Научная статья на тему 'Социально-профессиональное ориентирование студентов в процессе физического воспитания'

Социально-профессиональное ориентирование студентов в процессе физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / SOCIAL-PROFESSIONAL ORIENTATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL CULTURAL COMPETENCIES / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ФИТНЕС / FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чапкович Жанна Альбертовна

Введение. Статья посвящена исследованию проблемы социально-профессионального ориентирования студентов. Студенческая молодежь рассматривается как социальная группа. Автор определяет, что основополагающее значение социально-профессионального ориентирования состоит в формировании общекультурных и социально-профессиональных компетенций студентов как интегративного результата учебно-воспитательного процесса. Одним из важнейших факторов социально-профессионального ориентирования студентов является физическое воспитание. Фитнес представлен как средство реализации физкультурно-оздоровительных потребностей, повышения двигательной активности и развития мотивации к здоровому образу жизни молодежи. Методология. В статье представлен историко-педагогический анализ научной литературы по проблеме исследования. Методологическую основу исследования составили системно-деятельностный, личностно-деятельностный, аксиологический и акмеологичекий подходы. В исследовании использовались теоретические и эмпирические методы. Результаты. Выявлена классификация критериев сформированности социально-профессиональной ориентации студентов. В целях повышения эффективности социально-профессионального ориентирования студентов в процессе физического воспитания на занятиях фитнесом были разработаны и реализованы организационно-педагогические условия. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о социально-профессиональной направленности мотивации студентов к занятиям фитнесом, а также показывают высокий уровень актуализации социально-профессиональных характеристик и сформированности общекультурных компетенций. Заключение. Автором отмечается, что комплексное воздействие средств физического воспитания обеспечивает формирование общекультурных компетенций и здорового образа жизни студентов, а также устойчивых социально-психологических качеств: положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере двигательной активности. Систематические занятия фитнесом способствуют формированию высокого уровня актуализации социально-профессиональных характеристик, что является важным фактором социальной адаптации и профессиональной конкурентоспособности выпускников вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чапкович Жанна Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PROFESSIONAL ORIENTATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

Introduction. The article is devoted to the study of the problem of social-professional orientation of students. The student youth are considered to be a social group. It is determined that the fundamental importance of social-professional orientation is the formation of general cultural and social-professional competences of students as an integrative result of teaching and educational process. One of the most important factors of social-professional orientation of the students is physical education. Fitness has been characterized as a means of realization of health and fitness needs of the youth, increase of motor activity, development of motivation for a healthy lifestyle. Materials and Methods. The article presents the historical and pedagogical analysis of scientific literature on the research problem. The methodological basis of the research has been composed by system-activity, personal-activity, axiological and acmeological approaches. Theoretical and empirical methods have been used in the research. Results. The classification of criteria of the formation of studentssocial-professional orientation has been revealed. The organizational and pedagogical conditions have been developed and implemented in order to improve the efficiency of studentssocial-professional orientation in the process of physical education in fitness classes. The results of the conducted empirical study indicate social-professional orientation of students’ motivation for fitness classes, as well as they show a high level of actualization of social-professional characteristics and the formation of general cultural competences. Conclusions. The author notes that complex influence of physical education means provides the formation of general cultural competences and studentshealthy lifestyle, and also the formation of steady social-psychological qualities: positive motivation, value orientations, interests and needs in the sphere of motor activity. The systematic fitness classes contribute to the formation of a high level of actualization of social-professional characteristics, which is an important factor in the social adaptation and professional competitive ability of the graduates.

Текст научной работы на тему «Социально-профессиональное ориентирование студентов в процессе физического воспитания»

УДК/uDC 378:796 Ж. А. Чапкович

Z. Chapkovich

социально-профессиональное ориентирование студентов в процессе физического воспитания

SOCIAL-PROFESSIONAL ORIENTATION OF STuDENTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDuCATION

Введение. Статья посвящена исследованию проблемы социально-профессионального ориентирования студентов. Студенческая молодежь рассматривается как социальная группа. Автор определяет, что основополагающее значение социально-профессионального ориентирования состоит в формировании общекультурных и социально-профессиональных компетенций студентов как интегративного результата учебно-воспитательного процесса. Одним из важнейших факторов социально-профессионального ориентирования студентов является физическое воспитание. Фитнес представлен как средство реализации физкультурно-оздоровительных потребностей, повышения двигательной активности и развития мотивации к здоровому образу жизни молодежи.

Методология. В статье представлен историко-педагогический анализ научной литературы по проблеме исследования. Методологическую основу исследования составили системно-дея-тельностный, личностно-деятельностный, аксиологический и акмеологичекий подходы. В исследовании использовались теоретические и эмпирические методы.

Результаты. Выявлена классификация критериев сформированности социально-профессиональной ориентации студентов. В целях повышения эффективности социально-профессионального ориентирования студентов в процессе физического воспитания на занятиях фитне-сом были разработаны и реализованы организационно-педагогические условия. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о социально-профессиональной направленности мотивации студентов к занятиям фитнесом, а также показывают высокий уровень актуализации социально-профессиональных характеристик и сформированности общекультурных компетенций.

Заключение. Автором отмечается, что комплексное воздействие средств физического воспитания обеспечивает формирование общекультурных компетенций и здорового образа жизни студентов, а также устойчивых социально-психологических качеств: положительной мотивации, ценностных ориентаций, интересов и потребностей в сфере двигательной активности. Систематические занятия фитнесом способствуют формированию высокого уровня актуализации социально-профессиональных характеристик, что является важным фактором социальной адаптации и профессиональной конкурентоспособности выпускников вузов.

Introduction. The article is devoted to the study of the problem of social-professional orientation of students. The student youth are considered to be a social group. It is determined that the fundamental importance of social-professional orientation is the formation of general cultural and social-professional competences of students as an integrative result of teaching and educational process. One of the most important factors of social-professional orientation of the students is physical education. Fitness has been characterized as a means of realization of health and fitness needs of the youth, increase of motor activity, development of motivation for a healthy lifestyle.

Materials and Methods. The article presents the historical and pedagogical analysis of scientific literature on the research problem. The methodological basis of the research has been composed by system-activity, personal-activity, axiological and acmeological approaches. Theoretical and empirical methods have been used in the research.

Results. The classification of criteria of the formation of students' social-professional orientation has been revealed. The organizational and pedagogical conditions have been developed and implemented in order to improve the efficiency of students' social-professional orientation in the process of physical education in fitness classes. The results of the conducted empirical study indicate

social-professional orientation of students' motivation for fitness classes, as well as they show a high level of actualization of social-professional characteristics and the formation of general cultural competences.

Conclusions. The author notes that complex influence of physical education means provides the formation of general cultural competences and students' healthy lifestyle, and also the formation of steady social-psychological qualities: positive motivation, value orientations, interests and needs in the sphere of motor activity. The systematic fitness classes contribute to the formation of a high level of actualization of social-professional characteristics, which is an important factor in the social adaptation and professional competitive ability of the graduates.

Ключевые слова: социально-профессиональное ориентирование, студенты, общекультурные компетенции, здоровый образ жизни, физическое воспитание, фитнес.

Keywords: social-professional orientation, students, general cultural competencies, healthy lifestyle, physical education, fitness.

Введение

В настоящее время особенности высшего образования студенческой молодежи обусловлены актуальной потребностью в подготовке профессиональных кадров, соответствующих требованиям социально-экономического развития общества и государства. Согласно федеральным нормативным документам РФ об образовании, вузы призваны обеспечить рынок труда компетентными специалистами, обладающими качествами, востребованными работодателями. Современный этап образования провозгласил смену ориентиров с передачи предметных знаний на социализацию обучающихся с целью обеспечения эффективной занятости выпускников вузов согласно профессиональным интересам самих студентов и требованиям социально-экономического развития.

Значительная роль в формировании квалифицированных специалистов в высшей школе отводится такому важному процессу, как социально-профессиональное ориентирование. В широком социальном контексте социально-профессиональное ориентирование, с одной стороны, включает социализацию и развитие личности, с другой — представляет процесс профессионального становления индивида, усвоение им социального опыта, ценностей, норм, образцов поведения с последующим воспроизводством их в ходе своей трудовой деятельности.

С этой позиции профессиональное развитие личности студента в образовательной среде современного вуза можно рассматривать как процесс социализации, проявляющийся в освоении им системы профессиональных требований к будущему реальному участнику общественного производства и в активности, направленной на максимальное соответствие этим требованиям [2; 3; 15; 19].

Таким образом, одним из важных измерений социализации выступает профессиональное ориентирование. Профессиональное ориентирование может быть определено как реальный социальный процесс, включающий в себя зарождение и формирование профессиональных намерений; выбор определенной профессиональной сферы; профессиональное обучение и воспитание, в период которого происходит формирование специальных знаний, умений и навыков, социально значимых и профессионально важных качеств личности и профессиональное самоопределение [10].

Студенческая молодежь — это особая возрастная и социальная группа, возраст которой составляет от 18 до 25 лет. Как социальной группе, студенчеству присущ ряд особенностей: высокий образовательный уровень и познавательная мотивация, социальная активность и стремление к самореализации, сочетание интеллектуальной, творческой и физической деятельности. Студенческая молодежь является многочисленной и активной частью населения нашей страны, выполняющей ряд значимых социальных функций [22].

Основной задачей социально-профессионального ориентирования студентов является обеспечение социальной адаптации и профессиональной конкурентоспособности выпускников вузов. Роль социально-профессионального ориентирования связана с его направленностью на формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов, проявляющихся как в социальном контексте жизнедеятельности, так и профессиональном труде.

Социально-профессиональное ориентирование — явление сложное и многоплановое. В нем сочетаются социально-экономический и психолого-педагогический аспекты. Социально-

экономический аспект предполагает выбор профессии и дальнейшее усвоение определенных знаний, норм, навыков, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность. Показателем эффективности социально-профессионального ориентирования выступает согласование личных и общественных интересов.

Психолого-педагогический аспект включает в себя профориентационную и воспитательную работу, которая способствует формированию положительной мотивации к выбранной профессии, саморазвитию и реализации способностей с учетом личных профессиональных интересов и реальных условий общественного развития. Основополагающее значение социально-профессионального ориентирования состоит в формировании общекультурных и социально-профессиональных компетенций студентов как интегративного результата учебно-воспитательного процесса.

Осознанный выбор профессии предполагает соответствие личности требованиям к уровню здоровья и физическим качествам, необходимым для определенной профессиональной деятельности. Важными компонентами успешности становятся общая тренированность, культура здорового образа жизни, способность к личностному росту и развитию, коммуникабельность, обучаемость, стремление к самообразованию, креативность, социальная активность. Подчеркнем также, что важным компонентом профессионального самоопределения является представление молодого человека о влиянии выбранной им профессии на здоровье.

Актуальность исследования проблем социально-профессионального ориентирования студентов возрастает в связи с тем, что данная социально-демографическая группа является потенциальным резервом общества, будущей производительной силой в различных отраслях экономики, науки, образования и культуры. В аксиологической системе успешной профессионально-социализированной личности присутствует установка на здоровый и активный образ жизни, эффективным средством формирования которого выступает физическое воспитание.

Контингент студентов педагогических вузов, Томского государственного педагогического университета в том числе, в преимущественном большинстве составляют молодые девушки. Одной из самых эффективных и привлекательных систем физических упражнений оздоровительной направленности для студенток является фитнес. Фитнес в качестве элективного курса входит в вариативную часть программы ФГОС ВО по физической культуре.

Методология

Исследованию процесса социализации посвящены труды таких известных ученых, как А. В. Мудрик [16], Д. И. Фельдштейн [20]. В работах этих авторов раскрываются понятие социализации, этапы ее социализации и их содержание, представлены некоторые варианты и модели социализации молодежи.

Некоторые исследователи частично касаются социально-профессионального ориентирования в современных условиях высшего образования в своих работах по вопросам социализации, социально-профессиональной адаптации и профессиональной социализации студентов: С. В. Баширова [2], С. К. Бондырева [4], В. А. Клименко [10], И. И. Митрофанова [15], Л. И. Савва [19].

Большой вклад в исследование исторического аспекта отечественной системы профессиональной ориентации молодежи и возможностей развития профориентационной деятельности в современный период внесли научно-педагогические работы С. Н. Чистяковой. Согласимся с выводами ученого о том, что кадровая политика государства требует систематизации профори-ентационной работы, скоординированого функционирования всех звеньев системы профессиональной ориентации как важнейшей составляющей общего среднего, профессионального и высшего образования [23; 24].

Формирование общих компетенций, культуры здоровья и здорового образа жизни студентов в процессе физического воспитания рассматривается в научно-педагогических исследованиях Л. М. Киэлевяйнен [9], Н. А. Мелешковой [13; 14], А. А. Яворской [25], И. А. Яковлевой [26]. Отметим значимость исследований здоровьесберегающей деятельности в системе образования таких ученых, как Н. Э. Касаткина и Е. Л. Руднева [7; 8].

Роль физического воспитания в формировании готовности студентов к самопознанию, самовоспитанию и будущей профессиональной деятельности, его значение для социального развития, социальной адаптации и формирования социальной активности студентов обоснованы в педагогических исследованиях К. Ю. Акуловой [1], О. А. Заплатиной [6], Е. С. Левченко [11], Л. И. Лубышевой [12], Ю. Т. Ревякина и В. И. Ревякиной [18].

Фитнес как явление в системе оздоровительной физической культуры всесторонне рассматривается в трудах известных теоретиков и практиков в области фитнеса — Т. С. Лисицкой, Е. Г Сайкиной, Л. В. Сидневой.

Фитнес как оздоровительная практика, педагогическая технология и средство повышения устойчивой мотивации к занятиям и формирования готовности к самоорганизации здорового образа жизни студентов представлен в работах педагогов-практиков Е. В. Бондаренко [3], В. И. Григорьева, Д. Н. Давиденко, С. В. Малининой [5], Е. Ю. Пономаревой [17].

Анализ научно-методической литературы показал, что несмотря на большое количество педагогических работ в области социализации, профессиональной ориентации студентов и оздоровительной физической культуры, до сих пор пока еще недостаточно исследований по взаимосвязи между социально-профессиональным ориентированием студентов и физическим воспитанием. Анализ теоретических положений и практики привел к выявлению противоречий:

— между требованиями общества к социально-профессиональному уровню специалистов (выпускников вузов) и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий социально-профессионального ориентирования студентов в процессе физического воспитания;

— потребностями практики физического воспитания в средствах, способствующих формированию социально-профессиональной компетентности студентов, и отсутствием научно-методических исследований в области использования потенциала средств физического воспитания в целях социально-профессионального ориентирования.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования по организационно-педагогическим условиям социально-профессионального ориентирования студентов в процессе физического воспитания.

Методологическую основу исследования составили системно-деятельностный (В. А. Дмитриенко, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский), личностно-деятельностный (Л. И. Божович, И. А. Зимняя, Д. И. Фельдштейн), аксиологический (С. И. Гессен, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сластенин) и акмеологичекий (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач) подходы.

В процессе исследования в соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы.

Теоретические: сравнительный анализ историко-педагогической, социологической, психологической и учебно-методической литературы; анализ и обобщение педагогического опыта.

Эмпирические: изучение педагогического опыта преподавателей физического воспитания; педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, методы психодиагностики, методы математической обработки результатов исследования.

Исследование проводилось на базе Томского государственного педагогического университета. В исследовании приняли участие 500 студенток 1-5-го курсов, выбравших фитнес в качестве элективного курса по физической культуре.

Результаты

На основе историко-педагогического и методологического анализа, педагогических наблюдений и собственной исследовательской работы мы провели классификацию критериев сформиро-ванности социально-профессиональной ориентации студентов.

I. Психолого-мотивационная предрасположенность:

— положительная мотивация к овладению изучаемой специальностью;

— позитивный эмоциональный настрой к будущей профессии;

— сформированная система ценностных ориентаций;

— личное чувство готовности студента к профессиональной деятельности.

II. Профессиональное самоопределение:

— закрепление профессиональных намерений;

— осознанный выбор определенной профессионально-трудовой сферы;

— соответствие личностных качеств требованиям выбранной профессии;

— готовность к профессиональному обучению и воспитанию;

— активное вхождение человека в профессионально-трудовую среду;

— успешное овладение профессией (специальностью) в условиях конкретного трудового процесса и производственных отношений;

— полная или частичная реализация личности в самостоятельном труде.

III. Социально-профессиональная адаптация:

— бесконфликтное принятие условий организации вузовского учебного процесса;

— приобретение навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

— коммуникативная адаптация (способность к продуктивному взаимодействию в группе, к установлению коллегиальных взаимоотношений);

— создание собственного стиля поведения;

— способность к обучению в процессе пробной профессиональной деятельности в ходе производственных практик;

— стремление к повышению уровня мастерства и профессиональному совершенствованию.

IV. Физическая профпригодность:

— достаточный уровень здоровья;

— общефизическая подготовленность;

— выносливость, способность к выполнению напряженной работы;

— отсутствие вредных привычек, здоровый образ жизни;

— знание и выполнение правил личной и профессиональной гигиены;

— аккуратный, подтянутый, привлекательный внешний вид;

— эмоциональная и психическая уравновешенность [22].

С нашей точки зрения, для успешной социально-профессиональной ориентации студентов необходимо задействовать весь комплекс факторов и педагогических условий, реализуемых в процессе образования. Одним из важнейших факторов социально-профессионального ориентирования студентов являются занятия по выбранному виду физической культуры.

В настоящее время наиболее популярным видом физической культуры среди девушек-студенток является фитнес. В широком смысле фитнес — это совокупность физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение качества жизни человека. В узком смысле фитнес — это оздоровительная методика, направленная на улучшение здоровья, самочувствия и физической формы. Сегодня фитнес рассматривается в разных аспектах:

— как кондиционная тренировка, обеспечивающая гармоничное развитие физических качеств;

— социальное явление, затрагивающее разные стороны жизни человека;

— форма организации сферы отдыха;

— система физкультурного образования [21].

В социальной жизни, системе образования и воспитания, сфере организации труда и здорового отдыха фитнес выполняет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное и социокультурное назначение. Он в большей степени удовлетворяет физкультурно-оздоровительные потребности молодежи, содействует повышению не только двигательной активности, но и общей культуры, расширению мировоззрения, формированию общекультурных компетенций.

Занятиям фитнесом характерны:

— социально-оздоровительная направленность;

— эмоциональность, общение, дружелюбие, комфортная психологическая атмосфера;

— привлекательность для девушек и женщин;

— педагогический мониторинг со стороны преподавателя фитнеса;

— формирование физического самосовершенствования в целостности с генетической конституцией;

— развитие личности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями;

— профессионально-прикладная ориентация.

В целях социально-профессионального ориентирования студентов в процессе физического воспитания на занятиях фитнесом были разработаны и реализованы следующие организационно-педагогические условия:

— организация процесса занятий фитнесом на основе педагогических принципов: сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и целостности, непрерывности и постепенности тренировочных воздействий, цикличности и возрастной адекватности, единства специализации и направленности к гармонии физического развития, регулярного и сбалансированного роста нагрузки, единства общефизической и специальной подготовки;

— педагогический мониторинг регулирования физической нагрузки;

— педагогическая направленность содержания фитнес-программ;

— целенаправленное использование педагогических, психологических, медико-биологических и гигиенических средств восстановления работоспособности;

— применение методов организации тренировки и методов обучения двигательным действиям;

— учет индивидуально-личностных особенностей;

— создание условий психологической комфортности;

— развитие устойчивой мотивации к занятиям фитнесом, личностных, социальных и профессионально-прикладных качеств;

— социальная направленность физкультурно-оздоровительной деятельности;

— формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С целью проверки эффективности разработанных организационно-педагогических условий было проведено диагностическое исследование. Для выявления мотивации студентов к занятиям фитнесом испытуемым было предложено ответить на вопросы анкеты.

1. Уверены ли Вы в важности занятий фитнесом?

2. Занимаетесь ли Вы регулярно фитнесом?

3. Укажите один или несколько мотивов, по которым Вы посещаете занятия фитнесом в университете (на собственный выбор 2-5 мотивов).

С целью диагностики уровня актуализации социально-профессиональных характеристик студентов, занимающихся фитнесом, использовалась Методика исследования самоотношения Р. С. Пантелеева.

Для определения психологического и эмоционального состояния студентов, занимающихся фитнесом, применялась методика САН. Это оперативная методика, цель которой: оценить самочувствие, активность и настроение студентов непосредственно после занятий фитнесом.

Для исследования уровня сформированности общекультурных компетенций студентов, занимающихся фитнесом, использовалась методика исследования самооценки и уровня притязаний Дембо — Рубинштейна - Прихожан. Данная методика основана на непосредственном оценивании испытуемыми ряда личных качеств: здоровья, интеллекта, творческих способностей, авторитета у друзей и близких, умения достигать своих целей, привлекательной внешности, уверенности в себе, черт характера.

В результате обработки ответов испытуемых на вопросы анкеты определилась следующая мотивация студенток к занятиям фитнесом:

— твердо уверены в важности занятий фитнесом (96 % студенток);

— желание регулярно заниматься фитнесом выразили 75 % опрошенных;

— для коррекции фигуры занимаются фитнесом 96 % респонденток;

— укрепляют здоровье и получают удовольствие от занятий физическими упражнениями 93 %;

— как один из мотивов занятий фитнесом 70 % студенток указали симпатию к тренеру и интересное общение с ним;

— необходимость занятий фитнесом для поддержания бодрости и хорошего настроения отмечают 97 %;

— наличие соревнований, физкультурно-массовых праздников, возможность выступить на публике привлекают 55 % студенток;

— потому что это престижно, модно (50 %);

— воспитывают силу воли (48 %);

— считают, что навыки занятий фитнесом полезны в повседневной жизни (55 %);

— уверены в том, что накопление опыта фитнес-инструкторской работы пригодится им в будущей профессии (40 %);

— посещают занятия для общения с друзьями и знакомства с новыми людьми (30 %).

Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о социально-профессиональной направленности мотивации студентов к занятиям фитнесом. Среди основных мотивов отметим: оздоровительные, эстетические, эмоционально-психологические, соревновательные, коммуникативные, профессионально-культурные мотивы.

Результаты исследования в целом показали высокий уровень актуализации социально-профессиональных характеристик студентов. Диагностика психологического состояния студентов, занимающихся фитнесом, демонстрирует общую картину психологической комфортности, благоприятной эмоциональной атмосферы. Результаты по уровню сформированности общекультурных компетен-

ций студентов, занимающихся фитнесом, свидетельствуют о высоком уровне актуализации личностных и профессионально-прикладных качеств, характеризующих социально-профессиональную ориентацию личности на здоровый и активный стиль жизни. Среди них:

— установка на здоровый образ жизни: признание здоровья важнейшей ценностью, отказ от вредных привычек, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, правил личной гигиены, регулярной двигательной активности;

— понимание роли фитнеса для построения спортивного телосложения, поддержания функциональности мышц и суставов, стройной фигуры, правильной осанки;

— сохранение стабильного уровня комфортности психологического и эмоционального состояний;

— повышение самооценки своих внешних и личностных качеств, самоуважение;

— обретение уверенности в себе, целеустремленности, силы воли;

— сформированность коммуникативных качеств, творческая и личностная самореализация;

— активизация умственной деятельности как результат чередования видов деятельности, развитие музыкально-ритмических способностей и эстетического вкуса;

— умение взаимодействовать в группе, успешность в установлении отношений.

Становится очевидным, что фитнес как средство социально-профессионального ориентирования молодежи обладает огромным потенциалом в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности. Профессия педагога отличается от всех остальных тем, что в подготовке специалистов данного направления определяющую роль играет процесс образования и воспитания, так как предметом их будущей деятельности также являются образование и воспитание. Поэтому полученный пример того, как обучали и воспитывали студентов педагогических вузов, какие средства при этом использовали преподаватели, станет образцом, отправной точкой будущей профессиональной деятельности.

Известно, что каждая из профессий имеет свою специфику, особенности которой закладываются еще на вузовском этапе. Для будущих педагогов фитнес в определенной мере реализует профессионально-прикладные задачи, а именно:

1) развивает профессионально значимые физические качества: выносливость, правильную осанку, координацию движений;

2) формирует и совершенствует двигательные навыки;

3) воспитывает социально-личностные качества;

4) укрепляет здоровье и прививает стабильную установку на здоровый образ жизни.

Многолетний опыт педагогической деятельности автора свидетельствует о том, что влияние фитнес-культуры на социально-профессиональное ориентирование молодежи настолько велико, что большинство студентов, обучающихся фитнесу, в процессе физического воспитания в вузе продолжают заниматься фитнесом и в последующие годы своей жизни, а также реализуют приобретенные теоретические, методические и практические навыки для укрепления и сохранения здоровья обучающихся в организации внеурочной и коллективной творческой деятельности.

Заключение

Таким образом, одним из важнейших факторов социально-профессионального ориентирования молодежи является физическое воспитание. Комплексное воздействие средств физического воспитания обеспечивает формирование общекультурных компетенций и здорового образа жизни студентов, а также устойчивых социально-психологических качеств: положительной мотивации, ценностных ориентаций, устойчивых интересов и потребностей в сфере двигательной активности. Очевидна роль физического воспитания в формировании готовности студентов к самопознанию, самовоспитанию и будущей профессиональной деятельности, а также социальной активности молодежи.

Реализация разработанных организационно-педагогических условий социально-профессионального ориентирования студентов в процессе физического воспитания студентов (на примере фитнеса) позволяет сделать следующие выводы.

1. Двигательная активность, в которую включаются студенты в процессе занятий фитнесом, является одним из основных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. В ее основе лежат отношения,

развивающие физическую и психологическую стороны личности, обогащающие ее ценностными и социально-профессиональными ориентациями. Интегративный характер этой физкультурно-оздоровительной деятельности делает ее эффективным средством социально-профессионального ориентирования молодежи.

2. Систематические занятия фитнесом воздействуют на формирование высокого уровня актуализации социально-профессиональных и личностных характеристик студентов, способствуют стабильному состоянию психологической комфортности, благоприятной эмоциональной атмосферы, оказывают положительное влияние на развитие профессионально значимых качеств, таких как ориентация на здоровый и активный образ жизни, регулярная двигательная активность и стремление к самосовершенствованию; личностный, коммуникативный и профессиональный рост.

3. Профессионально-прикладной характер социально направленной оздоровительной деятельности студентов в процессе физического воспитания на занятиях фитнесом способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций, что в свою очередь является важным фактором социальной адаптации и профессиональной конкурентоспособности выпускников вузов. Вместе с этим занятия фитнесом в студенческие годы позволяют ознакомиться с теорией и методикой проведения фитнес-тренировки и соревновательных мероприятий по данному виду физической активности. Для будущих педагогов это может стать предпосылкой к успешной организации внеурочной деятельности, направленной на укрепление и сохранение здоровья обучающихся, что повысит общий рейтинг специалиста педагогического профиля при трудоустройстве в системе общего и дополнительного образования.

Литература

1. Акулова К. Ю. Педагогические условия формирования у студентов готовности к самопознанию в процессе физического воспитания : дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 201 с.

2. Баширова С. В. Социализация студентов в учреждении высшего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 194 с.

3. Бондаренко Е. В. Аэробика в физическом воспитании в вузе. Томск : Изд-во ТГУ, 2015. 90 с.

4. Бондырева С. К. Проблема социализации в образовательном пространстве динамично развивающегося общества // Мир психологии. 2012. № 3. С. 215-221.

5. Григорьев В. И., Давиденко Д. Н., Малинина С. В. Фитнес-культура студентов: теория и практика. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2010. 228 с.

6. Заплатина О. А. Роль физического воспитания в подготовке студентов вуза к будущей профессиональной деятельности : дис. . канд. пед. наук. Кемерово, 2007. 237 с.

7. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева и др. М. : Омега-Л, 2016. 443 с.

8. Касаткина Н. Э., Козлова Н. Ю., Руднева Т. А. Факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 129-134.

9. Киэлевяйнен Л. М. Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к здоровому образу жизни в физкуль-турно-образовательном пространстве педагогического вуза : дис. ... канд. пед. наук. Тверь, 2012. 173 с.

10. Клименко В. А. Профессиональная социализация студентов // Социологический альманах. 2012. № 3. С. 92-102.

11. Левченко Е. С. Социальная адаптация студентов вуза средствами физической культуры : дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 180 с.

12. Лубышева Л. И. Теоретико-методические и организационные основы формирования физической культуры студентов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 59 с.

13. Мелешкова Н. А., Григорьева С. А., Букреева Н. А. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья, здорового образа жизни у студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С. 161-164.

14. Мелешкова Н. А., Унжаков Г. А., Букреева Н. А. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 3 (11). С. 79-82.

15. Митрофанова И. И. Особенности профессиональной социализации личности студента в системе высшего образования : дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2004. 174 с.

16. Мудрик А. В. Социализация человека. М. : Академия, 2006. 304 с.

17. Пономарева Е. Ю. Формирование готовности студентов вуза к самоорганизации здорового образа жизни средствами фитнес-аэробики : дис. ... канд. пед. наук. Елец, 2011. 195 с.

18. Ревякин Ю. Т., Ревякина В. И., Вакурин А. Н. Физическая культура и спорт в Томском государственном педагогическом университете. Томск : Изд-во ТГПУ, 2014. 376 с.

19. Савва Л. И. Социализация студентов в профессиональном образовании. М. : Изд. дом Академии Естествознания, 2012. 300 с.

20. Фельдштейн Д. И. Социализация и индивидуализация - содержание процесса социального взросления. М. : МПСИ, 2006. С. 123-134.

21. Чапкович Ж. А. История развития фитнеса как вида двигательной активности населения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 8 (173). С. 112-116.

22. Чапкович Ж. А., Ревякина В. И. Профессиональная социализация студентов в процессе физического воспитания: теория и практика // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 420. С. 179-183.

23. Чистякова С. Н., Сахарова В. И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и тенденции развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 171-175.

24. Чистякова С. Н. Эффективность профессиональной ориентации обучающихся - важнейшая составляющая системы государственной политики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 24-30.

25. Яворская А. А. Физическое воспитание как средство формирования общих компетенций студентов : дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2013. 217 с.

26. Яковлева И. А. Организационно-педагогические условия формирования культуры здоровья студентов : дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. 181 с.

References

1. Akulova K. J. Pedagogicheskie uslovija formirovanija u studentov gotovnosti k samopoznaniju v processe fizicheskogo vospitanija [Pedagogical conditions for the formation of students' readiness for self-knowledge in the process of physical education]. Ph. D. thesis. Moscow, 2006. 201 p. (In Russian).

2. Bashirova S. V. Socializacija studentov v uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovanija [Socialization of students in the institution of higher professional education]. Ph. D. thesis. Moscow, 2007. 194 p. (In Russian).

3. Bondarenko E. V. Ajerobika v fizicheskom vospitanii v vuze [Aerobics in physical education in high school]. Tomsk : Publishing house TSU, 2015, 90 p. (In Russian).

4. Bondyreva S. K. Problema socializacii v obrazovatel'nom prostranstve dinamichno razvivajushhegosja obshhestva [Aerobics in physical education in high school]. World of psychology, 2012, no. 3, pp. 215-221. (In Russian).

5. Grigor'ev V. I., Davidenko D. N., Malinina S. V. Fitnes-kul'tura studentov: teorija i praktika [Fitness students: theory and practice]. Saint Petersburg, Publishing house of SPbSUEF, 2010, 228 p. (In Russian).

6. Zaplatina O. A. Rol' fizicheskogo vospitanija v podgotovke studentov vuza k budushhej professional'noj dejatel'nosti [The role of physical education in the preparation of university students for future professional activity]. Ph. D. thesis. Kemerovo, 2007, 237 p. (In Russian).

7. Kazin J. M., Kasatkina N. J., Rudneva E. L. et al. Zdorov'esberegajushhaja dejatel'nost' v sisteme obrazovanija: teorija i praktika [Health-saving activities in the education system: theory and practice]. Moscow, Omega-L, 2016, 443 p. (In Russian).

8. Kasatkina N. J., Kozlova N. J., Rudneva T. A. Faktory, vlijajushhie na formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov vuza [Factors affecting the formation of a healthy lifestyle of university students]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 4 (24), pp. 129-134. (In Russian).

9. Kijelevjajnen L. M. Formirovanie u studentov cennostno-smyslovogo otnoshenija k zdorovomu obrazu zhizni v fizkul'turno-obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo vuza [Formation of students' value-semantic attitude to a healthy lifestyle in the physical culture and educational space of a pedagogical university]. Ph. D. thesis. Tver, 2012, 173 p. (In Russian).

10. Klimenko V. A. Professional>naya socializaciya studentov [Professional socialization of students]. Sociological Almanac, 2012, no. 3, pp. 92-102. (In Russian).

11. Levchenko E. S. Social>naja adaptacija studentov vuza sredstvami fizicheskoj kul>tury [Social adaptation of university students by means of physical culture]. Ph. D. thesis. Moscow, 2007, 180 p. (In Russian).

12. Lubysheva L. I. Teoretiko-metodicheskie i organizacionnye osnovy formirovanija fizicheskoj kul>tury studentov [Teoretiko-methodical and organizational bases of formation of physical culture of students]. Abstract of Doctor's degree dissertation. Moscow, 1992, 59 p. (In Russian).

13. Meleshkova N. A., Grigor>eva S. A., Bukreeva N. A. Fizicheskoe vospitanie i formirovanie kul>tury zdorov>ja, zdorovogo obraza zhizni u studentov [Physical education and the formation of a culture of health, a healthy lifestyle for students]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 1 (21), pp. 161-164. (In Russian).

14. Meleshkova N. A., Unzhakov G. A., Bukreeva N. A. Pedagogicheskie uslovija formirovanija zdorovogo obraza zhizni studentov vuza [Pedagogical conditions for the formation of a healthy lifestyle for university students]. Professional Education in Russia and Abroad, 2013, no. 3 (11), pp. 79-82. (In Russian).

15. Mitrofanova I. I. Osobennosti professional>noj socializacii lichnosti studenta v sisteme vysshego obrazovanija [Features of professional socialization of a student>s personality in the system of higher education]. Ph. D. thesis. Habarovsk, 2004, 174 p. (In Russian).

16. Mudrik A. V. Socializacija cheloveka [Socialization of Man]. Moscow, Academy, 2006, 304 p. (In Russian).

17. Ponomareva E. J. Formirovanie gotovnosti studentov vuza k samoorganizacii zdorovogo obraza zhizni sredstvami fitnes-ajerobiki [Formation of students) readiness for self-organization of a healthy lifestyle by means of fitness aerobics]. Ph. D. thesis. Elec, 2011, 195 p. (In Russian).

18. Revjakin J. T., Revjakina V. I., Vakurin A. N. Fizicheskaja kul>tura i sport v Tomskom gosudarstvennom pedagogicheskom universitete [Physical culture and sports in the Tomsk State Pedagogical University]. Tomsk, Publishing house TSPU, 2014, 376 p. (In Russian).

19. Savva L. I. Socializacija studentov v professional>nom obrazovanii [Socialization of students in vocational education]. Moscow, Academy of Natural Sciences, 2012, 300 p. (In Russian).

20. Fel'dshtejn D. I. Socializacija i individualizacija - soderzhanie processa social>nogo vzroslenija [Socialization and individualization -the content of the process of social maturation]. Moscow, MPSI, 2006, pp. 123-134. (In Russian).

21. Chapkovich Z. A. Istorija razvitija fitnesa kak vida dvigatel>noj aktivnosti naselenija [History of fitness development as a kind оf physical activity of the population]. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2016, no. 8 (173), pp. 112-116. (In Russian).

22. Chapkovich Z. A., Revjakina V. I. Professional>naja socializacija studentov v processe fizicheskogo vospitanija: teorija i praktika [Professional socialization of students in the process of physical education: theory and practice]. Tomsk State University Bulletin, 2017, no. 420, pp. 179-183. (In Russian).

23. Chistjakova S. N., Saharova V. I. Professional>naja orientacija uchashhejsja molodezhi: stranicy istorii i tendencii razvitija [Professional orientation of student youth: pages of history and development trends]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 171-175. (In Russian).

24. Chistjakova S. N. Jeffektivnost) professional>noj orientacii obuchajushhihsja - vazhnejshaja sostavljajushhaja sistemy gosudarstvennoj politiki [The effectiveness of the vocational guidance of students is an important component of the public policy system]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 1 (25), pp. 24-30. (In Russian).

25. Javorskaja A. A. Fizicheskoe vospitanie kak sredstvo formirovanija obshhih kompetencij studentov [Physical education as a means of forming the general competencies of students]. Ph. D. thesis. Kaliningrad, 2013, 217 p. (In Russian).

26. Jakovleva I. A. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija kul>tury zdorov>ja studentov [Organizational and pedagogical conditions for the formation of students) health culture]. Ph. D. thesis. Krasnojarsk, 2008, 181 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.