Научная статья на тему 'Приходские образовательные учреждения для взрослых как одна из форм церковной социально-педагогической деятельности'

Приходские образовательные учреждения для взрослых как одна из форм церковной социально-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИХОДСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ / КАТЕХИЗАЦИЯ / ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ / ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ / ВОСКРЕСНО-ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / КУРС «ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛИТУРГИКА» / PARISH EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR ADULTS / INSTRUCTION IN CATECHISM / SPIRITUAL GROWTH / SUNDAY SCHOOLS / SUNDAY CHURCH PARISH SCHOOLS / A COURSE IN PRACTICAL LITURGICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качала Татьяна Вадимовна

В последние годы активно развивается просветительская деятельность церковных организаций среди взрослого населения нашей страны. На православных приходах открываются воскресные школы, катехизаторские курсы и другие образовательные учреждения для взрослых. Автором статьи была изучена и проанализирована деятельность 90 приходских образовательных структур для взрослых в Москве. В статье приводится обобщенный анализ образовательных учреждений для взрослых на православных приходах, дается их классификация. На примере воскресно-церковно-приходской школы прихода московского храма пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке, рассматриваются особенности и перспективы деятельности воскресных школ для взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parish Educational Institutions for Adults as a Form of Social-Pedagogical Work of the Church

Educational activity of church communities directed towards adult population of our country has been steadily growing over recent years. Sunday schools, catechism classes and other educational forms for adults are being established at Orthodox parishes. The author has studied and analysed the work of ninety parish educational institutions for adults in Moscow. In the article a summary of this work and classification of Orthodox parish adult educational institutions is given. Characteristics and prospects of Sunday schools for adults are discussed upon the example of Sunday parish school of Moscow St. Elijah church in Obydenny lane.

Текст научной работы на тему «Приходские образовательные учреждения для взрослых как одна из форм церковной социально-педагогической деятельности»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2011. Вып. 3 (22). С. 95-104

Приходские образовательные учреждения

ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ЦЕРКОВНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

Т. В. Качала

В последние годы активно развивается просветительская деятельность церковных организаций среди взрослого населения нашей страны. На православных приходах открываются воскресные школы, катехизаторские курсы и другие образовательные учреждения для взрослых. Автором статьи была изучена и проанализирована деятельность 90 приходских образовательных структур для взрослых в Москве. В статье приводится обобщенный анализ образовательных учреждений для взрослых на православных приходах, дается их классификация. На примере воскресно-церковно-приходской школы прихода московского храма пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке, рассматриваются особенности и перспективы деятельности воскресных школ для взрослых.

Большинство проблем нашего общества связано с потерей духовных ориентиров, уходом от традиций, в которых воспитывались наши предки. Православие является традиционной религией многих народов России, дающей духовные основы для развития и жизнедеятельности человека. «Сегодня Православие — главная надежда, духовная и нравственная опора очень большой части русского населения нашей страны»2.

После 1917 г. выросло до четырех поколений людей, которые не получили религиозного воспитания в семье. Большинство граждан нашей страны называют себя православными, но многие из них не обладают даже элементарными знаниями о православной вере. Этот пробел образования и воспитания призваны восполнить приходские образовательные учреждения для взрослых. Служение просвещения является приоритетным направлением деятельности Русской Православной Церкви на современном этапе.

1 Статья подготовлена в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. Госконтракт на выполнение научно-исследовательских работ 14.740.11.0790 от 30 ноября 2010 г. Исполнитель: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. Шифр заявки: 2010-1.1-300-151-107.

2 Воробьев В., прот. Проблемы православного образования сегодня. [Электронный ресурс]. URL: http://pstgu.rU/download/1244063606.1.pdf

Основным образовательным учреждением православного прихода является воскресная школа. По состоянию на ноябрь 2010 г., в Москве насчитывалось 226 воскресных школ, в которых обучалось 10 738 детей и 5738 взрослых3. Из приведенных данных видно, что лишь малая доля населения столицы обучается в воскресных школах — около 6 тыс. взрослых на 10-миллионный (без мигрантов) город, в связи с чем можно говорить о перспективах развития воскресных школ. С 2010 г. по указанию священноначалия во всех приходах Русской Православной Церкви рекомендовано ввести новую штатную должность ответственного за деятельность воскресной школы, которая в каждом приходе должна быть открыта.

Воскресные школы по контингенту обучающихся можно разделить на детские, семейные и школы для взрослых. Как указывает Е. А. Никитская, последние меньше всего исследованы в социально-педагогической отрасли знания, вероятно потому, что они менее распространены по сравнению с детскими и семейными4. Среди причин малочисленности воскресных школ для взрослых Е. А. Никитская выделяет следующие: взрослым людям сложно признаться в том, что они чего-то не знают или не понимают в вопросах религии; им трудно обнаруживать перед людьми свое одиночество и бессемейность; у них нет свободного времени для посещения школы; они встречают серьезное сопротивление со стороны родственников5.

Первые приходские воскресные школы для взрослых после ослабления гонений на Церковь стали открываться в начале 1990-х гг., это было связано с большим количеством крестившихся в тот период людей, которым необходимо было сообщить основы православной веры и которых нужно было ввести в опыт церковной жизни, а также с необходимостью иметь образованных сотрудников храмов, которые могли бы грамотно отвечать на вопросы прихожан.

Первоначальной формой приходского образования для взрослых были занятия с родителями, приводящими своих детей в детскую воскресную школу. В то время как дети на доступном им уровне с учетом их возрастных особенностей обучались в одном помещении, в другом проводились катехизаторские занятия со взрослыми. Такая работа с родителями и сейчас осуществляется в отдельных приходах.

Среди причин, которые побуждают взрослых идти в воскресную школу, можно выделить следующие: «1) люди ощущают пустоту своей жизни, она их гнетет. Пытались ходить в храм на богослужения — ничего не понятно; 2) пытались читать тонкие брошюры о вере и рассказы о старцах и старицах, но только еще больше запутались; 3) люди уже ходят в церковь, участвуют в Таинствах, но что совершается в храме, что самое главное в вере, как жить, чтобы светлее была жизнь и не пугала смерть, им непонятно; 4) у людей в жизни сложились труд-

3 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к клиру, приходским советам храмов Москвы, наместникам и настоятельницам ставропигиальных монастырей на Епархиальном собрании 22 декабря 2010 г. М., 2010. С. 11.

4 См.: Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. С. 103.

5 См.: Там же. С. 104—105.

ные семейные или служебные обстоятельства и нет сил с ними справляться, а как получать помощь и укрепление от Бога, что для этого надо делать, неясно;

5) человек начал читать Евангелие, но понял, что в реальной земной жизни все обстоит совсем не так. Почему так происходит и как понять то, о чем нам говорится в Евангелии?»6

Основной целью приходских образовательных учреждений для взрослых является катехизация учащихся и их воцерковление. Под катехизацией понимают «содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни»7, которое осуществляется через «наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием, как Божественным Откровением, приобщение его к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту»8. Во-церковление — это «ограниченный по времени педагогический процесс вхождения человека в Церковь, имеющий конечной целью самостоятельное, свободное и ответственное построение человеком своей духовной жизни под руководством Церкви»9. Как отмечает прот. Борис Балашов, благочинный Клинского благочиния Московской епархии, «в воскресных школах для взрослых, в которых серьезно поставлена просветительская работа, эффективность воцерковления людей может составлять более 90%, равно как и решения учащимися своих проблем, с которыми они пришли на занятия»10.

В настоящее время образовательные структуры для взрослых могут не носить название воскресных школ. Образовательная деятельность на приходах реализуется в разнообразных школах и курсах, а также в форме лекториев, кинолекториев, бесед, чтений, практических занятий, кружков. Образовательные структуры для взрослых в столице весьма разнообразны — от богословских курсов до занятий для беременных женщин по подготовке к родам. В связи с добровольностью их посещения они, как правило, являются гибкими и по своей форме подстраиваются под запросы учащихся, оставляя неизменным главное — воцерковление людей.

6 Балашов Б., прот. Особенности системы работы в воскресной школе для взрослых. Преподавание вероучительных предметов. Духовные искания, нравственные проблемы и пути их разрешения. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravklin.ru/publ/osobennosti_sistemy_ raboty_v_voskresnoj_shkole_dlja_vzroslykh/9-1-0-588

7 Об организации катехизической деятельности Русской Православной Церкви. Рекомендации и инструкции Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви от 24 июня 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://otdelro.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=827:-l-r&catid=64:2009-12-17-20-30-16&Itemid=126

8 Там же.

9 Белановский Ю. С., Ракушин А. В., Шестаков А. А. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе: Учеб. пособие для слушателей курсов по подготовке катехизаторов, миссионеров и церковных педагогов. М., 2007. [Электронный ресурс]. URL: http:// azbyka.ru/dictionary/10/katehizatsiya_v_russkoj_pravoslavnoj_tserkvi-all.shtml

10 Балашов Б., прот. Указ. соч.

Приходские образовательные структуры для взрослых, исходя из анализа 90 таких учреждений в приходах Москвы, по содержанию обучения имеют следующую направленность:

1) вероучительные — школы воскресные, приходские, церковно-приходские воскресные; курсы вероучительные, катехизаторские, богословские, миссионерские; духовные лектории; библейские беседы и др.;

2) церковного искусства — школы и курсы церковно-певческие, регентские, духовного пения, церковного чтения, церковного звона, иконописные и др.;

3) нравоучительные — школы православного родителя, практические занятия по психологии добрачных отношений, циклы бесед по психологии семейных отношений, школы молодой семьи, просветительский курс «Духовные основы семейной жизни и воспитания детей», школы трезвения и др.;

4) культурно-образовательные — народный хор, театральные студии, лекции по истории Москвы и др.;

5) военно-спортивные — военно-патриотические школы, спортивные секции;

6) социальные — курсы сестер милосердия.

Мы стремились к максимально представительной выборке, в силу чего можно считать данную классификацию достаточно универсальной.

Виды всех вышеперечисленных приходских образовательных структур выявлены в результате изучения официальных сайтов московских храмов и объявлений на информационных досках приходов. Наиболее распространенным видом являются воскресные школы для взрослых.

Режим работы образовательных учреждений для взрослых обычно выбирается с учетом возможности посещения их работающими учащимися — как правило, это вечерние часы в будни, дневные в субботу, дневные и вечерние в воскресенье.

Большинство приходских образовательных структур имеют проблемы материально-технического плана, в частности недостаток помещений. В настоящее время в разных московских приходах занятия для взрослых проходят: на территории прихода в доме причта, приходской библиотеке, крестильне, трапезной; в самом храме, в частности на клиросе; в арендованных помещениях общеобразовательных школ и районных библиотек. Редкие воскресные школы имеют специально предназначенные помещения, которые бы не использовались другими службами прихода. Единичные приходы имеют собственные здания воскресной школы или просветительского центра.

Среди особенностей образовательных учреждений для взрослых выделяют: наличие приемлемых во взрослой среде форм педагогического взаимодействия (групповые беседы, рефлексивное общение, паломнические поездки по святым и памятным местам и пр.); наличие специфических предметов, не характерных для детской и семейной воскресных школ; получение религиозных знаний, необходимых для поступления в высшие духовные образовательные учреждения, либо с целью подготовки кадров для работы в приходе; оказание помощи слушателям в создании семьи11.

11 См.: Никитская Е. А. Указ. соч. С. 105.

Приходские образовательные учреждения различаются по уровню образования: одни дают знания на уровне церковного «ликбеза», другие — основательную богословскую подготовку. Часть школ имеет программу обучения, рассчитанную на несколько лет; другие школы строят занятия в форме бесед, ответов на вопросы и не имеют четкой программы обучения. В одних школах учащиеся одновременно изучают несколько дисциплин, в других школах происходит последовательное изучение предметов. Большинство воскресных школ для взрослых не предусматривают систему проверки знаний учащихся, в отдельных школах она есть. Например, в воскресной школе для взрослых при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове два раза в год проводится зачетная сессия без оценок, слушатели школы пишут дипломы12. Редкие школы выдают документ об окончании обучения.

Работу приходских образовательных учреждений для взрослых мы исследовали на примере воскресно-церковно-приходской школы (ВЦПШ) прихода храма пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке г. Москвы. Это одна из крупнейших и старейших приходских школ для взрослых в Центральном благочинии.

Воскресная школа для взрослых в Ильинском храме сформировалась в середине 1990-х гг. после организации в 1989 г. церковно-приходской библиотеки, работающей по абонементу, и открытия в сентябре 1990 г. детской ВЦПШ по благословению прот. Александра Егорова, почившего в 2000 г.

В конце 1990-х гг. численность обучающихся в ВЦПШ взрослых, включая группу церковного пения и родителей, которые принимали участие в занятиях вместе с детьми, была порядка 300 человек. В последние годы в связи с открытием множества новых храмов, переселением жителей Остоженки на окраины после расселения коммунальных квартир и целых домов, превращения центра столицы в нежилое «сити», а также с кончиной первого духовника ВЦПШ прот. Александра Егорова численность прихожан Обыденного храма заметно уменьшилась, что отразилось и на количестве учащихся в воскресной школе. В 2010/11 учебном году в ВЦПШ для взрослых обучалось более 150 человек от 17 до 75 лет. Среди учащихся преобладают женщины; мужчины составляют около 10—15 %, предположительно это связано с их большей занятостью на работе. По сравнению с начальным периодом работы Ильинской школы в настоящее время за редким исключением все учащиеся проживают вне Ильинского прихода — во всех округах Москвы и даже в Подмосковье (в Химках, Королеве, Железнодорожном, Пушкино и других городах).

Набор учащихся в ВЦПШ осуществляется с помощью объявлений священников с церковного амвона о начале учебного года в школе. На паперти храма есть сообщение о деятельности школы, расписание занятий и ящик с бланками для записи желающих учиться. Наиболее эффективным способом набора людей в школу являются рекомендации священников в частных беседах с прихожанами, а также привлечение в ВЦПШ друзей и родственников «школьников». Не всегда

12 ТимаковА., свящ. Опыт создания и деятельности Воскресной школы при храме прп. Зо-симы и Савватия Соловецких в Гольяново // Материалы XVIII Международных Рождественских образовательных чтений. [Электронный ресурс]. URL: http://media.otdelro.ru/index. php?option=com_content&view=article&id=457:-xviii-&catid=99:xviii-&Itemid=206

намерение учиться реально воплощается. По свидетельству одного из преподавателей, в начале 2000-х гг. после многократных объявлений с амвона о наборе в воскресную школу в одну группу записалось 100 человек, из которых 10 не пришли ни на одно занятие, из этой группы в срок закончило трехлетнее обучение около 20 человек. В другой год, когда в приходе была особая нехватка помещений и объявлений о наборе в школу вообще не делалось, желающие учиться все равно пришли (около 20 человек), в основной массе они закончили школу.

Цели, которые преследуют люди, приходящие учиться в воскресную школу, могут быть различными — получить вероучительные знания, приобщиться к церковной жизни, реализовать свое свободное время, обрести друзей, молодежь — познакомиться с потенциальным супругом (периодически на приходе проходят школьные свадьбы). Главной целью воскресной школы является во-церковление верующих через изучение богословских дисциплин и совместную практическую деятельность.

Важное значение для жизнедеятельности школы имеет наличие помещений. В настоящее время Ильинская ВЦПШ размещается в нескольких разрозненных помещениях. Основной класс школы (он же актовый зал) расположен в приходском административном домике. Когда домик в 1990 г. был передан приходу, это помещение изначально предназначалось для нужд ВЦПШ. На данный момент это самое большое помещение прихода, несмотря на недавно произведенные перепланировки, в результате которых оно значительно уменьшилось. С 1990 г. этот зал использовался для занятий детской ВЦПШ, а также для детских праздников и спектаклей. Когда в середине 1990-х гг. образовалась ВЦПШ для взрослых, то она тоже разместилась здесь. Это просторный класс, в котором размещены до 10 столов и порядка 30—40 стульев, несколько шкафов с учебными пособиями, рояль (начала ХХ в.), пианино, фисгармония (конца XIX в.), DVD—плеер с большим экраном, видеомагнитофон с телевизором и видеотекой.

До 2006 г. ВЦПШ занимала несколько комнат в доме причта, которые были специально выделены и оборудованы для занятий. В связи с капитальным ремонтом дома причта, который был приостановлен в конце 2006 г. и до настоящего момента не возобновлен, школа выехала из этих помещений. До 2006 г. школа имела возможность пользоваться и другими помещениями — крестильной, трапезной, читальным залом библиотеки. На данный момент школе выделены только два помещения в приходе — актовый зал в административном домике, описанный выше, и комната в подвале храма (с конца 2009 г.), оборудованная семью столами, одним шкафом и 30 посадочными местами на скамьях и стульях. Эти помещения, хотя и используются для нужд школы, специально для нее не предназначены. Их также занимают другие службы прихода. В актовом зале, в частности, проходят праздничные трапезы, собрания, совещания и переговоры, во внеучебное время производятся разнообразные работы для нужд прихода. Если эти помещения заняты, учащиеся занимаются в храме. Одно помещение для группы ВЦПШ по договоренности преподавателя с игуменьей раз в неделю на несколько часов предоставляет Зачатьевский монастырь.

Жизнедеятельность школы в основном определяется ее преподавателями, которые работают, как правило, независимо друг от друга. В 2010/11 учебном

году в ВЦПШ для взрослых трудились шесть педагогов, из которых двое клирики и трое прихожане Ильинского храма, один клирик храма свт. Николая в Кузнецкой Слободе (в прошлом обыденский прихожанин). Все они имеют высшее духовное образование (ПСТБИ / ПСТГУ, МДС, МДА), двое — высшее педагогическое, трое являются преподавателями высших духовных заведений (ПСТГУ, СДС). Все преподаватели трудятся безвозмездно.

Существующие в 2010/11 учебном году восемь групп взрослой ВЦПШ условно можно разделить на четыре отделения по возглавляющим их педагогам, которые определяют время занятий, изучаемые предметы, программу обучения, внеклассные мероприятия, традиции своих групп. Самое многочисленное отделение школы — это четыре группы (около 95 учащихся) прот. Николая Скурата, клирика Ильинского храма, заведующего кафедрой богословских дисциплин и секретаря Ученого совета Сретенской духовной семинарии. Он разработал и с 1996 г. преподает трехлетний курс «Практическая литургика», проводит пятничные семинары, организует лекторий «Московские святыни и московское благочестие», на котором в разные годы выступали известные москвоведы, редакторы крупных церковных журналов и газет, проф. В. Н. Щелкачев, В. В. Быков, свящ. Максим Козлов и др. Второе отделение — две группы (около 35 учащихся) свящ. Андрея Чернеева, изучающие Закон Божий и Евангелие. Третье отделение — небольшая группа (около 15 человек), где преподают два преподавателя ПСТГУ (свящ. Александр Щелкачев и С. Н. Чернышев), организованная более 10 лет назад и изучающая Священное Писание, Историю Русской Церкви и другие церковные дисциплины. Четвертое отделение — группа церковного пения, достаточно малочисленная ввиду частой смены педагогов-регентов.

Режим функционирования школы следующий. Взрослое отделение ВЦПШ при Ильинском храме на протяжении ряда лет работает вечерами в будни и днем в субботу, детское отделение школы — в субботу и воскресенье. В настоящее время четыре группы прот. Николая Скурата занимаются со вторника по пятницу с 19 до 21 часа (зачастую занятия продолжаются дольше), две группы свящ. Андрея Чернеева — в среду и четверг с 19 до 21 часа, группа в Зачатьевском монастыре — в субботу с 13 до 16 часов и хор по понедельникам с 18.30 до 19.30. Учащиеся в основном посещают занятия раз в неделю у конкретного педагога, но некоторые используют возможность посещать и другие группы.

Общешкольные традиции Ильинской ВЦПШ типичны для таких школ: молебны в начале и конце учебного года, молитвы в начале и в конце каждого занятия, чаепития, паломнические поездки. Среди частных традиций отдельных групп можно отметить посещение группами прот. Николая Скурата в начале каждого учебного года Троице-Сергиевой лавры и Ново-Иерусалимского монастыря, специально организованные богослужения Великим постом, на которые собираются учащиеся всех групп для литургической практики.

Наиболее отлаженным и непрерывно осуществляющимся с 1996 г. в Ильинской ВЦПШ является трехлетний курс «Практическая литургика», остальные дисциплины преподаются последовательно, не повторяясь, — после длительного (более года) изучения одной дисциплины переходят к следующей. На особенностях курса «Практическая литургика» мы остановимся подробнее.

Многие крещеные люди сталкиваются с проблемами понимания и толкования богослужебных текстов на церковнославянском языке — молитв, песнопений и чтений в храме на общественном и частном богослужениях, домашнего молитвенного правила. Осознанного вхождения в Церковь не может быть, если человек не понимает, что там происходит. Изучающие курс «Практическая литургика» учатся грамотно и внятно читать богослужебные тексты, понимать прочитанное, разбираться в богослужебных книгах.

Курс «Практическая литургика» рассчитан на три года, в течение которых происходит постепенное усложнение изучаемого материала. На первом году обучения учащиеся знакомятся с элементами церковнославянского языка, учатся читать несложные тексты молитв, как правило из домашнего молитвенного правила, разбирают их богословское содержание. Затем они переходят к изучению текстов, относящихся к храмовым богослужениям, и отдельных служб, которые читаются церковными чтецами. На втором году обучения они должны сдать (прочитать, не превышая установленный уровень ошибок по чтению и по структуре службы) девять зачетных чтений. Получившие зачет по этим чтениям допускаются до клиросной практики в храме в будние дни. На третьем году обучения разбираются по структуре и содержанию сложные богослужебные тексты. Выпускники курса «Практическая литургика» разбираются в структуре храмовых богослужений, понимают содержание службы, могут выполнять функцию церковного чтеца, а наиболее способные после прохождения клиросной практики в Ильинском приходе регулярно участвуют в качестве клиросных чтецов как в Ильинском, так и в других московских и подмосковных храмах. Дополнительно по инициативе преподавателя и по просьбе учащихся на занятиях с позиций православного богословия рассматриваются различные вопросы современной церковной и общественной жизни.

При разных жизненных обстоятельствах некоторые люди бывают вынуждены прервать свое обучение, но у них всегда остается возможность вернуться к обучению в группу своего уровня через год. Так, например, в 2008/09 учебном году из 40 человек, обучавшихся на первом курсе, 20 его закончили; из них в 2009/10 учебном году 17 человек закончили второй курс и двое стали опять учиться на первом курсе; из этих же 40 человек в 2010/11 году 12 заканчивают третий курс, двое учатся на втором курсе и двое — снова на первом. Как видно из приведенных данных, наибольший отсев учащихся происходит на первом году обучения, когда они знакомятся с изучаемым предметом и решают для себя, насколько им важно и интересно его изучение, оценивают свои временные возможности посещения занятий. Некоторые прерывают обучение в связи с загруженностью на работе или учебе, по болезни или в связи с семейными обстоятельствами.

В 2010/11 учебном году практическую литургику изучали около 70 человек, из них около половины — молодежь от 17 до 40 лет, четверть составляют учащиеся от 40 до 55 лет и четверть — люди пенсионного возраста. По наблюдениям, более легко усваивают преподаваемый материал молодые люди, но и пенсионеры при должной усидчивости достигают хороших результатов. Школа принимает учиться всех желающих, с разными способностями и возможностями, без всяких ограничений.

В период повсеместного возрождения и открытия храмов многие московские приходы направляли своих прихожан в Ильинскую школу для изучения курса практической литургики. На рубеже тысячелетий на вышеуказанных курсах обучались прихожане порядка 40 московских приходов. В настоящее время в школе учатся прихожане храмов Благовещения Пресв. Богородицы в Петровском парке, храма Христа Спасителя, Девяти Кизических мучеников, Новодевичьего монастыря и др.

В 1990-е гг. Ильинская воскресная школа одновременно с катехизацией решала задачи подготовки церковных работников для открывающихся приходов в связи с тем, что храм пророка Илии в Обыденском переулке не закрывался в советское время, духовенство бережно хранило приходские традиции, в которых воспитывало своих прихожан. Другой задачей школы была подготовка клиросных чтецов. На данном этапе основной задачей школы является катехизация верующих, т. е. их знакомство с вероучением Церкви, ее традициями, сообщение опыта церковной жизни, а также повышение уровня духовного образования прихожан.

Все выпускники курса приглашаются принять участие в пятничных семинарах, посвященных изучению различных церковных дисциплин. На протяжении ряда лет на семинарах последовательно изучались катехизис, церковнославянский язык, церковное право, Священное Писание Нового Завета, а также материалы церковных соборов и другие церковные документы («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», «Устав Русской Православной Церкви» и др.), рассматривались различные вопросы современной церковной жизни.

Учащиеся и выпускники школы принимают участие в различных школьных мероприятиях — чаепитиях, паломнических поездках, экскурсиях и др. Каждый год несколько учащихся направляются на обучение в ПСТГУ.

Ильинский храм расположен в центре города недалеко от метро «Кропоткинская». Из учащихся в ВЦПШ кто-то рядом работает, кому-то удобно туда добираться. Психологически человеку в будни вечером легче поехать в центр города, чем на далекую окраину. Мы наблюдаем, что, несмотря на превращение центра столицы в нежилое «сити», значительное уменьшение числа прихожан Ильинского храма в последние годы, недостаток помещений и материальных ресурсов, эта школа продолжает свое успешное существование, и численность взрослых учащихся ВЦПШ (150 человек) значительно превышает среднемосковский уровень численности учащихся воскресных школ для взрослых — 25 человек (226 школ на 5738 учащихся). Анализируя деятельность этой школы, можно говорить о перспективности развития приходского образования для взрослых в центре столицы.

Автором статьи была собрана информация о порядка 90 образовательных структурах для взрослых в приходах г. Москвы. Опыт их работы свидетельствует о том, что развитие приходских образовательных учреждений для взрослых является актуальным и перспективным направлением приходской социальнопедагогической деятельности.

Высокую оценку деятельности образовательных учреждений для взрослых дал на Епархиальном собрании московского духовенства в 2010 г. Святейший

Патриарх Кирилл. В частности, он привел данные о слушателях богословских курсах при Московском подворье Оптиной пустыни, где 75 % обучающихся стали чаще посещать богослужение, 65 % желают в дальнейшем продолжить свое духовное образование13.

Ключевые слова: приходские образовательные учреждения для взрослых, катехизация, воцерковление, воскресные школы, воскресно-церковно-приходская школа, курс «Практическая литургика».

Parish Educational Institutions for Adults as a Form of Social-Pedagogical Work

of the Church

Tatiana V. Kachala

Educational activity of church communities directed towards adult population of our country has been steadily growing over recent years. Sunday schools, catechism classes and other educational forms for adults are being established at Orthodox parishes. The author has studied and analysed the work of ninety parish educational institutions for adults in Moscow. In the article a summary of this work and classification of Orthodox parish adult educational institutions is given. Characteristics and prospects of Sunday schools for adults are discussed upon the example of Sunday parish school of Moscow St. Elijah church in Obydenny lane.

Keywords: parish educational institutions for adults, instruction in catechism, spiritual growth, Sunday schools, Sunday church parish schools, a course in practical liturgics.

13 Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла... С. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.