Научная статья на тему 'Воскресная школа в системе религиозного образования Русской православной церкви'

Воскресная школа в системе религиозного образования Русской православной церкви Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3322
738
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СИСТЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / САРАТОВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уфимцева Екатерина Игоревна

Статья посвящена теоретическому анализу феномена воскресной школы в системе религиозного образования русской православной церкви. Рассматриваются особенности возникновения и исторического развития воскресной школы в России. Представлена структура современной системы религиозного образования русской православной церкви, описываются особенности организации религиозного образования в Саратовской митрополии. Рассматриваются основные функции, формы, виды, уровни, типологические свойства современных воскресных школ для детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUNDAY SCHOOL IN THE RELIGIOUS EDUCATION SYSTEM OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH

The article is devoted to theoretical analysis of the phenomenon of Sunday school in the religious education system of the Russian Orthodox Church. Discusses the origin and historical development of the Sunday school in Russia. The structure of the modern system of religious education of the Russian Orthodox Church, describes the features of the organization of religious education in the Saratov diocese. Describes basic functions, forms, types, levels, typological properties of the modern Sunday schools for children.

Текст научной работы на тему «Воскресная школа в системе религиозного образования Русской православной церкви»

Женское предпринимательство сегодня - во многом относительно новое для нашей страны явление, требующее и ждущее своего исследователя. Немаловажную роль в развитии женского предпринимательства как в России, так и в мире имеют также дискриминационные факторы, которые делают процесс становления женского предпринимательства во многом вынужденным процессом, что особенно характерно для России.

Исходные основания для развития мужского и женского предпринимательства в самом общем виде едины. Это экономическая свобода, конкурентная среда, наличие адекватной развитию страны правовой базы, регламентирующей предпринимательскую деятельность. Однако в современном российском обществе можно говорить и о гендерной сегрегации, которая в самом общем виде означает концентрацию мужчин и женщин в разных секторах жизнедеятельности общества, в разных занятиях и профессиях. Характерной ее чертой выступает концентрация женщин в малопрестижных, малооплачиваемых сферах. Основой такой сегрегации выступает традиционное деление патриархального феодального общества на две противоположные сферы - публичную, в которой, как правило, доминируют мужчины, и частную, которая является уделом женщин. Более подробно об гендерной сегрегации говорится в статье «Гендерная асимметрия российского предпринимательства»8.

Современная идеология женского предназначения и связанные с нею сексистские стерео-

удк 316. 74:2

воскресная школа в системе религиозного образования русской православной церкви

Е. и. Уфимцева

Саратовский государственный университет E-mail: ufim75@mail.ru

Статья посвящена теоретическому анализу феномена воскресной школы в системе религиозного образования русской православной церкви. рассматриваются особенности возникновения и исторического развития воскресной школы в россии. Представлена структура современной системы религиозного образования русской православной церкви, описываются особенности организации религиозного образования в Саратовской митрополии. рассматриваются основные функции, формы, виды, уровни, типологические свойства современных воскресных школ для детей. Ключевые слова: воскресная школа, русская православная церковь, система религиозного образования, Саратовская митрополия.

типы воспроизводятся в смягченном виде и в современном российском обществе, где женщины получили доступ в сферы политики, бизнеса и производства, но по-прежнему остаются на менее престижных уровнях. Постфеодальное мышление с трудом уходит из исторической памяти россиян, и потребуется еще немало времени на то, чтобы женщина-предприниматель заняла достойное место в социально-экономической жизни страны.

Примечания

1 См.: Википедия. Электронная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/Бове Королевиче (дата обращения: 10.01.2015).

2 См.: Википедия. Электронная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/Еруслане Лазаревиче (дата обращения: 10.01.2015).

3 Шаляпин Ф. И. Маска и душа. М., 1989. С. 109-110.

4 Там же.

5 Пришвин М. Дневник за 1930 год // Записки очевидца. Воспоминания, дневники / сост. М. Вострышев. М., 1991. С. 616.

6 См.: ШляпентохВ. Современная Россия как феодальное общество. Новый ракурс постсоветской эры / пер. с англ. Ю. Гольдберга. М., 2008. С. 293.

7 Великие цитаты великих людей о предпринимательстве и предпринимателях. URL: http://www.catalog-wise.ru/ tsitatyi (дата обращения: 15.01.2015).

8 См.: СеменоваЮ. А. Гендерная асимметрия российского предпринимательства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2010. Т. 10, вып. 4. С. 7.

sunday school in the Religious Education system of the Russian orthodox Church

E. I. Ufimtzeva

The article is devoted to theoretical analysis of the phenomenon of Sunday school in the religious education system of the Russian Orthodox Church. Discusses the origin and historical development of the Sunday school in Russia. The structure of the modern system of religious education of the Russian Orthodox Church, describes the features of the organization of religious education in the Saratov diocese. Describes basic functions, forms, types, levels, typological properties of the modern Sunday schools for children. Key words: sunday school, Russian Orthodox Church, religious education system, Saratov diocese.

Религиозное образование и воспитание традиционно являлось приоритетным направлением деятельности Русской православной церкви (РПЦ). Однако в современных условиях крайней секулярности социокультурной среды, утраты семьей основополагающей функции первичной религиозной социализации церковное образование в России становится главным институтом воспроизводства православной религиозности. В связи с этим изучение процесса возрождения традиций церковно-приходского воскресного образования, места воскресных школ в системе религиозного образования РПЦ, их функциональной значимости, основных направлений деятельности, особенностей организации приобретает особую актуальность и значимость.

Изучение православной воскресной школы в России имеет свои традиции, прежде всего в области педагогических исследований. Важность воскресных школ в распространении грамотности и религиозно-нравственном воспитании была отмечена основателями русской педагогики Н. И. Пироговым и К. Д. Ушинским. Об истории создания первых воскресных школ писали дореволюционные исследователи Я. В. Абрамов, Д. Вольфсон, И. Пиотровский, М. Н. Салтыкова, Н. В. Чехов. В советский период опыт воскресных школ рассматривался в работах М. Я. Блин-чевской, И. Т. Дронова, П. С. Ткаченко. Современные педагогические исследования воскресной школы посвящены изучению разных аспектов данного феномена: истории становления и развития воскресных школ в России (А. В. Агеева, А. В. Духавнева, Т. В. Лодкина, Л. А. Марченко, Е. А. Никитская, М. В. Попинова); организации образовательной и воспитательной деятельности воскресных школ (А. В. Агеева, И. В. Архангельская, Г. С. Ващенко, Г. М. Лохонова, А. В. Ляпи-на); особенностям церковного образования для взрослых (Т. В. Качала); культурно-художественному потенциалу воскресных школ (Н. В. Константинова, И. В. Парамонов, Л. А. Трубникова). Несмотря на достаточную разработанность проблемы российского церковно-приходского воскресного образования в педагогическом дискурсе, данная проблема относится к неизученным вопросам в современной отечественной социологии.

История возникновения и развития воскресных школ в России

Исследователи отмечают, что понятие «воскресная школа» появляется в педагогической литературе в середине XIX в. одновременно с массовым распространением самих воскресных школ1. В то время к воскресным школам относили образовательные учреждения двух типов: во-первых, церковные школы, предназначенные для конфессионального воспитания детей и юно-

шей; во-вторых, школы, обеспечивающие доступ к получению грамотности людям, не имеющим возможности учиться в обычных школах, - «общеобразовательные» воскресные школы. Общим для этих двух категорий воскресных школ было то, что занятия в них проходили по выходным или праздничным дням.

Первые воскресные церковные школы появились в 1750 г. при иркутских и нерчинских монастырях, но к концу XVIII в. они были закрыты. Второй период развития церковных воскресных школ в России начинается с середины XIX в. Создавались они преимущественно при иноверческих приходах (католических, протестантских) и в тех районах, в которых были сильно распространены еретические учения. Для Русской православной церкви церковные воскресные школы не были характерны, что объясняется рядом причин. Во-первых, до революции первичная религиозная социализация проходила в православной семье и православной культурной среде, и через семью и среду дети получали основные вероучительные знания о Боге, мире, человеке и навыки христианской морали. Во-вторых, Закон Божий - основная вероучи-тельная учебная дисциплина - преподавался во всех начальных и средних учебных заведениях Российской империи. В-третьих, воскресные церковные школы были только дополнительной формой конфессионального образования, получение которого осуществлялось преимущественно через обычные церковно-приходские школы. В-четвертых, малоукомплектованность православных приходов священнослужителями и их чрезмерная занятость делали невозможным организацию системы воскресного обучения.

В то же время вторая категория воскресных школ, создаваемых по частной и общественной инициативе при университетах, гимназиях, фабриках, заводах, получила значительное распространение. Целью таких школ было обучение всех желающих грамоте. Основная часть населения России была безграмотна, поэтому потребность в получении элементарного образования была значительна. Первой такой воскресной школой принято считать школу, открытую в Киеве группой студентов Киевского университета и Киевской духовной академии 11 октября 1859 г. по инициативе профессора Киевского университета П. В. Павлова и при активном участии известного русского педагога и хирурга Н. И. Пи-рогова. В Москве первая воскресная школа была учреждена 12 июня 1860 г. С течением времени народные воскресные школы получили общественное признание, их существование было закреплено законодательно, и к началу 60-х гг. XIX в. они были организованы не только в городах, но и в сельской местности. Количество воскресных школ данного типа выросло до трехсот. Как отмечает А. В. Агеева, постепенно выявились особенности, присущие воскресным шко-

лам и отличающие их от других образовательных учреждений:

- «организация занятий по выходным дням и праздникам;

- малочисленные и разновозрастные группы;

- отсутствие платы за обучение;

- отсутствие возрастных и сословных ограничений для обучающихся;

- прием в течение года и связанное с этим постоянное обновление состава учащихся;

- свободное посещение занятий;

- наличие внеклассных занятий (праздников, чаепитий и пр.);

- организация библиотек при школах»2.

К концу XIX - началу XX в. количество «общеобразовательных» воскресных школ стало постепенно сокращаться. Так, в 1899 г. было официально зарегистрировано 487 школ, в 1907 г. их оставалось уже 182. Это было связано с рядом причин, прежде всего экономического, кадрового и политического характера. Особенно остро встала проблема использования народных воскресных школ для пропаганды революционных идей и превращения их в революционные кружки или собрания.

После Октябрьской революции 1917 г. и реформы системы образования опыт воскресных школ был заложен в основу учебно-образовательной деятельности таких учебных заведений, как народные университеты, воскресные университеты, школы рабочей и сельской молодежи.

Возрождение православного церковно-при-ходского образования и православных воскресных школ в России начинается в 90-х гг. ХХ в. с учреждения Синодального отдела религиозного образования и катехизации (1991 г.), основной задачей которого стало осуществление общего руководства и контроля за организацией деятельности учебных заведений РПЦ начального, среднего и высшего религиозного образования.

современная система религиозного образования

рпц

Современная система религиозного образования РПЦ включает два уровня образовательных учреждений: духовные учебные заведения, осуществляющие подготовку священнослужителей, церковнослужителей, богословов и церковных работников на базе высших и средних специальных учебных заведений, и образовательные учреждений для мирян.

Образовательная деятельность духовных учебных заведений находится под непосредственным руководством Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет РПЦ. В соответствии с действующим Уставом об управлении РПЦ Учебный комитет Русской православной церкви, учрежденный в

1867 г. и воссозданный в 1945 г., является отделом при Священном синоде. Возглавляет Учебный комитет архиепископ Верейский Евгений (Решетников), кандидат богословия, профессор, ректор Московской духовной академии. В функции Учебного комитета входят: административная, обеспечивающая общность организации и функционирования духовных школ; контрольно-лицензионная; учебно-методическая, включающая разработку единых стандартов, учебных программ, принципов воспитательной работы, учебников, пособий и методик. Учебный комитет организует церковную научную деятельность, содействуя развитию православной богословской науки в России и за рубежом, а также формированию научного межконфессионального диалога.

Образовательная деятельность духовных учебных заведений регулируется законодательством РФ, нормативными документами Болон-ского процесса и общецерковными документами. Нормативно-правовую базу духовных учебных заведений формируют: федеральные законы, содержащие основные принципы организации и реализации образовательной деятельности, в том числе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с учетом изменений от 21.07.2014); постановления Правительства РФ об организации деятельности в сфере образования; приказы Министерства образования и науки РФ; документы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора); Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (уровень высшего образования бакалавриата, высшего образования магистратуры, высшего образования аспирантуры). Базу общецерковных документов составляют: Устав Русской Православной Церкви от 2000 г. в редакции 2013 г. (Глава VIII. Московская Патриархия и Синодальные учреждения; Глава XVIII. Духовные учебные заведения); Доклад Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на Поместном соборе Русской православной церкви (Москва, 27-29 января 2009 г.); постановления Архиерейского собора и Архиерейских совещаний; постановления Священного синода; Концепция высшего духовного образования Русской Православной церкви от 21.08.2007; Концепция дальнейшего реформирования системы духовного образования Русской Православной церкви от 22.03.2011; Церковный образовательный стандарт высшего образования специалиста в области православного богословия (Семинария); Церковный образовательный стандарт подготовки специалиста высшей научной квалификации в области православного богословия (академия); Типовой устав духовной семинарии от 25 декабря 2014 г.

В настоящее время система духовных учебных заведений Русской православной церкви включает 86 организаций3:

1. Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия. На декабрь 2014 г. в Общецерковной аспирантуре и докторантуре обучались 225 человек:

- по кандидатской программе - 101 человек (в том числе 1-й курс - 29; 2-й курс - 31; 3-й курс

- 18; 4-й курс - 16; рекомендованные к защите -7 человек);

- по докторской программе - 23 человека (в том числе 1-й курс - 3; 2-й курс - 6; 3-й курс - 10; с продленным сроком - 1; рекомендованные к защите - 3 человека);

- соискатели и прикрепленные к кафедрам

- 52 человека;

- по магистерской программе - 49 человек (в том числе 1-й курс - 11; 2-й курс - 17; с продленным сроком - 3; рекомендованные к защите

- 5; дорабатывающих работы - 13 человек)4.

2. Духовные академии - 6: две на территории РФ (Московская и Санкт-Петербургская духовные академии), две на территории Украины (Киевская духовная академия, Ужгородская Украинская богословская академия им. святых Кирилла и Мефодия), одна на территории Белоруссии (Минская духовная академия), одна на территории Молдовы (Кишиневская духовная академия).

3. Православные университеты - 4: три на территории РФ (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (г. Москва), Российский православный университет (г. Москва), Царицынский православный университет им. преп. Сергия Радонежского (г. Волгоград)), один на территории Украины (Луганский богословский университет в честь Архистратига Михаила.

4. Богословские институты - 2: один на территории РФ (Новосибирский Свято-Мака-рьевский православный богословский институт (НСМПБИ) (г. Обь)), один на территории Украины (Черновицкий православный богословский институт).

5. Семинарии - 42: 35 на территории РФ, 6 на территории Украины, 1 на территории Белоруссии.

6. Духовные училища и пасторские курсы

- 31: 22 училища и 1 пасторские курсы на территории РФ, 6 училищ на территории Украины, 2 училища на территории Белоруссии.

Религиозное образование мирян осуществляется на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях5. На общецерковном уровне данную деятельность возглавляет Синодальный отдел религиозного образования и катехизации РПЦ6. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими синодальными учреждениями Русской православной церкви, высшими православными

учебными заведениями, а также Министерством образования и науки РФ и других стран канонического присутствия Русской православной церкви. Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви - митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов), член Высшего церковного совета Русской православной церкви, член Президиума Межсоборного присутствия Русской православной церкви. Отделом осуществляются координация и оказание методической и информационной помощи епархиям в обеспечении образовательной деятельности, рецензирование и грифование православной учебной литературы. Информационно-аналитическая служба отдела совместно с Российским православным университетом осуществляет издание журнала «Православное образование».

На епархиальном уровне религиозное образование мирян осуществляют профильные епархиальные отделы, общее руководство которыми осуществляют правящие архиереи. На уровне благочиния образовательную деятельность координирует ответственный штатный сотрудник, который подчиняется благочинному и согласовывает свою деятельность с председателем профильного епархиального отдела (профильным ответственным епархиальным сотрудником). На уровне церковного прихода общая организация, координация и контроль религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля, а также штатного приходского катехизатора в тех приходах, где есть возможность создать такую должность.

Основу религиозного образования для мирян составляет процесс катехизации. Катехизация определяется РПЦ как «содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни»7. Основным содержанием катехизации является наставление уверовавшего в Бога человека в нравственных нормах христианства, сообщение ему главных вероучительных истин, ознакомление его со Священным Писанием как Божественным Откровением, приобщение его к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

Основными направлениями религиозного образования РПЦ для мирян являются:

- дошкольное православное воспитание в детских садах и яслях;

- общее начальное и среднее образование в православных школах, гимназиях и лицеях;

- преподавание Основ православной культуры (ОПК) - учебного предмета, включенного Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-й класс средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента

в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ);

- церковно-приходские (воскресные) школы для детей;

- катехизация для взрослых.

К сожалению, в открытом доступе актуальной и полной информации о количестве тех или иных церковных учебных заведений РПЦ для мирян нами обнаружено не было. Так, в работе Е. А. Никитской предлагаются статистические данные за 2004-2007 гг.8 Согласно этим данным, в Русской православной церкви на 2004 г. насчитывалось 9468 воскресных школ, из них в России - 4696, на Украине - 3044, в Белоруссии - 447, в Молдавии - 955, в странах СНГ и Балтии - 260, в дальнем зарубежье - 66. На начало 2007 г. количество церковно-приходских воскресных школ достигло десяти тысяч. Доступны данные по количеству церковно-приходских воскресных школ на 2014 г., но только по Московской епархии, в которой таких учебных заведений было зарегистрировано 279 с обучающимися в них соответственно 12093 детей и 6841 обучающимся взрослым9.

Саратовская митрополия, образованная 6 декабря 2011 г. в границах Саратовской и Вольской епархии, включает Саратовскую епархию (возглавляет митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)), Балашовскую епархию (возглавляет епископ Балашовский и Рти-щевский Тарасий (Владимиров)), Покровскую епархию (возглавляет епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)). Главой митрополии является митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин).

На уровне епархий религиозное образование в Саратовской митрополии организуют и координируют епархиальные отделы религиозного образования и катехизации. Так, в Саратовской епархии отдел религиозного образования и катехизации возглавляет протоиерей Сергий Штур-бабин. Систему духовных учебных заведений Саратовской епархии составляют две организа-ции10:

1. Саратовская православная духовная семинария (СПДС) (1830 г.), осуществляющая профессиональную подготовку по специальности «Православное богословие», направлению 48.03.01 «Теология» на базе очного и заочного отделений. В 2014/2015 учебном году набор проводился на две образовательные программы: по Церковному образовательному стандарту; по Федеральному государственному образовательному стандарту 48.03.01 «Теология». По результатам вступительных экзаменов на 1-й курс по специальности «Православное богословие» было зачислено 12 человек; на 1-й курс по направлению 48.03.01 «Теология» - 16 человек. Итого 28 человек. Общее количество студентов очного отделения СПДС составляет 70 человек. На сектор заочного обучения было зачислено 15 человек. Общее

количество студентов заочного отделения СПДС - 110 человек из 21 епархии РПЦ.

2. Межъепархиальное женское духовное училище во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы (2006 г.). Обучение в училище осуществляется по двум направлениям:

- регентское отделение. Срок обучения -

4 года (после 11, 9 классов). По окончании выпускницам выдается диплом по специальности «регент церковного хора, преподаватель церковного пения»;

- подготовка сестер милосердия. Срок обучения - 3 года для выпускниц 11 класса. По окончании выдается диплом государственного образца по специальности «медицинская сестра» и епархиальный диплом по специальности «сестра милосердия, социальный работник». В 2014 г. на отделение сестер милосердия принята 1 воспитанница. На регентское отделение приняты 9 человек, 2 - на заочную форму обучения. Всего в учебном центре обучаются 33 человека.

Религиозное образование для мирян осуществляют следующие учебные заведения Саратовской епархии:

1. Дошкольные православные образовательные учреждения (2):

- «Детский развивающий центр «Колосок» при храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова (2014 г.). Организованы три группы ухода и присмотра для детей от 2 до 6 лет с полным дневным пребыванием, питанием и сном. Сейчас в центре 47 воспитанников;

- Общеразвивающая студия при храме во имя святой равноапостольной Марии Магдалины г. Саратова, которую посещают 39 детей от 2 до 5 лет. Для них несколько раз в неделю проводятся занятия по основам православной веры, занятия с логопедом.

2. Православные гимназии (3):

- Свято-Покровская православная классическая гимназия г. Саратова (2007 г.). По данным на начало 2014/2015 учебного года, в 1-11 классах гимназии обучались 174 ученика. В 2013/2014 учебном году в гимназии было

5 выпускников-одиннадцатиклассников. Все они успешно прошли итоговую аттестацию в форме ЕГЭ. Два выпускника поступили в СПДС, три девушки-выпускницы - в Саратовский государственный университет;

- Хвалынская православная классическая гимназия во имя святого мученика Александра Медема (2010 г.). В 2014 г. она получила конфессиональное представление (документ, который выдается Синодальным ОРОК и дает гимназии право реализовывать программы православного компонента образования) и прошла аттестацию, получив свидетельство о государственной аккредитации. В 2014/2015 учебном году в Хвалын-скую православную гимназию приняты 10 человек. Всего обучаются 40 детей с 1-го по 5-й класс;

- Русская православная классическая гимназия имени преподобного Сергия Радонежского г. Саратова (2014 г.).

3. Общеобразовательные учреждения в рамках преподавания Основ православной культуры. Общее количество школ на территории Саратовской епархии составляет 314. Из них в 2014/2015 учебном году ОПК вне рамок ОРКСЭ, в качестве школьного компонента преподается в 124 общеобразовательных учреждениях. В качестве модуля ОРКСЭ ОПК выбрали 72% четвероклассников по Саратовской области (15 293 человека), по Саратовской епархии - 74% (7482 четвероклассника).

4. Церковно-приходские воскресные школы. На начало 2014/2015 учебного года результаты такие: в епархии - 37 воскресных школ, 22 воскресные учебно-воспитательные группы. Центров духовно-нравственного воспитания в Саратовской епархии было решено пока не создавать из-за необходимости приводить материально-техническую базу заявителей в соответствие с государственными требованиями. По данным отдела, воскресные школы всех типов посещает 2331 человек, из них: детей - 1386, взрослых - 945.

В Покровской епархии отдел религиозного образования и катехизации возглавляет протоиерей Александр Милованов. В своей деятельности отдел руководствуется общецерковными документами, регламентирующими религиозно-образовательную деятельность, а также Положением об отделе религиозного образования и катехизации Покровской и Николаевской епархии от 2012 г. и указами правящего архиерея Покровской и Николаевской епархии.

Основными направлениями работы отдела являются11:

- образование и религиозное просвещение;

- катехизаторская деятельность; организация и проведение огласительных бесед перед совершением Таинства крещения; бесед перед совершением Таинства венчания; организация и подготовка богословско-педагогических и катехизаторских курсов с целью подготовки специалистов в области катехизации;

- курирование работы действующих и инициация создания новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых, координирование реализации иных форм духовно-просветительской деятельности;

- организация церковных курсов (псаломщиков, регентов, звонарей и др.);

- духовно-просветительская работа в государственных и светских общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях;

- духовно-просветительская работа в государственных высших и средних специальных учебных учреждениях;

- духовно-просветительская работа в обществах и учреждениях для инвалидов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формирование православных библиотек в учебных заведениях;

- организация и проведение православных конференций, семинаров и олимпиад;

- духовно-просветительская и массовая деятельность;

- работа по информированию общественности об опасной деятельности тоталитарных сект;

- учебно-методическое сопровождение организации летнего отдыха для детей из православных семей.

Образовательная работа в Покровской епархии осуществляется на уровне благочиний и приходов. На уровне благочиния общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы ведутся под руководством благочинного. Распоряжением № 12 от 21 августа 2013 г. епископа Покровского и Николаевского Пахомия в благочиниях епархии создана структура помощников благочинных по вопросам религиозного образования и катехизации. На приходском уровне общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы находятся в компетенции настоятеля. Для обеспечения координации деятельности воскресных школ епархии 16 февраля 2013 г. был создан Совет директоров воскресных школ Покровской епархии. В течение года регулярно проходят встречи правящего архиерея с ответственными помощниками благочинных по религиозному образованию и катехизации, директорами воскресных учебно-воспитательных групп приходов Покровской епархии. На этих встречах подводятся итоги работы за полугодие, планируются мероприятия на предстоящий учебный год.

В свободном доступе данных о количестве воскресных школ и иных образовательных учреждений для мирян в Балашовской епархии найдено не было.

особенности организации воскресных школ для детей рпц

В общецерковных документах РПЦ церков-но-приходская воскресная школа определяется как основная форма православного воспитания детей и подростков в приходе. В своей деятельности воскресная школа руководствуется действующим законодательством РФ, нормативными документами Русской православной церкви (Устав Русской православной церкви от 2000 г. в ред. 2013 г.), Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви (Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской православной церкви на территории РФ от 2012 г., Устав центра духовно-нравственного воспитания местной религиозной организации православного прихода храма от 2012 г., Стандарт учебно-воспитательной дея-

тельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской православной церкви на территории РФ от 2012 г., Положение об аттестации воскресных школ (для детей) РПЦ на территории РФ от 2014 г.), решениями архиерейских соборов РПЦ («О задачах Русской Православной церкви в области религиозного образования» от 1994 г.), постановлениями Священного синода РПЦ («О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной церкви» от 2011 г.), документами епархии (указами и распоряжениями епархиального архиерея).

Современные воскресные школы РПЦ подразделяются на три типа12:

а) воскресная учебно-воспитательная группа;

б) воскресная школа, не имеющая статуса юридического лица (являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской православной церкви);

в) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.

Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресной школе для детей, включает в себя три ступени:

а) дошкольная (набор детей в возрасте 5-6 лет) - с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года);

б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) - с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года);

в) основная (набор детей в возрасте 1216 лет) - с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).

Ребенок, поступающий в воскресную школу, зачисляется на ступень, соответствующую возрастной категории.

Целью церковно-приходской школы является воспитание детей в системе христианских ценностей и норм поведения, обучение их основам православного вероучения, формирование навыков церковной жизни - участие в богослужениях, церковных Таинствах, а также в социальной и благотворительной деятельности прихода. Задачами дошкольной ступени являются православное воспитание и развитие детей, осуществляемые через приобщение к богослужебной жизни Церкви, игровую, творческую и развивающую деятельность, а также через взаимное общение. Задачами начальной ступени являются обучение основам православного вероучения, православное воспитание, развитие детей, приобщение их к литургической жизни Церкви, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни. Задачами основной ступени являются обучение основам православного вероучения, усвоение детьми знаний о вере, осознанное участие в богослужении и Таинствах Церкви, применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, последующее приобщение к

социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода (посещение больниц, издание приходской газеты, организация клубов молодежного общения и т. п.).

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе организуется на базе учебного плана, соответствующего типовому учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Учебно-воспитательная деятельность воскресной школы включает основную (веро-учительную) часть и дополнительную часть. Основная (вероучительная) часть представляет собой комплекс базовых вероучительных программ (дисциплин), направленных на усвоение воспитанниками знаний о православном вероучении, богослужении и истории Церкви, а также приобщение их к литургической жизни Русской православной церкви. В дополнительную часть учебно-воспитательной деятельности входит комплекс занятий в областях художественного и музыкального творчества, спорта и туризма. Вероучительным предметом дошкольной ступени подготовки является «Введение в Закон Божий» (28 часов). Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (112 часов), включающий «Священную библейскую историю» (56 часов), «Устройство православного храма и богослужение» (28 часов), «Историю Церкви» (14 часов), «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых (42 часа); «Церковно-славянский язык» (84 часа) и «Основы хорового и церковного пения» (28 часов). Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет» (70 часов); «Православное Богослужение» («Литургика») (28 часов); «Основы православного вероучения» («Катехизис») (42 часа); «История Христианской Церкви» (56 часа), «Христианская этика» (28 часов). Количество часов может быть отличным и утверждается епархиальным отделом религиозного образования и катехизации. Дополнительную часть учебно-воспитательной деятельности воскресной школы формируют: духовное краеведение, хореография, рисование, драматический кружок, бисероплетение, рукоделие, рукопашный бой, скаутинг, гончарное искусство и прочие учебные модули, перечень которых определяется педагогическим советом воскресной школы.

Для достижения основных целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности:

а) проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;

б) проведение дополнительных личност-но и социально ориентированных занятий (художественно-эстетических, исторических, научно-технических, социально-педагогических, физкультурно-спортивных, культурологических, естественнонаучных, туристско-краеведческих,

социально-экономических), направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина;

в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности;

г) организация военно-патриотических, военно-спортивных, археологических, молодежных отрядов;

д) организация и проведение массовых мероприятий, создающих необходимые условия для совместного труда, отдыха детей и родителей (лиц, их заменяющих);

е) организация в установленном порядке до-суговых и оздоровительных лагерей и туристических баз, создание различных объединений с постоянным или переменным составом детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием) на своей базе, а также по месту жительства детей;

ж) организация и проведение выставок, олимпиад, конкурсов, соревнований, концертов, конференций.

Как показал анализ деятельности воскресных школ г. Москвы, осуществленный Е. А. Никитской, наиболее типичными для них являются такие направления работы, как катехизическое (просветительское), социальное служение, культурно-образовательное, военно-спортивное13. Воскресные школы катехизического направления ориентированы, прежде всего, на воспитание в вере через обучение православному вероучению и христианской нравственности. В воскресных школах социального направления дети принимают активное участие в оказании религиозно-педагогической и социальной помощи нуждающимся. Основой деятельности воскресных школ культурно-образовательного направления является художественное творчество. Военно-спортивное направление воскресных школ реализуется через участие детей в спортивных секциях, военизированных мероприятиях.

Исследование воскресных школ Московской, Санкт-Петербургской, Казанской епархий, проведенное А. В. Агеевой, показало, что в зависимости от преобладающего вида деятельности воскресные школы можно подразделить на «богословские», «воспитательные», «историко-па-триотические», «семейные», «миссионерские», «творческие», «смешанные», «паломнические», «многопрофильные»14. Как отмечает исследователь, в воскресных школах богословского типа большое внимание уделяется преподаванию азов богословия: литургического, догматического, сравнительного, нравственного. Школы данного типа встречаются редко, в отличие от «воспитательных» воскресных школ, в которых главное внимание уделяется духовно-нравственному и религиозному воспитанию детей и подростков. Воспитанники этих школ принимают участие в

поздравлении ветеранов, детей из детских домов, помогают на территории храма. Основополагающей деятельностью воскресных школ историко-патриотического типа является военно-патриотическая работа: военные учения, военизированные лагеря или экскурсии в воинские части. В школах семейного типа образовательным процессом охвачены не только дети, но и их семьи. Миссионерские воскресные школы характеризует активное взаимодействие с другими воскресными школами, общеобразовательными учреждениями, детскими домами, больницами и т. д. Особенность «творческих» воскресных школ заключается в том, что такие школы организуют свою деятельность вокруг какой-либо досуговой деятельности - подготовка концертов и спектаклей, детский хор или художественная студия. К смешанному типу воскресных школ А. В. Агеева относит такие школы, которые не определили для себя основной вид воспитательно-образовательной деятельности, и потому их учебно-воспитательный процесс характеризует спонтанный и бессистемный характер. Воскресные школы паломнического типа организуются в случае, когда приход не обладает достаточными материально-техническими и методическими ресурсами обеспечения учебно-воспитательного процесса и общение детей строится вокруг организации совместных паломнических маршрутов. «Многопрофильные» воскресные школы, обладая достаточной методической и материально-технической базой, способны системно реализовать дополнительные программы разных направлений: религиозное образование, детский военно-патриотический клуб, художественно-эстетическое мастерство.

Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности, используя разные формы контроля, преимущественно творческие. По итогам аттестации выпускнику воскресной школы выдается диплом установленного образца, заверенный печатью учредителя или воскресной школы.

Порядок работы современных воскресных школ достаточно подробно представлен в исследованиях А. В. Агеевой15. Она указывает, что 70% воскресных школ начинают занятия в сентябре. При этом 11% - 1 сентября, а 18% -14 сентября (день церковного новолетия); 18% воскресных школ начинают работу в октябре. Заканчивается учебный год для воскресных школ в мае (59%) и июне (более 17%). Зимние каникулы устраиваются на Святках, т. е. от праздника Рождества Христова (7 января) до праздника Крещения Христова (19 января). Летние каникулы длятся преимущественно с мая по июнь. Время занятий, как отмечает исследователь, для каждой школы индивидуально. В основном они проводятся в воскресенье после литургии (74%), а также в субботу перед всенощной (44%). В за-

висимости от учебной программы, контингента учащихся срок обучения в воскресных школах -от полугода до 10 лет.

Внутреннюю организационную структуру воскресной школы формируют: духовник, который является чаще всего настоятелем храма и возглавляет воскресную школу; директор воскресной школы, в качестве которого опять же может выступать настоятель или клирик храма или активные прихожане с педагогическим опытом работы; педагоги; родительский комитет.

Контингент воспитанников разнообразен. Несмотря на то что в школах могут обучаться люди от 2 до 80 лет, в основном их посещают дети в возрасте от 7 до 15 лет. Основную группу воспитанников составляют дети из воцерковлен-ных семей, где родители являются активными прихожанами. В то же время нередки случаи, когда детей приводят далекие от церкви люди с целью занять их чем-либо и уберечь от праздношатания. Как отмечает А. В. Агеева, дети священников редко посещают воскресные школы, так как основную религиозную социализацию проходят в семьях.

Итак, как показал анализ особенностей организации церковно-приходского воскресного образования РПЦ, данная форма религиозного воспитания и обучения сложилась в России во второй половине XIX в. Однако в условиях сформировавшейся к тому времени системы православного церковного образования особой необходимости в воскресных школах как дополнительном институте религиозной социализации не было. На современном этапе восстановления РПЦ и институтов воспроизводства православной конфессиональности церковно-приходские воскресные школы занимают основное место в системе церковного воспитания и образования для мирян. Новые социокультурные условия существования Православной церкви определяют изменение социального статуса воскресных школ, их функциональности, типологического разнообразия, характера организации, а также, можно предположить, системы социальных отношений, моделей социального взаимодействия и социальных практик основных субъектов цер-ковно-приходского воскресного образования, что нам и предстоит изучить в рамках дальнейших исследований.

Примечания

1 См.: Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы : история возникновения и тенденции развития // Вестн. ПСТГУ. Сер. 4 : Педагогика. Психология. 2010. Вып. 3 (18). С. 58-66.

2 Там же. С. 63-64.

3 См.: Учебные заведения РПЦ // Учебный комитет Русской Православной церкви. URL: http://www.uchkom.

info/index.php?option=com_content&view=section&id= 2&Itemid=55 (дата обращения: 15.02.2015).

4 См.: Приложение к докладу Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2014 года). URL: http://pravobraz.ru/ prilozheme-k-dokladu-svyatejshego-patriarxa-kirilla-na-eparxialnom-sobranii-g-moskvy-23-dekabrya-2014-goda/ (дата обращения: 15.02.2015).

5 См.: О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной церкви // Православное образование. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. URL: http://pravobraz. ru/o-religiozno-obrazovatelnom-i-katexizicheskom-sluzhenii-v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi// (дата обращения: 15.02.2015).

6 См.: Православное образование. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. URL: http:// pravobraz.ru/ (дата обращения: 15.02.2015).

7 Рекомендации и инструкции «Об организации катехизической деятельности Русской Православной церкви». URL: http://pravobraz.ru/rekomendacii-instrukcii-ob-organizacii-katexizicheskoj-deyatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/ (дата обращения: 15.02.2015).

8 См.: Никитская Е. А. Воскресная школа как феномен педагогической действительности. История и современность // Вестн. ПСТГУ. Сер. 4 : Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2 (9). С. 121-132.

9 См.: Приложение к докладу Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (23 декабря 2014 года).

10 См.: Доклад Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина на Епархиальном собрании Саратовской епархии // Православие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской епархии. URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/ doklad-mitropolita-longina-na-eparkhialnom-sobranii-saratovskojj-eparkhii-2014 (дата обращения: 15.02.2015).

11 См.: Положение об отделе религиозного образования и катехизации Покровской и Николаевской епархии. URL: http://pravpokrov.ru/eparchy/departments/religious-education.php/ (дата обращения: 15.02.2015).

12 См.: Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной церкви // Православное образование. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви. URL: http:// pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-realizuemoj-v-voskresnyx-shkolax-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/ (дата обращения: 15.02.2015).

13 См.: Никитская Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация // Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. 2009. Т. 15, № 1. С. 114-117.

14 См.: Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы : история возникновения и тенденции развития // Вестн. ПСТГУ Сер. 4 : Педагогика. Психология. 2010. Вып. 4 (19). С. 43-55.

15 Там же. С. 48-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.