DOI: 10.23888/humJ20193479-490
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
FUND OF EVALUATION TOOLS AS AN INNOVATIVE TECHNIQUE OF FORMATION OF CONTROL AND EVALUATION COMPONENTS OF PROFESSIONAL READINESS IN FUTURE TEACHERS
Чухачева Е.В.
Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования контрольно-оценочного компонента профессиональной готовности будущих педагогов. Актуальность данной статьи обусловлена важностью оценки персональных достижений студентов, то есть сформированных компетенций, посредством фонда оценочных средств в системе высшего образования. Анализ ряда педагогических исследований, где рассматривается готовность к профессиональной деятельности и общению, профессио-грамма личности будущего педагога для работы с обучающимися, свидетельствует об актуальности изучения и оптимизации системы оценивания эффективности подготовки будущего педагога к своей профессиональной деятельности. В экспериментальной части исследования представлены результаты сформированности контрольно-оценочного компонента профессиональной готовности будущих педагогов, которые указывают на преобладание у студентов низкого уровня исследуемого компонента готовности. Студенты
Chukhacheva E.V.
Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky
Abstract:
The article deals with the problem of formation of control and evaluation component of professional readiness of future teachers. The relevance of this article is due to the importance of assessing the personal achievements of students, that is, formed competencies, through the fund of evaluation tools in higher education. Analysis of a number of pedagogical studies, which examines the readiness for professional activity and communication, job analysis personality of a future teacher for work with students, shows the relevance of the study and optimization of the system of evaluation of efficiency of training of future teacher to professional activity.
The experimental part of the study presents the results of the formation of the control and evaluation component of professional readiness in future teachers, which indicate the prevalence of low-level of the studied component of readiness in students. Students demonstrated unformed professional interest as well as personal qualities such as
демонстрировали несформированность профессионального интереса и таких личностных качеств, как коммуникативность, креативность и организованность, неудовлетворенность выбором педагогической профессии, а также отсутствие умения адекватного самооценивания.
Результаты нашего исследования подтверждают необходимость применения фонда оценочных средств как одного из инновационных средств подготовки будущих педагогов, так как он позволяет преподавателю измерять уровень достижения студентом установленных профессиональных компетенций, а студенты самостоятельно оценивают собственный уровень приобретенных компетенций. В статье представлены задачи, этапы и структура фонда оценочных средств. К фонду оценочных средств следует относить тестовые задания, профессионально-ориентированные задачи, контрольные работы, рефераты, эссе. Важным аспектом является поэтапное применение фонда оценочных средств при организации текущего и итогового контроля. В целом качественная разработка и применение фонда оценочных средств позволяют анализировать учебную деятельность студентов, регулировать и управлять процессом подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности, что способствует формированию у них адекватной самооценки. Результаты исследования могут быть использованы в организации подготовки будущих педагогов, при индивидуализации учебного процесса для студентов с ОВЗ и инвалидностью, а также в системе дополнительного образования.
Ключевые слова:
самооценка, контрольно-оценочный компонент готовности будущих педагогов, фонд оценочных средств, тест.
communication, creativity and organization, dissatisfaction with the choice of teaching profession, as well as the lack of adequate self-assessment skills.
The results of our study confirm the need to use the fund of evaluation tools as one of the innovative means of training future teachers, as it allows the teacher to measure the level of achievement of the student's established professional competencies, and students independently assess their own level of acquired competencies. The article presents the tasks, stages and structure of the fund of evaluation tools. The fund of evaluation tools should include test tasks, professionally-oriented tasks, control works, abstracts, and essays. An important aspect is the phased application of the evaluation fund in the organization of current and final control. In general, the qualitative development and application of the fund of assessment tools allow to analyze the educational activities of students, regulate and manage the process of training future teachers for professional activities, which contributes to the formation of adequate self-esteem. The results of the study can be used in the organization of training of future teachers, in the individualization of the educational process for students with disabilities and disabilities, as well as in the system of additional education.
Keywords:
self-assessment, control and evaluation component of the readiness of future teachers, fund evaluation tools, test.
Актуальность
В системе высшего образования целью и конечным результатом обучения студентов выступают общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции, которые представляют собой не только цель, но и выступают объектом оценивания [1]. Данные компетенции выделены в требованиях к
результатам освоения образовательной программы бакалавриата и магистратуры по определенному направлению подготовки. Для оценки персональных достижений студентов, то есть сформированных компетенций, поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация), сформированности у них контрольно-оценочного компонента профессиональной готовности создаются фонды оценочных средств. Они включают в себя контрольные работы, вопросы для самоконтроля, написание эссе, рефератов, творческие задания, тесты, а также позволяющие оценить умения, знания и уровень сформированных компетенций методы контроля. В связи с этим, актуальной является проблема оценивания эффективности подготовки будущего педагога к своей профессиональной деятельности. Изучением готовности к профессиональной деятельности и общению, разработкой профессиограммы личности будущего педагога для работы с обучающимися, содержанием и условиями п р о ф е с си о н а л ь но - п с ихо л о гич е ско й п о дго то в ки п е да го го в , и х профессиональной компетентности занимались Р.О. Агавелян (1995), В.М. Акименко (2003), Н.А. Бессмертная (2001), В.А. Генкина (2000), И.В. Галанова (2000), Е.Н. Жукатинская (2008), И.А. Зимняя (1997), Т.Ю. Корнийченко (2004), М.Е. Орешкина (2007), Р.М. Султанова (2005), Е.И. Попова (2001), Н.Г. Петелина (2006), Н.К. Харченко (2003) и др [2]. Среди различных подходов к определению понятия «готовность» выделяется два основных: готовность как определенное психическое состояние и как свойство или система свойств и качеств личности
[3].
Учитывая взгляды О.А. Абдуллиной, Т.А. Алтуховой, А.К. Марковой, А.И. Щербакова на будущую профессиональную деятельность педагогов по формированию монологической речи старших дошкольников, ее можно представить как единство следующих взаимосвязанных компонентов: мотивационно-личностного, информационно-теоретического, деятельностного и контрольно-оценочного. На наш взгляд, выделенные компоненты в единстве образуют основу формирования профессиональной готовности будущих педагогов. Остановимся более подробно на формировании контрольно-оценочного компонента. Как отмечает О.А. Абдуллина, самооценка выражается в оценивании личности своих возможностей, психологических качеств и места среди других людей [4]. Она предполагает оценку своих способностей, качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения. Самооценка является регулятором поведения личности, так как от правильно сформированной, адекватной самооценки собственных достижений зависят взаимоотношения человека с окружающими. Под влиянием самооценки формируются такие важные качества личности, как критичность, требовательность к себе, осознанность успехов и неудач.
Присутствие правильной самооценки помогает педагогу критически анализировать содержание и способы усвоенного теоретического и практического материала, а затем совершенствовать свою и преобразовывать деятельность детей в соответствии с этим анализом. Данный факт указывает на корректировочную функцию самооценки, которая формируется на основе мышления. Мышление обеспечивает сам процесс развития, формируя при этом педагогическое сознание, его соответствующую социальную и педагогическую направленность. Показателями сформированности контрольно-оценочного компонента профессиональной готовности будущих педагогов являются:
1) умения адекватного самооценивания;
2) умения оценивать собственные действия путем педагогических измерений.
Цели и задачи
Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня сформированности контрольно-оценочного компонента профессиональной готовности будущих педагогов. В констатирующем этапе эксперимента приняли участие 180 студентов БГУ имени академика И.Г. Петровского и филиала НОУ ВПО МПСУ в г. Брянске, составляющие экспериментальную (ЭГ) и контрольную группы (КГ) [5]. Для изучения контрольно-оценочного компонента готовности будущих педагогов была использована методика самооценки студента, разработанная И.Я. Киселевым, которая включает оценку личностного качества, являющиеся самым желанным, значимым, полезным и менее желанным и оценку личностного качества, которое присуще студенту в наибольшей и в наименьшей степени [6].
Материалы и методы
Интерпретация результатов тестирования позволяет определить коэффициент ранговой корреляции (г), которая отмечается между качествами в специально подготовленном бланке и своих собственных качеств, по мнению опрашиваемых. Так, 43% педагогов ЭГ и 53% студентов КГ коэффициент ранговой корреляции равен 0,62-0,68. Данное значение соответствует среднему уровню сформированности самооценки. Который характеризуется тем, что будущие педагоги экспериментальной группы достаточно адекватно оценивали свой профессиональный уровень деятельности или занижали его. Самооценка другой части студентов (ЭГ - 33%, КГ - 30%) является завышенной (коэффициент ранговой корреляции составляет 0,85 и выше), что соответствует низкому уровню. Примечательно, что 24% студентов ЭГ оценивают свою
профессиональную деятельность адекватно (коэффициент ранговой корреляции равен 0,75 - высокий уровень), а в КГ он составляет - 17%. Следует отметить, что наиболее значимыми качествами студенты экспериментальной группы считают терпеливость, коммуникативность, целеустремленность, настойчивость. Менее значимые качества (отрицательные): пассивность, нервозность, беспечность [5].
Интервью «Оценка учебных достижений» позволило выявить у студентов исходный уровень умения развивать монологическую речь детей дошкольного возраста. В интервью вопросы подразделяются на две группы:
- вопросы, выявляющие знания студентов о моделировании как методе научного познания и обучения. Например, « В чем заключается предсказательная функция моделирования?», «Как определяется прием научного познания, с помощью которого выделяется один наиболее интересный параметр для изучения и не принимаются во внимание малосущественные?» и другие.
- вопросы, выявляющие знания студентов о развитии монологической речи детей методом наглядного моделирования. Приведем формулировки некоторых вопросов: «Что является целью моделирования при формировании монологической речи детей?» или «Дополните операции, характерные для модельного эксперимента с целью формирования монологической речи детей» и другие» [5].
Как показали результаты изучения умений оценивать собственные действия путем педагогических измерений, исследуемым обеих групп требовалась помощь экспериментатора в виде наводящих и уточняющих вопросов, подсказок. Большинство студентов продемонстрировали низкий уровень оценивания собственных учебных действий, характеризующийся отсутствием знаний о понятиях «моделирование», «модель», монологическая речь дошкольников (в ЭГ - 87%, в КГ - 67%). Сравнительный анализ результатов показывает, что в обеих группах отсутствует высокий уровень контрольно-оценочного компонента. В экспериментальной группе преобладает низкий уровень (адаптивно-репродуктивный) (53%) контрольно-оценочного ко м п о не нта , ко то р ы й ха р а кте р и зуе тс я не сф о р м ир о в а нно стью профессионального интереса к проблеме развития речи детей и таких личностных качеств, как коммуникативность, креативность и организованность, неудовлетворенность выбором педагогической профессии, а также отсутствием умения адекватного самооценивания в результате выполнения комплекса заданий фонда оценочных средств. В свою очередь, в контрольной группе выявился средний уровень (53%) соответствующего компонента готовности.
Результаты
На формирующем этапе исследования формированию контрольно-оценочного компонента способствовал фонд оценочных средств (совокупность контролирующих материалов), на наш взгляд, он выполняет двоякую функцию: позволяет преподавателю измерять уровень достижения студентом установленных результатов обучения (профессиональных компетенций), а студенты самостоятельно оценивают собственный уровень приобретенных компетенций. Результаты оценивания способствуют повышению мотивации студентов изучаемой учебной дисциплины и формированию адекватной самооценки.
К фонду оценочных средств мы отнесли тестовые задания, профессионально-ориентированные задачи, контрольные работы, рефераты, эссе и др.
Остановимся на особенностях разработки фонда оценочных средств по учебной дисциплине, так как должна быть обеспечена их согласованность скаждым уровнем нормативно-правовых документов (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки, ОПОП, учебный план, рабочая программа дисциплины). Целью применения и разработки фонда оценочных средств является установление соответствия уровня подготовки будущих педагогов требованиям ФГОС ВО к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы высшего образования, реализуемой по направлению подготовки, в частности, 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Основным задачами создания фонда оценочных средств при формировании контрольно-оценочного компонента профессиональной готовности будущих педагогов к развитию монологической речи детей становятся: организация контроля и оценки учебных достижений в ходе изучения дисциплин учебного плана; планирование траектории предупреждающих и корректирующих мероприятий по формированию профессиональных компетенций; систематическое управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных нормативно-правовыми документами по направлению подготовки; повышение уровня культуры оценочной деятельности субъектов образовательного процесса для обеспечения социальной нормы качества высшего образования, заданной требованиями ФГОС ВО; обеспечение соответствия результатов учебного процесса задачам будущей профессиональной деятельности путем оптимизации традиционных и внедрения инновационных способов обучения в образовательный процесс
вуза [7].
Фонды оценочных средств в нашем исследовании представлены в двух формах: текущего и итогового контроля. Текущий контроль способствует
формированию у будущих педагогов умения осуществлять контрольно-оценочную деятельность, направленную на себя в процессе обучения. Контроль осуществляется после изучения тем каждого модуля учебной дисциплины. Он представляет собой непрерывное наблюдение за усваиваемыми знаниями и формированием компетенций с течение определенного времени (семестра или учебного года) на лабораторных, практических и семинарских занятиях. Фонды оценочных средств текущего контроля обязательно содержат примерный перечень вопросов для самоконтроля и заданий для подготовки к зачёту и (или) экзамену, которые могут быть представлены в виде портфолио. Задания, входящие в портфолио студенты выполняют в течение изучения учебной дисциплины. Например, структура портфолио по курсу «Формирование коммуникативных умений учителя-логопеда» вариативной части учебного плана по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» включает:
1. Разработать модель фронтального занятия и провести его в учебном процессе, раскрыв коммуникативные умения будущего педагога (точность, ясность, логичность и выразительность речи) - задание микрогрупповое;
2. Выполнить упражнения на развитие голоса и дикции;
3. Подготовить доклад (эссе) и эмоционально «донести» его до коллег в учебном процессе;
4. На зачете организовать дискуссию по современной проблеме специальной педагогики.
Итоговый контроль организуется после изучения всех модулей учебной дисциплины. Он включает тестовые задания по всем темам учебной дисциплины, а также наблюдение за деятельностью студентов в процессе прохождения практики.
Фонд оценочных средств необходимо разрабатывать поэтапно. Так, на первом этапе следует определить и проанализировать компетенции, формируемые дисциплиной по направлению подготовки «44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование», на втором этапе согласовать главную цель изучения дисциплины с конечными результатами обучения, на третьем этапе осуществляется формулирование подцелей и основных требований к знаниям и умениям для каждой темы дисциплины, на четвертом этапе - определение содержания обучения по каждому модулю учебной дисциплины и разработка критериев оценивания, конечным этапом является разработка тестовых заданий для контроля знаний, умений и достижений студентов.
Например, целью освоения дисциплины «Методика воспитания в области специального (дефектологического) образования» является
формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»; развитие личностных качеств студентов, приобретение студентами знаний и умений по осуществлению воспитания лиц с ОВЗ. Компетенции, формируемые при изучении данной дисциплины, реализуются в следующих дескрипторах (подцели и основные требования к знаниям и умениям для каждой темы):
ПК-1: Знать - сущность и виды воспитания при реализации коррекционно-образовательных программ; Уметь - выбирать коррекционно-образовательные программы нам основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ; Владеть -способностью реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям с нарушениями речи.
ПК-2: Знать - методическое обеспечение коррекционно-развивающей среды; Уметь - подбирать методическое обеспечение коррекционно-развивающей среды и определять направления коррекционно-компенсаторной работы с учетом сферы профессиональной деятельности; Владеть -способствовать организации коррекционно-развивающей среды при проведении коррекционно-компенсаторной воспитательной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ.
ПК-3: Знать - знать формы и модели интеграции в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений; Уметь - планировать коррекционно-педагогическую воспитательную деятельность в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования; Владеть способами реализации интегративных моделей образования и осуществления коррекционно-педагогической воспитательной деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений [8].
С учетом данных компетенций студентам предлагались тестовые задания, которые должны быть сформулированы в утвердительной форме и иметь четыре варианта ответа. Тесты представляют собой четыре варианта заданий: в закрытой форме, в открытой форме, задания на установление соответствия и на установление правильной последовательности. Фонд оценочных средств должен соответствовать следующим требованиям:
- смежная связь между дисциплинами, имеющими теоретико-практическую направленность;
- обязательное наличие проблемы, важность решения которой влияет на становление будущей профессиональной деятельности;
- направленность на проверку компетенций в стандартных и нестандартных ситуациях;
- актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности;
- внешняя оценка качества оценочных средств, проводимая представителями профессионального сообщества;
- связь критериев оценки усвоения знаний и умений с планируемыми результатами обучения по дисциплинам (модулям), прохождения практик.
Обсуждение результатов
Таким образом, применение фонда оценочных средств в нашем исследовании оказалось результативным, так как они выполняют интегрирующая роль, то есть являются:
• Побуждающим фактором к достижению собственного прогресса. В ходе выполнения ФОС будущие педагоги анализируют свою учебную деятельность, делают выводы, которые могут быть отрицательными или положительными. Выявление отрицательных достижений ведет к неудовлетворенности требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности. Следовательно, на основе анализа собственных достижений студенты стремятся к устранению этой неудовлетворенности и определяют траекторию собственных действий.
• Регулирующим и управляющим фактором процесса подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности. Результаты выполнения ФОС позволяют участникам образовательного процесса выделить среди способов обучения наиболее оптимальные, которые будут способствовать прочному и системномуусвоению учебного материала. Кроме этого, студенты самостоятельно могут разрабатывать и выполнять тесты, которые соответствуют каждому модулю учебной дисциплины. Выполнение тестовых заданий свидетельствует о сформированности определенной теоретико-практической базы. Свой результат выполнения тестовых заданий студенты оценивают совместно с преподавателем. Параметры оценки теста: безошибочное выполнение теста (2 балла), одна-две ошибки (1 балл), три-четыре ошибки (0 баллов). По результатам тестовых заданий студенты под руководством педагога обсуждают возникшие трудности, при изучении учебного материла. Данная работа позволяет определить:
- актуальные возможности студентов на данном этапе обучения;
- выявить индивидуально-личностные особенности студентов и их интересы при изучении тем дисциплины и выполнении практических заданий [9,10];
- совм естно нам етить тем ы для последующего контроля и самостоятельной работы студентов.
• Корректировочным фактором подготовки студентов, то есть при
использовании ФОС можно корригировать и проектировать индивидуальную траекторию обучения каждого студента. Например, результаты применения ФОС по дисциплине «Методика воспитания в области специального (дефектологического) образования» показали, что студенты знают сущность и виды воспитания при реализации коррекционно-образовательных программ, но не владеют способностью организации коррекционно-развивающей среды при проведении коррекционно-компенсаторной воспитательной работы в сфере образования. На наш взгляд, наличие данных трудностей связано с узостью межпредметных связей и короткими сроками учебной практики, поэтому необходимо более длительное время уделять отработке практических навыков в вузе.
Выводы
Таким образом, контрольно-оценочный компонент готовности будущих педагогов формируется с помощью фонда оценочных средств. Самооценка является важнейшим компонентом выполнения педагогической деятельности будущих педагогов. Формированию самооценки способствуют правильно сформированные ФОС по каждой учебной дисциплине. ФОС являются инновационным и действенным средством не только оценки знаний, умений и уровня приобретенных компетенций, но и повышения качества обучения будущих педагогов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Жолудова А.Н., Полякова О.В. Формирование педагогической компетенции в рамках профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018. Т.6, №1 (20). Доступно по ссылке:
http://hшmjoшmal.rzgmш.m/art&id=299. Ссылка активна на 23 августа 2019.
2. Чухачева Е.В. Формирование у студентов-логопедов готовности к моделирующей деятельности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. 2019. №1 (82). С.347-350.
REFERENCES:
1. Zholudova AN, Polyakova OV. Formation of pedagogical competence in the framework of the professional standard "Teacher of professional training, professional education and additional professional education". Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2018; 6 (1). Available at:
http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=299 Accessed: 23 August 2019. (In Russ).
2. Chukhacheva EV. Formation of the students-speech therapists preparedness modeling activities. Scientific notes of Orel state University. Series Humanities and social Sciences. 2019; 1(82): 347-350. (In Russ).
3. Zholudova AN., Polyakova OV. The readiness of the medical university teachers to
3. Жолудова А.Н., Полякова О.В. Готовность преподавателей медицинского вуза к инклюзивному образованию // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 2 (25). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=375. Ссылка активна на 23 августа 2019. doi: 10.23888/humJ20192332-342.
4. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение; 1990.
5. Сидорина М.С., Чухачева Е.В. Роль кейс-технологий в подготовке будущих педагогов к овладению профессиональными компетенциями // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 2 (32). С. 282-285.
6. Киселев И.Я. Методика самооценки студента // Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волковой. М.: Просвещение; 1989.
7. Бабенко В.М. Компетентностно-ориентиро-ванный подход к разработке фонда оценочных средств дисциплины // Universum: Технические науки: электронный научный журнал. 2016.
№ 2(24). Доступно по ссылке: http://7universum.com/ru/tech/archive/item/2966 . Ссылка активна на 18 июня 2019.
8. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2015 № 1087 (Зарегистрирован в Минюсте России 30 октября 2015 № 39561). Доступно по ссылке: http://fgosvo.ru. Ссылка активна на 5 июня 2019.
9. Нариманова О.В. Креативность на личностном и организационном уровнях: современные модели и концепции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018. Т.6, № 2(21). Доступно по ссылке:
http://humjoumal.rzgmu.m/art&id=321. Ссылка активна на 23 августа 2019.
10. Моторина И.В., Моторин А.В. Формирование гибких навыков студентов медицинского вуза - перспективное направление повышения качества профессионального
inclusive education. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (2). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=375. Accessed: 23 August 2019. doi: 10.23888/humJ20192332-342
4. Abdullina OA. General pedagogical training of teachers in the system of higher pedagogical education. Moscow: Education; 1990. (In Russ).
5. Sidorin MS, Chukhacheva EV. Role of case-technologies in training future teachers to acquire professional competences. Bulletin of Bryansk State University. 2017; 2(32): 282-285. (In Russ).
6. Kiselev IYa. Self-assessment student. Practical lessons in psychology. In: Bogdanova D.Y., Volkova I.P., editors. Moscow: Education; 1989. (In Russ).
7. Babenko VM. Competence-oriented approach to the development of the fund of evaluation tools of the discipline. Universum: Technical Sciences: electronic scientific journal. 2016; 2(24). Available at:
http://7universum.eom/ru/tech/archive/item/2 966. Accessed: 18 June 2019. (In Russ).
8. FGOS VO the direction of training 44.03.03 "Special (defectological) education", approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 1 October 2015 No 1087 (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 30 October 2015 No 39561). Available at: http://fgosvo.ru. Accessed: 05 June 2019. (In Russ).
9. Narimanova OV. Creativity at personal and organizational levels: modern models and concepts. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2018; 6 (2). Available at:
http://humjournal.rzgmu.EN/art&id=321. Accessed: 23 August 2019. (In Russ).
10. Motorina IV, Motorin AV. Formation of flexible skills of medical students - a perspective direction of improvement of quality of professional education in higher school. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2018; 6 (2). Available at:
http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=324.
образования в высшей школе // Личность в Accessed: 23 August 2019. (In Russ).
меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2018. Т.6, № 2(21). Доступно по ссылке:
http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=324. Ссылка активна на 23 августа 2019.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Чухачева Екатерина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии детства Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского; 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14. email: chukhaheva@mail.ru
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Chukhacheva Ekaterina V. - PhD (Pedagogics), associate professor of the Department of pedagogy and psychology of childhood. Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky; 241036, Bryansk, 14 Bezhitskaya street. email: chukhaheva@mail.ru
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 12.06.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 28.08.2019 ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Чухачева Е.В. Фонд оценочных средств как инновационное средство формирования контрольно-оценочного компонента профессиональной готовности будущих педагогов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 3 (26). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=389. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/Ыт120193479-490
PAPER RECEIVED: 12.06.2019 PAPER ACCEPTED: 28.08.2019 REFERENCE FOR CITING:
Chukhacheva EV. Fund of evaluation tools as an innovative technique of formation of control and evaluation components of professional readiness in future teachers. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (3). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=389. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20193479-490