Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание школьников в современной России: опыт взаимодействия семьи, школы и Русской православной церкви'

Духовно-нравственное воспитание школьников в современной России: опыт взаимодействия семьи, школы и Русской православной церкви Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
69
Поделиться
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / EXPERIENCE OF INTERACTION / FAMILY / SCHOOL / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дивногорцева С. Ю.

Социально-экономические изменения, произошедшие в нашем обществе, требуют модернизации сферы образования. Отмечено актуальность новой концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и необходимость взаимодействия разных социальных институтов в ее реализации. Анализируются аспекты интеграции работы семьи, школы и Русской православной церкви по духовно-нравственному воспитанию современных школьников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дивногорцева С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PUPILS IN MODERN RUSSIA: THE EXPERIENCE OF INTERACTION OF FAMILIES, SCHOOLS AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

Social and economic changes which have occurred in our society demand modernization of an education sphere. The author marcs a topicality of the new concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia and a need of interaction between various social institutions in its implementation. The article reviews some aspects of the integration of family, school and the Russian Orthodox Church on the spiritual and moral education of modern students.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников в современной России: опыт взаимодействия семьи, школы и Русской православной церкви»

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

С.Ю.ДИВНОГОРЦЕВА,

докторант Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева, кандидат педа-гогическихнаук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

E-mail: sdivnogortseva@mail.ru

Научная специальность'. 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Статья подготовлена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно- педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. Исполнитель: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Шифр заявки: 2010-1.1-300-151-107. Госконтракт на выполнение научно-исследовательских работ 14.740.11.0790 от 30 ноября 2010 г.

Аннотация. Социально-экономические изменения, произошедшие в нашем обществе, требуют модернизации сферы образования. Отмечено актуальность новой концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и необходимость взаимодействия разных социальных институтов в ее реализации. Анализируются аспекты интеграции работы семьи, школы и Русской православной церкви по духовно-нравственному воспитанию современных школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, опыт взаимодействия, семья, школа, Русская православная церковь.

SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF PUPILS IN MODERN RUSSIA: THE EXPERIENCE OF INTERACTION OF FAMILIES, SCHOOLS AND THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

S.Y. DIVNOGORTSEVA,

Ph. D., Associate Professor, Head.

Department of Pedagogy and methodology ofelementary education St. Tickon Orthodox Humanitarian University

Annotation. Social and economic changes which have occurred in our society demand modernization of an education sphere. The author marcs a topicality of the new concept of spiritual and moral development and education of the individual citizen of Russia and a need of interaction between various social institutions in its implementation. The article reviews some aspects of the integration of family, school and the Russian Orthodox Church on the spiritual and moral education ofmodern students.

Key words: spiritual and moral education, experience of interaction, family, school, the Russian Orthodox Church.

Современный период в российской истории характеризуется как время смены ценностных ориентиров. В 1990-е г. в нашей стране произошел демонтаж советской атеистической идеологии. Вместе с ней была разрушена соответствующая система воспитания, единая для всей страны. Школа, оказавшись без ориентира, чаще стала отказываться от своих воспитательных функций, выполняя лишь обучающие задачи. Последствия этого не могли не сказаться на нравственном состоянии общества: у подрастающего поколения не только не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, но зачастую и отсутствует корректное социальное поведение.

Нравственные ценности личности формируются прежде всего в семье, однако сфера образования способна развивать и воспитывать личность более системно и последовательно, помогая семье, дополняя ее воспитательное воздействие на личность, корректируя в случае необходимости ее усилия и взаимодействуя с ней. Не случайно в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 г. отмечено: «Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллекту-

альная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося... образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими объектами социализации, опираясь на национальные традиции»1, что естественно, поскольку цель воспитания и его система должны быть объективными и опираться на то существенное, что является значимым для народа, что делает процесс воспитания устойчивым, независимым от общественных изменений, действий тех или иных педагогов. Этим «существенным» является традиция.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности должно определяться в соответствии с базовыми национальными ценностями, поскольку оно неотделимо «от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека». Духовно-нравственное развитие должно осуществляться в процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися ценностей:

• семейной жизни;

• культурно-регионального сообщества;

• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

• российской гражданской нации;

• мирового сообщества2.

Для полноценной организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников Концепция предлагает организовать согласованные действия всех социальных субъектов - участников воспитания, в том числе традиционных религиозных объединений, важнейшим из которых в нашей стране является Русская православная церковь. Церковь уважает свободу воли человека. Но если семья или школьник определились со своей мировоззренческой позицией, в этом случае она призвана рассказать им о православии, показать его как радостную полноту жизни во Христе. Сотрудничество семьи, школы и церкви в духовно-нравственном воспитании детей должно быть обусловлено усилиями каждой стороны. Это должно быть свободное, добровольное взаимодействие, основанное на доверии и уважении.

Современное законодательство допускает возможность духовно-нравственного воспитания

1 Данилюк, А.Я., Кондаков, A.M., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. С. 5, 6.

2 Там же. С. 15, 16.

личности учащихся общеобразовательных школ на основе православных культурных традиций. В соответствии с ним современным школьникам дана возможность изучения модуля «Основы православной культуры» в рамках освоения программы «Основы религиозной культуры и светской этики», а также включения нравственной компоненты православной культуры в содержание других учебных предметов. В качестве методологического принципа разработки учебных пособий был выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Как отмечают разработчики программы, учебный курс ОРКСЭ направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также диалогу с представителями других культур и мировоззрений3.

Задача модуля «Основы православной культуры» - ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Курс не может быть ориентирован лишь на информатизацию учащихся. Это должен быть предмет, способный своим содержанием повлиять на духовно-нравственное становление детей, вдохновить подрастающего человека на реальные нравственные поступки. Некоторые исследователи считают, что с помощью этого курса «возможно выстроить у детей правильное духовное основание (христоцентризм), чем содействовать преодолению кризиса современного воспитания»4. Подобная постановка цели, несомненно, будет определять и методику проведения уроков данного курса, построенную исходя из «триединства» задач урока: обучающих, воспитательных и развивающих. Однако если при проведении обычных уроков первенство отдается обучающим задачам, то для уроков данного курса иерархически более главными необходимо считать воспитательные задачи. Ожидаемым резуль-

3 Кураев, A.B. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: Учеб. пособие. М., 2010. С. 3.

4 Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность: Пятые Покровские образовательные чтения / Под ред. В.А. Беляевой, Ю.В. Орловой. Рязань, 2007. С. 120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

татом таких уроков должно стать изменение нравственного поведения ребенка. На данных уроках так называемые религиозные знания необходимы не только для информирования учащихся, сколько через информирование - для нравственного научения делам милосердия, помощи, защиты, сострадания и сорадования, для пробуждения в них таких чувств, как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь.

Система ценностей, заложенная в религиозных знаниях, поможет детям развить умение в каждом житейском опыте (прежде всего в собственном) вычленять проявления духовного мира, т.е. научить их различать добро и зло, развить добрые привычки и навыки, а также умение бороться с пагубными проявлениями в характере. На уроках курса необходима информация религиозного (православного) содержания, но она нужна затем, чтобы с ее помощью осуществлять нравственное научение детей и подготавливать их к выполнению дел милосердия. В основу методики преподавания курса должна быть положена идея учения через переживание как выработка умения оценивать сущее.

Прот. В. Зеньковский писал: «...духовно-нравственное становление личности происходит в определенном социокультурном образовательном пространстве, особое место в котором занимает духовно-нравственная деятельность, обеспечивающая накопление духовно-нравственного опыта, и именно она может стать условием духовно-нравственного становления»5. Проводить работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся на одном уроке было бы педагогически неверно; воспитание требует ежедневного, ежечасного воздействия и взаимодействия с ребенком. Если школа ставит своей задачей духовно-нравственное воспитание школьников, то оно требует своего «вкрапления» в процесс обучения, т.е. во все школьные предметы, а также во внеурочную деятельность, что может быть реализовано в следующих направлениях работы:

• организация совместного проживания разных жизненных ситуаций, событий взрослыми и детьми (семейные праздники, совместный досуг, благотворительные акции и т.п.). Всех их должна отличать одна и та же черта - социальная заказанность;

• участие детей во всех видах творческой художественной деятельности;

• использование диалога как метода воспитания и проведение тематических воспитательных бесед на диалоговой основе;

5 Зеньковский В.В. Педагогические сочинения / Сост. Е.Г. Осовский, О. Е. Осовский. Саранск, 2003. Т. 2. С. 134.

• организация экскурсий и паломнических поездок;

• участие детей в общественно-полезном труде;

• помощь старших детей младшим (изготовление наглядных пособий для младших школьников, помощь в проведении занятий, работа в летнем лагере и т.п.).

Духовно-нравственное развитие и воспитание должно осуществляться через реальные общие, интересные дела, в которых дети могли бы проявить такие качества, как взаимовыручку, помощь друг другу, прощение обид. Это должны быть такие дела, где каждый ребенок мог бы по-настоящему себя раскрыть, что послужило бы сближению детей, возникновению доверия друг к другу. На совместное дело должны быть нацелены и дети, и взрослые.

Духовно-нравственное воспитание предполагает приобретение школьниками доброкачественного социального опыта (прот. В. Зеньковский), поэтому в школе должна быть создана здоровая социальная среда, школа должна быть единым духовным организмом. Только в этой атмосфере могут в полной мере раскрыться духовно-нравственные качества и возможности детей. Укрепить эти преобразования возможно через связь школьной жизни с жизнью церкви и ее образовательными структурами в системе внеурочной работы. Внеурочная жизнь школы является наиболее благоприятной для духовно-нравственного развития и воспитания детей, поскольку ориентирована прежде всего на свободный выбор самих детей, их интересы. Здесь реализуется индивидуальный образовательный путь каждого ребенка, свободный от обязательного оценивания.

Рассмотрим, исходя и анализа имеющегося сегодня опыта работы, каковы могут быть пути взаимодействия семьи, школы и церкви в деле духовно-нравственного развития и воспитания школьников во внеурочной деятельности.

Сотрудничество школы и церкви может начаться с подготовки педагогами воскресной школы при храме стендов, рассказывающих о православии, его традициях и праздниках, и размещении их в общеобразовательной школе. Таким образом началось сотрудничество храма в поселке Реммаш, что в 15 км от Сергиева Посада, и средней школы. Потом состоялись встречи с учащимися школы на классных часах, беседы на духовно-нравственную тематику. Позже в школу начали приезжать студенты Московской духовной семинарии и академии. Они выступали с рассказами о преподобном Сергии Радонежском, о православных иконах, истории Отечества. По окончании таких «уроков» стали устраиваться неформальные встречи - с самоваром, пряниками, пением ду-

ховных песен под гитару. Позже храм включился в работу с детьми-сиротами из социального приюта «Надежда», организуя с ними не только просветительную и духовно-нравственную работу, но и включая ребят в практическую деятельность - рисование, пение, рукоделие.

В Ликино-Дулевской гимназии Орехово-Зуевского района Московской области педагогами воскресной школы при Иоанно-Богословском храме не только проводятся уроки по знакомству школьников с православной культурой, но и организуется силами учащихся гимназии и воскресной школы совместная подготовка докладов на соответствующие темы; дети разучивают песнопения к праздникам Рождества Христова и Пасхи; в гимназии дает свои спектакли приходская театральная студия. В библиотеке гимназии есть подборка книг, подаренных общиной Иоанно-Богословского храма. Педагоги гимназии участвуют в паломнических поездках по святым местам России, организуемым приходом храма. В гимназии оформлен стецд, посвященный Иоанно-Богословскому храму.

Сотрудничество воскресной школы при храме Владимирской иконы Богородицы в Потапо-во (г. Москва) и ГОУ ЦО № 1492 началось в 2002 г. Храмовый комплекс в то время только строился, а воскресная школа была создана общиной верующих. Школа № 1492 предоставила ей помещения для занятий по выходным дням. Постепенно учителя государственной школы становились педагогами школы воскресной, и наоборот. Так, в воскресной школе появилось 14 студий и кружков. Самыми яркими направлениями ее деятельности стало хоровое пение, секция «6 рота» где дети помимо занятий рукопашным боем изучают военную историю и основы православия, 2 раза в год принимают участие во Всероссийских Уша-ковских и Суворовских сборах. В туристическом клубе они совершают походы как пешие, так и на байдарках. Многие дети, занимающиеся в воскресной школе, являются учащимися школы № 1492. Совместно с другими своими одноклассниками они готовят праздничные концерты на Рождество Христово и Пасху, проводят совместный летний отдых. Одним из «плюсов» такой воскресной школы, располагающейся в стенах общеобразовательной, является то, что она привлекает тех детей и родителей, которые редко бывают или не бывают совсем в храме. Порог храма для них переступить порой трудно, а в стенах обычной школы легче, например подойти к священнику. Часто они становятся слушателями взрослых групп воскресной школы.

Чаще всего сотрудничество современной общеобразовательной школы с церковью реализует-

ся через организацию встреч со священнослужителями. Подобного рода встречи организуются не только для детей, но и для родителей, интересующихся проблемами воспитания.

Следующим направлением совместной работы школы, семьи и церкви является организация факультативных курсов в школе, например «Православная церковь на севере России», «История православной культуры земли Смоленской», «Церковная история Тамбовского края».

Известны многочисленные примеры совместной организации летнего отдыха детей, в частности, создание профильных смен, православных отрядов, миссионерско-педагогическая деятельность в обычных детских летних лагерях. Часто дети, живя в лагере, участвуют в восстановлении местных святынь.

Интереснейшим направлением деятельности является организация краеведческой работы, связанной с изучением истории религии края, знакомство с местными «подвижниками благочестия» и т.п. В Ивановской средней школе Борисоглебского района Ярославской области в рамках историко-краеведческой работы дети знакомятся со святынями Борисоглебского края, совершают паломнические поездки по Ярославской области, ухаживают за источником преподобного Иринар-ха и храмом села Ивановское, участвуют в установке поклонных и памятных крестов, помогают Борисоглебскому монастырю, ухаживают за могилами на кладбищах. Силами учащихся в школе создан историко-краеведческий музей.

В рамках социальной работы совместными усилиями родителей, учащихся и церкви организуется благотворительная деятельность: посещение домов ребенка, детских больниц, школ-интернатов, домов престарелых и т.п.

Одной из форм совместной работы образовательных структур Русской православной церкви и педагогических коллективов школ является организация курсов повышения квалификации для работников образовательных учреждений с привлечением священнослужителей, православных ученых и педагогов. В частности, одним из первых организаторов подобного рода курсов стал Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. В течение ряда лет силами педагогической корпорации университета проводятся курсы повышения квалификации для педагогов по программам «Духовно-нравственное воспитание на основе православной культурной традиции», «История и культура православия». Целью проведения курсов является теоретическое изучение слушателями основ православного вероучения и православной педагогической культуры, а также подготовка к реализации в практической деятель-

ности методики духовно-нравственного воспитания детей прежде всего на уроках или занятиях по изучению православной культуры.

Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания школьников обсуждаются на совместно организуемых конференциях, семинарах, круглых столах. Так, с 2006 г. в сентябре проходят Образовательные чтения Центрального федерального округа, в которых принимают участие представители Минобр и науки России, Московской епархии Русской православной церкви, отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. В 2009 г. Образовательные чтения были посвящены теме «Взаимодействие семьи, школы и РПЦ в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи». Ежегодно в Москве проходят Международные рождественские чтения, куда съезжаются учителя не только православных, но и общеобразовательных школ, интересующиеся проблемами духовно-нравственного развития и воспитания личности в контексте православных культурных традиций. Наиболее подготовленные учителя имеют возможность ежегодно участвовать во Всероссийском конкурсе работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».

Примером плодотворного и успешного сотрудничества образовательных структур Русской православной церкви, Минобр и науки России, администрации и педагогов школ стало проведение общероссийской олимпиады школьников по «Основам православной культуры». Инициатором проведения олимпиады был Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. С 2006 г. университет проводил олимпиады для школьников Москвы и Подмосковья. Основными задачами их проведения были развитие у учащихся интереса к истории и культуре православия, побуждение к совершенствованию своих знаний по комплексу предметов, связанных с историей и культурой православия, повышение уровня подготовки будущих абитуриентов. Содержание олимпиадных заданий составляли знания по основам христианства, истории России, русскому языку, литературе, музыке, истории искусств - того, без чего невозможно представить отечественную культуру. Олимпиада проводилась на основе общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образова-

ния в очной и заочной формах. .В олимпиаде принимали участие обучающиеся общеобразовательных учреждений 5-11 классов..

Согласно п. 6 решений Резолюции совместной конференции Минобрнауки России и Русской православной церкви «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», прошедшей в г. Калуге 20-21 декабря 2007 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и при поддержке Российского союза ректоров в 2009 учебном году олимпиада по православной культуре впервые была организована во всероссийском масштабе и включена в официальный перечень олимпиад школьников на 2008-2009 учебный год. Проведение олимпиады стало направлено на расширение и поддержку изучения подрастающим поколением россиян основ православной культуры, духовно-нравственное и патриотическое воспитание школьников, выявление и развитие их интересов и способностей, вовлечение учащихся в активную учебную, познавательную деятельность в области истории и культуры православия, создание условий для поддержки одаренных детей. Всего в олимпиаде 2009 г. приняло участие 11 148 учащихся из более чем 30 регионов, а в 2010 г. - около 40 000 учащихся из 55 регионов.

Традицией в области взаимодействия образовательных структур Русской православной церкви и светского образования стало совместное проведение церковно-государственных праздников, например Дня славянской письменности и культуры, что позволяет обратиться к истории России, ее культурным ценностям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, взаимодействие семьи, школы и церкви в духовно-нравственном развитии и воспитании современных школьников реализуется по следующим основным направлениям:

• духовно-просветительское — уроки, беседы, лекции, паломнические поездки, родительские собрания, встречи со священнослужителями и т.п.;

• социально-культурное — благотворительная деятельность, праздники, выставки, концерты, организация летнего отдыха и т.п.;

• научно-методическое — исследовательская деятельность, организация конференций, круглых столов, олимпиад школьников и т.п.