Научная статья на тему 'Особенности реализации модульной технологий в обучении иностранному языку в академических лицеях'

Особенности реализации модульной технологий в обучении иностранному языку в академических лицеях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модульная технология обучения / учебные элементы / блокимодули / информационные блоки. / modular technology / education / educational elements / blocks-modules / information blocks.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тажиева А. У., Бабаниязова Н. П.

Отмечая важность изучения иностранных языков в стране, авторы подчеркивают необходимость разработки оригинальных педагогических технологий, позволяющих повысить качество обучения иностранным языкам. В статье также рассматриваются принципы, подходы и особенности реализации модульной технологии в обучении иностранным языкам в средних специальных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MODULAR TECHNOLOGY REALIZATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT ACADEMIC LYCEUMS

Pointing out the importance of foreign languages learning in our country, the authors suggested development of new pedagogic technologies, which can improve the quality of teaching. The principles, ways and peculiarities of modular technology implementation in foreign languages learning at the secondary special educational institutions are described in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации модульной технологий в обучении иностранному языку в академических лицеях»

V_/

Тажиева А.У.,

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой «Иностранные языки» Нукусского государственного педагогического института; Бабаниязова Н.П.,

ассистент-преподаватель кафедры «Английский язык и литература» факультета «Иностранных языков» Нукусского государственного педагогического института

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЦЕЯХ

ТАЖИЕВА А.У., БАБАНИЯЗОВА Н.П. АКАДЕМИК ЛИЦЕЙЛАРДА ЧЕТ ТИЛИ УЦИТИШДА МОДУЛЬ ТЕХНОЛОГИЯСИНИ ЦУЛЛАШНИНГ УЗИГА ХОС ЖИЦАТЛАРИ

Маколада мамлакатимизда чет тилларини урганишнинг катта ах,амиятга эгалиги таъкидланиб, уларни укитиш самарадорлигини оширувчи янги педагогик технологияларни яратиш замон та-лаби эканлиги курсатилган. Шунингдек, урта махсус таълим муассасаларида чет тили ургатишда модуль технологиясидан фойдаланишнинг тамойиллари, усуллари ва узига хос жих,атлари куриб чикилган.

Таянч суз ва тушунчалар: укитишнинг модуль технологияси, дарслик элементи, модуль-блоклар, информацион блоклар.

ТАЖИЕВА А.У., БАБАНИЯЗОВА Н.П. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛИЦЕЯХ

Отмечая важность изучения иностранных языков в стране, авторы подчеркивают необходимость разработки оригинальных педагогических технологий, позволяющих повысить качество обучения иностранным языкам. В статье также рассматриваются принципы, подходы и особенности реализации модульной технологии в обучении иностранным языкам в средних специальных учебных заведениях.

Ключевые слова и понятия: модульная технология обучения, учебные элементы, блоки-модули, информационные блоки.

TAJIEVA А.и., BABANIYAZOVA N.P. PECULIARITIES OF MODULAR TECHNOLOGY REALIZATION IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT ACADEMIC LYCEUMS

Pointing out the importance of foreign languages learning in our country, the authors suggested development of new pedagogic technologies, which can improve the quality of teaching. The principles, ways and peculiarities of modular technology implementation in foreign languages learning at the secondary special educational institutions are described in the article.

Keywords: modular technology, education, educational elements, blocks-modules, information blocks.

Социально-экономическое развитие страны в последние годы существенно повлияло на расширение круга людей, активно вовлеченных в межкультурные контакты в различных сферах деятельности. Интеграция в мировое сообщество ставит перед системой образования новую цель - воспитание современно мыслящего подрастающего поколения.

Обучение иностранному языку является одним из основных инструментов воспитания людей, осознающих свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах. И поэтому в нашей стране проводится огромная работа по улучшению состояния изучения иностранных языков. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года № ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» отмечается, что «в стране создана комплексная система обучения иностранным языкам, направленная на формирование гармонично развитого, высокообразованного, современно мыслящего подрастающего поколения. Вместе с тем анализ действующей системы организации изучения иностранных языков показывает, что образовательные стандарты, учебники не в полной мере соответствуют современным требованиям, особенно в части использования передовых информационных и медиа-технологий»1.

На современном этапе социально-экономического развития страны, в процессе цивилиза-ционных преобразований, в сфере образования жизненно необходимо внедрение новых педагогических технологий, при которых возможно создание максимально благоприятных условий для творческого саморазвития личности обучающегося. Сегодня в республике рассматриваются проблемы повышения эффективности процесса обучения, ведется поиск современного методологического подхода к образованию в целом, предпринимается попытка вывести его из-под влияния прежних стереотипов, разрабатываются и внедряются оригинальные педагогические технологии, позволяющие повысить качество обучения.

1 Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков» от 10 декабря 2012 года № ПП-1875. // Газета «Народное слово» от 11 декабря 2012 г.

Между тем все еще не раскрыты психолого-педагогические основы проектирования таких технологий обучения, которые стимулируют саморазвитие обучающихся в условиях инновационной учебной деятельности, особенно в средних специальных учебных заведениях. Преподавание предмета «Иностранный язык» в академических лицеях требует особого подхода, так как обучение иностранным языкам призвано создавать наилучшие условия для всестороннего развития личности учащихся.

Академические лицеи в Республике Узбекистан являются новыми типами образовательных учреждении, и, как следствие, существуют различные проблемы обучения и воспитания учащихся данных учреждений. Здесь имеется в виду психолого-типологические особенности обучающихся, их отношение к учебе и образованию, жизненный и языковый опыт, способности самоопределения и самовыражения. Воспитание студентов академических лицеев требует формирования у них гуманистических и демократических ценностей, таких как уважение к личности, ценность культурного разнообразия, участие в принятии решений, разнообразие мнений; воспитание качеств гражданина, развитие национального самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантному отношению к проявлениям иной культуры. Все это требует особого педагогического подхода.

«Государственный образовательный стандарт непрерывного образования (требования к уровню подготовленности выпускников по иностранным языкам для всех ступеней образования Республики Узбекистан)» определяет, что целью обучения иностранному языку на всех ступенях образования Республики Узбекистан является формирование иноязычной коммуникативной компетенции (на основе её составляющих - лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, социокультурной, социальной и учебно-познавательной ком-

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 6

петенций) обучающихся для функционирования в поликультурном мире в бытовой, научной и профессиональной сферах1.

Таким образом, у студента, изучившего предмет «Иностранный язык», должна формироваться иноязычная коммуникативная компетенция, иными словами готовность осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также способность осознать различие между культурой стран изучаемого языка и культурой своей собственной страны, умение представлять её в процессе общения. Наряду с этим обучающийся должен распознавать и использовать в речи лексику, обозначающую предметы и объекты профессиональной направленности; использовать речевые и этикетные формулы и строить речевое поведение в соответствии с нормами профессионального общения, принятыми в стране изучаемого языка в рамках коммуникативных ситуаций; изучать образцы художественной, публицистической, научно-популярной и профессионально-ориентированной литературы; иметь представление о сходстве и различиях в профессиональной сфере своей страны и стран изучаемого языка2.

Содержание обучения в академических лицеях охватывает повседневную тематику (личные сведения, сведения о семье, проведение свободного времени), социально-общественную тематику (социальные контакты с окружающим миром бытовой и профессиональной направленности), образовательную тематику (учебное заведение, предметы и отношение к ним, образование по данной специальности за рубежом), социокультурную тематику (исторические, географические, климатические, культурные и профессиональные особенности стран изучаемого языка и Республики Узбекистан) и профессионально-ориентированную тематику (история специальности, направления специальности, выдающиеся люди в профессии и т.д.), которые обеспечивают достижения целей государственного образовательного стандарта.

1 «Государственный образовательный стандарт непрерывного образования (требования к уровню подготовленности выпускников по иностранным языкам для всех ступеней образования Республики Узбекистан)», утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 мая 2013 года № 124.

2 Типовая программа по предмету «Иностранный язык»

для академических лицеев и профессиональных колледжей, - Т., 2013 г.

Новые технологии обучения должны быть направлены на то, чтобы студенты академических лицеев понимали основное содержание несложных аутентичных и профессионально-ориентированных текстов, относящихся к бытовым и профессиональным коммуникативным ситуациям; понимали основные идеи текущих событий в большинстве радио и телепрограмм, а также передач, связанных с личными и профессиональными интересами. Они должны иметь возможность участвовать в стандартных и нестандартных диалогах в большинстве ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка, строить простые связные высказывания о своих впечатлениях, событиях, мечтах, надеждах и желаниях. Объяснять свои взгляды и намерения в бытовой и профильных сферах, рассказывать истории или излагать сюжеты книг, фильмов и выражать личное отношение к происходящим в них событиям3.

Преимущество студентов академических лицеев нашей страны в том, что у них сформирован достаточный уровень логического понятийного мышления. Они могут сознательно овладеть языковыми средствами, у них сформировано умение самостоятельно работать с материалом, выполнять задания, проверять их по ключу и делать самооценку. Всё вышеизложенное приводит нас к выводу, что модульная технология обучения является наиболее адекватной формой реализации подхода к расширению знаний и формированию навыков по иностранному языку студентов академических лицеев. Усилило этот вывод изучение работ таких авторов, посвятивших свои изыскания модульному обучению, как Ю.К.Балашов, В.В.Валетов, Б.Голдшмидт, М.Голдшмидт, А.А.Гуцински, В.М.Гараев, С.И.Куликов, Е.М.Дурко, М.А.Фролов, М.А.Чошанов, Т.И.Шамова, П.А.Юцявичене, Л.Т.Ахмедова, М.Х.Ахмедова, Б.Зиемухамедов и др).

В трудах названных учёных освещены проблемы внедрения модульных технологий в учебный процесс: уточнялись концептуальные подходы, само понятие, область применения модуля, оха-

3 Государственный образовательный стандарт непрерывного образования (требования к уровню подготовленности выпускников по иностранным языкам для всех ступеней образования Республики Узбекистан)», утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 мая 2013 года № 124.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 6

растеризованы принципы модульной технологии и требования к её реализации, содержание, структура, практическая значимость, достоинства и недостатки модульного обучения. Образовательные и воспитательные возможности модульной технологии обучения глубоко и системно исследовались П.А.Юцявичене. По мнению ученого в модульной системе организации учебно-воспитательного процесса содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению. В основе такого обучения лежат субъектные отношения между преподавателем и обучаемым. Обеспечивается самостоятельное, осознанное достижение определенного уровня в учении. К целям модульного обучения П.А.Юцявичене относит комфортный темп работы обучаемого, определение им своих возможностей, гибкое построение содержания обучения, интеграцию различных его видов и форм, достижение высокого уровня конечных результатов.1

Одним из принципов модульного обучения является перенос центра тяжести в обучении на самостоятельную работу студентов. В.М.Гараев, С.И.Куликов, Е.М.Дурко2 рассматривают модульное обучение как средство подготовки самостоятельного творчески мыслящего специалиста, готового к дальнейшей профессиональной деятельности в современном мире. При разработке идей модульного обучения исследователи опираются на различные дидактические принципы, однако, центральным из них является принцип модульности, согласно которому происходит отбор целей, форм, методов обучения. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему материал и представлять его блоками, что, согласно экспериментальным исследованиям, дает возможность сэкономить до 30% учебного времени.

Ю.Б.Кузьменкова в статье «Модульный подход к проблемам эффективной коммуникации»

1 Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: «Швиеса», 1989. -С. 31.

2 Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения. // «Вестник высшей школы», М., 1987, № 2. -С. 132-135.

3 выделяет тематический и целевой модули. Тематический модуль она определяет как комплексное развитие речевых навыков и умений на материале одной общей темы, делая при этом акцент на дальнейшем формировании языковых навыков активного владения языком во всех видах речевой деятельности. Целевой модуль подразумевает сосредоточение усилий преимущественно на работе по развитию конкретных навыков и умений в пределах одного или двух видов речевой деятельности на материале разнообразной тематики.

Модуль включает в себя также целевую программу действий, методическое руководство и технологические решения, обеспечивающие достижение поставленных целей.

Для каждого модуля составляется перечень основных языковых понятий, которые студент должен усвоить в ходе обучения. Модуль снабжается набором справочных и иллюстративных материалов, которые студент получает перед началом его изучения, а также списком рекомендуемой литературы.

Б.Зиемухамедов, М.Тожиев4 различают большой модуль, средний модуль и маленький модуль. Весь курс учебного предмета подразделяется на несколько больших модулей, включающих в себе знания, взаимосвязанные друг с другом. Каждый большой модуль состоит из нескольких средних модулей, каждый из которых в свою очередь подразделяется на маленькие модули. Количество маленьких модулей может быть 5 или 6, первый из которых посвящается повторению пройденного на предыдущем уроке материала. Второй и третий модули вводят новые знания, четвертый и пятый модули закрепляют новую тему, проверяют сформированность навыков употребления в речи и дают домашние задания. По мнению В.В. Валетова, «модульное обучение заключается в разбивке учебного материала на отдельные взаимосвязанные учебные элементы, каждый из которых представляет

3 Кузьменкова Ю.Б. Модульный подход к проблемам эффективной коммуникации. - Москва: ГУ ВШЭ, 2002. -С. 70.

4 Зиёмухамедов Б., Тожиев М. Педагогик технология -замонавий узбек миллий модели. - Т.: «Lider Press», 2009. -54-б.

собой специально разработанный и соответственно оформленный учебный вопрос»1.

В сущности модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения:

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.

Во-вторых, меняется форма общения преподавателя и обучаемого. Роль преподавателя заключается в управлении процессом обучения, консультировании, помощи и поддержке студентов. Каждый обучаемый получает от преподавателя советы, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал.

В-третьих, студент работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

Специфика модульной технологии заключается в том, что обучающийся с большей долей самостоятельности, чем в традиционном обучении, достигает конкретных целей. При использовании модульной технологии обучаемый поставлен в условия, когда он сам должен добывать знания с помощью предоставленной ему информации, формировать навыки оперирования учебным материалом с использованием предложенных ему инструкций.

При составлении модуля используют следующие правила:

1. В начале модуля проводят входной контроль умений студентов, чтобы определить уровень их готовности к дальнейшей работе. При необходимости проводится коррекция знаний путем дополнительного объяснения.

2. Обязательно осуществляют текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента. Чаще всего это взаимоконтроль, сверка с образцами и т.п. Его цель - выявить уровень пробелов в усвоении учебного элемента и устранить их.

3. После завершения работы с модулем осуществляют выходной контроль. Его цель - выя-

1 Валетов В.В., Пашкас В.К., Мамчиц В.Р. Проблемы организации управления модульной системой обучения. // «Адукацыя i выхавнне». Вильнюс 1999, №12. -С. 14-16.

вить уровень усвоения модуля с последующей доработкой.

Для достижения высокой эффективности модульного обучения необходимы:

- качественная разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала позволяющие сочетать изучение теории и формировать практические навыки;

- последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах;

- применение наряду с основными дидактическими материалами вспомогательной справочной литературы;

- сочетание контроля с самоконтролем обучаемых, которое сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.

Однако разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий. Модульную технологию следует вводить постепенно, поэтапно формируя у учащихся учебное умение самостоятельной работы (умение различать цели, выполнять тесты, проверять их по ключу, заполнять таблицы самооценки, и др.). Но самое главное - это мотивировать учителей на использование модульной технологии.

Все перечисленное позволяет нам сделать следующие выводы:

- модульное обучение можно рассматривать как одно из главных условий успешного применения активных форм обучения, так усиленно развивающихся в последние годы. Такое обучение формирует готовность студента к осознанному восприятию учебной информации, активизирует его мыслительную деятельность, развивает творческие способности.

- технологию модульного обучения целесообразно использовать с теми обучающимися, у которых сформирован достаточный уровень логического понятийного мышления;

- отличительной особенностью модульного обучения является интенсификация учебного процесса, за счет чего усваивается большой объем информации во время индивидуальной и самостоятельной работы;

- материалы модуля обеспечивают возможность получения знаний в соответствии со способностями студента и систематический и эффективный контроль усвоения знаний.

ЗАМОНАВИЙ ТАЪЛИМ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2015, 6

Литература:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года №ПП-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». // Газета «Народное слово» от 11 декабря 2012 г.

2. Валетов В.В., Пашкас В.К., Мамчиц В.Р. Проблемы организации управления модульной системой обучения. // «Адукацыя i выхавнне», Вильнюс, 1999, № 12. -С. 14-16.

3. Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения. // «Вестник высшей школы», М., 1987, № 2. -С. 132-135.

4. Государственный образовательный стандарт непрерывного образования (требования к уровню подготовленности выпускников по иностранным языкам для всех ступеней образования Республики Узбекистан)», утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 мая 2013 года № 124.

5. Зиёмухамедов Б., Тожиев М. Педагогик технология - замонавий узбек миллий модели. - Т.: «Lider Press», 2009. -104-б.

6. Кузьменкова Ю.Б. Модульный подход к проблемам эффективной коммуникации. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. -С. 140.

7. Типовая программа по предмету «Иностранный язык» для академических лицеев и профессиональных колледжей. - Т., 2013.

8. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. - Каунас: «Швиеса», 1989. -С. 272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.