методы внедрения первичной стоматологической профилактики у детей дошкольного возраста.
О ЗНАЧЕНИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Считается, что основные заболевания полости рта (кариес зубов и воспалительные заболевания пародонта) управляемы и во многих случаях могут быть предупреждены. Однако эти заболевания относятся к числу наиболее распространенных болезней детского населения нашей страны [2, 3, 6].
Известно также, что здоровье детей во многом зависит от участия родителей в воспитании рациональных гигиенических навыков. Поэтому изучение профилактических знаний и привычек по гигиеническому уходу за тканями полости рта родителями является актуальной проблемой.
В связи с тем, что информированность населения с течением времени может изменяться, правомерно предположить, что может измениться как уровень санитарной культуры, так и степень ответственности родителей в отношении проведения профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний у детей [4].
Существующие в настоящее время организационные подходы и методы лечения не в состоянии снизить все возрастающую распространенность и интенсивность заболеваний полости рта. Поэтому в решении этой задачи на помощь стоматологам должна прийти первичная профилактика стоматологических заболеваний, внедрение которой уменьшит вероятность возникновения этих заболеваний и позволит снизить потребность в их лечении, что даст возможность врачу-стоматологу уделять больше времени предупреждению заболеваний.
Существенную помощь во внедрении первичной стоматологической профилактики у детей могут сыграть их родители. Выработка у родителей убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни их детей на основе научных знаний причин заболевания, а также освоения современных методов их предупреждения и поддерживания организма в здоровом состоянии является целью санитарно-просветительной работы среди родителей. Поэтому санитарно-просветительная работа среди родителей должна предшествовать
Симбирев А .П.
к.м.н., врач стоматолог-ортопед, ООО «Мастер Дент», г. Липецк
Флейшер Г.М.
лауреат финала Чемпионата
стоматологического
мастерства в номинации
«Профилактика
стоматологических
заболеваний», г. Липецк,
Резюме
На основании литературных данных и собственного опыта представлены основные формы работы стоматологов с родителями и их детьми по профилактике стоматологических заболеваний и зубо-челюстных аномалий у детского населения.
Ключевые слова: первичная стоматологическая профилактика, стоматологические образовательные программы, стоматологическое просвещение.
METHODS OF iMPLEMENTATiON OF THE PRiMARY DENTAL PREVENTiON OF PRESCHOOL CHiLDREN.
ABOUT THE iMPORTANCE OF HEALTH EDUCATiON OF PARENTS
Simbirzev A.P., Fleischer G.M.
The summary
Based on literature data and own experience are represented the main forms of dentist's work with parents and their children for the prevention of dental disease and tooth-jaw abnormalities in the pediatric population.
Keywords: primary dental prophylaxis, dental education programs, dental education.
и сопутствовать обучению основам гигиены полости рта у детей дошкольного возраста.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
• пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактике заболеваний,
• агитация родителей за соблюдение правил здорового образа жизни и профилактика болезней их детей путем воспитания и убеждения.
Для пропаганды медицинских знаний среди родителей рекомендуется организовать встречу врача гигиениста стоматологического перед родительским собранием в детском дошкольном учреждении. Нежелательно объединять родителей нескольких групп, так как в этом случае лекция или беседа плохо воспринимаются. При этом родителей надо озаботить состоянием зубов и органов полости рта среди детей и вызвать заинтересованность в проведении и поддержании мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний, планируемых в детских коллективах. Виды стоматологического просвещения среди родителей представлены на рис. 1.
Рис. 1. Виды стоматологического просвещения среди родителей
Непременным условием эффективности любой программы профилактики должно быть участие в ней родителей, которых необходимо обучить эффективным методикам контролирования ежедневной чистки зубов у детей, а также в выработке у них привычек здорового образа жизни.
Организация и проведение курсов гигиенического воспитания родителей проводится в комплексе обучения медицинского персонала лечебных и педагогов детских учреждений. Данный этап обязательно должен предшествовать внедрению профилактики специальными средствами и методами, так как только убежденные в ее необходимости сотрудники и родители могут стать надежными соратниками стоматологов или врачей-гигиенистов в этой важной работе. При этом нельзя выпускать из внимания ни одного из перечисленных звеньев населения.
WWW.DENTAL-PRESS.COM
Родители должны уделять особое внимание гигиеническому уходу за полостью рта своих детей с момента прорезывания зубов. От понимания родителями степени своей ответственности зависит здоровье ребенка. Только тесное взаимодействие родителей с врачами-педиатрами и стоматологами делает возможным сохранение здоровой полости рта у детей раннего возраста.
Стоматолог должен не менее 2 раз в год проводить занятия с родителями, рекомендуя им начинать чистку зубов у детей сразу после прорезывания первых молочных зубов.
Обучение родителей в системе гигиенического воспитания должно быть минимальным. Чаще всего оно проводится после лекций и бесед в комнате гигиены. Родителям также нужно показать, как правильно чистить зубы, чтобы в домашних условиях они могли контролировать продолжительность, кратность и правильность ухода за полостью рта у своих детей. Здесь же еще раз заостряется внимание родителей на их ответственности за культуру потребления углеводов детьми, т.е. сочетание обучения со стоматологическим просвещением.
Обучение родителей, пришедших с детьми в поликлинику по обращаемости, проводится по тем же принципам параллельно с обучением детей в комнате гигиены или перед раковиной с зеркалом в лечебном кабинете.
Зубы не чистят родители, значит, и дети не получают положительного примера. Если родители не акцентируют внимание на гигиене, не научили ребенка чистить зубы, в семье отсутствуют зубные щетки и зубные пасты, значит, ребенок не только не имеет зрительной и слуховой мотивации, но и понятия о необходимости соблюдения и регулярного выполнения гигиенического ритуала.
О профилактических мероприятиях аномалий зубочелюстной системы родители ничего не знают и, можно сказать, воспринимают ее даже настороженно. В то же время аномалии зубочелюстной системы среди детей дошкольного возраста распространены и занимают одно из первых мест среди стоматологических заболеваний (до 80%).
Профилактика зубочелюстных аномалий - это комплекс мероприятий, направленных на своевременное предупреждение и устранение этиологических факторов, способствующих их возникновению. Очень важно из большого перечня факторов риска выделить группу управляемых факторов, т.е. таких факторов, действие которых можно устранить или ослабить, а также своевременно направить ребенка на лечение к врачу-ортодонту. Этиологические факторы могут воздействовать
на разных этапах развития организма ребенка, профилактические мероприятия должны проводиться во все периоды роста и развития зубочелюстной системы.
Многие родители считают, что неровные зубы у ребенка - результат наследственности. Но в 70% случаев виноваты вредные привычки, которые ведут к нарушениям функций зубочелюстной системы. Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, - это прививание полезных навыков, в частности: аккуратность, организованность, умение доводить начатое дело до конца, борьба с вредными привычками. Если формирование вредной привычки все же произошло, родители не должны вести борьбу с ребенком, борьбу необходимо вести с его вредной привычкой. Ее устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Вредные привычки часто проявляются у детей, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует устранению вредных привычек. Если родители не добились результатов, ребенок не избавился от вредной привычки и привычка сосать палец сохранилась у него до 3 лет, то у таких детей наблюдается значительная деформация зубного ряда. Последствиями применения соски, пустышки, сосания пальца или языка является, как правило, открытый прикус во фронтальном отделе верхней челюсти.
Беседу перед родителями удобнее всего организовывать перед родительским собранием. При этом нужно иметь в виду, что для данного этапа нежелательна большая аудитория, поэтому не следует объединять родителей нескольких классов или групп.
Выступление или беседа по профилактике должна решить две задачи:
а) озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей,
б) вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании профилактических мероприятий в детском коллективе.
Продолжительность беседы не должна превышать 15-25 минут, так как примерно столько же времени потребуется для ответов на вопросы.
Для решения первой задачи - озаботить родителей состоянием зубов их детей - необходимо акцентировать внимание на сложных и неприятных последствиях, к которым приводят болезни зубов, челюстей, пародонта, нарушение прикуса. Лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена. На таком фоне серьезнее воспринимается информация о возможностях профилакти-
ческих мероприятий, появляется ответственность родителей за состояние здоровья своих детей. В заключение беседы врач должен призвать родителей быть его помощником в этом важном деле и подчеркнуть зависимость успеха профилактических мероприятий от совместных усилий. Особый акцент делается на контроль за культурой потребления углеводов и поддержание должного объема гигиены полости рта в домашних условиях. Для закрепления полученных знаний весьма целесообразно каждому родителю вручить соответствующие памятки-листовки, размноженные типографским способом.
Беседу желательно построить живо, интересно, со многими примерами, иллюстрациями, слайдами.
Необходимо использовать показ кинофильмов (на родительских собраниях); выпуск санитарной стенной печати с отражением вопросов предупреждения стоматологических заболеваний, а также распространение среди родителей и учащихся памяток, содержащих в кратком виде основную гигиеническую информацию по проблеме.
Следует помнить, что форма изложения и содержание рекомендаций должны соответствовать культурному уровню населения и условиям жизни в регионе. Основные принципы работы с родителями представлены на рис. 2.
Рис. 2. Основные принципы работы с родителями
Систематическое педагогическое просвещение родителей начинается в дошкольном образовательном учреждении, и уровень педагогической культуры родителей в значительной степени зависит от профессионализма и педагогической компетентности педагогов и специалистов детского сада, в том числе от их умения найти формы, приемы и способы совместной деятельности с родителями. Формы работы с родителями представлены на рис. 3.
Используются индивидуальные (при посещении родителей с детьми стоматологического кабинета) или групповые (родительские собрания) формы стоматологического просвещения с обязательной отметкой в санационной карте ребенка.
ТИПИЧНЫЕ РАЗДЕЛЫ БЕСЕД СРЕДИ РОДИТЕЛЕЙ
Беседы среди родителей как одно из основных действенных звеньев в обеспечении гигиенического воспитания должны проводиться по следующим разделам:
• Здоровье матери, питание и состояние полости рта будущего ребенка.
• Болезни полости рта и здоровье детей.
• Значение общего здоровья для состояния органов полости рта.
• Роль качественного питания в предупреждении болезней полости рта.
• Профилактическое значение личной гигиены.
• Лекарственная профилактика болезней органов полости рта и здоровье будущей матери и ребенка раннего возраста.
• Гигиеническое воспитание школьников.
Для родителей дошкольников рекомендуется план
основной беседы «Предупредить заболевания полости рта можно», которую первично один раз в каждом дошкольном учреждении и школе проводит стоматолог с родителями, как показательную для медперсонала и воспитателей детских садов, обязанных по плану дублировать ее по всем группам и классам.
Активную форму стоматологического просвещения с родителями проводят путем прочтения докладов по следующей тематике:
а) О значении гигиены полости рта;
б) О вреде сахара для зубов;
в) О целесообразности местной профилактики кариеса;
г) О необходимости лечения болезней зубов и пародонта в самом начале их возникновения.
По рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) тезисами для проведения гигиенического обучения и воспитания с родителями детей в возрасте до 5 лет могут служить следующие темы:
• Родители должны чистить детям зубы;
• Родители должны чистить зубы в присутствии детей;
• Ограничивать потребление рафинированных углеводов;
• Исключить практику поощрения детей сладостями.
• План беседы по гигиеническому обучению и воспитанию с родителями детей представлены на рис. 4. Целесообразно тезисы основной беседы приводить в стенной печати. Наиболее гибкой и популярной формой является родительский уголок, материалы которого следует планировать монотематично.
В индивидуальном порядке следует приглашать родителей на показательное или текущее занятие с детьми по гигиеническому уходу за полостью рта. Можно также указанную тематику представить в художественной форме путем создания серии диафильмов, фильмов, фонограмм, организовать тематические игры, театрализованные встречи, выступление в печати, по радио и телевидению.
Для закрепления полученных знаний весьма целесообразно каждому родителю вручить размноженные типографским способом соответствующие памятки-листовки, тематика которых представлена на рис. 5.
Согласно последним разработкам ведущих стоматологов мира, обучение рациональной гигиене полости рта и чистки зубов необходимо проводить, поэтапно начиная с трехлетнего возраста. В эту работу следует вовлекать родителей, так как в трехлетнем возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта [5].
Установлено, что именно приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными, усвояемыми на всю жизнь. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы стоматологического просвещения и основы формирования личности.
Рекомендации по составлению памяток
-н -н -н -н -н -н 5 мин Значение здоровья полости рта для общего состояния организма ребенка
15 мин Важность качества питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи
5 мин Роль общеоздоровительных мер ^ в развитии и состоянии органов и тканей полости рта
10 мин Выявление и устранение вредных привычек
10 мин Гигиена полости рта
15 мин Способы предупреждения заболеваний полости рта
С
Рис. 4. План беседы по гигиеническому обучению и воспитанию с родителями детей
Рекомендации по составлению памяток
)
Памятки
составляются
для
конкретных
групп
Содержание памяток должно быть ясное, краткое
Советы должны располагаться один за другим по значимости
V____________у
Предлага- В оформлении
емые советы памяток желательно должны быть использовать
точно сформу- иллюстрированный
лированными материал (рисунки,
и выполнимы схемы и т.д.)
Рис. 3. Формы работы с родителями
Рис. 5. Рекомендации по составлению памяток
WWW.DENTAL-PRESS.COM Проблемы стоматологии / Actual problems of stomatology 61
2012. № 1
Дальнейшее гигиеническое воспитание детей следует продолжать проводить в школах, а во взрослом возрасте - на предприятиях.
Этапы обучения ребенка рациональной чистке зубов, десен и языка объясняются тем, что до 3-летнего возраста кариозные полости чаще образуются в местах порочно развитой в антенатальном периоде эмали: на губной и жевательной поверхностях зуба, а с 4 лет, если ребенок не научился чистить зубы, удалять пищу из межзубных промежутков, появляются кариозные полости на боковых поверхностях зубов, которые плохо формируются и плохо удерживают пломбы. Поэтому профилактику предупреждения кариеса этой локализации надо начинать до 4 лет [1].
Основные этапы обучения детей рациональной чистке зубов, десен и языка приведены на рис. 6.
Наш клинический опыт свидетельствует о том, что родители, будучи основными агентами социализации детей, не могут быть основным источником и носителем знаний в области профилактической стоматологии, так как не обладают их достаточным уровнем и не имеют должной мотивации к предупреждению основных заболеваний органов и тканей полости рта у детей. Необходимо проведение специальных стоматологических образовательных программ для родителей детей различного возраста, расширение школьных образовательных программ, которые должны быть направлены не только на учеников, но и на их родителей. Отмечая увеличение доверия родителей к телевизионной рекламе, следует использовать этот ресурс для повышения их мотивации к профилактике стоматологических заболеваний у детей.
Этапы обучения ребенка рациональной чистке зубов, десен и языка
I этап - 3 года
МЛАДШАЯ ГРУППА
II этап - 3 года
МЛАДШАЯ ГРУППА
III этап - 3 года
МЛАДШАЯ ГРУППА
IV этап - 4 года
_СРЕДНЯЯ ГРУППА
V этап - 5-6 лет
СТАРШАЯ ГРУППА
< < < К
ц.
Обучение ребенка вертикальным движениям зубной щетки на передней поверхности передних зУбов
Обучение ребенка вертикальным движениям зубной щетки на передней поверхности боковых зубов
Обучение ребенка вертикальным движениям зубной щетки на язычной поверхности зубов
Обучение ребенка чистить жевательные поверхности зубов горизонтальными движениями
Формирование навыка чистки зубов в определенной последовательности для удаления налета со всех поверхностей верхних и нижних зубов
Обучение ребенка массажу десен круговыми движениями зубной щетки и чистке языка с помощью специальных скребков, щеток для чистки языка или специальной щетки для чистки языка (например, обратной стороной зубной щетки с ребристой поверхностью). Движения при чистке языка должны быть не жесткими, вести щетку нужно от корня до кончика языка
Рис. 6. Основные рекомендуемые этапы обучения детей рациональной чистке зубов, десен и языка [7]
)
)
)
)
й
VI этап - 6 лет
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА К ШКОЛЕ
Известно, что именно семья оказывает самое важное влияние на ребенка, так как привычки родителей служат моделью для поведения детей. Поэтому мы рекомендуем начинать мотивацию с педагогов и медицинских работников детских учреждений, чтобы объяснить им цель и задачи профилактики в стоматологии, рассказать, как она будет проводиться в данном учреждении и какую помощь может оказать медицинский персонал.
И только после этого следует организовать встречи с родителями детей, объяснить им возможность и важность предотвращения заболеваний зубов и десен, рассказать о правилах и особенностях чистки зубов у детей.
К большому сожалению, родители не всегда уделяют должное внимание гигиеническому уходу за полостью рта своих детей.
Опыт многих исследователей свидетельствует, что необходимо привлекать родителей к выполнению программ, направленных на улучшение здоровья детей. При этом происходит улучшение стоматологического здоровья не только детей, но и родителей, потому что наиболее важны те манипуляции, которые люди проделывают сами. Организационная структура гигиенического воспитания населения в учреждениях здравоохранения и народного образования представлена в табл. 1.
Из вышесказанного следует вывод, что важна работа с родителями о мотивации к проведению обучению детей гигиеническими навыками. В течение многих лет наша стоматологическая служба уделяла этому вопросу мало внимания, подходила к нему формально, и это является одной из причин недостаточной эффективности профилактики и роста интенсивности стоматологических заболеваний.
Для того чтобы убедить население регулярно и правильно чистить зубы, необходимы усилия не только стоматологов, но и врачей других специальностей, а также среднего медицинского персонала, педагогов, воспитателей детских садов. Однако именно на стоматологах лежит основная ответственность за стоматологическое просвещение, поскольку они должны разрабатывать все информационные материалы и обучать других специалистов.
Данную работу рекомендуется начинать еще в дородовый период, и она должна проводиться, как гигиенистами стоматологическими, так и немедицинским персоналом (воспитатели, нянечки), к обучению которых должны быть привлечены не только стоматологи городских стоматологических поликлиник, но и специалисты городских санитарно-эпидемиологических служб.
Убедить родителей изменить свои привычки или приобрести новые - это очень трудный и дол-
Таблица 1
Организационная структура гигиенического воспитания населения в учреждениях здравоохранения и народного образования
Контингент Стоматологическое просвещение
активные пассивные Исполнители
Детская стоматологическая поликлиника
Родители детей 3-6 лет, не посещающих ДДУ «Школа молодых родителей» Лекции; Индивидуальные консультации; Вечер вопросов и ответов; Родительская конференция 5. Санитарная стенная печать; 6. Стенды по гигиене и профилактике; 7. Плакаты, памятки 1-4 - стоматолог-педиатр 5-6 - стоматолог, гигиенист стоматологический; 7 - Центр здоровья
Родители 1. Индивидуальные консультации; 2. Беседы в процессе плановой санации группы (класса) 3. Санитарная стенная печать; 4. Стенды; 5. Памятки 1-4 - стоматолог, гигиенист стоматологический, медицинская сестра кабинета гигиены; 5 - Центр профилактики
Дети 3-6 лет, не посещающие ДДУ 1. Обучение уходу за зубами; 2. Индивидуальная беседа 3. Плакаты; 4. Стенды по гигиене 1 - врач гигиенист; 4, 2 - стоматолог, медицинская сестра 3 - Центр профилактики
Дети 3-6 лет, посещающие ДДУ 1. Контролируемая гигиена полости рта; 2. Индивидуальная беседа 3. Плакаты; 4. Стенды по гигиене 1 - медицинская сестра кабинета гигиены; 2 - стоматолог, гигиенист стоматологический, медицинская сестра; 3 - Центр здоровья
Детское дошкольное учреждение
Родители 1. Лекции и беседы педагогического всеобуча; 2. Выступления на групповых собраниях; 3. Выступления на общих собраниях; 4. Индивидуальные консультации; 5. Демонстрация правильной методики чистки зубов (в том числе детьми) 6. Тематические материалы уголка для родителей; 7. Материалы рубрики «Чему мы с детьми учимся?» 8. Стенд предметов гигиены; 9. Санитарная стенная печать ДДУ 1, 3, 8 - стоматолог, гигиенист стоматологический, педиатр, профилактическая медицинская сестра; 2, 4, 5, 6, 7 - воспитатель группы; 9 - старшая медицинская сестра ДДУ
Дети 3-6 лет 1. Дидактические игры на гигиеническую тематику; 2. Сюжетно-ролевые игры; 3. Разучивание коротких стихов гигиенического содержания; 4. Ежедневная контролируемая чистка зубов; 5. Экскурсия в кабинет зубного врача 6. Настольно - печатные игры (гигиеническое домино, лото); 7. Плакаты; 8. Диафильмы; 9. Книги 1, 2, 6 - воспитатель группы; 4, 5 - воспитатель группы, стоматолог, гигиенист стоматологический; 7-9 - Центр здоровья
гий процесс, связанный с врожденной боязнью перемен, которая присуща человеку. Этот процесс идет медленными, повторяющимися шагами и на первых стадиях обратим.
Все усилия, которые необходимо приложить, чтобы мотивировать родителей на обучение детей рациональной чистке, должны носить долговременный характер, и об этом следует помнить при планировании программ профилактики стоматологических заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградова Т. Ф. Диспансеризация детей у стоматолога [Текст] / Б-ка практ. врача. Важнейшие вопросы стоматологии/ Т.Ф. Виноградова - М.: Медицина, 1988.
2. Кузьмина Э. М. Профилактика стоматологических заболеваний [Текст]: учеб. пособие / Э.М. Кузьмина. - М.: Поли Медиа Пресс, 2001. - 250 с.
3. Лукиных Л.М.Лечение и профилактика кариеса зубов [Текст] / Л.М. Лукиных. - Н. Новгород: Изд-во НГМА, 1999. - 168 с.
4. Лунева Н.А. Социологический анализ мотивации родителей к профилактике стоматологических заболеваний у детей // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2009. - №2.
5. Сунцов В. Г. , Леонтьев В.К. , Дистель В.А., Вагнер В.Д. Стоматологическая профилактика у детей [Текст]: учебное пособие/ В.Г. Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер. - М.: Медкнига; Н. Новгород: Изд-во НГМА. - 2001.
6. Флейшер Г. М. Нежелательные эффекты, возникающие в полости рта при приеме лекарственных препаратов. -Стоматология детского возраста и профилактика [Текст]/ Г.М. Флейшер. - 2004. - № 3-4. - С. 12-19.
7. Флейшер Г. М. К вопросу организации гигиенического обучения и стоматологического просвещения среди детского населения России [Текст] / Г.М. Флейшер // Дентал Юг. - 2010 - № 9 (81). - С. 58-60.
WWW.DENTAL-PRESS.COM