Научная статья на тему 'Формирование ценностного отношения к православной художественной культуре у младших школьников в экскурсионной деятельности'

Формирование ценностного отношения к православной художественной культуре у младших школьников в экскурсионной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ТЕМАТИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ORTHODOX ARTISTIC CULTURE / TOPICAL EXCURSION / ARTISTIC EXPERIENCE / THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Корепанов Константин Владиленович

Предметом рассмотрения статьи является содержание работы по формированию ценностного отношения к православной художественной культуре у младших школьников в экскурсионной деятельности. Методами исследования являются анализ, обобщение материала по использованию потенциала экскурсионной деятельности в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Методология работы основана на деятельностном подходе в освоении ценностей православной художественной культуры в процессе тематической экскурсии, что открывает обучающимся возможность личного переживания художественных образов носителей духовной традиции. Результаты работы: авторами предложена методика формирования ценностного отношения к православной художественной культуре у младших школьников в экскурсионной деятельности, включающая четыре этапа с соотносящимися между собой формами и методами организации данного процесса: подготовительный (методы этической беседы, размышления о предмете искусства духовной традиции, создания проблемных ситуаций на занятии, эвристической беседы, диспута); организационный (методы ролевой, имитационно-моделирующей игры); событийный (методы диалога, эмоционально-катарсического переживания художественных образов); деятельностно-рефлексивный (методы ассоциаций, нравственно-эстетического суждения, самовыражения и визуализации собственной нравственной позиции в продуктах творчества, в индивидуальных и коллективных творческих проектах). Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (художественное образование и эстетическое воспитание).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Корепанов Константин Владиленович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUE-ORIENTED ATTITUDE TO THE ORTHODOX ARTISTIC CULTURE IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN EXCURSIONS

The article deals with the content of work on the formation of the value-oriented attitude to the Orthodox artistic culture in junior schoolchildren in the process of excursions. The methods of research are analysis and generalization of material on the use of excursion activity potential in spiritual and moral education of pupils. The methodology of work is based on the activity approach to the acquisition of the values of the Orthodox artistic culture in the process of topical excursion, which opens up the possibility of studying the personal experience of artistic images the carriers of spiritual traditions. As a result of their work, the authors propose a method of formation of the value-oriented attitude to the Orthodox artistic culture in junior schoolchildren in the process of excursions, including four stages with correlated forms and methods of organization of the process: preparatory (methods of ethical talk, reflections about the object of the art of spiritual tradition, creation of problem-based situations in the classroom, heuristic talk, or dspute); organizational (role-playing techniques, and simulation and modeling games); event-driven (methods of dialogue, emotional and cathartic experience of artistic images); activity-reflective (methods of association, moral and aesthetic judgment, self-expression and visualization of one’s own moral position in creative products in individual and group creative projects). The sphere of application of results: theory and methods of training and education (artistic education and aesthetic education).

Текст научной работы на тему «Формирование ценностного отношения к православной художественной культуре у младших школьников в экскурсионной деятельности»

УДК 37.034:371.335.7-053 «465.07/.11»

ББК Ч420.061 +Ч420.274+Ч420.051 ГСНТИ 14.25.09 Код ВАК 13.00.02

Куприна Надежда Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: nkbv@mail.rupedobraz@uspu.ru.

Корепанов Константин Владиленович,

аспирант кафедры эстетического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: karti67@mail.ru.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРАВОСЛАВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: православная художественная культура, тематическая экскурсия, художественное переживание, формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников.

АННОТАЦИЯ. Предметом рассмотрения статьи является содержание работы по формированию ценностного отношения к православной художественной культуре у младших школьников в экскурсионной деятельности. Методами исследования являются анализ, обобщение материала по использованию потенциала экскурсионной деятельности в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Методология работы основана на деятельностном подходе в освоении ценностей православной художественной культуры в процессе тематической экскурсии, что открывает обучающимся возможность личного переживания художественных образов - носителей духовной традиции. Результаты работы: авторами предложена методика формирования ценностного отношения к православной художественной культуре у младших школьников в экскурсионной деятельности, включающая четыре этапа с соотносящимися между собой формами и методами организации данного процесса: подготовительный (методы этической беседы, размышления о предмете искусства духовной традиции, создания проблемных ситуаций на занятии, эвристической беседы, диспута); организационный (методы ролевой, имитационно-моделирующей игры); событийный (методы диалога, эмоционально-катарсического переживания художественных образов); деятельностно-рефлексивный (методы ассоциаций, нравственно-эстетического суждения, самовыражения и визуализации собственной нравственной позиции в продуктах творчества, в индивидуальных и коллективных творческих проектах). Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (художественное образование и эстетическое воспитание).

Kuprina Nadezhda Grigor'evna

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Korepanov Konstantin Vladilenovich,

Post-graduate Student of Department of Aesthetic Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

FORMATION OF VALUE-ORIENTED ATTITUDE TO THE ORTHODOX ARTISTIC CULTURE IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN EXCURSIONS

KEYWORDS: Orthodox artistic culture, topical excursion, artistic experience, the formation of spiritual and moral values in junior schoolchildren.

ABSTRACT. The article deals with the content of work on the formation of the value-oriented attitude to the Orthodox artistic culture in junior schoolchildren in the process of excursions. The methods of research are analysis and generalization of material on the use of excursion activity potential in spiritual and moral education of pupils. The methodology of work is based on the activity approach to the acquisition of the values of the Orthodox artistic culture in the process of topical excursion, which opens up the possibility of studying the personal experience of artistic images - the carriers of spiritual traditions. As a result of their work, the authors propose a method of formation of the value-oriented attitude to the Orthodox artistic culture in junior schoolchildren in the process of excursions, including four stages with correlated forms and methods of organization of the process: preparatory (methods of ethical talk, reflections about the object of the art of spiritual tradition, creation of problem-based situations in the classroom, heuristic talk, or dspute); organizational (role-playing techniques, and simulation and modeling games); event-driven (methods of dialogue, emotional and cathartic experience of artistic images); activity-reflective (methods of association, moral and aesthetic judgment, self-expression and visualization of one's own moral position in creative products in individual and group creative projects). The sphere of application of results: theory and methods of training and education (artistic education and aesthetic education).

■роблема формирования у детей ной политике. В важнейших нормативно-

_ ценностного отношения к нацио- правовых документах, среди которых На-

нальной духовной и культурной традиции циональная доктрина образования, «Кон-

выступает в качестве приоритетной в со- цепция духовно-нравственного развития и

временной государственной образователь- воспитания личности гражданина России»,

И!

© Куприна Н. Г., Корепанов К. В., 2016

«Концепция развития образования в сфере искусства и культуры в РФ на 20082015 г.», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2010 г.», решение задачи возрождения культурных традиций и приобщения к ним подрастающего поколения рассматривается как условие преодоления трудностей в экономике, политике, демографии и общественной жизни.

Православная художественная культура как носительница вечных, истинных ценностей и неотъемлемая часть отечественной культуры обладает огромными возможностями в формировании «высоконравственной личности, укорененной в духовных и культурных традициях многонационального народа России» - в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом [5, с. 4]. Воспитательный потенциал православной художественной культуры исследован и раскрыт в трудах отечественных философов Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, П. Флоренского, в работах современных исследователей - Т. В. Ефимовой, И. А. Пархоменко, Л. В. Суровой, Л. Л. Шевченко, Н. А. Федосовой. На материале православной художественной культуры выстраивается содержание современных учебников и методических пособий по предметам «Основы религиозной культуры и светской этики», «Духовно-нравственные основы культуры народов России» (Н. А. Бенедиктов, Т. В. Дорофеева, Э. П. Козлов, А. Кураев, С. Т. Пого-релов, Л. И. Романова, М. М. Сысоева, А. И. Шемшурина). Формирование ценностного отношения у детей к православной художественной культуре рассматривается исследователями как значимый компонент духовно-нравственного развития личности.

Сущность процесса формирования ценностного отношения обучающихся к сферам окружающей жизни, обладающим воспитательным потенциалом, раскрыта в педагогических исследованиях (Б. И. Додонов, А. В. Кирьякова, О. П. Филатова, О. Г. Хмелева, Н. Е. Щуркова и др.) Согласно современным научным теориям, приобщение к духовно-нравственным ценностям, воплощенным в произведениях искусства, происходит в процессе художественно-эстетического переживания. «В художественном переживании аккумулируются и закрепляются субъективно окрашенные представления личности о мире, оформляется личностно значимое ценностное отношение к миру, которое затем реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром» [7, с. 140]. При этом ученые подчеркивают особую эстетическую восприимчивость, свойственную детям младшего школьного воз-

раста, значение художественно-эстетического переживания в этом возрасте для усвоения этических норм и образцов поведения. В работах Е. П. Кабковой, Н. Г. Куприной, А. А. Мелик-Пашаева, Л. П. Печко, С. Т. Погорелова, Б. П. Юсова раскрывается роль искусства в формировании ценностного сознания у младших школьников, акцентируется необходимость «деятельности переживания как созидающей личность ребенка в ее ценностной направленности» [11, с. 14].

Эффективным средством погружения младших школьников в деятельность художественно-эстетического переживания и формирования на этой основе ценностного отношения к православной художественной культуре выступает тематическая экскурсия. Тематическая экскурсия характеризуется как «наглядный процесс познания окружающего мира человеком» на основе чувственного восприятия объектов в соответствии с определенной темой [13, с. 24]. Экскурсия предполагает «изучение различных предметов и явлений в естественных условиях» и связанное с этим передвижение в пространстве [10, с. 758.], коллективную форму восприятия, совместное переживание явлений, наглядность, эмоциональность этого процесса, что при умелом руководстве экскурсовода приводит к «ощущению величия значения исторического события» или культурного феномена [4, с. 36]. Анализ исследований, раскрывающих воспитательный потенциал экскурсии, позволяет сделать вывод о том, что форма экскурсии задает оптимальные условия для создания ситуации художественно-эстетического переживания произведений духовной традиции: чувственное, эмоциональное погружение в процесс встречи с художественным объектом или явлением, переживание этой встречи как личностно значимого события, нравственно-эстетическая оценка данного явления, соотнесение его с культурной традицией и личным видением, эмоциональный подъем, связанный с приобщением к духовным смыслам, обогащение духовного опыта через культурное со-участие.

В исследованиях, раскрывающих воспитательный потенциал экскурсии, подчеркивается роль экскурсовода, призванного создавать эмоциональный настрой для восприятия объекта или явления, расставлять смысловые акценты в изложении фактов, передавать аудитории свое отношение к воспринимаемому [1]. Это положение легло в основу разработанной нами методики формирования ценностного отношения к православной художественной культуре у младших школьников в экскурсионной деятельности. Роль учителя определена в ней

как ключевая. Воспитать человека в культурной и духовной традиции его народа способен только человек, сам принадлежащей этой культуре, не только любящий ее или понимающий, но знающий изнутри, принадлежащий духовно-нравственной традиции данной культуры опытом своей жизни. Формирование ценностного отношения у обучающихся к православной художественной культуре должно осознаваться педагогом (классным руководителем или специалистом по воспитательной работе с обучающимися) как некая миссия, которая не может ограничиваться задачами непосредственного проведения экскурсии, но расширяется до задач духовного наставничества в процессе организации всего цикла воспитательного мероприятия как духовного события, включающего его подготовку, непосредственное со-участие, моменты рефлексии, творческой интерпретации школьниками полученных знаний и впечатлений [1].

Мы предлагаем поэтапное выстраивание работы по формированию ценностного отношения у обучающихся к православной художественной культуре в экскурсионной деятельности.

Первый этап - подготовительный - связан с задачей формирования у обучающихся интереса к предстоящей экскурсии (содержанием которой является посещение православного храма, монастыря, центров православной культуры, музеев изобразительного искусства, концертов духовной музыки и пр.) Определяющим фактором в реализации данной задачи является личность учителя, его собственная заинтересованность в предстоящем событии. Для младшего школьника, в силу его психовозрастных особенностей, любой объект, находящийся за пределами его реально прожитого опыта, не будет интересен сам по себе. Интерес к объекту предстоящей экскурсии у ребенка неразрывно связан с интересом к личности учителя, организующего это событие, наличием единства «духовной жизни воспитателя и воспитанников, которое выражается в единстве их идеалов стремлений, интересов, мыслей переживаний» [14, с. 505]. При этом свой авторитет в качестве носителя духовной культурой учителю необходимо подкрепить мастерством, вдохновением и творческой интуицией в создании особой атмосферы доверия, высокого градуса эмоционально-нравственной отзывчивости в ситуациях общения со школьниками по поводу предстоящего события - встречи с художественными произведениями духовной традиции.

Психологическая доминанта данного возраста - интерес к общению, которое, в свою очередь, не мыслится школьниками вне какой-либо совместной деятельности [6,

с. 48]. Такой совместной деятельностью на подготовительном этапе выступают коллективные обсуждения исследовательских проектов обучающихся, связанных с изучением художественного объекта экскурсии (истории создания, духовно-нравственного предназначения, стилистических особенностей и пр.), разработкой маршрута следования к нему. При организации общения педагога и детей на первом этапе используются методы этической беседы, размышления о предмете искусства духовной традиции, создания проблемных ситуаций на занятии, эвристической беседы, диспута.

Второй этап - организационный - связан с задачей формирования устойчивой мотивации детей к встрече с художественным объектом духовной традиции, которая решается в коллективном общении детей и взрослых (учителей, родителей) на пути следования к избранному объекту посещения.

Специфика существования объектов православной художественной культуры связана с их культовым предназначением. Поэтому такие виды экскурсии, как посещение концерта духовной музыки или музея с произведениями изобразительного искусства, не представляются исчерпывающими в достижении поставленной цели -формирования у детей ценностного отношения к православной художественной культуре. Наиболее оптимальна, на наш взгляд, тематическая экскурсия, которая предполагает изучение художественного объекта в ценностно-смысловом контексте его существования, а в случае с приобщением к православной художественной культуре - приобретает черты путешествия-паломничества к святым местам.

Создание ситуаций коллективного общения детей и взрослых во время следования к месту назначения - момент, часто опускаемый организаторами экскурсии. В лучшем случае, это время используется для изложения экскурсоводом дополнительных сведений о предстоящем событии, где остальным участникам отводится пассивная роль слушателей. В путешествии, носящем черты паломничества к святым местам -встрече с художественными объектами духовной традиции - такой событийный вакуум невозможен. Возникновение паузы в совместном переживании ожидаемого может привести к снижению эмоционального накала и свести «на нет» созданную ранее атмосферу доверия и увлеченности.

Ведущим методом организации детей и взрослых на данном этапе выступает метод имитационно-моделирующей игры, связанный с освоением правил поведения группы в условиях предстоящего события. Проблема заключается в том, что из при-

вычной, освоенной среды детям предстоит попасть в незнакомые и непривычные условия. Дети младшего школьного возраста очень легко воспринимают правила игры (спортивной, коммуникативной, дворовой, ритуальной, компьютерной). Имитационно-моделирующая игра создает воспитывающую ситуацию в виде проблемы, над которой детям предстоит задуматься и выработать коллективные решения в соотнесении с уже освоенными представлениями. Мастерство педагога в данном случае состоит в том, чтобы через воспитывающие игровые ситуации снять возникающие у детей недоумения, сомнения, помочь преодолеть страхи и освоить поведенческие модели, которые необходимы при посещении храма, монастыря или духовного центра, где обучающимся предстоит встреча с художественными объектами духовной традиции.

Третий этап - событийный - связан с задачей формирования личностного отношения к художественным образам - носителям духовно-нравственных ценностей.

Значимым на данном этапе выступает метод эмоционально-катарсического переживания художественных образов - носителей духовно-нравственных ценностей. Главный принцип эстетического восприятия - эмоциональный контакт с художественным объектом, погружение в переживания при общении с ним, стимуляция внутреннего, личностного диалога ребенка со смыслами художественного произведения.

Педагогическое мастерство учителя заключается в умении создать необходимый настрой на восприятие художественного произведения, создать условия для непосредственного, яркого эмоционального переживания встречи и общения с ним. В момент собственно встречи деятельность учителя должна состоять в том, чтобы, не разрушая сложившейся общности, отступить в тень настолько, чтобы состоялась и личная встреча, и личное переживание каждым ребенком художественных образов - носителей духовной традиции. При этом важна эмоциональная вовлеченность самого учителя в переживание встречи с духовной ценностью, воплощенной в художественном объекте.

Необходимым содержательным компонентом данного этапа является обсуждение пережитого непосредственно после события. Личностному погружению ученика в смыслы культуры, явленной в художественных образах, способствует метод «диалога» на самых

разных уровнях: учитель - ученик, ученик -ученик, ученик - художественный образ и т.д.

Четвертый этап - деятельностно-рефлексивный - ориентирован на формирование у школьников умений самостоятельного ценностного выбора в проблемных ситуациях. Этот этап начинается в тот момент, как начинает обратный путь, но, начавшись, может никогда не окончится, ибо последствия «встречи» могут переживаться на протяжении всей человеческой жизни. Формально же четвертый этап включает в себя путь обратно и совместную рефлексию по возвращении. На обратном пути продолжается рецепция виденного, слышанного, пережитого - рецепция встречи, которая произошла с тем феноменом духовной культуры народа, к которому была совершена экскурсия.

По возвращению в привычные условия школьного уклада рефлексия прошедшего события может быть выражена в активной художественно-эстетической деятельности, способной «задействовать» имеющийся в жизненном багаже обучающихся опыт художественного восприятия, духовно-нравственного переживания, ценностного обобщения художественных явлений, самоанализа в процессе общения с ними (методы ассоциаций, нравственно-эстетического суждения, самовыражения и визуализации собственной нравственной позиции в продуктах творчества, в индивидуальных и коллективных творческих проектах).

Обобщая сказанное, сделаем выводы.

Экскурсия открывает возможность для интенсивного и глубокого личного переживания духовного опыта людей, осуществивших в коллективной памяти народа его воспитательный идеал, людей, чья жизнь и деятельность была духовно, культурно и исторически значима для развития России. Экскурсия способна расширить ценностно-смысловое пространство взаимодействия взрослых и детей, создать «культурообра-зующую среду», без которой, по словам А. Дистерверга, никакое нравственное воспитание невозможно в принципе [3, с. 148].

Ключевая роль в организации тематической экскурсии принадлежит педагогу -носителю духовной культуры, наставнику детей, помогающему ребенку на всех этапах воспитательного мероприятия получить собственный экзистенциальный опыт, личное переживание художественных образов - носителей духовной традиции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верин-Галицкий Д. В. Педагогическая рефлексия в пространстве детского туристского коллектива. URL: http://shperk.ru/friends/2010/04/chelovek-kak-vospitatel-i-vospituemyj-pedagogicheskaya-refleksiya-poxoda/.

2. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения / / Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 2. С. 110-115.

3. Дистерверг А. О природосообразности и культуросообразности в воспитании. Три заметки о воспитании и стремлениях учителей // История социальной педагогики : хрестоматия-учебник : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. M. А. Галагузовой. M. : ВЛАДОС, 200l. С. l8l-20l.

4. Емельянов Б. В. Экскурсоведение : учебное пособие. 5-е изд. M. : Советский спорт, 2004. 2l6 с.

5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. А. Данилюк, А. M. Кондаков, В. А. Тишков. M. : Просвещение, 20ll. 24 с.

6. Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие. изд. З-е, исправл. и доп. Ростов н/Д : Издательский центр «^арТ»; Феникс, 20l0. 256 с.

7. Куприна H. Г. Hравственное становление младших подростков в условиях педагогически организованной художественно-эстетической среды в школе // Педагогическое образование в России. 20l4. № l2. С. 138-143.

8. Mосолкина Т. В. Туризм и культурное наследие. От средневековых паломничеств к современному туризму // Все о туризме. Туристическая библиотека. URL: http://tourliЪ•net/statti_tourism/mosolkina•htm•

9. Пархоменко И. А. К вопросу об определении понятия «духовно-нравственное воспитание младших школьников» / / Mир науки, культуры и образования. 2009. № 5. С. 184-18б.

10. Педагогическая энциклопедия. M. : Советская энциклопедия. В 4-х тт., l968. Т. 4. 868 с.

11. Погорелов С. Т. Теория и практика социокультурного подхода в системе образования Свердловской области. Перспективы развития проекта «Урал. Человек. Истоки» // Социокультурный подход в современном образовании: опыт реализации регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки» : материалы научно-практической конференции. 25 апреля 2007 года / Институт развития регионального образования Свердловской области. Екатеринбург, 2007. С. 7-17.

12. Пустовалов В. M. Духовно-нравственное становление личности будущего учителя: теория и практика : автореферат дис. ... доктора пед. наук. Оренбург, 2002. 52 с.

13. Савина H. В. Экскурсоведение : учебно-практическое пособие. Mинск : БГЭУ, 2004. 254 с.

14. Сухомлинский В. А. Я твердо верю в силу воспитания // История социальной педагогики : хрестоматия-учебник : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. M. А. Галагузовой. M. : ВЛАДОС, 200l. С. 50l-522.

15. Федосова H. А. Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе // Портал: «Время и Время». URL: http://www•verav•ru/common/mpuЪlic•php?num=ll•

16. Флоренская Т. А. Слово и молчание в диалоге // Русская православная психология URL: http: //dusha-orthodox.ru/.

LITERATURA

1. Verin-Galitskiy D. V. Pedagogicheskaya refleksiya v prostranstve detskogo turistskogo kollektiva. URL: http://shperk.ru/friends/20l0/04/chelovek-kak-vospitatel-i-vospituemyj-pedagogicheskaya-refleksiya-poxoda/.

2. Gagarina K. E. Rol' uchitelya v dukhovno-nravstvennom vospitanii podrastayushchego pokoleniya // Molodoy uchenyy. 20ll. № 3. T. 2. S. П0-115.

3. Disterverg A. O prirodosoobraznosti i kul'turosooЪraznosti v vospitanii. Tri zametki o vospitanii i stremleniyakh uchiteley // Istoriya sotsial'noy pedagogiki : khrestomatiya-uchebnik : uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy / Pod red. M. A. Galaguzovoy. M. : VLADOS, 2001. S. 181-201.

4. Emel'yanov B. V. Ekskursovedenie : uchebnoe posobie. 5-e izd. M. : Sovetskiy sport, 2004. 21б s.

5. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii / A. A. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. M. : Prosveshchenie, 20ll. 24 s.

6. Kukushin V. S. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost' : uchebnoe posobie. izd. 3-e, is-pravl. i dop. Rostov n/d : Izdatel'skiy tsentr «MarT»; Feniks, 20l0. 256 s.

7. Kuprina N. G. Nravstvennoe stanovlenie mladshikh podrostkov v usloviyakh pedagogicheski organizovannoy khudozhestvenno-esteticheskoy sredy v shkole // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № l2. S. l38-l43.

8. Mosolkina T. V. Turizm i kul'turnoe nasledie. Ot srednevekovykh palomnichestv k so-vremennomu turizmu // Vse o turizme. Turisticheskaya biblioteka. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/mosolkina.htm.

9. Parkhomenko I. A. K voprosu ob opredelenii ponyatiya «dukhovno-nravstvennoe vospitanie mladshikh shkol'nikov» // Mir nauki, kul'tury i obrazovaniya. 2009. № 5. S. i84-i86.

10. Pedagogicheskaya entsiklopediya. M. : Sovetskaya entsiklopediya. V 4-kh tt., 1968. T. 4. 868 s.

11. Pogorelov S. T. Teoriya i praktika sotsiokul'turnogo podkhoda v sisteme obrazovaniya Sverdlovskoy oblasti. Perspektivy razvitiya proekta «Ural. Chelovek. Istoki» // Sotsiokul'-turnyy podkhod v sovremennom obrazovanii: opyt realizatsii regional'nogo obrazovatel'nogo proekta «Ural. Chelovek. Istoki» : materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 25 aprelya 2007 goda / Institut razvitiya regional'nogo obrazovaniya Sverdlovskoy oblasti. Ekaterinburg, 2007. S. 7-17.

12. Pustovalov V. M. Dukhovno-nravstvennoe stanovlenie lichnosti budushchego uchitelya: teoriya i praktika : avtoreferat dis. ... doktora ped. nauk. Orenburg, 2002. 52 s.

13. Savina N. V. Ekskursovedenie : uchebno-prakticheskoe posobie. Minsk : BGEU, 2004. 254 s.

14. Sukhomlinskiy V. A. Ya tverdo veryu v silu vospitaniya // Istoriya sotsial'noy pedagogiki : khrestomatiya-uchebnik : uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy / Pod red. M. A. Galaguzovoy. M. : VLADOS, 2001. S. 501-522.

15. Fedosova N. A. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie v obshcheobrazovatel'noy shkole // Portal: «Vremya i Vremya». URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=ll.

16. Florenskaya T. A. Slovo i molchanie v dialoge // Russkaya pravoslavnaya psikhologiya URL: http: //dusha-orthodox.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.