Научная статья на тему 'Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение)'

Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1439
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВИЕ / ПРИХОДСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева Антонина Владимировна

В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в XIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период. Отмечается многообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга. Выделяются приоритетные направления приходского образования и наиболее эффективные педагогические методики. Подчеркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых и развитии отечественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение)»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 4 (19). С. 43-55

Церковно-приходские воскресные школы:

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

(продолжение)1

А. В. Агеева

В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в XIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период. Отмечается многообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга. Выделяются приоритетные направления приходского образования и наиболее эффективные педагогические методики. Подчеркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых и развитии отечественной культуры.

Несмотря на общие причины возникновения и традиционную для всех школ религиозную направленность, воскресные школы ставят перед собой различные образовательные задачи, которые лежат в основе выбора форм организации учебно-воспитательного процесса и методов работы2.

Богословские воскресные школы основной своей задачей ставят систематическое религиозное образование детей, подростков и взрослых в свете Священного Предания Православной Церкви. В школах такого типа много внимания уделяется обучению детей. В таких школах действительно преподаются азы богословия: литургического, догматического, сравнительного, нравственного. Например, в воскресной школе при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге детям преподается 12 предметов из области теологии и цер-

1 Начало статьи см.: Вестник ПСТГУ Серия IV: Педагогика. Психология. № 3 (18). 2010.

2 Литература по теме: Абрамов Я. В. Наши воскресные школы и их нужды. [М.]: Б. и., [1895]; Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. СПб., 1900; Алчев-ская Х. Д. В пользу воскресных школ. М., 1894; Вахтерова Э. О. Как открыть, организовать и вести воскресную школу (классы) взрослых в деревне и в городе: Краткое руководство для начинающих работников школ взрослых. С приложением текста Правил о курсах и классах, списка книг по вопросам обучения взрослых и краткого списка учебников. М., 1917; Вольф-сонДм. Сибирские воскресные школы. Томск, 1903; Воскресная школа: открытый урок: Альманах. М., 2004—2005. № 1—4; Воскресная школа при храме святой великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове: К 15-летию основания. М., 2006; Семченко А. В. Внешкольное образование российского зарубежья: Методология, теория, практика: Монография. Тамбов, 2002; Семченко А. В. Отечественные традиции внешкольного образования в педагогике российского зарубежья: Учеб. пособие. Тамбов, 2002.

ковной истории; в воскресной школе при храме Живоначальной Троицы «Кулич и пасха» — 15 учебных предметов. Этот список можно продолжать и дальше, но необходимо заметить, что школы такого типа чаще всего создаются при больших храмах или кафедральных соборах. Характерной особенностью богословских воскресных школ являются классно-урочная система, многолетние учебные планы, программы, по сложности зачастую почти не уступающие семинарским или построенные по их образцу, система промежуточного контроля и оценки знаний учащихся, четкое деление на возрастные группы и пр. Необходимо отметить, однако, что школы такого типа встречаются достаточно редко.

«Воспитательные» воскресные школы — самый распространенный тип воскресных школ, в котором особое внимание уделяется духовно-нравственному и религиозному воспитанию детей и подростков. Учебные программы в таких школах (как правило, авторские) имеют ряд особенностей. Основой их содержания становится нравственная составляющая. Кроме того, воспитанники таких школ часто готовят подарки для детей из детских домов, ветеранов, прихожан, помогают на территории храма (вместе с педагогами сажают цветы, подметают дорожки и пр.). Например, в одной из московских воскресных школ ввели предмет «Домоводство», где нет строгой программы, просто дети в рамках этого учебного занятия все вместе занимаются общественно-полезным трудом.

Историко-патриотические воскресные школы создаются, как правило, на приходах, где много детей подросткового возраста. Центральной деятельностью такой школы является военно-патриотическая работа. Как правило, с детьми занимаются офицеры запаса или приглашенные военнослужащие из близлежащих военных частей. У ребят есть своя форма, несколько раз в год проводятся «выходы» — учения на открытом воздухе; летом организуются военизированные лагеря или экскурсии в воинские части. Необходимо отметить, что в таких воскресных школах гораздо меньше проблем с дисциплиной. Например, в воскресной школе при московском храме свт. Николая в Подкопа-ях дети занимаются, помимо Закона Божия, изучением военной топографии, ориентированием на местности; тренируются в группах кикбоксинга и спортивно-боевой подготовки. Ежемесячно в школе проводятся полевые занятия, где полученные навыки ребята отрабатывают на практике, а летом устраивается палаточный лагерь.

При воскресных школах данного типа можно встретить также клубы исторической реконструкции, в которых ребята обучаются историческому фехтованию, собственноручно изготавливают боевые доспехи, шьют костюмы и подробно изучают историю выбранной эпохи. Например, при храме прп. Серафима Саровского в Медведково существует дружина во имя св. блгв. кн. Александра Невского, члены которой, помимо Закона Божия и начальной военной подготовки, занимаются исторической реконструкцией битв ХШ—ХГУ вв.

Семейные воскресные школы. Образовательный процесс в школах этого типа строится таким образом, чтобы в нем могла принимать участие вся семья. Зачастую школы такого типа возникают на приходах, где есть большое количество многодетных семей. Родители приглашаются на занятия вместе с детьми, а не выделяются в отдельную, взрослую группу; но при этом обязательно соблюдает-

ся принцип добровольного участия. Основной формой работы является какая-либо совместная деятельность. Примером таких школ могут служить воскресная школа — семейный клуб «Садовники» при храме свт. Николая в Заяицком; воскресная школа при храме Живоначальной Троицы в Борисове в Москве. В последней занимается более 200 человек. Самому младшему воспитаннику 3 года, самой старшей — 76 лет. Дети и взрослые вместе занимаются, готовят спектакли, устраивают праздники. А в храме Воскресения Христова в поселке Торошковичи Ленинградской области даже нет разделения на группы. Все учащиеся — и дети, и родители — вместе готовят художественные выставки и выпускают стендовую газету «Вечные ценности».

Миссионерские воскресные школы ориентированы прежде всего на просветительскую деятельность. Они никогда не замыкаются в стенах своего храма, в рамках одного прихода. Их характерными особенностями являются постоянные выезды в другие воскресные и общеобразовательные школы, детские дома и дома престарелых, больницы, воинские части и т. д. Каждый раз воспитанники воскресной школы готовят концерты, спектакли, выставки своих работ. Подростки, занимающиеся в старших группах, могут проводить с желающими беседу об основах веры. Если позволяют условия, в таких школах при участии детей выпускается печатное издание: приходская или непосредственно детская газета, листок, альманах. Например, воспитанники воскресной школы при храме св. равноап. Марии Магдалины в Санкт-Петербурге выпускают детское печатное издание, постоянно выезжают с выступлениями в дом ветеранов и детские сады, изготавливают к праздникам подарки для прихожан; воскресная школа при церкви Спаса Нерукотворного Образа («Спасо-Парголовской») на Шуваловском кладбище силами своих ребят организует выступления в домах ребенка, детских домах, школах, на других приходах.

«Творческие» воскресные школы интересны тем, что практически отказались от классно-урочной системы проведения занятий. Такие школы имеют в своей основе какой-либо творческий процесс, вокруг которого и собираются ребята. Это может быть подготовка концертов и спектаклей на Рождество, Пасху, День Победы, престольные праздники, кружковая работа, большой детский хор или художественная студия. Ярким примером такой организации учебной и творческой работы детей является воскресная школа при храме св. блгв. царевича Димитрия при I Градской больнице г. Москвы. Там существует только одно обязательное занятие для детей, желающих посещать воскресную школу, — это хор. Остальные кружки (оригами, рисование, основы медицинских знаний и др.) дети могут выбрать по своему желанию. Самые активные ребята могут посещать несколько кружков по договоренности с педагогами. А в школе при храме Влахернской иконы Божией Матери в Москве существует большая театральная группа, в которую приходят люди всех возрастов. Сценарии спектаклей пишутся педагогами школы и бывают посвящены тем темам, которые больше всего волнуют воспитанников. К примеру, много сценариев посвящено русским святым, есть спектакль о судьбе царской семьи, о России. При московском храме свт. Николая в Кленниках действует воскресная школа, основным предметом в которой является иконопись. И несмотря на то, что дети изучают Закон Божий,

занимаются в кружке резьбы по дереву, поют в хоре и т. п., в центре всего учебновоспитательного процесса находится труд иконописца.

Смешанные воскресные школы. К этому типу относятся те воскресные школы, педагогический коллектив которых так и не сумел определить для себя ведущую образовательную задачу. От многопрофильных воскресных школ их отличает общая несогласованность действий и различие требований, которые предъявляются участниками образовательного процесса друг ко другу. Например, педагог, ведущий один из богословских предметов, может предъявлять высокие требования к воспитанникам, ставить отметки, давать задания на дом. В то же время воспитатель, занимающийся постановкой детских праздников, будет думать, что важнее всего подготовить хорошую программу, а музыкальный руководитель может считать, что детям совершенно не нужно ни богословие в таком объеме, ни театральная деятельность и самое главное для них — разучить систему церковных гласов и научиться петь на клиросе. Таким образом, все педагоги будут работать в рамках одного и того же направления, но при этом каждый будет считать основополагающей для школы именно свою деятельность. Но даже в такой воскресной школе дети могут выбрать ту область творчества, которая будет им наиболее интересна.

Паломнические воскресные школы. Совсем по-другому обстоит дело с т. н. паломническими школами. Как правило, такой тип школ создается на тех приходах, где нет возможности устроить полноценный образовательный процесс (например, нет помещения, в котором можно заниматься, или нет денег на финансирование, или нет педагогов, имеющих необходимое образование). Поэтому основное общение с ребятами сводится к совместным паломническим поездкам и экскурсиям. Точно определить ведущую образовательную задачу такой школы достаточно сложно, так как там присутствуют воспитательные моменты — знакомясь с житиями святых подвижников, дети постигают азы христианской добродетели; присутствует обучение — в дороге священник, как правило, рассказывает об основах вероучения (в Москве при одном из храмов даже есть паломническая служба, которая так и называется — «Воскресная школа на колесах»); присутствует желание объединить детей и родителей вокруг прихода — то, что свойственно семейным воскресным школам; присутствует и доля миссионерской деятельности: воспитанники воскресной школы, приезжая в монастырь или храм, могут рассказать о своей школе, показать концерт, пообщаться со сверстниками (например, с детьми из монастырского приюта или местной воскресной школы). В школе при храме во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Шпалерной в Санкт-Петербурге несколько лет для детей и взрослых устраиваются парусно-весельные походы-паломничества по монастырям России.

Многопрофильные воскресные школы. Многопрофильные школы реализуют дополнительные программы разных направлений. Как правило, это религиозное, художественно-эстетическое, военно-патриотическое и краеведческое направления. Религиозное направление обычно представлено Законом Божиим и другими вероучительными предметами; военно-патриотическое направление представлено детским военно-патриотическим клубом; художественно-эстетическое — детской художественной или иконописной студией, центром народ-

ных ремесел, детским хором, театральным кружком; краеведческое направление — детским музеем или историческим (церковно-историческим) кружком. Дети, занимающиеся в такой школе, могут выбрать для себя одну или несколько областей деятельности. Например, в Москве при храме святителя Димитрия Ростовского в Очакове действует воскресная школа, в которой в первой половине дня ведутся занятия по Закону Божию, а во второй работают кружки (вышивание, рисование, бисероплетение) и действует военно-патриотический клуб «Росток». По свидетельству преподавателей, часть детей проводит в школе почти весь день, а другая часть приходит только после обеда — в кружки. Кроме того, многопрофильные школы, как правило, имеют весьма многочисленный контингент воспитанников. В воскресной школе при храме Рождества Христова в Черневе в Москве обучаются более 300 детей, а школа при Николо-Перервинс-кой обители в Печатниках насчитывает около 400 детей и взрослых.

Необходимо заметить, что приведенная выше классификация достаточно условна, так как даже самые разные типы воскресных школ имеют много общего; помимо этого, в настоящее время прослеживается общая тенденция превращения наиболее развитых воскресных школ в многопрофильные школы или духовно-просветительские центры.

Что касается внутренней организационной структуры воскресной школы, то она складывается следующим образом:

1. Во главе учреждения стоит духовник. Эту роль выполняет настоятель храма или специально назначенный священник, который занимается воспитательной работой: беседует с детьми и родителями, сопровождает ребят в паломнических поездках, при необходимости дает рекомендации педагогам, разбирает конфликтные ситуации, исповедует воспитанников перед Причастием. В приходской практике, однако, складываются различные, иногда прямо противоположные ситуации: в одних случаях духовник активно участвует в жизни школы и оказывает на нее большое влияние, в других присутствует лишь номинально. Его роль ограничивается поздравлением учащихся на праздничных утренниках, а на исповедь дети и родители ходят к своим семейным духовникам. Такая ситуация характерна для больших приходов.

2. Другим руководителем школы является ее директор. Обычно это настоятель или клирик храма, при котором находится воскресная школа. В больших городах обязанности директора часто выполняют активные прихожане, имеющие педагогическое образование или опыт длительного общения с детьми и организационной работы. В обязанности директора входит общее руководство школой, составление расписания, осуществление контроля за учебно-воспитательным процессом, а также решение различных финансовых проблем и вопросов материального обеспечения образовательного процесса, так как своего завхоза в воскресной школе, как правило, нет.

3. За духовником и директором следуют законоучители, педагоги и кружководы, которых тоже называют педагогами. Законоучители преподают Закон Божий. Как правило, эти люди имеют специальное образование или долгий опыт церковной жизни. По правилам каждый законоучитель должен пройти аттестацию в епархиальном отделе религиозного образования и катехизации, но

на практике это требование практически не исполняется. Поэтому контроль за качеством преподавания Закона Божия проводится только в рамках прихода. Педагоги преподают те дисциплины, которые входят в обязательную программу обучения данной школы. Кружководы ведут те предметы, которые относятся к разряду дополнительных и посещаются детьми по желанию. Иногда особое место среди педагогического состава занимает музыкальный руководитель, на котором помимо уроков музыки лежит обязанность подготовки праздников и руководство детским хором.

4. Важным органом управления школой является родительский комитет. Слабое материальное, техническое и финансовое обеспечение воскресных школ довольно часто ставит последние в зависимость от взрослых участников образовательного процесса. Кроме того, многие школы стремятся организовать свою деятельность таким образом, чтобы в ней могла принять участие вся семья. Родительский комитет вместе с преподавателями решает вопросы, связанные с материальными затратами школы (покупка подарков, оплата паломнических поездок, изготовление или покупка костюмов к спектаклям и др.), а также осуществляет другие попечительские функции.

Чтобы иметь представление об образовательном процессе в воскресных школах, нами была собрана следующая информация:

• данные по 113 школам Санкт-Петербургской и Ладожской епархии (сведения были взяты из «Справочника по Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви» и обработаны соответствующим образом). Все данные приводятся по состоянию на 1 сентября 2001 г.;

• данные по 42 школам Казанской епархии (сведения взяты с сайта Отдела религиозного образования и катехизации Казанской епархии pedagog. eparhia.ru и обработаны соответствующим образом). Все данные приводятся по состоянию на 1 сентября 2004 г.;

• данные по 36 школам Московской епархии (сведения собраны студентами педагогического факультета ПСТГУ во время прохождения педагогической практики в течение 2004—2006 гг.);

• данные по 202 школам г. Москвы по состоянию на январь 2004 г., предоставленные Епархиальной комиссией по церковному просвещению и деятельности воскресных школ.

Начало и конец учебного года

В сентябре начинают свою работу почти 70 % воскресных школ. Из них 11 % открывают свои двери 1 сентября. Открытие 18 % школ приурочено ко дню церковного новолетия — 14 сентября. Эта дата — 1 сентября по старому стилю — начинает новый богослужебный год. Отсюда и берет начало традиция собирать учеников на занятия именно в этот день (или на следующий — 15 сентября). Здесь необходимо отметить, что в воскресных школах, как правило, не бывает точной даты, которая из года в год становится своеобразным «Днем знаний» для детей. Это связано с тем, что в большинстве таких учреждений уроки проводятся

по выходным, обычно в субботу или воскресенье. За неделю до начала занятий в храме вывешивается объявление, где и указывается точная дата первого занятия. Поэтому 38 % воскресных школ указали не дату, а месяц начала занятий (сентябрь и октябрь). В октябре (в начале или середине месяца) начинают занятия 18 % воскресных школ. Помимо этого, встречаются воскресные школы, имеющие особый график. Так, в одной из них занятия начинаются летом, в день Всех Святых, а заканчиваются Великим Постом. В другой школе есть специальный летний семестр, который начинается 1 июня и заканчивается 25 августа. Впрочем, такой график образовательного процесса является исключением, нехарактерным даже для воскресных школ.

Конец учебного года также часто совпадает с окончанием занятий в общеобразовательных школах.

Хотя 59 % воскресных школ заканчивают учебный процесс в мае, даже среди них наблюдается большой разброс дат. С одной стороны, это связано с тем, что конец занятий зачастую зависит от Пасхи и связанными с ней праздниками, а Пасха является переходящим праздником и празднуется в период с апреля по май. Около 3 % воскресных школ связывают окончание учебного года с памятью свв. равноап. Кирилла и Мефодия (24 мая). Это День славянской письменности и культуры. Возможно, часть школ просто отметили фактическую дату окончания конкретного учебного года (2000-го или 2001-го). Те школы, в которых последний звонок связан с определенным днем недели, указали вторую субботу мая. Были и более неопределенные высказывания — «конец мая», «середина мая».

Заканчивают заниматься в июне более 17 % школ. Чаще всего это происходит в начале месяца, но иногда каникулы наступают только после дня Св. Троицы или даже недели Всех Святых. Как уже отмечалось, есть воскресные школы, не закрывающиеся до самого августа, но их очень мало, всего около 2 %.

Каникулы

Зимние каникулы устраиваются на Святках, т. е. с Рождества (7 января н. ст.) до Крещения (19 января н. ст.). Это характерно для всех воскресных школ. Летние каникулы в большинстве школ длятся с мая по сентябрь. Те школы, в которых занятия продолжаются и в июне, устраивают для своих воспитанников пасхальные каникулы на Светлой Седмице (от праздника Пасхи до Фоминой недели).

Время занятий

Время занятий для каждой воскресной школы индивидуально. Это, как правило, связано со временем начала служб в храмах, при которых находятся учреждения, а также с длительностью служб.

Как можно было предположить, самым популярным днем для проведения занятий является воскресение. В этот день уроки проводят 74 % школ Санкт-Петербургской епархии и 72 % школ Московской епархии. Чаще всего это происходит днем. Некоторые школы, не указывая точное время занятий, замечали, что они проводятся «после службы» или «после литургии». Так же, как и субботние занятия,

составляющие соответственно 44 % и 30 % от общего количества зачастую проводятся «до всенощной». Есть школы, в которых занятия проводятся на протяжении всего дня. Например, сначала идут уроки у младших групп, потом, после службы, приходят старшие группы, а вечером занимаются взрослые. Или с утра проходят вероучительные дисциплины, а после обеда и до вечера работают кружки.

Сроки обучения

Срок обучения в воскресных школах оставляет от полугода до 10 лет. Это зависит от учебной программы, контингента учащихся, присутствия квалифицированных педагогов, наличия отдельного помещения и множества других факторов.

Контингент обучающихся

В воскресные школы приходят дети из семей, имеющих разное социальное или экономическое положение, а нередко и разное отношение к вере. Чаще всего это дети из церковных семей, их родители являются прихожанами храма, при котором организована воскресная школа; такие ребята посещают службы и еще до начала обучения знают основные понятия из Закона Божия. Интересно отметить то, что дети священников или дети из семей, хранивших православную веру и в трудные советские годы, редко приходят в воскресные школы, так как уже с детства знают то, чему их в школе могут научить. В том случае, когда такие дети приходят в школу, происходит это, как правило, ради общения со сверстниками.

Есть ребята, которых приводят в школу родители, не посещающие храм, с надеждой, что детей в воскресной школе научат «разумному, доброму, вечному». Зачастую они прямо так и мотивируют свой выбор: «Пусть лучше в воскресную школу ходит, чем в подъезде с приятелями сидит». Иногда подростки приходят в воскресную школу сами. Причины могут быть разными: желание узнать больше о православной вере, культуре; дефицит общения; желание заниматься тем или иным видом деятельности; желание скрасить свой досуг и т. д. Известны случаи, когда в православные воскресные школы приходят дети и подростки других конфессий — им нравится тот круг общения, который формируется в школе.

Возраст воспитанников также самый разный: от 2 до 80 лет. Каждая воскресная школа имеет несколько возрастных групп. Только в самых маленьких школах, которые находятся в отдаленных районах, устраивается одна разновозрастная группа.

Самым «популярным» возрастом в воскресных школах является младший школьный и подростковый, т. е. большинство воскресных школ работают с детьми от 7 до 15 лет. Не являются редкостью и группы дошкольников. Причем в Московской епархии есть даже группы раннего развития, где педагоги занимаются с двухлетними малышами. Реже всего встречаются семейные и юношеские группы. Несмотря на это, в Санкт-Петербургской епархии около 3 % воскресных школ вообще не имеют детских групп и ориентированы исключительно на работу со взрослыми.

Учебные предметы

Самым главным учебным предметом в воскресных школах, в соответствии с поставленными задачами, является, конечно же, Закон Божий. Он преподается в 90 % школ Санкт-Петербургской епархии, в 92 % школ Московской епархии и в 86 % школ Казанской епархии. Однако именно Закон Божий вызывает особенные трудности при обработке данных. Дело в том, что дореволюционный вариант этого предмета включал в себя катехизис или обучение основам веры, краткое изложение событий Священной Истории, объяснение основных молитв и богослужения. С тех пор аудитория слушателей по известным причинам сильно изменилась, и данный предмет не преподается так, как он раскрывался в дореволюционных учебниках. Трудность состоит в том, что каждый законоучитель в настоящее время вкладывает в Закон Божий свое содержание. Иллюстрацией этому могут служить современные программы по Закону Божию, в том числе и авторские, которые значительно отличаются друг от друга. Поэтому нет возможности точно выяснить, какие именно курсы преподаются сегодня в рамках этого предмета.

В общей сложности, в воскресных школах России преподаются детям и взрослым более 50 учебных предметов. Если говорить об изучаемых регионах, в школах Петербурга и области преподаются около 40 учебных дисциплин, в школах Москвы и области — более 25 дисциплин, в Казани — около 30. При обработке данных становится понятно, что каждая епархия имеет свою отличительную особенность. Например, в воскресных школах Петербурга больше внимания уделяется богословским дисциплинам. Об этом говорят сами названия предметов — «догматическое богословие», «основное богословие», «нравственное богословие», «византология», «библеистика» (тогда как в воскресных школах других епархий этот предмет называется «Священное Писание») и др. К тому же только в Петербурге встречаются воскресные школы, в учебных планах которых стоит более 10 учебных дисциплин. Самыми популярными предметами после Закона Божия являются Новый Завет, жития святых и библейская история. Другой отличительной чертой данной епархии является то, что такие предметы, как рисование, музыка и рукоделие, как правило, не выносятся в список основных дисциплин, а указываются как дополнительные.

В воскресных школах Московской епархии, напротив, самыми популярными предметами (помимо Закона Божия) являются музыка и пение (47 %), ИЗО или рисование (33 %), а также рукоделие или ручной труд (он преподается в 30 % школ). Им уступают даже такие популярные дисциплины, как Новый Завет, литургика и церковнославянский язык. Это говорит о творческой направленности воскресных школ.

Для воскресных школ Казанской епархии характерна практическая направленность учебного процесса. Зачастую предметы так и называются — «изучение молитв», «богослужение», «духовное чтение», «таинства и обряды» и пр. Такие названия, конечно, могут дать общее представление о предмете, но при их обработке возникают определенные трудности. Вторая характерная особенность казанских школ — популярность предметов духовно-нравственного цикла, таких как «основы православной культуры», «основы нравственности», «уроки нравственности» и т. д.

Количество учебных предметов в воскресных школах в среднем колеблется от одного до шести. Причем, чем дальше находится школа от города, тем меньше у нее возможностей, а следовательно, и меньше учебных предметов.

Внеклассные занятия

Помимо сугубо учебной деятельности, воскресные школы ведут большую работу по организации досуга детей, по развитию кругозора и творческого мышления. Существует множество дополнительных занятий и различных мероприятий, ставших в большом количестве школ доброй традицией. Все перечисленные ниже занятия вынесены в раздел «дополнительных» самими воскресными школами. Многообразие кружков и форм организации внеучебной деятельности позволяет нам выделить несколько направлений (см. таблицу).

Таблица

Основные направления внеклассной деятельности в воскресных школах Санкт-Петербургской, Московской и Казанской епархий

Направление Основная задача Виды занятий

Спортивно- оздоровительное Формирование здорового образа жизни, физической культуры Спортивные кружки и секции, своя футбольная (волейбольная) команда, коррекционная гимнастика, рукопашный бой, парусно-весельные походы и пр.

Общеобразовательное Расширение кругозора, более глубокое изучение общеобразовательных предметов Иностранные языки, краеведение, история Отечества, психология и др.

Художественно-при- кладное Эстетическое воспитание, пробуждение интереса к народным промыслам и другим видам прикладного искусства Обучение ремеслам и рукоделию, кройка и шитье, флористика, рисунок и живопись, лепка, выжигание, переплетное дело и пр.

Церковное Знакомство с церковной культурой и искусством, получение первоначальных знаний, умений, навыков в данной области Школа звонарей, иконопись, церковное шитье, церковно-хоровое пение и пр.

Театрально- музыкальное Эстетическое и музыкальное воспитание, формирование общей культуры Театральный кружок, кукольный театр, студия народного танца, музыка, хор, детский ансамбль и др.

Социальное Приучение детей к социально значимой деятельности Изготовление подарков, выездные концерты, домоводство, изготовление подарков, посещение больниц и пр.

Кроме того, в воскресных школах используются различные формы организации досуга (выпуск стенгазеты, походы, паломничества, экскурсии, ярмарки, лектории, чаепития, детские лагеря и пр.).

Самыми популярными видами внеклассной деятельности в воскресных школах являются церковно-хоровое пение, театральные постановки к праздникам, паломничества и занятия рукоделием.

Если воскресная школа организована при больничном храме, среди дополнительных дисциплин могут встретиться «здоровый образ жизни», «основы медицинских знаний», «первая помощь» и др. Что характерно, таких школ немного, но встречаются они в каждой епархии.

Некоторые воскресные школы ощущают необходимость в организации летнего отдыха детей, особенно если приход большой и в нем имеются люди с педагогическим образованием или с опытом работы вожатыми. В таком случае организуются детские палаточные лагеря, большие походы или более длительные, чем в учебном году, паломничества. Например, члены братства во имя Всемилостивого Спаса (Москва) организуют три смены в палаточном лагере в селе Бо-гослово Ярославской области для учеников Традиционной гимназии, прихожан и воспитанников воскресных школ братства, а также членов их семей. При воскресной школе в селе Саблино Ленинградской области действует летний лагерь; Сретенский монастырь (Москва) ежегодно устраивает в Новгородской области лагерь «Княжеская Русь». Существуют летние лагеря при воскресных школах и в других епархиях.

Нередко на базе воскресных школ возникают молодежные объединения и движения. Например, почти все возрастные группы в воскресной школе при петербургском храме св. равноап. Марии Магдалины объединены в молодежное движение; при храме св. вмц. Екатерины в г. Луге помимо воскресной школы действует детский клуб «Радуга»; при московском храме свт. Димитрия Ростовского работает военно-патриотический клуб «Росток»; несколько воскресных школ в г. Зеленограде входят в молодежное движение «Колокол»; при храме Успения Пресвятой Богородицы на Крутицком подворье в Москве действует Братство Православных Следопытов; при храме Сорока Севастийских мучеников есть детский отряд спасателей; при храме Рождества Богородицы в Старом Симонове находится подростковый военно-патриотический клуб «Пересвет-М». Есть и большие православные молодежные движения, давно вышедшие за рамки воскресной школы, но начинавшиеся именно с нее. Это «Чайка» в Санкт-Петербурге, «Молодая Русь» в Москве, «Протос» в Подольске, «Колокол» в Зеленограде и др.

Кроме того, и в Петербурге, и в Москве есть воскресные школы, в которых существуют группы для глухих и слабослышащих детей и взрослых.

Итак, в системе современного церковного образования воскресные школы занимают самую нижнюю ступеньку как учреждения, дающие элементарные религиозные знания. Собственно, основная учебная задача воскресных школ — ликвидация религиозной безграмотности мирян. Однако очевидно, что в настоящее время даже сельские церковно-приходские воскресные школы этим не ограничиваются. В них с успехом реализуются образовательные программы

художественно-эстетического, военно-патриотического, историко-краеведческого циклов, что позволяет отнести воскресные школы к учреждениям дополнительного образования детей если не по статусу, то по содержанию образовательной деятельности.

Особенно хочется отметить, что воскресные школы с момента своего возникновения выполняют важную государственную задачу — просвещение народа. И если в XIX в. государственная власть поддержала эту инициативу, то в настоящее время складывается совершенно иная ситуация.

Несмотря на кардинальное изменение содержания образования в воскресных школах (от начального обучения — к религиозному) и значительно «помолодевший» контингент учащихся, эти учебные заведения сохранили за собой свои отличительные черты, обозначившиеся еще в XIX в.:

• особое время занятий (собственно, основная черта, отразившаяся в названии) — воскресенье;

• бесплатное обучение;

• свободное посещение уроков;

• отсутствие возрастных ограничений;

• наличие внеклассных занятий;

• прием учеников в течение всего учебного года;

• основная статья дохода — добровольные пожертвования и др.

Кроме того, добавились новые особенности:

• внеклассная работа стала более разнообразной;

• у воскресных школ появились «дочерние» учреждения — военно-патриотические клубы, православные молодежные движения, спортивные кружки;

• отсутствие контроля со стороны государственной власти позволяет самостоятельно определять цели, задачи, методы работы с детьми.

Положение современной воскресной школы, находящейся, как уже отмечалось, на стыке религиозной и светской систем образования, открывает перед ней новые перспективы развития. Исходя из особенностей, возможностей и пожеланий прихода, организаторы воскресной школы могут выбрать для нее наиболее приемлемую стратегию развития.

Опыт современных воскресных школ обязательно должен фиксироваться и становиться доступным широкой аудитории.

Ключевые слова: Православие, приходское образование, воскресные школы, духовно-нравственное воспитание.

Parochial Sunday Schools:

History and Development

A. V. Ageyeva

The article analyses the activity ofthe Parochial Sunday schools in pre-Revolutionary and modern Russia. The author suggests reasons for their formation in the nineteenth century and their revival in parishes in the post-Soviet period. The multiplicity of the taught subjects and forms of leisure organization are noted. The author singles out priority areas of parish education and their most effective teaching methods. The special role of Sunday schools in spiritual-moral education of children and adults and in the development of Russian culture is emphasised.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Orthodoxy, parish education, Sunday schools, spiritual-moral education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.