УДК 37.09
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ
М.А. Санников59
1 Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова Россия, 426069, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Студенческая, 7 1E-mail: [email protected]
Раскрываются теоретико-методологические основы деятельности воскресных школ на приходах Русской православной церкви на основе религиозного и светского подходов к пониманию сути религиозного воспитания детей. На основе анализа философской и педагогической литературы, характеризующей деятельность воскресных школ, автор предлагает несколько моделей учебно-воспитательной деятельности: воскресного школьного дополнительного образования, внешкольного воскресного обучения и педагогического сопровождения детей на приходе, проходящих в настоящее время экспериментальную апробацию на приходах Ижевской епархии. Впервые в научный оборот вводятся статистические и архивные данные о численности и времени образования церковно-приходских воскресных школ до революции 1917 года на территории современной части Удмуртии, входившей в состав Вятской губернии, а также статистические данные их современного состояния. На основе архивных и статистических данных приводится анализ феномена их деятельности, сравниваются подходы, цели и задачи деятельности. Автор, исследуя динамику современного развития учебно-воспитательной деятельности воскресных школ, описывает содержание наиболее перспективных ее моделей с учетом развития современных педагогических технологий, оставляя содержательную часть учебно-воспитательного процесса в духе православной педагогической культуры. Ключевые слова: дополнительное образование детей, модели развития дополнительного образования, православная педагогическая культура, внеурочная деятельность, воскресная школа, воспитанник, Русская православная церковь, приход, воспитание, благонравие, благочестие.
Благодарности: Выражаю благодарность анонимным рецензентам за внимание к данной статье. Отдельная благодарность руководству ряда воскресных школ, на базе которых проходит апробация представленных в настоящей работе моделей учебно-воспитательной деятельности.
Введение
Тенденция развития и реформирования системы религиозного образования и воспитания, начатых в России в 90-х годах прошлого века в условиях меняющегося социокультурного общества, вынуждает в настоящее время пересматривать классические модели организации учебно-образовательного процесса в воскресных школах. Происходит это в силу того, что отечественная система духовно-нравственного воспитания, оказавшаяся в вакууме после известных событий 1990-х годов, потеряла ориентир нравственного воспитания, а открывшиеся возможности религиозно-нравственного воспитания на приходах Русской православной церкви не смогли в полной мере восполнить его в силу дефицита
59Максим Алексеевич Санников, преподаватель института непрерывного профессионального образования, аспирант.
учебных программ и пособий, отсутствия подготовленных специалистов, проблемы организации самой приходской и богослужебной жизни приходов и других причин. В эпоху беспрецедентных по своему масштабу реформ Александра I, когда многовековой уклад жизни абсолютного большинства жителей страны бесповоротно менялся, когда вопрос о народном образовании в самом широком смысле приобрел небывалую прежде важность, духовенство, как и в прежние времена, взяло на себя в еще большем масштабе пастырскую обязанность учить народ. В первом в России руководстве по пастырскому богословию, книге «О должностях пресвитеров приходских», указано, что «учить народ долг не только епископа, но и пресвитера, не только собственный и необходимо потребный, но и первейший» [1]. Не забывая о примере учения народа Иисусом Христом, православное духовенство с 60-х годов ХУШ века начало повсеместно открывать школы грамоты и церковно-приходские воскресные школы с целью «сближения образованных людей с людьми рабочего класса... главная же задача воскресных школ состоит в том, чтобы пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», - писал в XIX веке Н.Д. Ушинский [2].
По состоянию на 1884 год в ведении Вятского епархиального училищного совета на территории современной Удмуртии находилось не более 100 воскресных школ [3]. Главной и первостепенной задачей в условиях тотальной безграмотности и новыми реалиями жизни крестьян в утвержденном «Положении о начальных народных училищах» значилось «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний». Таким образом, воскресная школа давала возможность детям из различных сословий (в основном из крестьян) получить элементарные знания, необходимые для дальнейшей жизни.
Анализ исторической и теоретической литературы позволяет выделить основные противоречия:
- между востребованностью исторического опыта появления и тенденций развития воскресных школ в условиях реформирования системы духовно-нравственного воспитания и недостаточной изученностью данной темы;
- между современным духовно-нравственным состоянием общества и недооценкой роли воскресных школ, сохраняющих ценностные основания воспитания в духе православия;
- между современным состоянием воскресных школ и необходимостью дальнейшего совершенствования стратегии воспитания, психолого-педагогических парадигм формирования личности подростков, характеризующихся разрозненностью обучающих программ и методов.
1. Обзор литературы
В отечественной историко-педагогической литературе Н.Д. Ушинский [2], С.И. Миропольский [4], П.Ф. Каптерев [5], Н.Г. Чернышевский [6], М.К. Лемке [7] и другие рассматривают воскресные школы с их становления и развития, ставят проблемы, касающиеся отдельных аспектов их деятельности (периодичность, организация, практика). В свою очередь Е. Звягинцев, И. Красноперов, В.А. Вахтеров, А.Д. Вольфсон и другие, рассуждая о ранних формах внешкольного образования, выводят воскресную школу на первое место как структуру, дающую возможность для развития жизненных сил простого народа.
Вопросы обучения и воспитания в воскресной школе, ее педагогический потенциал изучали и поднимали в своих трудах И.М. Красноперов, А.Д. Вольфсон, Н.В. Константинова, Я.В. Абрамов, Л.В. Сурова, Е.А. Никитская, С.Ю. Дивногорцева, Л.А. Марченко, Т.В. Косолапова и другие.
В настоящее время поиску роли и места воскресных школ в образовательном пространстве посвящены диссертационные работы Е.А. Никитской, Т.В. Косолаповой, И.Ф. Парамонова, Н.В. Константиновой, Н.М. Белых, В.А. Симора, Н.Л. Чумахиной, А.В. Агеевой, Л.А. Марченко и ряда других.
Суть развития личности ребенка также рассматривается в философии и может быть выражен нами в следующих концепциях:
- философский натурализм (Ж.-Ж. Руссо), отрицающий какое бы то ни было абсолютное начало в человеке. Природа рассматривается как главное начало, которому подчинен человек, но в свою очередь человек предназначен к ее преобразованию;
- русский педагогический натурализм (Л.Н. Толстой, И.Н. Горбунов-Посадов, К.Н. Вентцель и др.) провозглашавший ведущую роль в развитии ребенка его природных способностей. Суть воспитания в данной философской концепции сводится к координации и гармонизации природоопределенных процессов развития;
- философия диалектико-материалистического направления (Н.А. Рубакин, П.А. Кропоткин, М. Вебер и др.), характеризующая учение о личности как совокупность общественных отношений и, как следствие, всестороннее ее развитие.
Философия образования (С.И. Гессен, М.М. Рубинштейн, А. Фишер, К.Е. Вентцель, Б. Рассел и др.) определяет развитие личности как естественный процесс, заложенный в человеке природой с момента его рождения.
Таким образом, «довольно популярные концепции практически не объясняют и не интересуются внутренним духовным миром человека» [8], что отличает учебно-воспитательный процесс воскресных школ от подобных им общеобразовательных школ и центров дополнительного образования.
Ни для кого не секрет, что воскресные школы на приходах до революции и в настоящее время являются структурными подразделениями православной общины. Как мы отметили ранее, задача воскресных школ до революции состояла в «утверждении в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных знаний» для воспитанников абсолютно неграмотных, не умеющих ни писать, ни читать. Документы по дореволюционным воскресным школам республики, отраженные в фондах Центрального государственного архива Удмуртии, показывают, что воспитатели и первые учителя, хотя и имели «первоначальные полезные знания», сами зачастую писать не умели [9]. Подавляющим числом учителями в воскресных школах состояли члены церковного притча, затем крестьяне и местные мещане. Задача «сейчас» мыслится простыми обывателями, прихожанами храмов, а зачастую самими преподавателями воскресных школ в «утверждении в народе религиозных и нравственных понятий».
Целью деятельности воскресных школ в соответствии с утвержденным 25.12.2012 «Положением о деятельности воскресных школ для детей Русской православной церкви на территории Российской Федерации» в настоящее время являются:
«- в контексте богословской, исторической и правовой традиции Русской православной церкви - содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, наставление православного
христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту;
- в контексте системы государственных нормативных актов Российской Федерации - осуществление обучения религии и религиозное воспитание последователей в целях совместного исповедания и распространения православной веры, что является признаком религиозной организации в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», Уставом Русской православной церкви, Уставом прихода, монастыря Русской православной церкви» [10].
Таким образом, воскресная школа в настоящее время, исходя из определений российского законодательства и Устава религиозных организаций, не является образовательной организацией, выполняя при этом учебно-воспитательные функции по религиозно-нравственному воспитанию детей.
Современная социально-экономическая ситуация, проблемы духовно-нравственного состояния общества, потеря традиции семейного воспитания подталкивают воскресные школы к повышению качества учебно-образовательного процесса путем поиска новых форм и методов организации своей деятельности. До революции 1917 года дети приходили в школу неграмотными, тогда как сейчас они с легкостью ориентируются в образовательном пространстве и порой опережают своими знаниями современной техники и ПК учителя на приходе.
Только объединение ресурсов различных образовательных систем позволит современной воскресной школе обеспечить главную идиому цели деятельности, а именно «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий». Учебная программа современной воскресной школы идентична программе дореволюционной, состоявшей из классических дисциплин: Закона Божия, славянского чтения и письма (сейчас заменено на церковно-славянский язык), а также пения. В этом мы видим приверженность традициям былого и неизменность вероучительной истины русского православия.
Для того чтобы воспитанник имел возможность самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации информационного выбора, прогнозируя при этом возможные последствия принятого решения, воскресные школы должны интегрироваться в современные модели образования. В современных социальных условиях, когда любая информация, любая модель поведения доступна подростку, важен выбор такого направления развития системы образования и воспитания в воскресной школе, которое учитывало бы необходимость продуктивной адаптации к произошедшим в обществе и государстве изменениям и имело в перспективе своего развития повышение качества деятельности и стабильности дальнейшего развития.
2. Материалы и методы
Материалом исследования педагогических условий формирования нравственных представлений учащихся воскресной школы в рамках проводимой работы стали:
- материалы фондов библиотек Республики, Национальной электронной библиотеки и Российской государственной библиотеки;
- нормативно-правовые акты Российской империи и Российской Федерации в области образования, свободы совести и религиозных объединений, документы Священного Синода Русской православной церкви;
- научно-методические, историко-педагогические источники; классические труды по педагогике; статьи, пособия, монографии, относящиеся к исследуемой теме.
Для получения объективной информации, а также с целью доказательности выдвигаемых положений применялись общенаучные, историко-педагогические, сравнительно-педагогические, логико-структурные и ретроспективные методы исследования.
3. Результаты исследования
Анализ диссертационных работ по теме исследования позволяет разделить существующие воскресные школы на две неравномерные группы:
1. Школы, находящиеся в состоянии стабильного и устойчивого развития. Данная категория школ демонстрирует высокие результаты своей деятельности, мобильность в принятии решений и готовность к конструктивным изменениям как в учебно-воспитательном, так и структурном процессе.
2. Школы, испытывающие дефицит разнообразных ресурсов. Они не готовы в силу ряда факторов ни к структурным изменениям, ни к применению разного рода педагогических технологий в своем образовательном процессе.
Именно с учетом приведенных выше позиций нами предлагается конструктивное изменение системы религиозного образования и воспитания, реализуемое в рамках опытно-экспериментальной работы в воскресных школах на основе следующих моделей.
Модель 1. «Воскресное школьное дополнительное образование детей»
В основе предлагаемой модели лежит интеграция основного общего образования в учебно-воспитательный процесс воскресной школы с целью создания единого образовательного процесса. Идеи интеграций различных образовательных систем в отечественной науке поднимались в трудах В.А. Горского, Т.И. Кареевой, М.А. Архандеевой, И.Г. Абрамова, Б.А. Титова, И.Г. Корнева и других.
В условиях активной социализации подростков и их активной жизненной позиции данная модель приобретает особый смысл и значение. Предлагаемая нами интеграция ориентирована на удовлетворение образовательных потребностей воспитанника и обеспечение вариативности его образовательных траекторий, их развития и расширения. Общие, профессиональные и междисциплинарные компетенции, полученные подростком в общеобразовательной школе, он может применить в воскресной школе. Например, знания русского языка могут лечь в основу изучения церковно-славянского и дать расширенные представления о его развитии. Компетенции, полученные на уроках естествознания, биологии, химии, физики, астрономии и др., могут лечь в основу изучения воспитанником Священного Писания. Примеров интеграции множество, главная их идея - в предметных, метапредметных и личностных результатах освоения содержания проводимой учебно-воспитательной работы, что сближает деятельность приходской школы с внеурочной деятельностью общеобразовательной школы.
Модель 2. «Внешкольное воскресное обучение детей»
Для наиболее полного содействия уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви, наставления православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщения его к Священному Писанию и церковному Преданию целесообразно создание центров
интеллектуального и творческого развития воспитанников, отличного от школьного. В предлагаемой модели должна формироваться такая структура учебно-воспитательной деятельности, которая ориентировала бы воспитанника на перспективный профессиональный выбор, способствовала бы его интеллектуальному и творческому развитию, а не только «знаниевому подходу» в учебно-воспитательной деятельности. «Интерес урока, в данном случае по П.Ф. Каптереву, прежде всего будет зависеть от содержания данной науки, качества научного материала и характера его связи и распорядка материала науки» [11]. Путем проб и ошибок в ходе разнообразных экспериментов, обсуждений, научной и творческой работы воспитанник, руководимый своим учителем, должен прийти к пониманию преподаваемых основ духовной культуры православия.
В воскресных школах, которые построены в рамках предлагаемой модели, в результате учебно-воспитательной деятельности будет сформирован широкий спектр педагогических условий для духовно-нравственного развития воспитанников. Непременным положительным эффектом также будет являться обновляющаяся с учетом развития науки и техники материальная база. Такой подход к учебно-воспитательной деятельности позволит удовлетворить любой запрос воспитанника и его родителя в рамках концепции личностно-ориентированного образования с опорой на христоцентричность в учебном процессе (И.С. Якиманская, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, Ш.А. Амонашвили и другие). «Концептуальная база такого обучения, - пишет И.С. Якиманская, - в отличие от традиционной состоит в том, что при проектировании личностно-деятельностной основы информация, задаваемая для усвоения, выступает в качестве не цели, а средства» [12] учебно-воспитательной деятельности воскресной школы.
Модель 3. Модель педагогического сопровождения воспитанников на приходе
Актуальность данной модели учебно-воспитательной деятельности воскресной школы объясняется тем, что реалии современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность и «умение делать известное дело» [13], о котором писал в XIX веке К.П. Победоносцев, а активность и инициативность воспитанника. Именно эти качества необходимо целенаправленно и последовательно формировать с самого раннего возраста, поскольку их развитость, положенная на основу духовной составляющей, может формировать у воспитанника готовность принимать взвешенные решения в самых сложных жизненных ситуациях.
Идеи учения об активности в отечественной педагогической науке разработаны в трудах Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.П. Аристоваа, Л.П. Станкевича, Т.И. Шамовой и других. Основная отличительная особенность данной модели учебно-воспитательной деятельности воскресной школы заключается в свободном ее посещении, отсутствии домашних заданий и оценивания успеваемости воспитанников. «Могучая сила... формирования человека посредством воспитания проявляется не только в том, что он, осваивая исторически сложившийся опыт человечества, современные средства и способы деятельности, становится культурным, обученным и воспитанным, но и в том, что в процессе этого освоения он приобретает новые свойства развития - воспитуемость и обучаемость» [14], -писал Б.Г. Ананьев, рассуждая о воспитании детей. Главной целью модели в данном случае будут являться педагогические условия формирования активности воспитанников средствами религиозно-нравственной культуры православия. В зависимости от выбранной модели учебно-воспитательной деятельности можно решить проблемы досуговой, репродуктивно-подражательной, творческой,
поисково-исследовательской активности воспитанников. Развитие творческой активности подростка представляет итоговый результат предложенной модели, когда ее становление происходит равномерно и постепенно, когда она выстроена в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и самоопределения подростка, основанного на личном опыте и православном вероучении.
Обсуждение и заключение
Таким образом, предложенные нами идеи организации развития системы учебно-воспитательной деятельности воскресных школ в совокупности с механизмами их реализации могут способствовать достижению эффективности духовно-нравственного воспитания детей в системе религиозного образования. Свободный выбор одной или нескольких предложенных моделей учебно-воспитательной деятельности дает возможность педагогическому коллективу построить адекватную конкретным условиям систему обучения детей религии и, с другой стороны, повышает ответственность педагогов за свою работу.
В настоящее время предложенные модели учебно-воспитательной деятельности проходят апробацию в воскресных школах городских и сельских поселений. Это позволит определить эффективность реализации какой-либо модели в зависимости от численности населения, возможностей прихода, уровня подготовки педагогического состава, а также доступности получения детьми дополнительного образования в других учреждениях. Анализ первых результатов исследования свидетельствует об актуальности заявленной нами темы, направленной на расширение педагогических условий реализации стандарта учебно-воспитательной деятельности воскресных школ, рост охвата обучающихся за счет активного вовлечения воспитанников в творческую, проектно-исследовательскую деятельность, расширение возможности индивидуального развития способностей каждого воспитанника.
Однако следует отметить, что предложенные нами модели не снимают в полной мере существующее противоречие между ростом требований к системе религиозного образования и воспитания и необходимостью повышения творческой активности и деятельности самих воскресных школ. На разрешение этого противоречия будет направленна наша дальнейшая работа по совершенствованию системы учебно-воспитательной деятельности воскресных школ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. О должностях пресвитеров приходских. - М.: Сретенский монастырь, 2004. - 21 с.
2. Ушинский Н.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2. Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - 65 с.
3. Отчет о состоянии церковно-приходских школ и школ грамотности в Вятской епархии за 1886/7 учебный год // Вятские Епархиальные Ведомости. - 1888. - № 2. - С. 59.
4. Миропольский С.И. Школа и общество. Частная Харьковская женская воскресная школа. - СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1892. - 106 с.
5. Каптерев П.Ф. История русской школы // Педагогика. - 1994. - № 6. - 75-78 с.
6. Чернышенко Н.Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.Ф. Смирнова; сост. А.В. Плеханов. - М.: Педагогика, 1983. - 336 с.
7. Лемке М.К. Очерки освободительного движения «шестидесятых годов». - СПб.: Изд-во О.Н. Поповой, 1908. - 505 с.
8. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2010. - 85 с.
9. Центральный государственный архив Удмуртской Республики, Ф. 59, Оп. 1, Д. 13, Л. 23.
10. Собрание документов Русской Православной Церкви. Т. 2, ч. 1: Деятельность Русской Православной Церкви. - М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. - 296 с.
11. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.
12. Якиманская И.С. Основы личностно ориентированного образования. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 220 с.
13. Победоносцев К.П. Народное просвещение // Московский сборник. - М.: Синодальная тип., 1901. - 318 с.
14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969. - 338 с.
Поступила в редакцию 26.09.2018 В окончательном варианте 20.11.2018
UDC 37.09
PERSPECTIVE MODELS OF DEVELOPING EDUCATIONAL ACTIVITIES OF SUNDAY SCHOOLS
M.A. Sannikov60
1 Kalashnikov Izhevsk State Technical University
7, Student str., Izhevsk, Udmurt Republic, Russian Federation, 7426069
:E-mail: [email protected]
Abstract
The paper reveals the theoretical and methodological basis of the activities of Sunday schools in the parishes of the Russian Orthodox Church on the basis of religious and secular educational approaches. The author of the paper offers several models of educational activities and describes the activities of Sunday schools basing on the analysis ofphilosophical pedagogical literature: Sunday school supplementary education, supplementary Sunday training and pedagogical support for children, currently undergoing experimental testing at the parishes of Izhevsk diocese. It is the first time when the paper gives statistical and archival information about the number and the formation time of parish Sunday schools before the revolution of 1917 in the territory of Udmurtia that used to be a part of Vyatka Province, as well as the statistic information about their modern condition. On the basis of archival and statistical data, the paper gives an analysis of their activities, compares approaches, goals and objectives of the activity. The author explores the dynamic behavior of educational activities of Sunday schools, explains the content of the most advanced models of the educational activities, taking into account the development of modern educational technologies and describing the educational process in the spirit of Orthodox pedagogical culture.
Key words: supplementary education of children, models of development of supplementary education, orthodox pedagogical culture, extracurricular activities, Sunday school, воспитанник, Russian Orthodox Church, upbringing, good nature, piety.
Acknowledgements: The author expresses their gratitude to the anonymous reviewers for their attention to this article. Special words of gratitude are expressed to the authorities of Sunday schools which serve as a basis for approbation of educational activities models presented in this work.
60Maxim A. Sannikov, Lecturer at the Institute of Continuing Professional Education, Postgraduate Student.
REFERENCES
1. On the positions of parish elders. - M.: Sretensky Monastery, 2004. 21 p.
2. Ushinsky N.D. Pedagogical writings: In 6 t. T. 2. Comp. S.F. Yegorov / N.D. Ushinsky. Moscow: Pedagogy, 1988. 65 p.
3. Report on the state of parochial and literacy schools in the Vyatka diocese for the 1886/7 academic year // Vyatka Diocesan Vedomosti, 1888. № 2. p. 59.
4. Miropolsky S.I. School and society. Private Kharkov Women's Sunday School. Saint-Petersburgh: I.N. Skorokhodov. 1892. 106 p.
5. Kapterev P.F. History of the Russian school // Pedagogy, 1994. № 6. Pp. 75-78.
6. Chernyshenko N.G. Selected Pedagogical Works / Ed. A.F. Smirnov; status A.V. Plekhanov. Moscow: Pedagogy, 1983. 336 p.
7. Lemke M.K. Essays on the liberation movement of the "sixties". Saint-Petersburgh: Publishing house ON. Popova, 1908. 505 p.
8. Divnogortseva S.Yu. Spiritual and moral education in the theory and experience of Orthodox pedagogical culture. Moscow: Publishing house PSTGU, 2010. 85 p.
9. Central State Archive of the Udmurt Republic, F. 59, Op. 1, D. 13, L. 23.
10. Collection of documents of the Russian Orthodox Church. Vol. 2, Part 1: Activity of the Russian Orthodox Church. - M.: Publishing House of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church, 2014. 296 p.
11. Kapterev P.F. Selected pedagogical writings. Moscow: Pedagogy, 1982. 704 p.
12. Yakimanskaya I.S. Basics of personality-oriented education. Moscow: BINOM. Laboratory of knowledge, 2014. 220 p.
13. Pobedonostsev K.P. Public Education // Moscow collection. Moscow: Synodal type., 1901. 318 p.
14. Ananiev B.G. Man as a subject of knowledge. L., 1969. 338 p.
Original article submitted 26.09.2018 Revision submitted 20.11.2018