Научная статья на тему 'Подходы к проблеме формирования потребностей в физической культуре с позиций современного менеджмента и маркетинга'

Подходы к проблеме формирования потребностей в физической культуре с позиций современного менеджмента и маркетинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МАРКЕТИНГ / ЦЕННОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Луконин Ю. В., Поляков А. М., Шеенко Е. И., Гуляева Н. Ю.

В результате значительных социально-экономических изменений, произошедших за последние несколько лет, заметно изменилась вся социальная структура российского общества, что в определенной степени затронуло и сферу физической культуры. На сегодняшний день возникло противоречие между тем, как осуществляется процесс физической культуры и тем, какие потребности имеются у людей, по отношению к физкультурным занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Луконин Ю. В., Поляков А. М., Шеенко Е. И., Гуляева Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к проблеме формирования потребностей в физической культуре с позиций современного менеджмента и маркетинга»

УДК 796.01

ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Ю.В. Луконин - кандидат биологических наук, профессор А.М. Поляков - доцент Е.И. Шеенко - кандидат биологических наук, доцент Н.Ю. Гуляева - доцент Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Барнаул

APPROACHES TO THE PROBLEM OF FORMATION OF NEEDS IN PHYSICAL CULTURE IN TERMS OF MODERN MANAGEMENT AND MARKETING

Yu.V. Lukonin - Candidate of Biological Sciences, Professor A.M. Polyakov - Associate Professor E.I. Sheenko - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor N.Yu. Gulyaeva - Associate Professor Altai State Technical University named after I.I. Polzunov

Barnaul

e-mail: l-u-k-o-n-i-n@inbox. ru

Ключевые слова: менеджмент в сфере физической культуры, маркетинг, ценности, потребности человека.

Аннотация. В результате значительных социально-экономических изменений, произошедших за последние несколько лет, заметно изменилась вся социальная структура российского общества, что в определенной степени затронуло и сферу физической культуры. На сегодняшний день возникло противоречие между тем, как осуществляется процесс физической культуры и тем, какие потребности имеются у людей, по отношению к физкультурным занятиям.

Key words: management in physical education, marketing, values, human needs.

Summary. As a result of significant social-economic changes over the past few years, much has changed the entire social structure of the Russian society, which to some extent affected the sphere of physical culture. Today there is contradiction between how the process of the physical culture is carrying out and which needs have people in relation to physical culture.

Более 20 лет в нашем государстве развиваются рыночные отношения. Суть любого рынка - продвижение товаров и услуг, удовлетворение тем самым потребностей человека. Происходит преобразование общества, переосмысление и переоценка многих ценностей. Однако существуют ценности, значимость которых для сохранения здоровья и физической кондиции человека не меняется с изменением экономического уклада. К таким ценностям относятся ценности ФК и ЗОЖ. Сохраняя свою значимость для жизни и здоровья человека практически при любой форме экономики, востребованность этих ценностей во многом определяется политикой государства. В связи с наблюдающимся ухудшением здоровья

подрастающего поколения и взрослого населения государство и общество подошли к осознанию важности продвижения ценностей ФК в образ жизни школьников и студентов. Назрела проблема перестройки менталитета с внедрённого в подсознание слогана «с пивом по жизни» на физическую культуру и здоровый образ жизни.

Успех в любых преобразованиях в большой мере зависит от того, насколько общество готово к восприятию новых ценностей. Очевидно, что таким преобразованиям должны предшествовать преобразования в педагогических системах и прежде всего в педагогических кадрах, способных превратить студента из «винтика» в самостоятельного субъекта, но для этого необходимо коренным образом изменить его психологию, его восприятие мира, привычный уклад жизни. Такие изменения американцы определяют словом «вызов». Каждый вызов таит в себе для личности как возможности, так и угрозы. Чтобы научиться справляться с этими вызовами, необходимо овладеть новыми знаниями, по-новому взглянуть на дисциплину «Физическая культура» и на процесс физического воспитания студентов. Важной частью этого знания является постижение науки и искусства менеджмента.

В сфере физической культуры менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения преподавателей и студентов. Главной целью менеджмента в физическом воспитании школьников и студентов является формирование устойчивой потребности в систематическом, самостоятельном использовании ценностей ФК для повышения физической дееспособности, укрепления здоровья.

Для преподавателя как непосредственного (контактного) менеджера суть менеджмента будет заключаться в формировании устойчивой (лучше органической) потребности в систематическом, самостоятельном использовании актуальных ценностей физической культуры (физических упражнений, естественных сил природы, гигиенических факторов).

Сложность осознания преподавателями данной цели заключается в том, что дисциплина «Физическая культура» является обязательной. Её обязательность упорно насаждается в головы студентов. Обязательность дисциплины обусловлена рядом причин. Одна из них вытекает из определения урока, которому присущи пять обязательных признаков:

1. Обязательное присутствие преподавателя.

2. Обязательное присутствие занимающихся (студентов).

3. Регламентированный соответствующими приказами образовательного учреждения состав занимающихся (в школе - класс, в вузе - студенческая группа).

4. Занятие, строго регламентированное по времени, в рамках определённого расписания.

5. Наличие утверждённых документов планирования и проведение урока в соответствии с этими документами.

Отсутствие одного из перечисленных признаков не позволяет назвать проводимое занятие уроком. Как видим, обязательность прослеживается в каждом из пяти признаков урока, отсюда происходит требование долженствования.

Студент должен: посещать занятия (признак 2); заниматься в составе своей группы по утверждённому расписанию строго определённое время (признаки 3, 4); выполнять задания, определяемые преподавателем согласно документам планирования (признак 5). Причём, как правило, студент не знает документов планирования, и не каждый преподаватель считает нужным посвящать студентов в содержание этих документов.

Получается, что формальное следование определению урока, соблюдение его признаков механически превращают преподавателя в субъект, а студента - в объект управления. Если к этому добавить абсолютное право преподавателя аттестовать студента в конце каждого семестра, тогда не вызывает удивления преобладание среди значительной части преподавателей авторитарного стиля руководства. Преподаватель - господин, начальник; студент - подчинённый, зависимый от преподавателя объект. В некоторых

случаях - чрезвычайно зависимый: «Попробуй не выполнить моё требование (приказ), я с тобой на зачёте разберусь. Попробуй пропустить хоть одно занятие, я тебя не допущу до зачёта».

В изложенном контексте соприкосновение студента с дисциплиной «Физическая культура» действительно можно определить словом «вызов», который, с одной стороны, делается с благими целями - сохранить или укрепить здоровье студента, с другой стороны, нарушение одного из требований урока или требований преподавателя представляет порой очень серьёзную угрозу для его здоровья. Примеров более чем достаточно.

Требование выполнять физические упражнения, нежелательные для данного состояния студента, сдавать контрольные нормативы в конце семестра, когда студент перегружен сдачей расчётно-графических, курсовых и других работ, зачётов, когда доминантой является подтверждение его профессиональной компетентности. Результат -развитие психоза во время кросса; боли в пояснице, в области живота при выполнении скоростно-силовых упражнений при плоскостопии; сложная негативная реакция, вызванная наказанием за двухминутное опоздание на урок - 80 сгибаний и разгибаний рук в упоре лёжа и 100 напрыгиваний на козла и мн. др.

Финансовый кризис больно ударил по экономическому благополучию многих студентов. Студент вынужден работать, чтобы обеспечить оплату за обучение или просто нормально питаться. Работа совпадает по времени с уроками ФК. Когда и как студенту отрабатывать пропущенные занятия?

Поездки на различные семинары, в научные командировки, на которых студенты защищают и совершенствуют своё профессиональное мастерство иногда, к сожалению, в ущерб физической подготовленности; нацеленность студентов на самостоятельное овладение ценностями профессиональных учебных дисциплин, - подобных ситуаций очень много. Каждая из этих ситуаций для студента действительно представляет серьёзный вызов, потому что затрагивает его здоровье, его интересы, связанные с получением профессии. Студенту приходится решать - подчиниться преподавателю или отстоять своё достоинство, свои интересы с возможными отрицательными последствиями. Следует учитывать ещё и то, что физкультура хотя и является дисциплиной, равноправной с другими, всё же считается студентом технического вуза (да и преподавателями-предметниками) второстепенной по сравнению с дисциплинами его будущей профессии. Это обстоятельство следует учитывать в предпочтениях студентов, когда они отвечают «я хотел(а) бы заниматься физкультурой (ФУ), но без контрольных нормативов; много времени отнимает профессиональная подготовка (учёба); есть и другие интересы».

По мнению преподавателей, авторитаризм позволяет экономить энергию. «Спланировал урок, дал задания, а всё остальное - проблема студента. Он должен, обязан все задания выполнить. Пусть попробует возразить, на зачёте всё припомню» - это логика закоренелых авторитаристов. Объясняется она не столько законом экономии энергии, сколько невнимательным прочтением Образовательного стандарта по дисциплине ФК, чаще - слабым знанием теории и методики физической культуры и нежеланием читать специальную литературу.

К счастью, есть демократы и либералы. Различия первых с автократами в том, что демократы стараются превратить студентов в субъектов управления, сделать их равноправными участниками педагогического процесса, придерживаясь при этом дидактических принципов и сохраняя твёрдые требования в достижении намеченных целей и задач. Однако эти требования разумные, потому что учитывается состояние студента, его реальные возможности. Студент полностью посвящён в учебный процесс (в цели, задачи, средства и способы их достижения, контроля и самоконтроля учебного процесса). Студент сам планирует модель своей физкультурной подготовленности: определяет раздел знаний на каждый период обучения, умения и навыки, уровень здоровья (функциональной подготовленности), фиксирует САН и заболеваемость, строит графическую модель своей

физкультурной воспитанности и рассчитывает рейтинг успеваемости по оптимальному периоду его физической работоспособности.

В отличие от демократов многие стороны учебного процесса у либералов пущены на самотёк, то есть учебный процесс часто происходит стихийно, бесконтрольно.

Стиль руководства в определённой мере влияет на посещение занятий. Однако посещаемость у авторитаристов не выше, чем у демократов и либералов. И даже когда посещаемость выше, это не проявляется в статистически достоверном повышении физической подготовленности студентов (коэффициент корреляции посещаемости с нормативами физической подготовленности у тех и других находится в пределах от -0,17 до +0,23; п = 387 чел). К тому же при авторитарном стиле управления учебным процессом у студентов существенно снижаются потребности в самостоятельном использовании ценностей ФК или они просто не формируются. Следует учитывать также и то, что посещаемость - лишь одно из условий эффективности организации физического воспитания и успешного взаимодействия в системе «преподаватель-студент». Можно подобрать коллектив преподавателей-демократов, однако при неверном определении целей и задач мы будем иметь то, что имеем.

А имеем мы следующее. По разным данным, только 15-20% учащейся молодёжи активно положительно относятся к физической культуре. Наши данные несколько оптимистичнее - 25-32% студентов 1-го курса активно принимают реально существующую физическую культуру, 42-46% студентов считают, что физическая культура нужна, но без нормативов. На 4-м курсе количество студентов, активно принимающих существующую ФК, составляет 34,8%. Считают, что ФК нужна, но без нормативов 64,6%, один студент (0,6%) указал, что ФК не нужна. В соседних регионах при ежегодных медицинских осмотрах 3235% студентов относят к СМГ. По данным военкоматов, результаты обследования призывников ещё печальнее. У нас количество студентов СМГ находится в пределах 25-27%, однако количество студентов, которых можно отнести к здоровым, уже несколько лет не превышает 9%.

Возникает вопрос - можно ли при существующем подходе к организации физического воспитания значительно улучшить физическую подготовленность и здоровье студентов? Полагаем, что нельзя. Без осмысления физического воспитания с позиций современного менеджмента и маркетинга ни физическая подготовленность, ни здоровье студентов не улучшатся.

Для улучшения ситуации необходимо изменить целевую иерархию дисциплины «ФК» и внедрять в учебный процесс законы маркетинга.

Современный менеджмент предполагает начинать любую деятельность с определения иерархии целей и задач, которые позволят в существующих социально-экономических условиях максимально повысить физическую подготовленность и оптимизировать здоровье студентов, а через здоровье увеличить их свободу. Здоровье и свобода дееспособности во многом определяются физкультурной воспитанностью, в частности, двигательной активностью. И здоровье, и свобода нужны самому студенту, он сам должен заботиться о своём физическом совершенствовании и здоровье. Следовательно, нужно формировать у него устойчивую, ещё лучше органическую потребность в этих ценностях.

Это труднейшая проблема. Формирование потребности в физической культуре декларируется в Образовательном стандарте лишь как частная задача.

В более ранних исследованиях мы выделили десять уровней потребности. Только при формировании устойчивой и органической потребности у студента сохраняются устойчивые здоровьесберегающие стереотипы поведения. Трудно сказать, что сложнее - сформировать у группы студентов устойчивую потребность в актуальных ценностях физической культуры (физических упражнениях, естественных силах природы, важнейших гигиенических факторах) или подготовить чемпиона РФ, Европы, мира. Заметим, что подготовка чемпионов дело весьма престижное и солидно финансируемое, специалисты же, пытающиеся

формировать устойчивую потребность в ценностях физической культуры, руководствуются пока только личным энтузиазмом, хотя экономический эффект при их успешной работе весьма внушителен.

В заключение мы хотим обратить внимание на концептуальную идею В.И. Ляха о том, что в начальной школе ученики должны учиться у учителя, в средней школе должны учиться вместе с учителем, в старшей школе они должны учиться быть учителем физической культуры. Тогда в высшей школе студенты должны совершенствовать свои умения быть учителем физической культуры. Нам представляется, что идея В.И. Ляха и идея спортизации школ, ссузов и вузов могут быть успешно претворены в жизнь только на основе теории менеджмента и современного маркетинга при условии, что формирование у школьников и студентов устойчивой потребности в систематическом и самостоятельном использовании ценностей ФК и ЗОЖ поставить главной целью физического воспитания.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ №10-06-60604а/Т.

Статья поступила в редакцию 28.09.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.