Научная статья на тему 'Оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога как педагогическое понятие'

Оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога как педагогическое понятие Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
726
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
оценочная деятельность / оценивание / педагогическая квалиметрия / измерение / компетенция / оценочно-квалиметрические компетенции. / assessment activity / assessment / pedagogical qualimetry / evaluation / competence / assessment-qualimetric competences.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панюшкина Марина Александровна

Оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога выступают актуальным понятием педагогики в современных условиях, поскольку в настоящее время происходит «модернизация» оценочной составляющей профессиональной компетентности педагога. Этот процесс связан с таким явлением в современном образовании, как обращение к средствам оценивания, которое выполняет функцию измерения качества результатов. Оценочная деятельность обогащается дополнительными процедурами с применением новых шкал оценивания, критериев оценки, систем оценивания, тестов и др. Данное направление находит свое обоснование в педагогической квалиметрии, ориентирующей педагога в овладении квалиметрическими понятиями и умениями. С современных позиций педагог должен овладеть соответствующими оценочно-квалиметрическими компетенциями, синтезирующими знания и умения в области теории оценочной деятельности и знания и умения в области педагогической квалиметрии. В общем можно говорить о расширении содержания понятия «оценивание», которое до недавних пор являлось устоявшимся понятием педагогики. Цель настоящего исследования заключается в исследовании оценочной деятельности, в рассмотрении причин появления педагогической квалиметрии и установлении ее влияния на процесс оценивания достижений обучающихся, выяснении генезиса понятия «оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога». На основе проведенного анализа автором представлена характеристика оценочно-квалиметрических компетенций будущего педагога как педагогического понятия. Представленная характеристика данного понятия позволяет наглядно увидеть его состав и структуру. В качестве ведущего подхода использовался сопоставительный анализ квалиметрических и оценочных компонентов оценочноквалиметрических компетенций будущего педагога. Теоретическая значимость заключается во введении авторского понятия «оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога», в анализе оценочной деятельности педагога и определении влияния педагогической квалиметрии на оценивание в современных условиях. Практическая значимость работы заключается в формировании у будущих педагогов оценочно-квалиметрических компетенций в процессе профессиональной подготовки на основе представленной авторской характеристики данного понятия. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о необходимости включения оценочно-квалиметрических компетенций в содержание профессиональной подготовки будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панюшкина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future teacher’s assessment-qualimetric competences as a pedagogical notion

Assessment-qualimetric competences of the future teacher are the actual concept of pedagogy in modern conditions, since currently we witness a “modernization” of the assessment component of the teacher’s professional competence. This process is associated with such a phenomenon in modern education as scrutiny of the means of assessment, which performs the function of results quality measuring. Assessment activity is enriched with additional procedures using new assessment scales, evaluation criteria, assessment systems, tests, etc. This direction finds its rationale in pedagogical qualimetry, orienting the teacher in mastering qualimetric concepts and skills. From the modern point of view, the teacher should have the appropriate assessment-qualimetric competences, synthesizing knowledge and skills in the field of the theory of assessment activities and knowledge and skills in the field of pedagogical qualimetry. In general, we can speak about the expansion of the "assessment" concept content, which was a conventional concept of pedagogy until recently. The purpose of this research is to study the assessment activities, to examine the reasons for the emergence of pedagogical qualimetry and to ascertain its influence on the process of assessing students' achievements, to clarify the genesis of the “assessment-qualimetric competences of a future teacher” concept. On the basis of the analysis made, the author presents the characteristics of the assessment-qualimetric competences of the future teacher as a pedagogical concept. The presented characteristic of this concept allows you to see its composition and structure clearly. We used a comparative analysis of the qualimetric and assessment components of the assessment-qualimetric competences of the future teacher as a leading approach. The theoretical significance lies in the introduction of the author's concept of “assessment-qualimetric competences of the future teacher”, in the analysis of the teacher’s assessment activities and in determining the influence of pedagogical qualimetry on assessment in modern conditions. The practical significance of the work lies in the formation of assessment-qualimetric competences in future teachers in the process of professional training on the basis of the presented author's characteristics of this concept. The results of the study allow us to conclude that it is necessary to include assessment-qualimetric competences in the course of the future teachers’ professional training.

Текст научной работы на тему «Оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога как педагогическое понятие»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки ART 191031 2019, № 4 (апрель) УДК 371.132

Оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога как педагогическое понятие

Панюшкина Марина Александровна1

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, Россия Marine.Panush@mail.ru

Аннотация. Оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога выступают актуальным понятием педагогики в современных условиях, поскольку в настоящее время происходит «модернизация» оценочной составляющей профессиональной компетентности педагога. Этот процесс связан с таким явлением в современном образовании, как обращение к средствам оценивания, которое выполняет функцию измерения качества результатов. Оценочная деятельность обогащается дополнительными процедурами с применением новых шкал оценивания, критериев оценки, систем оценивания, тестов и др. Данное направление находит свое обоснование в педагогической квалиметрии, ориентирующей педагога в овладении квалиметрическими понятиями и умениями. С современных позиций педагог должен овладеть соответствующими оценочно-квалиметрическими компетенциями, синтезирующими знания и умения в области теории оценочной деятельности и знания и умения в области педагогической квалиметрии. В общем можно говорить о расширении содержания понятия «оценивание», которое до недавних пор являлось устоявшимся понятием педагогики. Цель настоящего исследования заключается в исследовании оценочной деятельности, в рассмотрении причин появления педагогической квалиметрии и установлении ее влияния на процесс оценивания достижений обучающихся, выяснении генезиса понятия «оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога». На основе проведенного анализа автором представлена характеристика оценочно-квалиметрических компетенций будущего педагога как педагогического понятия. Представленная характеристика данного понятия позволяет наглядно увидеть его состав и структуру. В качестве ведущего подхода использовался сопоставительный анализ квалиметрических и оценочных компонентов оценочно-квалиметрических компетенций будущего педагога. Теоретическая значимость заключается во введении авторского понятия «оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога», в анализе оценочной деятельности педагога и определении влияния педагогической квалиметрии на оценивание в современных условиях. Практическая значимость работы заключается в формировании у будущих педагогов оценочно-квалиметрических компетенций в процессе профессиональной подготовки на основе представленной авторской характеристики данного понятия. Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о необходимости включения оценочно-квалиметрических компетенций в содержание профессиональной подготовки будущего педагога.

Ключевые слова: оценочная деятельность, оценивание, педагогическая квалиметрия, измерение, компетенция, оценочно-квалиметрические компетенции.

Поступила в редакцию Received 06.03.2019 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.04.2019

Принята к публикации Accepted for publication 10.04.2019 Опубликована Published 30.04.2019

Creative Commons Attribution 4.0 International (CCBY 4.0)

1 Панюшкина Марина Александровна, старший преподаватель института образования ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. И. Канта», г. Калининград, Россия

Введение

Сегодня оценочная составляющая профессиональной подготовки будущего педагога приобретает все большую актуальность. Возникает вполне уместный вопрос: в связи с чем появляется необходимость обращения к термину «оценочно-квалиметри-ческие компетенции»?

До недавних пор в педагогике сформировались знания об оценочной деятельности, оценочных умениях, традиционных системах оценивания, сопоставлении эталона с предметом оценивания, но на сегодняшний день этого недостаточно. Современные тенденции в педагогическом оценивании предусматривают измерение качества результатов учебной деятельности, умение составлять и оценивать тестовые задания, осуществлять оценочные процедуры дистанционно, определять индивидуальный маршрут обучающегося, проводить измерительные процедуры, доказывающие результативность достижений, и многое другое. Все это заставляет нас обратиться к педагогической квали-метрии, которая рассматривается А. И. Субетто как теория и методология измерения и оценивания компонентов объектов и процессов [1], как отдельная отрасль знания, занимающаяся мониторингом качества педагогической деятельности при помощи количественных и описательных шкал, системы весовых коэффициентов, заданий-индикаторов [2]. Педагогическая квалиметрия сегодня в состоянии ответить на вызовы в оценивании, которые появляются в условиях глобализации и цифровизации, поэтому стоит обогатить оценочную деятельность актуальными квалиметрическими составляющими. В настоящем исследовании будет рассмотрено понятие, объединяющее оценочные и ква-лиметрические элементы в оценивании и измерении достижений обучаемых, что в целом позволит выделить самостоятельный комплекс оценочно-квалиметрических компетенций будущего педагога, учет которых при профессиональной подготовке будущих педагогов позволит подготовить будущих учителей к объективной, результативной оценочной деятельности.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

С целью выяснения генезиса понятия «оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога» мы обратились к анализу отечественной и зарубежной литературы в области педагогического оценивания и измерения.

Анализ научных источников позволил увидеть не только термин «оценивание», но и терминологический ряд, состоящий из таких терминов, как «оценочная деятельность», «компонент педагогической деятельности», «отметка», «оценка», «оценочная процедура», «оценочные действия» и др. Оценка понимается как отношение к деятельности, поведению, как установление их значимости и соответствия нормам и целям [3]; как установление степени, уровня, качества [4]. Оценочная деятельность выступает показателем эффективности образовательного процесса, поэтому важность ее соответствия современным тенденциям очевидна. Оценочная деятельность, на наш взгляд, включает действия, которые содержатся в определении понятия «оценка».

Некоторые исследователи, в частности А. Н. Субботко, рассматривают оценочную деятельность как систему, в которую включают целостное единство энергетических, информационных и исполнительных компонентов. А. Н. Субботко представляет процесс как «активизацию компонентов оценочной деятельности, использование полученных данных для формирования оценки-результата и программного обеспечения оценочной деятельности и, наконец, обработку новых данных под управлением программы оценочной деятельности» [5]. Многими исследователями отмечается ценностная составля-

ющая оценочной деятельности. Так, в частности, Б. П. Тугаринов под оценочной деятельностью понимает сложный аналитический процесс, связанный с выявлением наличия или отсутствия в чем-то или в ком-то значимых для человека ценностей [6]. Н. В. Селезнев рассматривает данный вид деятельности как активное взаимодействие человека со средой, направленное на выявление жизненно важных ценностей, наиболее актуальных для человека в данный момент [7]. Взаимодействие человека с действительностью, в процессе которого происходит реализация ценностного отношения человека к этой действительности, лежит в основе оценочной деятельности, по мнению И. С. Ломакиной [8]. Ж. В. Болтачева отмечает вид психической активности личности, посредством которой осуществляется процесс установления значимости объекта через определение его качественно-количественных характеристик относительно соответствующей цели, критериев, эталонов [9]. Оценочная деятельность начинает восприниматься как оценка результатов личностного индивидуального развития, как способ выстраивания собственного образовательного маршрута, как способ создания ситуаций успеха. На наш взгляд, следует отметить расширение представлений об оценочной деятельности за счет структуры, включающей несколько компонентов. Это явление можно объяснить тем, что представление о современной педагогической деятельности меняется благодаря включению в нее приемов информатизации образования и др. Наконец, модернизация образования в связи с компетентностным подходом привела к введению в педагогику таких терминов, как «компетенции и компетентность». Эти термины нашли связи не только с педагогическим процессом, педагогической системой, но и со всеми составляющими этих явлений, в том числе и с оцениванием. Современное оценивание сопровождается характеристиками в виде оценочных компетенций. В содержание понятия «оценочные компетенции» вводятся не только знания, умения, навыки, способности, но и другие личностные характеристики как результаты образовательного процесса.

Сегодня появляются исследования оценочных компетенций и компетентностей различных категорий. Так, в частности, Е. В. Прилипко [10], М. И. Томилова [11] рассматривают в качестве объектов исследования преподавателей, Э. Э. Кожевникова -учителей, чья оценочная компетентность может сохранить здоровье ученикам [12], Д. А. Примеров исследует студентов педагогических вузов [13]. Здоровьесбережение в условиях оценивания сегодня соотносится с психическим состоянием обучающихся, требующим бережного отношения со стороны педагогов, объективность и справедливость должны непременно лежать в основе любого оценивания.

Представим основные трактовки данных понятий на рисунке (см. рис.).

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что содержание указанных выше понятий не полностью отражает учет современных тенденций в образовании, например, все более активное обращение к дистанционному обучению, к количественному оцениванию качества результатов образования и др. Все явственнее заявляет о себе квалиметрический подход в образовании, что находит отражение в содержании понятия «оценочные компетенции». В связи с этим необходимо отметить появление в отечественной педагогике новой отрасли знания под названием «педагогическая квалиметрия».

Обратимся кратко к истории появления педагогической квалиметрии. Возникновение квалиметрии датируется концом 60-х годов XX века и связано с именами советских ученых, работавших под руководством военного инженера-строителя Г. Г. Азгальдова. Определение квалиметрии было дано в 1968 году Гарри Гайковичем Азгальдовым как межотраслевой науки, изучающей количественные измерения качества [14].

Оценочная компетентность

Оценочная компетенция

Оценочная компетентность преподавателя - состоявшееся качество личности с минимальным опытом деятельности в заданной сфере, совокупностью личностных качеств преподавателя (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его оценочной деятельности (Е. В. Прилипко)

Оценочная компетентность преподавателя - интегральное сво йство личности, основанное на гуманистических ценностях образования, отражающее готовность и способность данной личности применять систему знаний и умений в осуществлении оценочной деятельности (М. И. Томилова)

Оценочная компетентность учителя, сохраняющая здоровье школьников, - многофакторное явление, включающее в себя систему знаний, умений учителя, его ценностные ориентации, мотив ы и способы деятельности, личностные качества в сфере оценивания образовательных результатов школьников на основе гуманистического подхода и здоровьесберегающих принципов (Э. Э. Кожевникова)

Оценочная компетенция студентов педагогического вуза - готовность и способность личности применять знания о структуре и содержании оценочной деятельности, использовать умения и опыт оценочной деятельности; сформирован-ность мотивации личности к данному виду деятельности, владение ее структурой и устойчивое ценностное отношение к ее процессу и результату (Д. А. Примеров)

Трактовки понятий оценочной компетентности и оценочной компетенции

Зарубежным аналогом квалиметрии выступает термин «бенчмаркинг», появление которого датируется 1972 годом (США). Под данным понятием Роберт К. Кемп понимает непрерывный процесс исследования и оценки товаров, а также изучение опыта производства лидеров в мировой торговле [15]. Главное отличие бенчмаркинга заключается в том, что он направлен на исследование только экономической науки, что позволяет сделать вывод о том, что квалиметрия как науке шире и глубже.

Квалиметрия по мере своего научного становления образовывала новые межотраслевые связи, и наконец в 1979 году благодаря Е. К. Марченко заговорили о квали-метрии в педагогике. Автор впервые применил математические, количественные измерения в педагогике, алгоритмизацию и математическое моделирование объектов познания и процессов учения в своей работе [16].

Существуют различные определения педагогической квалиметрии. Так, Е. В. Яковлев под данным понятием понимает «научное направление, исследующее и обосновывающее закономерности качественных и количественных измерений педагогических объектов» [17]. На основе квалиметрического подхода исследователи выделяют различные показатели качества: качество педагогического состава, состояние материально-технической базы, мотивация педагогического состава, качество учебных программ, инновационная активность руководства, внедрение процессных инноваций, конкурентоспособность выпускников при поступлении или на рынке труда [18] и т. д.

Если в оценочной деятельности мы говорим о процессе оценивания, то при рассмотрении квалиметрии речь идет об измерении. Под измерением А. И. Субетто понимает построение мер качества и определение их значений с помощью специальных алгоритмов [19]. По мнению автора, оно осуществляется всегда в рамках определенной системы соизмерения, включающей систему сравнения и субъекта-соизмерителя.

Под педагогическим измерением В. С. Аванесов рассматривает процесс отображения числами уровней проявления интересующих качеств личности [20].

Исследователи рассматривают понятия «квалиметрическая компетенция» и «квалиметрическая компетентность». Так, под квалиметрической компетенцией В. В. Юшкова понимает способность применять квалиметрические знания, умения, навыки и личностные качества для успешной профессионально-педагогической деятельности, связанной с оценкой и управлением качеством подготовки обучающихся в образовательной области «Технология». Здесь речь идет о бакалавре технологического образования [21]. Под квалиметрической компетентностью Е. В. Коробейникова рассматривает совокупность знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности, необходимых для успешного применения квалиметрических методов в педагогической практике. В центре исследования находится будущий учитель [22]. А. В. Мальцев, М. Ю. Мамонтова понимают под данной компетентностью готовность и способность педагогического работника использовать приобретенную при обучении совокупность знаний и умений в области педагогических измерений для решения задач оценивания результатов обучения и управления качеством учебного процесса [23], а Н. Б. Фомина - системно-личностное образование специалиста, отражающее единство его теоретико-управленческой подготовленности и практической способности комплексно применять прикладные аналитико-оценочные технологии в профессиональной сфере для решения вариативных задач повышения качества школьного образования [24] и др. Авторы акцентируют внимание на необходимых квалиметрических знаниях, умениях, способностях для успешной педагогической деятельности по оценке, измерению и управлению качеством подготовки обучающихся. Многие исследователи решают при помощи квалиметрических знаний, умений и т. д. оценочные задачи, что подтолкнуло на мысль создания особых компетенций при обучении будущих педагогов. Эти компетенции должны, по нашему мнению, объединять в себе оценочные процедуры, в основе которых лежали бы квали-метрические основания. Квалиметрическая компонента оценочной компетентности позволяет по-новому взглянуть на сам процесс оценивания, количественно измерять качество: качество образования, качество формируемых компетенций, качество знаний, умений и т. д.

Анализ зарубежных источников показал отсутствие понятия «оценочно-квали-метрические компетенции педагога». Однако центр тестирования «Бюрос» университета Небраска совместно с американской Федерацией учителей, Национальным советом в области измерения в образовании и Национальной образовательной ассоциацией разработали стандарт для компетенций учителей в области оценивания достижений обучающихся. Он включает следующее:

1. Учителям следует быть опытными в использовании методов оценивания.

2. Учителям следует быть опытными в развитии оценочных методов.

3. Учителям следует быть опытными в администрировании, выставлении оценок и представлении оценочных результатов.

4. Учителям следует быть опытными в использовании оценочных результатов при принятии оценочных решений по отношению к обучаемым, при планировании занятий, при разработке расписания и т. д.

5. Учителям следует быть опытными в развитии валидных оценочных процедур, применяемым при оценивании студентов.

6. Учителям следует быть опытными в устном оценивании результатов обучающихся и других педагогов.

7. Учителям следует быть опытными в опознавании ложных, незаконных и других неподходящих методов оценивания [25].

Рассмотрев оценочные и квалиметрические компетенции и компетентности, мы пришли к выводу о том, что эти понятия обогащают, взаимодополняют друг друга. Измерение и оценивание в единстве должны образовать новое, актуальное понятие, отражающее современные тенденции оценочных процедур.

В связи с этим нами было разработано понятие «оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога», под которым следует понимать сложную систему знаний, умений, свойств и качеств психики и личности, требуемых для оценивания и измерения качества образовательных результатов. Квалиметрические знания в виде основных квали-метрических понятий (измерение, критерии оценки, шкалы, рейтинги, современные системы оценивания, дистанционное оценивание и многое другое), на наш взгляд, необходимо включить в профессиональную подготовку будущих педагогов.

Методологическая база исследования

В основу теоретико-методологической базы исследования понятия «оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога» легли труды ученых, посвященные проблемам:

1) квалиметрического подхода. Данный подход ориентировал на многообразие приемов и способов получения количественных оценок качества различных педагогических объектов и процессов с использованием аппарата и достижений квалиметрии, всевозможных оценочных критериев, показателей, шкал, методик и процедур. Современному педагогу необходимо быть компетентным в области оценивания и измерения: он должен знать основы педагогической квалиметрии, уметь грамотно применять знания в области оценивания, применять актуальные способы диагностики, измерения результатов обучения, использовать оценочные шкалы, дифференцировать оценочные системы, использовать эффективные средства оценивания и др.;

2) теории оценочной деятельности. Оценочная деятельность выступает обязательным компонентом педагогического процесса, в котором взаимодействуют такие бинарные явления, как самоконтроль и самооценка в учебной деятельности и оценивание процесса и результатов учения в педагогической деятельности; это взаимодействие субъектов образовательного процесса и др. Современная оценочная деятельность заключается не просто в оценке успеваемости обучающегося, но и в управлении качеством образовательных результатов и его оценке.

Результаты исследования

Задача нашего исследования заключалась в том, чтобы определить содержание понятия «оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога». Основой для наполнения содержания понятия послужила сложная система знаний, умений, свойств и качеств психики и личности, требуемых для оценивания и измерения качества образовательных результатов. К ним мы отнесли специальные оценочные и ква-лиметрические знания и умения. Оценочные знания и умения включают: знания об оценочной деятельности, о ее структуре и составляющих, об оценке и отметке, о доверии при оценивании и приемах его обеспечения, о способах создания благоприятного психологического климата в группе, о толерантности при оценивании, об этике при оценивании, об объекте и предмете оценивания, об объективности при осуществле-

нии оценочных действий. Умения: осуществлять объективную оценочную деятельность, взаимодействовать с учащимися, создавать доверительные отношения, соблюдать профессиональную этику при оценивании, создавать благоприятную психологическую обстановку при оценивании, корректировать полученные результаты (при необходимости), выслушивать ученика, комментировать поставленную отметку или оценку, задавать наводящий вопрос, обучать самооценке и др. К квалиметрическим знаниям и умениям мы отнесли: знание основных квалиметрических понятий, знания об измерении, о современных критериях оценивания, об оценочных шкалах, системах оценивания, мониторингах, рангах, рейтингах и др.; умения выявлять предмет оценивания, соотносить предмет оценивания с критериями оценивания, осуществлять анализ оценочных действий, описывать и объяснять результаты оценивания, выбирать адекватную шкалу оценивания, прогнозировать результаты учебной деятельности и предотвращать возможные негативные последствия и др.

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Оценочная деятельность сегодня нуждается в квалиметрическом дополнении за счет реализации измерительных процедур с целью определения качества образовательного результата.

2. Педагогическая квалиметрия позволила расширить и обновить оценочную деятельность педагога за счет включения в содержание квалиметрических понятий и терминов (измерение, критерии оценки, шкалы, рейтинги, современные системы оценивания, дистанционное оценивание и многое другое).

3. Представлена авторская характеристика понятия «оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога», учитывающая актуальные тенденции в оценивании.

Заключение

Включение элементов педагогической квалиметрии в оценочную деятельность в виде различных измерительных средств отвечает современным тенденциям в образовании. Данный подход позволяет по-новому рассматривать оценочную деятельность в образовательной среде, что, в свою очередь, выдвигает дополнительные требования к профессиональной подготовке будущего педагога. С точки зрения оценивания и измерения достижений обучаемых в современных условиях педагог должен владеть как оценочными, так и квалиметрическими компетенциями. Важно при этом сформировать личностные качества будущего педагога, отражающие его профессиональную позицию в оценивании, в определении качества образования, в отношении к факторам успешной оценочно-квалиметрической деятельности. Рассмотрение ква-лиметрической составляющей оценивания подводит к необходимости включения в учебный план, в образовательную программу психолого-педагогической подготовки будущего педагога специального модуля, направленного на формирование оце-ночно-квалиметрических компетенций. Успешная реализация этой мысли предполагает модернизацию не только содержания профессиональной подготовки будущего педагога, но и нахождения креативных способов обучения.

Мы видим в дальнейшем исследование оценочно-квалиметрической компетентности педагога и обогащение представлений о понятии «оценочно-квалиметрические компетенции» в условиях новых, инновационных подходов к образовательному процессу.

Ссылки на источники

1. Субетто А. И. Квалиметрия: малая энциклопедия. - Вып. 1. - СПб.: ИПЦ СЗИУ - фил. РАНХиГС, 2015. - 244 с.

2. Хведченя Л. В. Педагогическая квалиметрия: историко-методологический аспект // Педагогика, Вестник БДУ, сер. 4. - 2011. - № 3. - С. 108-111.

3. Большой Российский энциклопедический словарь: в 2 т. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 1887 с.

4. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1989. - 608 с.

5. Субботко А. Н. Формирование у будущего учителя системы оценочной деятельности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Брянск, 2006. - 170 с.

6. Тугаринов Б. П. Философия сознания. - М., 1971. - 199 с.

7. Селезнев Н. В. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Борисоглебск, 1997. - 280 с.

8. Ломакина И. С. Оценочная деятельность как фактор повышения учебно-познавательной активности студентов на пропедевтическом этапе их профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Челябинск, 1999. - 170 с.

9. Болтачева Ж. В. Формирование готовности студентов к оценочной деятельности в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Саратов, 2007. - 145 с.

10. Прилипко Е. В. Оценочная деятельность преподавателя в компетентностной парадигме: формирование осознанной компетентности // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2017. - № 1. - С.30-35.

11. Томилова М. И. Развитие оценочной компетентности преподавателя в вузе: автореф. дис. ... пед. наук: 13.00.08. - Великий Новгород, 2013. - 25 с.

12. Кожевникова Э. Э. Развитие оценочной компетентности учителя при повышении квалификации как фактор сохранения здоровья школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Новокузнецк, 2012. - 239 с.

13. Примеров Д. А. Формирование оценочной компетенции студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Челябинск, 2012. - 193 с.

14. Азгальдов Г. Г., Азгальдова Л. А. Количественная оценка качества (Квалиметрия). - М., 1971. - 175 с.

15. Сатр Robert С. Benchmarking: the search for industry, best practices that lead to superior performance. - Asqc quality press, 1989. - 299 p.

16. Марченко Е. К. Методы квалиметрии в педагогике. - М., 1979. - 33 с.

17. Яковлев Е. В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании: новое видение // Педагогика. -1999. - № 3. - С. 49-54.

18. Копилка уроков: сайт для учителей: обобщение педагогического опыта на тему «Педагогическая квалиметрия и ее роль в определении качества образования». - URL: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/obobshchieniie_piedaghoghichieskogho_opyta_na_ti emu_piedaghoghichieskaia_kvalimi.

19. Субетто А. И. Указ. соч.

20. Аванесов В. С. Педагогическое измерение латентных // Педагогическая диагностика. - 2003. - № 4. - С. 69-78.

21. Юшкова В. В. Формирование квалиметрической компетенции будущих бакалавров технологического образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ижевск, 2012. - 210 с.

22. Коробейникова Е. В. Квалиметрическая подготовка будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. -Челябинск, 2007. - 173 с.

23. Мальцев А. В., Мамонтова М. Ю. Формирование квалиметрической компетентности педагогических работников // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 4(68). - С. 7-16.

24. Фомина Н. Б. Формирование квалиметрической компетентности руководителя общеобразовательного учреждения в системе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ижевск, 2010. - 195 с.

25. Standards for Teacher Competence in Educational Assessment of Students. - URL: https://buros.org/standards-teacher-competence-educational-assessment-students.

Marina Paniushkina,

Senior Lecturer, Institute of Education, Baltic Federal University named after I. Kant, Kaliningrad Marine.Panush@mail.ru

Future teacher's assessment-qualimetric competences as a pedagogical notion

Abstract. Assessment-qualimetric competences of the future teacher are the actual concept of pedagogy in modern conditions, since currently we witness a "modernization" of the assessment component of the teacher's professional competence. This process is associated with such a phenomenon in modern education as scrutiny of the means of assessment, which performs the function of results quality measuring. Assessment activity is enriched with additional

procedures using new assessment scales, evaluation criteria, assessment systems, tests, etc. This direction finds its rationale in pedagogical qualimetry, orienting the teacher in mastering qualimetric concepts and skills. From the modern point of view, the teacher should have the appropriate assessment-qualimetric competences, synthesizing knowledge and skills in the field of the theory of assessment activities and knowledge and skills in the field of pedagogical qualimetry. In general, we can speak about the expansion of the "assessment" concept content, which was a conventional concept of pedagogy until recently. The purpose of this research is to study the assessment activities, to examine the reasons for the emergence of pedagogical qualimetry and to ascertain its influence on the process of assessing students' achievements, to clarify the genesis of the "assessment-qualimetric competences of a future teacher" concept. On the basis of the analysis made, the author presents the characteristics of the assessment-qualimetric competences of the future teacher as a pedagogical concept. The presented characteristic of this concept allows you to see its composition and structure clearly. We used a comparative analysis of the qualimetric and assessment components of the assess-ment-qualimetric competences of the future teacher as a leading approach. The theoretical significance lies in the introduction of the author's concept of "assessment-qualimetric competences of the future teacher", in the analysis of the teacher's assessment activities and in determining the influence of pedagogical qualimetry on assessment in modern conditions. The practical significance of the work lies in the formation of assessment-qualimetric competences in future teachers in the process of professional training on the basis of the presented author's characteristics of this concept. The results of the study allow us to conclude that it is necessary to include assessment-qualimetric competences in the course of the future teachers' professional training.

Key words: assessment activity, assessment, pedagogical qualimetry, evaluation, competence, assessment-qualimetric competences.

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук

(перечень ВАК Российской Федерации). www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Панюшкина М. А. Оценочно-квалиметрические компетенции будущего педагога как педагогическое понятие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - С. 69-77. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191031.htm.

DOI 10.24411/2304-120X-2019-11031

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Панюшкина М. А., 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9772304120197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.