Научная статья на тему 'Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся'

Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
877
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH / ПОЗНАНИЕ РОДНОГО КРАЯ / KNOWLEDGE OF THEIR NATIVE LAND / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL VALUES / МОТИВЫ / MOTIVES / ПОСТУПОК / ACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Землянская Елена Николаевна, Веденеева Галина Ивановна

Рассматриваются особенности реализации деятельностного подхода к организации познания родного края школьников. Дана характеристика компонентов работы по приобретению знаний о родном крае с отражением своеобразия деятельности учащихся и деятельности педагога. Подчеркнута значимость проблемы, для решения актуальных вопросов духовно-нравственного воспитания обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Землянская Елена Николаевна, Веденеева Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activity approach to the organization of the knowledge of native land in the spiritual and moral education of schoolchildren

The article considers the implementation of the activity approach of schoolchildren to the organization of knowledge of their native land. The article presents the characteristic of components of work on the acquisition of knowledge about native land with the reflection of the originality of both students'' and teachers'' activities. The importance of a problem for the solution of topical issues of spiritual and moral education of students is emphasized.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся»

1УДК 371.4 ББК 74.26

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАНИЯ РОДНОГО КРАЯ В ПРОЦЕССЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Е. Н. Землянская, Г. И. Веденеева

Рассматриваются особенности реализации деятельностного подхода к организации познания родного края школьников. Дана характеристика компонентов работы по приобретению знаний о родном крае с отражением своеобразия деятельности учащихся и деятельности педагога. Подчеркнута значимость проблемы для решения актуальных вопросов духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Ключевые слова: деятельность, деятельностный подход, познание родного края, духовные ценности, мотивы, поступок.

ACTIVITY APPROACH TO THE ORGANIZATION OF THE KNOWLEDGE OF NATIVE LAND IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

E. N. Zemlyanskaya, G. I. Vedeneeva

The article considers the implementation of the activity approach of schoolchildren to the organization of knowledge of their native land. The article presents the characteristic of components of work on the acquisition of knowledge about native land with the reflection of the originality of both students' and teachers' activities. The importance of a problem for the solution of topical issues of spiritual and moral education of students is emphasized.

Keywords: activities, activity approach, knowledge of their native land, spiritual values, motives, act.

В соответствии с законом деятельности в воспитании формирование социально-психологических новообразований ребенка не может осуществляться без участия самого ребенка, а только на основе и посредством его деятельностной активности. Учет данного закона выражается в том, что воспитатель создает условия для развития и обеспечивает целесообразную деятельность детей, ведущую их к развитию тех или иных личностных качеств и отношений» [1, с. 50]. Данный закон исходит из презумпции ребенка как субъекта деятельности.

Деятельность человека направлена на созидание материального или духовного продукта. Преобразуя предмет, человек преобразует и самого себя, или, другими словами, деятельность - это движитель изменений в структуре развивающейся личности. Педагогика рассма-

тривает деятельность как основу, средство и решающее условие развития ребенка.

Обращение к развивающим и воспитательным возможностям деятельности, их эффективное использование в работе с детьми определяется в педагогической науке как деятельност-ный подход, получивший свое обоснование в работах А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна.

Согласно толковому словарю, подход - это совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-нибудь или что-нибудь, в изучении чего-либо, в ведении дела) [2, с. 545]. При деятельностном подходе используются те приемы и методы работы, которые способствуют становлению ребенка как субъекта деятельности, способного планировать свои действия, выбирать оптимальные способы и средства их выполнения, прогнозировать ожидаемый результат и оценивать полученный продукт своей

деятельности. Реализация данного подхода в воспитании требует специальной работы педагога по формированию деятельности ребенка, максимально полного использования развивающих возможностей организуемой деятельности, что и составляет путь активного формирования личности через деятельность.

Совокупность приемов, способов воздействия на ребенка будет видоизменяться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей (психофизиологических, жизненного опыта, уровня воспитанности и др.), а также от характера выполняемой деятельности. По замечанию С. Л. Рубинштейна, важно учитывать не только специфические особенности или свойства личностей как субъектов деятельности, но и специфику вида изучаемой конкретной деятельности.

Рассмотрим, как реализуется деятельност-ный подход при организации такой деятельности, как познание родного края, значимого для решения актуальных вопросов духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

В философии «познание» определяется как общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий [3]. По мнению Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова, познание - это обусловленный развитием общественно-исторической практики процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении человека, результатом которого является новое знание о мире [4].

Исходя из ключевых характеристик имеющихся дефиниций (процесс, отражение действительности, знание) понятие «познание родного края» мы определяем как процесс приобретения учащимися знаний о предметах и явлениях жизни родного края в аспекте раскрытия их нравственной значимости, способствующей одухотворению мыслей, чувств и поступков личности.

Процессуальный характер познания позволяет рассматривать его как деятельность, помещенную между воздействующим объектом (учеником) и живой системой (объектами родного края) и выступающей в качестве фактора «встречи» ребенка с окружающей действительностью. Бесконечный процесс позна-

ния мира и окружающего родного края, осуществляемый на уровне органов чувств (чувственное познание) и (или) на уровне мышления (рациональное познание) становится деятельностью в рамках поставленных (самой личностью или педагогом) задач, связанных с приобретением знаний о природе, истории, культуре родного края.

Специфика познания родного края, как и любой другой конкретной деятельности, отражается в ее компонентах: мотивационно-смыс-ловом (потребность, мотив, смысл, цель и задачи), содержательном (знания о родном крае, постижение нравственной значимости познаваемых объектов); оперативно-испольнитель-ском (разнообразные действия, оперирование умениями, приемами), рефлексивно-результативном (новые знания, новый социальный опыт, идеи, оценки, взгляды, чувства, потребности и качества личности).

Охарактеризуем указанные компоненты применительно к познанию родного края как деятельности.

Мотивационно-смысловой компонент. Деятельность начинается с мотивации и актуализации потребности в ней. Потребность, как известно, отражает зависимость личности от сложившейся ситуации и несет в себе смысл предстоящих действий по ее реализации. Активность человека, которой он придает некоторый смысл, и есть деятельность.

Житейский багаж знаний ребенка о родном крае наполнен его личностными смыслами, так как, по замечанию А. Н. Леонтьева, «та сторона сознания индивида, которая определяется его собственными жизненными отношениями, есть смысл» [5, с. 285]. Учет этих личностных смыслов и наполнение их общественно-значимыми смыслами, с одной стороны, является важным направлением в деятельности педагога. С другой стороны, раскрытие нравственного значения объектов родного края подчинено задаче перевода усваиваемых ценностей в личностный смысл, нравственные мотивы.

Открытость смыслов в познаваемых объектах может быть разной:

• смысл прямого требования или примера (пример подвигов героев) как метод воспитания не нуждается в кодировании, он открыт для восприятия воспитуемого;

• смысл традиций, ритуалов, правил поведения постигается в процессе их разъяснения, выполнения, сбережения и других видов активности;

• смысл символов и знаков (герб, флаг, эмблема и др.), памятников культуры родного края раскрывается школьникам в процессе получения информации из письменных или устных источников, рассказов взрослых, педагогов, родителей, очевидцев событий, которым данный смысл известен;

• смысл некоторых предметов, который еще не выявлен, может быть раскрыт детьми в процессе научного поиска, предполагающего открытие нового.

Только осмысленный предмет может стать личностно значимым для ребенка. Примером того, как сделать объекты окружающего мира для школьника личностно значимыми, является педагогический опыт по краеведению известного писателя М. Пришвина. В художественно-документальном очерке «Школьная Робинзонада» он рассказывает о годах своего учительства в сельской глубинке, о «живых уроках» человековедения. В своем повествовании он раскрывает психолого-педагогические и методические аспекты краеведения на основе сравнения двух вариантов изучения темы по ботанике о местных растениях. В традиционном варианте учительница отправляется с детьми в поле. Дети, выполняя учебное задание, находят желтый цветок. Учительница показывает лепестки, чашечку, пестик, тычинки и говорит, что это лютик. М. Пришвин замечает: «И что же получается у детей от такого урока? Понятие о цветке вообще - и ничего от знания местного края, потому что лютик и встречается повсюду». В своем варианте он знакомит детей с мудрой крестьянкой, «знахаркой, ведающей местные травы». Дети узнают о целебных свойствах местных растений, находят им практическое применение. «И так мы обходим поля, луга, лесные опушки - сколько живых интересных всем знаний в один только день. ...Значит, весь секрет нашего успеха состоит в том, что мы постарались приблизить к себе предмет и, так сказать, его ороднить, что ботанику в краеведческом смысле мы поняли входящей в состав жизни человека», - делает пояснения автор [6, с. 144].

Обратимся к примеру из современной практики организации духовно-нравственного воспитания в процессе познания родного края. Заслуживает внимания опыт, сложившийся в МКОУ Буравцовской СОШ Эртильского района Воронежской области. В школе реализуется программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся «Откуда мы родом». Ее автор и руководитель - учитель истории Г. Н. Бурлак. Принцип построения программы - концентрический. От класса к классу идет усложнение программы по содержанию и формам работы.

При реализации подпрограммы «Знатоки родного края» поисковая деятельность ребят связана с составлением генеалогического древа своих семей, организацией выставок «Семейное мастерство», проведением семейных вечеров, конкурса рисунков «Любимый уголок Родины», различных игр (игра «История твоего края», игра-викторина «Светлое солнце Руси», игра-праздник «Моя родословная»), встреч с интересными людьми села, классных часов по книге Д. С. Лихачева «О добром и прекрасном»; организацией экскурсии по школьной экспозиции «История родного края».

Достоинством программы является нацеленность на осмысление детьми социальной значимости осуществляемой деятельности.

Для школьника:

• углубленное познание родного края;

• значительное расширение и углубление кругозора учащихся;

• формирование личной ответственности за качественное выполнение порученной им работы;

• полезное и интересное проведение досуга;

• приобретение навыков поиска и анализа необходимой информации.

Для школы:

• «открытие» новых страниц в истории родного края;

• сбор, обработка справочных данных по краеведению;

• пополнение методического материала для урочной и внеурочной работы в школе.

Для села:

• достижение понимания учащимися актуальных проблем своей территории;

• создание Книги памяти села;

• организация сельских праздников;

• создание музея села.

Благодаря программе «Откуда мы родом» дети вовлечены в более широкий круг общения, живут общими проблемами классного коллектива, школы, села.

Вхождение полученного знания в жизнь означает, что ребенок проектирует его применение в тех или иных ситуациях и ожидает изменения в связи с использованием этого знания. Его ожидания связаны с оказанием реальной помощи своим близким, знакомым или друзьям. Проектирование лучшего будущего на основе собственных поступков рождает в ребенке положительные эмоции, которые, закрепляясь, переходят в моральные чувства.

Содержательный компонент предполагает определение предмета познавательной деятельности, с которым ребенку предстоит иметь дело. Основными объектами в процессе познания родного края являются люди, культура, труд и природа.

В зависимости от характера познаваемого объекта можно говорить о природоведческой работе, работе по изучению культуры края, изучению экономической жизни края, биографической.

Большую роль в освоении учащимися знаний о родном крае, своей стране и обществе играет учебный предмет «Окружающий мир». В условиях реализации ФГОС данный предмет приобретает новый спектр задач. По мнению А. А. Вахрушева, предмет имеет две линии развития, каждая из которых не только ведет к освоению предметного содержания, но и благодаря использованию продуктивных заданий обеспечивает формирование личностных и ме-тапредметных результатов [7, с. 8]. Первая линия - знакомство с целостной картиной мира - отвечает за развитие познавательных универсальных учебных действий. Вторая линия -формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - способствует личностному развитию ученика.

Работа по изучению культуры края заключается в ознакомлении учащихся с различными видами искусства и достопримечательностями современного города или села, историей их создания, людьми, которые внесли тот или иной вклад в развитие культуры родного края.

В школе дети знакомятся с элементами культуры на различных уроках: чтения, русского языка, изобразительного искусства, музыки.

Изучение экономической жизни края направлено на ознакомление детей с трудом их земляков, их достижениями, помогает им сравнивать условия и цель труда в прошлом с трудом в настоящем.

Увлекательное путешествие в экономику родного края предлагают для младших школьников И. А. Сасова и Е. Н. Землянская [8]. Учебное издание знакомит учащихся с особенностями домашнего и школьного хозяйства, с возможностями края в решении экономических проблем местного населения. Материал пособия ориентирует ребенка на выбор профессии, благодаря которой он мог бы участвовать в деятельности по улучшения окружающей жизни.

Биографическая работа в процессе познания родного края неразрывно связана с поиском смысла жизни, формированием общественного идеала. Память о замечательных людях, получивших признание со стороны общества за их служение интересам народа, сохраняется в названиях городов, улиц, заводов, школ, музеев, в произведениях искусства, книгах [9].

Актуальны для современной ситуации слова К. Ясперса: «Проблемой человеческого благородства является теперь спасение деятельности лучших, которых немного» [10, Б. 173]. Спасение лучших - одна из благородных миссий педагогики, которая имеет возможность воздействовать на ум и чувства детей, помогая им воспринимать героических людей как носителей и выразителей нравственных ценностей человеческой жизни.

Идеал общества как совокупность определенных нравственных черт личности человека труднодоступен младшим школьникам для подражания. Школьникам более понятны и близки конкретные примеры [11, с. 72]. Эти примеры учитель находит в самой гуще жизни, среди тех людей, которые окружают школьников и с которыми они вступают во взаимодействие. Благодаря этому идеал, царящий в вышине, возвращается в реальную жизнь людей. Знакомясь с жизнью тружеников своего края, героев войны и труда, школьники учатся находить черты идеала в конкретных людях, усваи-

вают определенные идеи, определяющие черты личности.

Содержание работы школьников по изучению родного края реализуется через различные формы ее организации в процессе урочной и внеурочной деятельности. Среди них: этические беседы, экскурсии в природу и на производство, турпрогулки и походы, экологические акции, очистка территорий от мусора, обсуждение материалов местных газет, встречи с известными людьми, выпускниками школы, создание уголков родного края и школьных музеев, праздники, связанные с традициями края, участие в социальных проектах, изучение родословной и др.

Оперативно-исполнительский компонент отражается в использовании арсенала приемов, методов и форм познания родного края. Их своеобразие определяется особенностями познаваемого объекта, возрастом учащихся. Так, в процессе познания истории родного края используются методы, которым соответствуют следующие виды сбора историко-крае-ведческого материала [12]:

1) планомерно-систематический сбор документов и памятников (работа с местной периодической печатью, с краеведческой литературой, с информаторами, работа в архивах, обмен экспонатами с другими школьными музеями);

2) экспедиционный сбор (походы, экспедиции, экскурсии исследовательского характера, уроки-экскурсии);

3) прием даров и случайных поступлений (сотрудничество с производственными предприятиями, учреждениями микрорайона, составление летописи их истории развития и др.).

В начальных классах знакомство учащихся с природой и жизнью людей родного края происходит в процессе выполнения отдельных заданий, связанных с наблюдениями на близкой к школе территории, экскурсий. Помимо непосредственного восприятия окружающей действительности знакомство с ней происходит через чтение краеведческой литературы, бесед и рассказов о родных местах.

С учащимися подросткового возраста возможно использовать основные методы краеведческого исследования: литературный, метод полевых наблюдений, картографический, визуальный, метод анкетирования и личных

бесед с населением, фотографирование и киносъемку [13, с. 37].

Рефлексивно-результативный компонент процесса познания родного края выражается прежде всего в том, что школьники самостоятельно и под руководством учителя приобретают различные знания из жизни родного края. Рефлексия помогает субъекту получить знания о себе, соотнести свои возможности с реальными условиями достижения цели.

Рефлексия является психологическим новообразованием детей младшего школьного возраста. Повседневное общение со сверстниками и взрослыми побуждает школьников развернуто обосновывать справедливость своих высказываний и действий, что предполагает формирование «умения как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия, разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности» [14, с. 83].

Организованный процесс познания родного края на различных уроках способствует достижению различных результатов. При изучении учебных предметов «Окружающий мир», «Природоведение» и других курсов обеспечивается достижение личностных результатов (осознание себя как члена общества, чувство любви к родной стране, желание участвовать в ее делах и событиях и др.), метапредметных (способность регулировать собственную деятельность, осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач и др.) и предметных результатов (умение наблюдать, исследовать явления окружающей жизни, характеризовать факты и события культуры, истории родного края и др.).

Познание родного края «должно научить каждого учащегося смотреть на окружающее не глазами потребителя, а глазами творца, деятеля, активного участника преобразования, совершенствования, рационализации, украшения» [15, с. 44]. Следует также отметить, что в процессе познания родного края учащиеся могут совершать открытия: субъективные (открытие истины, известной обществу, но неизвестной самому ученику) и объективные (открытие нового в науке, имеющего научно-практическое значение).

Каждый из компонентов предполагает деятельность ребенка и деятельность педагога. От педагогических действий во многом зависит успешность вовлечения ребенка в деятельность, инициирование его активности, формирование мотивов, выработка умений и навыков планировать, выполнять работу и добиваться поставленной цели, адекватность оценки достижений в сравнении с намеченными результатами, удовлетворенность ребенка от проделанной работы.

При инициировании активности ребенка важно соблюдать меру его усилий: не ставить слишком сложные, невыполнимые задачи; не задавать слишком легкие, близкие цели - и в том и в другом случае инициирование активности может привести к обратному эффекту. Важными умениями педагога при обеспечении целесообразной деятельности детей являются: умение вовлечь детей в эту деятельность через игровые элементы, соревнования, приемы театрализации, через приемы, связанные с любознательностью и др.; способность поддерживать мотивацию детей к преодолению возможных трудностей и др. [1, с. 51].

На этапах проектирования и непосредственного выполнения действий педагог оказывает помощь ребенку через: напоминание, совет, практический показ, совместное выполнение части задания, организацию взаимопомощи в классе. На этом же этапе целесообразны включение житейских знаний детей в систему этических бесед, опора на нравственный опыт детей при разъяснении норм морали, анализ текстов для чтения с привлечением знакомых детям ситуаций.

Для создания ситуации успеха и положительного подкрепления возможно применение следующих приемов:

• акцентирование даже минимальных достижений воспитанника;

• поощрение: комплимент, похвала, подарок;

• словесные приемы снятия страха и неуверенности;

• авансирование личности;

• подчеркивание способностей, духовных сил, черт характера;

• эмоциональное сопровождение (шутки, демонстрация чувств радости, оптимизма, проявление заботы друг о друге).

В качестве итоговой оценки деятельности детей педагог может предложить: составление отчетов в виде рисунков, аппликаций, выпуска электронной газеты, презентаций, эссе, утренник-отчет с приглашением родителей, старшеклассников, краеведов, известных людей края. С целью поощрения лучшей группе или отдельным ученикам объявляется благодарность, материал о достижениях ученика размещается на сайте школы и др.

«Подводные камни» и ограничения деятельностного подхода

На фоне выявления положительных сторон деятельностного подхода следует отметить, что нельзя абсолютизировать его значение для решения вопросов развития и воспитания личности. Так, этот подход не может дать ответа на вопрос «Что именно развивается?», то есть какое качество или психологическое свойство формируется или воспитывается, не проникая в суть самого процесса развития человека [1, с. 76]. По мнению В. И. Слободчикова, крайним проявлением деятельностного подхода стал «развивательный демонизм», то есть вера во всесилие деятельности, уверенность, что достаточно подобрать нужную деятельность и можно получить любой требуемый результат воспитания. Существует также общекультурная и общеприродная детерминация, воздействующая помимо воли и усилий «развивателей».

К числу «подводных камней» в процессе включения учащихся в деятельность по приобретению знаний о родном крае с целью их духовно-нравственного воспитания можно отнести:

• использование деятельностного подхода вне связи с другими подходами в воспитании (системным, целостным, аксиологическим, культурологическим и др). Фрагментарное обращение (от случая к случаю) к воспитательным возможностям деятельности препятствует формированию целостной личности, способной самостоятельно разрешать возникающие ситуации в соответствии с нормами морали;

• ослабление внимания со стороны педагога к внутренней (психологической) стороне деятельности. В этом случае остаются неизвестными мотивы личности, ее установки и намерения, что не позволяет судить о единстве знаний, чувств и поступков;

• недооценка значимости практических результатов выполняемой деятельности. Знания и чувства получают свое проявление и логическое завершение в поступке как ключевом компоненте духовно-нравственной сферы личности. Замечательный педагог В. А. Су-хомлинский указывал: «Если подросток один раз возмутился злом, которое увидел в жизни, выразил свое презрение, непримиримость, он должен десять раз сделать добро, утвердить в жизни добро своими поступками. Если это правило забывается, человек может вырасти болтуном, демагогом, «обличителем», который ничего не делает для торжества добра» [16, с. 189];

• преувеличение роли активности личности, противопоставление ее «спокойно-созерцательному» восприятию жизни как негативному качеству личности (активность не всегда бывает уместной и порой проявляется как желание личности «быть лучшей»). Как указывает С. Л. Рубинштейн, созерцательность не должна быть понята как пассивность, бездейственность человека. «Величие человека, его активность проявляются не только в деянии, но и в созерцании, в умении постичь и правильно отнестись ко Вселенной, к миру, к бытию» [17, с. 340]. Только в случае полноценного отношения ко всему в бытии можно говорить о полноценном человеке.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Е. Н. Землянская. - М.: Юрайт, 2015. - 507 с.

2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

3. Философский словарь [Текст] / под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

4. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2000. -176 с.

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

6. Пришвин, М. М. Избранная проза [Текст] / М. М. Пришвин. - Воронеж: ЦентральноЧерноземное кн. изд-во, 1979.

7. Вахрушев, А. А. Роль предмета «Окружающий мир» в формировании личностных и метапредметных результатов в образовательной системе «Школа 2100» [Текст] / А. А. Вахрушев // Начальная школа плюс До и После. - 2011. - № 3. - С. 5-13.

8. Сасова, И. А. Экономика. 4 класс [Текст]: тетрадь творческих заданий / И. А. Сасова, Е. Н. Землянская. - 6-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. - 80 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Величие имени (из опыта работы по воспитанию учащихся на примере жизни и деятельности известных людей родного края) / Г. И. Веденеева [и др.]; ВОИПКиПРО. - Воронеж: Воронежский гос. пед. ун-т, 2014. -144 с.

10. Yaspers, K. Die geistige Situation der Zeit [Текст] / K. Yaspers. - 3 Aufl. - В. - Lpz., 1932.

11. Вичев, В. Мораль и социальная психика / пер. с болг., общ. ред. Ю. А. Шерковина. -М.: Прогресс, 1978. - 357 с.

12. Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителя [Текст] / под ред. Н. С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982. - 223 с.

13. Строев, К. Ф. Краеведение. - М.: Просвещение, 1974. - 144 с.

14. Возрастная и педагогическая психология / под. ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.

15. Иванов, П. В. Основы школьного краеведения [Текст]: учеб. пособие / П. В. Иванов. -Петрозаводск: ПГУ, 1977. - 105 с.

16. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина [Текст] / В. А. Сухомлинский; пер. с укр. -М.: Молодая гвардия, 1971. - 336 с.

17. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1976. - 414 с.

REFERENCES

1. Zemlyanskaya E. N. Teoriya i metodika vospi-taniya mladshikh shkolnikov: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata. Moscow: Yurayt, 2015. 507 p.

2. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar

russkogo yazyka. Moscow: Azbukovnik, 1999. 944 p.

3. Frolova I. T. (Ed.) Filosofskiy slovar. Moscow: Politizdat, 1981. 445 p.

4. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Pe-

dagogicheskiy slovar. M.: Akademiya, 2000. 176 p.

5. Leontyev A. N. Deyatelnost. Soznanie. Lichnost. M.: Politizdat, 1977. 304 p.

6. Prishvin M. M. Izbrannaya proza. Voronezh: Tsentralno-Chernozemnoe kn. izd-vo, 1979.

7. Vakhrushev A.A. Rol predmeta "Okruzhayush-chiy mir" v formirovanii lichnostnykh i meta-predmetnykh rezultatov v obrazovatelnoy sisteme "Shkola 2100". Nachalnaya shkola plyus Do i Posle. 2011, No. 3, pp. 5-13.

8. Sasova I. A., Zemlyanskaya E. N. Ekonomika. 4 klass: Tetrad tvorcheskikh zadaniy. Moscow: VITA-PRESS, 2010. 80 p.

9. Vedeneeva G. I. [i dr.] Velichie imeni (iz opyta raboty po vospitaniyu uchashchikhsya na prim-ere zhizni i deyatelnosti izvestnykh lyudey rod-

nogo kraya). Voronezh: Voronezhskiy gos. ped. un-t, 2014. 144 p.

10. Yaspers K. Die geistige Situation der Zeit. 3 Aufl. V. - Lpz., 1932.

11. Vichev V. Moral i sotsialnaya psikhika (Transl. from Bulgarian, Ed. Yu. A. Sherkovin). Moscow: Progress,1978. 357 p.

12. Borisov N. S. (Ed.). Metodika istoriko-krae-vedcheskoy raboty v shkole: posobie dlya uchite-lya. Moscow: Prosveshchenie, 1982. 223 p.

13. Stroev K. F. Kraevedenie. Moscow: Prosvesh-chenie, 1974. 144 p.

14. Petrovskiy A. V. (Ed.). Vozrastnaya i peda-gogicheskaya psikhologiya. Moscow, Prosvesh-chenie, 1973. 288 p.

15. Ivanov P. V. Osnovy shkolnogo kraevedeniya: ucheb. posob. Petrozavodsk: PGU, 1977. 105 p.

16. Sukhomlinskiy V. A. Rozhdenie grazhdanina (Transl. from Ukrainian). M.: Molodaya gvard-iya, 1971. 336 p. (in Russian)

17. Rubinshteyn S. L. Problemy obshcheypsikholo-gii. Moscow: Prosveshchenie, 1976. 414 s.

Землянская Елена Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики начального обучения Московского педагогического государственного университета e-mail: Enz_888@mail.ru

Zemlyanskaya Elena N., ScD in Education, Professor, Chairperson, Pedagogy of primary education Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: Enz_888@mail.ru

Веденеева Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник Воронежского филиала Московского гуманитарно-экономического института e-mail: galina5423@mail.ru

Vedeneeva Galina I., PhD in Education, Senior Researcher, Voronezh branch, Moscow Humanitarian-Economic Institute

e-mail: galina5423@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.