Научная статья на тему 'Организация социального партнерства школы, семьи и православного прихода по нравственному воспитанию младших школьников в рамках курса "Основы православной культуры"'

Организация социального партнерства школы, семьи и православного прихода по нравственному воспитанию младших школьников в рамках курса "Основы православной культуры" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
592
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА С РОДИТЕЛЯМИ / JOB ORTHODOX PARISH WITH HIS PARENTS / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / YOUNGER STUDENT / ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ / FUNDAMENTALS OF ORTHODOX CULTURE / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL EDUCATION / СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ / COOPERATION OF SCHOOLS / ЦЕРКВИ / CHURCHES / РОДИТЕЛЕЙ / PARENTS / ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОСПИТАНИЕ / THE FAMILY INFLUENCE ON EDUCATION / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКВИ / SOCIAL ACTIVITY OF THE CHURCH / ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ORTHODOX PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парамонов Иван Федорович

В статье раскрываются особенности работы православного прихода с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в рамках курса «Основы православной культуры». Влияние родителей на становление и развитие личности ребенка несомненно, в статье показана необходимость системной и продуманной работы прихода с родителями учащихся, как на уроках курса, так и во внеклассной деятельности. Представлена специфика взаимодействия прихода с родителями на каждом этапе формирования нравственных качеств младших школьников в процессе изучения основ православной культуры. Предлагается конкретная система форм и методов работы с родителями в сфере нравственного воспитания младших школьников. Обеспечение условий духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в области образования. В современных социокультурных условиях поиска механизмов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения одним из путей становится обращение к потенциалу православной культуры и воспитательному потенциалу семьи. Поэтому задача статьи заключается в том, чтобы показать возможные пути взаимодействия трех социальных субъектов воспитания семьи, школы и православного прихода в создании условий духовно-нравственного развития учащихся и их воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парамонов Иван Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SOCIAL PARTNERSHIP OF SCHOOL, FAMILY AND PARISH IN THE MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE COURSE "FUNDAMENTALS OF ORTHODOX CULTURE"

The article reveals the peculiarities of the work of the Orthodox parish with parents on the moral education of younger schoolboys in the course "fundamentals of Orthodox culture". Shows the need for a systematic and deliberate work of the parish with parents of students as the lessons and in extracurricular activities. Are the specificity of the interaction of the parish with parents at each of the stages of formation of moral qualities of younger schoolchildren in the process of studying of bases of Orthodox culture. Proposed a specific system of forms and methods of work with parents in the field of moral education of younger students. Providing conditions for spiritually-moral development and education of the person citizen of Russia is a key task of the modern state policy of the Russian Federation in the field of education. In the "concept of spiritually-moral development and education of the person citizen of Russia" (A. Y. Danilyuk, A. Kondakov, V. A. Tishkov), formulated the main challenges to modern society: the moral disintegration of society, the low level of trust and social solidarity, the violation of the continuity of generations, the social mechanisms of translation of national spiritual traditions and cultural practices, low level of civil and Patriotic consciousness and constructive social behavior, it is shown that the content of spiritually-moral development, education and socialization are the values stored in the religious, ethnic, cultural, family, social traditions and passed from generation to generation. They are defined as the basic national values.

Текст научной работы на тему «Организация социального партнерства школы, семьи и православного прихода по нравственному воспитанию младших школьников в рамках курса "Основы православной культуры"»

УДК 37.017.93

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ПРАВОСЛАВНОГО ПРИХОДА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

© 2016

Парамонов Иван Федорович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теологии Негосударственное частное учреждение - образовательная организация высшего образования «Миссионерский институт», Екатеринбург (Россия)

Аннотация. В статье раскрываются особенности работы православного прихода с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в рамках курса «Основы православной культуры». Влияние родителей на становление и развитие личности ребенка несомненно, в статье показана необходимость системной и продуманной работы прихода с родителями учащихся, как на уроках курса, так и во внеклассной деятельности. Представлена специфика взаимодействия прихода с родителями на каждом этапе формирования нравственных качеств младших школьников в процессе изучения основ православной культуры. Предлагается конкретная система форм и методов работы с родителями в сфере нравственного воспитания младших школьников. Обеспечение условий духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в области образования. В современных социокультурных условиях поиска механизмов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения одним из путей становится обращение к потенциалу православной культуры и воспитательному потенциалу семьи. Поэтому задача статьи заключается в том, чтобы показать возможные пути взаимодействия трех социальных субъектов воспитания - семьи, школы и православного прихода в создании условий духовно-нравственного развития учащихся и их воспитании.

Ключевые слова: работа православного прихода с родителями, младший школьник, основы православной культуры, нравственное воспитание, сотрудничество школы, Церкви, родителей, влияние семьи на воспитание, социальная деятельность Церкви, православная педагогика.

ORGANIZATION OF SOCIAL PARTNERSHIP OF SCHOOL, FAMILY AND PARISH IN THE MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS IN THE COURSE «FUNDAMENTALS OF ORTHODOX CULTURE»

© 2016

Paramonov Ivan Fedorovich, candidate of pedagogical sciences, associate Professor of theology

Non-state private institution - educational institution of higher education «Missionary Institute»,

Yekaterinburg (Russia)

Abstract. The article describes the features of the Orthodox parish with parents on moral education of younger schoolboys in the course "Fundamentals of Orthodox Culture". The influence of parents on the formation and development of the child's personality surely article shows the need for a systematic and deliberate work of joining with parents as to the course lessons and in extra-curricular activities. Submitted by the specificity of interaction with the arrival of the parents at each stage of the formation of moral qualities of the younger students in the process of learning the basics of Orthodox culture. It offers specific system of forms and methods of work with parents in the moral education of younger schoolboys. Ensuring conditions of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia is a key task of modern state policy of the Russian Federation in the field of education. In the current socio-cultural conditions of the search mechanisms of spiritual and moral upbringing of the younger generation is becoming one of the ways to appeal to the potential of the Orthodox culture and the educational potential of the family. Therefore, the task of this article is to show possible ways of interaction between the three social actors of education - the family, the school and the Orthodox parish in the creation of conditions for spiritual and moral development of students and their education.

Key words: job Orthodox parish with his parents, a younger student, the fundamentals of Orthodox culture, moral education, cooperation of schools, Churches, parents, the family influence on education, social activity of the Church, Orthodox pedagogy.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), сформулированы основные «вызовы» современному обществу: морально-нравственная дезинтеграция общества, низкий уровень доверия и социальной солидарности, нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта, низкий уровень гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения, показано, что содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Они определяются как базовые национальные ценности.

Отметим, что Концепция является методологической основой разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и представляет собой ценностно-нормативную базу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обе-

спечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Необходимо особо подчеркнуть, что впервые в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) цель образования начинается со слова «воспитание»: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

О несомненном влиянии семьи на становление и развитие личности ребенка и о том, что семья - первейший и важнейший институт социализации, много сказано в трудах богословов, педагогов, психологов (прот. В. Зеньковский, С.С. Куломзина, Н.И. Пирогов, Л.Сурова, К.Д. Ушинский, игумен Ев. Шестун, Л.Ф. Шеховцова и другие). Но лишь в последнее время привычная формула «педагог - ученик» стала преобразовываться в формулу «педагог - ученик - родители», отмечается введение инноваций в учебно-воспитательный процесс, среди которых - разработка новых форм работы с родителями.

Несмотря на единодушие педагогов и организаторов образовательной сферы в необходимости взаимодействия семьи и школы, в реальности часто можно наблюдать обратное. Далеко не все учебные заведения стремятся на должном уровне выстраивать взаимодействие с семьей и другими социальными институтами (напри-

мер, с Церковью, учреждениями культуры и искусства). Родители в условиях экономического и материального неблагополучия стараются «самоустраниться» в вопросах воспитания и развития детей, перекладывая эти вопросы на профессионалов - работников образовательных учреждений. Отметим, что на сегодняшний день у родителей существуют стереотипы восприятия культурологических и нравственно-эстетических предметов («Основы религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», «Литература» и др.), входящих в школьную программу, как второстепенных и «незначимых». Между тем, именно данные учебные курсы призваны сформировать гражданскую позицию, национальную идентичность, дать код для осмысления накопленного исторического опыта, представленного в произведениях мировой и отечественной художественной культуры. Новый Федеральный государственный образовательный стандарт акцентирует внимание на вопросах воспитания школьников, а также участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Активное вовлечение родителей и социальных партнеров (ими могут выступить православные приход в городе или сельской местности) в школьный образовательно-воспитательный процесс сегодня актуально и педагогически целесообразно.

В последнее десятилетие в России широкое распространение получило преподавание в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях курса «Основы православной культуры» (или подобных курсов с иным названием). Несмотря на то, что курсы такого рода определяются как курсы культурологической направленности, споры по поводу целесообразности их преподавания не утихают. В понимании многих родителей и даже педагогов, курс «Основы православной культуры» представляет собой преподавание «Закона Божьего», что влечет за собой нарушение прав ребенка, нарушение принципов толерантности, распространение религиозной нетерпимости, нарушение светскости государства и образования в России.

Однако значение внедрения курса «Основы православной культуры» было утверждено на высшем уровне. Решение об экспериментальной апробации принято в середине июля 2009 года, Президент России Д.А. Медведев принял решение поддержать идею преподавания в школах России «Основ религиозных культур и светской этики». Одним из шести модулей курса является модуль «Основы православной культуры» (ОПК). Решение о выборе модуля принимают семьи учащихся. Сегодня практика изучения курса «ОПК» по выбору семьи закреплена законодательно.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» в статье 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования», в пунктах 1 и 2 указывает:

1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

2. Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

Для нас важным является пункт 6, в котором говорится о возможности взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в организации духовно-нравственного воспитания: к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.

Указанное законодательное положение конкретизируется письмом Минобрнауки от 21 мая 2010 г. № 031032. «Важно организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в решении следующих задач:

- обеспечения свободного выбора родителями школьников изучения их детьми модулей по основам религиозных культур в рамках апробации курса;

- организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса;

- аккумуляции и развития полученного в регионах опыта по разработке методических материалов в дополнение к существующему учебно-методическому обеспечению курса».

Это обусловлено объективными обстоятельствами: выдающимся значением православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества и государства, местом православной культуры в отечественном историческом и культурном наследии, а также тенденцией ориентации российского образования на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании.

Особенность курса «Основы православной культуры» - в его высоком нравственно-воспитательном потенциале (А. В. Бородина, С.А. Ефименкова, протод.А. Кураев, Л.В. Сурова и др.). Цель и задачи курса обусловлены приоритетом воспитания над обучением. Курс «Основы православной культуры» интегрирует необходимые учащимся знания о русской культуре, ее особенностях, традициях и ценностях. При этом речь идет о системе ценностей и нравственных качеств, традиционных для нашей страны, а также о широком спектре средств нравственного воспитания.

Привлечение родителей к воспитательной работе школы востребовано в рамках любой образовательной дисциплины, однако, в рамках курса «Основы православной культуры» обосновано еще и тем, что целью данного курса является создание условий для нравственного становления личности учащегося. И здесь необходимо говорить о единстве педагогических воздействий в нравственном воспитании со стороны педагогов и родителей.

Среди существующих в настоящее время направлений организации работы педагогов по взаимодействию с родителями учащихся мы выделяем наиболее актуальные в рамках изучения курса «Основы православной культуры»: использование доступных и наиболее эффективных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуально работе с родителями; организация психолого-педагогического просвещения родителей; создание системы массовых мероприятий с привлечением родителей, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и

учащихся; выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания; внедрение в семейное и школьное воспитание традиций православной педагогики; оказание помощи родителям в формировании духовно-нравственного образа жизни семьи; использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную работу и творчество с детьми, социально-значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

Тенденцией современного учебно-воспитательного процесса является личностный подход не только к учащимся, но и к их семье. Однако большинство школьных и классных мероприятий, направленных на социализацию ребенка, освещение и решение актуальных социальных проблем, по-прежнему проходят формально. Выражение В. Караковского «заурочевание воспитания» очень точно характеризует формализм, процветающий в современной школе: «урок мужества», «урок доброты», «урок этики» вместо создания среды для реального проявления мужества, доброты, вежливости. Поэтому мы говорим о необходимости активного взаимодействия педагогов, родителей и священнослужителей в решении вопросов нравственного воспитания школьников. Взаимодействие на всех уровнях - от личного контакта, до социально востребованных акций - создаст особое педагогическое пространство, способное изменить родительские стереотипы не только в отношении к Церкви, но и в отношении к нравственному воспитанию в целом.

Специалисты предлагают следующие действия для запуска механизма социально-педагогического взаимодействия родителей, школы и священнослужителей: создание «переговорной площадки», удобной для всех сторон; четкое выявление основания совместной деятельности (взаимные интересы, потребности, ресурсы); уточнение форм, методов и средств взаимодействия семьи, школы, Церкви; выбор среди них наиболее эффективных, приемлемых в каждой конкретной ситуации; фиксирование целей, задач, принципов сотрудничества; совместная разработка и реализация программ, планов и партнерских проектов семьи, школы и Церкви.

В ходе исследования, проведенного в период с 2012 г. по 2015 г. на базе общеобразовательных школ №5 и №2 г. Первоуральска Свердловской области среди 208 учащихся в возрасте 10-11 лет, (4 класс), и направленного на выявление оптимальных условий развития нравственных качеств младших школьников на уроках курса «Основы православной культуры», одним из важных условий было выделено взаимодействие с семьей учащихся.

Среди существующих подходов к развитию нравственных качеств личности мы выделяем: когнитивный подход Л.М. Архангельского и Н.И.Болдырева. Основным компонентом их концепции является нравственное просвещение, которое должно привести к нравственному сознанию; оценочно-эмоциональный подход (В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, И.Ф. Харламов и другие). Суть подхода в главенствующей роли эмоций, в выработке собственных ценностных ориентаций; ин-тегративных подход (В.В. Белоусова, Т.А. Ильина, А.П. Кондратюк) суть которого в том, что нравственные нормы воспринимаются не только рациональным мышлением, но и чувствами, а процесс нравственного воспитания требует учета когнитивного и чувственного; мировоззренческий подход (И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Н.В. Савин и другие) предполагает формирование мировоззрения как ведущее условие формирования целостного нравственного представления личности; поведенческий подход (К.Н. Вентцель, Б.Т. Лихачев, Л.Н. Толстой) рассматривает нравственное воспитание как процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек нравственного поведения, а также нравственного самоуправление в процессе жизнедеятельности; лич-ностно-ориентированный подход (Ш.А. Амонашвили, В.С. Библер, А.В. Мудрик и другие) рассматривает лич-106

ность как субъект педагогического воздействия со своим особенным внутренним миром, и утверждает, что методы и средства нравственного воспитания должны быть скорректированы с учетом личностных особенностей; целостный подход (О.С. Богданова, И.А. Каиров, С.В. Черепкова). Структурными компонентами подхода являются нравственное просвещение, развитие нравственных чувств, формирование навыков нравственного поведения, выработка нравственных оценок и отношений, интериоризации общечеловеческих ценностей и формирование мировоззрения, т.е. целостный подход предполагает единую систему структурных компонентов, которые являлись доминирующими в других вышеперечисленных подходах.

Для развития нравственных качеств младших школьников оптимальным будет целостный подход, который позволит не только дать представление о нравственных ценностях и сущности нравственных качеств в рамках православной культуры, но предполагает развитие навыков нравственного поведения, знакомство с православным мировоззрением.

Младший школьный возраст характеризуется желанием углубленного и личностного знания о мире; стремлением обрести мировоззренческие принципы на основе самостоятельного сопоставления информации; предпочтительностью общения со сверстниками, которое постепенно становится ведущим видом деятельности. Но главное, в этот период происходят постепенные качественные изменения в отношении с родителями и семьей; поиск авторитетов или референтной группы, поэтому как одно из наиболее значимых для формирования нравственных качеств в младшем школьном возрасте мы выдели «почитание родителей».

В возрасте 10-11 лет происходит активный поиск и расширение социальных связей человека. Ребенок стремится оторваться от семьи, выходит на новый уровень отношений с родителями. В этот момент важно укрепить в сознании ребенка связь с семьей, не допустить или по возможности сгладить «конфликт поколений». Формирование такого нравственного качества как почитание родителей - процесс, требующий активного вовлечения родителей в педагогический процесс. Необходимо помочь школьнику найти как можно больше «точек соприкосновения» с семьей, в отношениях с родителями, упрочнить существующую связь, для того чтобы, углубляя и расширяя свое знание о мире, «уходя» в иные социальные отношения, подросток не потерял «почву», сохранил уважение к семейным традициям и ценностям. Поэтому на данном возрастном этапе, кроме почитания родителей, следует уделять внимание формированию таких важных для дальнейшего развития нравственных качеств, как терпимость, умение соотнести реальность и свои представления о реальности, способность самоидентификации, гордость за культурное наследие Родины (в это время понятие «любовь к Родине» конкретизируется, информационно наполняется, становится обоснованной в сознании школьника).

«Основы православной культуры» как предмет культурологического цикла является площадкой для развития нравственных качеств младших школьников. Мы рассматриваем введение курса «Основы православной культуры» как попытку воссоздания целостного образа геокультурного пространства России. В системе школьного образования предмет «Основы православной культуры» становится метапредметом, связующим основанием успешного изучения и глубокого понимания гуманитарных дисциплин в общеобразовательной школе.

Целью опытно-поисковой работы являлось созданий условий для развития нравственных качеств младших школьников на уроках курса «Основы православной культуры». Условиями реализации цели, наряду с изучением православной художественной культуры, стало вовлечение родителей во все мероприятия классов, задействованных в опытно-поисковой работе.

Сотрудничество школы и семьи, духовенства прихода не должно исчерпываться педагогическим просвещением и материально-экономической поддержкой и носить формальный характер. Нашей задачей стало сделать родителей активными участниками не только воспитательного, но и учебного процесса, что, на наш взгляд, помогает справиться со «сложностью возраста», который переживают младшие школьники, нередко отдаляющиеся от своих родителей.

С учетом возрастных особенностей учащихся и цели курса было выделено четыре этапа формирования нравственных качеств младших школьников: пропедевтический, адаптивно-репрезентативный, учебно-деятель-ностный и итогово-результативный, каждый из которых предполагал свои особенности взаимодействия с родителями учащихся.

Пропедевтический (доучебной) этап - одно из важнейших условий учебно-воспитательного процесса. Перед организаторами курса «Основы православной культуры» стояла трудная задача - доказать, что данная дисциплина не нарушает светскости государства и образования, не является пропагандой православного вероисповедания, не несет в себе угрозы нарушения прав человека и ребенка, не порождает религиозную нетерпимость.

Важно было донести до родителей основную идею создания курса - трансляцию культурных ценностей и традиций русского народа, углубление и расширение знаний об истории России, объяснение основных ее закономерностей. Кроме того, необходимо было показать нравственный потенциал курса, его возможности в формировании высоких и традиционных для России духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Работа педагога, целью которого является нравственное воспитание учащихся, становится в несколько раз эффективнее, когда существует реальная поддержка от заинтересованных взрослых - близких ребенка, а так же когда осуществляется принципы единообразия, единства требований и педагогического воздействия в процессе обучения и воспитания. Предложенная нами идея пропедевтики среди родителей заключалась в предварительном предоставлении им информации по содержанию, цели и задачам курса.

В городе Первоуральске Свердловской области существует практика общегородских родительских собраний - мероприятий, инициатором которых является Управление образования и Первоуральское благочиние. Общегородские родительские собрания представляют собой открытое общение заинтересованных горожан-родителей и специалистов по вопросам образования. До начала нового учебного года для родителей будущих четвероклассников на городском родительском собрании нами была озвучена возможность выбора родителями модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозных культур и светской этики», и организован обмен мнениями и информацией среди духовенства, родителей и педагогов, желающих преподавать данный курс. Родители были ознакомлены с основными педагогическими и организационными условиями преподавания нового предмета, среди которых: особая атмосфера организации учебно-воспитательного пространства, в котором проводятся занятия с учащимися; педагог, который проводит уроки по «Основам православной культуры», обладающий достаточным уровнем знаний о православной культуре и специалист в области искусства, а также в области методики преподавания дисциплин художественного цикла; привлечение к учебно-воспитательному процессу в рамках курса «Основы православной культуры», на всех этапах работы, от подготовительного до заключительного, родителей учащихся; спланированная обширная внеурочная работа; методическая работа с учащимися выстроенная таким образом, что бы занятия в классе, активная деятельность, игра чередовались друг с другом; учет индивидуальных

особенностей учащихся, личностный подход в обучении и воспитании; а также формами и методами, которые будут использованы при изучении учащимися этой дисциплины: комплекс форм деятельности (классной и внеклассной) уроки-экскурсии, поисковые и библиотечные занятия, игра, собственно экскурсии, научно-практические конференции, организация и проведение праздников, организация периодического издания школьной газеты), методы (рассказ, объяснение, беседа, упражнение, соревнование, игра, оценивание, проверочный метод, метод нравственного итога) и т.д.

Следующим шагом этого же этапа в работе с родителями стало общение с ними во время школьных и классных родительских собраний: знакомство с конкретным педагогом, диалог между родителями и педагогом, между родителями и администрацией школы. Родители были ознакомлены с мероприятиями на учебный год и каждую четверть. Рассмотрим некоторые из них в рамках следующих этапов.

На адаптивно-репрезентативном этапе проводилась презентация курса учащимся. Благодаря поддержке со стороны родителей, их общению с детьми по поводу первых занятий процесс формирования мотивации, интереса к предмету стал более эффективным. В качестве примера можно привести первую экскурсию учащихся, педагога и родителей «Знакомство с православным храмом», которая состоялась в начале учебного года и помогла не только детям, но взрослым обрести общие впечатления от непосредственного общения с православной культурой. Экскурсию в храме желательно должен проводить священнослужитель, поскольку экскурсия - это не только знакомство с храмовым пространством, но и встреча с носителем православной культуры.

На учебно-деятельностном этапе продолжалось активное сотрудничество с родителями и духовенством города. Предложенные нами формы организации учебной и внеучебной деятельности по освоению «Основ православной культуры» (урок-экскурсия; урок-игра; выполнение домашних заданий; классные часы; работа по подготовке к научно-практическим конференциям и участие в них; организация внеклассных мероприятий (игр, творческих вечеров); подготовка праздников и участие в них; подготовка отчетных, праздничных или тематических стенгазет и т. д.) предполагали непосредственное участие в учебном процессе родителей. Так, например, при изучении темы «Мое православное имя», создании газеты «Земстии», учащимся требовалась помощь родителей в подборе дополнительных материалов, их оформлении. Также можно привести в пример экскурсию, включающую игровые элементы, «Царская семья в Екатеринбурге». Родители принимали непосредственное участие в посещении детьми библиотек города, в подготовке к тематическому вечеру «Духовная сокровищница монастырей» и т.д. Священнослужители храмов проводили консультации, встречи с педагогами и родителями, обсуждая подготовку к совместным мероприятиям.

На итогово-результативном этапе родители могли познакомиться с успехами своих детей, решить возникшие в ходе изучения курса проблемы, проконсультироваться у педагога и священника, оценить эффективность учебно-воспитательного процесса. Так, например, нами была предложена система «смайлов», которые обычно применяют пользователи Интернет-сети (чатов, форумов, ICQ). В Интернет-пространстве «смайлы» служат для выражения эмоций на письме, в печатных посланиях. Нами они были использованы с целью выражения оценочных эмоций педагога на выполнение учащимися заданий, а так же как дополнительный источник мотивации (учащиеся с удивлением обнаружили в тетрадях первые «оценки» такого рода, а затем с интересом ждали следующих «посланий» учителя). В конце каждой четверти родители могли увидеть результаты обучения своего ребенка в предложенной педагогом «сводной табли-

це смайлов». Также не ограничивалось непосредственное общение педагога, родителей, священнослужителей в рамках любого совместного мероприятия, в течение всего курса обучения.

Несмотря на то, что такое взаимодействие возможно и в рамках учебного процесса, когда родители имеют возможность посещать занятия курса, большой спектр форм совместных учебно-воспитательных мероприятий может обеспечить внеклассная деятельность, организованная педагогом курса и духовенством города. Взаимодействие родителей, педагога и учащихся, сближение детей и родителей, более внимательное участие родителей в жизни ребенка - все это важные задачи организации внеклассной деятельности в рамках курса.

Все это привело к активному вовлечению семьи в обучение и воспитание (в первую очередь нравственное) школьников. А это в свою очередь - к сближению родителей и детей, нахождению общих интересов, увлечений, тем для общения. Родители получили знания в области нравственного воспитания и по содержанию курса, стали проводить больше времени со своими детьми. Изменения в детско-родительских отношениях стали возможными благодаря организационно-педагогическим особенностям преподавания курса «Основы православной культуры»: опоре на воспитательный потенциал православной художественной культуры, которая в своих образах дает полное представление об истоках отношений человека с миром, с другими людьми (в том числе с семьей), с самим собой, предлагает универсальную систему нравственных, эстетических и поведенческих норм и идеалов, вмещает все проявления человеческого бытия.

Особенность организации социального партнерства школы, семьи и православного прихода по нравственному воспитанию младших школьников в рамках курса «Основы православной культуры» заключается в следующем. Это, прежде всего, системность: работа с родителями является важной частью методики развития нравственных качеств учащихся, обоснована и спланирована для каждого из ее этапов. Важным является этап пропедевтики, доучебной работы с родителями, одной из задач которого является возможность показать родителям, что они должны и способны принимать активное и эффективное участие в обучении и воспитании своих детей, могут оказать реальную помощь в освоении учебного материала; на адаптивно-репрезентативном этапе решаются задачи презентации курса «Основы православной культуры» учащимся, а педагогом и священнослужителями акцентируется внимание на артефактах православной культуры, особой культурообразующей роли православия для нашего Отечества; в рамках учебно-деятельностного этапа учащимся и их родителям предлагаются различные формы взаимодействия с приходом и знакомства с православной культурой; на итогово-ре-зультативном этапе организации работы с родителями по нравственному воспитанию младших школьников мы можем наблюдать гармонизацию отношений между социальными партнерами в решении задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Таким образом, организация работы с родителями младших школьников по нравственному воспитанию будет настолько эффективным, насколько согласованной будет работа семьи, школы, Церкви в этом направлении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Данилюк Я.А., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования». - М.: Просвещение, 2009 - 23 с.

2. Зеньковский В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Свято-Владимирское братство, 1993. - 224 с.

3. Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. М., 2002. - 214 с._

4. Морозова В. Ю. Организация системы информирования родителей как инновация в школьном управлении. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www. eidos.ru/journal/2007/0301-3.htm

5. Сурова Л.В. Искание высот. Сборник статей по вопросам духовного воспитания и развития личности. -Клин: «Троя», 2004. - 96 с.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

7. Хрестоматия по истории педагогики: в 4 т. / под общ. ред. С. А. Каменева. Т. IV. История русской педагогики с древнейших времен. М.: Просвещение, 1936.

8. Шестун Г., игумен. Православная педагогика. -М.: Православная педагогика, 2004. - 560 с.

9. Шеховцова Л.Ф. Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии: дисс. д-ра психолог. наук, Калуга, 2002. -331 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.