Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы'

Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2543
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / BASIC NATIONAL VALUES / ПРАВОСЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ORTHODOX VALUES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / PEDAGOGICAL INNOVATION / ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ / РИСКИ / RISKS / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РИСКОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ / PREVENTION OF RISKS IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS / IMPEDIMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курносова Светлана Анатольевна

Общественное осмысление современных условий бытия, ознаменованных ростом числа преступлений против Жизни конкретного человека, народа, природы, ориентирует образование на воспитание человека, способного к конструктивному жизнетворчеству, имеющего положительную установку на Другого и ответственного за свои поступки; воспитание личности, стили жизнетворчества которой будут созвучны стилям гуманистического общества. Эти изменения нашли отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, в которых обозначена необходимость восстановления роли образования в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии человека; ставится задача развития этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей, подчёркивается важность воспитания у младшего поколения эмоционально-нравственной отзывчивости как составляющей социального потенциала общества. Возможность решения задач духовно-нравственного воспитания школьников определяется наличием соответствующего программного обеспечения данного процесса, соответствующих воспитательных методик, методических положений по реализации потенциала учебных предметов для духовно-нравственного развития детей, современных средств духовно-нравственного воспитания. Отечественные школы ведут поиск педагогических условий духовно-нравственного развития школьников, педагогических средств (технологий, форм, методов, приёмов), способных эффективно содействовать духовно-нравственному развитию детей; выявляют способы включения родителей в разноплановую совместную с детьми деятельность, имеющую личностное и социальное значение для детей и взрослых и содействующую их эмоционально-нравственному обогащению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. SYSTEM OF INNOVATION SCHOOL WORK

Public understanding of the current conditions of life that marked by the increase of the number of crimes against life of a specific person, people, nature focuses on education a person capable of constructive creative life having a positive attitude on others and responsible for his actions; education of an individual, creative life styles that are consistent to the styles of Humanist Society. These changes are reflected in the concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia [1] and in the federal state educational standards of general education [2, 3], which highlighted the need to restore the role of education in the physical, intellectual, emotional, social development rights; the task of ethical feelings of goodwill, understanding and empathy to the feelings of others, emphasized the importance of the education of the younger generation of emotional and moral responsiveness as a component of social capital of society. The ability to solve the problems of spiritual and moral education of students is determined by the presence of the corresponding software of the process, the relevant educational methods, and teaching positions in realization of the potential subjects for the spiritual and moral development of children, modern moral education. National schools are searching for pedagogical conditions of spiritual and moral development of pupils, pedagogical tools (technologies, forms, methods, techniques) that can effectively contribute to the spiritual and moral development of children; identify ways of including parents into the diversified joint activity with children, having personal and social significance for children and adults and promoting their moral and spiritual enrichment.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников. Система инновационной работы школы»

УДК 371

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ. СИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

© 2015

С.А. Курносова, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Педагогика»

Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга, Петропавловск-Камчатский (Россия)

Аннотация. Общественное осмысление современных условий бытия, ознаменованных ростом числа преступлений против Жизни - конкретного человека, народа, природы, - ориентирует образование на воспитание человека, способного к конструктивному жизнетворчеству, имеющего положительную установку на Другого и ответственного за свои поступки; воспитание личности, стили жизнетворчества которой будут созвучны стилям гуманистического общества. Эти изменения нашли отражение в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1] и в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования [2, 3], в которых обозначена необходимость восстановления роли образования в физическом, интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии человека; ставится задача развития этических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей, подчёркивается важность воспитания у младшего поколения эмоционально-нравственной отзывчивости как составляющей социального потенциала общества. Возможность решения задач духовно-нравственного воспитания школьников определяется наличием соответствующего программного обеспечения данного процесса, соответствующих воспитательных методик, методических положений по реализации потенциала учебных предметов для духовно-нравственного развития детей, современных средств духовно-нравственного воспитания. Отечественные школы ведут поиск педагогических условий духовно-нравственного развития школьников, педагогических средств (технологий, форм, методов, приёмов), способных эффективно содействовать духовно-нравственному развитию детей; выявляют способы включения родителей в разноплановую совместную с детьми деятельность, имеющую личностное и социальное значение для детей и взрослых и содействующую их духовно-нравственному обогащению.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, базовые национальные ценности, православные ценности, педагогические инновации, препятствующие факторы, риски, предупреждение рисков в духовно-нравственном воспитании школьников.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Отличительной чертой изменений современного российского образования является его направленность на преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются в том числе деформацией этических и ценностных аспектов бытия, эмоционально-волевой сферы, отношений молодых людей, прагматизмом мышления подрастающего поколения, эмоциональной глухотой, отчуждением от мира и себя. Для современной молодёжи ориентация на личную успешность стала заметно преобладать над ценностями общественной значимости. Относительно новым для последних десятилетий явлением стало участие детей в войнах взрослых, что разрушает детское сознание, ранит душу очень молодого человека, приводит к формированию у подрастающего поколения агрессии, жестокости, нетерпимости, озлобленности [4, с. 12].

Перед образовательным учреждением стоит задача подготовки духовно развитого, нравственного человека, гуманного по отношению к другим людям и природе, способного к творческой инициативе и ответственной самостоятельности в преобразовании действительности, способного ценить себя и других людей. Важно передать школьникам базовые национальные ценности, сохраненные через века в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов многонациональной России, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительному влиянию негативных проявлений агрессии, безнравственности. Патриотизм, семья, труд и творчество, искусство и литература, природа, человечество - эти и другие базовые национальные ценности, раскрываемые в системе нравственных представлений, передаются от поколения к поколению и обеспечивают успешное развитие страны в современных условиях. Православный взгляд на фундаментальные идеи (идею прав человека, идею свободы), православные ценности в современном мире, обусловленные нравственными постулатами, являются очень важными критериями к распознанию людьми правды и лжи, обеспечивают нас острым, сфокусированным отношением к теме добра и зла.

Однако существует противоречие между социаль-

ным заказом современной общеобразовательной школе, сформулированным в образовательном стандарте, и отсутствием соответствующего программного обеспечения процесса. Кроме этого, несмотря на то, что учебные предметы в школе несут в себе значительный потенциал для духовно-нравственного развития детей, методические положения по реализации этих воспитательных функций при изучении учебных предметов разработаны недостаточно. Наряду с этим существуют противоречия между потребностью практики воспитания школьников в современных средствах духовно-нравственного воспитания и недостаточной разработкой соответствующих воспитательных методик в педагогической науке; между пониманием педагогами важности идеи духовно-нравственного воспитания детей, её принятием и недостаточной сформированностью у педагогов компетенций, необходимых для решения соответствующих задач.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В науке создана существенная теоретическая основа для изучения данной проблемы. Современными исследователями разрабатываются идеи воспитания, отражающие гуманистические идеалы и ценности, ориентированные на поддержку усилий ребёнка в его развитии, гуманизацию взаимоотношений в детском социуме, системе детско-родительских отношений на основе любви к ребёнку, диалога и понимания, сотрудничества, сотворчества с детьми. За последние пять лет выполнены исследования, посвящённые проблеме формирования духовно-нравственной культуры школьников (А.П. Колпакова [5], Е.В. Селезнёва [6], Е.В. Шмакова [7] и др.), формирования духовно-нравственных ценностей детей и родителей (Т.Н. Молева [8] и др.), взаимодействия государственной системы образования и Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения (И.В. Королькова), развития у школьников эмоциональной отзывчивости (С.А. Курносова [10, 11, 12, 13, 14], Ю.В. Удовина [15] и др.).

Формирование целей статьи (постановка задания). Анализ опыта работы школ Камчатского края убеждает в продуктивности педагогического поиска методи-

ческих основ педагогически организованного процесса усвоения и принятия школьниками базовых национальных ценностей. В частности более двадцати лет на базе общеобразовательных школ, детских садов, учреждений дополнительного образования г.Петропавловска-Камчатского, г.Елизова, г.Вилючинска осуществлялся поиск педагогических условий развития эмоциональной отзывчивости школьников; вёлся поиск педагогических средств (технологий, форм, методов, приёмов), способных эффективно содействовать развитию эмоциональной отзывчивости детей; выявлялись способы включения родителей в разноплановую совместную с детьми деятельность, имеющую личностное и социальное значение для детей и взрослых и содействующую их эмоционально-нравственному обогащению; шёл поиск содержания и средств научно-методической поддержки педагогов. С 2001 года исследованиями в данных направлениях было охвачено более 8 тысяч школьников, 150 педагогов, около 800 будущих учителей.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Педагогическая инновация (педагогическое нововведение) состоит в том, что в образовательную среду школы целенаправленно внесены прогрессивные изменения (новшества), повышающие эффективность духовно-нравственного воспитания школьников. Особенность данных инновационных преобразований состоит в том, что они не требуют внешней перестройки педагогической системы; эффективность повышенного учебно-воспитательного влияния на духовно-нравственное развитие школьников достигается за счёт внутренней перестройки системы работы школы.

Инновационная работа в школе предполагает тесное, продуманное, согласованное функционирование следующих компонентов:

- урочной деятельности обучающихся;

- внеурочной и внешкольной деятельности школьников;

- научно-методической поддержки педагогов;

- взаимодействия с семьёй школьника.

Изменения, таким образом, затронули всю педагогическую систему. Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в школе стали:

- создание в школе мотивационной образовательной среды, обладающей комплексом стимулирующих факторов, определяющих высокую мотивацию всех субъектов образовательного процесса (педагогическим новшеством стали педагогические условия, которые убеждают детей и взрослых в правдивости пропагандируемых ценностей, стимулируют усвоение школьниками идей (ценностей) человеческой жизни через эмоциональное восприятие, наблюдение, созерцание, поиск смыслов познаваемого, рефлексию, художественное творчество, преобразование окружения для других людей и природы. Данные педагогические условия обоснованы с позиций аксиологического и рефлексивно-деятельностного подходов);

- обновление содержания урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (педагогически новшеством стали идеи, обогатившие содержание обучения и воспитания школьников, учебные и воспитательные программы, привлечение учреждений дополнительного образования и других учреждений, родителей к организации внеурочной деятельности обучающихся);

- изменение организации воспитания (педагогическим новшеством стали формы воспитания, методы и приёмы воспитания);

- изменение системы взаимоотношений участников образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей школьников и др.) на основе новых объединений, содружеств, объединений;

- обогащение содержания повышения квалификации педагогов школы (новшеством стали идеи и средства,

нацеленные на формирование у педагогов отношения к процессу воспитания ребёнка как содействию расцвету духовных сил человека).

Безусловно, реализация идей духовно-нравственного воспитания школьников невозможна без изучения динамики процесса. Обеспечение эффективности данного процесса достигается благодаря объективной информации о развитии всех его элементов, получаемой в мониторинговом режиме.

Изучение эффективности духовно-нравственного развития и воспитания школьников осуществлялось на основе разработанных критериев и показателей.

Цель инновационной деятельности - поиск методических основ педагогически организованного процесса усвоения и принятия школьниками базовых национальных ценностей.

Ведущая идея инновационной деятельности - воспитание школьников на основе базовых национальных, православных ценностей (патриотизм, милосердие, служение Отечеству, любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших, уважение к труду; социальное благополучие общества, социальная справедливость, ценность знания, уважение к талантам и умельцам, достоинство личности, здоровье, сохранность природы, социальная активность личности, нравственное здоровье личности, ценность других народов и их культур, патриотизм, творчество и другие), которые являются составляющей национального культурного наследия (в сфере мировоззрения, национальной истории, художественной культуры, норм общения и быта) и формируют у детей, подростков, юношей и девушек опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Опыт камчатских школ был подхвачен школами Нижегородской области. С 2011 года по 2014 год в рамках внедрения ФГОС НОО приказом Управления образования Администрации Павловского муниципального района Нижегородской области организован районный сетевой эксперимент «Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников в условиях общеобразовательной школы». В работе участвуют десять образовательных учреждений: средние общеобразовательные школы, начальные общеобразовательные школы, школы основного общего образования г.Павлово, г.Ворема, г.Горбатов, р.п.Тумботино, с.Таремское, с.Абабково, с.Лаптево, Ясенецкая средняя школа Нижегородской области.

Представим опыт работы средней школы №10 г.Петропавловска-Камчатского, в которой в период с 2008 года по 2015 год работой было охвачено 3228 детей от 6 до 16 лет и 50 педагогов. Система работа школы предполагает тесное, продуманное, согласованное функционирование урочной, внеурочной и внешкольной деятельности обучающихся, научно-методической поддержки педагогов, а также взаимодействие с семьёй школьника. Изменения затронули всю педагогическую систему.

Создаются условия, которые должны убеждать детей и взрослых в правдивости пропагандируемых ценностей, стимулировать усвоение школьниками идей (ценностей) человеческой жизни через эмоциональное восприятие, наблюдение, созерцание, поиск смыслов познаваемого, рефлексию, художественное творчество, преобразование окружения для других людей и природы.

Содержание обучения и воспитания школьников, учебные и воспитательные программы обогащаются ценностями (или, согласно В.П. Тугаринову, идеями, выступающими в качестве норм, идеалов, с ориентацией на которые живут окружающие ребёнка люди [16]). Это идеи понимания своих эмоциональных состояний, изменения себя к лучшему, выбора жизненной позиции, устремлённой к здоровью; включённости человека в мир человеческих отношений и мир природы; восприятия других людей как равноправных субъектов

и субъективного восприятия природы; непрагматического («для души») взаимодействия с людьми и природой. Например, такие эколого-нравственные идеи, как «родное (родной человек, родной дом, родной класс, родной берег, родные вулканы, родная Камчатка); идея здоровья как способности заинтересованного и открытого отношения к явлениям окружающего мира, жить его проблемами и (в пределах своих возможностей) стараться разрешать их достойным образом; возможность обсуждать свои эмоциональные переживания с другими людьми, радость творчества для других людей.

Реализуются особые формы, методы и приёмы воспитания. К организации внеурочной деятельности детей привлекаются родители школьников. На основе новых объединений, содружеств изменяется система взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей школьников.

Уникальным для Камчатского края является опыт 13-летнего сотрудничества школы и Свято-Пантелеимонова мужского монастыря. Сотрудничество началось с момента освящения школы наместником мужского монастыря иеромонахом Феодором (Малахановым). По благословению владыки Артемия священники епархии назначены окормлять учащихся в школах г.Петропавловска-Камчатского, а за монастырём была закреплена школа № 10. Педагоги школы очень доброжелательно отнеслись к такому сотрудничеству: проводятся занятия на духовные темы, встречи и беседы с учителями, уроки сотрудничества, православные эстафеты, которые за все эти годы принесли и приносят неоценимую пользу всем участникам.

Организованы и проведены совестно с Петропавловской и Камчатской епархией Русской Православной Церкви мероприятия для школьников, их родителей и педагогов школ г.Петропавловска-Камчатского и г.Елизова; проходит ежегодная православная эстафета, организованная совместно со священниками отдела образования епархии.

Школа ежегодно участвует в региональных, межрегиональных духовно-просветительских, научно-практических конференциях, посвящённых проблеме формирования духовно-нравственных качеств личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей; в Международных Рождественских образовательных чтениях; во Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодёжью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Совестно с Петропавловской и Камчатской епархией Русской Православной Церкви организованы и проведены мероприятия для обучающихся, их родителей и педагогов школ г.Петропавловска-Камчатского и г.Елизова; проходит ежегодная православная эстафета, организованная совместно со священниками отдела образования епархии. В 2015 году впервые в Камчатском крае школьными педагогами был организован и проведён школьный тур Всероссийской православной олимпиады школьников. Учащимися школы разработан проект «Православие на Камчатке: 300 лет духовного служения». Школьники участвуют в концертах, проводимых Петропавловской и Камчатской епархией.

В школе организована работа кружка «Иконописная мастерская». Кроме этого, несколько учителей обучаются в иконописной школе при епархии, и ими уже написаны иконы Архангела Михаила, которые освятил наместник мужского монастыря отец Феодор.

Исключительным для Камчатского края является также опыт уроков сотрудничества, которые организуются и проводятся совместно с представителями епархии.

Учащиеся школы принимают активное участие в конкурсах, проводимых Петропавловской и Камчатской епархией: «Благовест», конкурс презентаций, посвящён-ных Сергию Радонежскому, конкурс рисунков, рефератов, Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира», Всероссийском творческом

конкурсе для детей «Святые заступники Руси» (организаторы конкурса - Русская Православная Церковь, Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь и Фонд развития православных культурно-просветительских проектов), Международном литературно-художественном конкурсе для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!» (организаторы: Всемирный Русский Народный Собор, Союз писателей России, Издательский совет Русской Православной Церкви, Министерство обороны РФ, Министерство образования и науки РФ, Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию при поддержке государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации и Центра адмирала Федора Ушакова), Международном детско-юношеском литературном конкурсе имени Ивана Шмелева «Лето Господне» (учреждён по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла).

В рамках профориентационной работы в школе были проведены беседа со старшеклассниками «Наука и религия», беседа о правилах приёма, особенностях обучения, специальностях в Духовной семинарии. Наместником Свято-Пантелеимонова мужского монастыря иеромонахом Фёдором организованы встречи с Ефимовым Андреем Борисовичем, профессором, автором книги о святителе Несторе, заместителем заведующего кафедрой Миссиологии Московского Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Иеромонахом Иоанном (Заяц).

Опыт работы школы распространяется. На семинарах и мастер-классах для слушателей курсов повышения квалификации педагогов (педагогов-психологов, учителей русского языка и литературы) представляется опыт работы по школьным программам духовно-нравственного развития. Материалы публикуются в журналах, сборниках научно-практических материалов [17, 18, 19], освещается Петропавловской и Камчатской епархией Русской Православной Церкви в журнале «Наша Камчатка».

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Сравнительный анализ результатов работы школ с разной степенью создания педагогических условий, различными уровнями реализации форм, методов и приёмов сделал очевидным, что духовно-нравственное воспитание становится более эффективным в тех школах, в которых этот процесс выстраивается на принципах обогащения разнообразной деятельности школьников нравственно-ценностным содержанием, созидательного творчества и заботы, обеспечения субъектной позиции ребёнка, эмпатийности общения педагога и детей, стимулирования взаимодействия детей разного возраста.

Изучение уникального, самобытного, оригинального эффективного опыта работы различных школ позволило увидеть, что содержание воспитания в них включает: присвоение ребёнком ценностей, определяющих его понимающее отношение к людям и природе; освоение рефлексивной деятельности, предполагающей интенсивное осмысление познаваемого, не конкуренцию, а идентификацию себя с другим человеком и сопереживание происходящего с ним как собственного; обогащение опыта общения, основанного на отношениях открытости собственного опыта для другого человека и открытии опыта другого человека для себя.

Эти школы объединяет также направленность программ внеурочной деятельности на обогащение опыта конструктивного взаимодействия ребёнка со своим «внутренним человеком», другими людьми, природой, а также организация взаимодействия школьников и родителей в решении жизненно важных проблем нравственного, эстетического, экологического характера.

Сравнительный анализ работы школ показал, что препятствующими факторами становятся:_

- низкий уровень готовности школьных учителей и приходящих в школу выпускников вузов к использованию потенциала учебно-методических комплексов для решения задач духовно-нравственного развития и воспитания детей;

- формализация педагогами оценки качества достижений личностного развития учащихся и доминирование знаниевого подхода при оценке результатов образования учащихся;

- недостаточная готовность педагогов (невладение методами и приёмами, нежелание что-либо менять в своей деятельности);

- перенос педагогами во внеурочную деятельность методов обучения;

- отсутствие преемственности в работе учителей начальных, средних и старших классов;

- непонимание родителями важности духовно-нравственного развития для целостного развития личности, первоочередное внимание предметным знаниям ребёнка.

Кроме этого мы увидели, что возможности педагогов имеют ограничения в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

В частности, влияние на формирование у детей ценностного отношения к объектам и явлениям природы такого фактора, как высокая степень включённости живой природы в образовательную среду, не становится значительным в связи с негативным влиянием на детей социально-психологической атмосферы, для которой характерны деформация ценностных оснований жизнедеятельности взрослых, их потребительское отношение к окружающей природе.

Кроме того, восприятие и интерпретация ребёнком идей (ценностей) определяются его индивидуальными особенностями (его мотивацией, интересами, потребностями).

Анализ работы школ показал, что в данной работе существуют риски:

- акцентирование чисто функциональной потребности человека в эмоциональном насыщении, т.е. вовлечение в обучение только дискретных эмоций;

- некорректное обращение с чувствами детей, которые они доверяют учителю (оценка «правильности» или «неправильности» выполнения упражнений, настаивание на откровенности, вмешательство в процесс творчества и т.п.);

- акцент на негативной стороне отношений человека и природы;

- дискретность мер.

Анализ эффективного школьного опыта показал, что предупреждению рисков помогает:

- ориентирование ребёнка в его оценочных суждениях на чувства другого человека;

- акцентирование в экологическом образовании детей идеи принятия ребёнком субъектной сущности природы (без этого можно говорить только об одностороннем воздействии человека на природу);

- повышение эмоциональности образовательной среды;

- формирование и развитие в школе добрых традиций;

- применение средств, не требующих от учителя специальных знаний, участия психолога;

- соблюдение закона «золотой середины», который соответствует природе человека и предполагает недопущение любой крайности, преувеличения значения чего-либо в воспитании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2010. 24 с.

2. Федеральный государственный стандарт началь-

ного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768 (дата обращения: 23.11.2015).

3. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.rU/db/mo/Data/d_10/m1897.html (дата обращения: 23.11.2015).

4. Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Воспитание в современной России // Педагогика. 2005. № 10. С. 4-18.

5. Колпакова А.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства: дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2004. 122 с.

6. Селезёва Е.В. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников в процессе интегрированного обучения русскому языку и литературе: автореферат дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.01. Чебоксары, 2013. 24 с.

7. Шмакова Е.В. Духовно-нравственное воспитание подростков в сиротских учреждениях как фактор их успешной интеграции в общество: дис. ... кандидата пед. наук: 13.00.01. Ульяновск, 2012. 283 с.

8. Молева Т.Н. Формирование духовно-нравственных ценностей детей и родителей в условиях школьного семейного клуба: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2014. 188 с.

9. Королькова И.В. Взаимодействие государственной системы образования и Русской Православной Церкви в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Москва, 2012. 146 с.

10. Курносова С.А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. Ярославль, 2013. 458 с.

11. Курносова С.А. Вопросы воспитания эмоциональной отзывчивости у учащихся в отечественной педагогике: учебное пособие. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2010. 85 с.

12. Педагогика и психология развития эмоциональной отзывчивости младших школьников: хрестоматия / сост., автор предисловия С.А. Курносова. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2010. 146 с.

13. Курносова С.А. Воспитание детей эмоционально отзывчивыми. Уроки общения в детском саду и начальной школе: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Курносова С.А. Петропавловск-Камчатский: Издательство Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, 2011. 255 с.

14. Курносова С.А. Теоретико-методологические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников: монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2012. 113 с.

15. Удовина Ю.В. Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости подростков в воспитательной системе школы: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Оренбург, 2008. 224 с.

16. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: ЛГУ, 1978. 128 с.

17. Педагог в современном образовательном пространстве как носитель духовно-нравственой культуры: сборник материалов региональной научно-практической конференции (январь 2010г.) / под ред. Т.А. Синюшкиной. Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2010. 143 с.

18. Формирование духовно-нравственных качеств личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей: сборник статей межрегиональной научно-практической конференции, Петропавловск-Камчатский, 10-12 декабря 2013 г. / под общ.ред. Т.А. Синюшкиной; Камч. ин-т ПКПК. Петропавловск-Камчатский: КИПКПК, 2014, 2014. 126 с.

19. Духовно-нравственное воспитание в Камчатском крае: опыт, проблемы, перспективы развития: сбор-

ник материалов межрегиональной научно- практиче- Т.А. Синюшкиной. Перопвловск-Камчатский: Изд-во ской конференции (13-14 февраля 2013 г.) / под ред. КИПКПК, 2013. 224 с.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN. SYSTEM OF INNOVATION SCHOOL WORK

© 2015

S.A. Kurnosova, doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of the chair «Pedagogics» Kamchatkiy State University named after Vitus Bering, Petropavlovsk-Kamchatskiy (Russia)

Abstract. Public understanding of the current conditions of life that marked by the increase of the number of crimes against life of a specific person, people, nature focuses on education a person capable of constructive creative life having a positive attitude on others and responsible for his actions; education of an individual, creative life styles that are consistent to the styles of Humanist Society. These changes are reflected in the concept of spiritual and moral development and education of a citizen of Russia [1] and in the federal state educational standards of general education [2, 3], which highlighted the need to restore the role of education in the physical, intellectual, emotional, social development rights; the task of ethical feelings of goodwill, understanding and empathy to the feelings of others, emphasized the importance of the education of the younger generation of emotional and moral responsiveness as a component of social capital of society. The ability to solve the problems of spiritual and moral education of students is determined by the presence of the corresponding software of the process, the relevant educational methods, and teaching positions in realization of the potential subjects for the spiritual and moral development of children, modern moral education. National schools are searching for pedagogical conditions of spiritual and moral development of pupils, pedagogical tools (technologies, forms, methods, techniques) that can effectively contribute to the spiritual and moral development of children; identify ways of including parents into the diversified joint activity with children, having personal and social significance for children and adults and promoting their moral and spiritual enrichment.

Keywords: spiritual and moral education, basic national values, Orthodox values, pedagogical innovation, impediments, risks, prevention of risks in the spiritual and moral education of students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.