Научная статья на тему 'Педагогическое обоснование и методические особенности формирования личностно-ориентированной мотивации студентов Крыма к физической культуре в вузе'

Педагогическое обоснование и методические особенности формирования личностно-ориентированной мотивации студентов Крыма к физической культуре в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
принципы / студенты / личностно-ориентированная мотивация / физическая культура / методика / principles / students / personality-oriented motivation / physical culture / methodology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В А. Гружевский

В статье рассмотрены вопросы философско-мировоззренческих дидактических принципов и закономерностей обучения, которые определили формирование личностноориентированной мотивации студентов к физической культуре. Реализация теоретических основ проходила при помощи положений, имеющих инновационную сущность и прогрессивную направленность. Это гуманизация, либерализация, непрерывное совершенствование содержания физкультурного образования и др. При разработке содержания программы по формированию личностно-ориентированной мотивации студентов к физической культуре, учитывался двигательный опыт, знания в области физической культуры студентов из разных регионов Крыма. Педагогическая деятельность при решении поставленных задач осуществлялась по следующим блокам: диагностическому, когнитивному, практическому и контрольному. Таким образом, полученные положительные результаты мотивационных интересов студентов к физической культуре, могут служить основанием и дополнением к необходимой региональной программе по дисциплине «Физическая культура» в вузах Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUBSTANTIATION AND METHODICAL FEATURES OF FORMATION OF THE PERSONAL FOCUSED MOTIVATION OF STUDENTS OF THE CRIMEA TO PHYSICAL CULTURE IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article questions of the philosophical and world outlook didactic principles and regularities of training which have defined formation of the personal focused motivation of students to physical culture are considered. Realization of theoretical bases took place by means of the provisions having innovative essence and progressive focus. It is a humanization, liberalization, continuous improvement of content of sports education, etc. When developing contents of the program for formation of the personal focused motivation of students to physical culture, motive experience, knowledge in the field of physical culture of students from different regions of the Crimea was considered. Pedagogical activity at the solution of objectives was carried out on the following blocks: diagnostic, cognitive, practical and control. Thus, the received positive results of motivational interests of students in physical culture, can form the basis and addition to the necessary regional program for discipline "Physical culture" in higher education institutions of the Crimea.

Текст научной работы на тему «Педагогическое обоснование и методические особенности формирования личностно-ориентированной мотивации студентов Крыма к физической культуре в вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК: [378.015.3:005.32:726](470.6) DOI: 10.24411/2412-1657-2018-10003

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ КРЫМА К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В ВУЗЕ

В. А. Гружевский

В статье рассмотрены вопросы философско-мировоззренческих дидактических принципов и закономерностей обучения, которые определили формирование личностно-ориентированной мотивации студентов к физической культуре. Реализация теоретических основ проходила при помощи положений, имеющих инновационную сущность и прогрессивную направленность. Это гуманизация, либерализация, непрерывное совершенствование содержания физкультурного образования и др. При разработке содержания программы по формированию личностно-ориентированной мотивации студентов к физической культуре, учитывался двигательный опыт, знания в области физической культуры студентов из разных регионов Крыма. Педагогическая деятельность при решении поставленных задач осуществлялась по следующим блокам: диагностическому, когнитивному, практическому и контрольному. Таким образом, полученные положительные результаты мотивационных интересов студентов к физической культуре, могут служить основанием и дополнением к необходимой региональной программе по дисциплине « Физическая культура» в вузах Крыма.

Ключевые слова: принципы, студенты, личностно-ориентированная мотивация, физическая культура, методика.

Принципы, содержание и организация учебно-воспитательной работы в экспериментальных группах. Результаты констатирующего экспериментального исследования позволили отразить уровень развития базовых двигательных качеств студентов первого и третьего курсов, проживающих в регионах Крыма.

В процессе исследования установлен уровень физической подготовленности студентов, который имел особенности в связи с двигательным опытом, приобретенным в общеобразовательной школе студентами, проживающими в малых городах Крыма, сельской местности, г. Симферополе, этнической группы (представляющей депортированный крымско-татарский народ).

Таким образом, на занятия по физической культуре пришли студенты, имеющие разную физическую подготовленность, а также личностные отношения к физической культуре. Такое положение потребовало поиска средств и методов в организации учебного

Гружевский Валерий Алексеевич — к. пед. н., доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, Крымский университет культуры, искусств и туризма, [email protected]

31

процесса, которые были бы адекватны интересам студентов и в то же время решали бы задачи физического воспитания, поставленные перед высшей школой.

Цель работы — проанализировать теоретические и методические особенности при формировании личностно-ориентированной мотивации студентов к физической культуре.

Ряд исследований и передовой педагогический опыт свидетельствует о том, что воздействие педагогического процесса эффективно лишь при осуществлении основных принципов его организации. В свою очередь принципы являются основой методологии и объективно отражают сущность, закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности.

В процессе исследования был изучен ряд современных принципов философско-мировоззренческого характера [2, 7, 3] дидактических принципов и закономерностей обучения [1], общедидактических принципов теории и методики физической культуры [8], рассмотрение которых позволило определить теоретическую основу исследований и принципы, которыми руководствовались при проведении занятий со студентами, распределенными на контрольные и экспериментальные группы.

Работа в экспериментальных группах осуществлялась в соответствии с основными концептуальными положениями педагогической системы формирования физической культуры личности студента, определяющими инновационную сущность и прогрессивную направленность, заключающуюся в положениях:

- гуманизация процесса физического воспитания, которая ориентирует педагогическую систему на обязательный учет индивидуальности молодого человека, развитие его самостоятельности, приобщение к здоровому образу и спортивному стилю жизни в интересах личности, безусловное уважение свободного выбора вида физической культуры, видов спорта или оздоровительных технологий;

- либерализация процесса воспитания в целях педагогики сотрудничества (педагог-студент), предоставление каждому студенту возможности осваивать, развивать и преумножать ценности различных видов физической культуры путем эффективных средств, методов и форм личностного физкультурного самовоспитания и самосовершенствования;

- гармонизация содержания физкультурного воспитания, которое обеспечивает соразмерное представление в нем способов духовного и телесного (физического) развития студентов, а также возможности для использования ценностей физической культуры как предпосылки для гармоничного формирования его как личности;

- непрерывное совершенствование содержания физкультурного воспитания, построенного на применении оригинальных технологий обучения и воспитания, обуславливающих творческий поиск и инновации педагогической системы, широкое развитие самостоятельности, осознанной инициативы педагогов и студентов в повышении уровня потребности у занимающихся физической культурой;

- интеллектуализация процесса формирования физической культуры студентов, поскольку на основе только глубоких знаний и достаточного объема информации о путях освоения ценностей физкультурного образования, спортивной деятельности можно реально осуществить принцип свободного выбора индивидуально приемлемых видов физического воспитания, их средств, методов и форм физкультурной деятельности с учетом мотивов, потребностей, целей каждой конкретной личности.

Основополагающим принципом физического воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности студента, обусловливающее образовательную, методическую и деятельностно-практическую направленность учебного процесса.

Группа общеметодических принципов включала дидактические принципы и базовые научные положения, определяющие требования к построению, содержанию, методам и организацию занятий.

Вышеуказанные принципы создают лишь основу для формирования специальных вариантов дидактики для каждой сферы деятельности [6]. В связи с этим приемлемым является также принцип позитивной мотивации [9], основывающийся на постоянном поддержании интереса и сопутствующем воспитанию занимающихся, так как в жизни могут появляться мотивы, препятствующие занятиям физической культурой, особенно у студенческой молодежи.

При разработке содержания экспериментальной программы учитывался двигательный опыт студентов разных регионов Крыма, физическая подготовленность, а также уровень умений, навыков и знаний в области физической культуры.

Разработка содержания учебной экспериментальной программы основывалась на современных подходах, принятых в педагогике, это:

- системно-ценностный подход, основа которого состоит в понимании формирования физического воспитания студентов как целостного интегрированного явления, которое развивается в единстве упорядоченности множества элементов и структурных оснований;

- личностно-ориентированный подход, позволяющий наполнить формирование физического воспитания личности мотивационно-потребностным смыслом;

- образовательный, который позволяет формировать отношение студентов к физическому воспитанию на основе знаний и их анализа;

- деятельный подход, предусматривающий включение каждого студента в деятельность по диагностике, анализу и совершенствованию собственной духовно-нравственной и физической природы, формированию стиля жизни.

Согласно содержанию программы, педагогическая деятельность кафедры осуществлялась по следующим блокам: диагностическому, когнитивному, эмотивному, практическому, контрольному, а также учитывалось психофизическое состояние студентов, согласно анкетированию.

Когнитивный блок был направлен на повышение уровня знаний по проблеме формирования и укрепления здоровья, на формирование знаний о физической культуре как общественном явлении. Успешность данного направления деятельности должна была осуществляться через решение задачи, направленной на саморазвитие студентов.

Эмотивный блок был направлен на формирование мотивации и действенной установки на соблюдение здорового образа жизни, ответственность за свое здоровье и развитие. Студентов знакомили с ответственностью за личное здоровье, раскрывали взаимосвязь между стилем жизни, поведением и состоянием здоровья. В процессе занятий создавали ситуацию, в частности, выбора образа жизни, обуславливающего состояние общего здоровья организма.

Следует отметить, что отслеживание эффективности учебно-воспитательного процесса студентов сопровождало все учебные занятия, что позволяло своевременно устранять, изменять, дополнять те или иные формы организации занятий, обеспечивая желаемые результаты с учетом региональных и этнических особенностей. Немаловажное значение, с нашей точки зрения, имеет рефлексивный анализ, осуществляемый после каждого занятия. Обобщая полученную информацию, закрепляя выработанные умения, выражая свое отношение к рассмотренным проблемам, студенты должны были проявить себя как субъекты образовательного процесса, активно занимающихся творческим поиском новых знаний.

Представленный процесс формирования знаний студентов осуществлялся с соблюдением основных педагого-управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль.

Данный процесс осуществлялся при соответствующем ресурсном обеспечении, включающем в себя соответствующую учебную базу, научно-методическое обеспечение, формирование отношения студентов к физической культуре. Учебные занятия проводились в теоретической и практической формах.

Наиболее характерной чертой современной концепции физического воспитания является также смещение акцента в сторону повышения роли образовательной направленности как определяющего условия успешности формирования физической культуры личности студента.

Особое место в содержании занятий отводилось теоретической подготовке студентов, что, в свою очередь, обеспечивало необходимые знания о значении физической культуры, а также применении средств и методов в физическом воспитании.

Учитывалась и специфика состава студенческих групп, которая заключалась в значительном преобладании контингента студенток, в том числе представительниц с этническими особенностями, различным двигательным опытом. Эта особенность учебных групп позволяла обратить внимание на роль физической культуры в репродуктивном здоровье студенток.

Теоретический раздел программы по физическому воспитанию реализовывался в форме лекций, бесед, консультаций, индивидуальных занятий, а также приобретении знаний путем самостоятельного изучения специальной литературы.

Как известно, процесс освоения информации имеет три аспекта: концептуальный (осмысление сущности физической культуры, ее структуры и функций); категориальный (овладение понятийным аппаратом и определениями (дефинициями) основных категорий) и гносеологический (освоение принципов и методов познания). В технологии учебно-познавательной деятельности используются различные формы абстрактного мышления: понятия (выделение признаков), суждения (утверждение или отрицание свойств предмета). В процессе формирования понятий в сфере физической культуры проводится анализ (мысленное расчленение предметов на составные части, выделение из них признаков) и синтез (интеграция частей изучаемой дисциплины).

В то же время, осваивая теоретические знания, студенты получали основу трансформации этих знаний в мотивы деятельности и определяли уровень потребностей в двигательной активности.

Таким образом, студенты в результате изучения теоретического раздела овладевали системой знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, организации здорового стиля жизни, знаниями для умения адаптивного, творческого использования в личностном и профессиональном развитии. Для формирования личностно-ориентированной мотивации проводились лекции и беседы.

Теоретический раздел учебных занятий

Практический раздел учебных занятий был направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурной деятельности, а также приобретение личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно использовать средства физического воспитания для укрепления здоровья.

Методика и проведение занятий включали в себя базовый и вариативный компоненты обучения.

В наших исследованиях базовый компонент обеспечивал формирование основных двигательных качеств, в основу которых было положено ориентирование на уровень физической подготовленности студентов в зависимости от региона проживания и этнических особенностей.

Физическая подготовленность полученных результатов была довольно низкой и в ряде случаев не соответствовала государственным нормативам. В связи с этим базовый компонент осуществлялся на основании государственных требований и учебной программы. Этот компонент содержал основные дисциплины учебной программы: лекцию, легкую атлетику, гимнастику, спортивные игры, туризм и кроссовую подготовку, которые направлены на формирование соответствующей мотивации деятельности, которую рассматривали как одну из важнейших педагогических задач, а также формировали осознанную потребность в выполнении физических упражнений.

Вариативный компонент был основан на стремлении студентов заниматься желаемыми видами физических упражнений, выявленном в результате анкетирования, а также на развитие тех двигательных качеств, которые по результатам тестирования имели низкий уровень в связи с регионом проживания, т.е. двигательный опыт, приобретенный в школе, был явно недостаточным. Учитывая преобладание девушек в учебных группах, подбирались комплексы физических упражнений, направленные на укрепление мышц тазового дна, брюшного пресса, спины, нижних конечностей, кроме того, использовалась дыхательная гимнастика. В связи с изложенным, занятия по физическому воспитанию являются одним из средств профилактики нарушения репродуктивного здоровья [10].

При проведении вариативной части занятий применяли следующие методы организации занимающихся: фронтальный, групповой, индивидуальный и др. Однако, предпочтение отдавалось групповому и особенно индивидуальному методу, где применялись дополнительные нагрузки. Средствами для индивидуальных заданий служили упражнения с предметами (больше упражнений со скалкой, гантелями, мячами).

В вариативной части для достижения гармоничного развития силовых качеств, гибкости, выносливости, быстроты, ловкости применяли упражнения, в которых

распределялась нагрузка, оптимально воздействующая на основные группы мышц, соответствующая выполнению задания, а также другими группами мышц, играющими в выполнении движения вспомогательную роль. Одним из эффективных средств, способствующих выработке потребности в занятиях физической культурой и формировании устойчивой мотивации к движениям, являются общедоступные, не требующие специальной методической и физической подготовки. Виды физических упражнений, проводимые во время учебных занятий — это подвижные игры, к тому же имеющие высокий положительный эмоциональный фон.

В исследованиях применяли разновидности подвижных игр, предполагающие комплексное воздействие на развитие основных физических качеств, конечным результатом которых не является общекомандный успех. Эффективность применения подвижных игр данной направленности заключена в следующем [4]:

• простота и доступность в обучении;

• каждая студентка видит конечный результат собственных усилий;

• игры создают необходимый благоприятный эмоциональный фон на занятиях;

• отсутствует негативная оценка партнеров по команде из-за возможных ошибок и промахов (что встречается в спортивных играх);

• по внешним признакам (координация, работоспособность, эмоциональность, настойчивость и др.) преподаватель определял недостатки в физической подготовке студентов, что способствовало целенаправленной работе над устранением этих недостатков.

Подвижные игры нами использовались в различных занятиях по физической культуре (в зависимости от поставленных задач).

В процессе обучения студенту необходимо было регулярно сообщать и давать почувствовать, что он должен делать (на этой информации основывается физический самоконтроль), что он будет ощущать при правильном выполнении двигательного действия, как на тренажере, так и в аэробике. Таким образом, в сознании обучаемого связывается воедино смысловой, зрительный и кинестетический образы двигательного действия. Важно отметить, если эта задача в обучении будет решена, мотивы положительного отношения к двигательному действию студента улучшатся [5].

Таким образом, реализация применяемых средств и методов обеспечила построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с социальными ориентациями и индивидуальными ценностями студентов с учетом их предыдущего места проживания и этнических особенностей. Это способствовало развитию их индивидуальных физических навыков и возможностей, помогало овладеть средствами, методами и формами самодеятельной физкультурной деятельности, удовлетворяющим в своем единстве потребности студентов в развитии своей собственной телесности, организации здорового образа жизни.

Применяемая нами система работы по формированию личностно-ориентированной мотивации студентов к физическому воспитанию с учетом предыдущего места проживания и этнических особенностей затрагивает все стороны учебно-воспитательного процесса, учитывает особенности приобретенного двигательного опыта студентов, их возможности и представляется нам всеобъемлющей и эффективной.

По нашему мнению, главным является содержание занятий по физическому воспитанию, которое своей значимостью, новизной подачи материала, неожиданностью, видением нового в уже известном, показом практической значимости выполнения упражнения, становится стимулом развития в данной студенческой среде.

Следовательно, проявляемая активность и характер изменения интересов студентов к физическому воспитанию, могут рассматриваться как инновационная технология и служить дополнением к содержанию региональной программы по дисциплине «Физическая культура в вузе».

Литература

1. Бабанский Ю. А. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-на-Дону: Феникс. — 1996. — 512с.

2. Бальсевич В. К. Перспективы развития теории и технологий подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. — 1999. — №4. — С. 21-28.

3. Визитей Н. Н. Физическая культура личности // Физическая культура личности (проблема человеческой телесности: методологические социально философские, педагогические аспекты. — Кишинев. — 1989. — 107 с.

4. Дворак В. Н., Степаненко Е. В, Баранов Д. В. О формировании потребности в здоровом образе жизни у студенток // Физическое воспитание и современные проблемы формирования здоровья молодежи: материалы международной научной конференции. — Гродно, 2001. — С.63-64.

5. Ирхин В. Н., Михайлова О. В. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой на основе кинезиологического подхода // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 9. — С. 56-60.

6. Круцевич Т. Ю. Теория и методика физического воспитания: в 2 т. — Киев: Олимпийская литература. — 2003. — Т.2 — С. 423.

7. Лубышева Л. И., Филимонова С.И. Современный подход к исследованию пространства физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры.

— 2004. — № 2. — С. 2-6.

8. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, — 1991. — 543 с.

9. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте.

— Киев: Олимпийская литература, 1997. — 584 с.

10. Шевелева И. Н., Сафонова Ж. Б. Профилактика репродуктивного здоровья студенток средствами физической культуры // Теория и практика физической культуры.

— 2007. — № 1. — С. 17-18.

PEDAGOGICAL SUBSTANTIATION AND METHODICAL FEATURES OF FORMATION OF THE PERSONAL FOCUSED MOTIVATION OF STUDENTS OF THE CRIMEA TO PHYSICAL CULTURE IN HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

Gruzhevsky V.A.

In article questions of the philosophical and world outlook didactic principles and regularities of training which have defined formation of the personal focused motivation of students to physical culture are considered. Realization of theoretical bases took place by means of the provisions having innovative essence and progressive focus. It is a humanization, liberalization, continuous improvement of content of sports education, etc. When developing contents of the program for formation of the personal focused motivation of students to physical culture, motive experience, knowledge in the field ofphysical culture of students from different regions of the Crimea was considered. Pedagogical activity at the solution of objectives was carried out on the following blocks: diagnostic, cognitive, practical and control. Thus, the received positive results of motivational interests of students in physical culture, can form the basis and addition to the necessary regional program for discipline "Physical culture" in higher education institutions of the Crimea.

Keywords: principles, students, personality-oriented motivation, physical culture, methodology.

* Gruzhevsky V.A. — Ph.D. (pedagogics), Crimean university of culture, arts and tourism, Simferopol

References

1. Babanskiy Yu.A. Lichnost' uchitelya: teoriya i praktika. — Rostov-na-Donu: Feniks. — 1996. — 512s.

2. Bal'sevich V.K. Perspektivy razvitiya teorii i tekhnologiy podgotovki i fizicheskogo vospitaniya (metodologicheskiy aspekt) // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. — 1999. — №4. — S. 21-28.

3. Vizitey N.N. Fizicheskaya kul'tura lichnosti // Fizicheskaya kul'tura lichnosti (problema chelovecheskoy telesnosti: metodologicheskie sotsial'no filosofskie, pedagogicheskie aspekty. — Kishinev. — 1989. — 107 s.

4. Dvorak V.N., Stepanenko E.V, Baranov D.V. O formirovanii potrebnosti v zdorovom obraze zhizni u studentok // Fizicheskoe vospitanie i sovremennye problemy formirovaniya zdorov'ya molodezhi: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. — Grodno, 2001. — S.63-64.

5. Irkhin V.N., Mikhaylova O.V. Formirovanie motivatsii studentov k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy na osnove kineziologicheskogo podkhoda // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. — 2007. — № 9. — S. 56-60.

6. Krutsevich T.Yu. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya: v 2 t. — Kiev: Olimpiyskaya literatura. — 2003. — T.2 — S. 423.

7. Lubysheva L.I., Filimonova S.I. Sovremennyy podkhod k issledovaniyu prostranstva fizicheskoy kul'tury i sporta // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. — 2004. — № 2. — S. 2-6.

8. Matveev L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury: Uchebnik dlya institutov fizicheskoy kul'tury. — M.: Fizkul'tura i sport, — 1991. — 543 s.

9. Platonov V. N. Obshchaya teoriya podgotovki sportsmenov v olimpiyskom sporte. — Kiev: Olimpiyskaya literatura, 1997. — 584 s.

10. Sheveleva I.N., Safonova Zh.B. Profilaktika reproduktivnogo zdorov'ya studentok sredstvami fizicheskoy kul'tury // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. — 2007.- № 1.- S. 17-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.