2014, том 16 [6]
Шифр специальности: 13.00.03 УДК: 378.014.15/.14.015.62+378.111
CURRENT ASPECTS OF DEVELOPMENT STRATEGY HIGHER MEDICAL SCHOOL
O. V. Kolomiets, N.A. Zabokritskiy
Department of pharmacology and clinical pharmacology
Ural State Medical University
Repina str., 3, Ekaterinburg, Russia, 620028
Modern trends in the development of society dictate new requirements to the quality of higher professional education for training of specialists of medical profile, to his personal and professional qualities. Taking place in the present time in our country's political, economic and social changes naturally stimulate modernization of national system of higher medical education. To achieve such needs in medical and pedagogical activity, it is mandatory to take into account important multifactorial nature and the educational process. The authors evaluated the process of education in the Urals state medical University, developed in 2014 questionnaire among students preventive therapy, pediatric, medico-prophylactic and pharmaceutical faculties, students at the third course in the discipline of pharmacology. The article presents the Strategy of development of medical science that aims at the implementation of state policy in the sphere of health care, improving the quality and accessibility of medical assistance to the population of the Russian Federation, including development of innovative products, development of critical technologies and the development of competencies. As a result of implementation of the Strategy should be integrated national sector of medical research in the relevant sector of the global science, which will lead to an increase in the number of national publications on medicine, indexed in international bibliometric database. It is planned to improve the quality of scientific research of the Russian medical institutions, the prestige of the medical scientific specialties for young specialists and the share of Russian publications in the global rankings.
Key words: the strategy, teaching, educational process, satisfaction, updating of the development Academy of medical science and its role in the learning process.
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
О.В. Коломиец, Н.А. Забокрицкий
Кафедра фармакологии и клинической фармакологии Уральский государственный медицинский университет ул. Репина, 3, Екатеринбург, Россия, 620028
Современные тенденции развития общества диктуют новые требования к качеству высшего профессионального образования в подготовке специалистов медицинского профиля, к его личностным и профессиональным качествам. Протекающие в настоящее время в нашей стране политические, экономические и социальные изменения закономерно стимулируют модернизацию отечественной системы высшего медицинского образования. Для достижения таких потребностей во врачебно-педагогической деятельности необходимо в обязательном порядке учитывать важную многофакторность воспитательного процесса. Авторами проведена оценка процесса обучения в Уральском государственном медицинском университете по разработанной в 2014 году анкете среди студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов, обучающихся на третьем курсе по дисциплине фармакология. В статье представлена Стратегия развития медицинской науки, которая направлена на реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, повышение качества и до—---------------------------------------------------------—
~ 19 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
ступности медицинской помощи населению Российской Федерации, включая разработку инновационной продукции, освоение критически важных технологий и развитие компетенций. В результате реализации Стратегии должна произойти интеграция национального сектора медицинских исследований в соответствующий сектор глобальной науки, что приведет к увеличению числа национальных публикаций по медицине, индексируемых в международных библиометрических базах данных. При этом планируется качественно повысить уровень научных исследований российских медицинских учреждений, престиж медицинских научных специальностей для молодых специалистов и удельный вес российских публикаций в общемировом рейтинге.
Ключевые слова: стратегия, преподавание, воспитательный процесс, удовлетворенность, актуализация развития медицинской академической науки и ее роль в учебном процессе.
Мировые тенденции развития общества диктуют новые требования к качеству высшего профессионального образования в подготовке специалистов медицинского профиля, к его личностным и профессиональным качествам. Протекающие в настоящее время в нашей стране политические, экономические и социальные изменения закономерно стимулируют модернизацию отечественной системы высшего медицинского образования [1-3, 5].
Важнейшим направлением в развитии высшей медицинской школы является возможность интеллектуализации учебного процесса наряду с внедрением новых инновационных форм обучения, созданием идеально-значимых условий для подготовки и работы, а также проявления талантливых особенностей студентов [2; 5].
Значимую роль создают мотивационные характеристики творческого подхода для обучающихся. Это обеспечивает благоприятные условия для самоактуализации как педагога, так и студента. Именно в таких ситуациях можно добиться удовлетворения познавательных потребностей, а также потребности в достаточной самооценке и признании окружающими [1; 3; 5].
Для достижения таких потребностей во врачебно-педагогической деятельности необходимо в обязательном порядке учитывать важную многофакторность и воспитательного процесса. Успех в воспитании каждого обучающегося медицинского профиля зависит от влияния многих факторов и условий. Здесь врач-педагог выступает главным организатором, координатором, комментато-
ром, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнить лишь будучи разносторонне эрудированным человеком. Базовой особенностью преподавательского процесса является концентризм в содержании воспитательной работы. Это процесс воспитания, когда к одним и тем же качествам личности приходится многократно возвращаться. Однако это не является простым повторением. Каждое возвращение — это контакт с когнитивно повзрослевшим обучающимся, это как бы контакт уже с другим человеком. При этом необходимо не забывать, что студент-медик — это субъект воспитания. Поэтому важнейшая задача педагога-врача воспитать у учащихся постоянную потребность в самооценке, самоанализе, самовоспитании. Необходимо у студентов пробудить их внутреннюю активность, максимально развить их самостоятельность. Успешное решение этих задач требует от педагога развитой эмпатии — способности видеть ситуацию глазами другого человека, умение поставить себя на место своего ученика и взглянуть на проблему его глазами [1; 2].
Нами проведена оценка процесса обучения в Уральском государственном медицинском университете по разработанной в 2014 году анкете среди студентов лечебно-профилактического, педиатрического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов, обучающихся на третьем курсе по дисциплине фармакология. «Хорошо» и «отлично» оценили подготовку в вузе 59,1% респондентов. Наиболее значимым критерием оценки процесса обучения 47,5% опрошенных считают
—---------- —
~ 20 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
общепрофессиональную подготовку. Наличие теоретических знаний и практических навыков, умений считают необходимым условием обучения 41,6—71,3% респондентов. При этом необходимо отметить, что 35,6% опрошенных важным услови-
ем подготовки специалиста считают личные качества студентов и умение работать самостоятельно. Однако только 6,0% респондентов квалификацию преподавателей и организацию учебного процесса считают главным условием (табл.).
Таблица
Критерии и анкетные показатели самооценки студентами процесса обучения в медицинском вузе
Поставленный вопрос Вариант ответа на вопрос Число респондентов, давших ответ (в %)
Как Вы оцениваете свою подготовку в вузе к профессиональной деятельности Очень хорошая 11,0
Хорошая 58,7
Удовлетворительная 30,3
Что, по Вашему мнению, является главным (важным) в подготовке специалиста Теоретические знания 41,6
Практические навыки 71,3
Общепрофессиональная подготовка 47,5
Умение самостоятельно работать 23,8
Квалификация преподавателей и/или организация учебного процесса в вузе 6,0
Изменилось ли Ваше мнение о профессии за время обучения? Да 40,2
Нет 28,1
Не совсем 14,5
Что изменилось во мнении о профессии? Наступило разочарование 14,0
Появился интерес к будущей специальности 8,2
Глубже стал понимать профессию 46,4
Появились профессиональные навыки 11,6
Что мешает Вашему обучению? Лень 21,3
Неорганизованность 18,4
Нерешительность, необщительность 24,8
Легкомыслие 9,0
Безответственность 26,5
Удовлетворены ли Вы учебой ? Да 47,0
Не очень 45,2
Причины Вашей неудовлетворенности учёбой? Лень 8,5
Не хватает времени 22,9
Занимаюсь не в меру способностей 20,1
Не интересно 17,7
Мог бы учиться лучше 19,3
Причины Вашей удовлетворенности учебой? Смена интересов 43,6
Изменилось отношение к учёбе 55,0
Появилась уверенность в себе 82,8
Изменил образ жизни 76,0
Стал управлять собой 52,2
Повысился интеллектуальный уровень 99
—--------------------------------—
~ 21 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
Весьма актуальное место в структуре повышения качества подготовки специалистов в медицинском вузе занимает наука. Так, указом Президента Российской Федерации утверждена Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г., которая основывается на федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации. В Стратегии учтены положения федеральных законов «О науке и государственной научно-технической политике», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» и «Об обращении лекарственных средств». Координатором реализации Стратегии является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Исполнителями Стратегии являются главные распорядители бюджетных средств, государственные корпорации и иные организации, осуществляющие научные медицинские исследования в целях реализации Стратегии. Участниками мероприятий по реализации Стратегии являются научные и научно-педагогические коллективы, научные и образовательные организации, осуществляющие научную деятельность в области медицины [4].
Целью Стратегии является развитие медицинской науки, направленное на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих на основе трансфера инновационных технологий в практическое здравоохранение сохранение и укрепление здоровья населения.
Стратегия направлена на реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, повышение качества и доступности медицинской помощи населению Российской Федерации, включая разработку инновационной продукции, осво-
ение критически важных технологий и развитие компетенций.
Одной из приоритетных задач для достижения цели Стратегии является развитие медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения, предполагающее формирование и выполнение научных программ по приоритетным направлениям поддержания здоровья населения и формирования здорового образа жизни, разработке и внедрению технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и состояний и медицинской реабилитации. В медицинской науке активно внедряются программно-целевое финансирование научных исследований, современные компьютерные технологии обработки и анализа результатов научных исследований, а также международные кооперативные исследовательские программы. Развивается неинвазивная диагностика на основе биотехнологических методов. Это позволяет достоверно поставить диагноз пациенту любого возраста и в любом состоянии. Разработаны высокотехнологичные комплексные методы лечения новорожденных, в том числе недоношенных, и детей первого года жизни с врожденными пороками развития, включая гибридные методы лечения и экстренной помощи в критических ситуациях. Развиваются клеточные и нейрокогнитивные технологии, геномные и протеомные исследования. В структуре Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Российской академии медицинских наук существуют 214 подведомственных научных организаций и 6672 научных коллектива. Однако только 225 лабораторий проводят исследования мирового уровня и 431 лаборатория — национального уровня [4].
По общему числу ученых Россия занимает лидирующее положение и находится на 4-м месте после Китая, США и Японии. При этом число молодых ученых не превышает 25%. По уровню финансирования научных исследований Россия зани-
~ 22 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
мает 9-е место в мире, по числу научных публикаций находится на 15—18 месте, по уровню цитирования публикаций — за списком из 20 ведущих стран. В медицинской науке России наблюдаются те же тенденции.
Практически отсутствует система оценки перспективности патентов, зарубежного патентования и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности.
Разобщенность медицинской науки снижает эффективность научных исследований. Одноплановые работы могут выполняться в учреждениях Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, Российской академии наук и Федерального медико-биологического агентства, деятельность которых в сфере медицинских исследований не координируется. Профиль научных организаций часто не соответствует основным мировым трендам развития медицинской науки, не существует приоритетов в постановке научных задач, отсутствуют инновационные цепочки «идея — лаборатория — производитель — клиника».
Следует отметить низкую структурную эффективность медицинской науки. Большинство учреждений не соответствуют требованиям надлежащей лабораторной практики, надлежащей клинической практики и испытаний инновационных препаратов с использованием моделей патологических процессов на животных. Научно-исследовательские институты недостаточно разрабатывают кандидатные молекулы, мишени и способы доставки лекарственных препаратов. Недостаточно сертифицированных центров доклинических испытаний новых лекарственных препаратов.
Медицинская наука остается зависимой от импорта. При этом в силу высоких таможенных сборов и транспортных расходов цены на приборы и реактивы выше в 1,5—1,8 раза, чем в США и Европейском союзе.
Из-за низкого уровня заработной платы только 9% россиян считают профессию ученого престижной (в США 51% населения назвали профессию ученого в высшей степени престижной, 25% — весьма престижной и 20% — престижной).
Отсутствует эффективный механизм отбора и передачи результатов фундаментальных исследований, переходящих на стадию прикладных работ для получения опытных образцов инновационных продуктов, а также технологий для их создания.
Отсутствуют механизмы коммуникации представителей практического здравоохранения с научными работниками в части доведения информации о проблемах и неудовлетворенных потребностях в новых методах профилактики, диагностики, лечения заболеваний и состояний, медицинской реабилитации.
Медицинская наука остается неконкурентоспособной, непривлекательной для инвестиций, с высокими барьерами к внедрению инновационных разработок.
Для решения этих проблем предлагаются меры по реорганизации медицинской науки, развитию трансляционной и доказательной медицины.
Для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской медицинской науки необходимо поддерживать приоритетные направления. Основными направлениями станут геномика, протеомика и эпигеномика, биоинформатика, системная биология, нанобиотехнологии, клеточные технологии, фармакогенетика, персонализированная медицина и ряд других. Особое место должно быть отведено междисциплинарным научным исследованиям, выполняющимся на стыке наук.
Задачами развития становятся повышение результативности, улучшение научно-методической подготовки специалистов, повышение качественного уровня научных публикаций и создание системы инновационных потоков на принципах трансляционной медицины, то есть быстрого доведения результатов научных исследований до медицин-
—----------- —
~ 23 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
ского продукта — лекарственного средства, прибора и тест-системы. Для выполнения этих задач требуется сбалансировать между собой целевые установки, интеллектуальный потенциал и ресурсное обеспечение медицинской науки, необходимо выявить неэффективные организации с последующим их перепрофилированием и объединением. Требуется развить инфраструктуру организаций науки, создать биобанки, биоколлекции, центры доклинических исследований, биоинформатики, а также центр стратегических биомедицинских технологий и биобезопасности. Следует развивать проектный метод управления научными исследованиями, а также активно использовать управленческий консалтинг при подготовке проектов. Это позволит сконцентрировать ресурсы на решении актуальных задач медицинской науки, сформировать научные платформы по основным направлениям медицины и центры лидерства в стратегически важных и приоритетных областях медицинской науки. Управление медицинскими исследованиями будет осуществляться на основе сформированных научных платформ. Научной платформой является интегрированная программа исследований по приоритетным направлениям и критическим технологиям развития медицинской науки, направленная на создание инновационных продуктов и технологий, реализуемая ведущими научными коллективами и исследователями.
После широкого обсуждения ведущими учеными и специалистами Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии медицинских наук, Российской академии наук, Федерального медико-биологического агентства и медицинских вузов определено 14 научных платформ, в том числе онкология, кардиология и ангиология, неврология, эндокринология, педиатрия, психиатрия и зависимости, иммунология, микробиология, фармакология, профилактическая среда, репродуктивное здоровье, регенеративная медицина, инвазивные технологии и инновационные фундаментальные технологии в медицине.
В рамках выполнения задач развития научных платформ участники реализации мероприятий Стратегии формируют и актуализируют тематики исследований, выполняют информационную и экспертную функции, готовят технологические дорожные карты для планирования разработки конкретных технологий и продуктов, формируют приоритеты и координируют реализацию научнотехнических проектов. Дорожные карты научных платформ, детализированные до проектов и продуктов, станут основой для формирования государственных заданий государственным учреждениям, а также для программно-целевого финансирования науки. В процессе реализации Стратегии предполагается вносить на основе широкого обсуждения с научной общественностью изменения в механизмы научных платформ. Реализация программ научных платформ позволит сконцентрировать финансовые и организационные усилия на исследованиях, обеспечивающих максимальный эффект в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Координацию деятельности научных коллективов, поиск и создание недостающих компетенций, анализ тенденций развития научной платформы должны осуществлять головные институты — центры лидерства.
Таким образом, в целях обмена актуальной научной информацией, формирования единого интеллектуального пространства в области научных медицинских исследований, стимулирования научной кооперации, обсуждения проблем и результатов выполнения мероприятий Стратегии, а также в целях доступа к электронным библиотекам в информационно-телекоммуникационной сети Интернет планируется создание информационного портала «Медицинская наука». В рамках формирования кластеров необходимо продолжить создание вузами кафедр на базе учреждений науки. Формирование и развитие научных объединений, в том числе кластерного типа, возможно в ходе реализации комплексных междисциплинарных проектов, направленных на решение крупных научных или практических проблем. Для стандартизации исследований и проведения качественных научно-
—---------- —
~ 24 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518
2014, том 16 [6]
исследовательских работ лаборатории научных организаций и научно-клинических центров планируется модернизировать в соответствии с требованиями надлежащей лабораторной и клинической практики. Предусматривается обеспечить доступ научных организаций к электронным библиотекам и профильным научным журналам, включая зарубежные. Повышению кадрового потенциала российской медицины способствует организация на базе научных организаций лабораторий с участием иностранных партнеров. Предусматривается создать условия для разумной конкуренции между ведущими учеными и научными коллективами, включая меры по развитию контроля адекватности проведения исследований и объективной оценки результатов научной деятельности, а также по развитию системы ротации кадров.
В результате реализации Стратегии произойдет интеграция национального сектора медицинских исследований в соответствующий сектор глобальной науки, что приведет к увеличению числа национальных публикаций по медицине, индексируемых в международных библиометрических базах данных. При этом планируется качественно повысить уровень научных исследований российских медицинских учреждений, престиж медицинских научных специальностей для молодых специалистов и удельный вес российских публикаций в общемировом рейтинге.
ЛИТЕРАТУРА
1. Забокрицкий Н.А., Ларионов Л.П., Коло-миец О.В. Своеобразие педагогической деятельности и основные требования к личности врача-педагога высшей школы // Матер. ежегод. конф. «Фармация и общественное здоровье», г. Екатеринбург, 19 мая 2011. Екатеринбург, 2011. С. 161—1б4.
2. Особенности инновационного обучения в медицинском вузе / О.В. Коломиец, Г.Ф. Филиппова, Н.А. Забокрицкий, А.А. Каримова // Вузовская педагогика: Матер. конф. «Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе», г. Красноярск, 29—30 января 2014. Красноярск, 2014. С. 273—275.
3. Педагогические технологии в медицине: метод. пособие / сост. М.Г. Романцов, Т.В. Сологуб. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 112 с.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации / № 2580-р от 28 декабря 2012 г. URL: http://www.usma.ru/sciencies/1379/o_strategii_razvitiya_ medicinskoi_nauki (дата обращения: 14.06.2014).
5. Стратегия развития высшего учебного заведения / И.Г. Золкина // Сб. науч. статей «Профессионализация в условиях современной системы инновационного образования», г. Балашиха, 25 марта 2011. Балашиха: «Де-По», 2011. С. 69—73.
REFERENCES
1. Zabokritskiy N.A., Larionov L.P., Kolomiets O.V. // Mater. ezhegod. conf. “Pharmaciya i obschestvennoe zdo-rov’e”, Ekaterinburg, 19 may 2011. Ekaterinburg, 2011. P. 161—164.
2. Kolomiets O.V., Filippova G.F., Zabokritskiy N.A., Karimova A.A. // Vuzovskaya pedagogika: mater. conf., Krasnoyarsk, 29—30 Jan. 2014. Krasnoyarsk, 2014. P. 273—275.
3. Pedagogicheskie tehnologii v medicine: metod. po-sobie / M.G. Romantsov, T.V. Sologub. М.: GEOtAr-Media, 2007. 112 p.
4. The Order of the Government of the Russian Federation / N 2580-р from 28 Dec. 2012 г. Access mode: http://www.usma.ru/sciencies/1379/o_strategii_razvitiya_ medicinskoi_nauki (date of access: 14.06.2014).
5. Zolkina I.G. // Collection of scientific articles “Professionalisation in the modern system of innovative education”, Balashicha, 25 Mar. 2011. Balashicha: De-Po, 2011. P. 69—73.
Рецензенты:
1. Л.П. Ларионов — доктор медицинских наук, профессор кафедры фармакологии и клинической фармакологии ГБОУ ВПО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Екатеринбург
2. И.Г. Данилова — доктор биологических наук, заведующая лабораторией морфологии и биохимии, ФГБУН «Институт иммунологии и физиологии» УрО РАН, г. Екатеринбург
—---------- —
~ 25 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518