ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА ЧЕЛОВЕКА
УДК616.314-002:616.314.17-008.1-053.5-084-083(470.342) С.Н. Громова, В.Ю. Никольский
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ КАРИЕСА ЗУБОВ И БОЛЕЗНЕЙ ПАРОДОНТА У ДЕТЕЙ Г. КИРОВО-ЧЕПЕЦКА
Кировская государственная медицинская академия S.N. Gromova, VYu. Nikolsky
ANALYSIS OF THE RESULTS OF COMPREHENSIVE PROGRAM OF PREVENTATIVE MEASURES OF DENTAL CARIES AND PERIODONTAL DISEASES OF KIROV-CHEPETSK CHILDREN
Kirov state medical academy Авторами была разработана Комплексная программа профилактики кариеса зубов и болезни паро-донта у детей города Кирово-Чепецка «Жемчужная улыбка» на 2004-2007 гг. Сначала были изучены характеристики заболеваемости и особенности кли-матогеографических условий. Затем был разработан сценарий творческой игры «Спасение Королевы Зубной Щетки от Страшного Кариеса», который занял первое место во Всероссийском конкурсе «Лучший сценарий урока гигиены полости рта для детей» в 2005 г. Внедрение профилактической программы среди учащихся 3-х классов позволило улучшить гигиеническое состояние полости рта на 79,3%, увеличить устойчивость зубной эмали к кариесу на 52% и снизить в 2,7 раза прирост интенсивности кариеса.
Ключевые слова: программа профилактики стоматологических заболеваний, гигиена полости рта, интенсивность кариеса.
The comprehensive program of prevention of caries of teeth and periodontal diseases of children of the city of Kirovo-Chepetsk «А pearl smile» for 2004-2007 was developed by the authors. At first the incidence characteristics and climatgeographic conditions were studied. Then scenario of the creative game «Saving the Toothbrush Queen from a Terrible Caries» was developed, which won the 1-st prize at the national Russian competition «The best scenario of a lesson of hygiene of mouth cavity for children» in 2005. Introduction of the preventive measures program among third-year pupils allowed to improve a hygienic condition of mouth cavity by 79,3%, to increase resistance of tooth enamel to caries by 52% and to lower caries intensity growth by 2,7 times.
Key words: Program for the prevention of dental diseases, oral hygiene, caries intensity.
Кариес зубов и воспалительные заболевания па-родонта по-прежнему остаются основной, наиболее распространенной патологией полости рта, встречающейся у подавляющего большинства взрослого и детского населения. Только первичная профилактика, включающая в себя систему воспитательных мер, на-
правленных на предупреждение стоматологических заболеваний путём устранения причин и условий их возникновения, может привести к желаемому оздоровлению населения [1, 3, 5].
Профилактика - это система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение заболеваний. Профилактика стоматологических заболеваний является одной из важнейших составляющих комплексной программы оздоровления населения [2, 4].
В ряде работ последних лет говорится о готовности и желании населения и системы здравоохранения к реализации программ профилактики в области стоматологии [5]. Во многих городах: Москве, Самаре, Санкт-Петербурге - разрабатывают программы для отдельных школ и районов. Успешно проходила 10-летняя Всероссийская школьная профилактическая стоматологическая программа (руководитель Авраамова О.Г.), в Псковской области проходила программа совместно со шведскими стоматологами (руководитель - Яковлева Т.С.).
С 2004 г. в СТАР образована Ассоциация гигиенистов стоматологических. Гигиенист - первый помощник врача-стоматолога в реализации таких программ. В зависимости от выбранного контингента выделяют методы индивидуальной и массовой, групповой профилактики. Групповой способ - наиболее удобный при работе с группами (классами) детей в школах [1].
Опираясь на предложенную Министерством здравоохранения Российской Федерации Модель территориальной комплексной программы «Детская стоматология» от 21 октября 2003 г [3], мы разработали «Комплексную программу профилактики кариеса зубов и болезни пародонта у детей г. Кирово-Чепецка «Жемчужнаяулыбка» на 2004-2007 гг.».
В первую очередь проанализировали ситуацию в нашем городе. Интенсивность кариеса у школьников начальных классов 3,67 ± 0,03. К 12 годам распространенность - 71,14%, интенсивность - 3,18%. Прирост интенсивности составляет 81%. По рекомендациям ВОЗ к 2000 г. КПУ < 3, а к 2010 г. - < 1,5. Данные нашего региона говорят о средней, ближе к высокой интенсивности кариеса. Особенности кли-матогеографических условий: сниженное содержание фтора в воде 0,1 мг/л (при норме 0,8 мг/л), сниженное содержание йода, что приводит к дисфункции щитовидной железы. Нарушается фосфорно-кальци-евый обмен, следствием этого является увеличение распространенности и интенсивности кариеса зубов, болезни пародонта.
Целью программы стало: сохранить здоровье детей, пропагандировать здоровый образ жизни, правильное и рациональное питание, сформировать у детей представление о том, что человеку необходимо, как можно дольше сохранить крепкие и здоровые зубы, заложить основы навыка посещения стоматолога и ухода за полостью рта.
Задачи данной программы
1. Создать условия для укрепления здоровья учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
2. Снабдить детей необходимой информацией о средствах гигиены полости рта и их правильном использовании, рациональном питании.
3. Привлечь внимание детей и родителей к стоматологическому здоровью.
Для решения данных задач мы выбрали учеников 3-х классов МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №12 города Кирово-Чепецка. Материальное обеспечение составляло: санитарно-просветительные материалы, медикаменты, средства и предметы гигиены полости рта (рис.1-5).
Рис.1. Стоматологический праздник для детей — оформление класса.
Рис. 2. Занятие детей по специальнойрабочей тетради.
Рис. 3. Занятия детей со стоматологом.
Рис. 4. Отработка правильных движений при чистке зубов.
Рис. 5. Контролируемая чистка зубов в кабинете у врача.
Для наглядности предлагаемых детям методов профилактики был разработан сценарий творческой игры «Спасение королевы зубной щетки от страшного кариеса», рассчитанный на 3 урока в 3-4-х классах. Сценарий занял первое место во Всероссийском конкурсе «Лучший сценарий урока гигиены полости рта для детей» и опубликован в газете «Стоматологический колледж», сентябрь 2005 г., выпуск 02/03.
В первый день врач проводила теоретические занятия с детьми о том, что нужно в первую очередь для проведения гигиенических мероприятий. Необходимо было познакомиться с основным предметом гигиены - зубной щеткой. Для этого школьники знакомились с основными правилами выбора зубной щетки.
Правила выбора зубной щетки
1. Необходимо выбирать щетку с мягкой щетиной.
2. Длина головки щетки должна быть равна ширине 2-3-х зубов.
3. Перед чисткой и после чистки зубов необходимо вымыть щетку.
4. Щетка храниться в индивидуальном стакане щетиной вверх.
5. Не рекомендуется давать свою зубную щетку другому.
6. Нельзя использовать щетку для других целей.
Помимо щетки для чистки зубов необходима и паста. Детям предлагалось назвать зубные пасты, которыми они пользуются. Ребятам объясняли, какие
Вятский медицинский вестник, № 4, 2013
вещества необходимы для формирования здоровых зубов после их прорезывания в период активной смены зубов, рекомендовались пасты, содержащие фториды, кальций и фосфаты.
Далее врач объясняла состав паст и на что обращать внимание при ее выборе. Она показывала, сколько использовать пасты на одну чистку, и предлагала решить простую задачу: «На одну чистку зубов расходуется 1 г зубной пасты. На сколько чисток хватит тубы, содержащей 70 г пасты? 90 г пасты? На сколько дней хватит этих же туб, если зубы чистить два раза в день».
Ну и, конечно же, объясняла правила чистки зубов. В дальнейшем шла отработка практических навыков в кабинете у врача с определением гигиенических индексов и ежедневная чистка под контролем врача после еды в школе. А дома на себя роль контролеров брали родители.
На второй день (второе занятие) доктор в доступной форме рассказывала о строении зуба и прилегающих к нему тканях. Врач говорила об этапах развития кариеса и объясняла, когда зубы лечить больно, а когда нет. Ребята сами отмечали все этапы разрушения в специальных рабочих тетрадях. Дети делились впечатлениями от посещения стоматологического кабинета. Заканчивалось все коллективной контролируемой чисткой зубов.
Третий день был игровой. Ребята разбивались на 3 команды, проводили блицопрос, который позволял определить уровень усвоенного материала. Ученики с удовольствие заполняли анкету по определению уровня знаний у школьников, разработанную кафедрой стоматологии детского возраста Тверской государственной медицинской академией (приложение). Ребятам вручались зубные пасты и щетки. Все завершалось просмотром мультфильма про доктора Кролика.
С родителями проводились собрания. На них им рассказывалось о необходимости гигиенических мероприятий, проводимых с детьми. Они обучались стандартному методу чистки зубов. Возлагалась обязанность по контролю над исполнением гигиенических манипуляций дома. При этом многие дети обучили членов своей семьи правильным методикам чистки зубов, пользованию зубной нитью. Родителей просили исключить из рациона детей «вредные продукты», богатые углеводами, давать больше фруктов, овощей, молочных продуктов. Нужно отметить, что при работе в школе профилактической программы в течение 3-х лет мы не получили негативного отношения ни со стороны родителей, ни со стороны детей. Контроль гигиенических мероприятий проводился в течение учебного года со стороны учителя и врача-стоматолога.
Результаты внедрения программы
Программа была рассчитана на 3 года. Предварительные исследования, как и ожидалось, показали положительную динамику:
- улучшилось гигиеническое состояние полости рта на 79,3%;
- снизились явления воспаления на десне на 88,2%;
- увеличилась устойчивость зубной эмали к кариесу на 52%;
- через год наблюдений у обученных детей прирост интенсивности кариеса составил 5,7% (у 52 учеников выявлено всего 8 новых полостей); через 2 года 36% (26 новых полостей). Для сравнения у школьников, не участвующих в программе, прирост интенсивности кариеса через год составил 96%, а через 2 года - 98%, то есть прирост интенсивности кариеса сократился в 2,7 раза;
АНКЕТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
У ШКОЛЬНИКОВ
Фамилия, имя_
Полных лет_, школа №_, класс_
1. Каждый ли день ты чистишь зубы? (да, нет)
2. Сколько раз в день ты чистишь зубы? а) 1 раз; б) 2 раза; в) совсем не чищу.
3. Когда ты чистишь зубы? а) утром до завтрака; б) после завтрака; в) вечером после ужина.
4. Чем ты чистишь? а) порошок (какой); б) паста (какая).
5. Сколько времени занимает у тебя чистка зубов? а) 1 минуту; б) 3 минуты; в) 5 минут.
6. Какие движения используешь при чистке зубов?
а) вертикальные; б) вращательные; в) горизонтальные; г) все виды движений.
7. Есть ли у тебя своя зубная щетка? а) да; б) нет.
8. Как ты ухаживаешь за своей зубной щеткой? а) мою после каждой чистки зубов водой; б) с мылом; в) совсем не мою.
9. Как ты хранишь зубную щетку? а) в стакане щетиной вверх; б) в стакане щетиной вниз; в) в футляре.
10. Как часто ты меняешь щетку? а) 1 раз в год; б) 2 раза в год; в) 1 раз в 3 месяца; г) не меняю.
11. Полощешь ли ты рот водой после еды? а) да, б) нет.
12. Какие средства ухода за полостью рта ты еще знаешь?
1_, 2_, 3_
13. Нужно ли обращаться к врачу, если зубы не болят? (да, нет)
14. Сколько раз в год нужно посещать стоматолога? а) 1 раз; б) 2 раза; в) чаще.
15. Влияют ли заболевания зубов на общее состояние организма? (да, нет)
16. Из каких источников ты получил знания по гигиене полости рта? а) родители; б) воспитатели в детском саду; в) школьные медики; г) учителя; д) друзья; е) другие источники.
17. Много ли ты употребляешь сладостей и мучных изделий? а) много; б) мало; в) совсем не употребляю.
18. Делаешь ли ты утреннюю гимнастику? (да, нет)
- распространенность кариеса у детей, участвующих в стоматологической программе, составила в 12-летнем возрасте 15%;
- у всех детей отсутствовал страх перед стоматологом.
Выводы
Регулярные теоретические занятия и ежедневную чистку зубов детьми в возрасте 10 лет под контролем врача-стоматолога необходимо проводить в организованных детских коллективах, так как это способствует:
1. Выработке стойких навыков регулярной гигиены полости рта.
2. Формированию правильных привычек в выборе питания.
3. Значительному увеличению кислотоустой-чивости эмали и скорости ее реминерализации и соответственно повышению резистентности эмали зубов к кариесу, что приведет в конечном итоге к снижению распространенности и интенсивности кариеса у детей в возрасте 12 лет.
4. Лучшему очищению зубов от налета, выраженному снижению воспалительной реакции десны.
5. Отсутствию страха перед стоматологическими манипуляциями, а следовательно, регулярному осмотру каждые 6 месяцев.
На основании всего изложенного мы ещё раз убедились в эффективности комплексного подхода к профилактике стоматологических заболеваний у детей и рекомендуем:
- разрабатывать и внедрять в школах программы профилактики в начальных классах в рамках уроков «Ознакомление с окружающим миром»;
- подключать к работе с детьми родителей, медиков школ и педагогов;
- руководство программами осуществлять врачу-стоматологу.
И тогда улыбка наших детей будет поистине белоснежной!
Список литературы
1. Авраамова О.Г., Шевченко С.С. Опыт организации комплексной школьной программы по профилактике стоматологических заболеваний у детей// Материалы XVI Всероссийкой научно-практической конференции «Актуальные проблемы в стоматологии». М., 2006. С. 4-7.
2. Виноградова Т. Ф. Стоматология детского возраста (Руководство) / Т.Ф. Виноградова, О.П. Максимова, В.В. Рогинский и др. // М.: Медицина. 1987. 526 с. С. 76-185.
3. Кузьмина Э.М. Типовая модель для разработки регионально ориентированных программ профилактики стоматологических заболеваний, предназначенных для детского населения. / Э.М. Кузьмина // Стоматология детского возраста и профилактика. 2003. № 3-4. С. 23-27.
4. Леонтьев В.К. Система организации гигиенического воспитания населения при проведении первичной профилактики кариеса зубов у детей / В.К. Леонтьев, В.Г. Сунцов, В.А. Дистель //Стоматология. 1986. № 1.С. 67-71.
5. Хамадеееа A.M., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний: учебное пособие. Самара, 2001, 230 с.
Сведения об авторах
Громова Светлана Николаевна - к.м.н., ассистент кафедры стоматологии Кировской ГМА, e-mail: Gromova [email protected].
Никольский Вячеслав Юрьевич - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой стоматологии Кировской ГМА, e-mail: [email protected].
УДК:618.29:618.3-06:618.2-084.
М.П. Плясунова1, С.В. Хлыбова2
ФАКТОРЫ РИСКА ПРИ НЕРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ БЕРЕМЕННОСТИ: МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
'Северная городская клиническая больница 2Кировская государственная медицинская академия
М.Р Plyasunova1, S.V Khlybova2
RISK FACTORS FOR NON-DEVELOPING PREGNANCY: MEDICAL AND SOCIAL ASPECTS
'Northern municipal clinical hospital 2Kirov state medical academy
С помощью созданной нами анкеты и данных, полученных из амбулаторных карт, оценили социально-биологический статус, репродуктивный анамнез и состояние здоровья 125 женщин с неразвивающейся беременностью в анамнезе и сравнили их с аналогичными параметрами здоровых беременных. Женщины с неразвивающейся беременностью чаще были одиноки, курили, рано начинали половую жизнь и имели больше половых партнеров. Среди факторов, приводящих к неразвивающейся беременности, существенную роль играли инструментальные вхождения в полость матки и наличие хронической урогениталь-ной инфекции.
Ключевые слова: невынашивание, беременность, реабилитация.
With the help of the survey that we created and data collected from outpatients, we evaluated the social and biological status, reproductive history and health status of 125 women with a history of non-developing pregnancy, compared them with the same parameters of healthy pregnant women. Women with non-developing pregnancy more often were single, smoked, began sexual activity early and had more sexual partners. Among the factors leading to non-developing pregnancy, the significant role was played by instrumental entry into the uterine cavity and the presence of chronic urogenital infection.
Key words: non-developing pregnancy, pregnancy, rehabilitation.
Актуальность
В настоящее время невынашивание беременности занимает одно из первых мест среди важней-