Научная статья на тему 'Основные направления коррекции профессиональной компетентности учителя при работе с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания на основе ценностей православной культуры'

Основные направления коррекции профессиональной компетентности учителя при работе с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания на основе ценностей православной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
47
Поделиться
Ключевые слова
УЧИТЕЛЯ «ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РОДИТЕЛИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЕДИНСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ / КРИЗИС СЕМЬИ / ЕДИНОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / TEACHERS OF “ORTHODOX CULTURE” / PROFESSIONAL COMPETENCE / PARENTS / SPIRITUAL-MORAL EDUCATION / THE UNITY OF THE FAMILY AND THE SCHOOL / THE FAMILY CRISIS / A SINGLE EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Розина Ольга Владимировна

Единство семьи и школы традиционно рассматривалось как важнейший фактор создания единого воспитательного пространства, а повышение педагогической культуры родителей являлось необходимым условием такого взаимодействия. Однако вследствие духовно-нравственного кризиса современного общества наблюдается деформация этого единства. Вместе с тем нормативно-правовыми требованиями законодательства в области образования предусматривается активное участие родителей в формировании нравственно здоровой личности ребенка. Все это требует коррекции профессиональной компетентности учителя при работе с родителями. В статье определяются направления этой коррекции, предусматривающие пути саморазвития и самостановления личности учителя, приводятся конкретные примеры.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Розина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Main Directions of the Teacher’s Professional Competence Correction When Working with Parents on Issues of Spiritual and Moral Upbringing on the Basis of Orthodox Cultural Values

The unity of the family and the school has traditionally been regarded as the most important factor of the creation of a single educational space, and improving the pedagogical culture of the parents was as a necessary condition of such interaction. However, as a consequence and a manifestation of the spiritual-moral crisis of modern society, there exists a deformation of this unity. However, the regulatory requirements of the legislation in the field of education provide for the active participation of parents in the formation of morally healthy personality of the child. All of this requires correction of teacher's professional competence when working with parents. The article indicates the directions of this adjustment, providing the path of self-development and selfrealization of a teacher's personality, on the basis of concrete examples.

Текст научной работы на тему «Основные направления коррекции профессиональной компетентности учителя при работе с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания на основе ценностей православной культуры»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2012. Вып. 2 (25). С. 7-16

Основные направления коррекции

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

ПРИ работе с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания на основе ценностей православной культуры1

О. В. Розина

Единство семьи и школы традиционно рассматривалось как важнейший фактор создания единого воспитательного пространства, а повышение педагогической культуры родителей являлось необходимым условием такого взаимодействия. Однако вследствие духовно-нравственного кризиса современного общества наблюдается деформация этого единства. Вместе с тем нормативно-правовыми требованиями законодательства в области образования предусматривается активное участие родителей в формировании нравственно здоровой личности ребенка. Все это требует коррекции профессиональной компетентности учителя при работе с родителями. В статье определяются направления этой коррекции, предусматривающие пути саморазвития и самостановления личности учителя, приводятся конкретные примеры.

Духовно-нравственное развитие личности — процесс сложный и многоплановый, неотделимый от жизни человека в семье и социуме, от современной культурноисторической эпохи и традиций прошлого, от образа жизни и личного аксиологического выбора. В данной статье мы хотим обратить внимание лишь на одну грань этого процесса: новые требования к профессиональной подготовке учителя при работе с родителями (законными представителями) в связи с началом реализации в современной школе образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта разработана «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». В ней повышение педагогической культуры родителей названо одним из «ключевых направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»2.

1 Термин «православная культура» далее в статье взят в кавычки, т. к. он носит условный характер и объединяет учебные дисциплины с различными названиями, но имеющими единое догматическое основание — восточнохристианское, святоотеческое понимание христианской (православной) духовной, нравственной и художественной культуры.

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. М., 2010. С. 16.

Программа нацеливает образовательное учреждение на создание определенной системы такой работы, раскрывает ее принципы (раздел 1.7).

В педагогике единство семьи и школы в деле воспитания всегда рассматривалось как неотъемлемое условие результативности этого процесса, т. к. учитель осознавал, что вступает во взаимодействие не столько с ребенком, сколько с его семьей3. В традиционном или стабильно развивающемся социуме это условие практически всегда выполнялось: наличие государственных идеологических установок обеспечивало единство образовательно-воспитательной среды. Формы работы учителя с родителями также были традиционными: психологопедагогическое просвещение на собраниях, родительские конференции, совместные воспитательные мероприятия, организация защиты прав ребенка в трудных семьях и иные формы сотрудничества с родительской общественностью обеспечивали единство воспитательного пространства как необходимое условие формирования целостной личности и ее поведенческого стереотипа.

Однако в условиях крушения идеологических скреп произошла деформация многих социальных институтов, в том числе и семьи. Ученые различных областей знаний давно констатируют кризис семейных отношений и коммерциализацию образования. Современное российское общество перестало быть стабильным, появились такие нехарактерные для его традиционных основ новообразования, как «гражданские браки», «толерантные отношения», «плюрализм мнений» и т. п. Рассмотрение природы и сущности этих явлений не является предметом данного исследования, обратим внимание лишь на их отдельные последствия, вызывающие необходимость корректировки профессиональной компетентности учителя в работе с родителями в условиях новых реалий.

При этом следует учитывать, что кризис семьи как социальное явление не миновал самих учителей. Так, анкетирование, проводимое нами с 2003 г. в Московской области на курсах повышения квалификации работников образования по «православной культуре», показывает, что только 48—60% респондентов состоят в юридическом браке, а в юридическом и церковном — 16—20%. Процент вдов незначителен. Остальные опрошенные либо разведены (12—15%), либо состоят в незарегистрированных отношениях (4—5%). Но при этом 22—25% респондентов, в том числе и состоящих в браке, считают для себя допустимыми и возможными отношения вне брака. В иных регионах статистика еще более печальная. Так, согласно исследованию педагога психолога С. В. Пивоваровой, в гимназии Магадана до 55% учителей разведены или не состояли в браке4. В целом же ситуация с разводами в стране продолжает оставаться тяжелой. Так, по

3 См., например: АзаровЮ. П. Семейная педагогика. М., 1982; Берджесс Т. Семья и школа. М., 1986; Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1974; Макаренко А. С. Книга для родителей. М., 1983; Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М., 2002; Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. М., 1988; Он же. Родительская педагогика // Сухомлинский В. А. Избранные сочинения: В 3 т. М., 1981; ТитаренкоВ. Я. Семья и формирование личности. М., 1987; и др.

4 Пивоварова С. В. Изучение личности и образа жизни учителей как одно из направлений деятельности психологической службы. [Электронный ресурс]. URL: Шр:/Де8йуа1.18ер1етЪег. т/аШс1ев/51310 6/

данным Росстата5, за декабрь 2011 г. число разводов в нашей стране составило 104,8% по сравнению с 2010 г.6

В противоположность современным «облегченным вариантам» в православной культуре отношения между супругами рассматриваются в категории вечности, а семья — как единый духовный организм. Учителю «православной культуры» сложно раскрыть эти понятия и детям, и родителям, если он сам не понимает их внутренней сущности и смысла.

В Православии семья рассматривается как школа жертвенной любви, послушания и заботы, где дети учатся любить близких, других людей, окружающий мир. Весь уклад жизни семьи, основанный на традиционных православных ценностях, а также правильное понимание задач самого воспитания способствуют раскрытию духовного потенциала личности ребенка и формированию в его сознании определенной иерархии ценностей: Бог — семья — общественное служение (или служение людям) — личные интересы. Здесь ребенок учится искать путь к внутренней свободе как путь преодоления эгоизма и своеволия, знакомится с традициями своего народа, учится любить Отечество.

Учителю «православной культуры» приходится учитывать, что современная семья значительно отличается не только от православной, но и от той, которая существовала еще в 70-е гг. ХХ в. Сейчас супруги в семейных отношениях делают акцент не на свои обязанности друг к другу и детям, а на удовлетворенность совместной жизнью. При этом в нынешнем браке подчеркиваются индивидуализм и равенство партнеров — мужчины и женщины, основанные на себялюбии и не предполагающие жертвенности. Взрослые не могут договориться о характере своих взаимоотношений, а господство принципа плюрализма порождает безответственное отношение друг к другу и ребенку, воспитание которого зачастую сводится к формуле «вырастет — сам узнает». В этих условиях брак, если и сохраняется, то становится монородительским, а воспитание единственного ребенка имеет множество педагогических рисков. Для православной семьи, наоборот, многодетность является нормой, т. к. этот союз основан на бескорыстной и жертвенной любви родителей к детям, на правильном понимании ими целей воспитания и своей ответственности перед Творцом за данный им дар.

В 2007 г. нами было проведено анонимное анкетирование среди будущих учителей — студентов всех курсов факультета истории, политологии и права МГ0У. Нас, конечно, не может не огорчать тот факт, что сожительство без регистрации брака считают допустимым, нормальным и возможным 78% опрошенных. Только немногим более 33% респондентов считают, что жизнь человека начинается с зачатия, в то время как 38% полагают, что с момента рождения. Несмотря на очевидное оправдание добрачных отношений, анкетирование все же показывает явное стремление к обретению семьи и сохранению ее как значимой жизненной ценности. В перечне различных жизненных приоритетов

5 Росстат — Федеральная служба государственной статистики. Она находится в ведении Министерства экономического развития РФ и является органом официальной статистической информации.

6 Сведения о числе зарегистрированных родившихся, умерших, браков и разводов за декабрь 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: ЬИр://^^^.^.ги/й:ее_йос/20П/йето/е^12-П.Ы;т

(личное здоровье, получение высшего образования, финансовое благополучие, дружеские связи, успешная карьера, развлечения) хорошие семейные отношения занимают 1-е место у 40% респондентов и 2-е — у 29%. Таким образом, 69% молодых людей определяют для себя семейные ценности как наиболее значимые в жизни. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой нравственного семейного идеала. Конечно, отрадно, что, несмотря на кризисное состояние семейных отношений, 54% опрошенных все же могут считать образцом семью своих родителей, однако 46% отвергают этот образец или затрудняются с ответом. Более того, удивительно, что на вопрос о литературном или историческом идеале семьи ответов практически не было, т. е. изучение современными школьниками предметов гуманитарного цикла не решает проблем формирования этого идеала. Только 16% опрошенных привели примеры из отечественной истории и литературы, около 37% идеальными называют семейные отношения зарубежных героев, что само по себе наводит на некоторые размышления. А самое главное, 47% респондентов вообще не видят для себя никаких идеалов, многие из них пишут, что «в любовь не верю» и «любви нет». Этот вывод — самый неутешительный из всех вышеприведенных. Но наблюдается и противоположная тенденция. Порой нам кажется, что западные модели поведения становятся преобладающими у нашей молодежи. Но нет, далеко не все западные традиции принимаются на личностном уровне. Так, всем известный день святого Валентина, выдаваемый за праздник влюбленных и порой активно насаждаемый в образовательных учреждениях, оказывается, не столь популярен у наших студентов. В 2007 г. его праздновали лишь около 29% опрошенных, в то время как 48% не считают этот день праздником влюбленных и никогда его не празднуют7.

Родительство связано с самопожертвованием. Это неустанный труд, к которому многие не готовы, т. к. как современная система воспитания формирует личность, стремящуюся к общественному успеху и признанию, способную и готовую «брать от жизни все», а не служить другим людям бескорыстно. Основной целью семейного воспитания является духовное возрастание детей, но для этого необходимо понимание родителями своей ответственности в решении этой задачи, что возможно только через одухотворение всего образа семейной жизни. Учитель «православной культуры» практически повсеместно сталкивается с проблемой непонимания современными родителями природы и сущности родительского служения, что требует от педагога поиска новых форм сотрудничества и просветительской работы. Но, следуя логике ставшей уже крылатой максимы о. Павла Флоренского «Православие показуется, но не доказуется»8, это возможно лишь на пути собственного духовно-нравственного возрастания учителя.

7 Розина О. В. Нравственный идеал семьи как мировоззренческий выбор // Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе: Сб. материалов научно-практических и образовательных конференций. Вып. 3. М., 2008. С. 78—82.

8 Флоренский П. Столп и утверждение истины. Факсимиле издания 1914 г. // Приложение к журналу «Вопросы философии». Сер. «Из истории отечественной философской мысли». М., 1990. С. 8.

В этих обстоятельствах необходимость повышения педагогической культуры родителей как желательных и действенных союзников школы в духовнонравственном воспитании ребенка в соответствии с ценностями православной культуры приводит к трансформации традиционных форм работы учителя с родительской общественностью, например родительских собраний. Они всегда использовались как одна из самых доступных форм психолого-педагогического просвещения родителей, а также как мероприятия обзорного и организаторского характера.

Но в современных условиях велик риск превращения родительских собраний в «дискуссионные клубы», т. к. каждая из сторон — учитель и родители — может иметь разные представления о сущности преподавания религиозных дисциплин в светской школе вообще и о процессе духовно-нравственного воспитания на основе традиций Православия в частности. При этом сам выбор модуля для преподавания в комплексном курсе «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в частности «Основы православной культуры», в соответствии с нормативными документами зависит от добровольного и сознательного выбора родителей. Более того, изучение учебного материала предполагает их активное участие как на уровне знакомства с учебно-методическими пособиями по предмету, так и в совместной внеклассной работе. Только такое участие семьи будет способствовать созданию единого образовательно-воспитательного пространства и обеспечит условия для духовно-нравственного воспитания ребенка.

Для формирования единой воспитательной среды вместо противостояния и конфронтации семьи и школы от учителя требуются особая мудрость и педагогический такт, чтобы разъяснить маме или папе ту духовную пользу, которую получит их ребенок от знакомства с ценностями православной культуры. Но совершенно очевидно, что учитель при этом не только должен знать юридическую и нормативную базу предмета, но и понимать его сущность и уметь ответить на возможные родительские вопросы. Слово учителя будет убедительно, если за ним стоят как знания, так и аксиологический выбор педагога. Собственно это и есть одно из требований к развитию профессиональной компетентности — когнитивное знание предмета и развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Высшие педагогические учебные заведения целенаправленно не готовят учителей «православной культуры», а курсы повышения квалификации ограничены по времени. Поэтому в развитии профессиональной компетенции учителя «православной культуры» значительное место должно занимать самообразование и самосовершенствование. На одну из граней профессиональной компетенции всех участников образовательного процесса обратил внимание Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: такая подготовка нужна «не на уровне пользовательских навыков, а в форме полноценного обладания знаниями и умения сопрягать информацию из различных сфер с практикой»9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях 23 января 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/1973781.htm1

Другое обстоятельство, которое влияет на корректировку формирования профессиональной компетенции учителя по работе с родителями, — это тенденция изменения социальных ролей в семье, что обусловлено, в частности, противоречивостью современного постиндустриального общества. В нем нарушается система семейной иерархии, что приводит к трансформации не только ролей отца и матери, но и положения ребенка в его духовно-нравственных поисках. Как известно, в процессе традиционного семейного общения происходила передача жизненного опыта старших поколений младшим. Но современный кризис духовности в старшем поколении не привел и не может привести к прекращению духовных поисков младших, т. к. стремление к самоопределению личности в духовном пространстве есть один из факторов реализации ее свободы.

Поэтому наблюдается крайне необычная педагогическая ситуация: сейчас дети начинают интересоваться православной культурой, а зачастую и приобщаться к Церкви раньше родителей. Это явление далеко не всегда воспринимается адекватно в семье, и ребенок вместо помощи и поддержки получает непонимание близких людей, осуждение со стороны друзей, что является психотравмирующим фактором, деформирующим духовное и эмоциональное развитие личности. Педагог должен учитывать это обстоятельство при работе с семьей ребенка и способен помочь в разрешении этой стрессовой ситуации. Но для этого учителю необходима прежде всего не только профессиональная компетентность в вопросах возрастной психологии, но и знание самого предмета — православной культуры, примеры которой дают богатейший материал для бесед с родителями по разрешению сложившейся непростой педагогической ситуации.

Следует особо отметить, что в современных условиях возрастает роль индивидуальной работы с родителями учащихся по проблемам преподавания религиозной (в т. ч. православной) культуры в школе, что обусловлено вовлеченностью всех участников образовательного процесса в решение этих проблем. Их «духовный плюрализм» порождает порой непонимание сущности самого предмета («православной культуры») и базируется на «бытовом» представлении об обрядах и праздниках. Перед учителем стоит крайне непростая задача: помочь родителям в самоопределении и организации процесса духовно-нравственного воспитания ребенка. Но совершенно очевидно, что это требует и от самого учителя ясного понимания целей и задач такого воспитания, что невозможно вне его личного аксиологического выбора и профессиональной компетентности.

Введение преподавания «Основ православной культуры» в обязательную часть школьной программы требует большой самоорганизации родительского коллектива и взаимодействия с профильными епархиальными отделами Русской Православной Церкви. Но новизна проблемы, административноорганизаторские трудности и отсутствие должного количества профессионально компетентных педагогов еще не позволили сформировать систему церковнообщественного взаимодействия в данном вопросе. Поэтому начало реализации комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и новой предметной области привело к возникновению двух тенденций, обусловленных наличием мировоззренческих противоречий среди участников образовательного процесса.

С одной стороны, при определении родителями модуля для преподавания часто наблюдается административное давление и нарушение свободы такого выбора, что, однако, не может служить оправданием профессиональной некомпетентности учителя, не владеющего самим предметом и не способного разъяснить родителям последствия их выбора. Такой подход администрации отчасти объясняется рядом технических проблем организации преподавания комплексного курса, связанных с тарификацией, составлением расписания, корректировкой учебного плана, приобретением учебных пособий, обеспеченностью учебными помещениями и т. д. Но этот же подход не способствует и вовлечению семьи в воспитательный процесс школы, т. к. «продиктованный» родителям выбор может не соответствовать их реальным мировоззренческим убеждениям. На эту проблему прямо указывает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Школа должна учитывать пожелание родителей воспитывать детей в своей религиозной традиции и с уважением относиться к свободе их выбора, и уж никак не направлять волеизъявление в ту сторону, которая желательна для директора школы или для отдельных педагогов»10.

При этом в условиях административного вмешательства формирование профессиональной компетентности учителей затрудняется тем, что такая подготовка проводится по всем модулям одновременно, что полностью исключает аксиологическую составляющую и взаимодействие со специалистами соответствующих конфессий по учебно-методическим вопросам и программам (в том числе и с отделами религиозного образования и катезизации РПЦ). В ряде случаев наблюдаются противоправные «запреты на профессию», когда учителя, обладающего профессиональными знаниями и опытом работы, в том числе с родителями учащихся, отстраняют от дальнейшего преподавания по признаку его личного отношения к предмету преподавания.

С другой стороны, в отдельных регионах создаются комплексные программы работы с родителями по проблемам духовно-нравственного воспитания и изменения уклада семейной жизни, а повышение их педагогической культуры рассматривается как действенный фактор совместной работы семьи и школы. Такие программы сочетают педагогическое просвещение родителей и их самообразование, помощь в решении индивидуальных проблем воспитания и участие во внеклассных и общешкольных воспитательных мероприятиях и согласовываются с воспитательными планами образовательного учреждения.

Одним из удачных примером в этом направлении можно считать опыт Тамбовской области. Здесь кроме собраний, проводившихся в школах для разъяснения целей и задач нового курса, проблема его апробации была вынесена на открытое региональное обсуждение. 10 апреля 2010 г. состоялось заседание родительского Совета — высшего органа участия родительской общественности в управлении образованием, в котором приняли участие более 200 представителей муниципальных и школьных родительских комитетов11. В ходе работы с

10 Доклад Святейшего Патриарха Кирилла...

11 См.: Астафьева Н. Г. Нормативно-правовое и организационное обеспечение апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области // Промежуточные результаты апробации курса «Основы рели-

родителями проявились проблемы, связанные с недостаточным пониманием частью родительской общественности целей нового предмета и его взаимосвязи с системой воспитательной работы. Поэтому в десяти муниципальных образованиях стали работать постоянно действующие лектории по вопросам духовнонравственного просвещения, на которых разъясняются наиболее сложные вопросы нового комплексного учебного курса. Такая работа принесла свои плоды: по итогам мониторинга, проведенного в мае 2010 г., увеличилось количество учащихся, желающих изучать модуль «Основы православной культуры» (с 55% до 78%) за счет сокращения детей, желающих изучать «Основы светской этики» (18,8%) и «Основы мировых религиозных культур» (3%). Доктор педагогических наук Н. Г. Астафьева делает вывод: «Методы и способы работы с общественностью, в первую очередь с родительской, достаточно успешные на первом этапе, требуют качественных изменений в плане более активного вовлечения в совместную работу со школой»12.

Несколько иная по форме, но также открытая и масштабная работа с родительской общественностью проводится в Санкт-Петербурге. Там каждый четверг на радио «Град Петров» и на соответствующем интернет-портале в прямом эфире проходит круглый стол с участием ученых-педагогов и священников, посвященный введению в школах комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»13. С начала февраля 2011 г. к этому проекту подключилось и местное радио «Мария»14.

Однако столь масштабные примеры пока единичны, т. к. для их осуществления требуется соединение усилий по крайней мере двух участников образовательно-воспитательного процесса — руководителей региональных органов управления образованием и представителей епархиальных отделов образования и катехизации, что не всегда возможно по различным причинам. Как правило, на данном этапе проводится «точечная» работа в отдельных учебных заведениях теми учителями, которые обладают профессиональными знаниями предмета.

Учитывая социальную обусловленность, вышеизложенные факторы современного общественного развития и нормативно-правовые требования по системному обеспечению повышения педагогической культуры родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания на курсах повышения квалификации для учителей «православной культуры» как основной форме получениями ими знаний по новому предмету, следует предусмотреть возможность корректировки их профессиональной компетентности.

гиозных культур и светской этики»: первые итоги и перспективы. Материалы регионального семинара-совещания. Тамбов, 2011. С. 11—14.

12 Там же. С. 13.

13 В прямом эфире проходит круглый стол, посвященный проблемам введения курса ОРКСЭ. [Электронный ресурс]. URL: Ьйр://еого.т/тйех.рЬр?тас1=Кете,сп1;п1Ш,йеШ1,0&сп tnt01articleid=282&cntnt01origid=15&cntnt01retumid=458

14 Проблемы с введением предмета ОПК // [Электронный ресурс]. URL: http://eoro.ru/index. php?mact=News,cntnt01,detail,0&cntnt01articleid=314&cntnt01origid=15&cntnt01returmd=458

Такая корректировка проводилась нами на курсах повышения квалификации в различных регионах страны и получила положительную оценку со стороны учителей15. Наиболее оптимальными ее формами мы считаем следующие.

После чтения лекции (или проведения семинарского занятия) на тему с условным названием «Современные требования к организации повышения педагогической культуры родителей в области духовно-нравственного (православного) воспитания» слушателям рекомендуется дополнительная литература16. Затем учителя в зависимости от уровня подготовленности группы или продолжительности проведения курсов получают домашнее задание в форме эссе либо развернутого плана-проспекта родительского собрания (или индивидуальной беседы) на тему, связанную с обоснованием родителями своего мировоззренческого выбора в преподавании их детям того или иного модуля комплексного курса. Такая тематика мотивирует учителя на поиск собственных аргументов в постановке перед родителями проблемы такого выбора, что способствует формированию профессиональной компетентности в данном вопросе, обновлению ценностно-смыслового, когнитивного и рефлексивного компонентов преподавательской деятельности.

В заключение следует отметить, что корректировка профессиональной компетентности учителя при работе с родителями по вопросам духовнонравственного воспитания на основе традиций православной культуры обусловлена объективными изменениями, связанными как с кризисными явлениями современных семейных отношений, так и с нормативно-правовыми требованиями законодательства в области образования. В ряде регионов страны имеется положительный опыт организации взаимодействия семьи и школы в условиях новых реалий. Однако он носит пока эмпирический характер, не имеет научноконцептуального обоснования и методических рекомендаций. Это ставит перед учителем задачу самостоятельного поиска новых форм взаимодействия с родительской общественностью в деле духовно-нравственного воспитания, что способствует саморазвитию и самостановлению личности учителя.

Ключевые слова: учителя «православной культуры», профессиональная компетентность, родители, духовно-нравственное воспитание, единство семьи и школы, кризис семьи, единое воспитательное пространство.

15 См., например, отзывы слушателей, опубликованные на сайте Научно-издательского экспертного центра «Наука и Слово» http://www.nauka-slovo.ru.

16 См., например: Зеньковский В., прот. Педагогика. М., 2002; Он же. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993; Он же. Психология детства. Екатеринбург, 1995; Коротких С., свящ. Основы православной культуры и нравственности: В 2 ч. М., 2003; Культура семьи: Учеб. пособие / Сост. Н. Г. Храмова, Г. Г. Алексеева, А. А. Сараева. Кострома, 2005; Ладик Л. А. Солнце честного девичества. Иркутск, 2005; Лещенко В. Ю. Семья и Русское Православие Х1—Х1Х вв. СПб., 1999; Паисий Святогорец. Слова. Т. 4. Семейная жизнь. М., 2004; Пестов Н. Е. Путь к совершенной радости. Воспитание детей. Клин, 2002; Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. М., 1997; Потаповская О. М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. М., 2000; Розина О. В. Духовные основы русской культуры. Пособие для учителей: В 3 кн., со словарем и DVD-диском. М., 2009; Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. Возрастная педагогика и психология. М., 2004; Георгий (Шестун), архим. Православная педагогика. М., 2001; Шугаев И. Один раз и на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. М., 2004; и др.

The Main Directions of the Teacher’s Professional Competence Correction When Working with Parents on Issues of Spiritual and Moral Upbringing on the Basis of Orthodox Cultural Values

Olga V. Rosina

The unity of the family and the school has traditionally been regarded as the most important factor of the creation of a single educational space, and improving the pedagogical culture of the parents was as a necessary condition of such interaction. However, as a consequence and a manifestation of the spiritual-moral crisis of modern society, there exists a deformation of this unity. However, the regulatory requirements of the legislation in the field of education provide for the active participation of parents in the formation of morally healthy personality of the child. All of this requires correction of teacher's professional competence when working with parents. The article indicates the directions of this adjustment, providing the path of self-development and selfrealization of a teacher's personality, on the basis of concrete examples.

Keywords: teachers of “Orthodox culture”, professional competence, parents, spiritual-moral education, the unity of the family and the school, the family crisis, a single educational space.