Научная статья на тему 'Роль авторских учебно-методических пособий по иностранному языку в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов неязыкового вуза'

Роль авторских учебно-методических пособий по иностранному языку в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов неязыкового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

Изменения в системе аграрного образования требуют взглянуть под особым углом на проблему профессиональной подготовки студентов. Цель работы проанализировать роль авторских учебно-методических пособий профессиональной направленности по иностранному языку в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов неязыкового вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна, Рокитянская Капиталина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of authors’ teaching aids in foreign language in formation of cultural and professional competences of students of non-linguistic higher education institution

Changes in the agrarian education system have to look from special point of view at the students’ professional training problem. The aim of the work is to analyze the role of authors’ teaching aids of professional orientation in foreign language for formation of the cultural and professional competences of the students of the non-linguistic higher education institution.

Текст научной работы на тему «Роль авторских учебно-методических пособий по иностранному языку в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов неязыкового вуза»

показатели концентрации внимания, ПЗМР, количества ошибок на зеленый цвет в реакции выбора незначительно варьировали, но не имели достоверных различий в ходе эксперимента (р>0,05).

ВЫВОД

Таким образом, проанализировав динамику изменения показателей психомоторики на этапах многолетней подготовки юных хоккеистов с мячом с июня 2015 по июнь 2017 года, можно сказать, что стойкая положительная динамика зарегистрирована в показателях ориентировочно-зрительно-поисковой реакции (ОЗПР), количества ошибок на красный цвет в реакции выбора и объемного внимания. Остальные показатели психомоторных способностей достоверных изменений не обнаружили.

В следствии этого для характеристики психомоторики у юных хоккеистов с мячом из показателей, полученных при обследовании на аппаратно-программном комплексе «НС-Психотест», наиболее информативными можно использовать только 3 показателя, а остальные недостаточно специфичны для данного вида спорта.

Об эффективности скорректированного учебно-тренировочного процесса можно судить по результатам соревновательной деятельности команды: кубок мира среди юношей до 16 лет, г. Боллнес (Швеция), 04-06 ноября 2016 г. - 1 место; кубок Императорского дворца (КНР, г. Чэндэ) 30 декабря 2016 г. - 1 января 2017г. и Кубка Виннерсборга (Серия А-18, Швеция, октябрь 2017г.). Причём Кубки были завоёваны в борьбе с более старшими спортсменами.

Контактная информация: viktor.mezencev.80@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.12.2017

УДК 378

РОЛЬ АВТОРСКИХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Капиталина Алексеевна Рокитянская, кандидат педагогических наук, доцент,

Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова), Саратов

Аннотация

Изменения в системе аграрного образования требуют взглянуть под особым углом на проблему профессиональной подготовки студентов. Цель работы - проанализировать роль авторских учебно-методических пособий профессиональной направленности по иностранному языку в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов неязыкового вуза.

Ключевые слова: профессиональное образование, компетентностный подход, качество профессиональной подготовки, учебное пособие, интерактивные методы.

ROLE OF AUTHORS' TEACHING AIDS IN FOREIGN LANGUAGE IN

FORMATION OF CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF

STUDENTS OF NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kapitalina Alekseevna Rokityanskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Vavilov Saratov State Agrarian University, Saratov

Annotation

Changes in the agrarian education system have to look from special point of view at the students' professional training problem. The aim of the work is to analyze the role of authors' teaching aids of professional orientation in foreign language for formation of the cultural and professional competences of the students of the non-linguistic higher education institution.

Keywords: professional education, competence approach, professional training quality, teaching aids, interactive methods.

ВВЕДЕНИЕ

Традиционная система подготовки специалистов в университетах была ориентирована на формирование у выпускника вуза прочной фундаментальной подготовки, развитие у него способностей к самообразованию и повышению профессионального мастерства, то есть миссия вузов заключалась в формировании интеллектуальной элиты общества. Современная интерпретация образования как услуги меняет миссию вузов: предлагается считать вузы поставщиками некоторого ресурса для рынка труда и, соответственно, требования к качеству подготовки специалистов должны быть ориентированы на потребности работодателя. При этом динамический характер требований рынка труда, изменение приоритетов и предпочтений в системе рыночных отношений должны мотивировать вузы к постоянному мониторингу этих требований и корректировке соответствующих образовательных программ с целью формирования компетенций, актуальных на данный момент времени. Выбор направления профессиональной деятельности сопровождается выбором уровня профессионального образования. В подавляющем большинстве случаев уровень притязаний завышен. Это создает неравномерно распределенную и не всегда обоснованную конкурентность среди абитуриентов. Решение этой задачи обеспечивается системой вступительных испытаний, регламентированной на федеральном уровне. Целью этой системы является построение рейтинга абитуриентов. Рейтинг абитуриентов в настоящее время строится на основе результатов ЕГЭ. Определяется ли результатами ЕГЭ уровень образованности - это до сих пор предмет дискуссий. Уровни других частных потенциалов при формировании контингента первого курса образовательных учреждений не учитываются. Перспективное конкурсное распределение абитуриентов - фактор повышения эффективности образовательного процесса и эффективности использования государственных финансовых ресурсов, привлекаемых к обеспечению системы профессионального образования.

МЕТОДИКА

Общество все больше нуждается в специалистах, действительно владеющих иностранным языком. К настоящему времени в российской системе языкового образования произошли серьезные изменения, например, расширение программ международного студенческого обмена, контактов с зарубежными учеными во время научных командировок, организация совместных проектов с заключением договоров о взаимовыгодном сотрудничестве. Успех обучения иностранному языку в вузе на данный момент будет связан с необходимостью привести обучение иностранным языкам в полное соответствие с потребностями народного хозяйства и потребностями в иностранном языке в конкретных видах профессиональной деятельности специалистов различных профессий. [2] Аграрное образование за последние годы также претерпело существенные изменения, обусловленные как новой социально-экономической ситуацией в стране, так и изменившимся статусом России в Европе. Ученые России, США, Австрии, Германии утверждают, что наиболее перспективным направлением развития профессионального образования в ближайшие десятилетия является использование компетентностного подхода, предполагающего подготовку не знающего специалиста, а специалиста, умеющего эффективно решать профессиональные задачи на основе современных научных знаний. Проблемы компетентностного подхода в образовании рассматривались в работах В.И. Байденко, В.П. Бездухова, В.А. Юолотова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, В.В. Серикова, А.В. Хуторского и др. Целевой компонент этой системы базируется на новых ФГОС, определяющих задачи развития общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых личности для ее развития и самоопределения, формирования умений решать профессиональные задачи. Главное условие эффективности профессионального обучения - включение в него

диагностического блока, т.е. необходимость непрерывного мониторинга качества профессиональной подготовки будущих инженеров. При достаточно высоком уровне мотивации изучения иностранного языка большой проблемой занятий была привязанность к так называемым топикам. Студенты произносили довольно скучные тексты, которые были заучены в виде монологов наизусть. Когда они начинали говорить с иностранными студентами, то едва могли сказать что-нибудь существенное кроме заученных предложений из топиков или предпочитали молчать. Проанализировав все материалы учебной литературы, которая используется на занятиях преподаватели кафедры иностранных языков и культуры речи Саратовского государственного аграрного университета вынуждены самостоятельно искать пути обеспечения студентов соответствующей литературой. Так как имеется сравнительно небольшое число учебно-методических пособий того или иного профиля подготовки, поэтому, можно считать актуальным создание и использование кафедрой авторских учебных пособий профессиональной направленности. С учетом существующих и широко используемых традиционных и интерактивных методов обучения было разработано учебно-методическое пособие по немецкому языку для студентов-бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 Строительство, профиль подготовки - Теплогазоснабжение и вентиляция [5]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, выпускник должен обладать среди прочих общепрофессиональных компетенций "владением одним из иностранных языков на уровне профессионального общения и письменного перевода" (http://fgosvo.ru/). Практика работы по этому учебному пособию в студенческих группах показывает обучаемые с большим интересом читают тексты пособия, находя в них много интересных для себя сведений (история месторождения газа в Саратовской области, проблемы газификации районов Саратовской области, использование местных строительных материалов, возобновляемые источники энергии.) Тематика и содержание 10 разделов пособия были согласованы с преподавателями выпускающих кафедр, которые отвечают за проведение летних студенческих практик на предприятиях г. Саратова и Саратовской области. Положительная мотивация студентов обеспечивает становление их как специалистов, формирует их профессиональные знания. Усиление значимости личностного компонента процесса познания, связанного с формированием мотивации учебной деятельности, способствует повышению эффективности учебного процесса [4]. Не касаясь вопроса о системе упражнений, который, как представляется, достаточно глубоко разработан в современной методике обучения иностранным языкам, следует отметить, что наибольшая сложность при разработке пособия заключается в том, чтобы обеспечить непосредственную связь между текстом и упражнениями, осуществить сбалансированный отбор конкретных типов упражнений, обеспечить рациональное сочетание упражнений для усвоения языкового материала с упражнениями в иноязычной коммуникации. Большая часть общения на занятии осуществляется в форме парной или групповой работы. Обучение грамматическим формам происходит на базе профессионально ориентированного лексического материала. С этой целью автор пособия использует активный метод "Ассоциаций". Этот метод может проводиться различными способами [6]. Например, одному из студентов выдается карточка с написанным на ней словом. Назвав ассоциации, которые возникли у него с этим словом, он передает карточку дальше, пока она не вернется к преподавателю - это свободная круговая ассоциограмма, отражающая множество самых разнообразных ассоциаций по поводу изучаемого предмета или явления. Наиболее сложный вид ассоциограммы - карта мыслительной деятельности. Это графическая карта, в середине которой рисуется овал или круг с написанным центральным словом/понятием. Следующим шагом будет ассоциация обучаемого, вызванная у него этим понятием или предметом. Приведем пример из пособия.

Преподаватель:

- Hallo, meine Freunde! Ran an die Arbeit! Könnten Sie mir bitte sagen: Was assoziieren Sie zum Wort «Werkstoffe»? Überlegen Sie, woher Sie Ihre Assoziationen haben: eigene

Erfahrungen, Medien, Lektüre?

- Запись на доске понятия «Werkstoffe».

Welche Assoziationen fallen Ihnen ein? Was assoziieren Sie? Können Sie die angeführten Assoziationen erläutern?

Benutzen Sie als Hilfe folgende Wortgruppen:

die Qualität; die Eigenschaft; das Eisen, der Stahl; das Kupfer; der Halbleiter; die Härte; die Dichte; die Festigkeit; die Zugfestigkeit; die Druckfestigkeit; die Elastizität; die Legierung; der Stein; der Holz; die Werkstoffgruppe; der Einsatz; das Bauwesen; der Hilfsstoff; der Hauptstoff; der Rohstoff.

arbeiten; verarbeiten; bearbeiten; verhütten; schmelzen; darstellen; etstehen; gewinnen; einsetzen; nutzen; benutzen; ausnutzen; verwenden; unterscheiden; prüfen; vorkommen; beeinflüssen.

Предложить в качестве домашнего задания оформить в виде презентации свои представления о современных строительных материалах.

При обучении студентов на уровне бакалавриата закладываются основы для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, а обучение в магистратуре способствует углублению подготовки специалистов, способных не только воспроизводить культуру прошлого, но и творчески мыслить, самостоятельно ставить и решать сложные исследовательские задачи в профессиональной деятельности [1]. В работе над учебно-методическим пособием по английскому языку для студентов магистратуры I курса направления подготовки 250700.68 Ландшафтная архитектура автор пособия привлекал в образовательный процесс квалифицированных специалистов - практиков, работников лесных хозяйств Саратовской области, а также дизайнеров городского ландшафта, занимающихся озеленением города, созданием парковых зон на территориях новостроек [3]. Это позволяет проводить своевременную коррекцию содержания профессиональной подготовки с учетом требований современной практики, что в конечном итоге повышает качество этой подготовки. Выпускник по профилю подготовки "Садово-парковое строительство и дизайн" должен обладать "готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования в области ландшафтной архитектуры". В авторское пособие вошли материалы докладов научно-студенческих конференций, отчетов студенческих практик и экспедиций по районам Саратовской области, а также территории Среднего и Нижнего Поволжья. Текстовой материал пособия также отобран из зарубежных книг и журналов в области ландшафтной архитектуры стран Европы и Азии. В конце каждого раздела пособия предлагается план-конспект следующих методов: дискуссии, круглого стола, мини-проектов и др. с целью домашней подготовки и успешного проведения на занятиях по английскому языку. Для примера остановимся на методе - круглый стол. Данный метод используется для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в многообразных научных аспектах. Круглый стол может использоваться в различных формах, если при этом помнить об одном важном условии и его неукоснительном соблюдении - это осознание необходимости разностороннего рассмотрения теоретической проблемы с разных позиций и точек зрения на ее практическое воплощение в жизнь. С привлечением основного материала учебного пособия был проведен круглый стол на тему: "Проблемы городского ландшафта". Данное мероприятие проходило, когда в Саратовском аграрном университете полным ходом идет подготовка к обучающему семинару по ландшафтному дизайну, который состоится в декабре по инициативе председателя Государственной Думы Вячеслава Володина. Доклады с интересными презентациями предоставили русские, и иностранные магистры I курса из стран Германии, Сирии, Анголы, Индии по реконструкции парка в городе Вольске Саратовской области. Любимое место отдыха вольчан преображается по

X t /

«Werkstoffe»

инициативе спикера Государственной Думы Вячеслава Володина. Разработки студентов и сотрудников факультета инженерии и природообустройства Саратовского ГАУ будут использоваться при обустройстве различных зон парка, и основываться на современных методах работы с применением новейших технологий.

ВЫВОДЫ

Использование авторских учебно-методических пособий на занятиях по иностранному языку приводит к повышению академической успеваемости и учебной успешности обучаемых, а, как известно, именно академическая успеваемость и учебная успешность являются основными критериями оценки учебной деятельности студентов. Таким образом, в группах, где используются данные авторские учебные пособия, студенты стали относиться к изучению иностранного языка с большей ответственностью и интересом, у них возрастает познавательная и коммуникативная активность. Об этом свидетельствуют и благоприятные отзывы студентов. В ходе личных бесед с обучаемыми на вопрос: "Помогают ли вам в изучении профессии учебные пособия по иностранному языку?" положительно ответили более 80% из них. Такой результат подтверждает значимую роль авторских учебно-методических пособий в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов неязыкового вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Захожая, Т.М. Система зачетных единиц в образовательном процессе вуза / Т.М. Захожая // Педагогика. - 2012. - № 7. - С. 70-75.

2. Мизюрова, Э.Ю. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов. / Э.Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 3 (121). - С. 73-77.

3. Мизюрова, Э.Ю. Английский язык : учеб. пособие для студентов магистратуры I курса направления подготовки 250700.68 Ландшафтная архитектура / Э.Ю. Мизюрова. - Саратов : ООО "Издательский Центр "Наука", 2014. - 76 с.

4. Модернизация обучения иностранным языкам в вузе : монография / Л.И. Мурахтанова, К.А. Рокитянская, Э.Ю. Мизюрова, О.Б. Капичникова, М.А. Ярмашевич. - Саратов : Издательский Центр "Наука", 2010. - 155 с.

5. Рокитянская, К.А. Теплогазоснабжение и вентиляция : учеб. пособие по немецкому языку для студентов по направлению подготовки "Строительство" / К.А. Рокитянская. - Саратов : ООО "Издательский Центр "Наука", 2014. - 68 с.

6. Рокитянская, К.А. Активные методы обучения как способ повышения эффективности обучения иностранному языку / К.А. Рокитянская // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Саратов, 2017. - С. 260-262.

REFERENCES

1. Zakhozhaya, T.M. (2012), "System of test-units in the educational process", Pedagogy, No 7, pp 70-75.

2. Mizyurova, E.Yu. (2015), "Foreign communicative competence formation of the future specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 121, No. 3, pp. 73-77.

3. Mizyurova, E.Yu. (2014), English language. Textbook for students majoring in 250700.68 Landscape architecture, publishing house Science, Saratov.

4. Murakhtanova, L. I. (2010), Education modernization of foreign languages in the higher education institution: monograph, Science, Saratov.

5. Rokityanskaya, K.A. (2014), Heating, gas supply and ventilation. Textbook for students majoring in 08.03.01 Construction, publishing house Science, Saratov.

6. Rokityanskaya, K.A. (2017), "Active teaching methods as way of improvement in education efficiency foreign language", In the collection: Agrarian science in 21 centuries: problems and perspectives the collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference, pp. 260-262.

Контактная информация: Elvmiz @mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.12.2017

УДК 796.856.2

ИНДЕКС РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СПОРТСМЕНА КАК КОМПЛЕКСНЫЙ ПРЕДИКТОР ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ольга Федоровна Мухачева, аспирант, Антон Валерьевич Павленко, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Максим Валентинович Туманов, кандидат медицинских наук, доцент,

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Пушкин

Аннотация

Одним из основных вопросов практической спортивной деятельности достаточно часто является вопрос оценки уровня профессионального здоровья, профессиональной работоспособности и профессиональной готовности к спортивной деятельности спортсменов разных квалификационных категорий. Особенно это актуально при определении профессиональной готовности спортсменов тхэквондистов, имеющих сходные показатели подготовленности и успешности в соревновательной деятельности годичного цикла подготовки. В таких случаях речь может идти об определении индекса результативности спортсмена (ИРС), являющегося комплексным показателем функционального состояния.

Ключевые слова: тхэквондо, индекс результативности спортсмена.

INDEX OF PERFORMANCE OF ATHLETE AS COMPLEX PREDICTOR OF READINESS TO COMPETITIVE ACTIVITY

Olga Fedorovna Mukhacheva, the post-graduate student, Anton Valerievich Pavlenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Maxim Valentinovich Tumanov, the candidate of medical sciences, senior lecturer, Leningrad State University named after A.S. Pushkin, Pushkin

Annotation

The question of assessment of the professional health level, the professional working capacity and professional readiness for sports activity of athletes of different qualification categories is often one of the main questions of the practical sports activities. This is especially important in determining the professional readiness of taekwondo athletes who have similar indicators of preparedness and success in the competitive activity of the annual training cycle.

In such cases we can speak about definition of the index of effectiveness of the athlete (IEA) -the complex indicator of the functional state.

Keywords: taekwondo, index of performance of the athlete.

В многих исследованиях убедительно показано, что проигрыш в соревнованиях вероятнее в связи с низкой технической, мотивационной и функциональной готовностью спортсмена, а также при нарастании утомления. Также установлено, что одной из характеристик спортсмена - «лидера» является лучшее состояние функциональных систем регуляции и физическая подготовленность. Результативность, успешность конкретного спортсмена всегда предполагает взаимосвязь между победой в поединке, внешней обстановкой и функциональным состоянием спортсмена [1].

В целях настоящего исследования было сформулировано представление и рассчитан индекс результативности спортсмена (ИРС). ИРС - комплексный показатель, рассчитанный как показатель количества участий спортсмена - тхэквондиста в соревнованиях разного уровня в течение годичного цикла подготовки и соотношения количества боев к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.