Научная статья на тему 'Формирование фонда оценочных средств по дисциплине «Деловой иностранный язык»'

Формирование фонда оценочных средств по дисциплине «Деловой иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА / ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ / ASSESSMENT TOOLS / MASTER’S DEGREE PROGRAMME / BUSINESS ENGLISH / COMPETENCE-BASED APPROACH / COGNITIVE COMPONENT / PRACTICE-ORIENTED COMPONENT / MOTIVATIONAL COMPONENT / INTERACTIVE TASKS / CLASS ASSIGNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашова Татьяна Александровна

В статье рассматриваются методы формирования фонда оценочных средств по дисциплине «Деловой иностранный язык» для магистрантов с точки зрения компетентностного подхода. На основе обобщения опыта по разработке учебно-методического обеспечения подготовки магистрантов определяются индикаторы оценивания уровня сформированности когнитивного, деятельностного и мотивационного компонентов компетенции, предлагается система оценочных заданий для разных видов контроля учебных достижений студентов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балашова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the methods of developing assessment tools for a Business English course within a master’s degree programme are considered from the stand point of competence-based approach to education. The article summarizes the experience in developing assessment procedures for English as a Second Language competence. The criteria to assess cognitive, practice-oriented and motivational components of the competence are developed and a set of assignments for different types of assessment is proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование фонда оценочных средств по дисциплине «Деловой иностранный язык»»

УДК 378.147:811.111

Т. А. Балашова

Формирование фонда оценочных средств по дисциплине «Деловой иностранный язык»

В статье рассматриваются методы формирования фонда оценочных средств по дисциплине «Деловой иностранный язык» для магистрантов с точки зрения компетентностного подхода. На основе обобщения опыта по разработке учебно-методического обеспечения подготовки магистрантов определяются индикаторы оценивания уровня сформированности когнитивного, деятельностного и мотивационного компонентов компетенции, предлагается система оценочных заданий для разных видов контроля учебных достижений студентов.

Ключевые слова: оценочные средства, магистерская программа, деловой английский язык, компетент-ностный подход, когнитивный компонент, деятельностный компонент, мотивационный компонент, интерактивные формы контроля, учебное задание

Tatiana A. Balashova

Assessment tools development for Business English course

In the article the methods of developing assessment tools for a Business English course within a master's degree programme are considered from the stand point of competence-based approach to education. The article summarizes the experience in developing assessment procedures for English as a Second Language competence. The criteria to assess cognitive, practice-oriented and motivational components of the competence are developed and a set of assignments for different types of assessment is proposed.

Keywords: assessment tools, master's degree programme, Business English, competence-based approach, cognitive component, practice-oriented component, motivational component, interactive tasks, class assignment

На сегодняшний день проблема оценки качества освоения основной образовательной программы приобрела особую актуальность в связи с изменением образовательной парадигмы высшего профессионального образования и переходом к компетентностно-ориентированному обучению. Выраженные через компетенции требования Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения образовательных программ и отдельных модулей (дисциплин) побуждают не только расширить методы и приемы преподавания и сформировать фонд оценочных средств, но также выработать четкие критерии оценки успешности усвоения компетенций.

Проблема проектирования оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ высшего образования в рамках компетентностного подхода широко обсуждается на научно-методических конференциях и рассматривается в методической литературе последних лет1, разрабатываются модели компетенций, образцы оценочных средств и критерии оценивания компетенций, что вместе составляет методологическую базу, на основе которой вузам предстоит решить практические задачи формирования фонда оценочных средств и планирования контрольно-оценочной деятельности преподавателя.

В статье предложена методика формирования фонда оценочных средств2 для дисциплины «Деловой иностранный язык» в магистратуре, основанная на опыте работы кафедры иностранных языков и лингвистики СПбГИК с магистрантами библиотечно-информационного факультета вуза. Актуальность работы определяется новизной подхода к проектированию оценочных средств с позиций компетентностной модели обучения, которая предполагает «установление связей между результатами обучения, стратегиями преподавания, учебной деятельностью студента и оценочными процедурами, что позволяет сделать процесс обучения более прозрачным, активным и результативным»3. Необходимо подчеркнуть подтвержденную опытом кафедры эффективность разработанной процедуры оценивания иноязычной коммуникативной компетенции по сравнению с традиционными формами и методами текущего и промежуточного контроля, применяемыми в практике преподавания иностранного языка. Предлагаемая методика формирования фонда оценочных средств, включающим в себя перечень конкретизированных результатов обучения (индикаторов оценивания), базу учебных заданий с критериями оценивания (оценочных средств) и методику проведения контролирую-

щих мероприятий (способов оценивания)4, обеспечивает эффективное управление образовательной деятельностью путем сопоставления запланированных и получаемых результатов, что позволяет систематически диагностировать и корректировать процесс обучения.

Освоение дисциплины «Деловой иностранный язык» в рамках магистерской программы на библиотечно-информационном факультете выстраивается на основе блочно-модульной системы, позволяющей реализовать личностноориентированный подход к обучению. Каждый из трех модулей дисциплины: «Основные аспекты деловой коммуникации», «Организационноуправленческая деятельность в библиотеках и информационных центрах», «Научные исследования в библиотечной сфере» - имеет четко выраженную цель в соответствии с формируемой компетенцией. Первый этап формирования фонда оценочных средств предполагает перевод компетенции, заданной Федеральным государственным образовательным стандартом5 в диагностируемую форму, обеспечивающую возможность и удобство оценки сформированности компетенции. В процессе освоения разделов и тем (дидактических единиц) дисциплины происходит формирование когнитивного, деятельностного и мотивационного компонентов компетенции. Когнитивный компонент формируется на разных уровнях усвоения учебного материала, по таксономии Б. Блума, куда входит узнавание и воспроизведение понятий, их понимание, анализ, синтез и оценивание6. Деятельностному компоненту соответствует процесс применения усвоенных понятий и принципов, мотивационный компонент включает в себя проявление готовности к взаимодействию, рефлексии, а также личностные качества: добросовестность, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, ответственность за результаты своего учебного труда, обеспечивающие высокое качество учебной работы магистранта. Каждому компоненту компетенции, а также уровню усвоения учебного материала соответствуют индикаторы, которые являются конкретизированными целями (задачами) дисциплины, достижение которых можно диагностировать с помощью контрольных учебных заданий.

На втором этапе для каждого раздела и темы формулируются соответствующие задачам обучения контрольные учебные задания, по результатам выполнения которых можно судить о степени освоения студентом учебного материала дидактической единицы. Контрольному заданию присваивается код, который показывает его принадлежность к определенному разделу (модулю), теме, дидактической

единице; указывается порядковый номер задания; определяется вид контроля (текущий, рубежный, промежуточный); уровень усвоения учебного материала; метод контроля (устный, письменный, комбинированный, с использованием технических средств); уровень значимости (обязательный, дополнительный) и сложности (базовый, средний, повышенный); определяется форма задания (словарный диктант, ролевая игра, тестирование и т. д.) и способ его оценивания (оценивание преподавателем, групповое оценивание, самооценивание, автоматическое оценивание). Таким образом, составляется кодификатор, который является объединением конкретизированной рабочей программы дисциплины с системой (базой) учебных заданий различных видов, предназначенных для определенных целей и форм контроля.

Инновационные (интерактивные) формы контроля приобретают все большую популярность, так как имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными: интегративный и деятельностный характер, возможность оценить сразу нескольких или всю группу обучающихся.

Для оценивания учебных достижений магистрантов предусмотрены следующие интерактивные формы контроля: ролевая игра используется для текущего контроля первого модуля, проектная работа - для рубежного контроля первого модуля, проблемные ситуации (миникейсы) - для текущего контроля второго модуля, имитация участия в международной конференции - для рубежного контроля третьего модуля, промежуточный контроль (зачет) проводится в форме деловой игры, сценарий которой основывается на изучении дидактических единиц первого модуля «Основные аспекты деловой коммуникации». Сценарий деловой игры может быть разработан совместно с магистрантами, что обеспечивает их вовлеченность в процесс оценивания уже на этапе проектирования контрольного задания.

Промежуточный контроль (экзамен) направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени сформированности компетенции в рамках дисциплины. По этой причине система экзаменационных контрольных заданий должна быть максимально соотнесена с целями обучения, выраженными через когнитивные, деятельностные и мотивационные индикаторы ее освоения, без чего контроль не может быть обоснованным. Инновации в этом виде контроля характеризуются переходом от статических оценок, фиксирующих уровень подготовленности студентов в момент измерений, к динамическим оценкам качества подготовленности, что логически связывает экзаменацион-

Т. А. Балашова

ный контроль с текущем, рубежным и промежуточным контролем. Для экзаменационного оценивания компетенции, формируемой в результате освоения дисциплины «Деловой иностранный язык» в магистратуре библиотечноинформационного факультета, мы предлагаем контрольные задания традиционного (1,3) и инновационного (2, 4) типа:

1) перевод делового или научного текста по тематике курса и беседа по содержанию текста;

2) ролевая игра;

3) монолог и беседа о научной деятельности магистранта;

4) портфолио работ студентов7 и самоотчет о результатах учебной деятельности на основе таблицы самооценивания.

Такая структура экзамена позволяет выявить уровень сформированности компонентов компетенции на основе не единичного, а нескольких заданий, что исключает элемент случайности в оценивании обучающегося: когнитивному компоненту соответствует перевод, монолог и беседа, деятельностному - беседа, ролевая игра и портфолио работ, мотивационному - портфолио и рефлексивное самооценивание.

Портфолио магистранта по дисциплине «Деловой иностранный язык» имеет четкую структуру: в нем есть раздел, посвященный планированию будущих этапов обучения, куда входит определение целей и задач, актуальных для магистранта в соответствии с его индивидуальным маршрутом обучения, раздел с перечнем обязательных и дополнительных заданий текущего, рубежного и промежуточного контроля, сроки выполнения заданий. Портфолио формируется магистрантом из образцов выполненных заданий с оценкой/комментариями преподавателя и рецензиями взаимооценивания. В портфолио также представлены критерии для текущего самооценивания и взаимооценивания, составленные для разных видов учебных/кон-трольных заданий. Эти критерии представляют собой ориентиры как для самокоррекции учебной работы при выполнении задания, так и для последующей рефлексии.

Не менее важным этапом формирования фонда оценочных средств является установление критериев оценки результатов выполнения экзаменационных контрольных заданий, а также пороговые значения их оценки. Предлагаемые критерии позволяют измерить уровень сформированности каждого компонента компетенции на основе неоднозначных показателей (индикаторов) и выразить его в баллах: за 3-4 балла выставляется оценка «удовлетворительно», 5-7 баллов - «хорошо», 8-9 баллов - «отлично»:

Когнитивный компонент компетенции.

Минимальный уровень: воспроизводит основные понятия сферы делового общения, называет базовые грамматические явления иностранного языка, знает основные речевые клише делового и научного дискурса - 1 балл

Базовый уровень: называет и понимает принципы устной и письменной коммуникации в деловой и научной сфере, обладает знанием основной иноязычной терминологии библиотечно-информационной деятельности, объясняет грамматические правила иностранного языка - 2 балла

Высокий уровень: знает и понимает особенности речевого поведения в официальноделовой и научной коммуникации, обладает обширным словарным запасом и языковыми средствами для выражения разнообразных коммуникативных намерений на иностранном языке - 3 балла

Деятельностный компонент компетенции. Минимальный уровень: применяет теоретические знания на практике для решения стандартных коммуникативных задач в сфере деловой коммуникации (с некоторыми трудностями в лексико-грамматическом оформлении устного и письменного высказывания на иностранном языке) - 1 балл

Базовый уровень: производит анализ и синтез воспринимаемой информации, оценивает явления и ситуации при выполнении проблемных заданий, демонстрирует адекватное иноязычное речевое поведение в стандартных ситуациях делового и научного общения - 2 балла Высокий уровень: решает сложные и разнообразные задачи в сфере деловой и научной коммуникации, не испытывая затруднений в лексико-грамматическом оформлении устного и письменного высказывания на иностранном языке - 3 балла

Мотивационный компонент компетенции. Минимальный уровень: демонстрирует ситуативное стремление включаться в деловую и научную коммуникацию, межличностное взаимодействие и совместную деятельность, выполняет только обязательные задания - 1 балл Базовый уровень: демонстрирует готовность к деловой коммуникации, включается в межличностное взаимодействие и совместную деятельность, осознает необходимость повышать свой уровень языковой подготовки, качественно выполняет обязательные и дополнительные задания базового уровня сложности - 2 балла

Высокий уровень: демонстрирует высокую мотивацию к устной и письменной деловой коммуникации, активно включается в

межличностное взаимодействие и взаимообучение, самостоятельно повышает свой уровень языковой подготовки, проявляет творческий подход при выполнении обязательных и дополнительных заданий разных уровней сложности - 3 балла

Результат итогового контроля, выраженный в баллах, позволяет оценить не только знания, умения и навыки обучающегося, но уровень сформированное™ компетенции, в которую знания, умения и навыки входят как ее компоненты, наряду с личностными качествами, социальной адаптацией и опытом профессиональной и творческой деятельности.

Подводя итог, отметим, что изложенные в статье результаты анализа и обобщения учебно-методического опыта по проектированию фонда оценочных средств позволяют сформулировать условия разработки эффективной системы оценивания, в числе которых: 1) необходимость конкретизации результатов обучения с учетом компетентностного подхода; 2) соотнесение их с содержанием дисциплины; 3) создание базы учебных заданий с критериями оценивания; 4) сочетание традиционных и инновационных форм контроля; 5) стандартизация методики проведения контролирующих мероприятий. Предлагаемые средства оценивания для разных видов контроля учебных достижений магистрантов в процессе освоения дисциплины «Деловой иностранный язык» позволяют не только определить уровень языковой компетентности обучающегося, но и придать процедуре оценивания динамичный характер, сместив акцент с измерительной функции контроля на управленческую, а также вовлечь обучающегося в оценочную деятельность, что, на наш взгляд, абсолютно необходимо с точки зрения современного подхода к оценке достижений студентов в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Примечания

1 Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие / Исслед. центр

проблем качества подготовки специалистов. М., 2010. 216 с.; Ефремова Н. Ф., Месхи Б. Ч. Системность и преемственность в формировании фонда оценочных средств технического вуза // Совет ректоров. 2011. № 5. С. 33-40; Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун, О. П. Мелехова, С. Е. Родионова, В. А. Тарлыков, А. А. Шехонин. М.: Изд-во МГУ, 2007. 148 с.; Минин М. Г., Муратова Е. А., Михайлова Н. С. Фонд оценочных средств в структуре образовательных программ // Высш. образование в России. 2011. № 5. С. 112-118; Михайлова Н. С., Муратова Е. А. Разработка фонда оценочных средств в проектировании образовательных программ: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТПУ, 2008. 204 с.

2 «Под фондом оценочных средств для мониторинга учебных достижений студентов понимается комплект методических материалов, предназначенный для установления в ходе систематического контроля факта соответствия (или несоответствия) уровня подготовки студентов целям и требованиям образовательных и рабочих программ по отдельным дисциплинам» (Михайлова Н. С., Муратова Е. А., Минин М. Г. Указ. соч. С. 9).

3 Ефремова Н. Ф., Месхи Б. Ч. Указ. соч. С. 35.

4 Минин М. Г., Муратова Е. А., Михайлова Н. С. Указ. соч. С. 114.

5 Изучение дисциплины «Деловой иностранный язык» нацелено на формирование общекультурной компетенции, сформулированной в Федеральном государственном образовательном стандарте как «способность свободно пользоваться иностранным языком в качестве средства делового общения» (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «071900 Библиотечно-информационная деятельность» (квалификация (степень) «магистр»). URL: http: // edu.ru (дата обращения: 05. 10. 2016)).

6 Подробнее см.: Методические рекомендации по проектированию оценочных средств...

7 «Портфолио представляет собой структурированный определенным образом набор материалов и является рабочим инструментом, позволяющим студенту эффективно планировать, контролировать и оценивать собственные образовательные достижения» (Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М., 2010. С. 146-147).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.