Научная статья на тему 'Подготовка и переподготовка преподавателей воскресных школ в Екатеринбургской епархии'

Подготовка и переподготовка преподавателей воскресных школ в Екатеринбургской епархии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ (ВОСКРЕСНАЯ) ШКОЛА / PARISH (SUNDAY) SCHOOL / ЦЕРКОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / CHURCH EDUCATION / TEACHERS TRAINING AND RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ващенко Галина Семеновна

В статье рассматривается система подготовки и переподготовки преподавателей церковно-приходских (воскресных) школ, сформировавшаяся в Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви в конце XX — начале XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND RETRAINING OF SUNDAY SCHOOL TEACHERS IN THE EKATERINBURG DIOCESE

The article deals with the system of parish (Sunday) school teachers training and retraining. The system was formed in the Ekaterinburg diocese of the russian orthodox church in the late XX th — early XXI th century.

Текст научной работы на тему «Подготовка и переподготовка преподавателей воскресных школ в Екатеринбургской епархии»

Г. С. Ващенко

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ В ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ*

В статье рассматривается система подготовки и переподготовки преподавателей церковно-приходских (воскресных) школ, сформировавшаяся в Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви в конце XX — начале XXI в.

Ключевые слова: церковно-приходская (воскресная) школа, церковное образование, подготовка и переподготовка преподавателей.

Начиная разговор о системе подготовки преподавателей воскресных школ, в качестве общих замечаний можно отметить, что при организации церковно-приходской школы должна соблюдаться традиция в иерархии отношений между священником, завучем, педагогами, традиция в содержании образования. Инновация проявляется в использовании достижений педагогической науки, современных подходов к организации отдельной школы и системы церковно-приходских воскресных школ. Традиции Церкви и педагогические инновации не исключают, а дополняют друг друга, если «всё у вас да будет с любовью» (1 Кор 16. 14).

Проблемы организации обучения

С точки зрения управления, современную церковно-приходскую воскресную школу можно представить как многоуровневую структуру: руководитель школы, духовник, завуч, педагоги, помощники преподавателей, воспитатели, руководители кружков, учащиеся. Несмотря на то, что участников образовательного процесса много, схема управления церковной школой проста. Она укладывается в традицию церков-

* Текст доклада, сделанного на XXI Международных Рождественских образовательных чтениях (секция «Синтез традиционных и современных подходов к организации деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви как перспектива их развития»), 26 января 2013 г.

162

© Г. С. Ващенко, 2013

ных отношений — это иерархические отношения подчинения младших старшим и партнерские при отношениях равных.

сегодня актуальной проблемой церковных школ является не только очевидное всем отсутствие методического обеспечения, но и отсутствие налаженной системы подготовки педагогических кадров. но еще более острая проблема, тормозящая развитие школы, — это отсутствие подготовки руководителей и завучей церковно-приходских школ. Кадры руководства церковно-приходской школой нужно готовить. необходимо с ними изучать вопросы духовного управления, общую теорию управления, теорию управления педагогическими системами, историю Церкви и другие предметы, способствующие духовному осмыслению существующей в Церкви иерархии.

В самом простом случае подготовку можно вести силами прихода, но более продуктивно, когда приход и епархиальные образовательные структуры действуют в единстве. Епархиальными силами подготовка и переподготовка преподавателей воскресных школ, завучей, руководителей может быть выполнена более качественно. самое главное то, что эта задача силами епархиальной структуры (отдел, сектор, даже просто два сотрудника) выполнима.

Как это сделать? необходимо выделить несколько действий, которые обязательны независимо от внешних обстоятельств.

Должны быть решимость и организующее начало. организатор обучения (отдел епархии или благочиния) должен объединить тех, кто нуждается в обучении, и тех, кто может в этом помочь. В такой формулировке задача проста и выполнима. Далее рассмотрим, что необходимо на этапе подготовки:

• информация о работе церковно-приходских школ и информированность самих школ о работе отдела или сектора;

• возможность собираться в епархиальном или благочинническом центре;

• наличие в центральном городе подготовленных священников или квалифицированных кадров из мирян;

• минимальные затраты;

• фиксированные начало и окончание учебы.

После анализа этих условий нужно сделать следующий шаг — выбрать приемлемую форму обучения: очное, вечернее или заочное, а также

определиться с объемом и содержанием обучения. На этой стадии также нужно учитывать, как сочетаются ваши потребности и ваши возможности.

Вслед за святителем Иннокентием Московским зададим себе несколько простых вопросов: «Кого учить?.., чему учить?.., как учить?..»1.

Кого учить?

По слову свт. Иннокентия Московского, «учиться Слову Божию могут и должны все и каждый сообразно своему возрасту, своему воспитанию, своему образованию и своим способностям,..»2. При организации учебы очень важно различать церковных педагогов и нецерковных. Степенью воцерковленности аудитории определяется выбор методов и средств воздействия. Сегодня в Церкви много внимания уделяется работе с нецерковными педагогами. но нельзя забывать, что педагоги, кто уже воцерковлен и готов послужить Церкви, также нуждаются в помощи и квалифицированной поддержке. Прежде чем готовить педагогов, их нужно целенаправленно искать и подбирать: из образованных прихожан, активных родителей, выпускников церковных школ. Важной «кузницей кадров» является также штат помощников преподавателей, пополнять который нужно целенаправленно и ежегодно.

Как учить? Формы обучения педагогов церковных школ

В Екатеринбургской епархии сектором церковно-приходских школ Отдела религиозного образования и катехизации обучение педагогов и руководителей школ ведется в разных форматах. С разной степенью периодичности проводятся:

долгосрочное обучение (2 или 3 года) — в Учительской семинарии. В настоящее время обучается 174 студента;

краткосрочное (от 2 до 5 дней) обучение — на летних или осенних курсах педагогов разных специальностей: изобразительного и декоративно-прикладного искусства, пения, церковнославянского языка, завучей, руководителей школ. Например, на курсах руководителей и завучей в июне 2012 г. обучались 60 чел., а в октябре — 97.

Образовательные мероприятия, проводимые раз в году, например:

1 Иннокентий Московский, свт. Письмо к Н. А. Протасову, обер-прокурору Святейшего Синода // Сайт «Журнал для настоящих пап "Батя"». URL: http://rusbatya.ru/index. php?option=com_k2&view=item&id=85 (дата обращения: 20.01.2013).

2 Там же.

а) Съезд православных законоучителей митрополии. В рамках съезда обсуждается весь спектр образовательных проблем, поэтому к подготовке съезда привлекаются все образовательные отделы митрополии. В августе 2012 года собралось 747 человек;

б) педагогическая конференция, в поле зрения которой одна наиболее актуальная проблема, обсуждаемая по всем возможным граням (духовной, исторической, актуальность, развитие темы в приходах и приходских школах, и т. д.). Например: «Юности прекрасная пора», «Слава детей — родители их», «Значение подвига новомучеников и исповедников для воспитания и образования», и т. д.

Педагогический практикум (6 раз в году), при организации которого учитывается, что не все педагоги имеют вероучительную подготовку. Поэтому занятия практикума строятся по принципу: лекция + открытый урок или лекция + мастер-класс. Это не просто методическое объединение педагогов Закона Божия. Закон Божий — это компилятивный предмет, и внутри него есть подразделение на отдельные дисциплины; методика их преподавания значительно отличается. В преподавании необходимо учитывать также и возрастные особенности учеников. Поэтому в названии предметов практикума учтены указанные особенности, например: «Методика преподавания Нового Завета для детей младшего школьного возраста» или «методика преподавания катехизиса старшим школьникам». Внутри предмета педагогам сначала прочитывается лекция, а затем проходит собственно урок или мастер-класс, где и раскрываются профессиональные «секреты»: в какой последовательности расположить материал, какие показать иконы, на чем сделать акцент, а что сократить, как святые отцы высказывались по этому поводу, какие раскраски или поделки использовать для закрепления материала, и т. д. Нередко эти уроки заканчиваются живым обсуждением. Среднее количество присутствующих — 40 человек. Занятия педпрактикума записаны на видео, ими может воспользоваться любой желающий.

Методические совещания педагогов одной специальности при проведении каждого епархиального детского мероприятия (закрытие выставки детского творчества, фестиваль хоровых коллективов). Совещание закладывается на этапе планирования мероприятия. Его удобство в том, что выявляются живые успехи и проблемы, сразу обсуждается путь их преодоления. «Кто соблюдет наставление, тот будет в чести» (Притч 13. 18).

Например, в процессе подготовки к таким событиям как Архиерейские Литургии, на которых поют и прислуживают дети, дети не только готовятся участвовать в конкурсе алтарников, слете алтарников, фестивале хоровых коллективов и слете певчих. В ходе совещаний перед мероприятиями и при подведении итогов помощь и практическое руководство получают педагоги. Как сказано у сщмч. Игнатия Богоносца, «...хорошее дело учить, если тот, кто учит, и творит»3. В результате возрастают и педагоги, и ученики.

Таким образом, в епархии создано единое образовательное пространство, каждый может получить ту степень подготовки, в которой нуждается, и поделиться с коллегами своими наработками. Все преподаватели и лекторы привлекаются на личных договоренностях во славу Божию, в свободное от основных послушаний время.

Подобные встречи любого формата могут быть повторены на приходе, в благочинии, в союзе нескольких людей. Всегда можно найти людей, способных помочь православным педагогам пополнить знания, например, особенности возрастной педагогики, или растолковать воспитательное значение притч Нового Завета.

На каждом месте нужно делать все, что возможно сделать. Сегодня на каждом месте хоть что-то можно сделать. «Служите друг другу каждый тем даром, какой получил» (1 Петр 4. 10).

Чему учить, или содержание образования

Священным Синодом Русской Православной Церкви 25 декабря 2012 г. утверждены Стандарт, Положение и Устав для воскресных школ и духовных центров4. Задачи подготовки педагогических кадров выходят на первый план.

В основе работы с педагогами должна быть вероучительная доктрина. Педагогу нужно постичь вероучительные предметы, хотя бы в объеме предмета «Закон Божий». Это напрямую связано с основным призванием церковных школ. Неслучайно на Епархиальном собрании духовенства города Москвы 28 декабря 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Необходимо всегда помнить, что их (воскресных школ. — Г. В.)

3 Ранние отцы Церкви: антология. Брюссель, 1988. С. 108.

4 Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 г. // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2674273.html (дата обращения: 10.01.2013) [журнал № 125].

основная задача — привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию»5.

Во многих епархиях ведутся курсы, на которых преподаются веро-учительные предметы. Но одновременно с изучением вероучительных предметов педагог обязательно должен знакомиться с основами православной педагогики, методикой преподавания вероучительных предметов и основами организации церковной школы.

На решении этой двуединой задачи строится обучение в Екатеринбургской православной учительской семинарии. При организации учебного процесса выработано несколько основных принципов: доступность образования, сочетание лекционного и самостоятельного обучения, налаженная отчетность, опора на работу со Священным Писанием и святоотеческими творениями, преемственность дисциплин, опора в изучении педагогических дисциплин на вероучение Православной Церкви, внимание к духовной жизни студента учительской семинарии, индивидуальный подход.

В учебной программе Учительской семинарии, во-первых, — веро-учительные и исторические дисциплины: Священная история Нового и Ветхого Завета, катехизис, литургика, история Древней Церкви, история Русской Церкви, церковнославянский язык. Во-вторых, педагогические предметы: православная педагогика, история педагогики, возрастная педагогика и психология, методика преподавания Закона Божия, основы организации церковно-приходской школы. основное место уделено педагогическим дисциплинам, изучение которых начинается на I курсе и идет в тесной связи с вероучительными предметами. При этом достигается решение задачи воцерковления учителей через осознание ими духовных основ своего педагогического служения. Важно научить педагогов опираться в преподавании на Предание Церкви, на святоотеческую литературу. Теоретические дисциплины тесно смыкаются с практикой реальных церковно-приходских школ: устроением школы и преподаванием вероучительных предметов в ней.

Заканчивается обучение в Учительской семинарии выпускной работой и междисциплинарным экзаменом, в результате происходит обоб-

5 Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (28 декабря 2012 г.) // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/data/2013/02/08/1237087389/doklad2012.doc (дата обращения: 10.01.2013).

щение знаний, полученных за время обучения в Учительской семинарии, обретается взаимосвязь всех учебных предметов, создается целостная картина педагогического служения на основе учения Церкви.

При этом происходит еще один важный процесс: освоение вероучи-тельных предметов с педагогической точки зрения. то есть педагог может и должен пройти путь от изучения предмета к его постижению. В каждой теме он может и должен найти вывод, который бы приблизил и его самого, и его ученика к теме спасения и к основам нравственной жизни.

При постижении педагогом вероучительного предмета происходит изменение самого педагога и переоценка ценностей в отношении сути педагогического действия. труднее всего на этом этапе людям, имеющим профессиональную подготовку: они с трудом понимают, что «едут в железнодорожном составе», у которого «локомотив» безнадежно устарел, либо вовсе не имеет его, двигаясь под горку.

Подготовку педагогов и обучение детей обязательно нужно проводить, опираясь на литургическую и таинственную жизнь Церкви. Иначе, отказываясь от основных средств, которые есть в Церкви, по существу, отказываемся от благодатной помощи Божией.

Учебников для православных педагогов крайне мало: по православной педагогике, по методике преподавания — дореволюционные сщмч. Фаддей (Успенский), А. А. Дернов, С. И. Ширский. Еще меньше современных. Качественного современного обобщения православного педагогического опыта почти нет, за исключением двух-трех работ.

Пока в Церкви накапливается живой педагогический опыт. И мы в этом убеждаемся каждый день. Но воцерковить педагогику необходимо не на уровне отдельного педагога, а на уровне всей педагогической системы Русской Православной Церкви.

Результаты

Все педагогические и детские мероприятия имеют образовательный и воспитательный характер. Воспитывая детей, воспитываем и учим педагогов — и наоборот.

В Екатеринбургской епархии педагоги общаются в едином образовательном пространстве, которое и называется педагогической системой, позволяющей быстро обменяться опытом; появляется возможность анализировать.

Результаты в цифрах: в Екатеринбургской епархии 227 приходов, в 2012/13 учебном году действовали 101 церковно-приходская воскресная школа, где несли служение 545 педагогов. В 37% школ преподает более пяти педагогов. Среди всех педагогов 48% имеют духовную подготовку не ниже епархиальных курсов, а 44% педагогов имеют педагогическую подготовку. Эти цифры в епархии анализируются начиная с 1999 г. и показатели медленно, но неуклонно растут.

Детей в церковно-приходских школах не только учим, для них целенаправленно создается среда общения: приходская, районно-благо-чинническая, епархиальная.

От мероприятий в епархии необходимо переходить к мероприятиям в благочинии. Епархиальные мероприятия должны задавать достойный пример выполнения проектов на серьезном уровне и качестве, который нужно проецировать на благочиннический, межприходской и приходской уровень.

Результат для прихода: приход живет, пополняется школой, миссионерская направленность должна способствовать укреплению прихода.

Взаимопомощь и взаимодействие приходов, к сожалению, пока мало налажены, а это один из резервов развития образования на местах.

В качестве заключения хотелось бы акцентировать внимание на еще одной проблеме: нельзя долго любоваться достигнутыми результатами, ибо они быстро устаревают. Нужно делать следующие шаги.

Galina S. Vashchenko

TRAINING AND RETRAINING OF SUNDAY SCHOOL TEACHERS IN THE EKATERINBURG DIOCESE

The article deals with the system of parish (Sunday) school teachers training and retraining. The system was formed in the Ekaterinburg diocese of the Russian Orthodox Church in the late XXth — early XXIth century.

Keywords: parish (Sunday) school, church education, teachers training and retraining.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.