занятий в интерактивном режиме, поэтому преподавателю необходимо постоянно осуществлять поиск активных форм организации обучения безопасности жизнедеятельности. Одной из таких форм выступает деловая игра.
Деловые игры являются педагогическим средством и активной формой обучения, которая позволяет не только разнообразить организационные формы, но и интенсифицировать учебную деятельность. По предмету «Безопасность жизнедеятельности» деловые игры позволяют моделировать опасные, экстремальные, чрезвычайные ситуации, принимать оптимальные решения, предоставляет возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в подобных ситуациях. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у студентов к содержанию предмета, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверченко, Л.К. Имитационная деловая игра как метод профессиональных компетенций [Текст] / Л. К. Аверченко, И. В. Доронина, Л. Н. Иванова // Высшее образование сегодня. - 2013. - №10. - С. 35-39.
2. Айламазьян, А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра [Текст] / А.М. Айламазьян. - М. : Владос-пресс, 2000. - 332 с.
3. Бабанова, И.А. Деловые игры в учебном процессе [Электронный ресурс] / И.А. Бабанова // Научные исследования в образовании. - 2012. - № 7. - Режим доступа: Шр://суЬег1етпка.гц/ай1с1е/пМе1оууе^гу-у-исЬеЬпот-ргйзеББе #1х774ЬИ3^еуЬ . - 15.05.2017.
4. Вербицкий, А.А. Деловая игра в компетентностном формате [Электронный ресурс] / А.А. Вербицкий // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/de1ovaya-igra-v-kompetentnostnom-formate. - 21.05.2017.
5. Голубева, И.А. Учебно-игровая деятельность как средство формирования культуры безопасности жизнедеятельности у студентов вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / И.А. Голубева. -Ставрополь, 2011. - 220 с.
6. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М. : Просвещение, 1998. - 256 с.
7. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр [Текст] : учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений / Е.А. Хруцкий. - М. : Высш. шк., 1991. - 320 с.
8. Шаронова, С.А. Деловые игры [Текст] : учеб. пособие / С.А. Шаронова. - СПб. : Изд-во Российского Университета дружбы народов, 2004. - 166 с.
УДК 373.3.016
Т.А. Крючкова, г. Шадринск
Формы, методы, приемы формирования нравственной воспитанности младших школьников средствами литературного чтения
В данной статье раскрываются формы, методы, приемы, направленные на формирование
нравственной воспитанности младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе.
Нравственная воспитанность, младший школьник, литературное чтение, начальная школа, формы, методы, приемы.
T. A. Kryuchkova, Shadrinsk
Forms, methods and means of formation of moral education of younger schoolboys by means of literary reading
This article describes forms, methods and techniques aimed at the formation of moral education of younger schoolboys at lessons of literary reading in primary school.
Keywords: Moral education, Junior schoolchildren, literary reading, elementary school, forms, methods, techniques.
Педагогическая стратегия формирования нравственной воспитанности личности младшего школьника создана на основе педагогических и психологических механизмов и разрабатывалась с учетом современных исследований.
Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. В младшем школьном возрасте у детей развивается самооценка, мышление, речь, память, внимание, формируются навыки общественного поведения. Основным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе. В процесс формирования ребенка включены педагоги, психологи, дети, родители.
Для рассмотрения вопроса о формировании нравственной воспитанности младшего школьника нам необходимо уточнить, что же мы подразумеваем под процессом формирования?
И.П. Подласый рассматривает формирование как процесс становления человека под воздействием внешних факторов: экологических, социальных, идеологических, психологических Воспитание - это один из важнейших факторов, но не единственный, формирования личности. Нравственную воспитанность автор рассматривал как результат нравственного воспитания [2, с. 17].
М.И. Шилова раскрывает проблему воспитанности через взгляды, убеждения, идеалы личности. Под нравственной воспитанностью она понимает свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе [3, с. 34]
И.В. Вавилова рассматривает нравственную воспитанность личности ребенка как систему устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах [1].
Выбор методов, влияющих на нравственную воспитанность младшего школьника, зависит от содержания воспитательной деятельности на уроке, от её направленности. Под методом воспитания И.П. Подласый понимает способ достижения цели воспитания свойств личности [2, с. 266].
Г.И. Щукина раскрывает следующие группы методов:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение): приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
- методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение, наказание [4, с. 236];
В процессе подготовки к урокам литературного чтения мы учитывали, что чтение и анализ художественной литературы - это достаточно тяжелый умственный труд, при преодолении которого дети должны увидеть и почувствовать прекрасное в этом труде, находить радость участия в нем.
Для этого все уроки литературного чтения проводились с соответствующим музыкальным сопровождением, с применением ИКТ, использовались разнообразные формы воспитания. Под формой воспитания И.П. Подласый понимает внешнее выражение содержания, организация воспитательного процесса [2, с. 294].
В процессе проведения урока по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо» мы использовали дополнительный материал: презентации, рефераты, стенды, газеты, а главное организовали акцию добрых дел, где каждый продемонстрировал, как он заботится о своих близких. Это были домашние животные, младшие братья и сестры, родители или просто знакомые, соседи. Эту акцию мы продолжили не только на уроках литературного чтения, но и во внеурочной деятельности.
Так, при проведении урока по теме: «Дружбой дорожить умейте!» мы использовали форму КТД - коллективно-творческого дела. Класс был поделен на группы и каждая группа представляла свою версию, как можно научить детей дружить.
Первая группа после чтения произведения В.Осеевой «Синие листья» показала инсценировку, где дети осознали, как нельзя поступать с другом и почему.
Вторая группа организовала конкурс « В стране пословиц», где дети соревновались, кто больше знает пословиц и правильно их трактует. При подведении итогов конкурса -победила дружба.
Третья группа устроила ученый совет, где были и докладчики и оппоненты. Дети проводили мини-исследование, читали отрывки произведений, например В.Ю. Драгунского «Друг детства», где демонстрировали, убеждали, приводили примеры, доказывали правильность выдвинутой гипотезы: «Все тайное становится явным».
Четвертая группа «спасала» своих четвероногих друзей - бездомных собак в воображаемом путешествии. Дети сами создавали «преграды», думали коллективно, как они их можно преодолеть, изобразили это КТД в виде телепередачи «Помоги другу». Дети сами использовали в своей речи нравственные понятия: долг, ответственность, забота, доброта. Были использованы элементы ролевой игры. Дети побывали в роли редактора, читателя, режиссера, актера, телеведущего.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем формирования нравственных качеств личности ребенка является внутренний контроль. Сформированные
навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе его обучения и воспитания.
Выбирая методы, формирующие воспитанность личности на уроке литературного чтения, мы учитывали психологические особенности учащихся, например, склонность к игре. В игровых упражнениях (ролевая игра) на уроках литературного чтения при изучении произведения Л.А. Пантелеева «Честное слово» дети добровольно упражнялись, вживаясь в роль часового, обсуждали самостоятельно или под контролем педагога, поведение мальчика, который не нарушил клятву - честное слово. Игра требовала от учащихся умения соблюдать правила. Их нарушение учащиеся с особой остротой подмечали и выражали свое осуждение нарушителю. Если ученик не подчинялся мнению большинства, то ему приходилось выйти из игры. Так дети учились считаться с мнениями других, получали урок справедливости, честности, правдивости. Игра требовала от детей умения действовать по правилам, соблюдая нормы этики и морали.
Каждый из методов имеет свою особую актуальность и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы требуют высокой воспитательной, педагогической квалификации.
Наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа и метод наглядно-практического воздействия - пример.
В процессе проведения урока по теме: В.Ю Драгунский «Все тайное становится явным» мы применяли беседу - рассказ на этическую тему. Это было яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Влияя на ощущения и чувства, рассказ помогал понять и усвоить смысл моральных оценок и общепризнанных норм поведения литературного героя (Мишки), который не съел кашу и вывалил ее из тарелки с балкона прямо на шляпу прохожего. Дети правильно оценили этот поступок, много говорили об обмане, почему дети обманывают своих родителей, переводили внешнее действие рассказа во внутреннее состояние ребенка, воздействуя тем самым на формирование нравственной воспитанности.
Рассказ на этическую тему служил источником знаний, обогащал нравственный опыт детей опытом других людей, служил способом использования положительного примера в воспитании.
Этический рассказ, как метод, использовался нами при изучении произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш». Он был достаточно кратким, доступным, эмоциональным, легко поддающийся анализу, соответствовал возрастным особенностям детей. Рассказ сопровождался иллюстрациями, музыкой, слайдами. Правильно подобранное музыкальное произведение, усилило влияние на получение необходимого результата. Дети правильно определили идею произведения, разгадали нравственный замысел автора, учились любить природу, понимать и охранять животных, правильно оценивали отношение человека к природе.
Для восприятия этического рассказа детьми при изучении темы: «Дружбой дорожить умейте» мы создали соответствующую обстановку на уроке литературного чтения. Эмоциональное воздействие произведения соответствовало замыслу и содержанию изучаемого произведения.
В результате работы этический рассказ способствовал развитию положительных
эмоций у обучающихся, обязательно переживался учениками, чтобы положительные эмоции от него сохранялись как можно дольше.
В процессе проведения уроков литературного чтения мы использовали метод разъяснение, который воздействовал на чувства учащихся. Отличительная черта разъяснения это ориентированность влияния на группу детей или отдельную личность. Для младших школьников мы использовали простые приемы и средства объяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают», «Это разумно» и т.п., что влияло в результате на их понятие, суждение и, конечно же, поведение.
Разъяснение мы использовали в процессе изучения произведения В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип» для развития или закрепления нового нравственного качества или формы поведения; для формирования правильного поведения детей к конкретному герою и поступку, который уже совершен.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, формируя установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы.
В процессе знакомства с художественными произведениями мы делали упор на то, что внушение необходимо в тех случаях, когда ребенку необходимо принять конкретные установки: делай так, по-другому поступать не следует, а то может произойти то, что случилось с Пудиком, когда он не слушал свою маму и вывалился из гнезда.
Нужно отметить, что при неправильном, неискусном применении, рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации, которая никогда не достигает цели, а скорее вызывает сопротивление учащихся, желание действовать наоборот. Нотация не становится формой убеждения.
В работе с младшими школьниками мы часто использовали этическую беседу. В педагогической литературе она раскрывается как метод привлечения учащихся к обсуждению и анализу поступков, выработки нравственных и моральных оценок, форма разъяснения школьникам принципов нравственности, и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования взглядов и убеждений нравственно воспитанной личности.
Этическую беседу, как метод, мы использовали при изучении произведения Г.К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Вместе с детьми мы выделяли этические понятия, нравственное поведение девушки, которую встретил Эдвард Григ и посвятил ей свое музыкальное произведение. Систематическое и последовательное обсуждение с детьми внутренних качеств личности героини произведения Г.К. Паустовского - девушки Агнии, ее утонченности, скромности, трудолюбии, способствовало тому, что дети сами нарисовали ее портрет, подобрали музыку. Эффективность этической беседы зависела от соблюдения ряда критериев: проблемный характер; проходила по заранее составленному плану с заучиванием готовых ответов. Дети учились терпеливо слушать и слышать друг друга, высказывали свою точку зрения, спокойно без лишних эмоций отстаивали ее, с уважением относились к мнениям других, узнавали и сравнивали все точки зрения. Грамотное руководство этической беседой помогало учащимся быстрее понять тему разбираемой ситуации, определяло нравственные нормы поведения людей, переводило их в свои внутренние качества.
При изучении темы: «Сказка ложь, да в не намек» мы использовали метод примера.
Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его влияние основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании. Когда говорят о примере, предполагается, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, педагогов, друзей. Нравственные, общепринятые нормы поведения учащихся формируются под влиянием положительных героев книг, фильмов, историческими деятелями, выдающимися учеными. Психологической основой примера служит подражательность. Подражательность -деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное, яркое впечатление. Постоянную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, владеющие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров из произведений устного народного творчества (сказки), учитывая эти закономерности восприятия личности, мы добивались того, чтобы носители добрых начал (Аленушка, Настенька, Золушка и др.) были приятны и симпатичны, а носители пороков (Змей Горыныч, Баба Яга, Кикимора и др.) вызывали неприязнь у детей.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. На уроках литературного чтения мы обращали внимание младших школьников на негативные и позитивные поступки в жизни и поведении людей, анализировали последствия этих поступков, извлекали правильные выводы. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогал остановить ребенка от неверного, неправильного поступка, сформировать понятие о безнравственном поведении человека.
Положительное влияние на воспитание учеников оказывает и личный пример педагога, его поведение, отношение к учащимся, мировоззрение, деловые качества, авторитет. Для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем.
Влияние положительного примера увеличивается, когда учитель или родитель своей личностью, своим авторитетом воздействует систематически и последовательно, без расхождений между словом и делом, доброжелательно добивается конечного результата нравственной воспитанности учащихся.
Анализ проведенных уроков литературного чтения нравственно-этической тематики научил детей приёмам работы с художественным текстом, сформировал первоначальные способности его анализа, на практическом уровне, заложил почву читательской грамотности. Размышляя, почему именно так действуют положительные герои, оценивая их поступки, действия и сопоставляя с их собственными нравственными качествами, жизненными навыками, дети учились при анализе сказок, былин, легенд, рассказов самостоятельно извлекать из них нравственные уроки. Учащиеся экспериментальной группы читали и обсуждали литературные произведения, в которых разбирались в понятной для них форме вопросы о справедливости, чести, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.
В процессе данной работы у обучающихся происходило формирование предметных и личностных УУД, главными из которых являются умения:
- представлять воображаемую картину, описанную автором;
- сопереживать героям произведения;
- понимать и объяснять авторскую идею;
- осознавать нравственные понятия, нормы и правила поведения героев произведения, правильно оценивать их поступки.
На уроке литературного чтения дети много читали, думали, анализировали книги с большим нравственным потенциалом. Чтобы легко воспринимались моральные, нравственные, культурные ценности, дети при анализе текста сопереживали героям; оценивали их поступки; осмысливали их проблемы; соотносили их жизнь с собственной жизнью.
Перечитывание текста - необходимый и очень важный метод работы над художественным произведением, отражающий особенности его восприятия читателем. Иначе говоря, первым прочтением является второе, потому что вдумчивый читатель соотносит каждый эпизод с целым текстом.
Для младшего школьника это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как основа нравственного формирования личности. В младшем школьном возрасте учебная деятельность оказывает влияние на формирование нравственной воспитанности школьника. При этом в нем развивается не только интеллектуальные способности, но и нравственная сфера личности.
На уроках литературного чтения мы в процессе формирующего эксперимента применяли следующие приемы. Под приемом И.П. Подласый понимает часть общего метода, отдельное действие, приносящее конкретное улучшение [2, с.266]. В процессе работы на уроке мы использовали следующие приемы:
1 «Сочини конец истории». Детям предлагалось придумать свое завершение истории и решить нравственную проблему, описанную в литературном произведении.
2. «Добрые слова». Детям предлагалось вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов и литературных произведений другим людям, и произнести их, обращаясь к своим товарищам.
Эти приемы способствовали лучшему усвоению знаний нравственных понятий, норм и правил, а также качеств личности.
3. Прием «Обнажение противоречий» предполагает четкое ограничение расхождений во мнениях, обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.
Позиции по заданному вопросу разграничивались в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения об отношениях различных групп. Эти приемы организации деятельности способствовали развитию умений оценивать поступки героев и вести правильно дискуссию.
4. Прием «Общее мнение» способствовал формированию отношения к проблеме, развивал интерес к анализируемым произведениям нравственно-этической тематики. Учащиеся по цепочке высказывались на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений
переходили к аналитическим, а затем и к проблемным высказываниям учащихся через введение соответствующих ограничений (требований). Эти мотивированные высказывания способствовали развитию интереса учащихся не только к произведениям нравственной тематики, но и к урокам литературного чтения.
5. Эффективным приемом на уроке литературного чтения, а, следовательно, формирования нравственной воспитанности, являются специально составленные ситуативные задачи (ситуации). В ходе их решения младшие школьники применяли известные им нравственные понятия, оценивали поступки литературных героев, выражая свое личное отношение к ним.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность формирования нравственной воспитанности младших школьников на уроках литературного чтения зависит от систематического и целенаправленного использования методов, форм, приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению учащимися литературных произведений. Содержание учебного материала на уроках литературного чтения, способствовало формированию нравственной воспитанности младших школьников: нравственных качеств, свойств личности учащихся, хорошего художественного вкуса, усвоению общечеловеческих ценностей, доброты, четности, ответственности, уважения к старшим, любви к Родине, народу, его духовным богатствам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вавилова, И.В. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.В. Вавилова. -Екатеринбург : РГПУ, 2009. - 23 с.
2. Подласый, И.П. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / И.П. Подласый. - М. : Владос, 2000. - 400 с.
3. Шилова, М.И. Учителю о воспитанности школьников / М. И. Шилова. - М. : Педагогика, 1990. - 144 с. - (Библиотека учителя).
4. Щукина, Г.И. Педагогика школы / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1998. - 236 с.
УДК 17
И.С. Осипова г. Шадринск
Потенциал соблюдения принципов этики для формирования личности
спортсмена
В статье характеризуется сущность спортивной этики для формирования личности спортсмена; описывается потенциал соблюдения принципов спортивной этики для формирования компонентов морали спортивной этики: морального сознания, нравственных отношений и нравственной деятельности.
Этика, спортивная этика, моральное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность.