Научная статья на тему 'Изучение воспитанности современных школьников'

Изучение воспитанности современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1128
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ / КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ / ТРУДОЛЮБИЕ / ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / LEVEL OF EDUCATION / CRITERIA OF POLITENESS / DILIGENCE / CURIOSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семикопенко Ирина Михайловна, Иванова Татьяна Петровна

В статье рассматривается проблема воспитанности современных школьников. Представлены критерии, определяющие уровень воспитанности, а также пути повышения уровня воспитанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семикопенко Ирина Михайловна, Иванова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение воспитанности современных школьников»

7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

Какие выводы следует сообщить учащимся в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения знаний, оценки отдельным участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Игра - это, конечно, хорошо и интересно, но учеба - это дело остается все-таки серьезным занятием, и ученики должны это понимать и осознать, что абсолютно все в игру превращать нельзя.

Литература

1. Фридман Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 206 с.

2. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., 1975. - 187 с.

3. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М.: Просвещение, 1990.

4. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников, Минск, 1975.

5. Шамаво Т. И. Управление развитием инновационных процессов в школе / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Г. М. Тюлю и др.; под ред. Т. И. Шамовой, П. И. Третьякова. - М.: МИГУ им. В. И. Ленина, 1995. - 217 с.

Изучение воспитанности современных школьников

1 2

Семикопенко И. М. , Иванова Т. П.

1Семикопенко Ирина Михайловна / Semikopenko Irina Mihailovna - учитель английского языка; 2Иванова Татьяна Петровна / Ivanova Tatiana Petrovna - учитель английского языка, Муниципальное общеобразовательное учреждение Двулученская средняя общеобразовательная школа, с. Двулучное, Валуйский район, Белгородская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема воспитанности современных школьников. Представлены критерии, определяющие уровень воспитанности, а также пути повышения уровня воспитанности.

Abstract: the article deals with the problem of education of modern schoolchildren. It presents the criteria for determining the level of politeness, as well as ways to increase the level of politeness.

Ключевые слова: воспитание, уровень воспитанности, критерии воспитанности, трудолюбие, любознательность.

Keywords: education, level of education, criteria ofpoliteness, diligence, curiosity.

Во все времена в обществе высоко ценилась воспитанность подрастающего поколения. Социальная функция воспитания заключается в преднамеренной и целенаправленной передаче общественно-исторического опыта подрастающему поколению, в овладении им практическими трудовыми умениями, а также

40

выработанными нравственными нормами и опытом поведения. Без этого последующее развитие общества невозможно [3].

В каждом обществе различными были идеалы воспитанности человека. В Спарте, например, сложился идеал сильного духом, физически развитого, смышленого в военном деле, но по сути своей невежественного человека. В Древнем Риме традиции образования детей и юношества уходят своими истоками в практику семейнодомашнего воспитания. Считалось, что главное необходимо иметь природные способности, освоить искусство красноречия, иметь практический опыт выступлений перед публикой. В эпоху Возрождения главным было подготовить физически и духовно здорового, активного и жизнестойкого гражданина. Самым ценным в человеке выступало умение самовыражения личности. Воспитание в Древней Руси и Русском государстве отличались религиозной настороженностью, порой доходившей до нетерпимости. В наши дни мерилом воспитанности выступают мотивы поведения, нравственность, ценностные ориентиры.

Воспитанность - это результат воспитания. Уровень воспитанности определяет степень подготовленности ребенка к жизни в условиях современной культуры и потенциальной возможности счастливой жизни. Низкий уровень воспитанности характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями, в основном требованиями старших и другими внешними стимулами, побудителями [1].

Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие качеств регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется. Наблюдается некоторое нарушение целостности личностной характеристики, потребность в практической деятельности, осознание необходимости в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков.

Признаками высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого положительного опыта нравственного поведения, саморегуляция, наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявление активной общественной позиции. Этот уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве, целостностью личностных характеристик, наблюдается постоянное стремлением к участию в практической деятельности, устойчивая психологическая установка на общение и взаимодействие с окружающими.

Что же считать критериями и показателями эффективности воспитательного процесса? Ученые и расходятся в определении критериев воспитанности. Нам более близка точка зрения тех исследователей, которые определяют показателем воспитанности школьника наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников Качества личности рассматриваются как сплав специфического для данного качества мотива и форм, способов поведения [2].

Необходимо отметить, что изучение результатов и эффективности воспитательного процесса - один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Получить точный, конкретный результат процесса воспитания довольно сложно. Но при отсутствии мониторинга воспитанности школьников теряется целенаправленность и целесообразность самого процесса воспитания подрастающего поколения.

Проведенное нами исследование позволило сформулировать несколько выводов. Во-первых, наиболее важными качествами современного воспитанного школьника является вежливость, доброта, сдержанность и уважение окружающих. Во-вторых, воспитанность проявляется в умении вести себя в обществе, уважительном отношении к окружающим. Воспитанный человек социально адаптирован и обладает положительными качествами личности. В-третьих, современные школьники менее

41

воспитаны, чем дети 20-30 лет назад. Особенно это касается таких критериев воспитанности, как трудолюбие и любознательность. Современные школьники часто проявляют недостаточный интерес к получению новых знаний. Дети и подростки недостаточно трудолюбивы. С возрастом школьники проявляют более осознанное отношение к получению знаний, но этот уровень недостаточен. Здоровый образ жизни, физическая культура и активность - это те критерии воспитанности, которые наиболее развиты у современных школьников. Участники исследования определили, что личный пример взрослых и обучение детей правилам поведения в обществе являются условиями воспитания личности.

В заключении нашего исследования мы решили сформулировать возможные пути повышения воспитанности современных школьников. Это, прежде всего, убеждение и личный положительный пример со стороны взрослых и ближайшего окружения школьников. Затем, посещение спортивных секций, клубов по интересам, кружков и занятий, развивающих способности детей. Также волонтерская и трудовая деятельность. Участие в тренингах личностного роста и развития навыков эффективного общения.

Литература

1. Бабанский, Ю. К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 2002. 231 с.

2. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников М., 2008. 171 с.

3. Мудрик А. В. Воспитание как составная часть процесса социализации. Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 3 (10)

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии

Бабушкина Н. Н.

Бабушкина Наталья Николаевна / Babushkina Natalia Nikolaevna - учитель технологии, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Уйская средняя общеобразовательная школа им. А. И. Тихонова, с. Уйское, Челябинская область

Аннотация: в статье рассматривается вопрос развития творческих способностей учеников на уроках технологии посредством метода проектов, исследовательской деятельности.

Abstract: in article the question of development of creative abilities of pupils at technology lessons by means of a method ofprojects, research activity is considered.

Ключевые слова: творческие способности, творческое мышление, практические методы обучения, технологическое образование.

Keywords: creative abilities, creative thinking, practical methods of training, technological education.

Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Существуют множество концепций творческого развития и взглядов на творческие способности. Некоторые авторы противопоставляют их репродуктивным способностям, другие считают, что развитие общих познавательных способностей приводит к творческому результату (А. В. Брушлинский, Э. А. Голубева, В. Д.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.