Основные подходы к проблеме духовно-нрАвствЕнного воспитания детей в воскресных школах в исторической ретроспективе
удк 37.018.535:37.034 Е. Л. Завгородняя
тамбовский государственный университет имени Г. р. державина
в статье рассматривается деятельность воскресных школ в дореволюционный период и современной россии. обращается внимание на нравственное значение воскресных школ, которые давали возможность общения самым разным слоям населения, являлись связующим звеном между интеллигенцией и людьми малограмотными.
Анализируются причины их возникновения в XIX веке и процесс их возрождения при православных приходах в постсоветский период. отмечается разнообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга. раскрываются основные направления учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах: катехизическое; главная цель — воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности; культурно-просветительское, в рамках которого интегрируется просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие; социальное, которое призвано способствовать взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других); военно-спортивное — способствует морально-волевому и физическому развитию; досуговое (организация отдыха верующих, сопровождаемого участием в богослужебной жизни Церкви и обучением основам православия); паломническое, которое предполагает путешествия по особо почитаемым духовным памятникам православия. подчёркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и развитии отечественной культуры. Ключевые слова: воскресные школы, церковные школы, духовенство, духовно-нравственное воспитание, православие, приходское образование.
E. L. Zavgorodniaia
Tambov State University named after GR Derzhavin, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Internatsional'naya str., 33, Tambov, Russian Federation, 392000
HISTORICAL OVERVIEW AND CURRENT APPROACHES TO THE PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN IN SUNDAY SCHOOLS
The article discusses the activities of Sunday schools in the pre-revolutionary period and modern Russia. Draws attention to the moral significance of Sunday schools, which gave an opportunity to communicate a variety of segments of the population, is the link between the intelligentsia and the illiterate people.
Analyze their causes in the nineteenth century and the process of revival at Orthodox parishes in the post-Soviet period. Celebrated the diversity of disciplines and forms of recreation. Reveals
ЗАВГОРОДНЯЯ ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА — аспирантка кафедры социокультурной коммуникации и актёрского мастерства Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
124 ZAVGORODNIAIA ELENA LEONIDOVNA — doctoral student of Department of social and cultural
communication and acting, Institute of Humanities and social and cultural education, Tambov State University named after GR Derzhavin
e-mail: [email protected] © Завгородняя Е. Л., 2015
^ Социально-культурная деятельность 1
the basic directions of educational activities in the modern Sunday schools: catechetical; main goal — education in the faith, which includes training and evangelical Christian doctrine of morality; cultural and educational, under which integrates educational work, aesthetic, artistic, spiritual and moral development; social, which is intended to promote the cultivation of Christian qualities in the students (charity, sacrifice, patience, and others); military and sports — promotes moral standing and physical development; leisure (organization of leisure believers, accompanied by participation in the liturgical life of the Church and teaching the basics of Orthodoxy); pilgrimage, which involves travel most revered spiritual monuments of Orthodoxy. Emphasizes the special role of Sunday schools in the spiritual and moral education of children and the development of national culture.
Keywords: Sunday school, Church school, clergy, religious and moral education, Orthodoxy, parish education.
Из истории возникновения воскресных школ в России известно, что первые церковные школы появились вскоре после принятия христианства при поддержке князей, однако вплоть до второй половины XV века их число оставалось небольшим. Такие школы создавались при храмах и монастырях в крупных городах. В годы монголо-татарского ига развитие церковных школ приостановилось, однако со второй половины XV века вплоть до начала XVIII века начался их интенсивный рост. Школы открывались духовенством, представители которого, как правило, не только управляли, но и занимались одновременно преподаванием. Учащиеся, взятые из домов родителей, жили при школе. Обучение начиналось с 7—9 лет. Программа церковных школ впервые была утверждена Церковным Собором 1551 года. преподавалось чтение церковных книг, письмо, церковное пение, в некоторых случаях — иконописание. Со второй половины XVII века в программу вошла и арифметика. Немногочисленные общеобразовательные воскресные школы были открыты в начале XIX века. Повсеместное распространение воскресные школы получают в середине XIX века [5].
История воскресных школ в россии тесно связана как с европейскими традициями, так и с историей отечественных церковно-при-ходских школ, в которых иногда проводилось дополнительное воскресное обучение. В середине XIX века в России распространились различные формы воскресного обучения детей и взрослых с целью духовно-нравственно-
го просвещения и распространения грамотности: воскресные беседы, чтения, лекции с показом иллюстраций. В этот период появились воскресные школы в качестве самостоятельных учебных заведений.
Воскресные школы учреждались церковными приходами, монастырями, а также общественными организациями и частными лицами. 1 марта 1859 года два священника Нытвин-ского завода Оханского уезда Пермской губернии стали проводить по воскресным дням «открытые беседы по религиозным вопросам» для детей рабочих и назвали свои занятия «воскресной школой». Эта школа быстро развивалась и получила известность. В апреле 1859 года в Санкт-Петербурге М. Шпилевская открыла у себя дома частную школу для бедных девочек; в будние дни Шпилевская давала платные уроки, а по воскресным дням обучала бесплатно. Одни из первых воскресных школ были организованы в Киеве — 11 и 25 октября 1859 года по инициативе кружка студентов, с разрешения и одобрения попечителя учебного округа Н. И. Пирогова (он принимал участие в преподавании), надзор за обучением был поручен профессору П. В. Павлову. Вскоре подобные школы открылись в Могилёве, Одессе, Оренбурге, Чернигове, Харькове, Казани, Нежине, Архангельске, Рязани, Елисаветгра-де. К 1 января 1861 года в Санкт-Петербурге существовало 20 воскресных школ, всего же в 1862 году действовало свыше 300 школ [4].
Первоначальной целью таких школ было обучение всех желающих грамоте, так как не-
малая часть населения россии не умела ни читать, ни писать, и потребность в получении хотя бы элементарных знаний была велика. основанные как учебные заведения для взрослых и детей, воскресные школы являлись наиболее ранней формой образования.
воскресная школа как своего рода новый педагогический феномен стала пользоваться большой популярностью среди населения, поскольку имела существенные положительные отличия от казённых школ XIX века. такая форма обучения стала привлекать все большее число учащихся, и к началу 60-х годов того столетия воскресные школы были организованы не только в столичных и губернских городах, но и в уездных, а также в сёлах. Число их выросло до трёх сотен.
в Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 года, при этом, как и в киеве, большая роль в открытии этой школы принадлежала студенчеству. в сентябре того же года Министерство народного просвещения, учитывая быстрый рост числа воскресных школ в Иетербурге, издало распоряжение о предоставлении им помещений всех столичных зданий, принадлежавших гимназиям, уездным и приходским училищам. Иадо отметить, что учредители и преподаватели этих школ в большинстве своём принадлежали к учебному ведомству министерства.
важность воскресных школ была оценена с самого начала их появления в россии ярчайшим деятелем педагогической науки к. д. Ушинским.
известно, что занятия как в светских, так и в духовных заведениях того времени носили больше образовательный характер, нежели воспитательный. Это подталкивало учёных-педагогов к поискам новых путей в распространении веры и грамотности, в том числе и в воскресных школах. к. д. Ушинский в статье «воскресные школы», напечатанной в «Журнале Министерства народного просвещения» в 1861 году, обобщил и систематизировал имевшиеся знания об этом новом явлении в российской педагогике XIX века. при этом автор акцентировал внимание на воспи-
тательной стороне педагогического процесса в воскресных школах. так, рассуждая о внешнем устройстве воскресной школы, Ушинский выделил основные параметры, на которые, по его мнению, следует ориентироваться при создании воскресной школы. к. д. Ушинский формулирует и важнейшие задачи, которые ставит перед собой сама воскресная школа, а именно: «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», а также «направить сознательный взгляд ученика на то занятие, которое должно наполнить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба» [6].
очевидно, что без чётко продуманной программы реализация таких задач была бы невозможна.
нравственное значение воскресных школ было бы несправедливо недооценивать. во-первых, они позволяли ученикам проводить время не в кабаке или трактире, а под присмотром воспитанных и образованных людей, которые обращались с ними вежливо и ласково (Е. А. никитская).
во-вторых, эти учебные заведения давали возможность общения самым разным слоям населения, являлись связующим звеном между интеллигенцией и людьми малограмотными.
в конце XX века на приходах русской православной церкви стали возникать группы, где молодым людям рассказывали об основах православного вероучения. таким образом, возникла определённая форма работы с детьми и молодёжью, направленная на их духовно-нравственное воспитание. Более чем за два десятилетия подобные группы образовались практически при каждом приходе, при этом за ними закрепилось традиционное название, бытовавшее до 1917 года, — церковноприходская школа. А поскольку занятия в них проходили чаще всего по воскресеньям после службы, то за ними закрепилось и второе название — воскресные школы.
сегодня воскресная школа является наиболее распространённой школой христиан-
ского воспитания. Деятельность православных общеобразовательных школ, центров духовно-нравственного развития и воскресных школ (то есть всех видов организаций, осуществляющих сегодня религиозное обучение и воспитание несовершеннолетних) достаточно полно и подробно регламентирована уже действующими актами Русской православной церкви, это, в частности, Положение о выдаче конфессионального представления, Стандарт православного компонента начального общего, среднего, общего (полного) образования и приложения к нему, Положение о деятельности воскресных школ Русской православной церкви на территории Российской Федерации [1].
Основными направлениями учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах являются:
• катехизическое; основная цель — воспитание в вере, включающее обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности;
• культурно-просветительское, в рамках которого интегрируются просветительская работа, эстетическое, художественное и духовно-нравственное развитие;
• социальное, которое призвано способствовать взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других);
• военно-спортивное — способствует морально-волевому и физическому развитию;
• досуговое (организация отдыха верующих, сопровождаемого участием в богослужебной жизни церкви и обучением основам православия);
• паломническое, которое предполагает путешествия по особо почитаемым духовным памятникам православия.
Несмотря на общие причины возникновения и традиционную для всех школ религиозную направленность, воскресные школы ставят перед собой различные образовательные задачи, которые определяют выбор форм организации учебно-воспитательного процесса и методов работы.
Богословские воскресные школы основной своей задачей считают систематическое религиозное образование детей, подростков и взрослых в свете Священного Предания Русской православной церкви. В школах такого типа много внимания уделяется обучению детей. В таких школах действительно преподаются азы богословия: литургического, догматического, сравнительного, нравственного.
«Боспитательные» воскресные школы — самый распространённый тип воскресных школ, в котором особое внимание уделяется духовно-нравственному и религиозному воспитанию детей и подростков. Учебные программы в таких школах (как правило, авторские) имеют ряд особенностей. Основой их содержания становится нравственная составляющая.
Историко-патриотические воскресные школы создаются, как правило, на приходах, где много детей подросткового возраста. Главным направлением деятельности такой школы является военно-патриотическая работа.
Семейные воскресные школы. Образовательный процесс в школах этого типа строится таким образом, чтобы в нём могли принимать участие все члены семьи. Зачастую школы такого типа возникают на приходах, где есть большое количество многодетных семей.
Миссионерские воскресные школы ориентированы, прежде всего, на просветительскую деятельность. Они никогда не замыкаются в стенах своего храма, в рамках одного прихода. Их характерными особенностями являются постоянные выезды в другие воскресные и общеобразовательные школы, детские дома и дома престарелых, больницы, воинские части и т.д.
«Творческие» воскресные школы интересны тем, что практически отказались от классно-урочной системы проведения занятий. Такие школы имеют в своей основе какой-либо творческий процесс, вокруг которого и собираются ребята.
Это может быть подготовка концертов и спектаклей на Рождество, Пасху, День Побе-
ды, престольные праздники, кружковая работа, большой детский хор или художественная студия.
Смешанные воскресные школы. к этому типу относятся те воскресные школы, педагогический коллектив которых так и не сумел определить для себя ведущую образовательную задачу. от многопрофильных воскресных школ их отличает общая несогласованность действий и различие требований, которые предъявляют участники образовательного процесса друг к другу.
Паломнические воскресные школы. совсем по-другому обстоит дело с так называемыми паломническими школами. как правило, такой тип школ создаётся на тех приходах, где нет возможности устроить полноценный образовательный процесс (например, нет помещения, в котором можно заниматься, или нет денег на финансирование, или нет педагогов, имеющих необходимое образование). поэтому основное общение с ребятами сводится к совместным паломническим поездкам и экскурсиям.
Многопрофильные воскресные школы. Многопрофильные школы реализуют дополнительные программы разных направлений. как правило, это религиозное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое и краеведческое направления. религиозное направление обычно представлено Законом Божиим и другими вероучительными предметами; военно-патриотическое направление представлено детским военно-патриотическим клубом; художественно-эстетическое — детской художественной или иконописной студией, центром народных ремёсел, детским хором, театральным кружком; краеведческое направление — детским музеем или историческим (церковно-историческим) кружком [3].
помимо сугубо учебной деятельности, воскресные школы ведут большую работу по организации досуга детей, по развитию кругозора и творческого мышления. Существует множество дополнительных занятий и различных мероприятий, ставших во многих школах доброй традицией. Многообра-
зие кружков и форм организации внеучеб-ной деятельности позволяет нам выделить несколько направлений:
• спортивно-оздоровительное — основная задача заключается в формировании здорового образа жизни, физической культуры, используемые виды деятельности в этом направлении — спортивные кружки и секции, кор-рекционная гимнастика, рукопашный бой, па-русно-весельные походы и пр.;
• познавательное — основными задачами являются расширение кругозора, более глубокое изучение общеобразовательных предметов, виды занятий — краеведение, экскурсии, походы и др.;
• художественно-прикладное — основными задачами являются эстетическое воспитание, пробуждение интереса к народным промыслам и другим видам прикладного искусства, используемые виды деятельности в этом направлении — обучение ремёслам и рукоделию, кройка и шитье, флористика, рисунок и живопись, лепка, выжигание, переплётное дело и пр.;
• церковное — основными задачами являются знакомство с церковной культурой и искусством, получение первоначальных знаний, умений, навыков в данной области, при этом используются такие виды деятельности, как Школа звонарей, иконопись, церковное шитье, церковно-хоровое пение и пр.;
• театрально-музыкальное — основная задача заключается в эстетическом и музыкальном воспитании, формировании общей культуры; используемые виды деятельности в этом направлении — театральный кружок, кукольный театр, студия народного танца, музыка, хор, детский ансамбль и др. [2];
• социальное — основная задача заключается в приучении детей к социально значимой деятельности, используемые виды деятельности в этом направлении — изготовление подарков, организация выездных концертов, домоводство, посещение больниц и пр.
кроме того, в воскресных школах используются различные формы организации досуга (выпуск стенгазеты, походы, паломничества,
экскурсии, ярмарки, лектории, чаепития, детские лагеря и пр.).
Самыми популярными видами внеклассной деятельности в воскресных школах являются церковно-хоровое пение, театральные постановки к праздникам, паломничества и занятия рукоделием.
Если воскресная школа организована при больничном храме, среди дополнительных дисциплин могут встретиться «Здоровый образ жизни», «Основы медицинских знаний», «Первая помощь» и др. Что характерно, таких школ немного, но встречаются они в каждой епархии. Некоторые воскресные школы ощущают необходимость в организации летнего отдыха детей, особенно если приход большой и в нём имеются люди с педагогическим образованием или с опытом работы вожатыми. В этом случае организуются детские палаточные лагеря, большие походы или более длительные, чем в учебном году, паломничества.
Итак, в системе современного церковного образования воскресные школы занимают самую нижнюю ступеньку как учреждения, дающие элементарные религиозные знания. Собственно, основная учебная задача воскресных школ — ликвидация религиозной безграмотности мирян. Однако очевидно, что в настоящее время даже сельские цер-ковно-приходские воскресные школы этим не ограничиваются. В них с успехом реализуются образовательные программы художественно-эстетического, военно-патриотического, историко-краеведческого циклов, что позволяет отнести воскресные школы к учреждениям дополнительного образования детей — если не по статусу, то по содержанию образовательной деятельности.
Особенно хочется отметить, что воскресные школы с момента своего возникновения
выполняют важную государственную задачу — просвещение народа. И если в XIX веке государственная власть поддержала эту инициативу, то в настоящее время складывается совершенно иная ситуация.
Несмотря на кардинальное изменение содержания образования в воскресных школах (от начального обучения — к религиозному) и значительно «помолодевший» контингент учащихся, эти учебные заведения сохранили за собой свои отличительные черты, обозначившиеся ещё в XIX веке: особое время занятий (собственно, основная черта, отразившаяся в названии) — воскресенье; бесплатное обучение; свободное посещение уроков; отсутствие возрастных ограничений; наличие внеклассных занятий; приём учеников в течение всего учебного года; основная статья дохода — добровольные пожертвования и др.
Кроме того, добавились новые особенности: внеклассная работа стала более разнообразной; у воскресных школ появились «дочерние» учреждения — военно-патриотические клубы, православные молодёжные движения, спортивные кружки; отсутствие контроля со стороны государственной власти позволяет самостоятельно определять цели, задачи, методы работы с детьми.
Положение современной воскресной школы, находящейся, как уже отмечалось, на стыке религиозной и светской систем образования, открывает перед ней новые перспективы развития. Исходя из особенностей, возможностей и пожеланий прихода, организаторы воскресной школы могут выбрать для неё наиболее приемлемую стратегию развития.
Опыт современных воскресных школ обязательно должен фиксироваться и становиться доступным широкой аудитории.
Примечания
1. Агеева А. Б. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ Серия IV: Педагогика. Психология. 2010. № 4 (19). С. 43—55.
2. Григорьева Е. И., Усачев Ю. Ю. Модель формирования духовно-нравственного воспитания поведения подростков в процессе занятий хореографической деятельностью // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 12. С. 246—251
3. Официальный сайт Московского Патриархата [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/294573.html
4. Официальный сайт Отдела религиозного образования [Электронный ресурс] : [веб-сайт]. URL:http:// www.rokim.org.ua
5. Православная энциклопедия Т. VIII. Вероучение. — Владимиро-Волынская епархия / под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Церковно-научный центр Русской Православной церкви «Православная энциклопедия», 2013. 752 с.
6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Москва : Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. 478 с.
References
1. Ageeva А. V. Tserkovno-prikhodskie voskresnye shkoly: istoriia vozniknoveniia i tendentsii razvitiia [Parish Sunday school: history and trends]. Vestnik PSTGU Seriia IV: Pedagogika. Psihologiia [Bulletin of the research Series IV: Pedagogy. Psychology], 2010, No. 4 (19), pp. 43—55.
2. Grigor'eva E. I., Usachev Iu. Iu. Model' formirovaniia dukhovno-nravstvennogo vospitaniia povedeniia podrostkov v protsesse zaniatii khoreograficheskoi deiatel'nost'iu [Model of formation of spiritual and moral education of adolescent behaviors in the process of choreographic practice activities]. Sotsial'no-ekonomicheskie iavleniia i protsessy [Socio-economic phenomena and processes]. 2013, No. 12, pp. 246—251
3. The Russian Orthodox Church. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/294573.html
4. Official website of the Department of religious education. URL: http://www.rokim.org.ua
5. Pravoslavnaia entsiklopediia T. VIII. Verouchenie. — Vladimiro-Volynskaia eparkhiia [The Orthodox encyclopedia. Vol. 8: Dogma. — Vladimir-Volyn diocese]. Tserkovno-nauchnyi tsentr Russkoi Pravoslavnoi tserkvi "Pravoslavnaia entsiklopediia" [Church-Research Center of the Russian Orthodox Church "Orthodox Encyclopedia"]. 2013, 752 p.
6. Ushinskii K. D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia [Selected pedagogical works]. Moscow, Publishing house of Academy of Sciences of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, 1945.
С
ОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
УДК 37.015.31 О. Н. Сусакова
Северное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы
В статье рассматриваются проблемы современного образования, связанные с задачами формирования высокой коммуникативной компетентности школьников. Определяются возможности средней школы в укреплении и развитии коммуникативной культуры учащихся, выявляются педагогические условия данного процесса.
Формирование коммуникативной компетентности подрастающих поколений — насущная задача обеспечения прогрессивного развития культуры нашего общества. Коммуникативная компетентность человека должна формироваться, начиная с самых ранних лет, и особое внимание к её созиданию необходимо уделять в школе. При формировании коммуникативной компетентности школьников и педагогов, работающих с ними, исключительно важны повышение их общей культуры, эрудиции, нравственное воспитание. Культурно-образовательная среда учебных заведений — это тот механизм, который
СУСАКОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА — кандидат педагогических наук, начальник Северного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы
SUSAKOVA OLGA NIKÜLAIEVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Head of the Northern District Board of Education of Department of Education of Moscow
e-mail: [email protected]. © Сусакова О. Н., 2015