Научная статья на тему 'Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития'

Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3556
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агеева Антонина Владимировна

В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в ХIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период. В статье отмечается многообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга, выделяются приоритетные направления приходского образования и наиболее эффективные педагогические методики, подчеркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых и развитии отечественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 3 (18). С. 58-66

Церковно-приходские воскресные школы:

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

А. В. Агеева

В статье анализируется деятельность воскресных школ в дореволюционной и современной России. Указываются причины их возникновения в XIX в. и возрождения при православных приходах в постсоветский период. В статье отмечается многообразие преподаваемых дисциплин и форм организации досуга, выделяются приоритетные направления приходского образования и наиболее эффективные педагогические методики, подчеркивается особая роль воскресных школ в духовно-нравственном воспитании детей и взрослых и развитии отечественной культуры.

Современные церковно-приходские воскресные школы являются одним из феноменов российского образования. Находясь в ведении епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, но не считающиеся официально частью государственной образовательной системы России, они, тем не менее, ведут большую работу по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. По сути, воскресные школы стоят на стыке двух образовательных систем — церковной и светской: с одной стороны, это элементарные духовные школы, предназначенные для катехизации и начального религиозного образования верующих; с другой стороны, это учреждения дополнительного образования детей, призванные не только дать специальные знания всем желающим, но и организовать детский досуг.

В современном, привычном нам виде, церковно-приходские воскресные школы появились в конце XX в. после нормализации церковно-государственных отношений. Но их корни уходят в историю одноименных учебных заведений, проводивших просветительскую деятельность в России начиная с середины XIX в. Таким образом, чтобы понять, почему Церковь возвращается именно к этой форме организации учебно-воспитательного процесса, необходимо проследить все этапы становления и развития воскресной школы как образовательного учреждения.

Источниками нам могут служить труды педагогов и общественных деятелей XIX — начала XX в., посвященные народному образованию; отчеты Министерства народного просвещения и училищных советов; сборники законодательных актов и материалов правительственных органов и ведомств, дающие представление о законодательном оформлении идеи воскресной школы в России; ли-

тература справочного характера (энциклопедии, педагогические словари, справочные книги по внешкольному образованию); статьи, очерки, монографии, диссертации по теме работы; материалы периодической печати («Руководство для сельских пастырей», «Церковно-исторический вестник», «Альманах “Воскресная школа”: открытый урок» и др.); материалы, собранные в результате руководства студенческой практикой.

Описание деятельности воскресных школ до революции представлено работами педагогов и общественных деятелей Х1Х—ХХ вв., а также современных исследователей. Появление первых работ, посвященных данной проблеме, можно отнести к 80-90-м гг. XIX в. Так, об истории создания и динамике развития первых воскресных школ писали Я. В. Абрамов, Дм. Вольфсон, П. В. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, М. Лемке. Известны также работы педагогов-практиков, занимавшихся непосредственно организацией учебного процесса в воскресных школах (X. Д. Алчевская, Э. О. Вахтерова, М. Н. Салтыкова, Н. В. Стасова, Д. Д. Семенов, О. В. Кайданова, С. И. Миропольский). Основную роль в деле народного образования воскресным школам отводили Н. В. Чехов, Н. А. Корф, Е. А. Звягинцев, Б. Б. Веселовский, Е. Н. Медынский. Кроме того, Н. В. Чехов в своей работе наметил общие тенденции развития воскресных школ середины XIX — начала XX в. О необходимости духовно-нравственного воспитания в воскресных школах и участия в этом Церкви писали свящ. А. Гумилевский и К. П. Победоносцев.

Отличительной чертой исследований советских ученых является их идеологическая направленность и традиция рассматривать воскресные школы как учреждения политпросвета и революционной пропаганды. Такая интерпретация деятельности воскресных школ характерна для работ И. Т. Дронова, Г. И. Ионовой, Я. И. Линкова, Р. А. Таубина, П. С. Ткаченко, Г. И. Чернявского, С. А. Пи-налова. Целый ряд исследований был посвящен деятельности отдельных воскресных школ и курсов: первых воскресных школ (М. Я. Блинчевская, А. З. Ба-рабой); воскресно-вечерних школ для рабочих Императорского русского технического общества (Б. Г. Король, В. А. Карелин); Пречистенских рабочих курсов (И. Т. Дронов); Харьковской женской школы X. Д. Алчевской (М. И. Мухин) и др. Рассматривалась учеными и проблема становления и развития воскресных школ в отдельных регионах: воскресные школы Поволжья и Урала (Н. С. Чугу-нова); воскресные школы Казани (Е. Чернышев).

Исследовательские работы 90-х гг. XX в. характеризуются несколько иным выбором проблематики. Воскресные школы рассматриваются в контексте культурно-просветительской деятельности общества. Значительное внимание уделяется организации образовательного процесса в них (Н. И. Еналеева, С. В. Ворошилова, Е. А. Кочеткова). Воскресным школам русского зарубежья уделяли внимание в своих работах А. В. Семченко, С. Н. Дубровина, А. Л. Гуревич. Среди новейших исследований можно назвать работы М. В. Попиновой (развитие воскресных школ как формы образования взрослых), И. В. Архангельской (духовно-нравственная направленность системы воспитания в школе X. Д. Алчевс-кой), Н. В. Константиновой (культурно-образовательные возможности воскресной школы в музыкальном воспитании детей). Кроме того, ряд работ молодых

исследователей посвящен культурно-образовательной деятельности Православной Церкви и церковно-приходским школам России в конце XIX — начале XX в. В частности, развитию церковно-приходских школ и особенностям обучения и воспитания в них (Р. В. Ященко, Н. М. Белых, Т. Е. Житенев, Е. В. Крутицкая, М. С. Стародубцева), а также деятельности церковно-приходских школ в отдельных регионах (Ю. Ю. Гизей — церковно-приходские школы Томской епархии, О. В. Осипов — церковно-приходские школы Оренбургской епархии, Н. Н. Наумова — церковно-приходские школы и школы грамоты Иркутской и Енисейской епархий, Л. А. Шуклина — культурно-просветительская деятельность РПЦ по материалам Курской губернии, Е. С. Введенский — деятельность РПЦ в области начального образования по материалам Ярославской и Костромской губерний, А. М. Торгашин — православные образовательные учреждения Пензенской губернии, О. П. Федрико — православные образовательные учреждения Благовещенской епархии и др.). Труды, посвященные правовому статусу современных воскресных и церковно-приходских школ, а также проблемам преподавания православной культуры, принадлежат И. В. Понкину и О. В. Чернеге.

Но, несмотря на кажущееся изобилие источников, тема церковно-приходских воскресных школ до сих пор не разработана в силу ряда причин:

• церковно-приходские воскресные школы ни разу не выступали предметом самостоятельного исследования, поэтому данные о них не систематизированы, а поиск отрывочных сведений по различным источникам затруднителен;

• перевод воскресных школ наряду с другими народными школами в конце XIX — начале XX в. из ведения Министерства народного просвещения в ведение Духовного ведомства и обратно осложняет работу с архивами;

• церковно-приходские воскресные школы составляли весьма незначительный процент от общего числа учреждений такого рода (частных, общественных, тюремных, фабричных и заводских, воскресных школ Министерства народного просвещения);

• на первых порах своего существования и начальные народные школы, и воскресные школы назывались «школами грамоты» — таким образом, возникает путаница в терминологии;

• многие документы того времени, отражающие особенности деятельности воскресных школ, не дошли до нас в силу своей специфики и особенностей государственной политики прошлого века;

• сведения о работе современных церковно-приходских воскресных школ публикуются редко; более того, такие издания, как правило, недоступны широкому кругу читателей.

Прежде чем приступить к процессу рассмотрения становления и развития воскресных школ в России, необходимо сделать некоторые пояснения относительно используемой нами терминологии. Впервые понятие «воскресная школа» появляется в педагогической литературе в середине XIX в., одновременно с массовым появлением самих воскресных школ. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1892) выделяются два основных разряда воскресных школ.

К первому разряду авторы относят школы, носящие преимущественно конфессиональный, церковный характер и имеющие своим предназначением укрепление детей и юношества в данном исповедании; ко второму разряду относятся школы, носящие образовательный характер и ставящие главной своей целью открыть доступ к образованию или продолжению образования тем, кто не имел или не имеет возможности посещать ежедневную школу. Выделяется также и общая черта, присущая всем воскресным школам: занятия в них проходят в свободное от обязательных работ время. Во 2-м томе Малой Советской Энциклопедии (1930) воскресные школы определяются как «курсы, классы, учебные заведения разного типа, в которых занятия проводятся в воскресные дни», более того, добавляется, что воскресные школы не отличаются от вечерних школ, созданных для занятий преимущественно со взрослым населением в свободное от обязательных работ время. В Педагогическом словаре, изданном Академией педагогических наук (1960), дается более узкое определение. Под воскресными школами понимаются общеобразовательные учебные заведения для рабочих, крестьян и ремесленников, занятия в которых проходили по воскресным дням. Впрочем, отмечается, что в некоторых школах занятия проходили и в будни по вечерам. Такое же определение дано и в Педагогической энциклопедии (1964) с уточнением: «воскресная школа — это одно из учреждений внешкольного образования». В Российской Педагогической энциклопедии (1993) снова выделяется два типа воскресных школ — конфессиональные и общеобразовательные. Сами воскресные школы определяются как учебные заведения для взрослых и работающих детей. Кроме того, отмечается, что такие школы — наиболее ранняя форма внешкольного образования.

Опираясь на приведенные выше определения, под воскресными школами мы будем понимать образовательные учреждения, ведущие свою деятельность по воскресеньям и праздничным дням; планирующие свою работу с учетом основной занятости учащихся.

Под церковно-приходскими школами понимаются образовательные учреждения, устраивающиеся при церковных приходах и находящиеся в их ведении. Церковно-приходские школы могут быть общеобразовательными, начальными, воскресными. В данном случае мы будем говорить о церковно-приходских воскресных школах Русской Православной Церкви.

Церковно-приходские воскресные школы в исторической ретроспективе

Воскресные школы явились одним из наиболее знаменательных достижений общественной инициативы конца 50-х — начала 60-х гг. XIX в. В эти годы в России вследствие известных социальных и экономических реформ в среде интеллигенции возрос интерес к проблеме народного образования. Несмотря на существование начальных народных школ, многие крестьяне, рабочие и ремесленные люди не могли получить желаемое образование, так как в течение всей недели были заняты на работе. Выходом из сложившейся ситуации и явилось создание воскресных школ, которое приобрело вскоре стихийный характер.

Необходимо отметить, что первые церковно-приходские воскресные школы появились в России гораздо раньше. Так, Дм. Вольфсон в своей книге «Сибирские воскресные школы» утверждает, что отдельные школы при Иркутских и Нерчинских монастырях существовали там еще с 1750 г. и были закрыты повсеместно в 1789 г. Известно также, что попечитель Московского учебного округа граф С. Г. Строганов в 1844 г. планировал основать в Москве воскресные школы, «чтобы поощрять среди населения, главным образом взрослого, религиозно-нравственные знания и святые обязанности человека», и даже получил на это благословение митрополита Филарета (Дроздова) и разрешение Святейшего Синода. Правда, о дальнейшем существовании этих школ никаких данных не сохранилось. Зато опыт воскресной школы при Нытвинском заводе Оханского уезда Пермской губернии, созданной по инициативе двух местных священников, активно обсуждался в церковных изданиях на протяжении нескольких лет. Все дело в том, что отчет о ее деятельности был помещен в «Руководстве для сельских пастырей» (1860) и стал доступен широкому кругу читателей. Активное обсуждение опыта нытвинской школы в церковной печати навело ряд исследователей (Я. В. Абрамова и др.) на мысль, что данная воскресная школа в течение длительного периода оставалась единственной конфессиональной школой Русской Православной Церкви, созданной не при монастыре.

Действительно, конфессиональные воскресные школы в России создавались преимущественно при иноверческих приходах и были нехарактерны для Православной Церкви. Наши воскресные школы отличала особая черта — это были школы грамоты, дававшие элементарное образование людям, в силу ряда причин не имевшим возможности учиться в обычной школе. Кроме того, учреждение воскресных школ при приходских храмах так и не стало распространенным явлением в дореволюционный период.

Впрочем, такая «приходская непопулярность» этих учебных заведений имеет свои объективные причины:

• воскресные школы, ставившие своей основной задачей «научение вере», столь часто встречающиеся в наши дни, в то время воспринимались как продолжение церковной проповеди и не позиционировались в качестве самостоятельных образовательных учреждений. Тем не менее, они существовали. Поэтому нытвинскую школу можно назвать «единственной приходской конфессиональной школой» с большой долей условности;

• создание конфессиональных воскресных школ при приходах Русской Православной Церкви в XIX в. было оправдано только в тех районах, которые были заражены еретическими учениями или где основную массу населения составляли инославные, так как Закон Божий преподавался во всех начальных и средних учебных заведениях Российской Империи и не было необходимости дублировать эти занятия;

• церковно-приходские воскресные школы создавались преимущественно при монастырях, а еще точнее — при духовных семинариях, так как такое их расположение снимало некоторые организационные вопросы, а также решало проблему преподавательских кадров, что являлось бы основными трудностями для школы, созданной при храме;

• воскресные школы вели образовательную деятельность в воскресные и праздничные дни, чтобы туда могли придти люди, занятые в будни на обязательных работах. Но воскресенье — самый загруженный день для церковнослужителей (литургия, проповедь, требы, молебны и т. д.). Таким образом, если по штату в храм определялись только один священник и диакон, создание воскресной школы на приходе было просто невозможно;

• экономическая нерентабельность воскресных школ также приводила к сокращению их численности. Даже ассигнования из казны зачастую не покрывали расходов на содержание. К тому же воскресная школа была своеобразным «довеском» к церковно-приходским и земским народным школам, устраивать ее было необязательно — ее основание было следствием чьей-то личной инициативы. Если такого человека в составе клира или на приходе не было, школа не создавалась.

Воскресные школы, созданные по частной и общественной инициативе при университетах, гимназиях, фабриках, заводах, железнодорожных станциях в городах и весях России тоже внесли свой вклад в развитие современных церковноприходских школ. Поэтому скажем несколько слов и о них.

Первой воскресной школой, в которой обучали грамоте, принято считать школу, открытую в Киеве группой студентов Киевского университета и Киевской духовной академии 11 октября 1859 г. с разрешения Н. И. Пирогова, бывшего в то время попечителем данного учебного округа. Инициатива создания школы принадлежала Платону Васильевичу Павлову — профессору Киевского университета, доктору исторических наук, политической экономии и статистики. Школа привлекала множество учащихся и пользовалась успехом. Другие школы возникли в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, а затем распространились по всей России.

С течением времени воскресные школы получили общественное признание, хотя отношение к ним в различных социальных кругах оставалось неоднозначным. Тем не менее, их существование было закреплено законодательно. Учебная программа воскресных школ должна была соответствовать программам начальных народных училищ, но на практике в нее вносились изменения (добавление учебных предметов, перераспределение учебной нагрузки и пр.). Это происходило оттого, что контингент учащихся, их запросы и возможности в начальных народных училищах и воскресных школах настолько разнились между собой, что требовали совершенно иной постановки учебного процесса.

Постепенно проявлялись черты, присущие воскресным школам и отличающие их от других образовательных учреждений:

• характерное время занятий (воскресные и праздничные дни);

• малочисленные и разновозрастные группы;

• отсутствие платы за обучение;

• отсутствие возрастных и сословных ограничений для обучающихся;

• прием в течение года и связанное с этим постоянное обновление состава учащихся;

• организация занятий по выходным дням и праздникам;

• свободное посещение занятий;

• наличие внеклассных занятий (праздников, чаепитий и пр.);

• организация библиотек при школах.

Рост числа обучающихся привел к возникновению вечерне-воскресных школ, в которых занятия проводились не только в воскресные дни, но и в будни по вечерам. Финансирование воскресных школ происходило в основном за счет частных пожертвований.

После Октябрьской революции и реформы системы образования воскресные школы не исчезли совершенно, но легли в основу таких учебных заведений, как народные университеты, московские школы-клубы, воскресные университеты, минимальные школы для подростков. Помимо этого, российские воскресные школы явились образцом для некоторых образовательных учреждений русской эмиграции (воскресно-четверговые школы), а также православных церковных школ, тайно существовавших в годы советской власти. Что касается содержания образования, то государственные советские школы носили не просто светский, но зачастую антирелигиозный характер; воскресно-четверговые школы русского зарубежья сочетали в себе предметы этнокультурного и религиозного компонента; тайные церковные школы были исключительно религиозными.

Современное состояние церковно-приходских воскресных школ

Церковно-приходские воскресные школы как особая форма организации духовно-нравственного, а также религиозного воспитания и обучения детей и подростков начали возрождаться в России в 90-х гг. прошлого века. Среди причин возникновения таких образовательных учреждений можно назвать следующие:

• возрождение приходской жизни;

• массовое обращение людей к вере;

• необходимость создания условий для начального религиозного образования и воспитания всех желающих;

• появление церковных семей, в которых родители приходят к вере, будучи уже взрослыми людьми, и соответственно не имеют опыта религиозного воспитания своих детей;

• отсутствие в большинстве государственных и муниципальных школ учебного предмета, позволяющего детям познакомиться с основами православной культуры и православного вероучения;

• стремление людей к общению с единомышленниками и единоверцами;

• желание взрослых организовать и устроить детский досуг на приходе.

В течение последних десяти—пятнадцати лет — со времени возрождения воскресных школ до настоящего момента — содержание образовательных программ претерпело некоторые изменения, пройдя несколько этапов развития:

• воскресные школы конца 80-х — начала 90-х гг. XX в. имели своей основной целью ликвидацию религиозной безграмотности в народе. Поэтому обучение ограничивалось курсом Закона Божия или катехизиса. Занятия проводились как для детей, так и для взрослых, причем количество взрослых групп было достаточно велико;

• постепенно происходит открытие духовных семинарий и епархиальных духовных училищ. В Москве создается Православный Свято-Тихоновский богословский институт, куда принимаются не только юноши, но и девушки. Большими тиражами начинает издаваться религиозная литература. Все это открывает возможность получения образования или самообразования. В воскресных школах постепенно уменьшается количество взрослых групп и увеличивается количество детских. Воскресные школы становятся перед необходимостью поиска новых форм работы: появляются дополнительные занятия — музыка и рисование, потом кружки по интересам;

• первые выпускники воскресных школ взрослеют и покидают приходы. Для работы с подростками нужны иные методы. При школах появляются подростковые клубы (в основном военно-патриотические и спортивные);

• педагоги, работающие с детьми и подростками в воскресных школах, с увеличением количества воспитанников и, соответственно, изменением их запросов начинают чувствовать недостатки замкнутого в рамках одного прихода существования. Выходом является заключение договоров о сотрудничестве между благочиниями и муниципальными отделами по делам молодежи, дающее поле для совместного творчества. Такое сора-ботничество приводит к организации совместных учреждений — православных культурно-образовательных центров и летних лагерей.

Литература

Абрамов Я. В. Наши воскресные школы и их нужды. [М.]: Б. и., [1895].

Абрамов Я. В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. СПб., 1900.

Алчевская Х. Д. В пользу воскресных школ. М., 1894.

Вахтерова Э. О. Как открыть, организовать и вести воскресную школу (классы) взрослых в деревне и в городе: Краткое руководство для начинающих работников школ взрослых. С приложением текста Правил о курсах и классах, списка книг по вопросам обучения взрослых и краткого списка учебников. М., 1917.

Вольфсон Дм. Сибирские воскресные школы. Томск, 1903.

Воскресная школа: открытый урок: Альманах. М., 2004. № 1.

Воскресная школа: открытый урок: Альманах. М., 2004. № 2.

Воскресная школа: открытый урок: Альманах. М., 2005. № 3.

Воскресная школа: открытый урок: Альманах. М., 2005. № 4.

Воскресная школа при храме святой великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове: К 15-летию основания. М., 2006.

Семченко А. В. Внешкольное образование российского зарубежья: Методология, теория, практика: Монография. Тамбов, 2002.

Семченко А. В. Отечественные традиции внешкольного образования в педагогике российского зарубежья: Учебное пособие. Тамбов, 2002. 50 с.

Сайт Отдела религиозного образования и катехизации Казанской епархии Русской Православной Церкви. [Электронный рессурс]. URL: www.pedagog. eparhia.ru

Сайт Синодального Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. [Электронный рессурс]. URL: www.rel.org.ru

Ключевые слова: Православие, приходское образование, церковно-приходские школы, воскресные школы, духовно-нравственное воспитание.

Parochial Sunday Schools:

History and Development

A. V. Ageyeva

The article analyses the activity ofthe Parochial Sunday schools in pre-Revolutionary and modern Russia. The author suggests reasons for their formation in the nineteenth century and their revival in parishes in the post-Soviet period. The multiplicity of the taught subjects and forms of leisure organization are noted. The author singles out priority directions of parish education and their most effective teaching methods. The special role of Sunday schools in spiritual-moral education of children and adults and in the development of Russian culture is emphasised.

Keywords: Orthodoxy, parish education, Sunday schools, spiritual-moral education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.