Научная статья на тему 'Применение компетентностного подхода в подготовке специалистов по направлению "Пожарная безопасность" в аграрном университете'

Применение компетентностного подхода в подготовке специалистов по направлению "Пожарная безопасность" в аграрном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИНОЯЗЫЧНАЯ РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / COMPETENCE APPROACH / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCES / PROFESSIONAL MOTIVATION / FOREIGN-LANGUAGE SPEECH ACTIVITY / INTERACTIVE METHODS OF EDUCATION / EDUCATIONAL-PROFESSIONAL MEASURES (ENVIRONMENT)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

Авторы статьи обосновывают обращение к компетентностному подходу в подготовке специалистов на примере направления «Пожарная безопасность» как одному из инновационных процессов в образовании. Доказывается необходимость развития мотивации к профессиональной деятельности на примере обучения иностранному языку. Использование авторских учебных пособий профессиональной направленности и воспитательно-профессиональная среда в аграрном университете способствуют эффективной подготовке специалистов по направлению «Пожарная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF COMPETENCE APPROACH FOR SPECIALISTS’ TRAINING IN THE FIRE SAFETY DIRECTION IN THE AGRARIAN UNIVERSITY

The authors of the article prove the appeal to the competence approach for specialists’ training e.f. in the Fire Safety direction as to one of innovative processes in education. The necessity of motivation development to professional activity e.f. foreign language education is proved. Use of authors’ teaching aids of professional purposefulness and educational-professional measures (environment) in the agrarian university facilitate the effective training of specialists in the Fire Safety direction.

Текст научной работы на тему «Применение компетентностного подхода в подготовке специалистов по направлению "Пожарная безопасность" в аграрном университете»

УДК37.01:378 (Основы образования. Теоретические основы. Философские основы и др. Высшее образование. Университеты. Академическое обучение)

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» В АГРАРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© 2018 Э.Ю. Мизюрова, К.А. Рокитянская Мизюрова Эльвира Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: Elvmiz@mail.ru Рокитянская Капиталина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент. E-mail: sharova lina@mail.ru

Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова). Саратов, Россия

Статья поступила в редакцию 12.02.2018

Авторы статьи обосновывают обращение к компетентностному подходу в подготовке специалистов на примере направления «Пожарная безопасность» как одному из инновационных процессов в образовании. Доказывается необходимость развития мотивации к профессиональной деятельности на примере обучения иностранному языку. Использование авторских учебных пособий профессиональной направленности и воспитательно-профессиональная среда в аграрном университете способствуют эффективной подготовке специалистов по направлению «Пожарная безопасность».

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональное образование, компетенции, профессиональная мотивация, иноязычная речевая деятельность, интерактивные методы обучения, воспитательно-профессиональная среда.

Проблема повышения качества высшего образования непосредственно связана с реформами и модернизацией Российского образования. Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Эта проблема имеет фундаментальное значение для будущего не только нашей страны, практически все страны мира заняты ее решением [1].

В современном образовательном процессе высшей школы используются различные методологические подходы отечественной педагогики, лежащие в основе обучения специалиста. Компе-тентностный подход в последние годы становится все более популярным и приобретает все больше сторонников, как в России, так и в Европе, Америке. Он перестает быть относительно локальной теорией, а постепенно превращается в

общественное явление, претендующее на роль концептуальной основы в сфере образования. Кроме того компетентностный подход усиливает практикоориентированность образования, его прагматический, предметно-профессиональный аспект. В прагматическом смысле этот подход подчеркивает роль опыта, умений практически реализовать знания и решать задачи на этой основе. Фиксируется и устанавливается подчиненность знаний умениям, делая акцент на практической стороне вопроса [2].

Становление понятия компетентность можно назвать стремительным: всего за несколько лет пройден путь от теоретических и дидактических дискуссий до центральных позиций в общегосударственном Федеральном образовательном стандарте в РФ [3]. Компетентностный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, призван решать ряд таких проблем в образовательном процессе, которые на основе существующих в теории и практике профессионального образования технологий до сих пор остаются нерешенными. Компетентно-стный подход позволяет: 1) максимально приблизить процесс профессионального образования к потребностям сферы современного профессионального труда, формализованного в перечне компетенций; 2) интегрировать традиционное понимание овладения профессией как определенной суммой знаний, умений и навыков,

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №1, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 1, 2018

фиксируемых квалификационной характеристикой и подходом, предполагающим формирование профессионально значимых качеств личности; 3) обеспечить деятельностную основу образовательного процесса [4].

Профессиональное образование является приоритетной и системообразующей областью, которая обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности будущих пожарных-спасателей МЧС России, способных самостоятельно и оперативно решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость этой деятельности, нести ответственность за ее результаты.

Отечественная и зарубежная статистика более 60% всех несчастных случаев (пожаров, крушений самолетов, аварий на дорогах) относят на долю так называемого «человеческого фактора"; в нем - главная причина несчастных случаев и пожаров. Поэтому в современных условиях повышаются требования к профессиональной подготовке спасателей МЧС: требуется умение правильно и оперативно оценить обстановку, принять решения и быстро их реализовать. Цена возможной ошибки при этом резко возрастает, повышается ответственность за принятые решения.

В данной работе мы попытаемся применить компетентностный подход к процессу подготовки специалистов в области пожарной безопасности. Компетентность - «личностное новообразование, развиваемое в процессе применения ранее усвоенных знаний на практике; извлечения из практики новых знаний, их интеграция на основе обобщения в новое знание, применимое в предстоящей деятельности, осуществляемой другими специалистами на разных уровнях продуктивности»^]. Под профессиональной компетентностью, в свою очередь, в современной профессиональной педагогике подразумевается следующее. Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности. Профессиональная компетентность «включает знания и эрудицию, позволяющие человеку квалифицированно судить о вопросах профессиональной деятельности, быть сведущим в определенной области, а также качества личности, дающие возможность человеку действовать ответственно и самостоятельно. Профессиональная компетентность проявляется в успешном реше-

нии определенного класса профессиональных задач»[6]. Необходимо подчеркнуть, что, так как компетентность рассматривается исключительно как свойство специалиста, то в данной работе мы будем говорить об оценке уровня сформирован-ности профессиональной компетентности студентов. Социальный заказ является главным основанием и ориентиром для выделения ключевых компетенций. Именно ключевые компетенции определяют структуру компетентности как цели результата образования. В общем виде понятие компетенции включает: 1) знание и понимание (теоретическое знание в академической области, способность знать и понимать); 2) знание как действие (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); 3) знание как бытие (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте) [7].

В качестве средства формирования компетенций следует рассматривать содержание обучения, которое соответствует потребностям будущего специалиста и подвергается эмоциональной и рациональной переработке, а материал усваивается в процессе учебной деятельности. Главное условие эффективности профессионального обучения - включение в него диагностического блока, предоставляющего студентам возможность не только выяснить свое отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития. Результаты пилотажного исследования среди студентов 1 курса по специальности "Пожарная безопасность" Саратовского аграрного университета имени Н.И. Вавилова и Саратовского технологического университета имени Ю.А. Гагарина показали, что не все студенты считают важным обеспечение пожарной безопасности и овладение его способами в рамках получаемой специальности, а некоторые не утвердились в правильности выбора профессии.

Развитие мотивации к профессиональной деятельности происходит на каждом этапе освоения учебных предметов, например, иностранный язык. Преподаватели кафедры иностранных языков и культуры речи Саратовского аграрного университета решают одну общую проблему - организовать учебную деятельность студента таким образом, чтобы обеспечить наибольшую мотивацию учения. Выделяют контекстный подход, в котором основной упор делается на формирование профессиональной мотивации развития лич-

ности. Необходимым педагогическим условием этого процесса является такая организация занятий, при которой иноязычная речевая деятельность выступает средством решения профессионально-предметных задач будущего специалиста. В первую очередь это наличие специальной терминологии, особой общенаучной и специфической профессиональной лексики, соответствующих грамматических конструкций. Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы. В соответствии с особенностями инженерной деятельности из основных признаков текста, характеризующих его учебную полифункциональность, мы выделим следующее: 1) текст - это продукт устной и письменной речевой деятельности субъекта образования как будущего специалиста; 2) текст - это носитель информации, носитель культуры, профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций.

Использование аутентичных текстов позволяет создать условия для пробуждения в студенте истинного познавательного интереса к изучению предмета. Ведь обсуждение различных версий «прочтения" одного и того же текста, поиски доказательств верности выдвинутых предположений дают возможность студентам развивать коммуникативные умения: четко и ясно выражать свою мысль, находить аргументы и доказательства, отстаивать личную позицию [8].

С учетом существующих и широко используемых традиционных и интерактивных методов обучения преподаватели кафедры считают актуальным создание и использование авторских учебных пособий профессиональной направленности [9]. Так, например, для специальности "Пожарная безопасность". Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования выпускник должен обладать среди прочих общепрофессиональных компетенций «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности" [10]. Практика работы по этому учебному пособию в студенческих группах показывает обучаемые с большим интересом читают тексты пособия, находя в них много интересных для себя сведений (история создания пожарной части в Саратове, тушение пожаров в районах Саратовской области, техника по борьбе с лесными пожарами, добровольческие отряды в годы Великой Отечественной войны, мероприятия, связанные с обеспечением безопасности гражданского населения и т.д.). Тематика и со-

держание 10 разделов пособия были согласованы с преподавателями кафедры техносферной безопасности и транспортно-технологических машин, которые по специальности «Пожарная безопасность» преподают технические дисциплины, а также с сотрудниками Главного управления МЧС России по Саратовской области. В авторское пособие вошли материалы докладов научно-студенческих конференций, отчетов студенческих практик по работе в пожарных частях города Саратова и районах Саратовской области. В конце каждого раздела пособия предлагается план-конспект разработки следующих активных методов: дискуссии, круглого стола, мини-проектов и др. с целью домашней подготовки и успешного проведения на занятиях по иностранному языку. Для примера остановимся на методе - круглый стол по теме «Борьба с лесными пожарами»[11]. Moderator: Guten Tag, liebe Kommilitonen! Wir treffen uns heute am Runden Tisch, um das Problem «Waldbrandgefahr» zu besprechen und zu diskutieren. Dieses Problem ist zurzeit sehr aktuell. Jeder von uns kennt Feuer und nutzt es auf unterschiedliche Weise im täglichen Leben. Trotz seiner Lebensnotwendigkeit kann es, wenn es außer Kontrolle gerät, zur Gefahr werden. So entstehen im Gebiet Saratow pro Jahr ca. 2.000 Brände, viele davon in Wälder.

Das Ministerium für Naturressourcen und Ökologie der Region Saratow warnt jährlich aufgrund der trockenen Witterung und der anhaltend hohen Temperaturen vor einer zunehmenden Brandgefahr in den Wäldern bei Saratow. Aktuell ist wieder eine deutliche Zunahme der Waldbrandgefahr zu verzeichnen. Das Umweltministerium bittet daher alle Besucher, insbesondere mit Blick auf die intensive Freizeitnutzung im Wald, um erhöhte Vorsicht und Aufmerksamkeit.

Das Thema unseres Treffens heißt „Waldbrandvorbeugung". Unsere Teilnehmer haben spezielle Informationen aus dem „Vorbeugenden Brandschutz" vorbereitet. Wir möchten diskutieren, welche vorbeugenden Maßnahmen recht effektiv sind. Der Waldbrandschutz umfasst alle vorbeugenden Maßnahmen, die die Entstehung und Ausbreitung von Waldbränden verhindern sollen. Es gibt zwei Arbeitsgruppen. Die erste Gruppe hat sich mit der Frage „die Festlegung von Waldbrandgefahrenstufen, das Anlegen von Wundstreifen" beschäftigt. Die zweite Gruppe hat sich mit der „Überwachung der Wälder bei Brandgefahr" befasst.

■ Das Wort hat die erste Gruppe:

■ Ich vertrete die zweite Arbeitsgruppe; die sich

mit ...befasst; (Die Studenten halten ihre Vorträge zum Thema «Vorbeugender Brand-und Gefahrenschutz ». Experten äußern ihre Meinungen zu diesen Fragen nach Bewertungskriterien) (Каждый доклад обсуждается экспертами по следующим критериям:

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №1, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 1, 2018

актуальность темы, новизна изложенной информации, значение представленной информации в рамках обсуждаемой проблемы, использование мультимедийных средств). Moderator:

■ Gibt es weitere Fragen?

■ Welche Äußerungen überwiegen: positive oder negative?

■ Wie sind die Vorschläge?

■ Wir danken für die interessanten Informationen. Teilnehmer und Gäste stellen die Fragen zum Thema «Vorbeugender Brand-und Gefahrenschutz». Moderator: Wir bedanken uns unsererseits nochmals bei unseren Gäste und Experten und hoffen, dass wir uns einmal zum zweiten Runden Tisch wieder treffen.

Abschlussaktion / Ergebnisse (Подведение итогов) benutzen Sie als Hilfe folgende Wortgruppen: die Themenbereiche; Probleme besprechen; Ich möchte kurz darauf eingehen; Wir haben aber auch einige Probleme besprochen; Könntest du einige davon nennen?; es geht um...; hier geht es um das Projekt „Vorbeugender Brand und Gefahrenschutz"; es handelt sich um.; Neue Tendenzen auf dem Gebiet der Ausnutzung ..."; Ich vertrete die dritte Arbeitsgruppe; die sich mit .befasst; hier wurde das Problem.. diskutiert; unter anderem haben wir das

Projekt für..... besprochen; Einen Augenblick, ich

möchte (nur) noch sagen / fragen.... Gestatten Sie eine Zwischenfrage? Wenn ich Sie einmal kurz unterbrechen dürfte?

Lexik zum Thema „Waldbrandgefahr". Zusammenfassen: Meine Damen und Herren! Unsere Zeit ist um. Also, ich denke, wir haben die wichtigsten Punkte erörtert. Zusammenfassend möchte ich sagen ....

Ich darf vielleicht kurz die Ergebnisse der Diskussion zusammenfassen. Wenn ich einmal zusammenfassen darf: Wir sind uns also einig, dass ... . Wir halten also fest, dass ... .

Информационное обеспечение сущности профессиональной деятельности предполагает наличие в вузе адекватной воспитательно-профессиональной среды, влияние которой осуществляется посредством традиционного, институциаль-ного и рефлексивного механизмов, обеспечивающих процесс формирования нравственных качеств, основанный на познании профессиональной среды и своей роли в обществе в целом и в процессе выполнения профессиональных функций в частности. Значение среды в воспитании рассматривали А.С. Макаренко, М.М. Пистрак, В.Н. Сорока-Росинский, К.Д. Ушинский и другие [12]. Так, ежегодно в декабре проходит торжественное приведение к присяге пожарных и спасателей студентов факультета инженерии и приро-

дообустройства кафедры техносферной безопасности и транспортно-технологических машин, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность". Присягу у студентов СГАУ принимает начальник Главного Управления МЧС России по Саратовской области генерал-майор внутренней службы И.Н. Качев. Он поздравляет студентов с выбором профессии, связанной с обеспечением безопасности, отмечает их хорошую подготовку. В ходе мероприятия проходит встреча студентов СГАУ с ветеранами МЧС России, затем небольшая экскурсия по Музею истории пожарной охраны при Главном Управлении МЧС России по Саратовской области. И.Н. Качев рассказывает о достижениях пожарных и спасателей в деле борьбы с техногенными и природными чрезвычайными ситуациями. К началу учебного года помимо созданной в вузе учебной пожарно-спасательной части состоялось торжественное открытие двух вновь созданных специализированных аудиторий "Организация службы и подготовки» и "По-жарно-тактическая и специальная подготовка", предназначенных для обучения студентов специальности «Пожарная безопасность». В аудитории была организована дискуссия, в ходе которой все участники поддержали необходимость тесного взаимодействия образовательного процесса с производством.

Среди вузов Приволжского округа на базе спортивного комплекса нашего университета проходят соревнования по пожарному силовому многоборью (кроссфиту). Соревнования проводятся с целью популяризации профессии пожарных, для развития у них эмоционально-волевой устойчивости, решительности, смелости, ловкости, готовности к неожиданностям, устойчивости к риску, опасностям, к реакции на изменения обстановки на боевых позициях и участках тушения пожара.

В план воспитательной работы кафедры иностранных языков и культуры речи включены различные мероприятия, на одном из которых особенно хочется остановиться - это участие преподавателей и студентов в проекте «Вы не одни» регионального отделения «Союза добровольцев России» Саратовской области. Помощь одиноким людям, сбор средств для детей в детских домах, погрузка продуктов питания для населения государства Сирия, самые разные, но очень нужные дела. Работа студентов не раз отмечалась не только руководством нашего университета, но и министром по работе с молодежью города Саратова. В этом году студенты приняли участие в самом

масштабном добровольческом форуме нашей страны в городе Москве, на котором президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2018 год - годом Добровольца. Это признание на самом высоком уровне работы сотен тысяч добровольцев, включая работу наших добровольцев -студентов по специальности «Пожарная безопасность».

Таким образом, образовательный процесс, построенный на основе компетентностного подхода, позволяет сформировать у будущих специалистов важные качества личности, обеспечивающие выпускникам профессиональную мобильность, защищенность и адаптивность на рынке труда.

Следует отметить роль преподавателя в создании благоприятного микроклимата, необходимой культуры общения студентов, координации их деятельности. В его руках должны быть невидимые нити организации и управления творческой деятельностью студентов. Изложенная методика придает творческий характер самостоятельной работе обучаемых под руководством преподавателя, стимулирует их профессиональную подготовку в процессе обучения. Недаром студенты по направлению «Пожарная безопасность» говорят: «Мы получаем знания по очень важному предмету - безопасность нашей страны».

1. Кушнир, Т.И., Соколова, С.В. О совершенствовании профессиональной подготовки учителя математики в условиях модернизации образования // Основные направления совершенствования качества подготовки специалистов: сб. ст./ Саратовск. гос. агр. ун-т им. Н.И. Вавилова. Саратов, 2007. С. 109-113.

2. Мизюрова, Э.Ю. Компетентностный подход в обучении иностранным языкам // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. (Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки). 2011. Т. 13, № 2 (5). С. 1100-1103.

3. Нормативные документы. Компетентность и операционный стиль мышления. Генезис компетентностного подхода // Информатика. Газета Издательского дома «Первое сентября». 2007. № 12 (541).

4. Мизюрова, Э.Ю. Формирование творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 7 (149). С. 148-152.

5. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая концепция повышения продуктивности образования // Акмеология. 2007. Методологические и методические проблемы: сб. ст. Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия. СПб., 2007. С. 79-83.

6. Акмеологический словарь / А.А. Деркач [и др.]; под общ. ред. А.А. Деркача. М., РАГС, 2005. 226 с.

7. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

8. Мизюрова, Э.Ю. Формирование межкультурной компетенции в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в аграрном вузе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (33). С. 187-192.

9. Мизюрова, Э.Ю., Рокитянская, К.А. Роль авторских учебно-методических пособий по иностранному языку в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов неязыкового вуза // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 12 (154). С. 184-188.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.05.01 Пожарная безопасность: утв. приказом № 851 Минобрнауки от 17.08.2015 г. URL: http://fgosvo.ru

11. Рокитянская, К.А. Из опыта использования активных методов обучения иностранному языку //Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы: сб. ст./ Саратовск. гос. аграрн. ун-т им. Н.И. Вавилова. Саратов, 2016. С. 403-406.

12. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 192 с. https://search.rsl.ru/ru/record/01000205058

APPLICATION OF COMPETENCE APPROACH FOR SPECIALISTS' TRAINING IN THE FIRE SAFETY DIRECTION IN THE AGRARIAN UNIVERSITY

© 2018 E.Y. Mizyurova, K.A. Rokityanskaya

Elvira Y. Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer. E-mail: Elvmiz@mail.ru Kapitalina A. Rokityanskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer. E-mail:sharova_lina@mail.ru

Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov. Saratov, Russia

The authors of the article prove the appeal to the competence approach for specialists' training e.f. in the Fire Safety direction as to one of innovative processes in education. The necessity of motivation development to professional activity e.f. foreign language education is proved. Use of authors' teaching aids of professional purpose-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 20, №1, 2018 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.20, no. 1, 2018

fulness and educational-professional measures (environment) in the agrarian university facilitate the effective training of specialists in the Fire Safety direction.

Key words: competence approach, professional education, competences, professional motivation, foreign-language speech activity, interactive methods of education, educational-professional measures (environment).

1. Kushnir, T.I., Sokolova, S.V. O sovershenstvovanii professional'noi podgotovki uchitelya matematiki v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya (About improvement of professional training mathematics teacher under conditions of education modernization). Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya kachestva podgotovki spetsialistov: sb. ct./ Saratovsk. gos. agr. un-t im. N.I. Vavilova. Saratov, 2007. S. 109-113.

2. Mizyurova, E.Yu. Kompetentnostnyi podkhod v obuchenii inostrannym yazykam (Competence approach in education of foreign languages). Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. (Sotsialnye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki). 2011. T. 13, № 2 (5). S. 1100-1103.

3. Normativnye dokumenty. Kompetentnost' i operatsionnyi stil' myshleniya. Genezis kompetentnostnogo podkhoda (Normative documents. Competence and operating style of thinking. Genesis competence approach). Informatika. Gazeta Izdatel'skogo doma «Pervoe sentyabrya». 2007. № 12 (541).

4. Mizyurova, E.Yu. Formirovanie tvorcheskogo podkhoda k professional'noi podgotovke studentov agrarnogo universiteta (Creative approach formation to the students' professional training at agrarian university). Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafta. 2017. № 7 (149). S. 148-152.

5. Kuz'mina, N.V. Akmeologicheskaya kontseptsiya povysheniya produktivnosti obrazovaniya (Akmeological conception of improvement the education productivity). Akmeologiya. 2007. Metodologicheskie i metodicheskie problemy: sb. st. Sankt-Peterburgskaya Akmeologicheskaya Akademiya. SPb., 2007. S. 79-83.

6. Akmeologicheskii slovar' (Akmeological dictionary) / A.A. Derkach [i dr.]; pod obshch. red. A.A. Derkacha. M., RAGS, 2005. 226 s.

7. Bolotov, V.A., Serikov, V.V. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noi programme (Competence model: from idea to educational programme). Pedagogika. 2003. № 10. S. 8-14.

8. Mizyurova, E.Yu. Formirovanie mezhkul'turnoi kompetentsii v protsesse professional'no orientirovan-nogo obucheniya inostrannomu yazyku v agrarnom vuze (Formation of the intercultural competence in the process of profession-oriented foreign language teaching in an agrarian university). Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Gumanitarnye nauki. 2015. № 1 (33). S. 187-192.

9. Mizyurova, E.Yu., Rokityanskaya, K.A. Rol' avtorskikh uchebno-metodicheskikh posobii po inostrannomu yazyku v formirovanii obshchekul'turnykh i professional'nykh kompetentsii studentov neyazykovogo vuza (Role of authors' teaching aids in foreign language in formation of cultural and professional competences of students of non-linguistic higher education institution). Uchenye zapiski universiteta imeni P.F.Lesgafta. 2017. № 12 (154). S. 184-188.

10. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 20.05.01 Pozharnaya bezopasnost'(Federal state educational standard of higher education in the direction of training 20.05.01 Fire Safety): utv. prikazom № 851 Minobrnauki ot 17.08.2015 g. URL: http://fgosvo.ru

11. Rokityanskaya, K.A. Iz opyta ispol'zovaniya aktivnykh metodov obucheniya inostrannomu yazyku (From the experience of using active teaching methods of foreign languages). Agrarnaya nauka vXXI veke: problemy i perspektivy: sb. st. Saratovsk. gos. agrarn. un-t im. N.I. Vavilova. Saratov, 2016. S. 403-406.

12. Manuilov, Yu.S. Sredovoi podkhod v vospitanii (Medium approach in education): dis. ... d-ra ped. nauk. M., 1997. 192 s. https://search.rsl.ru/ru/record/01000205058

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.