УДК 81-13
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Светлана Александровна Морозова, Наталья Владимировна Миронова, Марина Николаевна Лопинова
ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА», Россия, г. Великие Луки
Рассматривается актуальность использования модульного обучения иностранному языку в условиях реализации образовательных программ, нацеленных на формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций. Приводятся примеры тематических модулей по английскому и немецкому языкам.
Ключевые слова: компетенция, модуль, модульное обучение, технологии обучения, знание, умения, навыки.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего и среднего профессионального образования (ФГОС ВПО и ФГОС СПО) третьего поколения определяют переход от «знаниевого» подхода в обучении, для которого характерна передача знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, к ком-петентностно-ориентированному подходу, при котором акцент делается на формировании у обучающихся компетенций (общекультурных и профессиональных). Понятие «компетенция» имеет несколько трактовок. В ФГОС под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.
В условиях реализации образовательных программ, нацеленных на формирование у обучающихся требуемых компетенций, преподавателями используются различные технологии обучения. Одной из наиболее перспективных форм организации учебного процесса представляется модульное обучение, так как, являясь одним из направлений индивидуализированного обучения,
способствует решению поставленных задач применительно к преподаванию в контексте компетентно-стного подхода.
В методике преподавания иностранного языка наиболее известные работы по различным аспектам модульного обучения принадлежат П.А. Юцявичене, М.А. Чошанову, Е.Н. Солововой, В.А. Ямшановой, Ю.Б. Кузьменковой.
Согласно П.А. Юцявичене, модуль определяется как блок информации, включающей в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей. [4] По ее мнению, сущность модульного обучения иностранным языкам состоит в том, что обучающийся более самостоятельно может работать с индивидуальной учебной программой. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей [3, с.7].
С точки зрения В.А. Ямшано-вой, модуль применительно к обуче-
нию иностранному языку рассматривается: 1) как тема, которую предлагается изучить за определенное количество часов; 2) как учебные блоки (говорение, аудирование, чтение и письмо); 3) как аспекты языка (лексика, грамматика); 4) как уровни владения иностранным языком; 5) как учебный материал, предлагаемый разным группам обучающихся (продвинутые, академические и группы выравнивания) [5, с.6].
Ю.Б. Кузьменкова дает понятие «содержательный модуль» как автономный законченный мини-курс с какой-либо формой отчетности по завершении. При этом она выделяет тематический и целевой модули. Тематический модуль определяется как комплексное развитие речевых навыков и умений на материале одной общей темы, делая при этом акцент на дальнейшем формировании языковых навыков активного владения языком во всех видах речевой деятельности. Целевой модуль подразумевает сосредоточение усилий преимущественно на работе по развитию конкретных навыков и умений в пределах одного или двух видов речевой деятельности на материале разнообразной тематики [2, с.140].
Так или иначе, любой модуль должен включать в себя четыре обязательных компонента: 1) целевую установку, 2) учебный материал,
3) методическое руководство и
4) контроль или самоконтроль.
Как правило, модуль состоит из нескольких уроков и имеет следующую структуру:
а) вводная часть с постановкой целей, вопросы для обсуждения данной темы/проблемы, работа с лексикой и грамматическим материалом;
б) тематический текст, содержащий проблему, требующую рассуждения и решения, то есть с последующим выходом в монологическую и/или диалогическую речь;
в) прослушивание/просмотр аудио/видеоматериала с последующим обсуждением/выполнением теста;
г) ролевая игра на основе кейс-технологий / мозговой штурм / круглый стол;
д) контроль /самоконтроль.
Следуя данной структуре, рассмотрим примеры тематических модулей по дисциплине «Иностранный язык».
Английский язык. Тематический модуль "Science and Technology" («Наука и техника»)
Цели:
- совершенствовать речевые навыки по теме "Science and Technology";
- формировать умение извлекать нужную для работы информацию из англоязычных источников;
- развивать у студентов способности к логичности и доказательности;
- формировать навык работать в команде, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;
- воспитывать терпимое отношение к мнению других людей.
Номер учебного элемента Название учебного элемента Содержание, формы, методы
1. Входной контроль. Цель: восстановить у студентов уже имеющиеся знания по данной теме - Лексика Make sure you can use these words. Make up as many sentences as you can. (Investi-
Номер учебного элемента Название учебного элемента Содержание, формы, методы
(лексика/грамматика) gation, research, achievement, breakthrough, to discover, to invent, to explore, to develop, to create). - Грамматика Say whose invention or discovery it is. Use the pattern with the verb in the Passive Voice. (The telephone was invented by A. Bell.) Самостоятельная работа студентов
2. Интервью. Цели: - совершенствовать навыки диалогического общения; - формировать способность воспринимать точки зрения других - Диалоговая форма. Построение вопросительного предложения по образцу. Interview your group mates -which of the most important recent discoveries/inventions they know; -why it is important to develop science; -what role science plays in people's life. Опора на тексты "Science and Technology", "Science and Scientists" Самостоятельная работа студентов
3. Выражение своего мнения. Цели: - совершенствовать навыки монологического высказывания; - развивать способность к логичности и доказательности - Монологические высказывания с выражением собственного мнения по теме Take a look at what famous people said about science. Which saying reflects your opinion? "Science is organized knowledge." (Herbert Spencer) "Scientific work must have no object except to find out the truth." (Miguel de Unamuno) Самостоятельная работа студентов
4. Прослушивание аудиоматериала с последующим обсуждением/тестированием Цели: - совершенствовать навык восприятия англоязычной речи на слух; - формировать умение извлекать нужную информацию из прослушанного - Обсуждение прослушанного текста / Выполнение теста по аудированию You will hear the conversation of two friends. Define which of the given statements are true, false or not stated. 1. Scientists have come up with a new model of a mobile phone. 2. There is no sufficient data on how peo- ple use their mobile phones. 3. Device Analyser monitors people's ac- tions with mobile phones. 4. Scientists use personal information for their studies. 5. The collected data will be secret. 6. People can download Device Analyser from the website free of charge.
Номер учебного элемента Название учебного элемента Содержание, формы, методы
5. Выходной контроль. Цели: - продемонстрировать способности осуществлять продуктивные речевые умения; - формировать навык работать в команде, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль; - воспитывать терпимое отношение к мнению других людей - Ролевая игра на основе технологии «круглый стол». Role Play: A Student Science Conference Roles: a chairman, an interpreter, speakers, participants Topics for Discussion: l.Science has a great creative potential to expand the human mind. 2.Science and technological progress in modern society. 3.Do science and technology do more good than harm, more harm than good, or about equal? 4.Young people and science.
6. Оценка выполнения модуля (баллы при рейтинговом оценивании / оценка при традиционной системе) - Подведение итогов. - Постановка новых целей.
Немецкий язык. Тематический модуль "Das 21.Jahrhundert und neue Technologien" («21 век и новые технологии»)
Цели:
- совершенствовать речевые навыки по теме "Das 21. Jahrhundert und neue Technologien";
- формировать умение извлекать нужную для работы информацию из иноязычных текстов, аудио-и видеозаписей;
- развивать у студентов способности логично и аргументировано строить свое высказывание;
- формировать навык работать в команде, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, нести ответственность за себя и окружающих;
- уметь самостоятельно принимать решения, воспитывать терпимое отношение к мнению других людей.
Номер учебного элемента Название учебного элемента Содержание, формы, методы
1. Входной контроль. Цель: - восстановить у студентов уже имеющиеся знания в области лексики и грамматики в рамках данной темы - Лексика Sie wissen schon folgende Wörter, machen Sie Sätze! (das Handy, die Daten, das Fernsehen, der Verkehr, das Zeitalter, der Einfluss, anwenden, ersetzen, empfangen, schädlich). - Грамматика Welche Funktionen hat das Verb "warden"? Lesen Sie den Text „Das 21. Jahrhundert - das
Номер учебного элемента Название учебного элемента Содержание, формы, методы
Informationszeitalter", schreiben Sie die Sätze mit dem Verb „werden" aus, Welche Funktion hat es in jedem Satz? Самостоятельная работа студентов
2. Работа в парах: Цели: - совершенствовать речевые на- выки, используя фразы (Ich vermute, dass...; Mir scheint, dass...; das ist kaum möglich, das ist kaum zu glauben^ - формировать навыки работы в команде; - уметь выражать свое мнение; - уметь осуществлять взаимо- контроль и самоконтроль - Выражение предположения, уверенности, неуверенности: Arbeiten Sie paarweise, sprechen Sie dabei Ihre Vermutung, Gewissheit, Ungewissheit: 1. Das Fernsehen ist das Beste für das Fremd- sprachenlernen. 2. Die Telekommunikation ist das wichtigste Verkehrsmittel. 3. Der Computer soll den Lehrer ersetzen. 4. Multimedia sind für eine bessere Bildung. 5. Wir können die Zukunft nur gemeinsam meistern. Самостоятельная работа студентов
3. Подготовка к монологическому высказыванию Цели: - совершенствовать умение логично и аргументировано строить свое высказывание; - воспитывать терпимое отно- шение к мнению других - Обсуждение проблемы с выражением собственного мнения: 1. Der Computer wurde von K. Zuse 1941 erfunden. Er wog damals mehr als 3 Tonnen. Wie sehen heutige Computer aus? Wie werden Sie in Zukunft sein? 2. Wir leben in der Informationsgesellschaft. 3. Werfen Sie einen Blick in die Zukunft. Was werden Sie im Jahre 2020 machen? Самостоятельная работа студентов
4. Прослушивание аудиоматериа-ла с последующим обсуждением Цели: - совершенствовать навык восприятия иноязычной речи на слух; - формировать умение извлекать нужную информацию из прослушанного - Обсуждение прослушанного текста Hören Sie den Text "Neue Technologien" zu! Beantworten Sie folgende Fragen: 1.Welche Technologien bestimmen 21. Jahrhundert? 2.Wer hat die Grundlagen der Nanotechnologie entwickelt? 3.Welche Aufgabe erfüllt Laserlicht? 4.Welcher russische Physiker erhielt den No- belpreis 2000? 5.Welche Möglichkeiten hat Biotechnologie?
5. Выходной контроль. Цели: - продемонстрировать способности осуществлять продуктивные речевые умения; - формировать навык работать в команде, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль; - Дискуссия на основе технологии «круглый стол» Veranstalten Sie eine Mikrokonferenz zum Thema „Schlüsseltechnologien des 21. Jahrhunderts" Themen für Diskussion: 1. Telekommunikation im 21. Jahrhundert. 2. Computer in meiner Fachschule und in mei-
Номер учебного элемента Название учебного элемента Содержание, формы, методы
- воспитывать терпимое отношение к мнению других людей nem Leben. 3. Ohne Handy kann man das Leben nicht mehr vorstellen! 4. Internet : pro und contra.
6. Оценка выполнения модуля (баллы при рейтинговом оценивании / оценка при традиционной системе) - Подведение итогов. - Постановка новых целей.
Таким образом, модульная система обучения имеет четкую структуру, упорядоченность, логическую последовательность и преемственность всех этапов языковой подготовки, способствует комплексному овладению лингвистическим материалом, расширению фоновых (лингвострановедческих, профессиональных, культурологических) знаний студентов, развитию продуктивного мышления, совершенство-
ванию умений и навыков по основным видам речевой деятельности. При модульном обучении акцент делается на развитие самостоятельности и формирование субъектной позиции в учебной деятельности. В целом, модульное обучение содействует достижению эффективного результата в усвоении знаний и формировании общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся.
Список литературы
1. Басова Н.В. Немецкий язык для колледжей / Н.В. Басова, Т.Г. Коноплева. -Изд. 18-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. -414 с.
2. Кузьменкова Ю.Б. Модульный подход к проблемам эффективной межкультурной компетенции / Ю.Б. Кузьменкова. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 160 с.
3. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Вильнюс. 1982. -105 с.
4. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 271 с.
5. Ямшанова В.А. Переход на модульное обучение иностранным языкам как реализация идей Болонской декларации / В.А. Ямшанова // Иностранные языки в экономических вузах России: Всероссийский научно-информационный альманах. - 2006. - № 5. - С. 6-22.
6. Практикум по английскому языку для самостоятельной работы по теме «Наука и техника»/ сост. С.А. Морозова, Н.В. Миронова. - Великие Луки: ФГБОУ ВПО «Великолукская ГСХА», 2012.
E-mail: [email protected]
182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина, д. 2, Великолукская ГСХА Тел.: (81153) 7-28-51