УДК:373.5.016:796 DOI: 10.14526/08_2014_20
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
КОМПЬЮТЕРНЫЙ МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Е.И. Шеенко - кандидат педагогических наук Алтайская государственная педагогическая академия, Барнаул, Россия
COMPUTER MONITORING THE QUALITY OF TRAINING STUDENTS ON THE DISCIPLINE «PHYSICAL EDUCATION»
Ev. I. Sheenko - Candidate of Pedagogical Sciences, Altai State Pedagogical Academy Barnaul, Russia E-mail: [email protected]
Аннотация. Мониторинг качества учебной деятельности учащихся является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, особенно, если вопрос стоит о формировании у учащихся устойчивой потребности в самостоятельной физкультурной активности и сохранении здоровья. В свою очередь, мониторинг, реализуемый на основе компьютерного обеспечения, позволит с наименьшими затратами времени и сил получить наиболее прозрачную и наглядную информацию о результатах деятельности и стать руководством к действию.
Материал. Мониторинг физической воспитанности учащихся общеобразовательных школ и студентов ссузов и вузов Алтайского края. Оценка качества учебной деятельности учащихся на уроках ФК.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, мониторинг, тестирование, педагогическое наблюдение, эксперимент, методы математической статистики.
Результаты. Результаты проводимых нами исследований дают основания утверждать, что игнорирование какого-либо из компонентов в оценке физической воспитанности отрицательно влияет на качество успеваемости учащихся по дисциплине «Физическая культура», снижает у них интерес и потребности в ценностях физической культуры.
Компьютерный мониторинг, проводимый в течение десяти лет, позволил выявить динамику компонентов модуля за время обучения в школе, определить этапы, средства и условия формирования потребности в ценностях физической культуры и отношение к физической культуре в целом. Практика применения компьютерного мониторинга позволяет с наименьшими физическими, материальными затратами и более качественно подойти к оценке эффективности физического воспитания учащихся старших классов, а 100-балльная рейтинговая система оценки - выяснить, какой уровень физической воспитанности характеризует старшеклассников и как за время обучения происходит ее трансформация.
Заключение. Использование компьютерного мониторинга качества учебной деятельности учащихся по дисциплине «Физическая культура» является не только реальным и эффективным средством определения уровня всестороннего и гармоничного развития личности, но и обладает мощным стимулирующим эффектом в самостоятельном использовании учащимися ценностей физической культуры.
Ключевые слова: мониторинг, физическая воспитанность, качество учебной деятельности, потребности.
Annotation. Monitoring the quality of training students is an integral part in educational process, especially when the question is about developing ofpermanent requirement for personal physical activity and maintaining health. First of all, monitoring that is realized on the basis of computer supply allows to receive clear and visual information on training results without wasting time and become guide to action.
Materials. Physical breeding monitoring of the pupils from schools and students from colleges and higher educational establishments in Altay region. The quality of educational activity evaluation among the students at physical culture lessons.
Research methods: scientific literature analysis and summarizing, monitoring, test, pedagogical observation, experiment, the methods of mathematical statistics.
Results. The results of the held by us research works allow to come to the conclusion that neglecting one of the components in physical breeding evaluation has a negative impact on the quality of pupils' progress in the subject "Physical culture", decreases their motivation and need for physical culture values.
A computer monitoring, held during 10 years, allowed to discover how the dynamics of the module components changes during education at school, determine the stages, means and conditions for the need for physical culture values formation and attitude to physical culture in general. The practice of a computer monitoring use provides an effective evaluation of senior pupils' physical upbringing without great physical efforts and materials cost. 100 points rating system allows to define which level of physical breeding characterizes senior pupils and how its transformation goes during the study.
Conclusion. The use of a computer monitoring of the pupils' educational activity quality according to the subject "Physical culture" is not only a real and effective method of personality development level determination, but also a strong stimulus in an independent use of physical culture values by the pupils.
Keywords: monitoring, physical education, the quality of training, requirements.
Над улучшением качества уроков физической культуры в образовательной организации (ОО) работают многие специалисты-практики и теоретики. В практику физического воспитания внедряются инновационные педагогические модели, технологии, методики и т.п. Однако статистика показывает, что динамика результативности процесса физического воспитания в школах является устойчиво отрицательной. Подтверждением тому являются результаты ежегодной
диспансеризации учащихся, систематические врачебно-педагогические наблюдения и педагогический контроль за физическим развитием, здоровьем и физической подготовленностью занимающихся.
Специалистами в области физической культуры и здравоохранения в разные годы предпринимались попытки контроля качества организации физической культуры различных слоев населения на двух уровнях:
1) на государственном:
- государственная система программно-оценочных нормативов и требований по физическому развитию и подготовленности различных возрастных групп населения -ГТО (с 1931);
- военно-спортивный комплекс(ВСК) в Вооружённых Силах СССР с 1972 (в настоящее время в ВС РФ);
- Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» (развитие массового физкультурно-спортивного движения школьников и их тестирование
по определению уровня физической подготовленности);
- Паспорт здоровья школьника (комплексный документ, позволяющий собирать всю информацию о здоровье школьника, его физическом развитии, психоэмоциональном состоянии, данные о ежегодной диспансеризации, информацию о прививках и медицинских осмотрах и другие сведения (с 2009 г));
- общероссийская система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи (Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №916);
2) на региональном (местном):
- в Московской области и г. Москве -«Физкультурный паспорт школьника» (А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь, Л.А. Захаров);
- в Ханты-Мансийском автономном округе - система мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков, молодежи;
- в гг. Тамбов и Барнаул - Карта физической подготовленности и развития обучающихся;
- в Хабаровском крае - «Губернаторские состязания» (заочные спортивно-оздоровительные соревнования школьников) и др.
Более того, в 2002 году выходит Приказ Министерства образования РФ,
Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту и Российской академии образования «О совершенствовании
процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации», в котором под п. 6 Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования было приказано:
- «до 01.10.2002 разработать сборники материалов по оценке уровня физической подготовленности разных возрастных групп обучающихся и итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений»;
- «разработать и утвердить до 01.11.2002:
<...> рекомендации по оценке
деятельности образовательных учреждений по уровню физической подготовленности обучающихся, качеству знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни;
- разработать до 01.12.2002 систему требований к уровню физической подготовленности обучающихся как основу всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»[7].
Несмотря на такое разнообразие уже действующих и внедряемых государственных и региональных мероприятий и средств, по-прежнему в качестве подготовки учащихся имеют место проблемы.
Одной из важных причин сложившейся ситуации является то, что в ряде случаев мероприятия, связанные с мониторингом физической культуры населения, или прекратили свое существование, или не были внедрены в практику.
Другой причиной является то, что в основной массе как государственных, так и частных мероприятий, связанных с мониторингом физической культуры, основным критерием контроля и оценки был только один показатель - состояние физической подготовленности.
Но, как известно, одной физической подготовленностью качество физического воспитания не измеряется. Процесс физического воспитания всех возрастных групп населения, а в большей степени учащихся общеобразовательных
учреждений (где на протяжении 11 лет человек физически воспитывается, на что, примерно, отводится 1120 часов), должен включать следующие компоненты:
- изучение теоретических сведений в области ФК и ЗОЖ;
- формирование двигательных умений и навыков;
- повышение уровня физической подготовленности;
- повышение уровня функциональной подготовленности;
- формирование умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность;
- формирование потребности в самостоятельном использовании ценностей физической культуры.
Естественным является то положение, что все, что воспитывается у учащихся, должно в обязательном порядке быть подвержено контролю, оцениванию и анализу.
Более того, с целью мотивации самостоятельной физкультурной активности занимающихся в мониторинг важно включить дополнительные критерии, рекомендованные Министерством
образования РФ (2003) [5]:
- динамику всех показателей,
- прилежание.
Нельзя оставить без внимания и такой критерий, как заболеваемость (количество заболеваний за год, количество пропущенных по болезни дней) [9,10].
Учет такого арсенала показателей может поставить в тупик собственно практическую деятельность учителя физической культуры: «Каким образом и когда осуществлять комплексный контроль по всем рекомендованным компонентам,
оценивающим уровень физической воспитанности учащихся не в ущерб основному содержанию урока, а также с наименьшими временными и материальными затратами?».
Действительно, в практике физического воспитания остается открытым вопрос сбора и хранения информации по результатам наблюдений, анкетирования, контрольных испытаний, тестирования и т.п. В основном учителя ограничиваются записями и отметками в классном и личном журналах и протоколами выполнения нормативов и тестов.
Как уже было указано выше, на региональных и местных уровнях (в рамках конкретных учебных заведений) попытки решения данного вопроса предпринимались, но, зачастую, в силу различных причин, безуспешно [2,3,4,8].
Наш многолетний опыт организации мониторинга физической воспитанности учащихся общеобразовательных школ и студентов ссузов и вузов Алтайского края позволил подойти к решению данной проблемы, а именно: была разработана программа компьютерного мониторинга качества учебной деятельности учащихся по дисциплине «Физическая культура».
В физическом воспитании учащихся нами используется инновационная программа компьютеризированной оценки качества учебной деятельности, в основу которой положена комплексная 100-балльная модульно-рейтинговая система.
Компьютерная программа мониторинга имеет ряд прямых и косвенных преимуществ перед альтернативными мониторинговыми программами.
Прямые преимущества:
- компьютерный мониторинг позволяет определить уровень физической воспитанности учащихся, под которым мы понимаем состояние, характеризующееся определёнными уровнями потребностей в основных ценностях физической культуры, которое возникает в результате физического воспитания [10,С. 112];
- осуществляя комплексную оценку посредством предлагаемой программы, учитель (администрация образовательной организации) может оценить качество преподавания;
- позволяет в режиме on-line оценить учащихся по 100-балльной рейтинговой шкале как комплексно, так и по отдельно взятому критерию;
- используемая в компьютерной программе 100-балльная рейтинговая шкала позволяет в 20 раз точнее (по сравнению с пятибалльной шкалой) оценить эффективность занятий физической культурой[9,С. 30];
- присутствует наглядность не только табличная в виде результатов выполнения заданий и их рейтинга, но и графическая - в форме лепестковой диаграммы, отражающей динамику по всем указанным выше критериям как отдельного учащегося, так и группы учащихся (класс) в целом;
- программа способна хранить информацию по результатам мониторинга, что в итоге позволит вывести результаты деятельности за любой отчетный период.
Косвенные преимущества:
- анализ учащимися собственных результатов мониторинга обладает мощным стимулирующим эффектом в воспитании потребности в физическом самосовершенствовании;
- невольно возникнет необходимость качественно нового подхода к планированию учебного материала, перехода
к модульному планированию,
переосмыслению внутрипредметных и межпредметных связей, переоценки видов контроля и скрупулёзной разработки системы домашних заданий;
- работа с компьютерной программой мониторинга требует перестройки менталитета учителей физической культуры, овладения ими гуманными, демократическими методами построения взаимоотношений с учащимися[9].
Не менее важным является и тот факт, что в рамках реализации Федеральных государственных образовательных
стандартов использование компьютерного мониторинга на уроках физической культуры представляет огромный потенциал в формировании у учащихся следующих универсальных учебных действий:
- личностных: смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности, результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется;
- регулятивных:
а) прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, умений и навыков;
б) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
в) коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
г) оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- познавательных:
а) поиск и выделение необходимой информации;
б) применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- коммуникативных:
а) участие в коллективном обсуждении и решении каких-либо проблем;
б) интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками;
итоговый
Для определения уровня функциональной
подготовленности рекомендуется
использовать тесты, пробы и индексы,
которые, во-первых, не требуют для контроля
подключения медицинских работников; во-
вторых, можно организовать имеющимися в
образовательной организации приборами и
оборудованием. Так, в нашем случае, мы
используем следующие пробы: пробы с
задержкой дыхания на вдохе (Штанге) и
выдохе (Генче), ЧСС, ЖЕЛ, теппинг-тест,
индекс Скибински.
Качество освоения техники двигательных
действий определяется базовыми
упражнениями каждого раздела программы
по физической культуре: легкой атлетики,
гимнастики, лыжной подготовки и
спортивных игр (волейбол, баскетбол и
футбол).
Потребность в ценностях физической культуры и здорового образа жизни определяется с помощью одной из двух специально разработанных методик оценки интегральной потребности (Е.И. Шеенко, Ю.В. Луконин, 2008, 2011) [1,10].
Такие компоненты физической воспитанности, как «Прилежание», «Умения самостоятельно использовать физкультурно-оздоровительные средства» и
«Заболеваемость» оцениваются
непосредственно на каждом уроке (в форме текущего контроля).
Уровень качества учебной деятельности учащихся оценивается посредством балльно-рейтинговой системы с учетом уровней качества в пределах 100-балльной шкалы (рисунок 1). Используемая нами система оценки качества предполагает ранжирование физической воспитанности на 13 уровней, которым соответствуют количественные и качественные критерии[6,С. 31].
Алгоритм функционирования системы компьютерного мониторинга включает следующие виды работ (рисунок 2):
Тестирование учащихся посредством разработанных контрольно-измерительных материалов
1. Внесение в программу результатов тестирования (контроля) учителем или самими учащимися (только после их предварительной подготовки).
2. Компьютерная обработка материалов тестирования (контроля), формирование компьютерной базы данных и составление компьютерного варианта отчета о контроле, как в табличном, так и в графическом варианте.
в) управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий и мн. др.
Итак, анализ результатов ежегодного мониторинга на уроках физической культуры привел к разработке (совместно со специалистами в области информатики и программирования) модели компьютерного мониторинга качества учебной деятельности (рисунок 1).
Чтобы мониторинг качества учебной деятельности учащихся успешно решал поставленные цели и задачи он должен осуществляться непрерывно. Необходимым условием контроля являются отправные данные физической воспитанности учащихся. С этой целью важно начинать с пропедевтического (вводного) контроля, проводимого в течение первых двух недель нового учебного года, а также в начале каждой четверти. Рубежный контроль может осуществляться как по окончании изучения конкретного раздела программы (легкая атлетика, гимнастика и др.) или модуля программы (при модульном планировании), так и по окончании учебной четверти.
Важно иметь ввиду, что результаты учебной деятельности учащихся должны отражать не данные зачетного контроля последней учебной четверти, а результаты итогового контроля, рассчитываемые по формуле:
№ Я
вводный + ^1рубеж + ^2рубеж.+ ... Rn) •n
где ^рубеж; R2рубеж; ^ - рубежные рейтинги; п - количество контрольных рейтингов, включенных в аттестацию.
Контроль учащихся по компонентам физической воспитанности осуществляется специально разработанными контрольно-измерительными материалами.
Так, для оценки теоретических знаний в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни нами разработана батарея тестов по каждому разделу учебной программы по дисциплине.
Оценка уровня физической
подготовленности осуществляется
посредством рекомендованных программой по физической культуре контрольных упражнений, а также альтернативных им заданий. Тем самым каждый учащийся имеет возможность повысить индивидуальный рейтинг физической подготовленности путем выполнения дополнительных тестовых упражнений, исходя из своих интересов, физических и функциональных особенностей.
Цель — оценка, качества учебной деятельности учащихся на уроках ФК
Ведущие задачи: Оценка уровня физической во спит аино с тн учащихся. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физической культурой. Формирование навыков контроля н самоконтроля физкультурной деятельности.
Методы контроля
1. Устный н письменный контроль (методика количественной оценки потр е оно сти в ценно с тях ФК и ЗОЖ_ тестирование знаний теоретического материала, устный опрос).
2. Выполнение практических работ (оценка
двигательных умений н навыков по
разделам программы).
3. Тестирование (оценка уровня физической, функциональной подготовленности).
4. Наблюдение (прилежание, умение с ам о ст о яте лыга заниматься физической культурой, заб ол еваем ость).
Формы контроля
Вводный в начале четверти Текущий на каждом уроке Рубежный в конце раздела Зачетный в конце четверти Итоговый в конце года
Контрольно-измерительные материалы (Ки УГ)
Письменные тестовые задания Тестовые упражнения для оценки физической подгот овл енно сти Тесты, нормы и индексы для оценки функциональной по дгот овл енно сти Контр о льные упражнения для оценки техники д внгат ель ных действий Методика количественной оценки ннт егр альнон потр е оно сти в ценностях ФК н ЗОЖ
Оцениваемые компоненты
Знания
Здоровье
Прилежание
Умения н навыки
Заболеваемость
Функциональная подготовленность
Потребность в ценностях физической культуры
Физическая подготовленность
Умение самостоятельно использовать средства ФК
УровниочестЕГ™5нок^еятельнйстч (физической воспитанности)
Рисунок 1 - Модель компьютерного мониторинга качества учебной деятельности
Рисунок 2 - Алгоритм функционирования системы компьютерного мониторинга
3. Совместный с учащимися анализ результатов контроля с определением дальнейших мероприятий по совершенствованию физической воспитанности, а также информирование учителем физической культуры заинтересованных лиц образовательной организации.
4. На основании результатов контроля дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса по дисциплине, а также физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Разработка собственно компьютерной программы представляла собой
самостоятельную проблему, для решения
которой необходимо было выполнить ряд следующих действий:
- разработать критерии оценки по каждому из компонентов физической воспитанности, с учетом тринадцати уровней качества в пределах 100-балльной рейтинговой шкалы (рисунок 1);
- создать компьютерную базу данных учащихся каждого класса (пофамильный список);
- разработать информационную систему автоматического соотношения вносимых в программу результатов тестирования с табличными критериями оценки по каждому компоненту физической воспитанности;
- разработать механизм автоматического формирования графического отображения
динамики физической воспитанности учащихся (индивидуальный и групповой) с
возможностью вывода результатов на печать (рисунок 3).
Рисунок 3 - Пример динамики физической воспитанности учащегося 10-го класса МБОУ СОШ №53 г. Барнаула П-ва М-ма за период 2013-14 учебного года
В работе с системой компьютерного мониторинга необходимо было
предусмотреть и методическую помощь субъектам учебно-воспитательного процесса. С этой целью в учебно-воспитательную деятельность мы включили:
- специальный журнал рейтинговых оценок текущего контроля «Журнал учителя и учащихся», в котором оценивались: прилежание, заболеваемость, самостоятельная физкультурно-оздоровительная активность и др. критерии. В период рубежного контроля из этого документа средние значения текущих рейтингов выносятся в соответствующие разделы компьютерной программы;
- групповые рейтинг-листы, которые постоянно обновляются и являются доступными (прозрачными) для учащихся каждого класса;
- памятки для учащихся с перечнем оцениваемых показателей физической воспитанности, критериями оценки по каждому показателю, выраженных в 100-балльной шкале. Не менее важно с целью мотивации учащихся в памятках указать условия повышения (бонусные баллы) и понижения рейтинга.
Резюмируя, подчеркнем, что результаты проводимых нами исследований дают основания утверждать, что игнорирование какого-либо из компонентов в оценке физической воспитанности отрицательно влияет
на качество успеваемости учащихся по дисциплине «Физическая культура», снижает у них интерес и потребности в ценностях физической культуры.
Компьютерный мониторинг, проводимый нами в течение десяти лет (п> 2000 учащихся старших классов), позволил выяснить, как изменяется динамика компонентов модуля за время обучения в школе, определить этапы, средства и условия формирования потребности в ценностях физической культуры и отношение к физической культуре в целом. Практика применения компьютерного мониторинга позволяет с наименьшими физическими, материальными затратами и более качественно подойти к оценке эффективности физического воспитания учащихся старших классов, а 100-балльная рейтинговая система оценки -выяснить, какой уровень физической воспитанности характеризует старшеклассников и как за время обучения происходит ее трансформация.
Таким образом, использование
компьютерного мониторинга качества учебной деятельности учащихся по дисциплине «Физическая культура» является не только реальным и эффективным средством определения уровня всестороннего и гармоничного развития личности, но и обладает мощным стимулирующим эффектом в самостоятельном использовании
учащимися ценностей физической культуры.
Литература
Луконин, Ю.В. Методики оценки потребности в физической культуре и здоровом образе жизни [Текст] / Ю.В. Луконин, А.М. Поляков, Е.И. Шеенко // Физическая культура в школе. - 2011.
- № 6. - С. 2-6.
Луконин, Ю.В. Почему у школьников и студентов не формируется устойчивая потребность в физической культуре и здоровом образе жизни [Текст] / Ю.В. Луконин, А.М. Поляков, Е.И. Шеенко // Физическая культура в школе. - 2011.
- № 5. - С. 2-6.
Осипенко, Е.В. Мониторинг физического состояния школьников на основе применения компьютерных технологий [Электронный ресурс] / Е.В. Осипенко // Наука 2020. - 2014. - № 1 (4). -Режим доступа :
http://nauka2020.ru/0sipenko_100414.pdf.
Переверзин, И.И. Формирование Иркутской областной компьютерной мониторинговой системы «Физкультурный паспорт школьника»: первые итоги и перспективы [Текст] / И.И. Переверзин, А.А. Сахиуллин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 10. - С. 47- 50.
Письмо Министерство образования Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» от 31 октября 2003 года № 13-51-263/123 [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://spo.1september.ru/2005/06/28.htm.
Положение о модульно-рейтинговой системе квалиметрии учебной деятельности студентов (СМК ОПД 01 -19-2005)[Текст]. - Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2005. - 44 с.
Тяпин, А.Н. Физкультурный паспорт [Текст]/ А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь, Л.А. Захаров и др. // Методическое руководство по тест-программе. -М., 1998. - 25 с.
Приказ Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ, Российской академии образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» от 16 июля 2002 года № 2715/227/166/19[Электронный ресурс]. - Режим доступа
:http://docs.cntd.ru/document/901824603.
Шеенко, Е.И. Оценка успеваемости по дисциплине «Физическая культура» на основе модульно-рейтинговой системы : Учебное пособие [Текст] / Е.И. Шеенко, Ю.В. Луконин, А.М. Поляков. -Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2013. - 216 с.
Шеенко, Е.И. Формирование потребности в физической культуре у студентов педагогических ссузов (на основе модульно-рейтинговой системы оценки качества учебной деятельности) : дис. ... канд. пед. наук [Текст]/ Е.И. Шеенко. -Барнаул, 2008. - 196 с.
Статья поступила в редакцию: 02.09.2014 г.
Literature
Lookonin, U.V. Methods to evaluate the need for physical culture and healthy lifestyle. [Text] / U.V. Lookonin, A.M. Polyakov, E.I. Sheenko // Physical culture in school. - 2011. - № 6. - P. 2-6.
Lookonin, U.V. Why do pupils and students not have permanent need for physical culture and healthy lifestyle? [Text] / U.V. Lookonin, A.M. Polyakov, E.I. Sheenko // Physical culture in school. - 2011. -№5. - P. 2-6.
Osipenko, E.V. Monitoring of pupils' physical condition on the basis of computer technologies [Electronic resource] / E.V.Osipenko // Science 2020. - 2014. -№ 1 (4) admittance
http://nauka2020.ru/0sipenko_100414.pdf.
Pereverzin, I.I. The formation of the Irkutsk regional computer monitoring system / "Pupil's Physical culture passport": the first results and perspectives [Text] / I.I. Pereverzin, A.A. Sahiullin // Theory and practice of Physical culture. - 2001. - № 10. - P. 4750.
The letter of the Ministry of Education of the Russian Federation "About assessment and certification of studentsreferred for health reasons to a special medical group for physical training" October 31, 2003 № 13-51-263/123 [Electronic resource].-admittance http://spo.1september.ru/2005/06/28.htm.
The statement about qualimetry rating system in trainingl activity of students (SMK OPD 01-192005) [Text]. - Barnaul : the Publishing house Alt. GTU, 2005. - 44 p.
The order of the Ministry of Education of the Russian Federation, the Ministry of Healthcare, the State Sport Committee, Russian Academy of Education "About improvement of physical culture process in educational institutions of the Russian Federation" July 16, 2002 № 2715/227/166/19 [Electronic resource]. - admittance
http://docs.cntd.ru/document/901824603.
Tyapin, A.N. Physical culture passport [Text] / A.N.Tyapin, U.P.Puzir, L.A.Zaharov etc. // Methodical guideline for test program. - M., 1998. -25 p.
Sheenko, E.I. The assessment of progress in Physical culture (on the basis of rating system) : textbook [Text] / E.I. Sheenko ,U.V. Lookonin, A.M. Polyakov. - Barnaul : the Publishing house Alt.GTU 2013. - 216 p.
Sheenko, E.I. The formation of physical education requirement for students of Pedagogical Secondary Special Institutions. (on the basis of rating system of training activity quality assessment) : diss....Cand.of Ped.S [Text] / E.I.Sheenko. - Barnaul, 2008. - 196 p.