Научная статья на тему 'Социальные практики организации работы с молодежью в Русской православной Церкви: опыт Саратовской епархии'

Социальные практики организации работы с молодежью в Русской православной Церкви: опыт Саратовской епархии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1143
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ / ПРАВОСЛАВНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРАВОСЛАВНОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ОБЩЕСТВО / САРАТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Уфимцева Екатерина Игоревна

Статья посвящена описанию социальных практик организации работы с молодежью в Русской православной церкви. Рассма-триваются особенности возникновения, развития, функциониро-вания института молодежного служения Русской православной церкви. Описываются цели, задачи, уровни, направления и фор-мы деятельности субъектов современного православного моло-дежного движения в России. Представлен анализ социальных практик организации деятельности православных молодежных объединений Саратовской епархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальные практики организации работы с молодежью в Русской православной Церкви: опыт Саратовской епархии»

УДК 316.74:2

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОПЫТ САРАТОВСКОЙ ЕПАРХИИ

Е. И. Уфимцева

Уфимцева Екатерина Игоревна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии социальной работы, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, ufim75@mail.ru

Статья посвящена описанию социальных практик организации работы с молодежью в Русской православной церкви. Рассматриваются особенности возникновения, развития, функционирования института молодежного служения Русской православной церкви. Описываются цели, задачи, уровни, направления и формы деятельности субъектов современного православного молодежного движения в России. Представлен анализ социальных практик организации деятельности православных молодежных объединений Саратовской епархии.

Ключевые слова: церковная работа с молодежью, православное молодежное движение, православное молодежное общество, Саратовская епархия.

Social Practices of Working with Young People in the Russian Orthodox Church: the Experience of the Saratov Diocese

E. I. Ufimceva

Ekaterina I. Ufimceva, ORCID 0000-0002-0164-2430, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, ufim75@ mail.ru

The article is devoted to the description of social practices of organizing work with young people in the Russian Orthodox Church. Discusses the features of formation, development and functioning of the Institute of youth Ministry of the Russian Orthodox Church. Describes the goals, objectives, levels, directions and forms of activity of subjects of modern Orthodox youth movement in Russia. Presents an analysis of the social practices of organizing the activities of the Orthodox youth associations of the Saratov diocese. Key words: church work with youth, Orthodox youth movement, Orthodox youth society, Saratov diocese.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2017-17-4-419-426

Генезис молодежного служения Русской православной церкви

Русская православная церковь (РПЦ), пережившая семидесятилетний период политических несвобод и гонений, восстанавливает свои структуры. Расширена система богословского образования, организовывается катехизаторская, миссионерская, социальная работа на приходах. Работа с молодежью представляет собой новое и значимое направление церковной деятельности. До Ре-

волюции 1917 г. церковная молодежная работа в России была частью системы церковного образования и не составляла отдельного направления. В советский период подобная работа не могла осуществляться, так как Церковь была лишена права проповеди. Молодые люди, проявлявшие интерес к религии и Церкви, подвергались идеологическому давлению и общественному порицанию. После принятия Закона «О свободе совести и религиозных организациях» (1990 г.) создались благоприятные условия для развития разносторонней церковной деятельности, в том числе православных молодежных объединений.

Уже в декабре 1990 г. Священный синод РПЦ принял решение о создании единой молодежной церковной организации и благословил проведение съезда православной молодежи. Открытие съезда состоялось 25 января 1991 г. в день памяти мученицы Татианы в Москве, в здании домового храма самого главного вуза страны - Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. На съезд прибыли делегаты от всех епархий РПЦ. Было образовано Всецерковное Православное молодежное движение (ВПМД), принят его устав и избран председатель. В состав ВПМД вошли представители православных братств, молодежных приходских организаций, скаутских групп. В качестве основной цели ВПМД провозглашалось «объединение православной молодежи в служении Православной Церкви, а также приведение ко Христу тех, кто находится вне спасительной церковной ограды»1. В дальнейшем работа Всецерковного Православного молодежного движения велась по нескольким направлениям:

- создание епархиальных молодежных центров;

- проведение семинаров по вопросам молодежной деятельности Церкви;

- духовное окормление скаутских организаций;

- информационная и издательская деятельность;

- развитие сотрудничества с христианскими и светскими молодежными неполитическими организациями;

- взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях координации государственной молодежной политики.

Председатель ВПМД распоряжением Президента РФ был включен в президиум Совета по

делам молодежи. Среди всех программ ВПМД наиболее широкую известность в церковной среде получили программа паломничества по святым местам для детей и программа молодежных летних лагерей «Реставрос» (http://www.dom-restavros.ru), действующие по настоящее время. При их реализации группы детей и молодежи направлялись во вновь открытые, требующие восстановительных и ремонтных работ храмы и монастыри Русской православной церкви для участия в возрождении святынь. В декабре 2000 г. в аспекте реализации определения Юбилейного Архиерейского Собора Русской православной церкви о совершенствовании миссионерской и духовно-просветительской работы в молодежной среде ВПМД был преобразовано в синодальный Отдел по делам молодежи Московского патриархата.

Необходимо отметить, что 2000 г. стал решающим в развитии молодежной работы РПЦ. В этом году не только был организован главный координационный орган по работе с молодежью, но и утвержден первый основной рамочный документ этой деятельности - Концепция православного молодежного служения Русской Православной Церкви. С 2000 г. начался новый период в развитии молодежной деятельности РПЦ.

Основная цель молодежной работы Русской православной церкви - воцерковление

На современном этапе ответственные и участники церковной работы с молодежью в своей деятельности руководствуются, прежде всего, двумя основополагающими церковными документами: Концепцией православного молодежного служения Русской Православной Церкви (2000) и «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви» (2011). Первый документ является составной частью социальной политики Русской православной церкви. Целью Концепции молодежного служения является совершенствование и развитие православной миссии и духовно-просветительской работы Церкви среди детей и молодежи. В ней отражены цели, задачи, принципы молодежной работы РПЦ. Описываются основные формы церковной работы с молодежью. Документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви» был утвержден в октябре 2011 г. Он включает описание системы управления церковной молодежной работой, перечень обязанностей ответственных за молодежную работу, а также рекомендации к их деятельности.

Согласно тексту Концепции молодежного служения РПЦ основной целью такого служения является воцерковление всех сторон жизни молодого человека. Следует отметить, что понятие «воцерковление» - церковного происхождения и в первоначальном значении представляет со-

бой христианский церковный чин, совершаемый над младенцем и его матерью на сороковой день после рождения ребенка. Данный христианский обряд сохранился и применяется в современной богослужебной практике РПЦ.

Однако в современном церковном дискурсе понятие «воцерковление» чаще используется в ином значении. В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви во-церковление определяется как «включение пред-оглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни, помощь в формировании православного содержания и стиля их жизни, введение человека в церковную жизнь»2. В другом важном церковном документе - «Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации» - воцерковление воспитанников рассматривается как « приобщение их к православной вере, к Богослужению и Церковным Таинствам, православной традиции и православной культуре, через которые происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви»3. Подобные аспекты значения понятия «воцерковле-ние» мы находим и в работах церковнослужителей, посвященных данной проблеме. Так, игумен Нектарий (Морозов) описывает воцерковление как процесс постепенного «врастания человека в церковную жизнь, претворение его в маленькую, но живую клеточку этого великого организма - Тела Христова, Церкви»4. Архимандрит Иоанн (Экономцев) в большей степени склонен интерпретировать данное понятие в аспекте научения религиозному вероучению и поведению. При этом под воцерковлением архимандритом Иоанном понимается приобщение к свидетельству о Христе, к евангельским заповедям, обретение уверовавшими людьми Евангелия как книги жизни, формирование христианского мировоззрения, обретение базовых знаний о церковной жизни и церковной дисциплине, формирование чувства каноничности и дисциплинированности, формирование внутренней духовной и внешней культуры благочестия, обретение своего места в Церкви, обретение личной духовной жизни5. Итак, мы видим, что в указанных документах и цитатах освещается несколько аспектов понимания воцерковления, а именно:

- как духовно-нравственное совершенствование личности сообразно Евангельскому идеалу - личности Иисуса Христа;

- как преемство православного духа;

- как научение и усвоение православного образа жизни (мировоззрения, нравственных норм, религиозного поведения);

- как процесс интеграции личности в церковную общность.

Все эти определения, дополняя друг друга, формируют общее значение воцерковления как основной миссии молодежной работы РПЦ.

Общецерковный уровень православного молодежного движения в России

Координация церковной молодежной работы РПЦ осуществляется на общецерковном уровне, на уровне епархий, на уровне благочи-ний и уровне приходов. На общецерковном уровне главным координатором работы с молодежью выступает Синодальный отдел по делам молодежи (http://sinodmrpc.ru), возглавляет который епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (Пунин). В состав отдела входят как священнослужители, так и миряне.

Деятельность отдела направлена на формирование общецерковной системы молодежной работы. В рамках данной цели синодальный отдел осуществляет разработку, координацию и реализацию общецерковных молодежных программ и проектов. В качестве примера подобных проектов можно привести международную образовательную игру «Православная традиция». Это важная образовательная площадка для молодых знатоков Священного Писания. Игра проходит в форме знаменитой телевизионной игры «Брэйн-ринг», в которой команды «знатоков» соревнуется между собой в знании какой-либо темы. В случае с «Православной традицией» основной темой игры является Священное Писание. В игре принимают участие студенческие, приходские, монастырские молодежные объединения, каждое из которых для участия в игре представляет команду из девушек и юношей в количестве 6 человек до 30 лет. В 2016 г. в ней участвовали 16 команд6. Команды-победители получили именные кубки, игроки - дипломы участников и победителей.

Еще одним направлением деятельности синодального отдела является организация и проведение многочисленных ежегодных молодежных съездов, форумов, лагерей и сборов. Ежегодно проводится Международный православный молодежный форум «Вера и дело» -основная летняя образовательная и коммуникационная площадка для православной молодежи России и зарубежья, благодаря которой активисты православных молодежных организаций получают уникальную возможность обменяться опытом реализации проектов и программ, приобретают навыки и знания по различным аспектам молодежного служения. Еще 13 октября 2016 г. в Москве прошел II Международный православный студенческий форум «Вера и профессия», на котором были представлены инновационные, социальные и экологические проекты, 3Б-технологии, робототехника и медицина. Параллельно работали три лектория, где проходили беседы и дискуссии с известными деятелями науки, искусства, спорта, культуры и религии. Ключевым событием Форума стала встреча молодежи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Синодальным отделом осуществляется работа по обмену опытом с зарубежными молодежными организациями. Так, в мае 2016 г. в Кёльне (Германия) на базе прихода храма Великомученика Пантелеимона прошел XIV съезд православной молодежи Германии. На съезд прибыли не только молодые люди из Германии, но также гости из России, Прибалтики, Беларуси, Польши, Дании. В рамках съезда прошли лекции и семинары по различным вопросам молодежного служения.

К обязательной функции синодального отдела относится координация и развитие системы образования и повышения квалификации для священнослужителей, мирян, специалистов в области церковной работы с молодежью. Одним из проектов данного направления стал международный образовательный форум «Православный молодежный практикум 2016», который прошел в Москве в сентябре 2016 г. Трехдневная образовательная программа включала лекции и мастер-классы по приходскому консультированию как направлению молодежного служения.

Важное направление деятельности синодального отдела - методическое обеспечение церковной молодежной работы, подготовка и распространение методических материалов по всем направлениям молодежной работы. Достаточно обширная база методических материалов, разработанных сотрудниками отдела, выложена в открытом доступе на сайте Синодального отдела по делам молодежи (http://sinodmrpc.ru). Она включает методические рекомендации по организации православных летних лагерей, молодежных акций социально ориентированного, культурно-просветительского, исторического характера, рекомендации по подготовке приходских молодежных сотрудников и др.

Создание общецерковной системы молодежной работы осуществляется синодальным отделом также через координацию работы отделов по делам молодежи на уровне епархий. Для организации молодежной работы в епархиях действуют епархиальные отделы по делам молодежи, общее руководство которыми осуществляют правящие архиереи. Мероприятия епархиального отдела по делам молодежи оплачиваются из бюджета епархии и привлеченных средств. В задачи епархиальных отделов входят: координация всей церковной молодежной работы в епархии, координация деятельности штатных ответственных по работе с молодежью в благочиниях и в приходах; разработка и реализация годовых планов молодежной работы в епархии; содействие созданию в приходах православных молодежных объединений; проведение краткосрочных обучающих курсов и семинаров по организации молодежной работы в приходах; разработка и реализация общеепархиальных молодежных программ и проектов. Приоритетными формами и направлениями молодежной работы на епархи-

альном уровне являются: занятия для молодежи по изучению Священного Писания, вероучения Церкви, литургической традиции, постижению смысла богослужения и основ христианской жизни; миссионерские молодежные акции и поездки; клубы молодой семьи; молодежные социальные волонтерские проекты; епархиальный фестиваль, включающий различные виды творчества молодежи; спортивные игры с участием молодежных команд благочиний и приходов; летние молодежные лагеря; участие православной молодежи в церковных, общественных и государственных праздниках и мероприятиях, связанных с памятными датами; съезды православной молодежи и форумы с ее участием.

Разумеется, степень развития молодежной работы и каждой из ее форм в разных епархиях различна, что зависит от многих факторов. Но нет епархии, в которой бы работа с молодежью не велась. При этом с течением времени в каждой епархии складываются свои особенные проекты и программы. Например, проведение краткосрочных обучающих курсов и семинаров по организации молодежной работы осуществляется во многих епархиях. Это православный молодежный форум «Радость Веры: ОрепАк», объединяющий молодых представителей 7 епархий Дальнего Востока: Хабаровской, Амурской, Благовещенской, Сахалинской, Владивостокской, Находкинской и Арсеньевской. В Кубанской митрополии - форум «Регион 93»; в Лы-сковской - школа молодежного актива, в Омской

- ежегодная летняя школа молодежных лидеров «Вера и Дело», в Виленско-Литовской епархии

- Школа молодежного служения в Вильнюсе и др. А вот ежегодный открытый фестиваль-кон -курс православных детских и молодежных театральных коллективов «Божественная искра» проводится только в г. Чистополь Республики Татарстан7. На фестивале детские и молодежные театральные коллективы из разных регионов России представляют публике спектакли, в ко -торых утверждаются главные христианские ценности: любовь, милосердие, стремление к Добру и Свету. Свои особенности имеет и организация работы с молодежью в Саратовской епархии.

Истоки православного молодежного движения в Саратовской епархии

Работа с молодежью в Саратовской епархии началась в 2006 г. с организации при храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова первого православного молодежного общества. На тот момент это было единственное в Саратовской области и Саратовской епархии и одно из первых в Русской православной церкви молодежное объединение, созданное при православном приходе. На первое собрание этого общества пришли несколько сотен человек. Это были

люди разных возрастов, которые хотели узнать о Церкви, получить ответы на давно мучающие их вопросы о Боге и православной вере. Первое православное молодежное общество в Саратове стало местом, на тот момент единственным, «куда человек мог с улицы прийти и узнать, что такое Церковь», пообщаться со священником и братьями по вере, поговорить о своем первом духовном опыте жизни в Церкви. Для многих из тех, кто пришел в молодежное общество, это был первый опыт церковного общения и первый шаг осознанного вступления в Русскую православную церковь.

Формально общество было приходским, но по существу выполняло функции епархиального молодежного объединения. Поэтому именно при нем были открыты первые в епархии катехизаторские курсы азов православия, организован первый православный любительский хор. Епархиальное управление административно поддерживало общество, предоставляло помещение для встреч и мероприятий. Вместе с тем руководители общества осознавали, что миссия первого православного молодежного общества - в его посредничестве, что через него люди, которые хотят быть частью Церкви, должны войти в православную общину или стать православной общиной при том храме, в котором они молятся и причащаются Святых Христовых Таин. Потому что не молодежное общество является центром духовной жизни человека, а храм - место, где совершается Божественная литургия, где человек встречается и соединяется со Христом. Поэтому, когда люди, пришедшие и оставшиеся в молодежном обществе, получали необходимое для них знание основ православного вероучения и начальный опыт духовной жизни, их направляли в тот приход, который им был ближе по месту жительства, где они знакомились со священником, где начинался новый этап их жизни в Церкви.

Деятельность же первого православного молодежного общества города Саратова постепенно переросла в деятельность отдела по делам молодежи Саратовской епархии, который был официально создан в 2011 г.

Современная система управления и организации молодежной работы в Саратовской епархии

Саратовская епархия наряду с Покровской и Балашовской епархиями входит в состав Саратовской митрополии, совпадающей в границах с Саратовской областью, численность которой составляет около двух с половиной миллионов человек. Работу с молодежью в Саратовской епархии координирует отдел по делам молодежи8, с 2015 г. возглавляемый священником Кириллом Петровичем. Деятельность отдела направлена на формирование епархиальной системы молодежной работы. На современном этапе основными

направлениями деятельности епархиального отдела по делам молодежи являются:

- содействие созданию в приходах православных молодежных объединений;

- проведение ежедневных встреч и занятий по основам православного богослужения, церковного пения, чтению Евангелия, православному краеведению;

- реализация проекта «Семейный клуб» по воспитанию семейных ценностей среди молодежи;

- реализация проекта «Утраченные храмы Саратова», в рамках которого проходят еженедельные краеведческие встречи, силами участников православных молодежных объединений осуществляются экскурсии по городу и просветительские акции, организованы курсы для экскурсоводов по православному краеведению, проводится цикл лекций по истории утраченных саратовских храмов для школьников и студентов городских вузов;

- организация ежегодного празднования Дня православной молодежи «Сретенье», который отмечается 15 февраля;

- организация участия представителей православных молодежных объединений Саратовской епархии в межрегиональных и международных форумах и съездах православной молодежи, таких как: Православный молодежный международный фестиваль «Братья», Молодежный добровольческий образовательный форум «ДоброЛето», Фестиваль колокольного звона «Алексеевские перезвоны», Зимний слет православной молодежи в городе Самаре;

- информационно-просветительская работа через сайт отдела, страницы в социальных сетях и публикации в местных СМИ.

Об одном проекте, разработанном и реализуемом епархиальным отделом по делам молодежи, необходимо рассказать подробнее. Молодежный просветительский проект «Утраченные храмы Саратова» направлен на поиск и систематизацию исторических сведений о православной истории г. Саратова и дальнейшее их распространение среди горожан. Проект также имеет целью воцерковление и личностный рост молодых людей в служении Богу, Церкви и людям. Почему этот проект актуален и значим для молодежи города? Дело в том, что на территории г. Саратова - культурного, образовательного, научного центра дореволюционной России - до 1917 г. действовало 49 православных храмов, а во всей Саратовской епархии - 891. К 1937 г. в епархии не осталось ни одной действующей церкви. Большинство из них оказались разрушены или перестроены: стали складами, больницами, клубами, тюрьмами. К началу 90-х гг. XX в. в г. Саратове сохранилось только четыре дореволюционных церкви, которые и стали центрами возрождения церковной жизни города. Не имея знаний о православной истории своего

края, молодежь лишается возможности сохранить преемственность православной и культурно-исторической традиции своего народа, своей страны. Поэтому ключевыми мероприятиями молодежного просветительского проекта являются организация экскурсий по местам утраченных храмов, а также проведение культурно-просветительских акций на улицах города с целью информирования горожан о незнакомой для них странице истории Саратова. Организаторами и участниками мероприятий выступают члены православных молодежных объединений города. Проект включает курсы экскурсоводов (по профилю православного краеведения) для организации систематических экскурсий по православным храмам г. Саратова, а также проведения лекций, семинаров и иных культурно-просветительских мероприятий по православной истории города. В проекте предусмотрено проведение и участие в научно-практических и научно-образовательных мероприятиях по проблеме возрождения православного культурно-исторического наследия Саратовского края. Частью проекта является проект «Утраченные храмы Саратова глазами художника», к участию в котором приглашаются профессиональные художники, желающие внести свой вклад в живописное воссоздание облика одного из утраченных храмов.

Управление епархиальной системой молодежной работы осуществляется отделом через координацию деятельности помощников благочинных по молодежной работе (Саратовская епархия включает 13 благочиннических кругов), а также помощников настоятелей храмов по молодежной работе. Ежегодно проводится общее собрание сотрудников и участников православных молодежных объединений Саратовской епархии, в рамках которого подводятся итоги работы и обозначаются приоритеты и направления развития молодежной работы на новый год. Общей задачей для всех ответственных в епархии за молодежную работу является создание благоприятных условий для самоорганизации верующей молодежи в приходах.

Приходской уровень молодежного служения Русской православной церкви

Если Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ - главный координатор православного молодежного движения в России, то православный приход - главный источник этого движения. Основным местом организации служения молодежи и для молодежи должен быть и является церковный приход, церковная община. Где бы эта деятельность ни велась - в детском лагере, больнице, церковно-приходской школе, она обязательно будет связана с жизнью церковной общины. В соответствии с документом «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церк-

ви» организация, координация и контроль работы с молодежью на приходском уровне находятся в компетенции настоятеля храма9. Непосредственное осуществление этой работы должно быть возложено на ответственного за молодежную работу в тех приходах, где есть возможность создать такую штатную единицу. Работа с молодежью в приходе имеет различные формы, в частности: беседы и встречи с духовенством и специально приглашаемыми гостями; вероучительные (катехизаторские) занятия; группы по изучению Священного Писания; миссионерские акции и поездки; социальные проекты; молодежные лагеря; интернет-проекты; киноклубы; кружки по интересам; проекты по профилактике зависимостей; спортивные секции; военно-патриотические клубы; клубы молодой семьи.

Базовая форма организованной молодежной активности в приходе - православное молодежное общество. Оно представляет собой действующее в структуре православного прихода сообщество православной верующей молодежи, объединенной потребностью общения, совместной деятельности и самореализации в православной среде. В современных условиях секуляр-ности социальной среды российского общества православные верующие имеют большую потребность в общении друг с другом. Для православной молодежи эта проблема стоит наиболее остро, так как в юном возрасте потребность в общении со своими сверстниками является одной из ведущих. Поэтому перед руководителями и организаторами работы с православной молодежью стоит задача, прежде всего, по организации в приходах площадок для встреч и регулярного общения именно приходской молодежи друг с другом и с духовными наставниками.

В то же время подобное молодежное объединение призвано как к внутренней, так и к внешней миссии и имеет целью привлечь православных, но далеких от Церкви молодых людей к духовной и приходской жизни, а также вести просветительскую работу среди тех, кто еще даже не называет себя христианином, но имеет какие-то вопросы о Боге, вере и Церкви. Еще одной основополагающей функцией приходских молодежных обществ является катехизация - знакомство с основами христианского вероучения, с текстом Священного Писания, с историей христианской церкви, особенностями православного богослужения, обучение молитве, исповеди, посту. Православные молодежные объединения - это также каналы профессиональной мобильности в церковной среде, через которые молодые люди, желающие послужить Церкви, становятся церковными социальными работниками, катехизаторами, священнослужителями. Данные молодежные сообщества являются благоприятной средой личностного и духовного роста молодежи.

Управление такими сообществами осуществляют руководитель и координатор. Руководите-

лями выступают священнослужители - клирики или настоятели храмов, в структуре которых действует молодежное общество. Вся полнота ответственности за деятельность приходского молодежного общества лежит на его руководителе. Поэтому его основная административная функция - контролирующая. В то же время в зависимости от личной заинтересованности и полноты участия в жизнедеятельности общества он может выступать и как ведущий, инициатор какой-то деятельности, как организатор, исполнитель, а также как духовный наставник. Координаторами обычно являются миряне - юноши или девушки - лидеры молодежных объединений, утвержденные в этой должности руководителями. Основная задача координатора - организовать общение или деятельность молодых людей в рамках тех или иных мероприятий молодежного общества.

Участники молодежных обществ встречаются с определенной периодичностью для общения, совместного участия в богослужении, проведения мероприятий. Так, например, встречи молодежного общества при Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова проводятся еженедельно по вторникам в вечернее время10. 70% этих встреч проводит руководитель общества, предлагая для дискуссии какую-либо тему, обсуждая с ребятами текущие дела и будущие мероприятия. Он же организует встречи с другими священнослужителями и интересными людьми, которые рассказывают о своем особенном служении: миссионерском, тюремном, катехизаторском, социальном. Часть встреч проводит координатор общества, организуя, например, просмотр и обсуждение православных кинофильмов. Однако взаимодействие участников общества не ограничивается этими встречами, а еще включает такие формы, как:

- совместная молитва: коллективное чтение Псалтыри во время многодневных постов, еженедельное совместное чтение акафиста святым преподобным Петру и Февроньи, почитающимся в Русской православной церкви в качестве небесных покровителей семьи и брака;

- еженедельные визиты в реабилитационный центр для несовершеннолетних: проведение с воспитанниками бесед на нравственные темы, организация досуга, праздничных мероприятий и концертов;

- приходское консультирование: подготовка к православным праздникам и распространение информационных материалов о праздничном событии среди участников богослужения, консультирование пришедших в храм по различным вопросам;

- организация и проведение четыре раза в год «Дня православного донора»;

- трудовая помощь пенсионерам в рамках проекта «Мы не одни», организуемого Министерством социального развития Саратовской области;

- уход за могилами священников, служивших в Свято-Троицком соборе г. Саратова;

- сбор пожертвований для конкретных людей, детей, нуждающихся в финансовой поддержке;

- паломнические поездки;

- спортивный кружок;

- подготовка информационных материалов о деятельности общества для приходской газеты «Троицкий листок», для сайта Свято-Троицкого собора, для группы «ВКонтакте».

В структуре деятельности других молодежных обществ имеются как сходные, так и особенные, зависящие от состава молодежного общества, направления и формы взаимодействия.

Участники православных молодежных обществ Саратова

На начало 2017 г. в Саратовской епархии действовало 160 приходов и 6 монастырей (2 мужских и 4 женских)11. В большинстве приходов молодежная работа ведется, но приходские молодежные общества есть не во всех приходах, так как не везде есть достаточное для создания молодежного сообщества количество молодежи. Особенно остро эта проблема стоит перед сельскими приходами. Во-первых, молодые люди, окончившие общеобразовательное учебное заведение, стремятся продолжить обучение в вузах и мигрируют либо в областной центр - Саратов, либо в другие города. Во-вторых, если эта молодежь семейная и имеющая детей, то ее возможности часто и регулярно собираться достаточно ограничены. В-третьих, не во всех приходах можно найти человека - мирянина, который взял бы на себя функцию координатора, организатора деятельности молодежного общества, человека заинтересованного, инициативного, гибкого и обладающего достаточным количеством свободного времени. Четвертым важным препятствием в организации приходского молодежного общества является личная заинтересованность настоятелей и клириков храмов. В качестве следующей трудности следует назвать материально-технические возможности прихода: наличие свободного помещения для собраний, обеспеченность компьютерной и иной техникой, транспортные возможности.

В то же время сегодня православные молодежные объединения есть во всех районных центрах той части Саратовской области, которая административно относится к Саратовской епархии. В самом Саратове действует около десяти молодежных обществ. Количественный состав их различен: 20, 30, 40, 60 человек. Каждое общество имеет ядро - от 5 до 15 человек, которые представляют собой регулярно взаимодействующую и активно участвующую в различных молодежных мероприятиях часть молодежного общества.

Возрастные границы молодежных обществ условны. В одном приходе это объединение может включать людей в возрасте от 19 до 27 лет, в другом - от 17 до 45 и выше. Женский состав в молодежных обществах преобладает. Большинство участников не состоят в браке и не имеют детей. Как отметил в интервью руководитель епархиального отдела по делам молодежи Кирилл Петрович, молодые по возрасту люди, вступившие в брак, в большинстве своем выпадают из категории участников молодежного общества, так как у них формируется иная шкала потребностей и возможностей. Что касается профессиональной занятости, то большинство участников обществ либо проходят обучение в высших учебных заведениях, либо работают в различных сферах деятельности - строительстве, сфере искусства, медицине, юриспруденции и проч.

Основными мотивами вступления в православное молодежное общество его участников являются: поиск друзей и единомышленников по вере, потребность в самореализации в православной среде, потребность в знакомстве и общении с прихожанами своего прихода, поиск потенциального православного супруга, личностный и духовный рост:

...это люди, которые ищут спасение души, это люди, которые стараются быть лучше, чем они были до этого, не хочу сказать лучше, чем другие, это будет не верно, лучше, чем они были сами. Это первое, что стоит перед любым сообществом, которое имеет в своем заголовке слово православный (Руководитель православного молодежного общества).

Вместе с тем, как отмечали члены молодежных обществ в процессе интервьюирования, вступив в православную молодежную группу, они приобрели то, чего не ожидали приобрести, но что для них оказалось очень нужным, жизненно необходимым:

Наверно, без молодёжного общества я бы никогда не созрела и не смогла бы пойти к детям в приют. Через вот это, наверное, Господь меня готовит к какому-то большему служению (Помощник благочинного по молодежной работе);

В свете последних событий у меня получилось так, что в этом году я в семинарию поступил... чего не должно было быть, если бы я не был бы в этом обществе (Член молодежного общества);

Что дало? Друзей, вот именно такой фундамент для дружбы, самый крепкий, самый прочный фундамент - вера (Координатор молодежного общества);

Получила уверенность. Я как-то стала более уверенно даже по городу ходить. ... Много что хотела сделать всё время. Боль вызывали одинокие люди, падшие люди. . Я помогала, делала это одна, а здесь появился коллектив, который занимается тем же самым. И именно здесь появилась уверенность, что это точно так, это

всё не зря, это всё нужно делать. И когда ты делаешь, живёшь спокойно, чувствуешь себя счастливо (Член молодежного общества).

Дальнейший анализ личностных мотивов вступления и особенностей интеграции молодых людей в православное молодежное сообщество, описание представлений православной молодежи о значении церковных молодежных объединений и их роли в них, выявление отношения молодежи к духовных наставникам и друг к другу, изучение трудностей, проблем ингруппового и аутгруппового общения православной молодежи и ресурсов их преодоления - предмет будущих социологических исследований.

Автор выражает глубокую признательность руководителю отдела по делам молодежи Саратовской епархии иерею Кириллу Петровичу, руководителю молодежного общества при Свято-Троицком кафедральном соборе г. Саратова иерею Николаю Генсицкому, а также другим руководителям молодежных обществ за экспертное консультирование по исследуемой проблеме, благодарит помощников благочинных по молодежной работе, координаторов и участников православных молодежных обществ Саратовской епархии за участие в нашем исследовании.

Примечания

1 Всецерковное православное молодежное движение // Православная энциклопедия : [сайт]. URL: http:// www.pravenc.ru/text/155568.html (дата обращения: 10.07.2017).

2 Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (2.2. Формы и методы современной миссионерской деятельности) // Официальный портал Синодального миссионерского отдела. URL: httpV/портал-миссия. рф/index.php/item/kontseptsiya-missionerskoj-deyatelnosti-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi (дата обращения: 10.07.2017).

3 Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви. С. 8 // Православное образо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вание. Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: http://pravobraz.ru/standart-uchebno-vospitatelnoj-deyatelnosti-realizuemoj-v-voskresnyx-shkolax-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi/ (дата обращения: 10.07.2017).

4 Игумен Нектарий (Морозов). Что есть церковная жизнь и как на нее настроиться // Воцерковление.ру : информационно-аналитический портал. URL: http://www.vocerkovlenie.ru/index.php/vocerkovlenie/ 1258-2011-02-08-07-31-39.html (дата обращения: 10.07.2017).

5 См.: Воцерковление и катехизация в наше время. Интервью с архимандритом Иоанном (Экономцевым) // Русская Православная Церковь : официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia. ru/db/print/212598.html (дата обращения: 10.07.2017).

6 См.: «Православная традиция» определила победителей. 26.09.2016 // Синодальный отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви. URL: http:// sinodmrpc.ru/4154-2/ (дата обращения: 10.07.2017).

7 См.: Положение о втором открытом фестивале-конкурсе православных детских и молодежных театральных коллективов «Божественная искра» // Молодежный отдел Чистопольской епархии. URL: http://chistopol-mlad.pravorg.ru/news/guid/1131870 (дата обращения: 10.07.2017).

8 См.: Молодежный отдел Саратовской и Вольской епархии. URL: http://www.pmsar.ru (дата обращения: 10.07.2017).

9 См.: Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви // Русская Православная Церковь : официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1639899 (дата обращения: 10.07.2017).

10 См.: Молодежное общество // Свято-Троицкий кафедральный собор города Саратова. URL: http://trsobor. ru/category/molodezhnoe-obshhestvo/ (дата обращения: 10.07.2017).

11 См.: Доклад Правящего Архиерея Саратовской Епархии Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина на собрании Саратовской Епархии // Православие и современность : информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской епархии. URL: https://eparhia-saratov.ru/Articles/doklad-na-eparkhialnom-sobranii-saratovskojj-eparkhii-2016 (дата обращения: 10.07.2017).

Образец для цитирования:

Уфимцева Е. И. Социальные практики организации работы с молодежью в Русской православной церкви: опыт Саратовской епархии // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 4. С. 419-426. DOI: 10.18500/1818-9601-2017-17-4-419-426.

Cite this article as:

Ufimceva E. I. Social Practices of Working with Young People in the Russian Orthodox Church: the Experience of the Saratov Diocese. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 4, рр. 419-426 (in Russian). DOI: 10.18500/18189601-2017-17-4-419-426.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.