Научная статья на тему 'Квалиметрический подход к диагностике уровня сформированности компетенций магистрантов, обучающихся по направлению педагогика'

Квалиметрический подход к диагностике уровня сформированности компетенций магистрантов, обучающихся по направлению педагогика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД / QUALIMETRIC APPROACH / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ГРУППОВАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / GROUP EXPERT EVALUATION / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL COMPETENCIES / МАГИСТРАНТ / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ЭКСПЕРТ / EXPERT / СОГЛАСОВАННОСТЬ / CONSISTENCY / ВЕСОМОСТЬ / WEIGHT / КВАЛИМЕТРИЯ / QUALIMETRY / ОЦЕНКА / EVALUATION / АНАЛИЗ / ANALYSIS / MASTER STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудкова Светлана Анатольевна, Гомцян Диана Вартановн

В статье рассматривается возможность квалиметрического подхода по диагностике уровня сформированных общекультурных компетенций магистрантов, обучающихся по направлению педагогика. Показано, что среди всех существующих вариантов и способов диагностики метод групповых экспертных оценок является наиболее перспективным, объективным и стандартизированным. Экспертиза на его основе проводится поэтапно: группой тщательно отобранных экспертов с предварительной оценкой их компетентности, согласованности, это гарантирует меньшую погрешность измерения и уровень значимости оценок. Приведена оценка весомости данных компетенций с помощью ABC анализа. С позиции предлагаемого метода проведена оценка уровня сформированности общекультурных компетенции, на примере магистранта, обучающегося по направлению педагогика. Данная оценка позволит магистранту, педагогу, родителям обобщать и анализировать уровень сформированности общекультурных компетенций, также понять на какие компетенции им необходимо обратить больше внимания, над какими работать и какие компетенции развивать в себе. Такой подход позволит систему образования на обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества, что согласуется не только с потребностью личности, но и потребностью самого общества. В статье впервые предложена диагностика уровня сформированных общекультурных компетенций магистрантов, обучающихся по направлению педагогика на основе квалиметрического подхода. Результаты исследования могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов уровня сформированных общекультурных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудкова Светлана Анатольевна, Гомцян Диана Вартановн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A QUALITATIVE APPROACH TO DIAGNOSING THE LEVEL OF COMPETENCE OF UNDERGRADUATES STUDYING IN THE FIELD OF PEDAGOGY

The article examines the possibility of a qualimetric approach to diagnose the level of general cultural competencies of undergraduates studying in the pedagogy sphere. It is shown that among all existing variants and methods of diagnostics, the method of group expert assessments is the most promising, objective and standardized. Expertise on its basis is carried out in the following stages: a group of carefully selected experts with a preliminary assessment of their competence, consistency, this guarantees a lesser measurement error and a level of significance of estimates. The estimation of the weight of these competences is given with the help of ABC analysis. From the position of the proposed method, an assessment was made of the level of general cultural competence, on the example of a graduate student in the field of pedagogy. This assessment will allow the undergraduate, teacher, parents to generalize and analyze the level of the formation of general cultural competencies, and also to understand what competencies they need to pay more attention to, what to work and what competencies to develop in themselves. Such an approach will enable the education system to provide quality training in accordance with the needs of modern society, which is consistent not only with the needs of the individual, but also the needs of the society itself. The article first proposed the diagnosis of the level of general cultural competence of undergraduates studying in the sphere of pedagogy on the basis of the qualimetric approach. The results of the research can be used in the scientific and pedagogical sphere when considering questions of the level of the formed general cultural competences.

Текст научной работы на тему «Квалиметрический подход к диагностике уровня сформированности компетенций магистрантов, обучающихся по направлению педагогика»

УДК 37.015.3

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ МАГИСТРАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИКА

© 2017

Гудкова Светлана Анатольевна, кандидат педагогический наук, доцент кафедры

«Теория и практика перевода» Гомцян Диана Вартановна, магистрант гуманитарно-педагогического института, кафедры

«Педагогика и методика преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматривается возможность квалиметрического подхода по диагностике уровня сформированных общекультурных компетенций магистрантов, обучающихся по направлению педагогика. Показано, что среди всех существующих вариантов и способов диагностики метод групповых экспертных оценок является наиболее перспективным, объективным и стандартизированным. Экспертиза на его основе проводится поэтапно: группой тщательно отобранных экспертов с предварительной оценкой их компетентности, согласованности, это гарантирует меньшую погрешность измерения и уровень значимости оценок. Приведена оценка весомости данных компетенций с помощью ABC - анализа. С позиции предлагаемого метода проведена оценка уровня сформи-рованности общекультурных компетенции, на примере магистранта, обучающегося по направлению педагогика. Данная оценка позволит магистранту, педагогу, родителям обобщать и анализировать уровень сформированности общекультурных компетенций, также понять на какие компетенции им необходимо обратить больше внимания, над какими работать и какие компетенции развивать в себе. Такой подход позволит систему образования на обеспечение качества подготовки в соответствии с потребностями современного общества, что согласуется не только с потребностью личности, но и потребностью самого общества. В статье впервые предложена диагностика уровня сформированных общекультурных компетенций магистрантов, обучающихся по направлению педагогика на основе квалиметрического подхода. Результаты исследования могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов уровня сформированных общекультурных компетенций.

Ключевые слова: квалиметрический подход, компетенция, групповая экспертная оценка, общекультурные компетенции, магистрант, педагогика, диагностика, эксперт, согласованность, весомость, квалиметрия, оценка, анализ.

A QUALITATIVE APPROACH TO DIAGNOSING THE LEVEL OF COMPETENCE OF UNDERGRADUATES STUDYING IN THE FIELD OF PEDAGOGY

© 2017

Gudkova Svetlana Anatolyevna, the candidate of pedagogical sciences, Associate Professor Gomtsian Diana Vartanovna, student of humanitarian pedagogical institute, Department of «Pedagogy and Methods of Teaching» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belorusskaya, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. The article examines the possibility of a qualimetric approach to diagnose the level of general cultural competencies of undergraduates studying in the pedagogy sphere. It is shown that among all existing variants and methods of diagnostics, the method of group expert assessments is the most promising, objective and standardized. Expertise on its basis is carried out in the following stages: a group of carefully selected experts with a preliminary assessment of their competence, consistency, this guarantees a lesser measurement error and a level of significance of estimates. The estimation of the weight of these competences is given with the help of ABC - analysis. From the position of the proposed method, an assessment was made of the level of general cultural competence, on the example of a graduate student in the field of pedagogy. This assessment will allow the undergraduate, teacher, parents to generalize and analyze the level of the formation of general cultural competencies, and also to understand what competencies they need to pay more attention to, what to work and what competencies to develop in themselves. Such an approach will enable the education system to provide quality training in accordance with the needs of modern society, which is consistent not only with the needs of the individual, but also the needs of the society itself. The article first proposed the diagnosis of the level of general cultural competence of undergraduates studying in the sphere of pedagogy on the basis of the qualimetric approach. The results of the research can be used in the scientific and pedagogical sphere when considering questions of the level of the formed general cultural competences.

Keywords: qualimetric approach, competence, group expert evaluation, general cultural competencies, master student, pedagogy, diagnostics, expert, consistency, weight, qualimetry, evaluation, analysis.

С учетом повышения требований общества к уровню нравственного развития выпускников возникла необходимость повысить уровень сформированности общекультурных компетенций магистрантов, обучающихся по направлению педагогика. Оценка сформированности компетенций является важным направлением в образовательной системе [1].

Анализ психолого-педагогической литературы [2] показывает, что современная наука и практика пока недостаточно продвинулась в этом вопросе. В связи с этим в процессе данного исследования возникла необходимость поиска путей осуществления количественной оценки [3].

Для диагностики уровня сформированности общекультурных компетенций целесообразно применить квалиметрический подход, ориентированный на измерение (оценку).

Термин квалиметрия (от латинского quails - качество и от древнегреческого metrio - измерять) обозначает

сравнительно новую научную дисциплину, изучающую методологию и проблематику разработки комплексных количественных оценок качества любых объектов, предметов, явлений, процессов [4].

Развитие данной науки отражены в трудах как российских авторов (А. И. Субетто [5], В. С. Черепанов [6], Шихова О.Ф. [7], Шихов Ю.А. [8], Глухова Л.В. [9]. Глухова Л.В., Сыротюк С.Д. Ярыгин О.Н. [10] и др.), так и зарубежных (ДЖ. Глас, Дж. Стэнли [11], Е. Ь. Homdike [12] и др.). Эти исследования посвящены принципам оценивания качества различных педагогических объектов.

В основе квалиметрического подхода лежат экспертные методы: оценивание, методы самооценки, метод групповых экспертных оценок [13]. Экспертная оценка проводится по определенному алгоритму, который включает следующие этапы: подготовительный; основной, связанный с деятельностью рабочей, экспертной и технической групп; заключительный, направленный на

обсуждение результатов экспертизы и принятие решения [14].

Для проведения оценки необходимо определить, какие компетенции по направлению подготовки педагогика ФГОС ВО относит к общекультурным компетенциям, для оценки выделим несколько из них:

-владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

-способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК -3);

-готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

-умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

-готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

-владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-10);

-умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

-готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Прежде чем произвести оценку, необходимо определить, какие из предложенных компетенций на взгляд экспертов являются более важным и необходимым для оценивания. Для этого необходимо применить АВС-анализ (оценка весовых коэффициентов, путем привлечения экспертов).

Данный анализ осуществляется с участием экспертов. Каждый эксперт, опираясь на свою интуицию и знания, оценивает все качества по 3 факторам оценки (АВС) по 5 бальной шкале [15]:

А - насколько часто данная компетенция используется при оценивании уровня сфорсированности общекультурных компетенций:

[1 - 2] - никогда не используется; [3 - 4] - редко используется; [5] - всегда используется.

В - насколько сильно данная компетенция влияет на оценку уровня сфорсированности общекультурных компетенций:

[1 - 2] - слабое влияние на общую оценку; [3 - 4] - среднее влияние на общую оценку; [5] - сильное влияние.

С - можно ли обойтись без данной компетенции:

[1 - 2] -нельзя;

[3 - 4] - можно, но не всегда;

[5] - можно.

Для расчёта весового коэффициента качества, воспользуемся следующими формулами (1,2):

Р К = А*В*С;

1 =

PK

(1)

(2)

блица 1).

Таким образом, мы определили весовые коэффициенты, предложенных компетенций, которые существуют на сегодняшний день, это позволило нам выделить относительно важные компетенции, которые оказывают наибольшее влияние на сформированности общекультурных компетенций у студента. При оценке уровня сформированности общекультурных компетенций, экспертам следует большее внимание уделять, таким компетенция, как: ОК-1; ОК-5, ОК-6 и т.д. согласно таблице 1.

Таблица 1 - Расчет весового коэффициента предложенных компетенций

Л» п/п Компетенции А В С PK

1 владеет культур ой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения 5 5 1 25 0,136

2 спосооен анализировать мировоззренческие, социально и лично етно значимые философские проблемы 3 3 2 1S 0,098

3 способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться б своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества 5 4 1 20 0,109

4 готов использовать методы физического воспитаниян самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья 5 5 1 25 0,136

5 умеет логически верно, аргументировано и ясно строитьустную и письменную р ечь 5 5 1 25 0,136

6 готовк кооперации с коллегами, к работев коллективе 3 3 1 9 0,049

7 Бладеет одними; иностранных языков на уровне не ниже разговорного 3 4 1 12 0,065

8 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности 2 3 2 12 0,098

9 готовк толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному ибережному отношению к историческому наследию и культу рным традициям 3 3 2 18 0,098

10 способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики 5 4 1 20 0,109

где: А,В,С - экспертная оценка по выбранной шкале; ^.-коэффициент весомости всей группы; ПК-оценка групповых качеств [16]. По полученным оценкам вычисляется коэффициент весомости каждой компетенции, затем находится оценка групповых компетенций и оценка всей группы (та-

Таким образом, мы определили весовые коэффициенты, предложенных компетенций, которые существуют на сегодняшний день, это позволило нам выделить относительно важные компетенции, которые оказывают наибольшее влияние на сформированности общекультурных компетенций у студента. При оценке уровня сформированности общекультурных компетенций, экспертам следует большее внимание уделять, таким компетенция, как: ОК-1; ОК-5, ОК-6 и т.д. согласно таблице 1.

После того, как определили набор общекультурных компетенций и выделили их весомость, необходимо собрать группу экспертов, которые будут оценивать уровень сформированости общекультурных компетенций.

Для этого необходимо проверить компетентность эксперта (по выделенным требованиям, например, опыт, уверенность, объективность и т.д.), привлекаемого к оценке и согласованность экспертов. После этого можно приступать к оценке.

Эксперт, опираясь на свои знания оценивает каждую компетенцию по 5 (1 соответствует самому низкому уровню, 5 соответствует наивысшему уровню) бальной шкале, затем находится коэффициент весомости каждого применяемого критерия в блоке (т.). Следующим шагом является нахождение оценки групповых показателей (ПК.) и с помощью несложных расчетов находим их весомость во всей группе (1.) [17].

Компетентностная модель формируемыхкомпетен-ций, таким образом, может быть сформирована на основе групповых оценок уровня знаний. умения и ннавы-ков, если определены критерии [18].

В таблице 2 представлена оценка уровня сформи-рованности общекультурных компетенций, на примере магистранта, обучающегося по направлению подготовки педагогика.

Исходя их оценки, можно увидеть, что увидеть, что у студента в сумме групповые показатели дают 39 баллов, а в идеале должно быть 50, т.е. студент наглядно может видеть в каких компетенциях у него недостаточные баллы и стараться больше внимания уделять тем компетенциям, в каких у него наблюдаются колебания от нормы.

Таким образом, метод групповых экспертных оценок является одним из методов решения проблем диагностики уровня сформированности общекультурных компетенций.

Таблица 2 - Групповая оценка уровня сформированное™ общекультурных компетенций

п/п Компетенции Критерии оценки Эксперты комиссия) Средняя оценка m. PR

1 2 i 4 5

1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке пели и выбору путей её достижения исполнительное отношение к учебе. 1руду, обязанностям 3 5 3 5 5 4,20 0,53 4.01

участие в общественных работах 3 3 3 5 5 3,30 0.48

2 способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы знание современной научной культуры мира 3 3 3 3 3 3,00 0,24 4,38

осознание товарищеского долга, человеческого достоинства :т 5 5 5 3 4,60 0,37

устойчивость взглядов, убеждений, умение их отстаивать з 3 3 3 3,00 0,40

3 способен понимать значение культуры как формы челов еческого существ ов ания ИруКОБОДСТБОБаГЬСЯБ своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества умение самостоятельно формулиров ать нравственные обязанности ! : ! 1 3 1,40 0,23 3.50

умение реализ овывать нравственный контроль 3 5 3 5 5 4,20 0,75

4 готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптапионных резервов организма и укрепления здоровья отношение к здоровью. Как к своему, так и к окружающему 3 3 3 3 3 3,00 0Д7 3,91

опрятный внепшии вид : з 3 з 5,00 0,45

отсутствие вредных привычек 3 3 3 3 3 3,00 0Д7

з умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь грамотно строит устную речь 3 5 3 5 5 4,20 0,58 3,70

гр амотно строит письменную речь 3 3 3 3 3 3,00 0,42

6 готов к кооперации с коллегами, к работе в коллективе способность трудится для блага общества 3 3 3 5 5 3,80 0,79 4,01

умение сочетать общественные и личные интересы ! : : 1 1 1,00 1,00

7 владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного интерес к языкам 3 5 3 5 з 4,20 0,58 3,70

уровень с ф ормиров анности языка 3 3 3 3 3 3,00 0,42

S умеет иеттоль зов ать нормативные правовые документы в своей деятельности владеет навыками поиска документов 3 5 3 3 5 4,20 0,33 4,01

знание нормативной базы вуза 3 3 3 5 5 3,30 0,48

9 готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважигельномуи бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям умение терпимо относиться к иному родувзглядов з з 3 з 3,00 0,83 4J3

уважение и правильное понимание других культур ! : ! 1 1 1,00 0,17

10 способен использовать навыки публичной речи, в гдения дискуссии к полемики высокии уровень речи 3 3 3 5 5 3,S0 0,79 3,22

социальная адатпированность ! : ! 1 1 1,00 0,21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алиева Л.В. Воспитательный потенциал образовательной деятельности вуза - ценностная основа формирования общепрофессиональных компетенций студентов // Казанский педагогический журнал. 2015. №4(111). С.278-283.

2. Современный воспитательный процесс в образовательной организации: ч. 1. Научный доклад / под ред. Л.В. Алиевой. - Тольятти: Кассандра, 2015. - 74 с.

3. Шарухин А. П. Вуз как воспитательная система: проблема повышения эффективности и качества функционирования // Материалы 10-й юбилейной меж- дун. конф. : в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов ; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. — Вып. 10. — СПб., 2011. — Ч. II.

4. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование се-годня. - 2003. - № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Субетто А.И. Введение в квалиметрию высшей школы. М.:Исследовательский центр Гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1991.

6. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. 152 с.

7. Шихова О.Ф. Основы квалиметрии вузовского образовательного стандарта: моногр. Москва; Ижевск: Удмуртский университет, 2006. 232 с.

8. Шихов Ю.А. Квалиметрический мониторинг качества фундаментальной подготовки в техническом вузе: моногр. М.; СПб.;Ижевск: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов: Стикс: ИжГТУ, 2007. 208 с.

9. Глухова Л.В. Один из подходов индексной ква-лиметрии к оценке качества информационной системы подготовки специалистов // Вестник Костромского госу-

дарственного университета им. Н.А. Некрасова. 2007. № 1. С. 119-122.

10. Глухова Л.В., Ярыгин О.Н., Сыротюк С.Д. Квалиметрический подход к оценке уровня приращения знаний на основе инструмента булевой алгебры // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 158-161.

11. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 495 с.

12. Horndike E. L. Educational Measurements of Fifty Years Ago // J. of Educational Psychology.2013. № 6. Р. 551-552.

13. Азарова, Р.Н. Проектирование компетентностно-ориентированных и конкурентноспособных основных образовательных программ ВПО, реализующих ФГОСТ ВПО. Методиче-ские рекомендации / Р.Н. Азарова, Н.В. Борисова, В.Б. Кузов. - М., Уфа. - ИЦПКПС. - 2008. -81 с.

14. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качест-ва подготовки специалистов, 2004.

15. Чернова, Ю.К., Шипанов, В.В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: Методология и практика: учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 249 с.

16. Суббето, А.И. Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 97 с.

17. Azgaldov, G. G., Glichev, A. V. et al., "Qualimetry: the Science of Product Quality Assessment", Standarty i kachestvo, 1968, No. 1.

18. Глухова Л.В., Гудкова С.А. Компетентностная модель специалиста экономического профииля: концептуальные основы и развитие // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2009. № 17. С. 237-244.

Статья поступила в редакцию 13.05.2017.

Статья принята к публикации 02.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.