Научная статья на тему 'Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края'

Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / РОДНОЙ КРАЙ / ЦЕННОСТИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / РЕСУРС / ЗНАНИЯ / ЧУВСТВА / ПОСТУПОК / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / IDENTITY / NATIVE LAND / VALUES / MODELING / RESOURCE / KNOWLEDGE / FEELINGS AND ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веденеева Галина Ивановна

Рассматриваются особенности феномена родного края с позиции соотнесения их значения для развития, формирования и становления духовности и нравственности развивающейся личности. Указаны компоненты духовно-нравственной сферы детей и подростков, их взаимосвязь. Изложенные теория и практика моделирования духовно-нравственного воспитания в процессе познания родного края даны в ракурсе необходимости достижения гармонии знаний, чувств и поступков ребёнка. Представлен алгоритм действий по моделированию системы духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе. Автором предложена собственная версия аксиологической модели духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края. Представленная модель объединяет целеполагающие ресурсы (методологические подходы, принципы организации духовно-нравственного воспитания сущностные характеристики духовно-нравственной сферы) и объектно-процессуальные (родной край; процесс познания родного края; деятельность педагога). В характеристике каждого ресурса выявлена их нравственная ценность для воспитания личности школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Axiological model of spiritual and moral education of schoolchildren in the process of learning their native land

The features of the phenomenon from the perspective of their native land-correlated of their implications for development, formation and the formation of spirituality and nature of liability developing personality. Said component of spiritual and moral sphere of children and adolescents, their relationship. Presentation of the theory and practice of modeling spiritual and moral education in the process of learning their native land are given from the perspective of the need to achieve harmony of knowledge, feelings and actions of the child. The algorithm of modeling activities of spiritual and moral education in the educational process. The author offers its own version of the axiological models of spirits-but-moral education of schoolchildren in the learning process of their native land. The model combines purposeful resources (methodological approaches, principles of moral education) and object-procedural (native land, the process of knowledge of their native land; the activities of the teacher). The characteristics of each resource identified their moral value, of education for the individual schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Г. И. Веденеева

Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края

Рассматриваются особенности феномена родного края с позиции соотнесения их значения для развития, формирования и становления духовности и нравственности развивающейся личности.

Указаны компоненты духовно-нравственной сферы детей и подростков, их взаимосвязь. Изложенные теория и практика моделирования духовно-нравственного воспитания в процессе познания родного края даны в ракурсе необходимости достижения гармонии знаний, чувств и поступков ребёнка.

Представлен алгоритм действий по моделированию системы духовно-нравственного воспитания в образовательном процессе.

Автором предложена собственная версия аксиологической модели духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края. Представленная модель объединяет целеполагающие ресурсы (методологические подходы, принципы организации духовно-нравственного воспитания сущностные характеристики духовно-нравственной сферы) и объектно-процессуальные (родной край; процесс познания родного края; деятельность педагога). В характеристике каждого ресурса выявлена их нравственная ценность для воспитания личности школьника.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, личность, родной край, ценности, моделирование, ресурс, знания, чувства, поступок

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-04/ Дата публикации: 1.09.2015 № 4 (16). С. 56-62. УДК 37.013

Perspectives of Science & Education. 2015. 4 (16)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-04/ Accepted: 30 June 2015 Published: 1 September 2015 No. 4 (16). pp. 56-62.

G. I. Vedeneeva

Axiological model of spiritual and moral education of schoolchildren in the process of learning their native land

The features of the phenomenon from the perspective of their native land-correlated of their implications for development, formation and the formation of spirituality and nature of liability developing personality.

Said component of spiritual and moral sphere of children and adolescents, their relationship. Presentation of the theory and practice of modeling spiritual and moral education in the process of learning their native land are given from the perspective of the need to achieve harmony of knowledge, feelings and actions of the child.

The algorithm of modeling activities of spiritual and moral education in the educational process.

The author offers its own version of the axiological models of spirits-but-moral education of schoolchildren in the learning process of their native land. The model combines purposeful resources (methodological approaches, principles of moral education) and object-procedural (native land, the process of knowledge of their native land; the activities of the teacher). The characteristics of each resource identified their moral value, of education for the individual schoolchildren.

Keywords: spiritual and moral education, identity, native land, values, modeling, resource, knowledge, feelings and action

ажным фактором духовно-нравственного воспитания школьников является родной край. Воспитательный ресурс родного края целесообразно рассматривать с двух позиций: с позиции раскрытия особенностей феномена родного края и с позиции соотнесения их значения для развития, формирования и становления духовно-нравственной сферы детей и подростков.

Компонентами духовно-нравственной сферы являются:

- когнитивные компоненты: знания о ценностях внешнего мира, понятия, суждения, умозаключения, определяющие личностный смысл, совесть, убеждения, способность прогнозировать последствия поступка;

- эмоционально-мотивационные: мотивы, потребности, переживания, чувства;

- поведенческие: программа поведения, способность и готовность личности проявлять заботу о других людях.

Эффективность духовно-нравственного воспитания проявляется в достижении гармонии между всеми компонентами: знаниями - чувствами - действиями, представляющим собой монаду, т.е. неделимое целое. Искомая модель предполагает обеспечение единства компонентов духовно-нравственной сферы на основе приобщения детей и подростков к ценностям родного края.

Согласно анализу феномена родного края, функциональными возможностями его ресурса в духовно-нравственном воспитании учащихся являются:

- территория края, её природные и культурные объекты (связь с когнитивной составляющей в силу воздействия объектов на все каналы восприятия человеком окружающего мира);

- местное сообщество (связь с эмоциональной составляющей духовно-нравственной сферы личности);

- ценностное содержание объектов родного края и взаимоотношений между людьми (связь с мотивационной составляющей духовно-нравственной сферы личности);

- социальные сети пространства родного края (связь с поведенческой составляющей, предполагающей развитие социальных контактов в процессе осуществления действий, в том числе поступков личности) [1, с. 59].

Приобщение учащихся к ценностям окружающей действительности организуется в процессе деятельности, изменяющей внешний объект и внутренний мир личности: мотивы, чувства, систему отношений личности к явлениям, предметам, людям [2, с. 50]. Поступок занимает ключевую позицию среди компонентов духовно-нравственной сферы личности.

Приобретая событийный характер, деятельность, в продуктах которой отражаются способности, умения, чувства детей и остаётся «ча-

стица души» ребёнка, благоприятствует для усиления моральной ценности имеющихся реальных объектов и в случае их недостаточного наличия порождает новые (ценные в воспитательном отношении) объекты, этически значимые для личности. В связи с этим в процессе педагогической деятельности при любых географических или социальных условиях жизнедеятельности ребенка имеются возможности для поиска и порождения нравственной ценности объекта.

Цель, задачи, содержание и условия реализации духовно-нравственного воспитания являются основными параметрами его теоретического моделирования. В имеющихся в теории определениях понятия модели их существенным признаком является мысль об уподоблении исследуемого явления оригиналу. Например: «модель - это система объектов, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала» [8, с. 44]; «теоретическая модель есть заданная в материализованной форме (рисунок, график, таблица, текст) обобщенная структура воспроизводимой действительности» [5, с. 93] и др. В русле нашего исследования, такой воспроизводимой действительностью является воспитание, влияющее на духовность и нравственность развивающейся личности.

Современные авторские модели духовно-нравственного воспитания личности в той или иной степени отражают особенности его становления в разные исторические эпохи и у разных народов, отличающихся своей культурой, укладом жизни, системой образования, цивилизованностью.

Среди вариантов моделей в практике работы со школьниками в настоящее время следует отметить:

- модель воспитания у детей младшего школьного возраста нравственных качеств С.А. Ефименковой [4]. Приоритетной является когнитивная составляющая нравственного воспитания. Основное средство достижения добродетельности в детях - это православная культура;

- модель восхождения школьника к ценностям, культуре, к Другому и самому себе (И.А. Соловцова) [5, с. 94]. Средства духовного воспитания - использование теологической и художественной литературы;

- модель содержания духовно-нравственного воспитания школьников Т.И. Петраковой [6]. Воспитание осуществляется на основе гуманистических ценностей культуры.

Согласно нашему видению, модель духовно-нравственного воспитания по структуре отражает принципы системности, целостности, синергетики, уровневой организации; по содержанию она ориентирована на ценности социума, его культуру, особенности среды и происходящих событий. По механизмам воздействия на внутренний мир личности модель функционирует с учетом психологии личности: возможностей созерцать, про-

являть активность в целенаправленной деятельности и особенностей социальной рефлексии. Указанные характеристики модели определяются систематизированными нами методологическими подходами к духовно-нравственному воспитанию: конструируемыми, контентными, транслирующими. Они составляют теоретическую базу модели, её целеполагающий ресурс.

В соответствии с имеющемся опытом моделирования многоуровневых сложных систем [8; 9; 10] в опытно-экспериментальной работе мы использовали следующий алгоритм действий по моделированию системы духовно-нравственного воспитания:

- определение характеристик (конструктов) модели;

- выбор условий её реализации (коллектив педагогов, группы учащихся, время и продолжительность проведения);

- разработка программно-методических материалов по включению школьников в процесс познания родного края на уроках и вне урочной деятельности);

- отбор и разработка диагностического инструментария для мониторинга эффективности функционирования модели;

- внедрение модели;

- оценка и корректировка реализуемой модели духовно-нравственного воспитания школьников.

Согласно мнению Т.Е. Вежевич, цель разработки моделей воспитательных пространств заключается в объединении всех ресурсов социума в интересах ребенка [3, с. 28]. С учетом этого мнения, в искомую модель нашего исследования включены ресурсы, имеющиеся в теории и практике воспитательной работы. Особенностью конструируемой модели является то, что в характеристике каждого ресурса выявлена их нравственно-значимая грань (ценность) для воспитания личности школьника. В силу этого модель духовно-нравственного воспитания в процессе познания родного края нами определяется как аксиологическая. Её целью является выявление

Целеполагающие

Методологические

подходы,

принципы,

сущностные

характеристики

духовно-

нравственного

воспитания

Объектно-процессуальные ресурсы

Аксиосфера родного края С Деятельность учащихся (познание)

Деятельность педагога по приобщению учащихся к познанию родного края

Рис. 1. Виды ресурсов, их содержание и взаимосвязи

педагогических условий, повышающих эффективность духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края.

К конструктам искомой модели следует отнести целеполагающие ресурсы (методологические подходы, принципы организации духовно-нравственного воспитания сущностные характеристики духовно-нравственной сферы) и объектно-процессуальные (родной край; процесс познания аксиосферы родного края; деятельность педагога).

В аксиологической модели отражены те грани ресурсов, которые этически и эстетически воздействуют на внутренний мир ребенка, одухотворяют его творческие силы. Задача педагога - обнаружить и реализовать их ценностное содержание в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся.

Нравственно-значимые грани родного края находят свое отражение в особенностях топологии как места проживания субъекта (своеобразие и уникальность географии края, красота родной природы, её дары, архитектура, население, его культурное наследие); особенностях социально-общинных отношений людей (духовная привязанность, диалог поколений, уважительное отношение к старшим, идентичность с социальной общностью на основе системы духовных ценностей); ценностно-смысловом содержании окружающих вещей и явлений (история их возникновения и развития, символическое значение познаваемых предметов и явлений, их назначение в жизни людей в их стремлениях к достижению лучшей жизни); своеобразии социальных сетей в пространстве родного края (контакты и взаимодействие между людьми, доверие к окружающим людям, правила этикета в межличностном общении, сопереживание, ответственность за свои слова и поступки).

Нравственно-значимые особенности процесса познания аксиосферы родного края проявляют себя во включении учащихся в разнообразные виды работы по приобретению знаний о родном крае (на уроках и во внеурочной деятельности); в их использовании на благо общества; в нравственном аспекте мотивации; в раскрытии ценностных свойств краеведческого объекта; этических способах (операций) проведения работы; в нравственной значимости полученных результатов; в формировании возвышенных чувств учащихся в процессе деятельности на пользу окружающим людям.

Виды ресурсов и их взаимосвязи представлены на рисунке 1.

Ц Е Л Е П О Л А Г А Ю Щ И Е Р Е С У Р С Ы

Цель реализации модели:

обеспечение эффективности духовно-нравственного воспитания школьников в

процессе познания родного края

Организация духовно-нравственного воспитания школьников в соответствии с методологическими подходами к нему

/ * N

Организация

процесса познания

родного края:

конструируемые

подходы;

принципы:

системности,

целостности,

вариативности

Содержание процесса познания родного края: контентные подходы; принципы ценностно-смыслового содержания деятельности, культуросообразности, взаимодействия с окружающей средой событийности

Включение учащихся в процесс познания родного края: транслирующие подходы; принципы познаваемости и многообразия мира, деятельности, обратной связи

О Б Ъ Е К Т Н О - П Р О Ц Е С С У А Л Ь Н Ы Е Р Е С У Р С Ы

Формирование когнитивного компонента

Формирование эмоционально-мотивационного компонента

Формирование поведенческого компонента

\ * /

Диагностика сформированности компонентов ДНС

Рис. 2. Аксиологическая модель духовно-нравственного воспитания школьников в процессе

познания родного края

Реализация аксиологической модели духовно-нравственного воспитания в рамках концепции системно-деятельностного подхода предполагает осуществление ряда пошаговых действий:

- определение целей и задач деятельности,

- обеспечение программно-методическим материалом,

- планирование работы и её выполнение,

- проведение диагностики,

- оценка, контроль, итог.

В целом аксиологическая модель приобретает следующий вид (см. рис. 2).

В основу созданной нами научно-обоснованной аксиологической модели духовно-нравственного воспитания в процессе познания родного края была положена программа-характеристика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В неё включены два раздела: 1) организация и содержание работы по изучению и приобщению школьников к ценностям родного края; 2) осуществление духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края. В программе-характеристике представлено содержание работы по развитию компонентов каждой составляющей духовно-нравственной сферы учащихся. В разделах имеются подразделы, указаны основные моменты воспитательной работы, которые мы осуществляли совместно с учителями. Здесь же указаны формы и приёмы, применяемые в нашей работе. Программа-характеристика как рабочий документ, наряду с планами работы учителей и классных руководителей, служила для педагогов-участников опытной работы программой по организации духовно-нравственного воспитания в процессе познания родного края. Наблюдения, беседы давали материал об особенностях ученических коллективов и характере отношений между учащимися, о стиле работы учителя в каждом из экспериментальных классов. Анализ результатов наблюдений и сравнение их за тот или иной промежуток времени позволяли, с одной стороны, определить степень выполнения разработанных рекомендаций, а с другой стороны, служили материалом для периодически проводившихся срезов уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся.

В представленной модели заслуживает внимания конструкт по систематизации и взаимообогащению сведений о родном крае, полученных ребёнком спонтанно-созерцательным путем и через педагогически-организованный процесс познания родного края. Отметим, что духовно-нравственная ценность может не совпадать с личностной ценностью, сформированной на уровне реализации собственных интересов и житейских представлений о вещи. Житейские преставления могут являться причиной «маскировки» истинной ценности познаваемого объекта. Лишь на уровне формирования научной осведомлённости раскрывается и осознаётся его

духовно-нравственная ценность. Как житейская, так и педагогически организованная осведомлённость имеют свои преимущества и недостатки с точки зрения их значения для духовно-нравственного воспитания личности. Охарактеризуем их.

Преимущества житейской осведомлённости:

1) знания добываются самостоятельно, что повышает эффективность их запоминания;

2) приобретаемые знания обусловлены жизненными обстоятельствами, как правило, значимыми для личности, обеспечивающими личностный смысл познавательного процесса;

3) основывается на чувственной ступени познания, созерцательности. В этих источниках «черпает» свой материал мышление.

Недостатки житейской осведомлённости: знания бессистемны, односторонни, поверхностны, существенные признаки явлений или предметов могут быть завуалированы.

Преимущества специально организованного пути познания родного края заключаются в следующем:

1) сообщаемая информация носит целенаправленный характер, включая в себе сведения о возвышенном, о силе духа людей, их мужестве и героизме, т.е. информацию, способную воздействовать на «сердце и разум». Такими окружающие объекты становятся благодаря «словесному» раскодированию существенных социально-нравственных свойств, оцениванию;

2) противоположные порой преимущества и недостатки житейских и педагогически организованных знаний школьников о родном крае указывают на необходимость их взаимосвязи в образовательном процессе, на недопустимость их параллельного существования. Данная взаимосвязь устанавливается благодаря выявлению педагогом представлений, суждений, знаний детей о родном крае на уроках и в процессе внеурочной деятельности. Включение житейских знаний детей в систему этических бесед, опора на нравственный опыт детей при разъяснении норм нравственности, анализ текстов для чтения с привлечением знакомых детям ситуаций - эти и другие приемы способствуют систематизации житейских представлений ребёнка о морали;

3) процесс взаимообогащение и взаимопроникновение житейских и научных сведений о родном крае предполагает организацию практической работы учащихся по улучшению окружающей жизни, формирование у них умений прогнозировать изменения, ожидаемые в связи с предложенной деятельностью.

Следует отметить, что социальный опыт возникает и аккумулируется в определённом социальном пространстве. В нём одни объекты становятся значимыми для ребенка, другие -безразличными, содержание одних усваивается легко и быстро, содержание других не принимается и отвергается. Приобретённые ребёнком житейские знания в социальном пространстве

родного края осмысливаются, обобщаются и систематизируются в целенаправленном педагогическом процессе, что также отражено в предложенной версии аксиологической модели.

Осведомлённость школьника о родном крае важна для осознания личностью, своего места в общем ходе исторического развития человека, своей роли и ответственности за процветание родного края. Осознание ребенком своего «неалиби в бытии» формирует его ответственность за соблюдение общепринятых правил в социальной общности.

Профессионализм современного педагога, согласно Профессиональному стандарту педагога [7], проявляется в овладении им формами и методами воспитательной работы, в умении использовать их как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Умение найти эффективные методы и формы работы также необходимо и при решении функциональных задач по осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края. Во внеурочной деятельности педагог может обратиться к таким методам и приёмам работы, как литературный метод, метод полевых наблюдений, картографический, статистический, визуальный, метод анкетирования и личных бесед с населением, фотографирование, видеосъемку и др. Среди форм работы по изучению родного края следует отметить: этические беседы, экскурсии в природу и на производство, обсуждение материалов местных газет, встречи с известными людьми, создание уголков родного края, участие в работе школьного музея, турпрогулки

и походы, праздники, связанные с традициями края, участие в социальных проектах, изучение родословной и др.

Итак, создание модели духовно-нравственного воспитания учащихся в процессе познания родного края имеет своим замыслом объединение всех теоретических и объектно-процессуальных ресурсов, влияющих на формирование духовности и нравственности учащихся. Одни из конструктов аксиологической модели наполнены нравственно-ценностным содержанием (объекты родного края и процесс их познания), другие апеллируют к необходимости его поиска, оценки и использования в воспитании учащихся.

Изложение теории и практики моделирования духовно-нравственного воспитания в процессе познания родного края дано в ракурсе необходимости достижения гармоничной конгруэнтности между компонентами: знаниями -чувствами - действиями. Выделенная «связка» не является отдельно взятым звеном общей линии поведения. Поведенческий компонент вновь «возвращается» в когнитивный через рефлексию совершаемых поступков, их анализ и вывод. Совесть, децентрация (сопереживание) - те компоненты, которые обеспечивают взаимопроницаемость всех составляющих триады (монады), формируют установку на совершение поступка.

Целеполагающие и объектно-процессуальные ресурсы духовно-нравственного воспитания школьников являются теоретико-методологическими и организационно-методическими основами духовно-нравственного воспитания школьников в процессе познания родного края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Веденеева Г.И. Феномен родного края и его ресурс в духовно-нравственном воспитании учащихся // Педагогика. 2013. № 8. С. 58-63.

2. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2015. 507 с.

3. Вежевич Т.Е. Моделирование региональных систем патриотического воспитания школьников: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Улан-Удэ, 2011. 53 с.

4. Ефименкова С.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса «Основы православной культуры»: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2004.

5. Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы: учеб.-метод. пособие / К.В. Зелинский, Т.В. Черникова; под ред. В.И. Слободчикова; послеслов. В.И. Слободчикова. М.: Планета, 2010. 280 с.

6. Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. М.: Академия, 1998. 94 с.

7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н № «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

8. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. М.: ЦГЛ, 2004. 128 с.

9. Степанов Е.Н., Лузина М.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2003. 160 с.

10. Черненок Т.Д., Барбашина О.В., Веденеева Г.И. Моделирование воспитательной системы в образовательном учреждении. Из опыта работы школы-интерната № 1 г. Воронежа / Под общ. ред. С.А. Антипова. Воронеж: ВОИПКРО, 2005. 39 с.

REFERENCES

1. Vedeneeva G.I. Phenomenon of the native land and its life in the spiritual and moral upbringing of students. Pedagogika -Pedagogy, 2013, no. 8, pp. 58-63 (in Russian).

2. Zemlianskaia E.N. Teoriiaimetodika vospitaniia mladshikh shkol'nikov: uchebnikipraktikum dlia akademicheskogo bakalavriata [Theory and methodology of education in primary school: a tutorial and workshop for undergraduate academic]. Moscow, lurait Publ., 2015. 507 p.

3. Vezhevich T.E. Modelirovanie regional'nykh sistem patrioticheskogo vospitaniia shkol'nikov: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk

[Modeling of regional systems of Patriotic education of students: Avtoref. Diss. Dr. Ped. Sci.]. Ulan-Ude, 2011. 53 p.

4. Efimenkova S.A. Formirovanie dukhovno-nravstvennykh kachestv lichnosti mladshego shkol'nika v protsesse izucheniia kursa «Osnovy pravoslavnoi kul'tury»: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The formation of spiritual-moral qualities of the personality of the younger pupils in the process of studying the course "Fundamentals of Orthodox culture": Author. Diss. PhD. Ped. Sci.]. Kursk, 2004.

5. Zelinskii K.V., Chernikova T.V. Nravstvennoe vospitanie shkol'nikov: teoriia, diagnostika, eksperiment, tekhnologii i metody: ucheb.-metod. posobie / K.V. Zelinskii, T.V. Chernikova; pod red. V.I. Slobodchikova; posleslov. V.I. Slobodchikova [Moral education in schools: theory, diagnosis, experiment, technologies and methods: textbook-method. manual / K. V. Zelinsky, Chernikova T. V.; ed. by V. I. Slobodchikov]. Moscow, Planeta Publ., 2010. 280 p.

6. Petrakova T.I. Tsennostnyi potentsial bazovogo obrazovaniia v dukhovno-nravstvennom vospitanii uchashchikhsia [Value potential of basic education in spiritual and moral upbringing of students]. Moscow, Akademiia Publ., 1998. 94 p.

7. The order of the Ministry of labor of Russia from 18.10.2013 N 544n. "On approval of the professional standard "Teacher (teaching activities in the field of preschool, primary General, basic General, secondary General education) (teacher)".

8. Sergeeva V.P. Tekhnologiia deiatel'nosti klassnogo rukovoditelia v vospitatel'noisisteme shkoly [Technology activities of the class teacher in the educational system of the school]. Moscow, TsGL Publ., 2004. 128 p.

9. Stepanov E.N., Luzina M.N. Pedagogu o sovremennykh podkhodakh i kontseptsiiakh vospitaniia [To teacher about modern approaches and concepts of education]. Moscow, TTs Sfera Publ., 2003. 160 p.

10. Chernenok T.D., Barbashina O.V., Vedeneeva G.I. Modelirovanie vospitatel'noisistemy v obrazovatel'nom uchrezhdenii. Iz opyta raboty shkoly-internata № 1 g. Voronezha/Pod obshch. red. S.A. Antipova [Modelling of educational system in the educational institution. From the experience of boarding school № 1 of the city of Voronezh / Under the editorship of S. A. Antipov]. Voronezh, VOIPKRO Publ., 2005. 39 p.

Информация об авторе Information about the author

Веденеева Галина Ивановна Vedeneeva Galina Ivanovna

(Россия, Воронеж) (Russia, Voronezh)

Доцент, кандидат педагогических наук, Associate Professor, PhD in Pedagogy

старший научный сотрудник отдела по научно- Senior Researcher

исследовательской работе of the Department of Scientific Research Воронежский филиал Московского гуманитарно- Voronezh Branch of the Moscow Institute of Economics

экономического института and Humanities

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.