ББК 75+74.58
УДК 37.042-057.875:796.01
Т.Л. БОЙЦОВА
T.L. BOYTSOVA
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
REALIZATION OF PERSONAL-FOCUSED PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY STUDENTS
В статье предложена модель личностно ориентированного образования и содержание экспериментальной программы на примере формирования физической культуры студентов.
In the article the model of person - centered education and their implementation in various educational systems on the example of physical culture.
Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, оптимизация физического воспитания, реализация личностно-ориентированного обучения студентов.
Key words: Personality-oriented education, optimization of physical education, the implementation of person-centered learning
Развитие современного общества характеризуется вниманием к личности. Идея развития личностного потенциала получила большое распространение в образовательной среде, что привело к изменению подходов в подготовке специалистов. Создание условий для формирования личностных качеств и поведения на основе потребностей общества становится основным вопросом в образовании. Образовательный процесс все более ориентируется на процессы самопознания и самореализации личности, развития её неповторимой индивидуальности.
В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. указывается на то, что основной стратегической целью программы является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования [8].
Однако столь значимые государственные документы, как Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», Государственный образовательный стандарт по физической культуре (1994 г.) дают представление о значении и целях физической составляющей для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности [7, 8].
Решающую роль в оптимальном создании условий с учетом требований государственного стандарта может играть личностно ориентированное образование. Под ним понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы са-
мопознания и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. По своей сущности данный подход противостоит ранее существовавшей в советской школе социоцентрической модели обучения и воспитания учащихся.
Личностно ориентированному обучению в условиях общего образования посвящены исследования Г.М. Анохиной, Е.В. Бондаревской, А.Ю. Белогуро-ва, З.К. Каргиевой, Н.А. Морозова, С.А. Рогачева, Н.Г. Свининой, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова, Е.Г. Силяевой, И.С. Якиманской и др. [2, 6, 9, 12, 14]. Российские ученые выявили предпосылки актуализации личностно-ориентированного образования в современных условиях. Во-первых, это теоретические положения, основанные на фундаментальных исследованиях о функции личности в социуме и жизнедеятельности человека. Во-вторых, накопленный за последние десятилетия опыт новаторской деятельности, направленный на создание альтернативных образовательных систем [6, 11].
Таким образом, идея личностно ориентированного образования многими отечественными учеными основана не на формировании личности с заданными свойствами, а на создании условий для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Главным признается становление гуманистически направленной структуры ценностных ориентаций, определяющих духовный мир личности.
Для эффективной реализации неспециального физкультурного образования М.Я. Виленский предлагает использовать уже накопленный вузовский потенциал физкультурных, педагогических, физиологических, психологических и других знаний, широко используя при этом информационно-образовательные структуры (учебные программы, учебно-методические пособия, телевидение, радио, журналы, газеты) и различные виды пропаганды. В то же время наибольшего положительного результата в физкультурном образовании студенческой молодежи, по мнению автора, можно достигнуть, формируя у студентов потребность в физической культуре, обеспечивающую осознанный здоровый образ и спортивный стиль жизнедеятельности каждого молодого человека. Информационно-образовательное обеспечение физкультурного образования в вузе должно координировать и направлять работу всех средств информационного и пропагандистского воздействия на личность студента [11].
Н.И. Соколова утверждает, что успех физического воспитания студентов во многом зависит от того, насколько эффективно будут организованы занятия, начиная с первого курса. Процесс формирования устойчивой потребности в физическом совершенстве должен быть гуманистическим по форме и личностно ориентированным по содержанию.
Главным содержанием дисциплины «Физическая культура» должно быть предоставление студентам возможности получить информацию, помогающую осознать жизненную необходимость приобретаемых двигательных умений и навыков, овладеть способами их творческого применения для достижения высокого уровня физической и умственной работоспособности. Также содействовать формированию представлений о возможностях собственного организма и умений осуществлять самостоятельную деятельность по разработке и выполнению программы физического самосовершенствования, формированию профессионального знакомства [1, 12].
Таким образом, мы видим, что в системе высшего образования данный подход обозначен лишь на декларативном уровне.
Проделанная аналитическая работа позволяет нам сделать вывод, что современная образовательная практика в сфере физической культуры не в полной мере оправдывает социальные и личностные ожидания. Выпуск-
ники вузов в своём большинстве не являются активными носителями и трансляторами ценностей, накопленных в этой сфере культурного развития, что существенно ограничивает перенос знаний, практических умений, отношений на культуру учебного и профессионального труда, быта, отдыха, стиль жизни, отношения к здоровью, снижает в целом гуманитарно-личностное развитие.
Не имея аналогов разработки модели и определения содержания личностно-ориентированного физического воспитания студентов и осознавая его практическое значение, мы попытались разработать свою модель физического воспитания (рис. 1).
Рис. 1. Модель личностно-ориентированного физического воспитания студентов вузов
Реализация данной модели предполагается через внедрение экспериментальной программы, в основу которой легли идеи Ф.С. Келлера о персонализированной системе обучения, представленные и известные в США как «План Келлера». Индивидуализированная система обучения применяется в вузах в преподавании как естественнонаучных, так и гуманитарно-общественных дисциплин.
В соответствии с современными взглядами на обучение и воспитание речь должна идти не о формировании у студентов определенных качеств личности, а о создании оптимальных условий для их саморазвития и самореализации в период обучения в вузе.
Такими условиями, на наш взгляд, должны стать:
- самостоятельная работа студентов в собственном темпе, в удобное время;
- право выбора студентами средств и форм физкультурных занятий, а также места занятий и продолжительность занятий;
- посещение лекций лишь в целях мотивации и общей ориентации в предмете;
- наличие печатных учебных пособий - рекомендаций для изложения учебной информации;
- контроль и самоконтроль за усвоением материала как теоретического, так и практического.
Предложенная образовательная модель легла в основу экспериментальной программы «Личностно ориентированное физическое воспитание студентов».
Экспериментальная программа предусматривает формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
В программе объем дисциплины и виды учебной работы соответствуют образовательному стандарту. Виды учебной работы представлены в виде установочной лекции, самостоятельных практических занятий, УвЬ-консультаций, домашней работы, самоконтроля, периодического контроля, итогового контроля: зачёт, экзамен.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих образовательных, развивающих, оздоровительных и воспитательных задач:
- понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовки студента к будущей профессиональной деятельности;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом;
- знание научных основ физической культуры и здорового образа жизни;
- овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовки, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
- приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
- роль физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, социально-биологические основы физической культуры;
- основы здорового образа жизни студента;
- средства и методы общей физической и специальной подготовки в системе физического воспитания;
- основные методики организации самостоятельных занятий и контроля состояния своего организма;
- индивидуальные критерии выбора видов спорта или систем физических упражнений;
- средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов.
Должны уметь:
- вести дневник самоконтроля с предоставлением ежемесячных отчётов;
- для подготовки к итоговому теоретическому экзамену использовать специально разработанные дидактические пособия.
По окончании курса студентам необходимо овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, совершенствование психофизических способностей, уметь использовать разнообразные формы занятий с учетом уровня физической подготовленности и состояния здоровья для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, также выполнять установленные контрольные нормативы по общей физической и спортивно-технической подготовке.
Содержание программы включает следующие разделы:
- теоретический раздел;
- практический раздел;
- контрольный раздел.
Теоретический раздел направлен на изучение тем, предусмотренных государственным образовательным стандартом.
Практический раздел дисциплины направлен на обеспечение повышения уровня функциональных и двигательных способностей, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, приобретение опыта направленного использования средств физической культуры и спорта.
Содержание практических разделов изложено по видам спорта: лёгкая атлетика, лыжные гонки, плавание, общая физическая подготовка. Виды спорта предлагаются на основе выбора студентов.
Контроль над качеством усвоенных знаний осуществляется с помощью обязательных зачётных тестов для оценки общей физической подготовленности. Достижения студентов оцениваются в виде рейтинговой оценки. Для получения дифференцированного зачёта студент должен набрать баллы по следующим разделам:
1. Отчёт по дневнику самоконтроля.
2. Сдача контрольных нормативов.
3. Участие в соревнованиях или в их судействе.
4. Сдача теоретического экзамена.
В процессе изучения дисциплины используется учебно-методический комплекс:
- рабочая программа;
- учебное пособие для теоретического изучения дисциплины «Физическая культура»;
- рабочая тетрадь для самостоятельной подготовки к теоретическому экзамену по предмету «Физическая культура»;
- учебное пособие для самостоятельных занятий физической культурой;
- дневник самоконтроля.
Основными принципами правильной организации самостоятельной учебы студента является:
- планомерность в организации самостоятельной работы;
- сознательность и активность в обучении, серьезное отношение к изучению материала;
- систематичность и последовательность;
- постоянный самоконтроль;
- связь теории с практикой.
Экспериментальная программа предусматривает перевод студентов четвёртого курса на самостоятельную форму обучения. Студенты должны иметь основную медицинскую группу и выполнять обязательные требования и нормативы, установленные для основного отделения в те же сроки, а также участвовать в промежуточном контроле, проводимым один раз в месяц по договорённости с преподавателем.
В соответствии с этой программой студент может заниматься практическими занятиями физической культурой в любом месте, в удобное для него время и наиболее интересным для него видом спорта.
Для организации самостоятельной работы студент должен рационально её спланировать. Составлять план можно на год, месяц, неделю. Чтобы добиться высокой производительности в учебной работе, необходимо соблюдать строго продуманный режим труда и отдыха.
Для облегчения перехода к самостоятельным занятиям было издано методическое пособие по самостоятельным занятиям, в котором содержится описание методики организации самостоятельных занятий, примеры планирования двигательной активности, рекомендуемые дозировки и интенсивность нагрузки.
Отчёт по данному разделу дисциплины представляется в виде «дневника самоконтроля», в котором описывается выполняемая работа, её интенсивность, а также реакция организма на данную нагрузку.
Для подготовки к теоретическому экзамену были разработаны и изданы учебные и методические пособия, в которых рассмотрены основные вопросы теории и методики физической культуры. В помощь была подготовлена рабочая тетрадь, созданная на основе учебного пособия. Тематика заданий соответствует содержанию ГОС по дисциплине «Физическая культура».
Обязательной является установочная лекция, на которой уточняется выполнение работ по теоретической и практической подготовке к текущему и итоговому контролю.
Заполненная рабочая тетрадь и заполненный дневник самоконтроля являются допуском к итоговому экзамену.
Экспериментальное исследование проводилось на базе Уральского Федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина Института физической культуры социального сервиса и туризма г. Екатеринбурга. Всего в эксперименте участвовало 120 студентов четвёртого курса технических специальностей. Проверка эффективности программы по физическому воспитанию с личностно-ориентированной направленностью проводилась с помощью педагогических контрольных испытаний.
Эффективность экспериментальной программы оценивали по трём критериям: результаты контрольных нормативов, количество самостоятельных занятий и итоги теоретического тестирования.
Итоговая аттестация по физической культуре была проведена во всех группах в конце 8 семестра. Экспериментальная группа 1 занималась по программе с личностно-ориентированной направленностью в удобное для себя время и не ограничивались в продолжительности занятий. Экспериментальная группа 2 и контрольная занимались по стандартной программе в учебные часы по 90 минут.
Физическую подготовленность студентов определяли с помощью контрольных нормативов по общей физической подготовке: подтягивание на перекладине, сгибание-разгибание туловища, прыжок с места, бег на 2 и 3 км. К сдаче контрольных нормативов допускались студенты, посетившие не менее 80% занятий, а студенты 1 экспериментальной группы с отчётом по дневнику самоконтроля - при не менее 70% занятий. Достоверность изменений результатов оценивалась с помощью методов математической статистики с использованием критерия Стьюдента. Выяснилось, что качественных изменений в физической подготовленности за прошедший период не произошло.
Знания по теории физической культуры студентов проверялись с помощью тестов 25 вариантов по 50 вопросов. Вопросы включают в себя общие понятия теории и методики, эстетики физической культуры и спорта, основы теории анатомии и гигиены человека.
В 1 экспериментальной группе на положительную оценку сдали 96%, во 2 экспериментальной группе - 92% и в контрольной - 94% студентов.
Полученные данные позволяют сделать выводы:
1. Полученные отрицательные результаты в контрольных тестах мы связываем с тем, что занятия два раза в неделю малоэффективны, кроме того, большие перерывы в занятиях (сессии, каникулы) не позволяют развивать физические качества студентов в полной мере.
2. Результаты теоретических знаний свидетельствуют, что наличие методической и учебной литературы, доступной из разных источников, помогает студентам осуществлять подготовку к экзамену.
3. Реализация личностно-ориентированного подхода в физкультурном образовании студентов позволила бы оптимизировать учебный процесс и увеличить возможность для эффективной реализации базовой цели физического воспитания в вузе - формирования физической культуры студентов.
4. Личностно ориентированное образование позволит студентам проявить самостоятельность в выборе средств и методов обучения и возможность их использования для достижения жизненных и профессиональных целей.
5. Реализация личностно ориентированного обучения возможна при соблюдении оптимальных условий, выбора соответствующего содержания и форм физической культуры студентов.
Литература
1. Беляков, Н.И. Формирование у студентов потребности в здоровом образе жизни средствами физической культуры на основе личностно-деятельностного подхода [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.И. Беляков. - Барнаул, 2001. - 20 с.
2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования [Текст] / Бондаревская Е.В. - Ростов н/Д, 2000. - 352 с.
3. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.
4. Виленский, М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза [Текст] / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 27-32.
5. Евсеев, С.П. Реализация личностно ориентированного подхода в процессе использова-нияинновационныхтехнологийфизическоговоспитанияшкольников[Текст]/С.П.Евсеев, А.Г. Комков, О.М. Шелков // Физическая культура. - 2006. - № 2. - С. 24-26.
6. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика. - 1996. - № 2. - С.14-21.
7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
8. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 год (распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.09.2005 № 1340.
9. Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика [Текст]: монография / А.А. Плигин. - М.: КСП+, 2003. - 432 с.
10. Позднякова, Л.Р Повышение квалификации учителя в процессе овладения личностно-ориентированной образовательной технологией [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. Наук / Л.Р. Позднякова. - Ростов н/Д, 1999. - 21 с.
11. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции [Текст] / В.В. Сериков // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-21.
12. Соколова, Н.И. Знания по физической культуре как основа образования студенческой молодёжи в области физической культуры: Материалы Х научно-техн. конференции «Вузовская наука Северо-Кавказкому региону» [Текст] / Н.И. Соколова. -СевКав., 2006.
13. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
14. Якиманская, И.С. Технологии личностно ориентированного образования [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 112 с.