Научная статья на тему 'Экскурсии как одна из форм внеурочной деятельности в контексте ФГОС'

Экскурсии как одна из форм внеурочной деятельности в контексте ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4156
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА / ПРОГРАММА ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EXCURSION / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING AND DEVELOPMENT OF THE STUDENT'S PERSONALITY / EXCURSION PROGRAM / MODERN EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селина Марина Валерьевна

Введение. В статье представлено исследование по проблеме духовно-нравственного воспитания личности школьника посредством экскурсионной деятельности. Цель статьи раскрыть значимость экскурсии как одной из форм внеурочной деятельности для развития детей не только путем духовно-нравственного воспитания, но и общеинтеллектуального, общекультурного и социального развития, что подтверждается на примере апробации программы экскурсионной деятельности для школьников «Путешествуем, узнаем, изучаем». Методология. Исследование проводится на основе комплексного экскурсионного метода, который включает в себя три основных подхода: аксиологический задача формирования ценностных отношений к духовно-нравственной культуре; системный интеграция урочной и внеурочной деятельности, анализ результатов деятельности; деятельностный предполагает включение обучающихся в разнообразные виды деятельности, использование различных форм воспитательной работы, организацию совместной деятельности детей, педагогов, родителей. В комплексе это дает возможность сосредоточить внимание не на отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом и во всей их сложности в процессе развития. Особенности этого метода в выявлении связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выборе в наблюдаемых объектах самого важного, существенного; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность и обязательное сочетание показа с рассказом. Результат заключается в духовно-нравственном развитии и воспитании личности ребенка школьного возраста посредством экскурсионной деятельности (экскурсии по православным храмам). Заключение. Автором отмечается, что проведение экскурсий направлено на реализацию требований ФГОС начального и основного среднего образования и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, способствует достижению личностных и метапредметных результатов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селина Марина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXCURSIONS AS ONE OF THE FORMS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITY IN THE CONTEXT OF FSES

Introduction. In the article, a study on a problem of spiritual and moral education of a schoolchild’s personality through excursion activities is presented. The purpose of the article is to reveal the significance of the excursion as a form of extracurricular activities for the development and upbringing of children not only through spiritual and moral education but also through general intellectual, general cultural and social development, as presented by the example of approbation of the excursion program for schoolchildren “We travel, learn and study“. Materials and Methods. The study is based on a comprehensive excursion method, which involves three main approaches: the axiological the task of forming a valuable relationship to spiritual-moral culture; the system is the integration of curricular and extracurricular activities, analysis of the results of activities; activity involves the inclusion of students in various types of activities, the use of different forms of educational work, organization of joint activities for children, teachers and parents. Together, this gives the opportunity to focus not on individual elements of knowledge, and vital phenomena, taken as a whole, in all their complexity, in the development process. The peculiarities of this method are in the identification of connection between the individual sides of objects and phenomena, in a choice of the most important and essential and of the objects to concentrate all the material around its studying; linking the newly studied material with the experience and knowledge of excursionists. At the heart of the excursion method the visibility and the obligatory combination of the show with the story are lay. Results. The result is the spiritual and moral development and upbringing of the personality of a school-age child through excursion activities (within the framework of the presented approved program, which are the excursions to Orthodox churches). Conclusions. The author notes that the excursions are aimed at the implementation of the requirements of the primary and secondary education FSES and the main provisions of the concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia, and it contributes to the achievement of personal and meta-subject results of education.

Текст научной работы на тему «Экскурсии как одна из форм внеурочной деятельности в контексте ФГОС»

УДК/uDC 371.335.7

М. В. Селина

M. Selina

ЭКСКУРСИИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В КОНТЕКСТЕ ФГОС

excursions as one of the forms of extracurricular activity

IN THE CONTEXT OF FSES

Введение. В статье представлено исследование по проблеме духовно-нравственного воспитания личности школьника посредством экскурсионной деятельности. Цель статьи — раскрыть значимость экскурсии как одной из форм внеурочной деятельности для развития детей не только путем духовно-нравственного воспитания, но и общеинтеллектуального, общекультурного и социального развития, что подтверждается на примере апробации программы экскурсионной деятельности для школьников «Путешествуем, узнаем, изучаем».

Методология. Исследование проводится на основе комплексного экскурсионного метода, который включает в себя три основных подхода: аксиологический — задача формирования ценностных отношений к духовно-нравственной культуре; системный — интеграция урочной и внеурочной деятельности, анализ результатов деятельности; деятельностный — предполагает включение обучающихся в разнообразные виды деятельности, использование различных форм воспитательной работы, организацию совместной деятельности детей, педагогов, родителей. В комплексе это дает возможность сосредоточить внимание не на отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом и во всей их сложности в процессе развития. Особенности этого метода — в выявлении связи между отдельными сторонами предметов и явлений, выборе в наблюдаемых объектах самого важного, существенного; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов. В основе экскурсионного метода лежат наглядность и обязательное сочетание показа с рассказом.

Результат заключается в духовно-нравственном развитии и воспитании личности ребенка школьного возраста посредством экскурсионной деятельности (экскурсии по православным храмам).

Заключение. Автором отмечается, что проведение экскурсий направлено на реализацию требований ФГОС начального и основного среднего образования и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, способствует достижению личностных и метапредметных результатов образования.

Introduction. In the article, a study on a problem of spiritual and moral education of a schoolchild's personality through excursion activities is presented. The purpose of the article is to reveal the significance of the excursion as a form of extracurricular activities for the development and upbringing of children not only through spiritual and moral education but also through general intellectual, general cultural and social development, as presented by the example of approbation of the excursion program for schoolchildren "We travel, learn and study".

Materials and Methods. The study is based on a comprehensive excursion method, which involves three main approaches: the axiological — the task of forming a valuable relationship to spiritual-moral culture; the system is the integration of curricular and extracurricular activities, analysis of the results of activities; activity — involves the inclusion of students in various types of activities, the use of different forms of educational work, organization of joint activities for children, teachers and parents. Together, this gives the opportunity to focus not on individual elements of knowledge, and vital phenomena, taken as a whole, in all their complexity, in the development process. The peculiarities of this method are in the identification of connection between the individual sides of objects and phenomena, in a choice of the most important and essential and of the objects to concentrate all the material around its studying; linking the newly studied material with the experience and knowledge of excursionists. At the heart of the excursion method the visibility and the obligatory combination of the show with the story are lay.

Results. The result is the spiritual and moral development and upbringing of the personality of a school-age child through excursion activities (within the framework of the presented approved program, which are the excursions to Orthodox churches).

Conclusions. The author notes that the excursions are aimed at the implementation of the requirements of the primary and secondary education FSES and the main provisions of the concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia, and it contributes to the achievement of personal and meta-subject results of education.

Ключевые слова: экскурсия, внеурочная деятельность, духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьника, программа экскурсионной деятельности, современные образовательные стандарты.

Keywords: Excursion, extracurricular activities, spiritual and moral upbringing and development of the student's personality, excursion program, modern educational standards.

Основой современных образовательных стандартов является формирование базовых компетенций современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем), коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми), организационной (умение ставить цель, планировать деятельность, полноценно использовать личностные ресурсы), самообразовательной (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную стратегию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Для обеспечения индивидуальных потребностей и интересов обучающихся в вариативную часть учебного плана образовательного учреждения включаются курсы внеурочной деятельности различной направленности.

Внеурочная деятельность организуется по основным направлениям развития личности ребенка (спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, социальному, общеинтеллектуальному, общекультурному) посредством таких форм, как экскурсии, секции, детские творческие объединения (кружки), конференции, круглые столы, соревнования, диспуты, школьные научные сообщества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезная практика [5].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) выделены базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования и основного общего образования (ФГОС НОО и ФГОС ООО) определены планируемые результаты образования, в том числе личностные и метапредметные, в частности становление у школьников осознания себя как гражданина России, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение.

В концепции ФГОС НОО и ФГОС ООО предложена структура базисного образовательного плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. Интеграция основного и дополнительного образования рассматривается как составляющая образовательного стандарта [6].

Проведение экскурсий по православным храмам направлено на реализацию перечисленных выше требований федеральных государственных образовательных стандартов и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, способствует достижению личностных и метапредметных результатов образования.

Духовно-нравственное развитие гражданина России рассматривается как процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Экскурсия — «это выход, выезд, выступление учащегося из места обыденного пребывания, в более общем смысле — путешествие, совершаемое объединенной группой ищущих знаний,

погружение в широкий мир для непосредственного изучения самостоятельным трудом и личными силами подлинных объектов, которые обозначены избранною темою, действительно, в их естественной обстановке среди природы и человеческой культуры» [6].

Сегодня экскурсия становится не только методом познания, но и методом социализации, культурной адаптации. В детском коллективе школьник имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Важной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение школьниками конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из форм обучения школьников является экскурсия.

Экскурсия — это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

Экскурсионный метод относится к комплексным методам, которые дают возможность сосредоточить внимание не на отдельных элементах знания, а на жизненных явлениях, взятых в целом, во всей их сложности, в процессе развития.

Особенности этого метода состоят в следующем: выявить связи между отдельными сторонами предметов и явлений; выбрать в наблюдаемых объектах самое важное, существенное и вокруг изучения его концентрировать весь материал; увязывать вновь изучаемый материал с опытом и знаниями экскурсантов.

В основе экскурсионного метода лежат наглядность и обязательное сочетание показа с рассказом. Преподавателю, использующему такую форму обучения, как экскурсия, необходимо учитывать в работе следующее:

а) в основе любой учебной экскурсии лежит экскурсионный метод сообщения знаний;

б) показ и рассказ являются важными элементами экскурсии;

в) движение — один из основных признаков экскурсии;

г)экскурсия на основе деятельностного подхода предполагает организацию активной познавательной деятельности учащихся, направленную на самостоятельное открытие нового знания.

Экскурсионный метод познания окружающей среды традиционен для краеведения.

Восприятие экскурсионного материала основано на сочетании трех видов психологических процессов: познавательном, эмоциональном, волевом.

Актуальность программы «Путешествуем, узнаем, изучаем» определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение обучающимися духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность духовно-нравственного воспитания.

Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития — воспитания нравственных чувств и этического сознания школьников. Она составлена с учетом федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, возрастных особенностей детей младшего и среднего школьного возраста и ориентирована на учащихся младших и средних классов. Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с разновозрастной группой детей из разных классов.

Цель программы: духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка школьного возраста через экскурсионную деятельность (в рамках данной программы — экскурсии по православным храмам).

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Познакомить детей с православными храмами родного края (города или села): с архитектурой, особенностями внутреннего устройства храмов, со святынями, историческими событиями и традициями, так или иначе связанными с конкретным православным храмом.

2. Сформировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.

3.Раскрыть значение малой родины в жизни человека, которая начинается с его родного дома, родного города (села).

4. Развивать социально-коммуникативные навыки общения детей со сверстниками и взрослыми в неформальной обстановке для дальнейшего сплочения коллектива.

Данная программа апробирована в течение 11 лет (2003-2014) в различных образовательных организациях: православные детские воскресные школы Томска и Томской области, общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования детей Томской области.

Результаты апробации программы: дети приобретают знания о принятых в обществе духовно-нравственных нормах в обществе и культуры, культурологические знания о православных храмах и святынях, воспитанники центра детского творчества занимают призовые места в областных конкурсах духовно-нравственной и художественно-эстетической направленности, воспитанники православных детских воскресных школ и обучающиеся общеобразовательных организаций участвуют в различных областных и городских мероприятиях духовно-нравственной направленности (фестивалях, олимпиадах и конференциях для школьников).

В результате реализации программы «Путешествуем, узнаем, изучаем» школьники:

— приобретают знания о принятых в обществе духовно-нравственных нормах культуры;

— учатся самостоятельно искать информацию в справочной литературе о культурно-историческом наследии родного края (города, села, области), отбирать ее, использовать;

— приобретают культурологические знания о православных храмах и святынях; опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;

— получают опыт общения с представителями конфессии;

— приобретают опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и навыки работы в команде.

Подходы к реализации программы «Путешествуем, узнаем, изучаем»:

— аксиологический подход — задача формирования ценностного отношения к духовно-нравственной культуре, родному краю, к другим людям; рассматривается как одна из важнейших в организации образовательного процесса;

— системный подход — интеграция урочной и внеурочной деятельности; анализ результатов деятельности: успехов и неудач, пассивности и активности детей, изменений в отношениях между детьми в классе, между родителями и детьми;

— деятельностный подход — предполагает включение учащихся в разнообразные виды деятельности; использование различных форм воспитательной работы; организацию совместной деятельности детей, педагогов, родителей.

В программе представлена методика проведения экскурсий, которая включает в себя:

— сущность экскурсий;

— функции экскурсий;

— виды экскурсий;

— методику проведения экскурсий;

— виды экскурсий (примеры).

Классификация учебных экскурсий зависит также от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения. С этой точки зрения выделяются два типа экскурсий.

1. Экскурсии служат средством изучения нового материала школьниками.

2. Экскурсии используются для закрепления материала, который предварительно изучен в классе.

Экскурсия может быть проведена и с другой целью: преподаватель, пользуясь картинами и схемами, излагает все вопросы на занятии, а затем организует с учащимися экскурсию с целью закрепления изложенного материала.

В программе также содержатся методические рекомендации для проведения экскурсий, которые включают составление методической разработки.

Методическая разработка представляет собой документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику проведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.

Образец методической разработки экскурсии:

Маршрут Остановка Объекты показа Время Наименование подтем и перечень основных вопросов Организационные указания Методические указания

Эффективность методической разработки зависит от правильного заполнения всех семи граф. Таким образом, проведение экскурсий направлено на реализацию перечисленных выше требований ФГОС начального и основного среднего образования и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, способствует достижению личностных и метапредметных результатов образования.

Экскурсионная деятельность реализует не только духовно-нравственное направление внеурочной деятельности, но и общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное, т. е. является комплексом и может использоваться по различным направлениям внеурочной деятельности в необходимом для каждого образовательного учреждения объеме.

Литература

1. Бахчиева О. А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения ФГОС нового поколения //Внешкольник. 2010. № 1. С. 27-31.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.

3. Ковалева А. Н. Обзорная экскурсия «Томск исторический». Томск, 2006. 29 с.

4. Павельева Н. А. Школьный туризм в Заполярье //Дополнительное образование и воспитание. 2015. № 4.С. 28-33.

5. Тивикова С. К. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ. М. : Русское слово, 2013. 127 с.

6. Шаламайко Е. Е. Опыт создания экскурсионного проекта //Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 5. С. 13-15.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Министерство образования и науки Российской Федерации, 2009.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. М. : Министерство образования и науки Российской Федерации, 2010.

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М. : Министерство образования и науки Российской Федерации, 2009.

10. Янушкявичене О. Л. Базовые основания личности человека как фактор духовно-нравственного воспитания [Электронный ресурс]. URL: http://psypness.nu/anticles/d17228.shtml (дата обращения: 10.04.2016).

References

1. Bahchieva O. A. The state system of additional education of children in conditions of the introduction of a new generation of FSES. Vneshkolnik. 2010. № 1. P. 27-31. (In Russian).

2. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a citizen of Russia [Koncepcija duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii]. Moscow: Prosveschenie, 2009. (In Russian).

3. Kovalyova A. N. Sightseeing tour "Tomsk historical" [Obzornaja jekskursija "Tomsk istoricheskij"]. Tomsk, 2006. 29 p. (In Russian).

4. Paveleva N. A. School tourism in the Arctic. Additional education and upbringing [Dopolnitelnoe obrazovanie i vospitanie]. 2015. № 4. P. 28-33. (In Russian).

5. Tivikova S. K. Organization of extracurricular activities of junior schoolchildren. Collection of programs [Organizacija vneurochnoj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov. Sbornik programm]. Moscow: Russian word, 2013. 127 p. (In Russian).

6. Shalamayko E. E. Experience in creating an excursion project. Optional Education and upbringing [Dopolnitelnoe obrazovanie i vospitanie]. 2011. № 5. P. 13-15. (In Russian).

7. Federal state educational standard of the initial general education [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija]. Moscow: The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, 2009. (In Russian).

8. Federal state educational standard of secondary (full) of general education [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshhego obrazovanija]. Moscow: The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, 2010. (In Russian).

9. Federal Law "On Education in the Russian Federation" [Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»]. Moscow: The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, 2009. (In Russian).

10. Januskeviciene O. L. Basic human personality bases as a factor of spiritual and moral education [Bazovye osnovanija lichnosti cheloveka kak faktor duhovno-nravstvennogo vospitanija]. Available at: http://>sypress.ru/articles/d17228.shtml (accessed 04.10.2016). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.