УДК 616.314-084
ОПЫТ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Тамадаева Ю.В.,
гигиенист стоматологический АУ «Урайская городская стоматологическая поликлиника» высшая квалификационная категория бронзовый призер IV Регионального чемпионата профессионального мастерства гигиенистов стоматологических
В статье особое внимание обращается на необходимость внедрения обучения гигиене полости рта и её контроля в раннем детском возрасте и на этапах взросления ребенка. Только оптимизация и интенсификация гигиены полости рта позволит разрешить проблемы кариеса как кариозной болезни и гингивита, как стартовой площадки пародонтита, поскольку зубной налет и зубная бляшка отрицательно влияют и на твердые ткани зуба, и на пародонт.
Ключевые слова: гигиена полости рта, кариес, санитарно-просветительская работа
Актуальность темы
Гигиена (от греческого «гигиенос» — целебный) — это систематическое поддержание здоровья зубов и десен с помощью ежедневной очистки в домашних условиях и периодического контроля — в стоматологическом кабинете.
Во все времена здоровье зубов и десен неоспоримо связывалось с гигиеной полости рта: древние врачеватели утверждали, что человек здоров, пока здоровы его зубы. Учитывая высокую распространенность кариеса зубов, заболеваний пародонта, вполне понятно стремление современных стоматологов использовать все существующие методы профилактики для предупреждения стоматологических заболеваний и снижения интенсивности их течения. Одним из наиболее эффективных и вместе с тем наиболее простых и доступных мер профилактики этих заболеваний является правильный и эффективный уход за зубами, полостью рта в целом с использованием всего арсенала современных средств гигиены полости рта.
С экранов телевизоров на нас обрушивается мощный поток рекламных роликов, призывающих ухаживать за полостью рта с помощью современных и эффективных средств гигиены. При этом результаты эпидемиологических исследований показывают крайне низкий уровень гигиены полости рта у населения России. Причина этого кроется в менталитете. Изменить менталитет пациента во время консультации невозможно, на это ушли бы десятилетия. Но изменить отношение каждого отдельного пациента к своему здоровью можно. Доказано,
что для выработки привычки регулярно и тщательно чистить зубы у ребенка дошкольного возраста необходимо затратить 1 год (Хамадее-ва А.М., 1988), а у ребенка школьного возраста - 4 года (Васина С.А., 1984).
Любому стоматологу или гигиенисту это под силу, главное — иметь желание. Реализация комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний — первостепенная задача российской стоматологической службы сегодня. Гигиенический уход за полостью рта должен стать для пациента потребностью, привычкой, одним из критериев его личной культуры. И основным звеном в формировании этой потребности является специалист — гигиенист стоматологический, квалификация которого утверждена в России приказом Министерства здравоохранения №33 от 06.02.2001 года «О введении специальности «Стоматология профилактическая».
Краткий обзор литературы
По результатам исследования П.А. Леуса (1990) состояние пародонта у подростков одной возрастной группы примерно одинаково во всех обследованных населенных пунктах. Зубные отложения и кровоточивость десен отмечаются уже у 5-летних детей (Борисенко Л.Г., 1992). В 14-17 лет обнаружена средняя интенсивность болезней пародонта (КПИ = 2,6), которая нарастает с возрастом.
Из приблизительно 15-20 зубов, которые человек теряет в возрасте 40-65 лет, в большинстве случаев причиной указанной потери является пародонтит (Леус П.А., 1990). На вос-
становление функции жевания при частичной или полной адентии тратятся огромные средства. Во всем мире ортопедическое лечение пациентов с заболеваниями пародонта является наиболее дорогостоящей стоматологической услугой. Сохранение стоматологического здоровья определяет не только нормальное функционирование зубочелюстной системы и всего организма человека, но и качество его жизни (Леонтьев В.К., 1999).
Основным этиологическим фактором следует признать микрофлору полости рта. Другими словами, отсутствие гигиены полости рта, либо плохое её качество как основной фактор риска, несомненно, приведет к гингивиту и кариесу. Педиатры, воспитатели, родители имеют неадекватные современным представлениям знания по вопросам профилактики заболеваний полости рта, поэтому они не могут полноценно участвовать в гигиеническом обучении и воспитании детей по предупреждению основных стоматологических заболеваний (Хамадее-ва А.М., 2000).
По данным ВОЗ (2002), около 95% взрослого населения планеты и 80% детского населения имеют те или иные признаки пародонтопа-тий. Высокий уровень заболеваний пародонта, по докладу научной группы ВОЗ, выпадает на возраст 20 - 44 года (от 65 - 95%) и 15 - 19 лет (от 55 - 89%).
Для предупреждения заболеваний пародон-та уже на первых этапах, наиболее действенной является профессиональная гигиена полости рта, включающая обучение правилам гигиены полости рта, контроль за их выполнением, постоянную мотивацию пациента в ходе как первого, так и последующих курсов лечения (В.Г. Бокая, 1993; Е.В. Боровский, 1987, 1988; А.И. Грудянов, 1995; Е.Н. Жажков, 2000; S. Cnpps, 1984).
Цель работы
Гигиена полости рта, вместе с общегигиеническими мероприятиями, является одним из важнейших звеньев профилактики не только основных стоматологических заболеваний, но и организма в целом.
После многократного чаще всего несвоевременного лечения, из-за слишком позднего обращения к стоматологу зубы у детей удаляются
уже через несколько лет после прорезывания. Выход из замкнутого круга все возрастающей стоматологической заболеваемости состоит в первичной профилактике, когда все зубы еще здоровы.
Кариес является одним из самых распространенных заболеваний зубов, которому особенно подвержены дети. Тем не менее, этот патологический процесс можно предотвратить при установлении в раннем возрасте навыков правильного питания и ухода за полостью рта. Поэтому важно помочь детям понять, как ухаживать за своими зубами и деснами.
Программы профилактики стоматологических заболеваний направлены на приобретение правильных навыков по уходу за полостью рта в раннем возрасте с тем, чтобы они остались на всю жизнь и помогли сохранить зубы здоровыми.
Основной целью работы является оценка исходного уровня знаний о гигиене полости рта среди учащихся первых классов для разработки программы мероприятий по обучению гигиеническим навыкам.
Исходя из этой цели, были определены основные направления работы:
1. Проведение анкетирования детского населения при помощи специально составленных анкет с целью изучения представления о гигиенических и профилактических мероприятиях;
2. Разработка плана мероприятий с детским населением, позволяющих повысить уровень знаний по вопросам гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний;
3. Проведение целенаправленной работы по повышению знаний детей о методиках и средствах гигиены полости рта.
Материалы и методы обследования
На современном этапе развития стоматологии выделяют три группы методов профилактики основных стоматологических заболеваний: коммунальные, групповые, индивидуальные. Независимо от методов, обязательным компонентом любых профилактических программ должна быть санитарно-просветительная работа и гигиеническое обучение различных групп населения.
Для определения исходного уровня знаний о гигиене полости рта и профилактике стоматологических заболеваний мы взяли метод со-
циологического исследования — опрос учащихся первых классов общеобразовательных школ г. Урай. Выбор именно этой группы детей был не случайным: в период сменного прикуса в этой возрастной группе в определенной последовательности активно происходит замена вре-
Полученные результаты (см. таб. 2) позволяют сделать следующие выводы:
1. Среди опрошенных достаточно высок процент учащихся, соблюдающих правила гигиены полости рта ежедневно. 60% респондентов верно ответили на вопрос о частоте замены зубной щетки. 74% учащихся чистят зубы 2 раза в день , 26% респондентов проводят чистку зубов один раз в сутки (утром или вечером), объясняя это занятостью («не успел с утра») либо усталостью к концу дня.
2. Следует отметить, что у учащихся есть пробелы знаний в области применения дополнительных средств гигиены: 41 % не знает о необходимости чистки поверхности языка, 51 % не использует ополаскиватели полости рта.
менных зубов на постоянные, кроме того, в этот период ослабляется родительский контроль за гигиеническими навыками ребенка. В анкетировании приняли участие 100 детей — 68 мальчиков и 32 девочки. Школьникам было предложено ответить на вопросы анкеты (таблица 1).
Таблица 2
3. Высокий процент опрошенных, посещают стоматолога лишь при появлении боли, можно объяснить страхом перед стоматологическими вмешательствами.
4. Полученные результаты были учтены при составлении программы санитарно-просвети-тельской работы по профилактике стоматологических заболеваний среди детского населения.
5. Одним из этапов санитарно-просве-тительской работы являются уроки гигиены для детей. На период 2012-2015 годы мной были разработаны и проведены уроки гигиены и лекции по гигиеническому воспитанию и обучению гигиене полости рта среди детей младшего возраста.
Таблица 1
Анкета
Вопрос Ответ
1. Чистишь ли ты зубы каждый день? Да Нет Иногда забываю
2. Сколько раз в день ты чистишь зубы? Один раз (утром) Один раз (вечером) Два раза (утром и вечером)
3. Очищаешь ли ты поверхность языка при чистке зубов? Да Нет Первый раз слышу о том, что нужно чистить язык
4. Пользуешься ли ты зубными нитями? Да Нет Не знаю что это такое
5. Пользуешься ли ты ополаскивателями для полости рта? Да Нет Не знаю что это такое
6. Как часто нужно менять зубную щетку? 1 раз в год 2 раза в год раза в год
7. Как часто ты посещаешь стоматолога? 1 раз в год 2 раза в год Хожу к стоматологу, только если зуб заболит
Результаты анкетирования отражены в таблице 2
Результаты анкетирования
Вопрос Ответ (%)
1. Чистишь ли ты зубы каждый день? 93 0 7
2. Сколько раз в день ты чистишь зубы? 14 12 74
3. Очищаешь ли ты поверхность языка при чистке зубов? 47 11 41
4. Пользуешься ли ты зубными нитями? 13 40 47
5. Пользуешься ли ты ополаскивателями для полости рта? 38 51 21
6. Как часто нужно менять зубную щетку? 9 31 60
7. Как часто ты посещаешь стоматолога? 34 8 58
Обучающее занятие представляет собой игровую форму урока с ребятами длительностью 25-30 минут. Первым шагом в проведении стоматологического просвещения является — знакомство. Зачастую дети встречают «людей в белых халатах» настороженно и удивленно. Основная задача на этом этапе — пробудить интерес у слушателей, для этого мы использовали плюшевые зубы, яркие плакаты, загадки о зубах и «кариозных монстрах». Детям рассказывали о строении и видах зубов, что такое кариес, зачем ходить к стоматологу, что надо делать для того, чтобы зубы были крепкими и здоровыми и т.п. Проводили обучение гигиене полости рта с использованием моделей, плакатов, с последующей контролируемой чисткой зубов (рис. 1).
Рис. 1. Урок гигиены в МБОУ СОШ №6
Урок гигиены выстраивался по принципу решения 5 основных вопросов:
1. Зачем нужны зубы?
2. Отчего болят зубы?
3. Как чистить зубы зубной щеткой и зубной пастой?
4. Кто помогает сохранить зубы чистыми и здоровыми?
5. Как сберечь зубы здоровыми?
По мере взросления ребенка, отвечая на эти вопросы, сохраняются цели и задачи, но меняются формы их реализации, и используемые для этого рассказы и беседы.
В возрасте 3-4 года для решения первого вопроса, ставилась цель — раскрыть строение и функции зуба. В ходе урока дети должны были усвоить, что у них есть зубы, которыми они едят, улыбаются, разговаривают. Они описывали свою ротовую полость, называли части зуба.
В этих занятиях использовались небольшие зеркальца, что бы дети могли заглянуть к себе в рот, посчитать зубки, рассмотреть коронки зубов, перед зеркалом ребенок сравнивал улыбку с сомкнутыми губами и то, какая радостная улыбка у него получается с открытыми зубками.
Для решения второго вопроса ставилась цель — объяснить причину болезни зубов и потребность сохранения их здоровья. Дети должны были усвоить, что заболевание зубов называется кариесом, что оно вызывается микробами, которые находятся в полости рта и составляют зубной налет. Более наглядно представить внешний вид с плохими зубами помогает один из приемов: ребенку предлагалось закрасить несколько зубов на фотографии улыбающейся модели (дети делали это с удовольствием), в результате — некрасивая, страшная улыбка. В этом же разделе отмечалось, что употребление жесткой пищи полезно, так как она дает зубам и деснам необходимую нагрузку. Дети называли полезные и вредные продукты для зубов.
При обсуждении третьего вопроса ставилась цель — сформировать навык чистки зубов щеткой, который должен привести к развитию потребности в сохранении чистоты и здоровья зубов. Она решалась путем обучения и осваивания детьми навыков чистки зубов: дети должны научиться держать зубную щетку, правильно ее располагать, узнать и научиться, каким способом следует передвигать щетку по зубному ряду. Все это выполнялось в игровой форме, под стихотворение или музыку. Благодаря этому дети учились чистить зубы, понимать, что чистка зубов — важная часть личной гигиены; формировалась потребность в регулярном уходе за зубами; усваивалась информация о том, что кальций и фтор в пастах помогают сохранить здоровье зубов и избежать кариеса.
Целью четвертого вопроса являлось стремление показать, что профилактика помогает сохранить здоровье зубов. Это приводит к формированию позитивного отношения к гигиенисту стоматологическому, врачу-стоматологу и к посещению их ребенком с раннего возраста. В результате разбора этой темы у детей сформировалось позитивное отношение к посещению всех специалистов стоматологического профиля.
Целью пятого вопроса являлось стремление познакомить детей с правилами, обеспечивающими им возможность избежать травмы зубов
и полости рта, а при несчастном случае сразу же необходимо обратиться к взрослым.
Заключительная часть урока проходила в виде викторины, вопросы и игры которой были сформированы из материала, рассказанного в основной части беседы.
Для подачи материала использовались различные формы: сказки, рассказы, считалки, загадки, стихи, рисунки, песни, презентации. Эти формы сочетаются, взаимозаменяются — все делается для того, чтобы разнообразить подачу материала, сделать более запоминающейся.
Комплекс мероприятий использовался в 5 детских садах, 5 школах и в реабилитационном центре «Зина» (рис. 2, 3), среди детей подготовительных и старших возрастных групп, в возрасте от 4 до 14 лет. В 2015 году проведено 28 мероприятий по гигиеническому воспитанию и обучению гигиене полости рта.
Рис. 2. Урок гигиены в реабилитационном центре «Зина»
Отмечается высокая активность и заинтересованность со стороны детей во время бесед, почти каждый ребенок задал интересующийся вопрос и принял участие, наиболее активные поощрялись призами — детскими зубными щетками.
Обсуждение результатов
Определение исходного уровня знаний путём анкетирования показало средний уровень стоматологической просвещённости среди детей. Согласно полученным данным в исследуемой группе детей сформированы правильные гигиенические навыки и знания в вопросах ухода за полостью рта, но необходимо больше уделять внимание вопросу информирования
Рис. 3. Урок гигиены в реабилитационном центре «Зина»
учащихся об использовании дополнительных средств гигиены. Остается высокий процент семей, где вопросам гигиены не уделяется должное внимание, а привычки и навыки правильного ухода за полостью рта необходимо закладывать с детства.
Учитывая то, что интенсивность основных стоматологических заболеваний у детей среди младшего школьного возраста достаточно высока, огромное значение имеет знание и проведение профилактических мероприятий. Важным этапом является мотивация детей. Занятия с детьми должны проводиться регулярно для обучения навыкам гигиены полости рта. Таким образом, для улучшения стоматологического здоровья детей необходимы усилия не только специалистов, но и общества в целом, необходимо создание и внедрение в практику новых форм стоматологических санитарно-просветительных мотиваци-онных проектов, которые будут являться познавательной возможностью уменьшения факторов риска возникновения кариеса и сохранения стоматологического здоровья детей.
По нашему мнению, осуществляемая программа способна повысить уровень знаний детей по вопросам индивидуальной гигиены полости рта, а также способствует улучшению её состояния.
Заключение
Благодаря проведению индивидуальных и групповых профилактических мероприятий удалось добиться снижения интенсивности и распространенности стоматологических заболеваний у взрослых и детей.
Индивидуальный подход к детям, ответственность за их здоровье, работа с родителями - все это позволило уменьшить число детей, отказывающихся от стоматологического лечения.
Приоритетным направлением является профилактика стоматологических заболеваний, особенно у детей и подростков, проведение профессиональных осмотров, обучение гигиене полости рта, проведение уроков гигиены в дошкольных и школьных учреждениях, открытие школ для беременных женщин.
Литература
1. Безруков, В.М. Справочник по стоматологии. -М.: Медицина, 1998.
2. Полный современный медицинский справочник. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. - 1280 с.
3. Федоров, Ю.А. Профилактика заболеваний зубов и полости рта. - Л.: Медицина, 1979. - 270с.
4. Курякина, Н.В., Савельева, Н.А. Стоматология профилактическая: руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний. - М: Медицинская книга, Н-Новгород: Издательство НГМА, 2005. - 284 с:.илл.
УДК 614.1
5. Современные средства экзогенной профилактики заболеваний полости рта: практическое руководство. — К.: Книга плюс, 2001. — 208., цв.илл.
6. Леонтьев, В.К, Кисельникова, Л.П. Детская терапевтическая стоматология: национальное руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 896 с. — Серия «Национальное руководство».
7. Дмитриева, Л.А, Максимовский, Ю.М Терапевтическая стоматология: национальное руководство. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — 912 с. — Серия «Национальное руководство».
8. Могилева, Ж.А., Присяжнюк, С.А. Роль гигиениста стоматологического в комплексном лечении заболеваний полости рта // Вестник Ассоциации Гигиенистов стоматологических России «Стоматологический колледж». — 2012. — №1. — С.10-11.
9. Калуцкая, Н.С. Индивидуальная гигиена полости рта, как метод профилактики заболеваний паро-донта //Здравоохранение Югры. — 2015. — №3. — С.13-18.
10.Якубова, И.И., Острянко, В.И., Исаева, Н.С. Классификация пигментированного зубного налета // Профилактика сегодня. — 2014. — №18. — С.20-22.
11. htt://www.e - stomatology.ru/gigienist.
12. htt://www.gigienist.ru/Stopparrodontoz.
13. htt://www/medicinaportal.com/gigiena ро^йт.
© Тамадаева Ю.В., 2016
АНАЛИЗ ЛЕТАЛЬНЫХ СЛУЧАЕВ ДТП НА ТЕРРИТОРИИ ВОСТОЧНОГО ОТДЕЛА КУ «БЮРО СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ» ЗА 2013, 2014 И 2015 ГОДА
Кузьмичев Д.Е.,
заведующий Восточным отделом аппарата управления, врач — судебно-медицинский эксперт высшей квалификационной категории
КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»,
Скребов Р.В.,
заместитель начальника по экспертной работе, врач — судебно-медицинский эксперт высшей квалификационной категории
КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»,
Вильцев И.М.,
заведующий филиалом - врач — судебно-медицинский эксперт
высшей квалификационной категории «Отделение в городе Мегионе» Восточного отдела КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»,
Штрек Л.А.,
врач - судебно-медицинский эксперт филиала «Отделение в городе Мегионе» Восточного отдела КУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы»
В статье описана актуальная проблема дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Вехи истории автомобилестроения. Проведен анализ летального травматизма на территории обслуживания Восточного отдела КУ ХМАО-Югры «Бюро судебно-медицинской экспертизы». Даны рекомендации.
Ключевые слова: дорожно-транспортный травматизм, летальный исход