УДК 378
В.И. Иовлева
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина) (Россия)
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Рассматривается применение модульно-компетентностной технологии при профессионально-ориентированном обучении иностранному языку. Отмечается системообразующая роль междисциплинарных связей при формировании профессионально-ориентированной иноязычной компетенции. Подчеркивается эффективность включения активных методов обучения в блоки обучающих модулей. Рассматривается алгоритмизация учебной деятельности, структурирование предметного содержания в модульном обучении. Гибкость модульной структуры позволяет студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию за счет пропуска уже изученных модулей.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД; МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ; МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА; ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ; ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ; ОПЕРАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ; АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Проблемам модульно-компетентностного подхода к обучению посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых, таких как В.И. Байденко, А.К. Макарова, А.Н. Новикова, Т.А. Сергеева,
B.А. Сластенина, Ю.Г. Татур, Т.И. Шамова, В.Д. Шадрикова,
C.А. Щенникова, Р. Уайт, Д.Ж. Равен, Н.Е. Эрганова и др. Проблемы обучения иностранному языку для профессиональной деятельности в нелингвистическом вузе на основе компетентностного подхода освещены в работах А.А. Вербицкого, А.Б. Евсеева, Л.В. Елагиной и др.
В настоящее время в технических вузах приоритетным направлением в обновлении образования признается профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, при котором студенты одновременно с навыками иноязычного общения должны приобрести знания по специальности. При этом профессиональная направленность обучения иностранному языку требует интеграции с профилирующими техническими дисциплинами, что, в свою очередь, ставит перед преподавателями иностранного языка задачу формирования профессионально-ориентированной иноязычной компетенции будущего специалиста. Обучение на основе междисциплинарных связей позволяет использовать иностранный язык (ИЯ) для систематического пополнения профессиональных знаний, как средство формирования профессиональных умений и навыков.
Представляется, что эффективным решением поставленной задачи при профессионально-ориентированном обучении ИЯ может являться
использование учебных программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода, целью которого является овладение совокупностью компетенций, а в качестве средства достижения этой цели выступает модульное построение структуры и содержания профессионального обучения [1]. Технология модульного обучения позволяет проектировать учебную деятельность обучаемых и обладает большой гибкостью, что позволяет эффективно актуализировать междисциплинарные связи. Междисциплинарные связи в данном случае являются фактором, способным обеспечить целостность обучения с учетом взаимодействия содержательных и процессуальных компонентов задействованных дисциплин [2].
Модульная теория появилась в середине ХХ века, она отражена в работах Б.Ф. Скиннера, Дж. Расселла, К. Курха, Г. Оуена. Исследования модульного обучения (МО) отражены в трудах П. Юцявичене, Г.М. Гараева, С.И. Куликова, В.И. Панченко, М.А. Чошанова, В.В. Карпова, М.А. Анденко, Д.М. Миронова и др.
Модуль является основой модульной технологии обучения. Модуль -это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе. Обучающий модуль - это логически завершенная форма части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и профессиональный аспекты, усвоение которых должно быть завершено соответствующей формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения обучаемыми данным модулем. Обучающий модуль как единица содержания учебной дисциплины обладает относительной самостоятельностью и целостностью на уровне учебного плана или учебной программы и определяет логику организации процесса ее освоения. Содержание модуля должно отвечать требованиям последовательности, целостности, компактности, автономности, наглядности. Модульная образовательная программа - это совокупность и последовательность модулей, направленных на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.
Для модульного обучения характерна алгоритмизация учебной деятельности, структурирование предметного содержания. В отличие от других видов обучения, в модульном обучении содержание обучения представлено в законченных, самостоятельных, комплексных модулях, которые одновременно являются банком информации и методическим руководством по его усвоению. Четкость изложения информации в учебных модулях ориентирует преподавателей и студентов на лаконичность высказывания мыслей и суждений, что в свою очередь должно способствовать лучшей структуризации полученных знаний.
В настоящее время в педагогической литературе существуют различные подходы к конструированию модульных программ и модулей. Наиболее распространенным является междисциплинарный подход, при котором модульная программа формируется по графу логической структуры
центрального предмета какой-либо специальности. Такой подход применен в работах М.А. Анденко, М.В. Гареева, С.И. Куликова, В.В. Карпова, М.Н. Катханова. При создании такого модуля участвуют специалисты различных кафедр, отбирая необходимые для лучшего понимания материала темы. Например, при построении модуля по специальности Электронные приборы и устройства разрабатывается междисциплинарный модуль Теория электромагнитных полей, в основе которого лежит тема Теория поля из высшей математики как базовая тема. В модуль входит также базовая тема из физики Теория электромагнитного поля. Завершается подготовка по модулю изучением раздела Теория электромагнитных полей из курса теоретических основ электротехники [3]. Представляется, что эти междисциплинарные связи являются системообразующими [4].
Для целей изучения ИЯ в этот же модуль могут включаться профессионально-ориентированные тексты на ИЯ с послетекстовыми упражнениями. Для поддержания принципа профессиональной направленности междисциплинарного модуля рекомендуется организовать межкафедральное сотрудничество, которое будет выражаться, главным образом, в том, что тексты по специальности будут подбираться преподавателями технических дисциплин, а языковые упражнения к ним будут составляться преподавателями ИЯ. При изучении ИЯ подобный модуль может использоваться в качестве вспомогательного ресурса для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. Междисциплинарное содержание модуля, включающего содержательные компоненты технических дисциплин и процессуальные компоненты дисциплины ИЯ, будет обеспечивать четкую фокусировку студентов на профиле их специальности, что особенно актуально для магистрантов технических кафедр нашего вуза.
Подобный модуль может размещаться в локальной электронной сети вуза или на виртуальной платформе ЬМБ МООЭЬБ для общего пользования. Студенты могут выполнять задания междисциплинарного модуля, а преподаватель может проверять усвоение учебного материала по тестам, входящим в средства контроля модуля. Удобство модульной формы обучения заключается в том, что студенты очной, очно-заочной и заочной форм обучения могут заниматься по материалам модуля в свое свободное время, которое не ограничено никакими временными рамками. Наличие междисциплинарного модуля в арсенале преподавателя ИЯ позволяет применить гибкий подход к организации учебного процесса в техническом вузе. Наличие в модуле параллельных текстов по специальности на русском и иностранном языках, а также терминологического тренинга, будет способствовать повышению эффективности изучения профессионально-ориентированного ИЯ в техническом вузе. Материалы модуля могут использоваться для дополнения программного учебника по ИЯ.
Информация, входящая в модуль при четкой структуре и целостности, может иметь широкий спектр сложности и глубины. Поскольку задачи обучения со временем могут изменяться, а учебный материал периодически пересматриваться и обновляться в связи с непрерывным развитием науки и
техники, в структуру модуля заложены постоянная, базовая компонента и вариативная часть. Базовая компонента модуля содержит фундаментальное понятие или группу взаимосвязанных понятий изучаемой на иностранном языке специальности, такие как закон, структурный план. В вариативной компоненте может быть отражено как обновление учебной информации, так и изменение направления специализации студента. Тем самым на практике реализуется принцип гибкости и динамичности образования без снижения качества подготовки.
Модульная технология обучения вносит серьезные изменения не только в содержание, но и в процесс управления процессом обучения, значительно активизируя самостоятельную работу студентов, усиливая их мотивацию к обучению, индивидуализируя процесс обучения, делая его более осознанным.
Меняются формы и методы организации занятий. Обучение приобретает ярко выраженный деятельностный характер. Акцент делается на обучении через практику, продуктивной работе в малых группах, выстраивании индивидуальных учебных траекторий, использовании междисциплинарных связей, развитии самостоятельности учащихся, что способствует повышению личной ответственности за принятие решений [5].
Гибкость модульной структуры позволяет студенту выстраивать индивидуальную образовательную траекторию за счет пропуска уже изученных модулей. Если модули или модульные единицы повторяются или были изучены раньше, то они исключаются из учебной программы, что дает возможность сокращать сроки обучения, создавая адаптированные к учащемуся программы обучения.
Изменяются также статусно-ролевые функции студентов и преподавателя. Преподаватель при модульном обучении мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует самостоятельную работу студентов, то есть приоритетными становятся субъект-субъектные взаимоотношения между преподавателем и обучающимися, что делает педагогический процесс при модульно-компетентностном подходе более эффективным, так как преподаватель имеет возможность реализовать консультативно-координирующую функцию на основе индивидуального подхода к каждому студенту.
Модульное обучение приводит к более активному использованию компьютерной техники и информационных технологий, способствует внедрению активных методов обучения, концентрирует внимание на результате, для оценки которого вводятся кредиты - новые единицы оценки учебного труда. Такое обучение посредством деятельности способствует преодолению разрыва между теорией и практикой.
Все указанные достоинства модульно-компетентностной технологии доказывают адекватность ее применения при профессионально-ориентированном обучении ИЯ в техническом вузе, при котором акцент необходимо делать на учете профессиональной специфики, нацеленной на реализацию задач будущей профессиональной деятельности выпускника и в
итоге на формировании у будущего специалиста профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.
Формирование профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции включает три основных компонента: а) лингвистический (языковой), который заключается в овладении новыми языковыми средствами - фонетикой, орфографией, лексикой, грамматикой, в соответствии со специально отобранными темами и ситуациями общения и основными практическими речевыми навыками - чтением, говорением, письмом, аудированием, переводом; б) социолингистический, предусматривающий умения и навыки организации речи в соответствии с решением поставленных коммуникативных задач; в) социокультурный, суть которого состоит в приобщении к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка.
Иноязычная коммуникативная компетенция объединяет не только языковую грамотность и способность к иноязычной речевой деятельности, но и знание культуры, психологии и менталитета носителей изучаемого языка, при этом происходит не только билингвальное, но и бикультурное развитие личности студента, что является необходимым компонентом эффективного профессионального общения на ИЯ. Иноязычное общение становится существенным компонентом успеха в будущей профессиональной деятельности, что усиливает мотивацию к изучению ИЯ, поскольку конкурентноспособному специалисту необходимо владеть ИЯ в сфере своей профессиональной коммуникации.
В модульном обучении при субъект-субъектных отношениях преподавателя и студентов на первый план выходят такие умения и навыки студентов как самостоятельность, самостоятельное планирование, самоорганизация, самоконтроль и самооценка. П.А. Юцявичене отмечает, что сущность технологии модульного обучения состоит именно в том, что обучающийся более самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению целей [6].
Материал для самостоятельного усвоения представлен в виде обучающей модульной программы, основными компонентами которой являются относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации - модули, и совокупность нескольких модулей позволяет раскрыть содержание учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модуль состоит из следующих блоков - информационный, исполнительский, методический и контролирующий. Система знаний формируется содержанием информационного блока, который содержит теоретический материал. При формировании информационного блока составляется таблица спецификации учебных элементов и понятий. Затем переходят к разработке опорного конспекта. Одна из основных характеристик опорного конспекта -наглядное выражение основной идеи содержания учебного материала. Опорный конспект представляет собой лист с рисунками, отдельными словами, формулами, в которых закодирована определенная информация.
Запоминая отдельные символы, (рисунки, слова), обучаемый фактически запоминает и их расшифровку.
Чтобы знания имели осознанный характер, необходимо выполнение практических работ. Для этого в обучающий модуль включается исполнительный блок, содержащий лабораторные, практические работы, различные задания. Эти два блока представляют систему содержания обучения. Методический блок содержит рекомендации по изучению материала при самостоятельной работе обучаемого. Контролирующий блок включается в обучающий модуль для определения уровня сформированности знаний, умений и навыков, и вместе с методическим блоком он представляет систему управления взаимодействием педагога и обучаемого в процессе изучения модуля.
Перед началом изучения модуля каждый обучаемый проходит входной контроль, способствующий актуализации опорных, ранее усвоенных, понятий и умений, на основе которых будут формироваться новые знания и умения. После успешного прохождения входного контроля обучаемый получает необходимый информационный и исполнительный блоки. Начинается процесс изучений модуля. Преподаватель исполняет роль консультанта, проводит занятия по основным проблемам, обобщает учебный материал. При модульном обучении предполагается переход к рейтинговой системе оценки знаний, что позволяет, с одной стороны, отразить в большом диапазоне индивидуальные способности обучающегося, и, с другой стороны, увеличить состязательность обучения, учитывать не только одноразовые результаты контроля, но и особенности работы в течение семестра.
Модульная технология обучения дает возможность при оценке успеваемости студентов отслеживать динамику и оценивать плодотворность его работы в течение всего периода обучения, учитывая при этом ее напряженность и результативность, а также корректировать причины снижения успеваемости, то есть позволяет студентам более качественно осваивать ту или иную дисциплину [7].
В работах по методике обучения ИЯ обучающие модули классифицируются по различным основаниям: с точки зрения содержания -как тема, которую предполагается изучить за определенное количество учебных часов; с точки зрения видов речевой деятельности - как учебные блоки говорения, аудирования, чтения, письма; с точки зрения языка - как аспекты языка: лексика, грамматика, словообразование; с точки зрения сложности изучаемого материала - как уровни владения ИЯ; с точки зрения дидактики - как учебный материал, предлагаемый разным гомогенным группам обучающихся: продвинутым, академическим группам,, а также группам выравнивания [8].
Ю.Б. Кузьменкова выделяет тематический и целевой модули [9]. Целевой модуль рассматривается как модуль комплексного развития речевых навыков и умений на материале одной общей темы, выбор которой определяется ее целесообразностью и уровнем развития соответствующих навыков студентов. Акцент при этом делается на формировании языковых
навыков активного владения языком во всех видах речевой деятельности. Тематический модуль подразумевает сосредоточение усилий преимущественно на работе по развитию конкретных навыков и умений в пределах одного или двух видов речевой деятельности на материале разнообразной тематики.
При этом необходимо учитывать специфику профилирующих специальностей при подборе текстов для чтения и перевода, тем для развития устной речи, при изучении словаря-минимума по соответствующей специальности. Представляется, что возможно назвать одну из психологических причин повышения интенсивности освоения ИЯ в контексте изучаемой профессии, которая, возможно, связана с актуализацией взаимосвязи процессов мышления и речи. Например, при чтении студент может догадываться о содержании технического текста, опираясь на знания по своей специальности, а затем он может пересказать этот текст без перевода на родной язык, при этом у него формируется система мышления на иностранном языке [10].
При построении модульных программ по изучению иностранного языка при профессионально-ориентированном обучении представляется эффективным включать в исполнительный блок обучающего модуля задания на базе активных методов обучения, позволяющих имитировать профессиональную деятельность. Это ролевые и деловые игры, метод ситуационных задач, тематические дискуссии, презентации, проекты, олимпиады, научно-практические конференции и др. Применение активных методов обучения позволяет сделать процесс обучения более интересным и продуктивным.
Важно, чтобы при выборе активных методов обучения учитывался уровень подготовки студентов в предметной области. Например, когда магистранты приступают к написанию выпускной квалификационной работы по специальности, на занятиях по иностранному языку актуальным будет проведение деловой игры «Научная конференция». Студентам предлагается в рамках самостоятельной подготовки написать доклады на английском языке по теме своей выпускной работы. Задается структура доклада: рассказать о теоретической базе своего исследования, об используемых методах исследования, полученных результатах и их возможном практическом применении. Затем на занятии студенты выступают с докладами, отвечают на вопросы аудитории. При подведении итогов конференции называют лучшего докладчика.
Таким образом, осуществляется моделирование профессиональной научной деятельности, основу которого составляет индивидуальная и групповая познавательная деятельности в специально смоделированных условиях профессиональной направленности. Так, на этапе написания доклада студенты самостоятельно исследуют проблему, причем для этого им необходимы знания и в области ИЯ, и в профессиональной области. Они осуществляют информационный поиск, прочитывая большие объемы научно-технических текстов и справочных материалов, что создает
возможность прямого контакта с аутентичным языком, а также способствует освоению различных видов чтения: изучающего, ознакомительного, просмотрового, поискового, аналитического, синтетического и др.
Работа с текстами вырабатывает активный поисковый характер восприятия иноязычной речи, формирует установку на смысловой анализ ее содержания, у студентов развиваются умения письменной речевой деятельности. Поисковая и исследовательская виды деятельности развивают интеллектуальные и творческие способности обучаемых, формируют умения анализировать, обобщать, делать выводы, что способствует формированию когнитивной компетенции. Формируются также навыки самостоятельного овладения информацией и умения самоуправления своей познавательной деятельностью. Следует отметить, что на этапе написания доклада студенты общаются в основном с преподавателем по технической дисциплине, поскольку тема доклада совпадает с темой их выпускной квалификационной работы [11].
Коммуникативная компетенция формируется на этапе выступлений с докладами и их обсуждения, когда создаются условия для иноязычного общения в профессиональном контексте. Студенты учатся кратко и доступно излагать свои мысли, у них формируются умения выступать публично. Дискуссия, как вид диалогической речи, активизирует навыки общения. Это практика по развитию беглой неподготовленной речи. Студенты учатся слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс с собеседником, осваивают деловой этикет. Обучаемый должен также научиться преодолевать страх и стеснение, вырабатывать навыки эмоциональной саморегуляции.
Следует также отметить и то новое, что вносит в процесс написания доклада использование компьютера и Интернета. Многие рутинные операции перешли к компьютеру, создавая предпосылки к творческой деятельности человека. Информационный поиск стал значительно проще, достаточно набрать в поисковике ключевые слова. Можно использовать машинный перевод для технических текстов большого объема, поэтому даже средние студенты легко справляются с данной работой. Процесс обучения, таким образом, реализуется на основе принципов дифференциации и индивидуализации.
Реализуются личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению, при этом велика мотивационная составляющая деятельности. Внешняя мотивация обусловлена тем, что тема доклада связана с выпускной квалификационной работой. В тех случаях, когда студенты могут найти интересующие их материалы только на ИЯ, они на личном опыте убеждаются в важности владения ИЯ.
Высокий уровень мотивации, необходимость в сжатые сроки переработать большие объемы информации, благоприятный психологический климат в студенческой группе позволяют говорить о наличии условий, которые принято связывать с интенсивными методами обучения. Создание этих условий позволяет достичь требуемых результатов
в сжатые сроки, что очень актуально при малом количестве учебных часов, отводимых в технических вузах на ИЯ.
Все это позволяет говорить о высокой эффективности использования имитационных активных профессионально-ориентированных методов обучения ИЯ в технических вузах при составлении модульный обучающих программ.
В целом создание модульных обучающих программ - это сложный процесс, требующий участия специалистов разных профилей, в том числе владеющего ИЯ психолога. При этом важно рассматривать многие факторы, чтобы гибкость модульного обучения не превратилась в фрагментарность усвоения знаний; чтобы при определении уровня сложности предлагаемого для изучения модуля учитывалась зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому [12]. Важно, чтобы изучаемый материал не был слишком легким, иначе обучаемому будет не интересно и снизится уровень мотивации. Но изучаемый материал не должен быть слишком сложным, тогда при его освоении не понадобится посторонняя помощь. Для поддержания требуемого уровня мотивации к самостоятельному освоению учебной информации необходимо, чтобы при разработке модулей [13] принимались во внимание закономерности памяти, внимания, восприятия, мышления, а при построении индивидуальной траектории обучения когнитивные стили студентов. Также важно создавать оптимальные условия для формирования личностных компетенций студентов в процессе духовно -нравственного воспитания, что позволяет также говорить о разработке и внедрении в учебный процесс модулей воспитания.
Конкурентноспособному специалисту необходимо владеть ИЯ в сфере своей профессиональной коммуникации, поэтому в неязыковых вузах наблюдается возрастание роли дисциплины «иностранный язык», а иноязычное общение становится существенным компонентом успеха в будущей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Модульно-компетентностный подход в образовании / сост. В.А. Семенова, В.А. Брезгина. - Екатеринбург: ПРЦ РПО СО, 2010.
2. Попова Н.В. Междисциплинарная парадигма как основа формирования интегративных компетенций студентов многопрофильного вуза: автореф. дисс.... докт. пед. наук. 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.- СПб, 2012. - 50 с.
3. Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: учеб. пособие. М.: ВИПК МВД России, 1999. 174 с.
4. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. №2. С. 31 -45
5. Амельченко А.Ф. Модульный подход к профессиональному обучению поваров в лицее: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Н. Новгород, -2003. - 186 с.
6. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения Каунас, 1989. 271 с.
7. Лежнина Л.В., Шишковский В.И. Балльная система оценивания как фактор повышения мотивации студентов к учебной деятельности // Вестник Томского государственного педагогическогоуниверситета. 2010. №10. С 91-94.
8. Ямшанова В.А. Переход на модульное обучение иностранным языкам как реализация идей Болонской декларации // В сб: Иностранные языки в экономических вузах России. Всеросс. науч.-информ. альманах №5. Федеральное агентство по образованию, Межвузовский центр по иностранным языкам при Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов. СПб., 2006. С. 6-22.
9. Кузьменкова Ю.Б. Модульный подход к проблемам эффективной англоязычной коммуникации M.: ГУ ВШЭ, 2002.
10. Иовлева В.И. Модульно-компетентностная технология обучения для формирования професионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции // Актуальные проблемы современной лингвистики: мат-лы Пятой межвузов. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 19 апр. 2016 г. Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ». - СПб., 2016. С. 247-250.
11. Иовлева В.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в техническом вузе // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: мат-лы междунар.науч.-метод.конф. - СПб, 2016. С. 206-209. ISBN: 978-5-7422-5294-8
12.Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. Т.2 - М.: Педагогика, 1982.
13. Попова Н.В. Модульное проектирование интегративной основы обучения иностранному языку в вузе: междисциплинарный подход / моногр. СПб., Изд-во СПбГПУ, 2012. 252 с. ISBN: 978-5-7422-3727-3
Иовлева Вероника Ивановна — кандидат психологических наук, доцент кафедры «Иностранные языки», Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина). 197376, ул. Профессора Попова, 5. Санкт-Петербург, Россия; e-mail: [email protected]
Iovleva Veronika I. — Saint Petersburg Electrotechnical University "LETI"; 197376, ul. Professora Popova 5, St. Petersburg, Russia; e-mail: [email protected]
MODULE COMPETENCE TECHNOLOGY OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE
AT TECHNICAL UNIVERSITY
This paper focuses on the module-competence technology in teaching a foreign language at technical university. The systematic role of interdisciplinary links in the development of the foreign language professionally oriented competence is analyzed. The effectiveness of the introduction of the active learning methods into the blocks of the training module is highlighted.
MODULE-COMPETENCE APPROACH; INTERDISCIPLINARY LINKS; MODULE CURRICULUM, FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONALLY ORIENTED COMPETENCE; THEME MODULE; OPERATING MODULE; ACTIVE LEARNING METHODS
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016