Научная статья на тему 'Экономическая социализация студенческой молодежи в свете компетентностного подхода'

Экономическая социализация студенческой молодежи в свете компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC SOCIALIZATION / STUDENT YOUTH / ECONOMIC COMPETENCY / CASE STUDIES / PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдуллина Римма Макмуновна

Введение. Определение форм, методов и критериев оценивания компетенций, в том числе экономической, отслеживание результатов педагогической деятельности являются одними из слабых мест в практике вузовского образования. Цель нашего исследования предложить пути формирования и диагностики уровней сформированности экономической компетенции, необходимой для успешной экономической социализации студентов технических вузов. Методология. В основе нашего исследования лежит тезис о том, что процесс экономической социализации студенческой молодежи есть освоение экономической реальности, наполнение индивидуальным смыслом экономических категорий, приобретение соответствующих знаний и практических навыков, которые станут основой будущей профессиональной деятельности выпускников вузов на рынке труда. Результатом экономической социализации студенческой молодежи является формирование у будущих специалистов компетентностей и компетенций экономического характера, которые позволят успешно интегрироваться в социально-экономическую среду. Результаты. Реализация компетентностного подхода при решении задач экономической социализации студентов предполагает планирование результатов образования и наличия объективной диагностики достигнутого уровня компетенций у студентов. Автором статьи определены знания, умения и навыки, которые составляют основу экономической компетенции, формируемой при изучении дисциплины «Экономика». Автором также обосновываются критерии уровней экономической компетенции, позволяющие оценить результаты учебно-исследовательской деятельности студента в процессе изучения экономических дисциплин. Как профессиональные, так и экономические компетенции выпускников вузов формируются в результате применения определенных образовательных технологий. Внедрение новой организационной модели образовательного процесса в техническом вузе приводит к необходимости использования прогрессивных педагогических технологий, способствующих не просто освоению экономических знаний, но и формированию экономически социализированной личности. Заключение. В данной статье мы рассмотрели экономическую социализацию будущих инженеров как организованную в различных формах образовательную деятельность преподавателей и студентов, направленную на достижение результатов приобретение студентами знаний, умений и опыта, формирование у студентов компетенций, соответствующих целям экономической социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайдуллина Римма Макмуновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SOCIALIZATION OF STUDENT YOUTH IN THE CONTEXT OF THE COMPETENCY APPROACH

Introduction. Determining the forms, methods and criteria for evaluation of competencies, including an economic competency and tracking results of pedagogical activity, are one of the weak points in the practice of university education. The purpose of our research is to propose ways of forming and diagnosing the levels of economic competency necessary for the successful economic socialization of students of technical universities. Materials and Methods. The basis of our research is the thesis that the process of economic socialization of student youth is the understanding of economic reality, the filling of economic categories with individual meaning, the acquisition of relevant knowledge and practical skills that will become the basis for future professional activity of university graduates in the labour market. The result of economic socialization of student youth is the formation of economic competences and competencies of future specialists that will allow successful integration into the socio-economic environment. Results. Implementation of the competency approach in solving problems of students’ economic socialization involves planning the results of education and the objective diagnosis of the reached competency level of students. The author of the article defines the knowledge and skills constituting the basis of economic competency formed in the study of discipline called “Economics”. The author also justifies the criteria for the levels of economic competency which allow him to evaluate the results of the student’s educational and research activity in the process of economic disciplines’ studying. Both professional and economic competencies of university graduates are formed as a result of the implementation of certain educational technologies. The introduction of a new organizational model of the educational process in a technical university leads to the necessity of progressive pedagogical technologies that promote not only the assimilation of economic knowledge, but also the formation of the economically socialized personality. Conclusions. In this article, we considered economic socialization of future engineers as an organized in various forms educational activity of teachers and students focused on achieving such results as the acquisition of knowledge, skills and experience by students and the formation of competencies, corresponding to the goals of economic socialization.

Текст научной работы на тему «Экономическая социализация студенческой молодежи в свете компетентностного подхода»

5. Kashkina M. G. Mediakultura v sotsiokulturnom pole informatsionnogo sotsiuma [Media culture in the sociocultural field of the information society]. Analytics of Culturology, 2012, no. 24, pp. 152-154. (In Russian).

6. Kirillova N. B. "Media syudies" v kontekste teoreticheskih issledovaniy prikladnoy kulturologii ["Media syudies" in the context of theoretical studies of applied cultural studies]. Man in the world of culture, 2012, no. 4, pp. 35-42. Available at: http://region-culture.ru/Kirillova.pdf. (In Russian).

7. Konovalova N. A. Mediakultura cheloveka v informatsionnom obschestve [Human Media Culture in the Information Society]. Vologda, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia, 2013, 44 p. (In Russian).

8. Kuznetsova E. I. Mediakultura v kommunikativnom prostranstve tsivilizatsiy [Media culture in the communicative space of civilizations]. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Linguistic University, 2008, 272 p. (In Russian).

9. Lomakina T. Yu., Sergeeva M. G. Sovremennyie tehnologii professionalnogo obucheniya v usloviyah perehoda na kompetent-nostno-orientirovannoe obrazovanie [Modern technologies of professional training in conditions of transition to competency-oriented education]. Secondary vocational education, 2014, no. 8, pp. 6-14. (In Russian).

УДК/UDC 378.147 Р. М. Шайдуллина

R. Shaidullina

экономическая социализация студенческой молодежи

В СВЕТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ECONOMIC SOCIALIZATION OF STUDENT YOUTH IN THE CONTEXT

OF the competency approach

Введение. Определение форм, методов и критериев оценивания компетенций, в том числе экономической, отслеживание результатов педагогической деятельности являются одними из слабых мест в практике вузовского образования. Цель нашего исследования — предложить пути формирования и диагностики уровней сформированности экономической компетенции, необходимой для успешной экономической социализации студентов технических вузов.

Методология. В основе нашего исследования лежит тезис о том, что процесс экономической социализации студенческой молодежи есть освоение экономической реальности, наполнение индивидуальным смыслом экономических категорий, приобретение соответствующих знаний и практических навыков, которые станут основой будущей профессиональной деятельности выпускников вузов на рынке труда. Результатом экономической социализации студенческой молодежи является формирование у будущих специалистов компетентностей и компетенций экономического характера, которые позволят успешно интегрироваться в социально-экономическую среду.

Результаты. Реализация компетентностного подхода при решении задач экономической социализации студентов предполагает планирование результатов образования и наличия объективной диагностики достигнутого уровня компетенций у студентов. Автором статьи определены знания, умения и навыки, которые составляют основу экономической компетенции, формируемой при изучении дисциплины «Экономика». Автором также обосновываются критерии уровней экономической компетенции, позволяющие оценить результаты учебно-исследовательской деятельности студента в процессе изучения экономических дисциплин.

Как профессиональные, так и экономические компетенции выпускников вузов формируются в результате применения определенных образовательных технологий. Внедрение новой организационной модели образовательного процесса в техническом вузе приводит к необходимости использования прогрессивных педагогических технологий, способствующих не просто освоению экономических знаний, но и формированию экономически социализированной личности.

Заключение. В данной статье мы рассмотрели экономическую социализацию будущих инженеров как организованную в различных формах образовательную деятельность преподавателей и студентов, направленную на достижение результатов — приобретение студентами знаний, умений и опыта, формирование у студентов компетенций, соответствующих целям экономической социализации.

Introduction. Determining the forms, methods and criteria for evaluation of competencies, including an economic competency and tracking results of pedagogical activity, are one of the weak points in the practice of university education. The purpose of our research is to propose ways of forming and diagnosing the levels of economic competency necessary for the successful economic socialization of students of technical universities.

Materials and Methods. The basis of our research is the thesis that the process of economic socialization of student youth is the understanding of economic reality, the filling of economic categories with individual meaning, the acquisition of relevant knowledge and practical skills that will become the basis for future professional activity of university graduates in the labour market. The result of economic socialization of student youth is the formation of economic competences and competencies of future specialists that will allow successful integration into the socio-economic environment.

Results. Implementation of the competency approach in solving problems of students' economic socialization involves planning the results of education and the objective diagnosis of the reached competency level of students. The author of the article defines the knowledge and skills constituting the basis of economic competency formed in the study of discipline called "Economics". The author also justifies the criteria for the levels of economic competency which allow him to evaluate the results of the student's educational and research activity in the process of economic disciplines' studying.

Both professional and economic competencies of university graduates are formed as a result of the implementation of certain educational technologies. The introduction of a new organizational model of the educational process in a technical university leads to the necessity of progressive pedagogical technologies that promote not only the assimilation of economic knowledge, but also the formation of the economically socialized personality.

Conclusions. In this article, we considered economic socialization of future engineers as an organized in various forms educational activity of teachers and students focused on achieving such results as the acquisition of knowledge, skills and experience by students and the formation of competencies, corresponding to the goals of economic socialization.

Ключевые слова: экономическая социализация, студенческая молодежь, экономическая компетенция, кейс-технологии, проектная деятельность.

Keywords: economic socialization, student youth, economic competency, case studies, project activities.

Введение

Актуализация проблем экономической социализации связана с тем, что в настоящее время общество предъявляет новые требования к экономическому поведению современной молодежи, которое в свою очередь влияет на всю систему макроэкономических отношений. Важнейшей задачей современного образования становится социализация студенческой молодежи, ее адаптация к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Экономическая социализация — это не только процесс постепенного усвоения человеком экономических требований общества, но и одновременно процесс формирования экономически компетентной личности, способной к эффективной экономической деятельности, позволяющей ей успешно интегрироваться в динамичную рыночную среду.

Усложнившиеся условия функционирования российской экономики, в том числе негативные процессы, затронувшие нефтегазовую отрасль экономики, требуют роста не численности специалистов в области нефтегазового дела, а их квалификации. Особенно это касается тех секторов, где привыкли использовать зарубежные компетенции, а теперь вынуждены ориентироваться на российский рынок труда (например, разработка морских и шельфовых месторождений). Нефтяной промышленности требуются высококвалифицированные, нравственно зрелые, предприимчивые специалисты, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за порученное дело и адаптированные к конкретной инженерной деятельности [6].

Цель нашего исследования — изучить пути формирования и оценки сформированности экономической компетенции у студентов технического вуза в свете компетентностного подхода, актуализирующего политехнические (знание основ техники и технологии, принципов функционирования и управления производством), социально-экономические (знание основ экономики и органи-

зационного поведения), информационно-коммуникационные (знание основ информатики и коммуникационных технологий) компетентности выпускников вузов.

Методология

Социализация (от латинского Б0с1а11з — общественный) — процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Понятие «экономическая социализация» сравнительно недавно вошло в научный оборот. Впервые оно было использовано в неомарксистском анализе социализации в работах С. Каммингса, Д. Тейбела и рассматривалось как процесс усвоения индивидуумом социального опыта в экономической сфере [Ю].

Среди российских ученых интерес к проблемам экономической социализации разных возрастных групп населения появился в конце 90-х гг. XX в. [3; 5]. В основе процесса экономической социализации студенческой молодежи, в частности, лежит освоение экономической реальности, наполнение индивидуальным смыслом экономических категорий, приобретение экономических знаний и практических навыков, которые станут основой будущей профессиональной деятельности выпускников вузов на рынке труда. Экономическая компетенция, которую они освоят в образовательном процессе, в дальнейшем отразится на их действиях как работника или предпринимателя, потребителя или инвестора, налогоплательщика или заемщика.

Формирование экономически социализированных специалистов предполагает, с одной стороны, исследование проблемы — каких специалистов ждет общество, экономика и современное производство, с другой — четкое представление о том, какими компетенциями экономического характера должны обладать эти специалисты [1].

Для этого необходимо решить ряд задач: определить сущность понятия «экономическая компетенция», обозначить пути формирования экономической компетенции студентов технического вуза, предложить вариант диагностики уровня сформированности компетенции при изучении основ экономической науки.

Понятие «компетенция» и сопутствующие ей «профессиональные компетенции», «экономические компетенции» и прочие определения имеют различные формулировки в интерпретациях различных ученых, не занимающихся проблемами в этом направлении [4; 7]. В нашем исследовании мы рассматриваем компетенцию как совокупность знаний, умений и навыков, которая дает возможность студенту, овладевшему данной компетенцией, успешно решать реальные задачи в профессиональной и иных сферах деятельности.

Результаты

Экономическое образование современных инженеров должно отвечать требованиям инновационной экономики: ориентация на непредсказуемые изменения в технике и технологии, гибкость организационных форм производства, непрерывное обновление знаний, нацеленность на формирование у специалистов технического профиля компетенций поиска, оценки и внедрения нового. Учитывая, что экономика не является сферой профессиональной деятельности выпускников технических вузов, мы рассматриваем экономическую компетенцию в аспекте экономического содержания тех компетенций, которые формируются в процессе профессиональной подготовки инженеров. Поэтому экономическую компетенцию мы определяем как интегративную целостность экономических знаний, умений, навыков, владение которыми позволит будущим специалистам принимать продуктивные, рациональные с экономической точки зрения решения при осуществлении разнообразных форм экономической, в том числе инженерной, деятельности [1]. Овладевая экономической компетенцией в конкретной профессиональной деятельности, будущий инженер приобретает экономическую компетентность.

При анализе содержательной части общекультурных и профессиональных компетенций в составе основных профессиональных образовательных программ (ОПОП ВО) по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» можно выделить существенную экономическую компоненту (ОК-3 — способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности) как составляющую большинства общекультурных и части профессиональных компетенций. Экономическая социализация есть процесс формирования экономически компетентной личности, обладающей фундаментальными экономическими знаниями, умениями, развитым эко-

номическим мышлением; умеющей отстаивать собственные мировоззренческие позиции в области экономики; способной к структурированию и критической обработке экономической информации. Экономически социализированная личность владеет умениями и навыками практической экономической деятельности, навыками делового общения (умеет вести переговоры с контрагентами, своевременно выполнять контракты, знает нормативно-правовую документацию); владеет информационными технологиями и ресурсами саморазвития и самоорганизации.

Решение задач экономической социализации студенческой молодежи требует целенаправленной разработки системы критериев и показателей уровня сформированности экономической компетенции. Как указывают многие исследователи, в действующих ФГОС ВО не описаны методики диагностики компетенций и уровней их сформированности, что создает достаточно серьезную проблему при оценке качества современного образования [2]. Опыт педагогической деятельности в области высшего технического образования и проведенная экспериментальная работа по проектированию системы экономической социализации студентов [11] дают возможность предложить следующие показатели достижения результатов освоения компетенции ОК-3 обучающихся по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» (табл. 1).

Таблица 1

Компетенция ОК-3, формируемая у обучающихся в результате освоения дисциплины «Экономика» (направление подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело»)

Формируемая Показатели достижения результатов освоения компетенции

компетенция

(шифр/индекс Знание Умение Владение

компетенции)

Способность Дает определения основных Анализирует Обладает навыками

использовать категорий экономики экономические работы с отечественной

основы Описывает типы экономических показатели своей отрасли и зарубежной информацией

экономических систем и формы экономических и предприятия по проблемам экономики

знаний отношений между людьми Сопоставляет Решает задачи по расчету

в различных Описывает действие законов альтернативные варианты экономических

сферах спроса и предложения Обосновывает выбор показателей на микро-

деятельности Рассчитывает основные оптимального варианта и макроуровнях

(ОК-3) микроэкономические технологического решения Демонстрирует навыки

показатели Аргументирует свое критической оценки

Раскрывает экономическое мнение по экономическим и анализа экономической

содержание издержек вопросам деятельности ситуации на предприятии

производства и прибыли предприятия Выявляет взаимосвязи

Характеризует классификацию Сопоставляет затраты экономических явлений

рыночных структур и результаты для принятия на микро- и макроуровнях

Называет причины неравенства экономического решения Демонстрирует навыки

в распределении доходов Анализирует критической оценки

Описывает механизм экономическую и анализа экономической

государственного регулирования информацию о состоянии ситуации на уровне

коммерческой деятельности мировой экономики национальной и мировой

предприятий Рассчитывает Аргументирует свое экономики

основные макроэкономические мнение по экономическим

показатели проблемам в области

Описывает механизм действия национальной и мировой

бюджетно-налоговой и денежно- экономики

кредитной политики

Называет причины и формы

проявления инфляции

и безработицы

Называет причины цикличности

экономического развития

Описывает условия

функционирования мировой

экономики

Характеризует особенности

российской экономики

Профессиональные и общекультурные компетенции выпускников вузов формируются в результате реализации определенных образовательных технологий. Внедрение в образовательный процесс виртуальной обучающей среды Моо/Ле дает возможность использования разнообразных форм учебной деятельности как единого целого для формирования у студентов экономической компетенции на качественно новом уровне. Применяя эту систему, преподаватель имеет доступ к разнообразным инструментам, обеспечивающим информационное наполнение обучающей среды и возможность организационных форм работы с ней пользователей. На онлайн-стра-нице преподавателя размещены учебные пособия, учебно-методические издания, тесты, позволяющие своевременно контролировать уровень усвоения студентами экономических знаний. Вся активность пользователей фиксируется, преподаватель может отслеживать выполнение заданий и тестов, написание работы и участие в форумах, чатах и пр. Контроль через систему Моо/^1е является как способом активизации деятельности обучаемых, так и средством установления коммуникаций преподавателя и студентов.

Как было отмечено выше, экономическая социализация — это не только процесс усвоения человеком экономических закономерностей деятельности общества, но и процесс формирования экономически компетентной личности, способной к эффективной экономической деятельности. Для успешной экономической социализации студенческой молодежи необходимо создать такую образовательную среду, которая позволяет знакомиться со стереотипами экономического поведения для выполнения ими в будущем таких экономических ролей, как производитель, предприниматель, инвестор, налогоплательщик и др.

Мы предложили такую форму самостоятельной работы студентов, как кейс-технологии, по принципу двуплановости, предполагающую не только обсуждение на семинарских занятиях кейсов, разработанных преподавателем, но и привлечение самих студентов к разработке авторских кейсов [8]. На основе изучаемого события, информации, статистического материала студент выделяет проблему, разрабатывает перечень вопросов, нацеливающих на решение проблемы. Конечным этапом является презентация и защита разработанного кейса. На наш взгляд, такая форма самостоятельной работы очень эффективна с точки зрения практического применения знаний студентами, развития у них творческого мышления и обучения будущих специалистов методам постановки и решения исследовательских задач. Кейс-технологии развивают такие компетенции студентов, как способность устанавливать связи между ситуацией, проблемой и необходимыми знаниями в области экономики; поиск способа решения проблемы; принятие решения и оценка его последствий. Сформированность указанных компетенций обеспечит готовность выпускников к эффективной экономической деятельности.

Другим направлением обучения с применением современных технологий, которое позволит молодым специалистам стать мобильными, конкурентоспособными, быстро адаптироваться к изменениям в экономической жизни общества (то есть экономически социализированными), является проектная деятельность студентов. Наша экспериментальная работа доказывает, что проектной деятельности при освоении экономических дисциплин необходимо обучать для формирования способности и готовности будущих инженеров к самостоятельной деятельности по разработке и реализации проектов в различных сферах социальной практики.

Осуществляя проектную деятельность в процессе изучения экономических дисциплин, студент получает навыки овладения специальными знаниями, постановки целей деятельности, планирования деятельности, сбора и анализа необходимой информации, проведения экономических расчетов, представления результатов исследования. Наибольшей популярностью пользуется проект «Создай свое предприятие», что свидетельствует об интересе студенческой молодежи к такой экономической роли, как предприниматель [9].

Таким образом, процесс экономической социализации студентов в образовательном процессе технического вуза предполагает активное взаимодействие преподавателя и студента с целью достижения гарантированного педагогического результата. Для этого необходимо выработать четкие критерии оценки формируемой у студентов экономической компетенции ОК-3. Внедрение в образовательный процесс кейс-технологий и проектной деятельности предполагает, на наш взгляд, использование в качестве оценочного средства не только экзамена и результата работы студентов в системе Моо<Яе, но также кейсов и проектов. В таблице 2 предлагаются критерии оценивания уровней формируемой экономической компетенции (ОК-3) у студентов технического вуза.

Таблица 2

Критерии оценивания уровней экономической компетенции ОК-3

Вид оценочного средства Шкала оценки

Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

Экзамен (письменный и устный опрос) Выставляется обучающемуся, если он владеет прочными системными знаниями, умеет выделять ключевые моменты представленной экономической проблемы, решил задачу Выставляется обучающемуся, если он воспроизводит экономические знания на уровне программных требований, решил задачу Выставляется обучающемуся, если он знает основные положения экономической теории, но только на уровне базовых понятий и определений, не решил задачу Выставляется обучающемуся, если он не знает основных положений экономической теории, не решил задачу

Обучение в системе Моо^е (тест) Выставляется обучающемуся, если он ответил на 95 % вопросов, включенных в тест Выставляется обучающемуся, если он ответил на 75 %о вопросов, включенных в тест Выставляется обучающемуся, если он ответил на не менее 60 % вопросов, включенных в тест Выставляется обучающемуся, если он ответил на менее 60 % вопросов, включенных в тест

Кейс Выставляется обучающемуся, если он демонстрирует высокую активность в исследовательской деятельности, творчески подходит к созданию авторского кейса, самостоятельно выявляет и формулирует проблемы при составлении кейса, представляет оригинальную презентацию кейса Выставляется обучающемуся, если он достаточно активен в исследовательской деятельности, способен самостоятельно подобрать материал для создания кейса, формулировать с помощью преподавателя экономические проблемы, сделать презентацию, защитить свою точку зрения при обсуждении кейса Выставляется обучающемуся, если он не проявляет должного интереса к исследовательской деятельности; затрудняется в поиске информации при составлении авторских кейсов; стремится сделать несложный кейс, ждет установки преподавателя Выставляется обучающемуся, если он не занимается исследовательской деятельностью и не способен подобрать информацию по экономическим проблемам

Проект Выставляется обучающемуся, если он творчески подходит к работе над проектом, самостоятельно проводит расчеты, проявляет организаторские навыки в работе над проектом, обладает умением участвовать в дискуссиях и учитывать конструктивное мнение других участников Выставляется обучающемуся, если он способен самостоятельно подобрать материал для проекта, но нуждается в консультации преподавателя; коммуникативен, но иногда испытывает трудности при работе в команде Выставляется обучающемуся, если он стремится к использованию уже готовых проектов, пассивен при взаимодействии с другими участниками проекта Выставляется обучающемуся, если он не способен подобрать материал для проекта и сделать расчеты, не взаимодействует с другими участниками проекта

Основываясь на предлагаемых критериях уровня экономической компетенции, преподаватели смогут наиболее адекватно оценить результаты учебно-исследовательской деятельности студента в процессе изучения экономических дисциплин.

Заключение

Под экономической компетенцией мы понимаем совокупность экономических знаний, умений и навыков, которая дает возможность студенту, овладевшему данной компетенцией, успешно решать реальные задачи в профессиональной и иных сферах деятельности. Насколько успешно будущий специалист сможет справиться с этими задачами в процессе своей практической деятельности, характеризует уровень его компетентности.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемые автором критерии и показатели уровня сформированности экономической компетенции могут быть использованы при разработке рабочих программ, фондов оценочных средств по освоению экономических дисциплин. Диагностика компетенций позволяет определять уровни их сформированности у обучающихся, создает возможность своевременной коррекции педагогической деятельности по формированию экономически социализированной личности в образовательном процессе технического вуза.

Таким образом, овладение экономической компетенцией в образовательном процессе технического вуза позволит обеспечить готовность выпускников к включению в экономические отношения как полноправных экономических субъектов и их успешную профессиональную деятельность в соответствующей сфере экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Амиров А. Ф., Шайдуллина Р. М. Экономическая и трудовая социализация студентов в образовательном процессе технического вуза. Уфа : Изд-во УГНТУ, 2014. 222 с.

2. Бережнова Л. Н., Воронов С. А. Сущность и содержание педагогической диагностики компетенций // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (17). С. 23-28.

3. Бояринцева А. В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика. 1994. № 4. С. 12-18.

4. Гусейнова Е. Л. Формирование профессиональных компетенций в самостоятельной работе студентов технических вузов // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 44-48.

5. Дробышева Т. В. Современное состояние и проблемы исследования экономической социализации в отечественной науке // Психология в экономике и управлении. 2011. № 1. С. 55-61.

6. Кульчицкий В. В. Закономерности обучения нефтегазовому делу // Высшее образование сегодня. 2011. № 1. С. 45-50.

7. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (под ред. Я. И. Кузьминова, В. Д. Матросова, В. Д. Шадри-кова) // Вестник образования. 2007. № 7. С. 20-34.

8. Шайдуллина Р. М. Реализация кейс-технологий на основе принципа двуплановости в процессе экономической социализации будущих инженеров // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 6 (49). С. 44-54.

9. Шайдуллина Р. М., Герасимов Л. С. Формирование предпринимательской культуры студентов технических специальностей через проектно-творческую деятельность // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: экономика. 2017. № 2 (20). С. 141-148.

10. Cummings S., Taebel D. The economic socialization of children. A neo-Marxist analysis // Social problems. 1978. Vol. 26 (2). P. 198-210.

11. Designing Economic Socialization System in the Educational Process of Technological University / R. M. Shaidullina, A. F. Amirov, V. S. Muhametshin, K. T. Tyncherov // European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6 (1). Р. 149-158.

References

1. Amirov A. F., Shaydullina R. M. Ekonomicheskaya i trudovaya socializaciya studentov v obrazovatel'nom processe tekhnicheskogo vuza [Economic and labor socialization of students in the educational process of a technical university]. Ufa, Publishing house Ufa State Petroleum Technical University, 2014. 222 p. (In Russian).

2. Berezhnova L. N., Voronov S. A. Sushchnost' i soderzhanie pedagogicheskoj diagnostiki kompetencij [Essence and content of pedagogical diagnostics of competencies]. Professional education in Russia and abroad, 2017, no. 4 (17), pp. 23-28. (In Russian)

3. Boyarintseva A. V. Psihologicheskie problemy ekonomicheskoj socializacii [Psychological problems of economic socialization]. Pedagogy, 1994, no. 4, pp. 12-18. (in Russian).

4. Guseynova E. L. Formirovanie professional'nyh kompetencij v samostoyatel'noj rabote studentov tekhnicheskih vuzov [Formation of professional competencies in independent work of students of technical universities]. Siberian Pedagogical Journal, 2014, no. 5, pp. 44-48. (In Russian).

5. Drobysheva Т. V. Sovremennoe sostoyanie i problemy issledovaniya ekonomicheskoj socializacii v otechestvennoj nauke [The current state and problems of the economic socialization study in domestic science]. Psychology in Economics and Management, 2011, no. 1, pp. 55-61. (In Russian).

6. Kulchitsky V. V. Zakonomernosti obucheniya neftegazovomu delu [The governing laws of oil and gas education]. Higher education today, 2011, no. 1, pp. 45-50. (In Russian)

7. Professional'nyj standart pedagogicheskoj deyatel'nosti (pod red. Ya. I. Kuz'minova, V. D. Matrosova, V. D. Shadrikova) [Professional standard of pedagogical activity (edited by Ya. I. Kuzminov, V. D. Matrosov, V. D. Shadrikov)]. Bulletin of Education, 2007, no. 7, pp. 20-34. (In Russian).

8. Shaidullina R. M. Realizaciya kejs-tekhnologij na osnove principa dvuplanovosti v processe ekonomicheskoj socializacii budushchih inzhenerov [Realization of case-technologies on the basis of the principle of duality in the process of economic socialization of future engineers]. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2013, no. 6 (49), pp. 44-54. (In Russian).

9. Shaidullina R. M., Gerasimov L. S. Formirovanie predprinimatel'skoj kul'tury studentov tekhnicheskih special'nostej cherez proektno-tvorcheskuyu deyatel'nost' [Formation of entrepreneurial culture of students of technical specialties through creative project activity]. Bulletin of the UGNTU. Science, education, economics. Part: the economy, 2017, no. 2 (20), pp. 141-148. (In Russian).

10. Cummings S., Taebel D. The economic socialization of children. A neo-Marxist analysis. Social problems, 1978, vol. 26 (2), pp. 198-210.

11. Shaidullina R. M., Amirov A. F., Muhametshin V. S., Tyncherov K. T. Designing Economic Socialization System in the Educational Process of Technological University. European Journal of Contemporary Education, 2017, no. 6 (1), pp. 149-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.