Научная статья на тему 'Педагогические методы в нравственном воспитании младших школьников'

Педагогические методы в нравственном воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5253
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER SCHOOLBOYS / МОРАЛЬ / MORALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулгалимова Г.А.

В статье рассматриваются педагогические формы и методы нравственного воспитания младших школьников как компонента образовательного процесса. Важнейшим психолого-педагогическим принципом организации процесса нравственного воспитания младших школьников является его последовательная поэтапность. Внутри каждого этапа также заложены особые принципы и методические подходы, связанные с особенностями развития детей этого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical methods in moral education of younger schoolboys

In the article pedagogical forms and methods of moral education of younger schoolboys as component of educational process are considered and examined. The major pedagogical principle of the organization of process of moral education of younger schoolboys is its consecutive stages. Inside each stage special principles and the methodical approaches connected to the features of development of children of this age are also incorporated.

Текст научной работы на тему «Педагогические методы в нравственном воспитании младших школьников»

Ядром системного образования являются отношения человека в макросистеме, формирование ценностной культуры его личности, где «переплетаются культура радости и счастья, творчества и гармонии» (А. И. Субетто), культуры социального взаимодействия и коммуникации.

Обобщая вышесказанное, отметим, что современное учреждение высшего профессионального образования в сфере культуры и искусств совершенно справедливо рассматривается как реальная социально-педагогическая сила, в целостной структуре которой может эффективно формироваться правовая культура личности и общества в целом.

Литература

1. Курганский С.И. Интенсификация развития образовательной системы вуза (на примере вузов культуры и искусств). Белгород: изд-во БелГИК, 2005. 348 с.

2. Лебедев А.Б. Духовное производство: сущность и функционирование. Казань: изд-во Казанского ун-та, 1991.

3. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 т. 2-е изд. Т. 4, 5, 7. М., 1960.

4. Сокольников Ю.П. Искать и не сдаваться. М.: МПТУ, 2000. 196 с.

5. Туманова Н.Я. Система воспитания студентов факультета информационных и межкультурных коммуникаций // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона. Третья Всероссийская научно-практическая конференция. 2005.

6. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Прогресс, 1991. 254 с.

Абдулгалимова Г.А.

Педагогические методы в нравственном воспитании младших школьников

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост детской преступности, алкоголизма, наркомании, беспризорности, оккультизма и т.д.), и проблем воспитания такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

Процесс нравственного воспитания учащихся в образовательном учреждении предполагает овладение личностью необходимой суммой этических знаний, их осмысление через эмоционально-образное представление и практическое опробование норм морального поведения, что способствует развитию культуры нравственно-ориентированного мышления и поведения воспитанников.

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только заметную роль в коллективе начинает играть актив учащихся, методика работы должна меняться.

В связи с этим процесс нравственного развития младших школьников необходимо рассматривать как постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности, обеспечивающее накопление, осознание и развитие школьником эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения. Логика данного процесса предполагает направленность на совершенствование и реализацию всей совокупности моральных ориентиров и ценностно-значимых смыслов жизнедеятельности человека в образе жизни школьников [3, с. 72]. Всё это требует чёткого вычленения психолого-педагогических принципов организации процесса нравственного воспитания школьников, которые базируются на двухмерной позиции ученика, выступающего в роли объекта воспитания и субъекта организуемого воспитательного процесса. И это очень важно, поскольку действенность организуемого процесса зависит от характера взаимодействия этих позиций, в котором необходимо обеспечить движение, развивающее нравственные основания ребёнка от позиции объекта ко всё более выраженной и осознаваемой самим учеником позиции субъекта.

Важнейшим психолого-педагогическим принципом организации процесса нравственного воспитания является его последовательная поэтапность. Внутри каждого этапа также заложены в соответствии со стоящими задачами принципы и методические подходы, обеспечивающие его воспитание.

На первом этапе, когда субъектность ученика сравнительно невелика, педагог стремится вызвать его интерес к нравственному знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности. Достигает он этого с помощью широкого спектра насыщения школьников нравственными знаниями, эмоционально и деятельностно-окрашенными формами их включения в игру, упражнение, размышление, диалогическое взаимодействие, практические формы деятельности с учётом возрастных особенностей детей, их уровня воспитанности [1, с. 52].

На втором этапе, когда наблюдается расширение сферы субъектного начала личности младшего школьника, необходимо эмоционально-образное сосредоточение учеников на нравственно ценных ориентирах их жизнедеятельности через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности. Усиление эмоционального начала в реакциях на других людей психологи связывают с культивированием гуманности. Этому способствует разбуженная эмоциональная сфера ученика, которая включает его в позитивную канву построения своих контактов и отношений с окружающими. При этом нравственное чувство и нравственное сознание как опосредствующие духовные звенья во взаимодействии и общении младших школьников приведут к конкретизации и обоснованию собственной нравственной позиции ученика, как на этических занятиях, так и в повседневной жизнедеятельности.

На третьем этапе на основании концентрации развившихся моральных представлений и чувств, формирующегося нравственного опыта поведения на

максимально используемых педагогом и стимулирующих внутренние усилия младших школьников ситуациях нравственного выбора субъектная позиция ученика актуализируется. Нравственный выбор и связанные с ним приоритеты направлены на становление жизненно важных смыслов, поскольку учащимся важно выработать своё субъектное их обоснование. Происходит как бы саморазвёртывание нравственных свойств личности, формируются и развиваются движущие силы её субъектного начала.

Четвёртый этап, направленный на создание педагогических условий для нравственной рефлексии, ведущей к самоопределению школьников, самооценке через актуализацию нравственного потенциала личности, утверждению через оценку других положительного начала личности каждого, характерен развитием нравственного отношения к самому себе, уважением к своим человеческим достоинствам, осознанием себя равным другим и рождением ответственности за последствия своего поступка и поведения.

В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать и то, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер.

Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки. Усвоение наиболее простых правил и их реализация в поведении школьника возможны только на основе первоначальных нравственных знаний, представлений и понятий, которые должны преподноситься на уроках в форме, доступной для ребенка этого возраста, лучше всего - в игровой. Важно дать возможность детям реализовать полученные знания в разнообразных видах деятельности, что позволит сделать их более прочными. В беседах на эту тему формулируйте вместе с детьми основные правила поведения в школе: на уроке и на перемене, в классе, столовой, библиотеке и т.д.

В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Одна из задач нравственного воспитания школы - правильно организовать деятельность ребенка. Поэтому процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие формы воспитания в педагогической литературе определяют как способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношение, которые складываются между воспитателями и воспитанниками.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Сформированные навыки контроля способствую успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Рассказ выполняет несколько функций: он служит источником знаний; обогащает нравственный опыт личности опытом других людей; служит способом положительного примера в воспитании. Для того чтобы рассказ был эффективным, необходимо подобрать содержание, соответствующее социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать

произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый и косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше.

Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность [2, с. 165]. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «поступать нужно так», «все так делают» и т.п.

Разъяснение применяется для того, чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения, для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Внушение, незаметно проникая в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Как уже было отмечено, младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенную установку.

Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать наоборот.

Для усвоения нравственных правил преподавателю необходимо использовать такие жизненные ситуации, как положительные примеры поведения детей, а в качестве наглядности - плакаты, иллюстрации книг, диафильмы, мультфильмы, художественные фильмы. Желательно, чтобы это происходило в форме, не задевающей конкретного ребенка. Такой подход позволяет избежать ссор, взаимных обвинений, но допускает обсуждение ситуации по существу. Можно предложить детям: «Внимательно проследите, какие правила нарушаете вы сами. Нарисуйте себя - нарушителя, это поможет хорошо запомнить правило».

Учителю необходимо стараться постоянно внедрять результаты этических бесед в межличностные отношения детей. Так, организуя совместный труд, необходимо позаботиться о том, чтобы создать доброжелательную атмосферу между детьми, помочь им прийти к общему согласию в спорных вопросах, принимать решения по справедливости. К анализу коллективной работы привлекаются и дети, стимулируются их высказывания вопросами, помогающими анализировать и определять как причины неудач, так и положительные результаты труда («Почему у нас это не получилось?», «Как мешали в работе ссоры?», «Почему, когда работа ладилась, получился хороший результат?»).

В начальной школе, как известно, очень эффективно использование игровых методов, что помогает обогатить сознание ребенка нравственными представлениями, соотнести их с соответствующими словами-понятиями, преподать опыт отношений, отвечающий правилам нравственности. Организуя беседы с детьми, можно ставить вопросы так, чтобы шел постоянный анализ представлений детей о нравственных

проявлениях личности, о взаимоотношениях с другими людьми, выполнении тех или иных правил.

Так, учитель должен сосредоточивать внимание детей первого класса на умении учеников выделять нравственное явление из других, определять его существенные признаки, а внимание детей второго класса - на обосновании необходимости следовать нравственному правилу. При таком подходе опыт постепенно формируется и обобщается в сознании ребенка, где находит отражение не только эмоциональный уровень поведения в соответствии с нормой, правилом (удовлетворение от одобрения взрослого, его отношения, гордость за себя и проч.), ребенок уже начинает осознавать значение волевого начала собственного поведения («я должен», «так надо», «это правильно»).

Волевой компонент поведения сопровождается положительной оценкой взрослого и самооценкой. Здесь эмоции смыкаются с произвольной регуляцией, что значительно обогащает внутренний мир ребенка, его нравственное сознание. Норма для ребенка начинает наполняться новым содержанием, понятным ему и принятым им. Тем самым создаются внутренние условия для того, чтобы норма не только как «образ» поведения, но и как отвлеченно-словесная форма его воплощения стала регулятором поведения. Понимание, принятие, обоснование норм определяет в значительной мере отношение каждого ученика к учителю, классу, школе, родителям [4, с. 14].

Резюмируя, можно отметить, что нравственное развитие ребенка младшего школьного возраста занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.

На наш взгляд, нравственное воспитание младших школьников должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка -та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы духовно-нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Литература

1. Вапрян Н.Ф. Руководство самостоятельной работой младших школьников на уроках математики // Начальная школа. 1982. № 12.

2. Журавлев И. К., Зорина Л.Я., Лернер И. Я. Дидактическая концепция содержания базового образования // Дидактические проблемы построения базового содержания образования. М., 1993.

3. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций. М: Академия, 2000.

4. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.