Обмен ©пыт©м
Для профилактики и лечения заболеваний периодонта и слизистой оболочки рта используются комбинированные препараты на основе этих двух средств. Лекарственные средства для лечения поражений полости рта выпускаются в виде геля. В отличие от мази гель легче наносится и лучше «удерживается» на влажной поверхности слизистой оболочки и десны и, таким образом, сохраняет свое действие более длительный срок. Недавно в Беларуси на рынке появилось новое лекарственное средство - гель стоматологический «Метромезол-Дент». Это комбинированный препарат метронида-зола с раствором хлоргексидина биглюко-ната, предназначенный для воздействия на патогенную флору полости рта и обладающий свойством предотвращения роста зубной бляшки (образования зубного налета).
Метромезол-Дент показан для лечения гингивита средней и тяжелой степени тяжести с целью более быстрого наступления
стадии ремиссии. Перед началом применения обязательно должна быть проведена профессиональная гигиена рта, а также откорректирована индивидуальная гигиена рта. (ель наносится на десну два раза в день. Длительность курса лечения зависит от выраженности патологического процесса и может составлять 7-10 дней. После нанесения геля следует воздержаться от приема пищи в течение 30 минут.
Метромезол-Дент может использоваться при лечении периодонтита, так как обладает активностью против периопатогенной флоры. При этом он может быть рекомендован в качестве медикаментозной терапии в домашних условиях при лечении обострения периодонтита, а также при проведении периодонтологических операций в до- и послеоперационном периоде. Способ применения такой же, как и при гингивите.
Метромезол-Дент используется при лечении афтозного стоматита, а также
протезного стоматита. При этом также необходимо сначала провести профессиональную гигиену рта как метод устранения этиологического фактора, а затем использовать гель «Метромезол-Дент» как составляющую часть медикаментозной терапии стоматита наряду с ферментами и антисептиками.
Гель «Метромезол-Дент» - современный лекарственный препарат для лечения воспалительных заболеваний периодонта и слизистой оболочки рта. Однако следует помнить, что, как и любое антимикробное лекарственное средство, он должен использоваться по назначению и в соответствии с инструкцией, не более 10 дней. Нерациональное (неправильное) его использование может привести к подавлению нормальной микрофлоры полости рта и развитию дисбактериоза.
Поступила 14.08.2012
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ ФОРМА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Терехова Т.Н., профессор, доктор мед. наук, зав. кафедрой стоматологии детского возраста БГМУ Козловская Л.В., канд. мед. наук, доцент кафедры стоматологии детского возраста БГМУ Полиенко А.Г., врач-интерн Пинской стоматологической поликлиники
Tserakhava T.N.1, Kazlouskaja L.V.1, Paliyenka N.G.2
Belarusian State Medical University, Minsk Stomatologic policlinic, Pinsk, Belarus
The cognitive-game form of dental health education projects as an effective way to motivate the formation of hygiene preschoolers
Резюме. Внедрена инновационная познавательно-игровая форма мотивации дошкольников -«стоматологический банкомат». С помощью устройства оценивалась эффективность игры в процессе гигиенического обучения дошкольников. Выявлена прямая зависимость стоматологического здоровья детей от их знаний по вопросам гигиены и правильного питания. Знаний родителей недостаточно для сохранения стоматологического здоровья их детей. Игровая форма обучения дошкольников способствует выработке полезных гигиенических навыков.
Ключевые слова: познавательно-игровая форма мотивации, стоматологическое здоровье детей, правильное питание, гигиенические навыки.
Summary. Introduced an innovative cognttive-game form of motivation preschoolers - «Dental ATM». With the help of the device evaluated the effectiveness of the game in the hygienic education of preschool children. The direct dependence of the dental health of children from their knowledge on hygiene and nutrition. Knowledge of parents is not enough to save their children's dental health. Playing form of pre-school education promotes the development of beneficial hygiene.
Keywords: cognitive-game form of motivation, dental health of children, nutrition, beneficial hygiene.
Необходимость в дальнейшем улучшении гигиенического воспитания детей по-прежнему актуальна, поскольку у детей дошкольного возраста, несмотря на развитие детской стоматологии и профилактики стоматологических заболеваний, кариес временных
зубов остается распространенной патологией. Так, у дошкольников Республики Беларусь поражено кариесом от 2,22±0,07 зуба в трехлетнем возрасте до 5,60±0,10 зуба в шестилетнем [5].
В возрасте четырех-шести лет происходит интенсивное формирование и
развитие навыков и умений [6]. Знания и полезные привычки, которые ребенок получает в период детства, остаются с ним на всю жизнь, поэтому значимость правильного гигиенического воспитания детей с раннего возраста огромна. Регулярная чистка зубов у детей устра-
7© ©©временная стоматология N2 2©1
Обмен ©пыт©м
100*
sow sow
ЛОТ6
ли 0%.
14% [ 11%
44% 50%
;86% ¡■56% 1 50%
нсобходимость чистка утром чистка утром чисткз вечером Еда после чистить »увы после еды до еды пер^дсио» оечерш'й чистки
РпрлинльныА До:лиЛочН1.|й
Рис. 1. Ребенок под контролем «экзаменатора» карточку в «стоматологический банкомат»
няет кариесогенную ситуацию в полости рта. Правильное питание (уменьшение количества рафинированных углеводов, употребление кариеспротективных продуктов) также уменьшает риск возникновения кариеса [2, 3].
Детство - период усиленного развития, изменения и обучения, это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно и радостно. Активные от рождения существа, дети, играя, развиваются физически, нравственно, интеллектуально, формируют качества, необходимые для будущей деятельности [1]. Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Педагоги рассматривают игру как проявление детской активности, как форму детского труда [4, 7]. Память в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Исходя из этого, мы ввели элементы игры в процесс гигиенического обучения детей.
Одним из условий, определяющих творческое отношение детей к игре, является грамотный подбор оборудования и оснащение игры. Игрушка - опора деятельности ребенка и средство его развития, она выполняет развлекательную, информационную, образовательную, воспитательную, коммуникативную функции [7]. Нервно-психическая организация дошкольника отличается склонностью к подражанию и легкой внушаемостью. Учитывая этот факт, мы работали индивидуально с каждым ребенком.
В данной работе представлен опыт применения игры в процессе гигиенического обучения дошкольников, дана оценка его эффективности а также взаимосвязи информированности родителей и знаний детей по вопросам профилактики возникновения стоматологических заболеваний с состоянием зубов их детей. Влиянию родителей в развитии
опускает Рис. 2. Уровень знаний детей 4-6 лет по вопросу правильной чистки зубов
ребенка психологи отводят большую роль и выступают за просвещение родителей: каждый родитель будет лучше воспитывать своих детей, если он будет больше знать [1].
В исследовании участвовали 36 воспитанников детского сада №533 города Минска в возрасте 4-6 лет. Все дети являются участниками стоматологических профилактических проектов, реализуемых в данном образовательном учреждении в течение многих лет [8]. В процесс обучения мы ввели элементы игры.
Исходный уровень знаний детей оценивали с помощью разработанных нами тестов. Тесты содержали 20 вопросов, отражающих знания по гигиеническому уходу за полостью рта, о полезных и вредных для зубов продуктах питания и т.д. Варианты ответов были представлены в виде пиктограмм, изображающих эмоции. Использовались принятые в информатике в формате Юникод Basic Multilingual Plane «улыбающийся» и «грустный» смайлы, обозначающие соответственно положительный и отрицательный ответы. В процессе тестирования дети раскрашивали выбранный ими вариант. Если ребенок отвечал неправильно, мы акцентировали его внимание на конкретном вопросе, объясняли, почему другой ответ правильный, т.е. тестирование носило еще и обучающий характер.
Для родителей также были разработаны анкеты, позволяющие оценить степень их информированности по вопросам гигиены и питания их детей. Анкета содержала 16 вопросов. При этом некоторые вопросы отличались формулировкой, но предполагали одинаковые ответы. Тем самым мы стремились получить максимально достоверную информацию.
Одновременно с тестированием детей и анкетированием их родителей проводился мониторинг стоматологического здоровья дошкольников. Ежемесячно в
данном учреждении проводятся уроки гигиены сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста БГМУ совместно со студентами. Кроме этого, в ноябре в рамках «Месяца здоровой улыбки» в детском саду проходили занятия, на которых воспитатели обсуждали вопросы гигиены полости рта, беседовали с детьми о рациональном питании. По результатам тестирования были определены группы вопросов, в которых дети чаще ошибались. Воспитателям были даны рекомендации, на что обращать внимание детей.
На заключительном этапе исследования дети «сдавали экзамен», а мы определяли итоговый уровень знаний детей. На «экзамене» использовалось устройство, приобретенное на выставке инновационных технологий в Дании - «стоматологический банкомат», и разработанные нами карточки. На карточках с одной стороны изображены средства и предметы гигиены, продукты питания, а с другой - либо смеющийся, либо плачущий зуб. Эти карточки дети опускали в «стоматологический банкомат», имеющий на одной из стенок два горизонтальных отверстия. В верхнее отверстие ребенок вставляет карточку, а из нижнего появляется правильный ответ. Внутри «банкомата» установлена «хитрая начинка», которая заставляет карточку переворачиваться (рис. 1). Мы предполагали проводить «экзамен» один раз, но дети проявили большой интерес к игре, поэтому многие «экзаменовались» повторно, показывая при этом 100%-ный результат. На всех этапах исследования работа проводилась индивидуально с каждым ребенком.
Все участники условно были разделены на две равные группы (каждая по 18 человек) по результатам тестирования. Первую группу составили дети с меньшим процентом правильных ответов на вопросы исходного теста (75,56%), вто-
71
кнная ©темадашгая
Обмен ©пыт©м
Рис. 3. Уровень знаний дошкольников по вопросу правильного употребления сока
Рис.4. Уровень знаний детей о вредности различных сладостей
рую - с наибольшим процентом (89,44%). При формировании групп мы руководствовались целью определить взаимосвязь между уровнем стоматологических знаний и стоматологическим статусом.
Большинство детей знают о необходимости чистить зубы, однако не все понимают важность чистки зубов после еды (рис. 2). В рациональном питании важно правильное понимание того, что из продуктов вредно для зубов. Насколько точно дети понимают сущность данного вопроса, отражено на рис. 3 и 4.
Участники 1-й группы правильно ответили на 75,56% вопросов исходного теста, участники 2-й группы - на 89,44%. На «экзамене» выявлена тенденция к улучшению уровня знаний: дети 1-й группы правильно ответили на 82,65% вопросов, 2-й - на 90,48%. Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что игра способствует лучшему усвоению дошкольниками учебного материала, стремлению получить более высокую оценку на «экзамене» с использованием «стоматологического банкомата».
Более высокий уровень знаний соответствует лучшему стоматологическому и гигиеническому статусу детей. Так, если в 1-й группе значение индекса интенсивности кариеса (кпуз) составило 3,89±0,92, а гигиенического индекса (PLI) - 0,38±0,052, то во 2-й группе значение индексов было соответственно 2,00±0,84 и 0,26±0,045.
Анкетирование родителей показало, что взрослые недостаточно мотивированы в вопросах сохранения стоматологического здоровья их детей. Так,
гигиенический уход за полостью рта ребенка с момента прорезывания зубов осуществляли только 30% опрошенных, в среднем чистить зубы детям начинали с 1,5±0,05 года с регулярностью 1-2 раза в день. Только 61,9% родителей знают о необходимости замены щетки через 3-4 месяца.
Цель и частота посещения стоматолога: по мере появления кариеса - 19%; 2 раза в год для профосмотров - 71%; не посещают - 10%.
Частота употребления сладостей: 1 раз в день, на десерт - 33,33%; несколько раз в день, независимо от основного приема пищи - 33,33%; 2-3 раза в неделю в качестве поощрения - 28,57%; только в выходные и праздники - 4,76%. При этом лишь 5% детей после съеденной конфеты чистят зубы.
Молочные продукты, фрукты и овощи присутствуют в ежедневном рационе питания каждого ребенка.
Оценка взаимосвязи между информированностью родителей и знаниями и здоровьем зубов их детей показала, что все не так однозначно в трактовке полученных результатов. По нашим данным, родители, которые столкнулись с проблемой раннего детского кариеса, более мотивированы в вопросах лечения и профилактики стоматологических заболеваний, чем те, кто избежал подобной патологии у своих детей. Однако «вынудило» родителей заниматься профилактикой и гигиеной полости рта появление кариозных поражений зубов! Так не должно быть! Профилактика должна быть первичной!
Таким образом, познавательно-игровая форма стоматологических санитар-но-просветительных проектов является эффективным способом формирования гигиенической мотивации детей дошкольного возраста. Ребенок лучше усваивает учебный материал через игру, интересуясь и получая сильные впечатления. Игровая форма обучения способствует выработке полезных гигиенических привычек и навыков.
Знаний родителей недостаточно для сохранения стоматологического здоровья их детей, - надо увеличивать степень информированности и мотивации взрослого населения в вопросах гигиенического воспитания и сохранения стоматологического здоровья их детей. Результаты проведенного нами исследования свидетельствуют о необходимости разработки новых санитарно-просветительных форм работы с родителями.
ЛИТЕРАТУРА
1. ВолковБ.С., Волкова Н.В. Практические вопросы детской психологии. - СПб., 2009. - 208 с.
2. Кисельникова Л.П., Зуева Т.Е., Кружалова О.А. и др. // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2007. - №2. - С.19-22.
3. Корчагина В.В. Лечение кариеса зубов у детей раннего возраста. - М., 2008. - 168 с.
4. КоэнЛоренс. Игры, которые воспитывают / пер. с англ. - М., 2009. - 478 с.
5. Мельникова Е.И. Эпидемиология стоматологических болезней среди детского населения Республики Беларусь и определение научно обоснованных нормативов по организации стоматологической помощи: автореф. дис. ...канд. мед. наук. - Мн.,2002. - 21 с.
6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. - М., 1996. - 374 с.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / в 2 т. - М., 2000. - 529 с.
8. Терехова Т.Н., КозловскаяЛ.В. // Стоматол. журн. -2012. - №1. - С.22-26.
Поступила 23.05.2012
72 ©©временная стоматология N2 2©i