УДК: 318.015.3:796:159.923.
Гружевский Валерий Алексеевич
к.п.н. доцент, Крымский университет культуры, искусств и туризма, г. Симферополь
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ КРЫМА
В статье проанализированы мотивационные потребности к физической культуре студентов 1 курса проживающих в сельской местности до вступления в вуз. В исследованиях приняли участие 64 студента 1 курса. Мотивационные потребности в физическом воспитании определялись методом анкетирования. Установлено, что девушки-студентки 1-го курса, окончившие школу в сельской местности, не проявили значительной потребности в двигательной активности. Так, положительные ответы на значимость физического воспитания — от 9,4% до 37,49 % опрошенных студенток. В группах юношей личностно-ориентированная мотивация к физическому воспитанию проявилась от 9,43 % до 53,08 % респондентов. Следовательно, приведенные данные в исследованиях свидетельствуют о неудовлетворительной мотивационной потребности к двигательной активности студентов, проживающих в сельской местности.
Ключевые слова: студенты, сельская местность, анкетирование, физическое воспитание, мотивация.
Grujevski Valery
Ph.D. (Pedagogy), Associate Professor, Crimean University of culture arts and tourism, Siferopol
THE PECULIARITIES OF PERSONALITY-ORIENTED MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION OF FIRST-YEAR STUDENTS LIVING IN RURAL AREAS OF CRIMEA
In the article has analyzed the motivational needs in physical education of 1st year students living in rural areas before the entry into university. In the study has participated 64 students of the 1st course. Motivational needs in physical education were determined by questionnaire. It was found that female students of 1 course which
finished school in rural areas did not show a significant need for physical activity. So positive answers to the importance of physical education from 9.4% to 37.49% of the surveyed students. In the youth groups of students the individual-oriented motivation for physical education has manifested by 9.43% to 53.08% of the respondents. Consequently, the data presented in the study show poor motivation needs to motor activity of students in rural areas.
Keywords: students, countryside, questionnaires, physical education, motivation
Введение. Социально-экономические особенности регионов (материальные, кадровые, национально-культурные традиции и т п) влияют на эффективность решения существующих задач, определяя территориальный путь физкультурно-оздоровительного развития, в том числе и физического воспитания [12]. Проводятся исследования, в которых ученые ставят перед собой задачу выявить особенности регионов проживания, которые оказывают влияние на отношение к физической культуре, уровню здоровья физического состояния молодежи [9, 15].
Ученые утверждают, что необходимо разрабатывать адаптированные к климатогеографическим условиям учебные программы по физическому воспитанию для студентов и контрольные нормативы в соответствии с адаптационными перестройками и реальными возможностями организма студентов на различных этапах обучения в вузе [13]. Общепринятые контрольные нормативы физической подготовленности для студентов, нуждаются в региональной коррекции.
В связи с региональной коррекцией физического воспитания студентов, А. А. Ильин и др. [6] считают, что главным критерием внедрения наиболее популярных видов двигательной деятельности в вузах следует считать как объективную (требование общества), так и субъективную (личное желание) потребности в предлагаемых видах физкультурной деятельности. Так, одной из стратегических задач национального образования является воспитание
молодежи в духе ответственного отношения к собственному здоровью как наивысшей индивидуальной и общественной ценности [4].
Исследования, проводимые с выпускниками городских и сельских общеобразовательных школ, показали, что уровень их физической подготовленности и навыки выполнения контрольных упражнений значительно ниже требований учебной программы для высших учебных заведений [1]. Вызывает определенный интерес также изучение двигательной активности учащихся, проживающих в городской и сельской местности. Так, более половины опрошенных городских юношей и девушек ведет малоподвижный образ жизни с двигательной активностью ниже рекомендованного оптимума. Несколько лучший показатель у школьников сельской местности. В работе А. В. Тимошенко [15] представлены такие данные: 24,7 % студентов проживают и учились в сельской местности, 22,4 % — в малых и 52 % — в больших городах. Автор указывает, что большой разницы в количестве часов в день, которые студенты тратят на подготовку к учебным занятиям, между респондентами, проживающими в разной местности, не выявлено. В исследованиях подчеркивается, что при переходе на кредитно-модульную систему организации учебного процесса лучше всего адаптировались студенты из сельской местности. Их успеваемость улучшалась. Это объясняется лучшей работоспособностью выходцев из сельской местности. Следовательно, учет индивидуальных различий имеет важное значение в обеспечении дифференцированного физического воспитания.
В этой связи исследование развития региональной системы физического воспитания возможно при соблюдении новых принципов в образовании, которые должны основываться на содержательных моделях и соответствующих педагогических технологиях, конкретизирующих исходные принципы гуманизации на уровне развития региона [10].
Цель работы, материалы и методы
Цель работы — проанализировать мотивационные потребности к физической культуре студентов 1 курса, проживающих и окончивших школу в сельской местности Крыма до поступления в вуз.
В исследованиях принимало участие 64 студента первого курса, из них: 43 девушки и 21 юноша.
Методы исследования — теоретический анализ, обобщение научной и методической литературы, анкетирование, математическая статистика.
Результаты исследования
Формирование и развитие личности студента-первокурсника — это во многом проблема формирования мотивов деятельности, в том числе и в сфере физической культуры.
По мнению И. Я. Виленского [2] стержневым в структуре физической культуры студента является мотивационный компонент. Возникающие на основе потребностей мотивы определяют направленность личности студента, стимулируют и мотивируют её на проявление активности. Вследствие этого мотивационные потребности достигают всей полноты реализации у студентов первокурсников, когда в их сознании формируется четкое представление о том, каким образом физические упражнения влияют на их организм, каковы способы их внедрения в самостоятельную жизнь, желания заниматься физическими упражнениями. С первого дня обучения студенты, в том числе из сельской местности, сталкиваются с интенсивным образовательным процессом, к которому ни психологически, ни физически не подготовлены. Интенсификация учебного процесса, нарастающие темпы жизни, нерациональный режим труда и отдыха, отсутствие элементарных сведений о своем физическом состоянии приводят к перегрузкам, нервно-психическим срывам, усугубляющихся влиянием гиподинамии и гипокинезии, на здоровье студентов.
Анализируя результаты анкетирования, выявили, что «мотив желания заниматься физическим воспитанием» у девушек из сельской местности составил 34,5 %, не хотели заниматься 5,32 % опрошенных.
Условия, в которых проводятся занятия физической культурой, являются немаловажным фактором мотива, они устраивали 37,49 % опрошенных. «Частично» устраивали условия организации при проведении занятий в среднем в 34,37 % случаев. Не нравились условия при проведении занятий 2,66 % опрошенных.
Студентки относят физическую культуру к дисциплине, которая не отвлекает от интеллектуальных нагрузок, помогает снизить умственное утомление, удовлетворить потребность в движениях. Такое мнение в группе у девушек из сельской местности придерживалось 24,5 %. Вместе с тем, немалый процент студенток утверждали, что физическое воспитание отвлекает их от учебных занятий. В группах девушек из сельской местности их оказалось 26,9 % опрошенных. «Частично» отвлекает от учебы физическое воспитание в среднем 34,42 % студенток.
Физическое воспитание является учебной дисциплиной, которая не только решает оздоровительные, образовательные задачи, но оказывает большое влияние на формирование студенческого коллектива. У девушек мотив установления тесных контактов в коллективе, почувствовать себя частью коллектива подтвердило всего 19,5 % опрошенных. Вместе с тем, часть студенток из сельской местности ответили о «частичной» реализации данного мотива, таких было 47,61 %.
Фактор значимости физического воспитания в реализации физических возможностей и использования их в будущем определялся студентками следующим образом. Так, помогают занятием физическим воспитанием, реализовать физические возможности у 20.6 % девушек. Значимость физического воспитания в развитии физических возможностей, «частично» оценило 41,66% студенток.
Одна из главных задач физического воспитания — формирование интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. В наших исследованиях выявлено, что самостоятельно занимаются физическими
упражнениями 31,72 % студенток из сельской местности, «частично» занималось несколько больше — 49,98% опрошенных.
Анализ мотивационной установки, направленной на необходимость занятиями физическим воспитанием для будущей профессии, выявил следующие результаты. Так подтвердили необходимость занятий физическими упражнениями для будущей профессии из сельской местности девушки в 20,6 % случаев. Большинство студенток уверены в том, что занятия физической культурой не имеют отношения к их будущей профессии, таких из сельской местности оказалось 50%. В своих ответах первокурсницы подтвердили взаимосвязь культуры с физическим воспитанием и здоровьем — таких было в среднем 53,48% опрошенных.
Значение физической культуры в ведении здорового образа жизни подтвердили в группе девушек из сельской местности — 29,71 % респондентов.
Для оценки значения потенциала физической культуры, определилось отношение студенток-первокурсниц к физкультурно-спортивной деятельности, к социальной значимости физической культуры, систематичности занятий физической культурой и спортом, в исследовании выявились объективные и субъективные факторы, которые служили повышению интереса к физической культуре с учетом региона проживания.
Проявили интерес к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях студентки из сельской местности, — 12% опрошенных, не хотели участвовать в физкультурно-спортивных мероприятиях 14.29 % респондентов.
В группах юношей из сельской местности получены такие результаты анкетирования. Так, количество юношей, которые хотели заниматься физической культурой, — 53,20 % опрошенных. Отсутствовало желание посещать занятия и заниматься физическими упражнениями у 9,32 % юношей из сельской местности.
Следующий фактор определял взаимосвязь физического воспитания с интеллектуальными нагрузками первокурсников. В группе из сельской местности утверждали, что физическое воспитание не отвлекает их от учебы,
таких было 9,40 % опрошенных. Такой ответ свидетельствует о том, что у части первокурсников отсутствует сформированность заниматься физической культурой и её положительное влияние на физическое состояние [7].
Условия, в которых проводятся занятия по физической культуре, являются важным фактором, формирующим отношение к занятиям. В то же время слабое развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры уменьшает ценностный потенциал физической культуры у молодежи [11].
В наших исследованиях в группе юношей из сельской местности 53,88 % были довольны условиями, в которых проводятся занятия по физическому воспитанию. Не нравились условия 11,26 % опрошенных, а «частично» устраивали условия проведения занятий по физическому воспитанию 34,86 % респондентов.
Студенты первого курса — это особые студенты, здесь происходит проверка сил, способностей, их настойчивость в овладении знаниями и умениями, выявляется уровень развития нравственных и волевых качеств и навыков социального общения [8], а также осуществляется формирование студенческого коллектива, где занятия физическим воспитанием играют немаловажную роль. Так, студенты из сельской местности утверждают, что занятия по физическому воспитанию дают возможность установить контакты со своими сверстниками и почувствовать себя частью коллектива — 25,8 % респондентов. Вместе с тем, определенная часть студентов отметила о «частичной» возможности влияния физического воспитания в формировании коллектива, таких было 50,40 % опрошенных.
Оптимизация объема двигательной активности студентов является важной проблемой, а предлагаемый образовательный стандарт является недостаточным для обретения необходимых физических кондиций. В связи с этим самостоятельные занятия физическими упражнениями студентов являются обязательным условием в системе образовательного процесса.
Установлено, что самостоятельно занимаются физическими упражнениями из сельской местности — 38,94 % юношей-респондентов, не занимающихся
самостоятельно физическими упражнениями — 5,05 % опрошенных. О значении самостоятельных занятий в системе образования утверждают В. Н. Ирхин, О. В. Михайлова [5], которые подчеркивают, что в режиме дня студентов присутствуют, в основном, статические компоненты деятельности и, в то же время, двигательная активность во вне учебы очень низка, к тому же заменяется такими видами активности как чтение, просмотр телевизионных программ, поход в кафе и т. д., и только 15,4 % студентов хотели бы использовать для физкультурно-спортивной деятельности, самостоятельную форму занятий [3].
Студенты-первокурсники необходимость занятий физическим воспитанием для будущей профессии определили следующим образом. Так, признали необходимость физического воспитания 15,22 % опрошенных юношей из сельской местности. Очень сдержанно, о «частичной» необходимости сообщили 30,82 % респондентов.
Отрицали необходимость физического воспитания для будущей профессии в группе юношей из сельской местности 33,33 % студентов. По данным Е. Е. Шапошникова, А. А. Лосева [16] в условиях гипокинезии имеют место эмоциональное нарушении, «заостряются» характерологические черты, сужается диапазон межличностной совместимости, нарастает конфликтность во взаимодействиях и заметно снижается барьер нервно-психологической адаптации к окружающей среде.
Взаимосвязь культуры человека с его здоровьем, состояние и отношение к физическому воспитанию юноши из сельской местности определили следующим образом. Так о тесной связи вышеперечисленных понятий (культуры, здоровья, физического состояния) в группе подтвердило 9,43 % респондентов. Отрицали взаимосвязь культуры со здоровьем 28,88 % опрошенных. Затруднялись ответить 12,72 % респондентов. По мнению В. А. Стрельцова и др. [14], содержание образования по физической культуре в контексте гуманистической парадигмы — это понимание образования как культурного процесса. В связи с этим очевидно первокурсники не в полной мере осознают связь здоровья, физических способностей, физического воспитания
и, очевидно, необходимо включать в содержание обучения и воспитания понимание значения этих компонентов как составных культурных ценностей.
Взаимосвязь физического воспитания и здорового образа жизни, соблюдения необходимых установок, характеризующих ЗОЖ, студенты из сельской местности в 15,14 % случаев дали положительный ответ. Затруднялись ответить 33,33 % респондентов, не соблюдают ЗОЖ — 9,53 % опрошенных.
Мотив привлекательности физкультурно-спортивной деятельности определялся желанием участвовать в соревнованиях и успешно выступать в команде группы, курса, факультета. В результате анкетирования было выявлено желание юношей из сельской местности участвовать в соревнованиях — это 20,0 % опрошенных, на вопрос «частично» ответ был получен от 57,10 % респондентов. Не было желания и не нравилось участвовать в соревнованиях — такое указали 3 % опрошенных. Приехавшие на учебу из сельской местности проявили интерес к футболу (57,14 %), баскетболу (19,05 %), волейболу, легкой атлетике, теннису, единоборствам (4,76 %), не определились — 4,76 % опрошенных.
Анализ ответов студентов, проживающих до поступления в вуз в сельской местности, не выявил значительной личностно-ориентированной мотивации к физическому воспитанию. Особенностью отношения к физической культуре студентов из сельской местности является то, что у меньшей половины студентов отсутствуют мотивационные потребности к занятиям физическим воспитанием. В то же время выявление цепочки мотивационных потребностей у студентов 1 курса к занятиям физическим воспитанием и их особенностей позволяет педагогично воздействовать на формирование желания использовать средства физического воспитания с целью физического, психологического оздоровления. Быть эмоционально привлекательным для конкретной личности студентов на основании преобразований региональных привычек к определенной личностно-ориентированной мотивации в двигательной деятельности.
Литература
1. Астафьев В. С. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в структуре физической культуры личности / В. С. Астафьев, В. В. Борисов // Теория и практика физической культуры. — 2008. — С.11-15.
2. Виленский М. Я. Студент как субъект физической культуры. / М. Я. Виленский. // Теория и практика физической культуры. — 1999. — №10. — С. 2-5.
3. Давиденко Д. Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза /Д. Н. Давиденко. // Теория и практика физической культуры. — 2006. — №2. — С. 2-6
4. Добровольский В. К. Физическая культура и здоровье. /В. К. Добровольский / М.: Медицина, — 1972. С. 17-21.
5. Ирхин В. Н. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой на основе кинезиологического подхода /В. Н. Ирхин, О. В. Михайлова // Теория и практика физической культуры. — 2007. — №9. -С. 56-60.
6. Ильин А. А. Зимний футбол как средство физического воспитания студентов технического вуза /А. А. Ильин, В. И. Андреев, Г. С. Искакова // Теория и практика физического воспитания. — 2008. — №7. — С. 24-28.
7. Кондаков В. Л. Управление формированием направленности личности студента на занятия физической культурой. / В. Л. Кондаков, С. В. Гончарук, И. Ю. Воронин // Теория и практика физической культуры. — 2007. — №9. — С.15-18.
8. Левченко Е. С. Факторная структура социальной адаптации студентов / Е. С. Левченко // Теория и методика физической культуры. — 2007. — №3. — С.26-29.
9. Любимова Г. И. Моделирование «ренты здоровья» региона в контексте устойчивого развития общества / Г. И. Любимова // Теория и практика физической культуры. — 2008. — №6. — С.12-15
10. Найн А. Я. Гуманизация программ исследования проблем развития региональной системы физкультурного образования /А. Я. Найн, Л. М. Кустов // Теория и практика физической культуры. — 1997. — №9. — С. 3 4.
11. Пономарева Т. А. Физическая культура в системе ценностных ориентаций учащейся молодежи /Т.А.Пономарева //Теория и практика физической культуры. — 2007. — №5. — С.68-69
12. Скитневский В. Л. Региональная система физического воспитания Российской федерации / В. Л. Скитневский //Теория и практика физической культуры. — 2008. — №12. — С.71
13. Скрябин E. Г. Особенности физического воспитания студентов, обучающихся в вузах, расположенных в северном регионе /E. Г. Скрябин // Теория и практика физической культуры. — 2008. — С. 35-38, 55.
14. Стрельцов В. А. Физическая культура в контексте личностного развития студентов / В. А. Стрельцов, Н. В. Пешкова //Теория и практика физической культуры — 2003. — №4. С. 16-19
15. Тимошенко О. В. Формування психофiзичноï готовност майбутшх вчителiв фiзичноï культури до професшно!' дiяльностi на основi кредитно-модульно!' технологи навчання //Педагопка, психолопя та медико-бюлопчш проблеми фiзичного виховання i спорту. Наукова монографiя за редакщею проф..С.Срмакова. — Харкiв. — 2008. — №3. — С.129-134.
16. Шапошников E. А. Диагностика астенического синдрома при гипокинезии по данным клинико-психологического исследования личности /Е.А.Шапошников, А.А.Лосев // Всероссийский съезд невропатологов и психиатров, 5-й. Тез.докл. — М., 1985. — Т.1. — С.309.
References
1. Astafev V.S. Formirovanie potrebnosti v samostojatel'nyh zanjatijah fizicheskimi uprazhnenijami v strukture fizicheskoj kul'tury lichnosti /V.S.Astafev, V.V.Borisov //Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. — 2008. — S.11-15. (in Russian)
2. Vilenskij M.Ja. Student kak sub#ekt fizicheskoj kul'tury. /M.Ja.Vilenskij. //Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. — 1999. — №10. — S.2-5. (in Russian)
3. Davidenko D.N. Ocenka formirovanija fizicheskoj kul'tury studentov v obrazovatel'nom processe tehnicheskogo vuza /D.N.Davidenko. //Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. — 2006. — №2. — S.2-6(in Russian)
4. Dobrovol'skij V.K. Fizicheskaja kul'tura i zdorov'e. /V.K.Dobrovol'skij //M.: Medicina, — 1972. S.17-21. (in Russian)
5. Irhin V.N. Formirovanie motivacii studentov k zanjatijam fizicheskoj kul'turoj na osnove kineziologicheskogo podhoda /V.N.Irhin, O.V.Mihajlova //Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. — 2007. — №9. -S.56-60. (in Russian)
6. Il'in A.A. Zimnij futbol kak sredstvo fizicheskogo vospitanija studentov tehnicheskogo vuza /A.A.Il'in, V.I.Andreev, G.S.Iskakova //Teorija i praktika fizicheskogo vospitanija. — 2008. — №7. — S.24-28. (in Russian)
7. Kondakov V.L. Upravlenie formirovaniem napravlennosti lichnosti studenta na zanjatija fizicheskoj kul'turoj. / V.L.Kondakov, S.V.Goncharuk, I.Ju.Voronin //Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury.--2007. — №9. — S.15-18. (in Russian)
8. Levchenko E.S. Faktornaja struktura social'noj adaptacii studentov /E.S.Levchenko //Teorija i metodika fizicheskoj kul'tury. — 2007. — №23. — S.26-29. (in Russian)
9. Ljubimova G.I. Modelirovanie «renty zdorov'ja» regiona v kontekste ustojchivogo razvitija obshhestva /G.I.Ljubimova //Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. — 2008. — №6. — S.12-15(in Russian)
10. Najn A.Ja. Gumanizacija programm issledovanija problem razvitija regional'noj sistemy fizkul'turnogo obrazovanija /A.Ja.Najn, L.M.Kustov //Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. — 1997. — №9. — S.3-4. (in Russian)
11. Ponomareva T.A. Fizicheskaja kul'tura v sisteme cennostnyh orientacij uchashhejsja molodezhi /T.A.Ponomareva //Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. — 2007. — №5. — S.68-69 (in Russian)
12. Skitnevskij V.L. Regional'naja sistema fizicheskogo vospitanija Rossijskoj federacii /V.L.Skitnevskij //Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. — 2008.
— №12. — S.71 (in Russian)
13.Skrjabin E.G. Osobennosti fizicheskogo vospitanija studentov, obuchajushhihsja v vuzah, raspolozhennyh v severnom regione /E.G. Skrjabin //Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury. — 2008. — S.35-38, 55. (in Russian)
14.Strel'cov V.A. Fizicheskaja kul'tura v kontekste lichnostnogo razvitija studentov /V.A.Strel'cov N.V.Peshkova //Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury — 2003. — №4. S.16-19 (in Russian)
15. Timoshenko O.V. Formuvannja psihofizichnoi gotovnosti majbutnih vchiteliv fizichnoi kul'turi do profesijnoi dijal'nosti na osnovi kreditno-modul'noi tehnologii navchannja //Pedagogika, psihologija ta mediko-biologichni problemi fizichnogo vihovannja i sportu. Naukova monografija za redakcieju prof..S.Grmakova.
— Harkiv. — 2008. — №3. — S.129-134. (in Ukrainian)
16. Shaposhnikov E.A. Diagnostika astenicheskogo sindroma pri gipokinezii po dannym kliniko-psihologicheskogo issledovanija lichnosti /E.A.Shaposhnikov, A.A.Losev //Vserossijskij s#ezd nevropatologov i psihiatrov, 5-j. Tez.dokl. — M., 1985. — T.1. — S.309. (in Russian)