Образование и наука. 2016. № 10 (139)
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 374
Комашинская Татьяна Сергеевна
кандидат физико-математических наук, доцент Школы педагогики Дальневосточного федерального университета, Уссурийск (Россия). E-mail: [email protected]
Цуркан Григорий Петрович
протоиерей, настоятель храма Святого преподобного Серафима Саровского, Уссурийск (Россия).
E-mail: tsurkan.grigoriy@mailru
ОБ ОБРАЗОВАНИИ В ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ
Аннотация. Цель публикации - показать значимость создающейся в России системы религиозного образования Русской православной церкви как системы, формирующей мировоззрение конкретного человека и общества в целом. Актуальность обсуждаемой в статье темы обусловлена тем, что идеи, моральные идеалы и ценности, которые закладываются системой образования сейчас, через несколько лет воплотятся в конкретных делах и поступках.
Методы исследования - теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой теме, ретроспективный и системный анализ, обобщение, опрос.
Результаты и научная новизна. Описана история зарождения, развития, упадка и последующего возрождения воскресных школ в России. Отмечена их положительная роль в современной российской системе религиозного образования и воспитания, прежде всего в формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, распространении и укреплении в социуме моральных норм.
Изложены основные направления учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах и требования к личностным и предметным результатам обучения воспитанников школ. Данные требования установлены стандартом, утвержденным Священным Синодом Русской православной церкви на территории Российской Федерации.
Кратко представлена история распространения православия на Дальнем Востоке и развития Владивостокской епархии. На примере воскресной школы прихода храма Серафима Саровского Владивостокской епархии рассмотрены особенности организации современного религиозного образования и православного воспитания детей.
Практическая значимость работы. Деятельность воскресной школы показана как наиболее доступная и массовая форма изучения и сохранения православных традиций и духовных ценностей.
Ключевые слова: Русская православная церковь, воскресная школа, система религиозного образования, духовно-нравственное воспитание, Дальний Восток, Владивостокская епархия.
DOI: 10.17853/1994-5639-2016-10-151-169 Статья поступила в редакцию 31.05.2016. Принята в печать 16.11.2016.
Tatiana S. Komashinskaia
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, School of Pedagogy Far Eastern Federal Univesity, Ussuriysk (Russia). E-mail: [email protected]
Grigorii P. Tcurkan
Protoiereus, Prior, Temple of the Saint Seraphim of Sarov, Ussuriysk (Russia). E-mail: [email protected]
ABOUT EDUCATION IN RUSSIAN SUNDAY SCHOOLS
Abstract. The aim of the publication is to show the importance of the system of religious education of the Russian Orthodox Church formed in Russia as the system that forms an outlook of the specific person and society in general. The relevance of the problem discussed in the article is caused by the fact that the ideas, moral ideals and values which are founded by an education system now in several years will be realized in specific affairs and acts.
Methods. The methods involve theoretical analysis of scientific literature on the considered problem, system analysis, generalization, modeling, survey.
Results and scientific novelty. The history of origin, development, decline and the subsequent revival of Sunday schools in Russia is described. Their positive role in the modern Russian system of religious education is noted; firstly, the forming of spiritual and moral values among younger generation, distribution and strengthening in society of moral standards.
The main directions of teaching and educational activities in modern Sunday schools and requirements to personal and subject results of training of pupils of schools are stated. These requirements are established by the standard approved by the Sacred Synod of the Russian Orthodox Church in the territory of the Russian Federation.
The history of spread of Orthodoxy in the Far East and development of the Vladivostok eparchy is briefly presented. The features of the organization of mo-
dern religious education and orthodox education of children are considered on the example of Sunday school of the parish of Temple of St. Seraphim of Sarov of the Vladivostok eparchy.
Practical significance. Activities of Sunday school are shown as the most available and mass form of studying and preserving orthodox traditions and cultural wealth.
Keywords: the Russian Orthodox Church, Sunday school, system of religious education, spiritual and moral guidance, Far East, Vladivostok eparchy.
DOI: 10.17853/1994-5639-2016-10-151-169
Received: 31.05.2016
Accepted for printing: 16.11.2016
История православия как история России
Историю Русской православной церкви (РПЦ) невозможно отделить от истории России. Принятие нашими предками христианства в 988 г. от Рождества Христова определило ход истории последующего тысячелетия, сформировало духовно-нравственный потенциал русского народа и вывело на историческую арену великое государство.
До революции 1917 г. православие в России имело статус государственной религии и на христианских идеалах строилась вся общественная жизнь, начиная с детского воспитания и заканчивая международной политикой. Во все времена РПЦ особое внимание уделяла религиозному образованию и воспитанию населения. Дореволюционная система образования в России включала в себя начальное, среднее и высшее образование. К начальным и средним церковным учебным заведениям относились церковно-приходские школы, школы грамоты, учительские церковные школы и воскресные школы. В каждом таком заведении обязательным был предмет «Закон Божий», предполагавший изучение молитв, объяснение сути богослужений и катехизиса, т. е. наставлений в православной вере. В средних учебных заведениях дополнительно преподавалась история христианской церкви.
Во время царствования последнего российского императора Николая II (1894-1917 гг.) произошел резкий подъем уровня образования в стране. Отчасти этому способствовала широко развитая сеть начальных и средних школ. Всего таких школ, по сведениям статистического отдела при синодальном Училищном Совете, к началу 1911 г. насчитывалось более 38 тысяч [13].
Революция разрушила систему церковного образования в России. Сначала Временное правительство национализировало церковно-приход-ские школы, а к декабрю 1917 г. советская власть взяла под свой кон-
троль все церковные учебные заведения. Религиозное образование было изъято из системы национального образования и практически перестало существовать.
В конце XX в. христианство в нашей стране стало возрождаться. Ключевым событием стало грандиозное празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 г. Началось постепенное восстановление разрушенных церквей и строительство новых храмов и монастырей. В приходах стали организовываться разновозрастные группы мирян и прихожан, интересующихся православной культурой и традициями предков. Занятия чаще всего проводились по воскресеньям после богослужения, так возродилось дореволюционное название «воскресная школа». Вместе с тем заметим, что слово «воскресная» в данном случае подразумевает не столько календарный день, сколько воскресение души человека при обретении им веры в Спасителя мира Иисуса Христа.
Зарождение и становление воскресных школ в России
Воскресные школы для взрослых и детей были известны как наиболее ранняя форма внешкольного образования в России. Они возникали в XVIII в. при монастырях, но не получили широкого распространения. С середины XIX в. подобные школы начали создаваться при университетах, гимназиях, фабриках и заводах. Их организаторы своей главной задачей считали обучение всех желающих грамоте (чтению, письму, счету), а также формирование православной нравственности и духовности.
Первая российская воскресная школа была официально учреждена в Москве 12 июня 1860 г., причем значительная роль в ее открытии принадлежала студенческой молодежи. Число таких школ в государстве быстро выросло до трех сотен: они открывались и в губернских городах, и даже в селах. Так как в конце XIX в. процесс обучения носил скорее образовательный, чем воспитательный характер, педагоги вынуждены были искать новые пути распространения православной веры, духовности, нравственных ценностей, в том числе и посредством воскресных школ.
Деятельности данных организаций придавали большое значение великие российские ученые и педагоги. Знаменитый врач, естествоиспытатель и педагог Н. И. Пирогов (1810-1881 гг.) считал воскресные школы «предметом необходимости». Он отмечал их выгодное отличие от обычных казенных школ в приемах и способах учения, в обхождении учителей с учениками, а успехи последних называл изумительными.
Работу воскресных школ высоко оценивал и К. Д. Ушинский (18231871 гг.), который обобщил и систематизировал сведения об этом новом явлении в российской педагогике XIX века. Рассуждая об устройстве вос-
кресной школы, Ушинский акцентировал внимание на воспитательной стороне педагогического процесса. Он же сформулировал основные задачи, которые ставила перед собой воскресная школа: пробудить умственные способности учащихся, сообщить им привычку к деятельности, направить каждого ученика на то занятие, которое «должно наполнить собой все дни его жизни и давать ему кусок хлеба» [12]. Уделяя большое внимание методике обучения в воскресной школе, выдающийся педагог утверждал, что она позволяла прихожанам понять преимущество образования, объясняя при этом нравственные обязанности человека и значимость духовных ценностей.
На важность религиозного образования и воспитания указывали, конечно, и священнослужители. Так, Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908 гг.) в своих дневниках писал: «Людей покрывает тьма неведения о Боге, о себе самих» - и неоднократно подчеркивал, что недостаточно сообщить человеку набор знаний, а необходимо также понятие о «немощи духовной». Иоанн Кронштадский утверждал, что учиться духовности нужно не только молодым и неграмотным, но многим ученым, и богатым, и знатным, так как «благодать Божия и блага мира сего не одно и то же» [10].
Значение воскресных школ в деле нравственного воспитания российского общества трудно переоценить, так как они служили связующим звеном между интеллигенцией, рабочими и крестьянами, повышали интеллектуальный, нравственный и культурный уровень населения, позволяли малограмотным людям общаться с воспитателями и учителями.
К преподавателям воскресных школ предъявлялись достаточно высокие требования, хотя довольно сложно было найти людей, имеющих желание, силы, время и способности трудиться за скромную зарплату или совсем бесплатно. Сравнительно небольшое количество православных энтузиастов могли длительное время заниматься столь ответственной работой, и к началу XX в. число воскресных школ начало сокращаться.
После 1917 г. их место заняли школы рабочей молодежи, в которых религиозное воспитание заместила идеология марксизма-ленинизма.
Возрождение христианства в России
Ситуация кардинально изменилась с распадом Советского Союза. В 1991 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Постановлением Священного Синода был учрежден Синодальный отдел религиозного образования и катехизации. Основными его задачами провозглашались руководство религиозным образованием мирян и координация данной сферы. Возрождение воскресных школ как основной
формы религиозного образования для детей и взрослых стало главным направлением деятельности отдела, среди первых сотрудников которого был протоиерей Глеб Каледа, возобновивший многие виды катехизической деятельности в РПЦ и усердно опекавший возрождавшиеся воскресные школы.
В 1992 г. впервые в истории было заключено соглашение о сотрудничестве между Русской православной церковью и Министерством образования Российской Федерации. Состоялась первая педагогическая конференция по вопросам религиозного образования. В этом же году издан первый сборник примерных программ для воскресных школ под названием «Закон и заповеди Божии».
Однако развитие школ шло стихийно: не хватало квалифицированных кадров, финансирования, помещений, не были определены цели и задачи учебно-воспитательного процесса. Несмотря на то, что число таких школ постоянно росло, их роль в образовательном процессе была не до конца ясна. Эту проблему четко и ясно обозначил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе на Епархиальном собрании духовенства города Москвы. Он обратил внимание на самый важный аспект деятельности воскресных школ: «Их главной целью является приобщение людей ко Христу, укрепление их в вере и богоугодной жизни, наставление в законе Господнем. Необходимо всегда помнить, что их основная задача - привести человека к Богу, способствовать его духовному возрастанию»[4].
Создание системы религиозного образования и воспитания
За десятилетия правления безбожной власти были практически утрачены традиции православного духовно-нравственного воспитания и образования. Большинство населения России имело очень смутное или искаженное представление о православии. Ощущалась огромная нехватка грамотных священнослужителей, миссионеров, педагогов, просветителей-катехизаторов. Перед РПЦ остро встала задача возрождения кадрового потенциала и собственно религиозного образования.
Для решения этой задачи в 1997 г. в Москве начали работу катехизаторские курсы подготовки и переподготовки церковных учителей для воскресных школ, а также преподавателей совершенно нового для российского образования предмета «Основы православной культуры», ставшего одним из компонентов комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), с 2012 г. в соответствии
с распоряжением Правительства РФ преподающегося в четвертых классах общеобразовательных школ1, наряду с основами исламской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и основами светской этики (обучающиеся имеют право выбрать один из этих модулей).
Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России рассматривается вопрос о расширении данного курса. Один из вариантов предполагает введение предмета ОРКСЭ со 2-го по 10-й класс школы. При этом в качестве формы обучения возможны воспитательные мероприятия, проектная работа, элективные или факультативные занятия.
В отличие от общеобразовательной школы воскресная школа сегодня охватывает все возрастные группы населения и является наиболее распространенным видом православного образования и воспитания. Здесь могут обучаться дети с 4-5 лет и все взрослые, независимо от возраста, уровня образования, доходов и национальной принадлежности. За последние годы воскресные школы успели зарекомендовать себя как эффективные организации по работе с детьми и молодежью, направленной на духовно-нравственное развитие.
По официальным данным РПЦ, в 2000 г. общее количество воскресных школ в РФ превышало 2600, при этом в них обучалось более 80 тыс. детей и около 30 тыс. взрослых2. На 1 января 2014 г. таких школ насчитывалось 10 тыс.3 Отчеты о деятельности епархиальных отделов религиозного образования и катехизации показывают, что количество воскресных школ с каждым годом возрастает.
Традиционно воскресные школы помогают осваивать Библию, знакомят с основами православного вероучения, дают представление о церковных праздниках, т. е. ведут вероучительную работу и служат базой для всей православной образовательной системы.
1 Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для образовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Распоряжение Правительства РФ от 28 января 2012 года №84-р [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125701/ (дата обращения 25.10. 2015).
2 Архиерейский собор 2000 г. Доклад игумена Иоанна (Экономцева), председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/423839.html
3 Марченко Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы: дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2015. 245 с.
В 2012 г. решением Священного Синода был принят пакет документов [11], регламентирующих деятельность воскресных школ РПЦ на территории Российской Федерации. Были выделены основные направления учебно-воспитательной деятельности воскресных школ, определены ее цели и задачи (таблица).
Основные направления учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах
№ Направление деятельности Главная цель деятельности
1 Катехи зич еское Воспитание в вере, обучение основам православия, включающим христианское вероучение и евангельскую нравственность
2 Культурно-просветительское Духовно-нравственное, эстетическое и художественное развитие, интегрируемое с просветительской работой
3 Социальное Взращивание в воспитанниках христианских качеств: милосердия, жертвенности, терпения
4 Военно-спортивное Способствование морально-волевому и физическому развитию личности
5 Досугово-паломни-ческое Участие в богослужебной жизни Церкви, организация отдыха верующих, паломнических поездок по особо почитаемым духовно-историческим памятникам
Наиболее значимым из утвержденных документов является «Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемый в воскресных школах (для детей)» (далее - Стандарт). Он систематизирует учебно-воспитательную деятельность в приходах РПЦ, что повышает качество религиозного образования и воспитания. Главной задачей данного документа является укоренение детей в вере и православных традициях. Воспитанник воскресной школы должен осознать себя частью Русской православной церкви и руководствоваться в своей жизни христианскими духовно-нравственными принципами. Стандарт устанавливает единые требования к личностным и предметным результатам учебно-воспитательной работы (рис. 1).
В Стандарте регламентирована учебно-воспитательная деятельность воскресной школы для детей, которая включает в себя три ступени:
1) дошкольную (возраст 5-6 лет);
2) младшую школьную или начальную (возраст от 7 до 11 лет);
3) старшую школьную или основную (возраст от 12 до 16 лет).
Рис. 1. Требования к результатам обучения воспитанников воскресных школ
Особое внимание уделяется подбору педагогических кадров для воскресных школ. Согласно Стандарту, основными требованиями для них являются
• личная воцерковленность (желательно, чтобы ведущие педагоги воскресной школы были активными членами приходской общины);
• квалификация - среднее или высшее богословское образование; среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания; начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование с прохождением катехизаторских (богословских) курсов, организованных при духовных учебных заведениях РПЦ.
Православие на Дальнем Востоке России
Дальний Восток - это одновременно и огромная часть России, и значительная часть Азиатско-Тихоокеанского региона.
До 1898 г. на Дальнем Востоке существовала обширная по территории Камчатская епархия. Но в январе 1899 г. Высочайшим указом было утверждено решение о выделении из нее Владивостокской епархии, что было связано с ожидаемым международным возвышением города Владивостока после окончания строительства Сибирской железной дороги.
В состав новой епархии вошли приходы Владивостока, острова Сахалин и ряда округов. На территории епархии в 1 200 000 квадратных верст (примерно 1 365 700 квадратных километров) было всего 69 церквей и Уссурийский (Шмаковский) Свято-Троицкий Николаевский мужской общежительный монастырь [5]. В этом же году был создан Владивостокский епархиальный комитет Православного миссионерского общества, который был призван заниматься проповедью преимущественно среди местных корейцев. Росло число православного населения, стали развиваться православные образовательные учреждения: школы грамоты, церковноприходские школы, катехизаторские училища.
На момент учреждения Владивостокской епархии в Приморской области и на острове Сахалине насчитывалось 159 841 человек православных, 77 566 буддистов и иных приверженцев нехристианских культов. Кроме семи десятков церквей и монастыря, действовало 54 часовни, 23 церковно-приходские школы и 15 школ грамоты, 4 миссионерские цер-ковно-приходские школы (учащиеся - 149 мальчиков и 3 девочки) и 8 миссионерских школ грамоты (учащиеся - 191 мальчик) [5]. О существовании в этот период воскресных школ на Дальнем Востоке достоверных сведений нет.
Согласно данным Православной энциклопедии, к концу 1900 г. в регионе уже существовало 74 прихода, в которых служили 3 протоиерея, 1 игумен, 67 священников, 2 иеромонаха-миссионера, 1 протодиакон, 64 псаломщика, 2 заштатных священника. В 30 миссионерских школах в Южно-Уссурийском крае обучалось 1082 человека. Через пять лет число приходских храмов возросло до 95, в них служили 4 протоиерея и 93 священника. В 1909 г. уже было 111 храмов, 7 протоиереев, 107 священников, 100 церковно-приходских школ и 5 школ грамоты. В 1911 г. - 154 храма, 8 протоиереев, 154 священника. К 1916 г. во Владивостокской епархии уже насчитывалось 252 храма, среди которых были и воинские (во Владивостоке, селе Раздольное и на острове Русский); действовало около 300 церковно-приходских школ [2]. Таким образом, за четверть века число храмов на Дальнем Востоке увеличилось почти в 4 раза (рис. 2).
До 1917 г. Россия вела активную миссионерскую деятельность [8]. Миссии Русской православной церкви на Дальнем Востоке имелись в Китае (с 1715 г.), Японии (с 1870 г.) и Корее (с 1900 г.).
В 1880 г. была учреждена первая епископская кафедра Японской православной церкви, которая в 1906 г. стала именоваться Токийской. К тому времени в Японии насчитывалось 260 церковных общин, более 28 тыс. православных христиан, 39 духовных лиц.
300 250 200 150 100 50
0 Н-1-1-1-1-1-1-1-1-1
1Й99 1900 1905 1909 1911 1916 1920 1925 1938
Рис. 2. Число храмов во Владивостокской епархии в период 1899-1938 гг.
В Пекине духовная миссия не только представляла Русскую православную церковь, но на протяжении 150 лет (с 1715 г. по 1864 г.) выступала в качестве неофициального дипломатического представительства России в Китае. Китайское правительство не препятствовало деятельности православной миссии, а, наоборот, оказывало содействие - благодаря его официальной поддержке в 1728-1730 гг. на территории русского посольского двора была построена Сретенская церковь.
Велась миссионерская работа и в Америке. В 1794 г. два валаамских инока, прибыв на остров Кадьяк, основали православную миссию на Аляске.
Всего к концу 1917 г. Россия имела за границей 227 православных храмов. Из них в Западной Европе - 65, в Америке - 45, в Сирии и Палестине - 40, в Китае - 30, в Японии - 9, в Корее - 6, в Персии - 5. Впоследствии значительная часть этих храмов была разрушена в результате мировых войн и целенаправленной деятельности советского государства.
Революционная смута и гражданская война кардинально изменили церковную жизнь дальневосточного региона. До середины 1922 г. влияние РПЦ здесь оставалось еще достаточно сильным: в кинематографах запрещался показ картин кощунственного содержания, обучение сохраняло дореволюционные традиции, в учебных заведениях преподавался Закон Божий, продолжалась работа епархиального совета, благочиний, приходов, действовали монастыри. Но после окончательного поражения белогвардейских войск в конце 1922 г. для РПЦ наступил период гонения и истребления. Новая власть расценивала верующих как своих противни-
ков. Было национализировано имущество церковных общин, повсеместно закрывались и разорялись храмы и монастыри. К 1925 г. осталось всего 49 храмов, верных канонической Церкви, а к концу 1930-х гг. - только 14 (рис. 1). Деятельность Владивостокской епархии прекратилась.
Во время Второй мировой войны ситуация несколько улучшилась. В 1944 г. во Владивостоке открылась Никольская церковь. С восстановлением Хабаровской епархии в 1945 г. в ее состав вошло и Приморье, причем епископ Хабаровский и Владивостокский Венедикт управлял епархией из Владивостока. Однако после 1947 г. Хабаровская епархия существовала формально, не имея реальных полномочий.
Возрождение православия на Дальнем Востоке России началось только в 90-х гг. XX в. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 января 1991 г. была восстановлена Владивостокская кафедра. Тогда в Приморском крае действовало всего 8 приходов. К концу 1991 г. их стало 15; в 1992 г. - 22; на 1 января 1998 г. - 59; на 1 января 2004 г. - 66 приходов, 71 храм (включая домовые храмы и приписные часовни), 5 монастырей (2 мужских и 3 женских), 109 священнослужителей; в 2006 г. - 88 приходов, 110 храмов (включая домовые храмы и приписные часовни), 2 мужских и 3 женских монастыря; в 2007 г. - 101 приход; а в 2011 г. - уже 121 (рис. 3) [2].
140 120 100 so 60 40 20
0 -\-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
1990 1991 1992 1S9S 2000 2004 2006 2007 2010 2011
Рис. 3. Число храмов во Владивостокской епархии в период с начала
1990-х гг. до 2011 г.
В 2011 г. Владивостокский владыка Вениамин, ссылаясь на огромные расстояния, подал патриарху прошение о выделении из состава Вла-
дивостокской епархии двух новых: Находкинской и Арсеньевской на востоке Приморского края. В том же году Владивостокская епархия вошла в состав Приморской митрополии.
С восстановлением и развитием духовного образования и воспитания на Дальнем Востоке были открыты духовное училище, православная гимназия, кафедра теологии и религиоведения при Дальневосточном федеральном университете, организованы катехизаторские курсы по изучению основ православного вероучения, заключено соглашение о взаимодействии епархии с Тихоокеанским флотом РФ по вопросам духовно-нравственного воспитания военнослужащих. С 2003 г. стартовал эксперимент по преподаванию предмета «Основы православной культуры» в общеобразовательных школах Приморского края.
С началом нового тысячелетия на Дальнем Востоке России появились и воскресные школы. В начале 2012 г. во Владивостокской епархии их было 26 с численностью учащихся более 400 человек (взрослых и детей). В школах работали (зачастую бесплатно, на своем энтузиазме и во славу Божию) 38 преподавателей [5].
Деятельность современных дальневосточных воскресных школ осуществляется под строгим контролем. Так, в конце 2015 г. по распоряжению Митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина все воскресные школы для детей прошли обязательную аттестацию, которая проводилась на принципах открытости, коллегиальности и объективности. Основной целью аттестации являлось создание единой системы воскресных школ Русской православной церкви: каждая школа должна быть включена сначала в епархиальный, а затем в общецерковный реестры.
Воскресная школа прихода храма Серафима Саровского Владивостокской епархии
В чем же заключается феномен современной воскресной школы? Попробуем ответить на этот вопрос, рассмотрев деятельность конкретной организации - воскресной школы прихода храма преподобного Серафима Саровского Владивостокской епархии [3]. Она была открыта для детей и юношества в городе Уссурийске Приморского края сравнительно недавно - в октябре 2008 г. В мае 2015 г. состоялся первый выпуск школы из 14 учеников.
В настоящее время духовным наставником школы является настоятель храма протоиерей Григорий Цуркан (один из авторов этой статьи), а директором - Надежда Федоровна Андрейкина. Обучение в школе бесплатное и осуществляется за счет благотворительной помощи прихожан храма.
Согласно отчету прихода за 2015 г., школу посещают 40 детей от 5 до 16 лет. Занятия ведутся в трех возрастных группах. Младшая и средняя группы осваивают программу «Вертоград» Михайло-Архангельского храма, рассчитанную на 8 лет обучения. Программа включает следующие предметы: Новый Завет, литургика (богослужение), церковно-славянский язык, православный иконостас, храмоведение, изобразительное искусство, прикладное творчество, церковное песнопение, православная экология.
Для всех учащихся закуплены соответствующие учебной программе учебники и рабочие тетради. Школа обеспечена техническими средствами обучения, богословской, методической и детской православной литературой, видеофильмами и аудиокассетами. Занятия проходят в оборудованных классных комнатах. После занятий организуется совместная трапеза для учителей, воспитанников и родителей.
Направления учебно-воспитательной деятельности данной школы представлены на рис. 4.
Основные направления учебно-воспитательной деятельности воскресной школы
участие в Божественной Литургии и таинстве Причащения
изучение вероучптельных предметов. церковного пения, православного этикета
участие в исследовательской краеведческой работе, сбор материала об истории храма, церковнослужителях и святынях храма. монастырях региона_
организация паломшиескпх поездок и походов, раешпряющгк представление детей о святынях православного Дальнего .Востока_
подготовка литературно-музыкальные композиции и представлений, участие в православных праздниках
участие в благотворительных акциях
Рис. 4. Учебно-воспитательная деятельность воскресной школы прихода храма преподобного Серафима Саровского Владивостокской епархии
Для прихода храма преподобного Серафима Саровского воскресная школа - это систематическая деятельность по православному воспитанию и воцерковлению детей. В приобщении детей к жизни в приходской общине и состоит главная задача учителей школы. Девизом для педагогов
стали слова святителя Игнатия Брянчанинова: «Воспитатели и наставники! Доставляйте юношеству хорошие навыки, отвлекайте его, как от великого бедствия, от привычек порочных». Главное внимание на занятиях уделяется формированию целостного мировоззрения учеников, возможности научить их быть счастливыми, овладению навыками добродетельной жизни, умению разбираться в себе и в окружающем мире. Если ребенок научится не бояться трудностей, получать знания, слушаться родителей и наставников, понимать промысел Божий, то тогда все в его жизни будет «слава Богу!» Педагоги стремятся к тому, чтобы дети утвердились в убеждении: в современном обществе не нужно стесняться совершать добрые поступки и выполнять христианские заповеди. Ведь если у человека нет в душе Веры, то и приоритет нравственности с возрастом утрачивается. Православная вера, напротив, укрепляет этот приоритет.
Большое внимание в школе уделяется развитию творческих способностей детей. Ученики воскресной школы неоднократно становились победителями и призерами в творческих и исследовательских конкурсах различного уровня.
Для родителей учащихся воскресной школы важна воцерковлен-ность детей, их взаимодействие с единомышленниками, возможность приобщения ребенка к православной культуре и традициям. В январе 2016 г. среди родителей был проведен опрос на тему: «Почему Вы привели своего ребенка в воскресную школу?» Им было предложено продолжить фразу: «Я хочу, чтобы мой ребенок...». Вот некоторые варианты ответов:
• осознал себя православным христианином, познакомился с Законом Божиим;
• участвовал в богослужениях;
• участвовал в паломнических поездках и походах, в акциях милосердия;
• развил такие качества, как послушание, терпение, трудолюбие, целомудрие, самостоятельность, прилежание в учебе;
• развил эстетические потребности, ценности и чувства;
• научился различению греха и противостоянию ему;
• научился бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Но самым коротким и емким был ответ: «Я хочу, чтобы моего ребенка научили Добру!» Эта короткая фраза вбирает в себя все цели и задачи современной воскресной школы, поскольку, согласно постулатам православия, Добро - это то, что приближает нас к Богу.
Самое главное, что есть сегодня в воскресной школе и чего, на наш взгляд, не хватает общеобразовательным школам - это любовь педагогов
к детям и к тому делу, которым они занимаются. Любовь - это то, что объединяет все приоритеты, а главный приоритет - это христианское Спасение.
Заключение
Воспитание и образование в православных традициях становится если еще не всеобщим, то уже привычным явлением для российского общества. Православные ценности и культура изучаются как в общеобразовательных школах, так и в воскресных школах для детей и взрослых. Конечно, остаются открытыми вопросы о том, как православное воспитание и образование повлияют на мировоззрение населения в целом и к каким последствиям это приведет. Но нельзя отрицать, что религиозное образование в России в целом и на Дальнем Востоке в частности существует и непрерывно развивается, о чем свидетельствуют действующие практически при всех православных храмах воскресные школы, работа которых регламентируется «Стандартом учебно-воспитательной деятельности Русской православной церкви».
Статья рекомендована к публикации чл.-корр. РАО, д-ром пед. наук, проф. В. П. Бездуховым
Литература
1. Архиерей и епархия // Официальный сайт Владивостокской епархии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://vladivostok.eparhia.ru/eparhia (дата обращения 30.10. 2015).
2. Владивостокская и Приморская епархия [Электрон. ресурс] // Православная энциклопедия / под ред. патриарха московского и всея Руси Кирилла. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/158930.html (дата обращения 25.01.2016).
3. Воскресная школа / / Официальный сайт прихода храма преподобного Серафима Саровского города Уссурийска Владивостокской епархии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://serafim-ussuriisk.ru/?page_id=2025 (дата обращения 10.02. 2016).
4. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы. 28 декабря 2012 г. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/2678380.html (дата обращения 25.10. 2015).
5. Древо. Открытая православная энциклопедия [Электрон. ресурс] / Владивостокская епархия. Режим доступа: https://drevo-info.ru/articles/ 6099.html (дата обращения 20.12.2016).
6. Игумен Иоанн (Экономцев). Десятилетие возрождения православного образования в России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2001. № 1. С. 16.
7. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1985. 496 с.
8. Попов А. В. Из истории Русской Православной Церкви на Дальнем Востоке (Китае, Корее и Японии) / / Христианство на Дальнем Востоке: материалы Международной научной конференции. Владивосток: ДВГУ, 2000. С. 149-154.
9. Поповкин А. В. Христианская миссия на Дальнем Востоке и в странах АТР как форма межкультурной коммуникации: проблемы и перспективы // Россия и АТР. 2012. № 3. С. 181-186.
10. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе: Извлечение из дневника. Минск: БПЦ, 2014. 767 с.
11. Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской православной церкви на территории Российской Федерации. Утвержден Священным Синодом Русской православной церкви // Образование и православие [Электрон. ресурс]. 2012. № 125. Режим доступа: http://www.orthedu.ru/v-shkola/6139-12.html.
12. Уфимцева Е. И. Воскресная школа в системе религиозного образования Русской Православной Церкви // Известия Саратовского университета. Серия: Социология. Политология. 2015. № 2, т. 15. С. 44-52.
13. Церковные школы в России к 1911 г. // Начальное обучение (педагогический журнал, издаваемый при Управлении Казанского Учебного округа). 1912. № 1. С. 22-23.
14. Цуркан Г. П., Комашинская Т. С. Образование против терроризма // Вопросы образования и науки: теоретический и практический аспекты: материалы Международной научно-практической конференции [Электрон. ресурс]. Самара: Офорт, 2015. С. 89-90. Режим доступа: http://www.nau-corp.ru/upload/iblock/537/sbornik-konferentsii-pnk-ot-25.12.2015.new.pdf (дата обращения 12.02. 2016).
15. Kirkpatrick S. Teaching Students as Shapers of the Traditions that Shape Them // Teaching theology & religion. 2016, April. Vol. 19. Issue 2. P. 175-188. (In English)
16. Placher William C. Teaching Christian Theology // Teaching theology & religion. 1998, February. Vol. 1. Issue 1. P. 36-38. (In English)
References
1. Arkhierei i eparkhiia. [Bishop and eparchy]. Ofitcialnyi sait Vladivos-tokskoi eparkhii. [Official site of the Vladivostok eparchy]. Available at: http://vla-divostok.eparhia.ru/eparhia. (In Russian)
2. Vladivostokskaia i Primorskaia eparkhiia. [The Vladivostok and Primorsk eparchy]. Pravoslavnaia entciklopediia pod redaktciei Patriarkha Moskovskogo i vseia Rusi Kirilla. [Orthodox Encyclopedia, edited by the Patriarch of Moscow and All Russia Kirill]. Available at: http://www.pravenc.ru/text/158930.html. (In Russian)
3. Voskresnaia shkola. [Sunday school]. Ofitcialnyi sait prikhoda khrama prepodobnogo Serafima Sarovskogo goroda Ussuriiska Vladivostokskoi eparkhii. [Official website of the parish church of St. Seraphim of Sarov, a city of Ussuryisk of Vladivostok eparchy]. Available at: http://serafim-ussuriisk.ru/? pa-ge_id=2025. (In Russian)
4. Doklad Sviateishego Patriarkha Moskovskogo i vseia Rusi Kirilla na Eparkhialnom sobranii g. Moskvi 28 dekabria 2012 g. [Report of the Patriarch of Moscow and All Russia Kirill at the Moscow Eparchy Assembly]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/2678380.html. (In Russian)
5. Drevo. Otkrytaia pravoslavnaia ehnciklopediia. Vladivostokskaia epar-hiia. Available at: https://drevo-info.ru/articles/6099.html (In Russian)
6. Hegumen Ioann (Ekonomtsev). [Decade revival of Orthodox education in Russia. Alma mater Vestnik vysshei shkoly. [Alma mater (The Bulletin of the Higher School)]. 2001. № 1. P. 16. (In Russian)
7. Pirogov N. I. Izbrannye pedagogicheskie sochineniia. [Selected pedagogical works]. Moscow: Publishing House Pedagogika. [Pedagogics]. 1985. 496 p. (In Russian)
8. Popov A. V. From the history of the Russian Orthodox Church in the Far East (China, Korea and Japan). Khristianstvo na Dalnem Vostoke: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentcii. [Christianity in the Far East: Materials of the International Scientific Conference]. Vladivostok: Dal'nevostochnyj gosu-darstvennyj universitet. [Far East State University]. 2000. P. 149-154. (In Russian)
9. Popovkin A. V. Christian mission in the Far East and Asia-Pacific countries as a form of intercultural communication: problems and prospects. Ros-siia i ATR. [Russia and Asian-Pacific Region]. № 3. 2012. P. 181-186. (In Russian)
10. Sviatoi pravednyi Ioann Kronshtadtskii. [St. Ioann of Kronstadt]. Moia zhizn vo Xriste: izvlechenie iz dnevnika. [My Life in Christ: Extract from the diary]. Minsk: Belorusskaja pravoslavnaja cerkov'. [Belarusian Orthodox Church]. 2014. 767 p. (In Russian)
11. Standart uchebno-vospitatel'noj dejatel'nosti, realizuemoj v voskresnyh shkolah (dlja detej) Russkoj pravoslavnoj cerkvi na territorii Rossijskoj Federacii. [The standard of the teaching and educational activity realized in sunday schools (for children) Russian Orthodox Church in the territory of the Russian Federation]. Utverzhden Svjashhennym Sinodom Russkoj pravoslavnoj cerkvi. [Approved by the Sacred Synod of Russian Orthodox Church]. Obrazovanie i pravoslavie. [Education and Orthodoxy], 2012. № 125. Available at: http://www.orthedu.ru/ v-shkola/6139-12.html. (In Russian)
12. Ufimtceva E. I. Sunday school religious education system in the Russian Orthodox Church. Izvestiia Saratovskogo universiteta. Seriia Sotciologiia. Polito-logiia. [News of the Saratov University. Series: Sociology. Political Science]. 2015. № 2. V. 15. P. 44-52. (In Russian)
13. Church schools in Russia in 1911. Nachalnoe obuchenie (pedagogiches-kii zhurnal izdavaemyi pri Upravlenii Kazanskogo Uchebnogo okruga). [Elementary Education (the pedagogical journal issued by Kazan Educational district). 1912. № 1. P. 22-23. (In Russian)
14. Tcurkan G. P., Komashinskaia T. S. Education against terrorism. Vop-rosy obrazovaniia i nauki: teoreticheskii i prakticheskii aspekty: Mezhdunarodnaia nauchno-prakticheskaia konferentciia. [Questions of Science and Education: Theoretical and Practical Aspects. Materials of the International Scientific and Practical
Conference]. Samara: Publishing House Ofort, 2015. P. 89-90. Available at: http: / / www. naucorp.ru / upload/iblock/537/ sbornik-konferentsii-pnk-ot-25.12.2015.new.pdf. (In Russian)
15. Kirkpatrick S. Teaching Students as Shapers of the Traditions that Shape Them. Teaching Theology & Religion. 2016, April. Vol. 19. Issue 2. P. 175188. (Translated from English)
16. Placher William C. Teaching Christian Theology. Teaching Theology & Religion. 1998, February. Vol. 1. Issue 1. P. 36-38. (Translated from English)