педагогические науки
Гудкова Светлана Анатольевна, Гомцян Диана Вартановна КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ...
УДК 37.015.3
КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ СТУДЕНТОВ
© 2016
Гудкова Светлана Анатольевна, кандидат педагогический наук, доцент кафедры «Теория и практика перевода» Гомцян Диана Вартановна, магистрант кафедры «Педагогика и методика преподавания» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. В современном мире становится очевидным изменение социальных, экономических, политических ориентиров и переоценка ценностей. С учетом модернизации ухудшается общая воспитанность населения. Повышение качества воспитанности в педагогической литературе рассматривается, как одна из значимых проблем, так как в нашем обществе царит равнодушие, отсутствует доброжелательное, чуткое отношение человека к человеку. Исходя из этого, особо актуальным является не только развитие и воспитание студента, но и выявление уровня воспитанности студентов и определение динамики развития этого уровня в рамках организации учебного процесса. Цель исследования: разработать, оценить и обосновать технологию квалиметрической оценки уровня воспитанности студента. Под воспитанностью понимается сочетание знаний о нормах поведения в обществе, и умений применять эти знания во взаимоотношениях с окружающими людьми. Результаты: квалиметрическая оценка уровня воспитанности позволит студенту обобщать и анализировать, на какие показатели ему необходимо обратить внимание, над, чем работать и что в себе развивать. Научная новизна: в статье впервые предложена диагностика уровня воспитанности на основе квалиметрической оценки, также проведена оценка уровня воспитанности, на примере студента, обучающего по направлению прикладная информатика. Для повышения уровня воспитанности оценка должна производиться постоянно (в начале семестра, в середине и в конце семестра). Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов уровня воспитанности обучающихся.
Ключевые слова: воспитанность, критерии воспитанности, показатели критериев воспитанности, квалиметри-ечская оценка, студент, экспертная комиссия, групповые показатели, весомость, управление качеством.
KVALIMETRICHESKOJ ASSESSMENT OF EDUCATION OF STUDENTS
© 2016
Gudkova Svetlana Anatolevna, the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of "Theory and practice of translation" Gomtsian Diana Vartanovna, student Department of «Pedagogy and Methods of Teaching»
Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st Belorusskaya, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. In today's world it is evident changing social, economic, political orientations and reassessment of values. Taking into account the modernization of the deteriorating overall breeding population. Improving the quality of education in the pedagogical literature is regarded as one of the most important problems, as in our society, the indifference reigns, not friendly, responsive attitude of man to man. On this basis, particularly relevant is not only the development and education of the student, but also the identification of the level of education of students and determining the dynamics of this level in the organization of educational process. Objective: to develop, evaluate and justify technology kvailimetricheskoj assess the level of education of students. Under good breeding is a combination of knowledge of the norms of behavior in society, and the ability to apply this knowledge in relationships with other people. Results: qualimetric score politeness level will allow the student to summarize and analyze what metrics they need to pay attention, a lot of work and that in itself develop. Scientific novelty: The article first proposed diagnostics level education on the basis of kvalimetricheskoj assessment also evaluated the level of education, the example of students enrolled in the direction of applied informatics. To increase the level of good breeding assessment should be carried out continuously (at the beginning of the semester, in the middle and at the end of the semester). Practical value: the results of the study can be used in research and teaching at the consideration of the level of good breeding trained.
Keywords: breeding, breeding criteria, indicators of good breeding criteria qualimetric score, student, expert Committee, group performance, weight, quality management
В условиях ужесточенной конкуренции на рынке труда больше возможностей имеют активные, творческие, обладающие знанием, высококвалифицированные, способные к самообразованию, к самосовершенствованию, к самоуправлению, к самоорганизации, к поиску и реализации эффективных форм организации своей деятельность и, что важно большую возможность будут иметь воспитанные граждане.
Каждый студент во время обучения должен уметь оценить свой уровень воспитанности. Так как воспитанность является залогом повышения эффективности обучения и выстраивания благоприятных взаимоотношений с окружающими.
В связи с этим было принято решение устранить этот недостаток на основе квалиметрии и управления качеством. На основе квалиметрии будут предложены критерии и признаки их проявления, а также предложен диагностический инструментарий. Благодаря этому у студента будет возможность оценить свой уровень воспитанности. В процессе воспитания всегда появляется потребность в объективной оценке уровня воспитанности.
Критерий оценки воспитанности - совокупностью
признаков воспитанности и степенью их проявления. Воспитанность имеет специфичность, свои признаки, особенности и некоторую относительность. Эти особенности отчетливо проявляются в педагогической оценке воспитанности личности. Педагогическая оценка выступает как суждение, в котором выражено отношение преподавателя к объекту воспитания. В этом отношении присутствуют элементы других оценок: психологической, нравственной, эстетической и др. Любая оценка, независимо от ее содержания, всегда содержит в себе воспитательный элемент. Многочисленные исследования, а так- же наблюдения показывают, что психологический механизм педагогической оценки достаточно сложен. Педагогическая оценка претерпевает некоторые превращения в зависимости от тех отношений, которые она отражает [1].
В связи с этим реализация Национальной системы оценки качества образования и воспитания в России ставит задачу осуществления квалиметрического мониторинга. Данную задачу в своих трудах реализовывал А.И. Субетто. Также в последние годы больше внимания уделяется исследованиям школьной диагностики учащихся, А.П. Шарухин, Н.П. Капустина, Ю.К. Чернова
Гудкова Светлана Анатольевна, Гомцян Диана Вартановна| I педагогические
КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ... науки
В процессе воспитания постоянно ощущается потребность в объективной оценке качества воспитанности обучающихся. Для этих целей в последнее время все чаще используются тесты, разработанные на основе параметрических методов современной теории педагогических измерений B.C. Черепанов, R.K. Rasch, G , Shaposhnikova T.L., Logashenko O.I., Hambleton R.K., Swaminathan H., Lord, F.M.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в настоящее время система воспитания нуждается в совершенствовании [2-7].
Отсюда появилась необходимость разработать, оценить на основе квалиметрической оценки уровень воспитанности студента.
Оценка позволяет формировать определенное мнение о студенте, о его воспитанности. Данную оценку, может проводить сам студент или группа экспертов, что позволит студенту выработать точку зрения на самого себя, формируются самооценка.
Для оценки уровня воспитанности необходимо разработать полный и исчерпывающий перечень критериев, по которым будет проводится оценка студента. Критерий предполагает определение признаков того или иного явления не только с качественной стороны, но и с количественной. Поэтому, говоря о критерии воспитанности качеств личности, вполне правомерно оценивать и количественную определенность их признаков. В настоящее время в психолого-педагогической и социологической литературе является признанной и проверенной точка зрения о возможности количественной оценки качественных признаков личности. Оценка, выраженная в количественной форме, баллах, определяет уровень соответствия достигнутого уровня воспитанности студентов предъявляемым требованиям, поставленным целям и задачам воспитания [8, 9, 10].
При рассмотрении материалов по данной проблеме были выявлены следующие критерии для характеристики уровня воспитанности: мировоззрение, взаимоотношения, патриотизм и гражданственность, коллективизм, трудолюбие, нравственность, навыки здорового образа жизни, готовность к семейной жизни.
На наш взгляд, данные критерии не в полном объеме оценивают насколько воспитан студент. Необходимо помимо выше перечисленных критериев рассматривать еще такие, как: толерантность, отношение к близким, совестливость, тактичность.
Каждый критерий должен диагностироваться. Для этого студент формирует для себя квалиметрическую таблицу и отслеживает свой уровень воспитанности. Оценку может проводить как сам студент, так и группа экспертов (таблица 1) [11].
В случае, если оценку проводит группа экспертов (комиссия), то они должны удовлетворять определенным требованиям. 1) Состав должен быть утвержден приказом ректора. 2) Должны отвечать следующим требованиям: наличие высшего образования, соответствие квалификационным требованиям, указанным в справочниках и (или) в профстандартах. Опыт работы в вузе не менее трех лет. 3) В состав комиссии предлагается включить: проректора по учебной деятельности, педагога, специалиста во внеучебной деятельности, психолога. Основные функции данной комиссии: дать общую характеристику студента, провести квалиметрическую оценку, принять решение об уровне воспитанности студента, предложить пути повышения воспитанности [12,13,14].
Студент (или группа экспертов), опираясь на свои знания оценивает каждый показатель воспитанности по 5 (1 соответствует самому низкому уровню, 5 соответствует наивысшему уровню) бальной шкале, затем находится коэффициент весомости каждого применяемого критерия в блоке (m..). Следующим шагом является нахождение оценки групповых показателей (ПК) и с помощью несложных расчетов находим их весомость во всей 14
группе (I) [15,16,17].
Таблица 1 - Квалиметрическая оценка уровня воспитанности студента
№ Критерии оценки Показатели Оценка mij ПК; JU
1 Мнровоззр ение Знание современной научно й культуры мир а 4 031 4,3S 0,10
Осознание товарищеского долга, человеческого достоинства 4 031
Устойчивость взглядов, убеждений, умение 5 038
2 Знание конституции РФ 4 033 4,17 0,09
Готовность защищать свою страну 5 0,42
Знание истории своей Родины 3 0,25
3 Коллективизм Способностьтрудитсядляблага общества 4 0,44 4,56 0,10
Умение сочетать общественные и личные 5 0,56
4 Трудолюбие Исполнительное отношение к учебе,труду. 5 0,56 4,56 0,10
Участие в общественных работах 4 0.44
5 Нравственность Гуманное отношение к окружающему миру 4 0,19 4,24 0,09
Умение видеть и ценить прекрасное 4 0,19
Интерес к культуре, искусству 4 0,19
Высокий уровеньречи 5 0,24
Социальная адаптированно сть 4 0.19
6 Образ жизни Отношение к здоровью. Как к своему, так и к окружающему 4 033 4,17 0,09
Опрятный внешний вид 5 0,42
Отсутствие вредных привычек 3 0,25
7 Отношение к Знание о культуре семейных отношений 5 0,23 4,45 0,10
Уважение к старшим 5 0,23
Отношение к браку как важному жизненному выбору 4 0,13
Знание и уважение традиций семьи 4 0,1S
Чувство ответственности за свою семью 4 0,1S
S Тояер™.™ Умение терпимо относиться к иному роду взглядов 4 0,44 4,56 0,10
культур 5 0,56
9 с™™™. Умение самостоятельно формулировать 4 0,44 4,56 0,10
Умение реализовывать нравственный контроль 5 0,56
10 Тактично сть Отсутствие груб ости и фамильярности в 5 0,50 5,00 0,11
Бес корыстно е и ис кр е нне е уча стие в судьб ах подчиненных и товарищей 5 0,50
Анализирую данную таблицу, можно увидеть, что у студента в сумме групповые показатели дают 44, 63, а в идеале должно быть 50, т.е. студент наглядно может видеть в каких показателях у него недостаточные баллы и стараться больше внимания уделять тем показателям, в каких у него наблюдаются колебания от нормы.
Таким образом, результаты показывают, что уровень воспитанности студента зависит от моральных и профессиональных качеств [18-24]. В связи с этим при определении уровня воспитанности были предложены критерии сформированности студента. Квалиметрическая оценка позволяет выявить уровень воспитанности, наглядно увидеть в каких показателях имеются отклонения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шарухин А. П. Вуз как воспитательная система: проблема повышения эффективности и качества функционирования // Материалы 10-й юбилейной меж- дун. конф. : в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов ; под науч. ред. Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова. — Вып. 10. — СПб., 2011. — Ч. II.
2. Власенко С.В. Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 7-9.
3. Милеев А.В. Приобщение будущих учителей к ценностям в процессе изучения теории и методики воспитания // Поволжский педагогический вестник.
2013. № 1. С. 106-111.
4. Архипова Г.С. Подготовка и воспитание высококвалифицированного профессионала в высшей школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 18-21.
5. Гатауллина Р.Ф. Семейное воспитание в структуре саморазвивающейся социальной системы // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 4. С. 30-33.
6. Найниш Л.А., Бурлов В.В., Ремонтова Л.В. Личность как цель современного воспитания // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 222-227.
7. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 71-74._
педагогические науки
Гудкова Светлана Анатольевна, Гомцян Диана Вартановна КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ...
8. Капустина, Н.П.. Диагности уровня воспитанности учащихся - [Электронный ресурс] - nsportal. ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/03/31/ diagnostika-urovnya-vospitannosti-uchashchikhsya
9. Чернова Ю.К., Шипанов В.В. Квали-метрическое проектирование образовательного процесса: Методология и практика: учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 249 с.
10. Мамчур Н.С. Ключевые компоненты воспитанности эстетических вкусов студентов-филологов средствами народного искусства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 30-33.
11. Суббето, А.И. Квалиметрия в образовании: методология, методика и практика - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 97 с.
12. Shaposhnikova T.L., Logashenko O.I. Rationale and methodology of psycho-pedagogical support of scientific and practical activity of students-psychologists. International serial collection of scientific papers «Problems of education in the 21stcentury. Variety of education in central and eastern Europe». Lithuania. 2007;2: 166-174
13. Rasch, G. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests.(Copenhagen, Danish Institute for Educational Research), expanded edition (1980) with foreword and afterword by B.D. Wright. Chicago: The University of Chicago Press.
14. Rasch, G. On general laws and the meaning of measurement in psychology, pp. 321-334 in Proceedings of the Fourth Berkeley Symposium on Mathematical Statistics and Probability, IV. Berkeley: University of Chicago Press, 1980.
15. Rasch, G. On Specific Objectivity: An attempt at formalizing the request for generality and validity of scientific statements. The Danish Yearbook of Philosophy, 14, 58-93.
16. Hambleton R.K., Swaminathan H., Rogers H.J. Fundamentals of Item Response Theory (Measurement Methods for the Social Science). Sage Publications, Inc., 1991. Гл. 1.
17. Lord, F.M., Novick, M. Statistical Theories of Mental Test Scores. Addison-Wesley Publ. Co. 1968, Reading, Mass. - 560 pp.
18. Амитрова М.В., Гусарова Ю.В., Нелюбина Е.А. Анализ процесса обучения иностранному языку и его влияние на формирование социально значимых качеств для профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 29-33.
19. Афонин Ю.А., Орлова Л.В. Профессиональные качества современного лидера-управленца: социологический анализ // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 59-62.
20. Бирюкова И.А., Смолярчук И.В. Мотивация достижения успеха как фактор развития профессиональных качеств студентов // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 1 (2). С. 56-62.
21. Беляева Н.В. Обоснование важности обладания профессионально-этическими качествами для менеджеров образовательных учреждений // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 43-46.
22. Парменов А.А. О проблемах социализации и морального выбора личности в современном обществе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.
2014. № 4. С. 35-39.
23. Малиева З.К. Проектирование воспитательно-развивающей среды вуза как условие профилактики и коррекции морального отчуждения студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2015. № 4 (13). С. 67-70.
24. Поздняков В.С. Человек моральный как предмет педагогической рефлексии // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 59-64.