процесс специализированных школ-интернатов.
3. Оценить эффективность разработанных коррекционных “Уроков стоматологического здоровья” для индивидуумов с интеллектуальным дефицитом.
Материал и методы
Работа основана на опыте оказания стоматологической помощи детям-инвалидам с различной степенью умственной отсталости, стационарно проживающих в специализированных домах-интернатах Красноярска. Обследованный контингент (154 чел.), согласно возрастной периодизации (ВОЗ, 1963), был разделен на следующие возрастные группы, представленные в таблице 1.
Степень умственной отсталости определена врачом-психиатром согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10, Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения.), таблица 2.
Для создания образовательной программы стоматологического просвещения и гигиенического воспитания в форме “Уроков здоровья” применялся дифференцированный подход к детям с различной степенью умственной отсталости с учетом патогенетических, клинических
Таблица 1
Возрастно-половой состав обследуемого контингента
Возраст (лет) Мальчики Девочки Оба пола
абс. число удельный вес, % абс. число удельный вес, % абс. число удельный вес, %
6 50 16,13 53 17,10 103 33,225
12 53 17,10 51 16,45 104 33,55
15 51 16,45 52 16,77 103 33,225
Всего 154 49,68 158 50,32 310 100
Таблица 2
Структура обследуемого контингента по психиатрическому статусу
Диагноз Кол-во обследованных
абс. число удельный вес, %
Умственная отсталость легкая (Т-70) 70 22,58
Умственная отсталость умеренная (Р-71) 85 27,42
Умственная отсталость тяжелая (Р-72) 74 23,87
Умственная отсталость глубокая (Р-73) 81 26,13
Всего 310 100
и возрастных факторов. Образовательная программа была направлена на стимулирование познавательной активности, развитие ориентировочной основы деятельности, оптимизацию сохраненных интеллектуальных функций и помогала обучению ориентации в себе, в окружающем мире, во времени и пространстве.
В основе “Уроков стоматологического здоровья” лежали сюжетно-ролевые игры, которые были направлены на коррекцию поведения ребенка, формирование позитивного отношения к гигиеническим процедурам и доверительного отношения к врачу-стоматологу.
Методика проведения “Уроков стоматологического здоровья” для обучающихся с различной степенью умственной отсталости следующая:
1. Длительность уроков составляла 20-25 мин, т.к. ребенок не может долго концентрировать внимание из-за особенности функционирования центральной нервной системы.
2. Уроки проводили в следующей последовательности: экскурсии, игры, сказки, конкурсы, что поддерживало интерес детей к теме занятий и улучшало усвоение изучаемого материала.
3. Предлагаемый материал был адаптирован для детей с различной степенью умственной отсталости.
4. Теоретическая часть занятий всегда сочеталась с практической составляющей для лучшего усвоения материала и его запоминания.
5. Каждое последующее занятие включало краткое повторение предыдущего материала для запоминания и закрепления полученных навыков, т.к. привитие навыков по гигиеническому воспитанию у детей с умственной отсталостью требовало длительных и неоднократных повторов.
6. У детей и подростков с легкой и умеренной степенями умственной отсталости уроки гигиены повторяли со следующей частотой: у детей 6 лет - 4 раза в год (32 ч); детей 12 лет - 3 раза в год (24 ч); детей 15 лет
- 3 раза в год (24 ч).
7. На каждом “Уроке стоматологического здоровья” за правильные ответы и точное выполнение гигиенических процедур детей поощряли словесно, призами, подарками, что способствовало выработке положительного отношения к гигиеническим процедурам и стимулировало к самостоятельному их проведению.
8. Воспитатели и социальные работники проводили постоянный контроль за выполнением гигиенических процедур воспитанниками.
9. Один раз в месяц воспитатель проводил в группе контролируемую чистку зубов в виде конкурсов “Самые чистые зубы”, “Кто лучше чистит зубы?” и т.п. для закрепления навыков гигиены у детей с нарушением интеллектуального развития и стимулирования конкурентного соревнования в группе.
10. Стоматолог, педиатр, психиатр регулярно контролировали выполнение гигиенических процедур воспитанниками.
Для детей с диагнозом “Умственная отсталость глубокая” (Р-73) применение данного метода гигиенического
воспитания не представлялось возможным вследствие того, что уровень мыслительных способностей таких детей и подростков соответствует возрасту до 3 лет, они имеют грубые нарушения моторики и/или тяжелые неврологические нарушения. Дети были не способны к пониманию и выполнению требований или инструкций. С ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Гигиенические мероприятия у данной категории детей проводил обслуживающий персонал.
Обследование органов и тканей полости рта у умственно отсталых детей и подростков проводилось в стоматологическом кабинете психоневрологических детских учреждений в присутствии социального работника (воспитателя).
Распространенность кариеса зубов у детей и подростков с различной степенью умственной отсталости определяли по формуле:
К = [М/n] х 100%,
где К - распространенность кариеса зубов; М - число лиц, имеющих кариес; n - общее количество обследованных.
Для расчета показателя интенсивности кариеса зубов использовали: индекс кп - во временном прикусе, КПУ+кп
- в сменном и КПУ - в постоянном. Отсутствующие временные зубы в период их физиологической смены не учитывали, так как не известно достоверно, был ли отсутствующий зуб поражен кариесом. Уровень гигиены полости рта рассчитывали с помощью упрощенного индекса гигиены полости рта (ИГР-У) Грина-Вермильона -Oral Hygiene Index-Simlified (oHl-S), J.C. Green -J.R. Vermillion, 1964. Состояние тканей пародонта исследовали посредством определения индекса PMA в модификации Parma (1960).
Полученные результаты регистрировали в компьютерной базе данных с последующей их статистической обработкой. На основании полученных абсолютных величин рассчитывали относительные (интенсивные и экстенсивные коэффициенты) и средние величины. При определении степени достоверности результатов исследования для относительных и средних величин вычисляли соответствующие средние ошибки. Вычисления выполняли с использованием электронных таблиц Excel, а также пакета статистических программ SPSS 9,0 для среды Windows.
Результаты и обсуждение
Данные стоматологического осмотра умственно отсталых детей и подростков свидетельствовали о высокой распространенности кариеса зубов (84,15%). Ситуационный анализ показал, что с увеличением тяжести умственной отсталости увеличивалось количество детей, имеющих кариес зубов (табл. 3).
Интенсивность кариеса зубов в среднем у обследованного контингента составила 6,51 (у детей с диагнозом “Умственная отсталость легкая” - 4,69; с диагнозом “Умственная отсталость умеренная” - 5,52; с диагнозом “Умственная отсталость тяжелая” - 7,09; с диагнозом “Ум-
ственная отсталость глубокая” - 8,72). Удельный вес структурных компонентов интенсивности кариеса у обследованных детей представлен на рисунке 1. Удельный вес компонента “К” в структуре индекса “кп”, “КПУ” у детей с заболеваниями центральной нервной системы увеличивался с возрастом и степенью тяжести интеллектуального дефицита. Отмечена высокая доля удаленных временных и постоянных зубов вследствие осложненного кариеса (до 45,6%), что связано с неадекватным поведением ребенка в кресле стоматолога, активным и бессимптомным течением кариозного процесса и несвоевременным обращением за стоматологической помощью.
Через 12 мес. после внедрения образовательной программы стоматологичее кого просвещения и гигиенического воспитания в форме “Уроков стоматологического здоровья” распространенность кариеса осталась неизменной, через 36 мес. прирост кариеса снизился на 42,0%.
Уровень гигиены у детей с патологией ЦНС составил 2,2±0,1 и был определен как неудовлетворительный. При рассмотрении динамики гигиенического индекса (OHI-S) наблюдалось, что за 3 года гигиенического обучения и санитарного просвещения детей и подростков с диагнозом “Умственная отсталость легкая” удалось добиться хорошего показателя (0,4±0,1), тогда как у детей с “Умственной отсталостью умеренной” и “Умственной отсталостью тяжелой” -только удовлетворительных (1,2±0,2 и
1,5±0,1 соответственно).
Индекс РМА до начала гигиенического обучения составлял: у воспитанников с легкой степенью умственной отсталости 32,7+0,5%; с умеренной степенью - 35,5±0,2% и тяжелой - 42,5±0,2%.
После 3 лет проведения “Уроков стоматологического здоровья” состояние тканей пародонта у воспитанников детского дома-интерната улучшилось в среднем на 11,03±0,1% (на 14,4±0,2% у детей с легкой степенью интеллектуального дефицита, на 12,6+0,5% - с умеренной и на 6,1+0,2% - с тяжелой степенью умственной отсталости), рисунок 2.
Таблица 3
Распространенность кариеса зубов у детей и подростков с различной степенью умственной отсталости (%)
Диагноз Возрастные группы Среднее значение
6 лет 12 лет 15 лет
Умственная отсталость легкая 76,4 73,1 82,0 77,17
Умственная отсталость умеренная 79,1 75,0 83,6 79,23
Умственная отсталость тяжелая 88,1 82,4 90,6 87,03
Умственная отсталость глубокая 100 83,2 94,3 92,50
Всего ,9 1_П 8 78,92 87,62 84,15
Рис. 1. Структура индекса интенсивности кариеса зубов у детей и подростков с различной степенью умственной отсталости
Рис. 2. Изменения индекса РМА у детей и подростков с различной степенью умственной отсталости после внедрения в учебно-воспитательный процесс гигиенического воспитания и санитарного просвещения (%)
Заключение
Разработанные коррекционные “Уроки стоматологического здоровья” для детей с нарушением развития интеллекта индивидуально учитывают сложную структуру особенностей развития ребенка, а также характер сочетания ряда факторов:
1) социальная ситуация развития;
2) выраженность изменений личности;
3) возраст пациента.
Основой предложенной образовательной технологии являются сюжетно-ролевые игры, направленные на коррекцию поведения ребенка в стоматологическом кабинете, формирование у него позитивных эмоций к гигиеническим процедурам, доверительного отношения к стоматологу и проводимым манипуляциям. Результатом внедрения “Уроков стоматологического здоровья” в учебновоспитательный процесс специализированных школ-интернатов для умственно отсталых детей явилось фор-
мирование у воспитанников условно-рефлекторной основы мануальных навыков гигиенического ухода за полостью рта, их системной реализации в повседневной жизни, что позволило через 3 года улучшить индекс гигиены полости рта в среднем с 2,2±0,1 до 1,03±0,1; улучшить состояние тканей пародонта в среднем на
11,03%±0,1 и снизить прирост кариеса на 42,0%.
Таким образом, разработанная методика стоматологического просвещения и гигиенического воспитания позволила улучшить стоматологическое здоровье детей и подростков с различной степенью умственной отсталости.
Литература
1. Алямовский В.В., Бриль Е.А., Нарыкова С.А. Санитарно-просветительная работа среди дошкольников в системе первичной стоматологической профилактики. - Красноярск : Сибирь, 2001. - 30 с.
2. Афанасьева Л.Р. Состояние твердых тканей зубов у детей с нарушением развития интеллекта и оценка уровня стоматологической помощи // Современная стоматология. -2000. - № 2. - С. 22-24.
3. Бриль Е.А., Тарасова Н.В., Федоров В.А. и др. Современные тенденции в профилактике кариеса зубов у детей и подростков // Биосовместимые материалы и новые технологии в стоматологии : сб. / под. ред. проф. В.Э. Гюнтера. - Томск : Изд-во НПП МИЦ. - 2012. - С. 108-115.
4. Гарифуллина А.Ж., Сунцов В.Г., Скрипкина Г.И. и др. Особенности гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях // Стоматология детского возраста. - 2011. -№ 1. - С. 53-58.
5. Кисельникова Л.П., Зуева ТЕ., Алибекова А.А. и др. Результаты стоматологического обследования дошкольников и школьников г. Москвы // Стоматология детского возраста.
- 2011. - № 1. - С. 40-44.
6. Кубрушко ТВ., Петраш Д.А. Профилактическое направление в организации стоматологической помощи населению в современных экономических условиях // Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2011. - № 1. - С. 77-78.
7. Лебедева И.Р Комплексная оценка состояния здоровья детей с различной степенью умственной отсталости и организация реабилитационной помощи : автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Томск, 2009. - 25 с.
8. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. - М., 2006. - 416 с.
9. Тарасова Н.В., Бриль Е.А., Калашникова Т.В. Анализ распространенности и интенсивности кариеса зубов у детей дошкольного возраста города Красноярска // Труды Всероссийской научно-практической конференции “Сибирский стоматологический форум”. - Красноярск, 2010. - С. 206-209.
10. Чуйкин С.В., Егорова Е.Г., Акатьева Г.Г. и др. Особенности профилактики кариеса зубов у детей в крупном промышленном городе // Стоматология детского возраста. - 2011.
- № 3. - С. 41-45.
Поступила 15.11.2012
Сведения об авторах
Тарасова Наталья Валентиновна, канд. мед. наук, доцент кафедры-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России; заместитель руководителя Института стоматологии.
Адрес: 660022, г Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1.
E-mail: [email protected].
Галонский Владислав Геннадьевич, докт. мед. наук, доцент кафедры-клиники стоматологии детского возраста и ортодонтии ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России; ведущий научный сотрудник ФГБУ “НИИ медицинских проблем Севера” СО РАМН и НИИ медицинских материалов с памятью формы Сибирского физико-технического института при Томском государственном университете.
Адрес: 660022, г Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1.
E-mail: [email protected].