Научная статья на тему 'Социальные практики православного воскресного церковно-приходского образования'

Социальные практики православного воскресного церковно-приходского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воскресная школа / Русская православная церковь / система религиозного образования / Покровская и Ни- колаевская епархия. / sunday school / Russian Orthodox Church / religious education system / Pokrovskaya and Nikolaev diocese.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уфимцева Е. И.

Статья посвящена анализу социальных практик современногоправославного воскресного церковно-приходского образованияРусской православной церкви. Дается характеристика системывоскресного церковно-приходского образования Покровскойи Николаевской епархии. Рассматриваются основные аспектыфункционирования современной воскресной учебно-воспита-тельной группы. Представлены результаты социологическогоисследования отношения родителей к обучению детей в вос-кресной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Practices of the Orthodox Sunday of Parochial Education

The article is devoted to the analysis of social practices of modern Orthodox Sunday parochial education in the Russian Orthodox Church. The characteristic of the system Sunday parochial education in intercession Pokrovskaya and Nikolaev diocese. Discusses the basic aspects of the functioning of the modern Sunday educational groups. Presents the results of the survey of parents‘ attitudes towards teaching children in Sunday school.

Текст научной работы на тему «Социальные практики православного воскресного церковно-приходского образования»

Е. И. Уфимцева. Социальные практики православного церковно-приходского образования

18 Ленин В. И. Полн. собр. соч. : в 55 т. М., 1965-1980, Т 41. С. 24.

19 См.: Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 648 ; Ленин В. И. Указ. соч. Т. 41. С. 24.

20 См.: БухаринН. И. Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии. М., 1925. С. 349.

21 См.: Ленин В. И. Указ. соч. Т. 45. С. 393-394.

22 См.: Ашин Г. К., Понеделков А. В., Старостин А. М., Кислицын С. А. Основы политической элито-

логии. М., 2013 ; Крыштановская О. В. Указ. соч. М., 2005.

23 См.: Гаман-ГолутвинаО. В. Политическая элита. Вехи исторической эволюции. М., 2006. С. 74-286.

24 См.: Дука А. В. Властные элиты : социологический анализ // Элитизм в России : «за» и «против». Пермь, 2002. С. 29-32.

25 См.: Региональные элиты Северо-Запада России : политические и экономические ориентации / под ред. А. В. Дуки. СПб., 2001. С. 50-61.

УДК 316.74:2

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСКРЕСНОГО ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. И. Уфимцева

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена анализу социальных практик современного православного воскресного церковно-приходского образования Русской православной церкви. Дается характеристика системы воскресного церковно-приходского образования Покровской и Николаевской епархии. Рассматриваются основные аспекты функционирования современной воскресной учебно-воспитательной группы. Представлены результаты социологического исследования отношения родителей к обучению детей в воскресной школе.

Ключевые слова: воскресная школа, Русская православная церковь, система религиозного образования, Покровская и Николаевская епархия.

Social Practices of the Orthodox Sunday of Parochial Education

E. I. Ufimtzeva

The article is devoted to the analysis of social practices of modern Orthodox Sunday parochial education in the Russian Orthodox Church. The characteristic of the system Sunday parochial education in intercession Pokrovskaya and Nikolaev diocese. Discusses the basic aspects of the functioning of the modern Sunday educational groups. Presents the results of the survey of parents‘ attitudes towards teaching children in Sunday school.

Key words: sunday school, Russian Orthodox Church, religious education system, Pokrovskaya and Nikolaev diocese.

DOI: 10.18500/1818-9601 -2015-15-3-37-43

На современном этапе восстановления институтов Русской православной церкви (РПЦ) и воспроизводства православной конфессиональ-ности церковно-приходские воскресные школы занимают основное место в системе церковного воспитания и образования для мирян. Новые социокультурные условия существования Православной Церкви определяют изменение

социального статуса воскресных школ, их функциональности, типологического разнообразия, характера организации, а также системы социальных отношений, моделей социального взаимодействия и социальных практик основных субъектов церковно-приходского воскресного образования. В этих условиях изучение особенностей новой модели воскресного церковно-приходского образования РПЦ, социальных рисков и социальных ресурсов ее формирования и развития приобретает особую актуальность и значимость.

Система воскресного церковно-приходского образования в Покровской и Николаевской епархии

Покровская и Николаевская епархия входит в состав Саратовской митрополии. Возглавляет епархию епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков). Управление образовательной деятельностью церковных учебных заведений епархии осуществляет отдел религиозного образования и катехизации, руководителем которого является протоиерей Александр Ми-лованов1. В своей деятельности отдел руководствуется общецерковными документами, регламентирующими религиозно-образовательную

деятельность, Положением об отделе религиозного образования и катехизации Покровской и Николаевской епархии от 2012 г., указами правящего архиерея Покровской и Николаевской епархии. Основными направлениями работы отдела являются: образование и религиозное просвещение; катехизаторская деятельность; курирование работы действующих и инициация создания новых духовно-просветительских центров, катехизических курсов, воскресных школ для детей и взрослых; организация церковных курсов (псаломщиков, регентов, звонарей и др.); духовно-просветительская работа в государственных

© Уфимцева Е. И., 2015

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 3

и светских общеобразовательных и детских дошкольных учреждениях; духовно-просветительская работа в государственных высших и средних специальных учебных учреждениях и т. д.2 На уровне благочиния общая организация, координация и контроль катехизической и религиозно-образовательной работы ведутся под руководством благочинного, на приходском уровне - под руководством настоятеля. Для обеспечения координации деятельности воскресных школ епархии в 2013 г. был создан Совет директоров воскресных школ Покровской епархии. В течение года регулярно проходят встречи правящего архиерея с ответственными помощниками благочинных по религиозному образованию и катехизации, директорами воскресных учебновоспитательных групп приходов Покровской епархии. На этих встречах подводятся итоги работы за полугодие, планируются мероприятия на предстоящий учебный год.

В 2015 г. в Покровской и Николаевской епархии была проведена первая после утверждения Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской православной церкви на территории РФ от 2012 г., аттестация воскресных школ, которую успешно прошли и получили сертификаты 32 учебные воскресные учебно-воспитательные группы. В 2014-2015 гг. в них обучались 1030 детей и подростков. Преподавательский состав был представлен 131 преподавателем, из которых высшее образование имеют 66%, 21% прошли обучение по «Основам православной культуры», 2% имеют высшее богословское образование.

Содержательные характеристики учебно-воспитательной группы «Гефсимания» Покровской и Николаевской епархии

Одной из первых открывшихся в епархии воскресных школ была воскресная школа «Гефсимания», которая в соответствии со Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей)

Русской православной церкви на территории РФ от 2012 г., представляет собой воскресную учебно-воспитательную группу. Воскресная учебно-воспитательная группа «Гефсимания» Покровской и Николаевской епархии не имеет статуса юридического лица и является структурным подразделением православного прихода во имя Воскресения Христова, функционирует при Свято-Воскресенском храме г. Покровска (Энгельса). Дата образования воскресной школы -14 сентября 2000 г.

Деятельность учебно-воспитательной группы находится в ведении настоятеля прихода -протоиерея Александра Милованова, одновременно занимающего должность руководителя отдела религиозного образования и катехизации Покровской и Николаевской епархии. Руководителем воскресной учебно-воспитательной группы является Наталия Борисовна Макаренкова. В структуру управления учебно-воспитательной группы «Гефсимания» входят совет школы, педагогический совет, родительский комитет и попечительский совет (рис. 1).

В 2014-2015 учебном году в составе преподавателей было 10 человек; общее количество обучающихся составило 70 человек: 46 мальчиков и 24 девочки.

Образовательно-воспитательная деятель-

ность воскресной школы осуществляется на основе таких документов, как: Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской православной церкви на территории РФ от 2012 г.; Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской православной церкви на территории РФ от 2012 г.; Положение об аттестации воскресных школ (для детей) РПЦ на территории РФ от 2014 г.; Концепция развития воскресной учебно-воспитательной группы «Гефсимания» прихода во имя Воскресения Христова.

Целью деятельности воскресной школы «Гефсимания» является приобщение воспитанников к православной вере и духовной жизни в лоне Русской православной церкви. Задачи воскресной школы:

Рис. 1. Структура управления учебно-воспитательной группы «Гефсимания»

38

Научный отдел

Е. И. Уфимцева. Социальные практики православного церковно-приходского образования

1) религиозное обучение и воспитание в духе христианской нравственности и традиций Русской православной церкви;

2) формирование потребности к участию в литургической, социальной миссионерской жизни прихода храма Воскресения Христова г. По-кровска;

3) адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали;

4) всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству и формирование общей культуры;

5) обеспечение необходимых условий для укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.

Для достижения цели и задач воскресная учебно-воспитательная группа «Гефсимания» осуществляет следующие направления деятельности:

Религиозное и духовно-нравственное направление реализуется посредством занятий по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности, через паломнические поездки, участие в литургической жизни прихода и обеспечивает воспитание активной и многогранной личности христианина.

Социальное направление реализуется через участие детей в социальной и миссионерской жизни прихода и участие в социальных проектах и акциях милосердия ВУВГ «Гефсимания».

Общекультурное направление предполагает приобщение ребенка к лучшим традициям русской народной культуры и реализуется через организацию и проведение культурно-просветительских мероприятий и уроков творчества.

Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование у ребенка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. В рамках этого направления проводятся спортивные соревнования.

Интеллектуальное направление способствует повышению мотивации к познавательной деятельности, развитию мыслительных способностей. В рамках этого направления предполагается участие в викторинах, познавательных и интеллектуальные играх, предметных олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных марафонах, исследовательских проектах и других образовательных событиях.

Методическая работа направлена на совершенствование учебно-воспитательного

процесса, учебных программ, форм и методов образовательной деятельности и повышение профессиональной квалификации педагогических работников.

Учебно-воспитательная деятельность, реализуемая в воскресной учебно-воспитательной группе, включает в себя две ступени:

а) дошкольную (набор детей в возрасте 5-6 лет) - две группы: первого и второго года обучения;

б) начальную (набор детей в возрасте 7-11 лет) - три группы: первого, второго и третьего годов обучения.

Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе организуется на базе учебных планов, разработанных и утвержденных педагогическим советом воскресной школы. Учебно-воспитательная деятельность воскресной школы включает основную (вероучительную) и дополнительную части. Основная (вероучительная) часть учебно-воспитательной деятельности, во-первых, представляет собой комплекс базовых вероучительных программ (дисциплин), направленных на усвоение учащимися знаний о православном вероучении, богослужении и истории Церкви: «Введение в Закон Божий», «Основы хорового и церковного пения», «Священная библейская история. Ветхий Завет и Новый Завет», «Устройство православного храма и богослужение», «Церковнославянский язык», «Основы христианской нравственности»; во-вторых, предусматривает участие детей в литургической жизни Русской православной церкви через участие в общественных богослужениях и основных христианских таинствах: исповеди, причастии. Дополнительную часть учебно-воспитательной деятельности составляют дополнительные занятия по развитию прикладного творчества.

Основными направлениями внеклассной деятельности воскресной школы являются:

- участие в ежегодных мероприятиях воскресных школ Покровской епархии;

- социальное партнерство;

- краеведческая деятельность;

- паломнические поездки.

В комплекс ежегодных мероприятий для воскресных школ Покровской епархии на 2014— 2015 учебный год входили:

- Начало учебного года, молебен (14 сентября).

- Региональные образовательные Покровские чтения - межрайонная конференция (с 1 по 14 октября).

- Творческий фестиваль воспитанников воскресных школ «В единстве - наша сила» ко Дню Казанской иконы Божией Матери (ноябрь).

- Рождественские утренники (январь).

- Православный фестиваль «Сретение Го -сподне». Олимпиада для воспитанников воскресных школ (февраль). Олимпиада для воспитанников воскресных школ Покровской епархии проходит в рамках православного фестиваля «Сретение Господне» с 2013 г. Темами ее были в 2013 г. «Двунадесятые праздники», в 2014 г. -«Ветхий Завет», в 2015 г. олимпиада проходила по 3 темам: «Двунадесятые праздники», «Ветхий Завет», «Устройство православного храма».

Социология

39

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 3

- Благотворительная епархиальная акция «Подари книгу» (1-14 марта).

- Пасхальные фестивали по благочиниям (апрель - май).

- Фестиваль славянской письменности (в рамках фестиваля - епархиальный конкурс чтецов).

- Окончание учебного года, молебен (24 мая).

Социальное партнерство предусматривает взаимодействие со светскими образовательными учреждениями разного уровня, профиля. На 2014-2015 учебный год социальными партнерами воскресной учебно-воспитательной группы «Гефсимания» являлись:

- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г. Энгельса;

- Энгельсский политехнический техникум;

- Школа-интернат N° 2 VIII вида г. Энгельса.

Сотрудничество воскресной школы с Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Надежда» началось в мае 2014 г. Воскресной школой был разработан календарно-тематический план занятий с воспитанниками СРЦ «Надежда» на 2014-2015 гг. Согласно данному плану занятия с воспитанниками Центра проводятся на территории воскресной школы два раза в месяц. Формы работы: занятия по ознакомлению детей с двунадесятыми праздниками, занятия по ознакомлению детей с житиями православных святых, просмотр документальных кинофильмов нравственного содержания, мастер-классы по созданию поделок. В группе воспитанников СРЦ «Надежда», посещающих занятия воскресной школы, 10 человек в возрасте от 7 до 9 лет.

Начало сотрудничества воскресной школы с Энгельсским политехническим техникумом было положено в октябре 2014 г. Первая встреча настоятеля Свято-Воскресенского храма с учащимися техникума состоялась по приглашению администрации учебного заведения. После чего было принято обоюдное решение о продолжении сотрудничества и разработке календарно-тематического плана занятий с учащимися техникума. В рамках плана предусмотрено одно занятие в месяц на базе воскресной школы. Формы работы: занятия по ознакомлению учащихся с двунадесятыми праздниками, просмотр документальных кинофильмов нравственного содержания. Занятия с учащимися проводит настоятель Свято-Воскресенского храма. Группа учащихся 1-го курса насчитывает 30 человек в возрасте 15 лет.

Сотрудничество воскресной школы «Геф-симания» со школой-интернатом N 2 VIII вида г. Энгельса началось в декабре 2014 г. Первым совместным мероприятием стала организация акции «Подари радость ребенку» по сбору средств для детей школы-интерната N 2 и проведение для них рождественского концерта (январь 2015). Настоятель Свято-Воскресенского храма

и руководитель школы-интерната запланировали ряд общих мероприятий на 2015 г.

Необходимо отметить, что одной из особенностей Свято-Воскресенского храма, при котором организована учебно-воспитательная группа «Гефсимания», является его месторасположение - на территории закрытого городского кладбища г. Энгельса. Краеведческое направление внеучебной деятельности школы возникло в аспекте этой особенности. Цель краеведческой деятельности - создание на территории кладбища и храма парково-мемориального комплекса. В ее задачи входят:

- уборка и благоустройство территории кладбища;

- поисковая деятельность по захоронениям на кладбище;

- розыск и установление связей с родственниками, чьи захоронения находятся на кладбище;

- привлечение внимания общественности к истории города и его героев.

Одним из первых мероприятий краеведческого направления, в котором учащиеся школы приняли участие, стала организация уборки случайно обнаруженной на кладбище могилы отца писателя Льва Абрамовича Кассиля. 14 сентября 2014 г. совместно с воскресной школой СвятоТроицкого собора, где находятся мощи Гавриила Мелекесского (Ивана Ивановича Игошкина), воскресная школа «Гефсимания», на территории кладбищенского прихода которой находится могила родственников этого святого, провели совместное мероприятие.

Учебный год в учебно-воспитательной группе «Гефсимания» начинается 14 сентября -в день церковного новолетия, и заканчивается в период с 25 по 27 мая, после Дня памяти святых Кирилла и Мефодия, Дня славянской письменности (24 мая). Каникулярный период совпадает с каникулярным периодом общеобразовательных школ. Вместе с тем в каникулы дети посещают воскресную школу для участия во внеурочных мероприятиях: походы в музеи, праздничные мероприятия. Ребенок, поступающий в воскресную школу, зачисляется на ступень, соответствующую возрастной категории. Посещение уроков не свободное, а обязательное. Прием учеников в течение года осуществляется крайне редко, в качестве исключения.

Занятия проходят в субботу и воскресенье. Уроки для дошкольных групп длятся 25 минут. Общая длительность занятий для одной группы - 2 часа. Уроки для групп начальной ступени длятся 40 минут. Общая длительность занятий для одной группы - 4 часа. Необходимо отметить, что при воскресной школе для всех детей организовано питание.

Основными направлениями информационной деятельности учебно-воспитательной группы «Гефсимания» являются:

40

Научный отдел

Е. И. Уфимцева. Социальные практики православного церковно-приходского образования

1) подготовка материалов о деятельности воскресной школы для ее официального сайта: http://gefsimania.wix.com/gefsimania;

2) подготовка материалов о текущих мероприятиях воскресной школы для официального сайта Покровской и Николаевской епархии: http://pravpokrov.ru/;

3) оформление информационного стенда на территории Свято-Воскресенского храма.

Отношение родителей к обучению детей в воскресной учебно-воспитательной группе «Гефсимания» Покровской и Николаевской епархии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В январе-апреле 2015 г. нами было проведено социологическое исследование на тему «Отношение родителей к обучению детей в воскресной православной школе». Исследование

проводилось методом анкетирования. Респондентами выступили родители детей, обучающихся в воскресной православной школе «Геф -симания» (n = 45). Выборочная совокупность формировалась методом основного массива.

Как показали результаты исследования, для родителей основными источниками информации о воскресной учебно-воспитательной группе «Гефсимания» стали знакомые, у которых дети уже посещали эту школу (33,3%), а также общение со священником церкви, при которой функционирует данное образовательное учреждение (33,3%) (рис. 2). Второй источник информации особенно примечателен, так как указывает на то, что треть учащихся исследуемой воскресной школы стали таковыми вследствие активной катехизаторской и миссионерской позиции настоятеля православного прихода, при котором функционирует эта школа.

При посещении храма Видели выступление детей От школьного учителя Из объявления От прихожан От родственников От священника этой церкви От знакомых

17,8%

33,3% 3 3,3%

Рис. 2. Источники информации о воскресной учебно-воспитательной группе «Гефсимания»

Среди основных мотивов, которыми руководствовались родители при принятии решения о воскресном церковно-приходском образовании своих детей, преобладают религиозные и нравственные, а именно: дать ребенку правильные жизненные ориентиры (51,1%), познакомить с основами православного вероучения (44,4%), приобщить ребенка к церковной жизни (33,3%) (рис. 3). Преобладание указанных мотивов свидетельствует о том, что среди опрошенных большую часть составляют родители, желание которых дать своему ребенку церковное образование было не случайным, не спонтанным, а осознанным, целенаправленным и наполненным нравственными и религиозными смыслами. В то же время отдельную группу составляют родители, которые привели своих детей в воскресную школу с целью решения их социально-психологических проблем или трудностей (в общей сложности 31,2%).

Большинство (77,8%) родителей указали, что их дети посещают воскресную школу

каждую неделю. Чаще всего детей водят мать (55,6%) и бабушка (35,6%).

На вопрос «Как Вы считаете, мешает ли обучение в воскресной школе обучению в общеобразовательном учреждении?» 93,3% респондентов ответили, что совершенно не мешает, 6,7% - что скорее не мешает, чем мешает.

Указывая, что за время обучения в воскресной школе приобрел их ребенок, респонденты выделили в первую очередь религиозные знания (86,7%) и навыки духовной жизни (64,4%); во вторую - православную среду общения (22,2%) и творческие навыки (20%); в третью очередь -нравственные ориентиры и качества (33,4%) (рис 4).

Оценивая различные аспекты деятельности учебно-воспитательной группы «Гефсимания» по 5-балльной шкале, родители отметили: абсолютную удовлетворенность, во-первых, организацией внеклассных мероприятий (82,2%), нравственным поведением учителей (82,2%),

Социология

41

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 3

У ступил желанию ребенка

Затруднились ответить

С целью поиска дополнительного авторитета

Чтобы изменить круг общения ребенка

С целью перевоспитания Чтобы укрепить ребенка в религиозной позиции

Чтобы он находился в православной среде

Чтобы решить его психологические проблемы

С целью приобщить ребенка к церковной жизни

Познакомить с основами православного вероучения

Чтобы дать ребенку правильные жизненные ориентиры

Рис. 3. Основные мотивы родителей, принявших решение о воскресном церковноприходском образовании своих детей

Рис. 4. Основные ресурсы, приобретенные ребенком в процессе обучения в воскресной учебно-воспитательной группе «Гефсимания»

уровнем духовности и религиозности атмосферы образовательного учреждения (82,2%); во-вторых - стоимостью обучения (80,0%), порядком поступления в школу (80,0%), отношением учителей к детям (80,0%), режимом работы школы (80,0%). Наименьшую удовлетворенность продемонстрировали родители в отношении материально-технического оснащения школы (55,6%), работы с родителями (62,2%).

Необходимо отметить, что родители сами участвуют в деятельности воскресной школы, из них 57,8% - в каждом мероприятии. Всего 8,9% респондентов признались, что никогда не

участвовали в школьных мероприятиях. Основные формы родительского участия: посещение разных мероприятий, организованных школой, -71,1%, помощь ребенку при выполнении домашнего задания - 55,6%, участие в субботниках и благоустройстве территории школы - 37,8%, чаепитие - 37,8% (рис. 5).

Подведем некоторые итоги. По результатам нашего исследования «Отношение родителей к обучению детей в воскресной школе», современная воскресная школа представляет собой востребованный образовательный проект, в рамках которого родители осуществляют со-

42

Научный отдел

М. А. Карелин, М. В. Калинникова. Социальная гибридизация в контексте субкультур

Работа преподавателем (другое) в этой воскресной школе

Участие в родительских собраниях

Покупка необходимых материалов для школы

Сопровождение в выездных мероприятиях школы

Помощь педагогам в организации трапезы детей

Чаепитие

Участие в субботниках и благоустройстве территории школы

Помощь ребенку при выполнении домашнего задания

Посещение разных мероприятий, организованных школой

%

Рис. 5. Формы участия родителей в жизнедеятельности воскресной учебно-воспитательной группы «Гефсимания»

знательный выбор в направлении религиознонравственного воспитания ребенка. В качестве привлекательных моментов в деятельности воскресных школ родители отмечают: организацию внеклассных мероприятий, способствующих формированию нравственных жизненных ориентиров детей; доброжелательный тон в общении с детьми, а также четкую организацию самого образовательного процесса. Вместе с тем респонденты указали и на определенные недостатки в работе воскресной школы, а именно: недостаточное материально-техническое

оснащение образовательного процесса и невысокий уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс.

УДК 316.421+316.7

Примечания

1. Пользуясь случаем, хотелось бы сердечно поблагодарить руководителя отдела религиозного образования и катехизации Покровской и Николаевской епархии, настоятеля Свято-Воскресенского храма г. Энгельса, при котором функционирует воскресная учебно-образовательная группа «Гефсимания», протоиерея Александра Милованова, и педагогический коллектив школы за помощь в проведении социологического исследования, ставшего основой для написания данной научной статьи.

2 См.: Отдел религиозного образования и катехизации // Покровская и Николаевская епархии : [сайт]. URL: http://pravpokrov.ru/eparchy/departments/religious-education.php (дата обращения: 21.05.2015).

СОЦИАЛЬНАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОКОЛЕНЧЕСКИХ СУБКУЛЬТУР

М. А. Карелин, М. В. Калинникова

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]; [email protected]

Статья посвящена анализу процесса гибридизации поколений в рамках культурного пространства. Рассматриваются естественнонаучный, геополитический, социокультурный подходы к определению понятия «гибридизация», предлагается авторское определение понятия «поколенческое пространство», анализируется процесс формирования гибрида поколений на основании результатов авторского социологического исследования. Ключевые слова: социальное пространство, гибридизация, поколения, субкультура.

Social Hybridization in the Context of Generational Subcultures

M. A. Karelin, M. V. Kalinnikova

In article we had analyzed a process of hybridization of generations within culture space. We had reviewed natural, geopolitical and social and culture approach to definition of hybridization and proposed author's definition to generation's space term. We had analyzed

© Карелин М. А., Калинникова М. В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.