Научная статья на тему 'К истории православного внешкольного образования в России во второй половине XIX начале XX веков: церковные воскресные школы"'

К истории православного внешкольного образования в России во второй половине XIX начале XX веков: церковные воскресные школы" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1117
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ / СИНОД / ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ / ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов К. В.

В статье рассматривается история особого типа образовательных учреждений — церковных воскресных школ в России во второй половине XIX — начале XX века. История создания и развития воскресных школ рассматривается в контексте эволюции государственной политики и трансформации церковной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории православного внешкольного образования в России во второй половине XIX начале XX веков: церковные воскресные школы"»

УДК 94 «18/19»(470.32):281.92

К ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОГО ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ: ЦЕРКОВНЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ'

В статье рассматривается история особого типа образовательных учреждений — церковных воскресных школ в России во второй половине XIX — начале XX века. История создания и развития воскресных школ рассматривается в контексте эволюции государственной политики и трансформации церковной образовательной системы.

e-mail: kozlov@bsu.edu.ru Ключевые слова: Министерство народного просвещения,

Синод, воскресные школы, православное духовенство.

Образовательная деятельность Русской Православной церкви во второй половине XIX — начале XX века помимо создания системы церковных образовательных учреждений, организации изучения православного вероучения в светских средних и начальных учебных заведений включала организацию общего и конфессионального образования вне стен учебных заведений. Внешкольное религиозное образование или, более корректно, на наш взгляд, просвещение позволяло охватить большое количество населения, причем как детей, так и взрослых, чем могли вместить учебные заведения.

Особое место в системе внешкольного религиозного просвещения отводилось воскресным школам, которые занимали промежуточное положение между учебными заведениями, обеспечивавшими получение систематического образования, и более или менее регулярно проводимыми религиозно — просветительскими мероприятиями. Являясь образовательными учреждениями, ориентированными в своей деятельности на людей, которые в силу различных причин не имели возможности получить систематическое образование, воскресные школы, начиная с 1850-х гг., стали одной из самых популярных форм организации внешкольного образования.

Воскресные школы были порождены эпохой Великих реформ или, точнее, эпохой их ожидания. Возможно, именно поэтому в исторической литературе существуют значительные разночтения в датировке открытия первой воскресной школы. Известной датой создания первой воскресной школы является 1 марта 1859 г., когда двое священников начали проводить по воскресным и праздничным дням занятия с рабочими Нытвинского завода, расположенного в Оханском уезде Пермской губернии. Эти занятия они называли «воскресной школой». Но один из крупных дореволюционных историков внешкольного образования Я.В. Абрамов не считал ее первой воскресной школой на том основании, что «она представляла собою именно конфессиональную школу, подобную протестантским воскресным школам, и отнюдь не преследовала общеобразовательных целей»1.

В апреле 1859 г. женская воскресная школа была открыта в Петербурге М.С. Шпи-левской, а в сентябре — в Екатеринославе учителем Панченко. Но традиционно принято считать первой воскресной школой школу, открытую 11 октября 1859 г. в Киеве по инициативе 17 студентов Киевского университета и 1 студента Киевской духовной академии. Возглавил эту школу профессор Киевского университета П.В. Павлов.

На наш взгляд, приоритет именно за этой школой сохранен по двум причинам: во-первых, она стала моделью организации учебно-воспитательного процесса для всех открывавшихся впоследствии подобных образовательных учреждений. Во-вторых, открытие этой школы послужило примером, побудившим к действию киевскую интеллигенцию, и на протяжении с октября 1859 по ноябрь 1860 г. в Киеве было открыто семь

* Исследование подготовлено в рамках работ по гранту РГНФ 11-31-00202а1 «Культурнопросветительские инициативы провинциальной общественности в губерниях Центрального Черноземья в конце XIX — начале XX века: опыт микроисторического анализа» на 2011-2012 гг.

1 Абрамов Я.В. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. СПб., 1900. С. 7.

К. В. КОЗЛОВ

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

воскресных школ. Кроме этого, активная деятельность ее основателя П.В. Павлова, который, после переезда в конце 1859 г. в Петербург, продолжил заниматься созданием воскресных школ и, более того, в августе 1860 г. возглавил Совет уполномоченных, руководивший ими, в известной степени способствовала тому, что он был признан автором этой педагогической инновации.

Воскресные школы создавались в 1859 — 1862 гг. до их запрещения правительством большей частью по инициативе светской интеллигенции. Хотя идея создания воскресных школ была оценена Синодом и в № 21 «Руководства для сельских пастырей» за 1860 г. было высказано сожаление по поводу того, что духовенство недостаточно активно открывает воскресные школы, и пожелание сделать обычным делом создание их при духовно-учебных заведениях. Причем деятельность духовенства по открытию воскресных школ рассматривалась не только как катехизаторская, но и как общественно — значимая: «Пусть бы не говорили не сущие от нас, что пастыри пасут только сами себя. Пусть бы исполнилось желание правительства, чтобы пастыри были по преимуществу просветителями простого народа. Будем надеяться, что и духовенство не отстанет от светского общества, по крайней мере, в трудах воскресного обучения»2.

Но в начальный период создания воскресных школ инициатива все-таки исходила не от духовенства. Происходило это не из-за нежелания православных священнослужителей заниматься обучением по воскресным и праздничным дням. В. Вахтеров указывает на факты открытия воскресных школ духовенством в 1861 — 1862 гг., например, в Петербурге, Москве, в с. Заборье Московской губернии, в с. Ардатове Нижегородской губернии3. Но школы, открытые духовенством, терялись на фоне массового открытия воскресных школ, особенно в крупных городах, и его участие в развитии такого почина оставалось незамеченным.

Происходило это по вполне объяснимым причинам. Прежде всего, потому, что воскресные школы создавались как образовательные учреждения, контингент учащихся которых должны были создавать рабочие, то есть, воскресные школы создавались в городах. А в городах, особенно крупных, где создание и работа в них стало повальным увлечением светской интеллигенции и, соответственно, духовенство не могло сколько-нибудь успешно с этим конкурировать. Кроме этого, воскресные школы сразу же были определены как общеобразовательные учебные заведения, и поэтому воскресные беседы православных священников с прихожанами не могли считаться в полном смысле воскресной школой. Отсутствие самостоятельной инициативы духовенства по открытию воскресных школ должно, на наш взгляд, рассматриваться еще и в связи с тем, воскресные школы указом от 22 марта 1860 г. были переданы в ведение Министерства народного просвещения, а Синодом 14 февраля 1861 г. было сделано распоряжение епархиальным архиереям, чтобы ими в каждую воскресную школу был назначен священник для преподавания Закона Божия и осуществления контроля за содержанием обучения на предмет соответствия его православному вероучению. Таким образом, на священников были возложены функции законоучи-тельства во вновь открывавшихся и уже существовавших школах. И поэтому они, уже будучи задействованными в организации образовательной деятельности воскресных школ, открытых различными людьми, не ставили задачу самим инициировать создание подобных образовательных учреждений.

Создание православным духовенством воскресных школ начало активно осуществляться после издания в 1864 г. «Положения о начальных народных училищах». Произошло это по двум причинам: во-первых, потому что указом от 10 июня 1862 г. все воскресные школы были закрыты, так как работавшие в них учителя были замечены в политической деятельности. Во-вторых, потому, что «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. отдавало приоритет епархиальным архиереям и приходскому духовенству в деле организации начального народного образования в России. В числе прочего, «Положением» было определено право православного духовенства создавать воскресные школы.

Как отражение синодальной политики в этом вопросе следует рассматривать создание в 1866 г. воскресных школ при духовных семинариях, которые являлись общеобра-

2 Цит. по: Абрамов Я.В. Указ. соч. С. 59.

3 Вахтеров В. Внешкольное образование народа. М., 1896. С. 159.

зовательными учреждениями. Это обуславливалось задачами, которые ставились при создании этих школ — стать базовыми учебными заведениями для организации педагогической практики воспитанников духовных семинарий.

Очевидно, именно в это время среди духовенства сформировалось убеждение, что открывать воскресные школы является исключительно его прерогативой. Как указывал Я.В. Абрамов: «Духовенство проявляло по отношению к воскресным школам некоторую ревнивость, полагая, что они должны быть предоставлены духовному ведомству»4. Ситуация, когда никто кроме духовенства не имел права открывать воскресные школы и, кроме того, вынесенное из времени учебы в семинарии ассоциативное восприятие воскресной школы, как структурной составляющей духовно — учебного заведения, и работы в ней, как части учебного процесса, возможно и способствовало формированию такого убеждения.

Ключевым моментом реализации установки Синода на создание духовенством воскресных школ как учебных заведений, интегрирующих в своей деятельности общеобразовательные и катехизаторские задачи, стало издание Синодом указа 21 августа 1868 г., в основу которого легло заключение Учебного комитета по вопросу: «В какой мере учреждение воскресных школ согласно с учением Православной церкви?» Уникальность данного указа заключается в том, что им предполагалось разъяснить епархиальным архиереям и через них приходскому духовенству, что воскресные школы ни в коей мере не противоречат заповеди о посвящении седьмого дня недели Богу.

Для доказательства этого проводилась следующая цепочка рассуждений: в воскресные и праздничные дни следует быть на Богослужении, проводить время в молитве и чтении душеспасительной литературы. Умственный труд для людей, занимающихся физическим трудом, является отдыхом, что выражено в самом слове «школа» (сколи), означающим «праздность». Занятия в воскресной школе начинаются после Богослужения и, следовательно, не отвлекают прихожан от участия в нем. И, главное, изучаемые в школе Священная история, катехизис, объяснение молитв и церковное пение, то есть конфессиональная составляющая содержания образования, вполне согласуются с требованием Церкви проводить воскресные и праздничные дни в душеполезном учении и размышлении. И прямо указано, что «учебная цель упомянутых предметов не изменит их существа и спасительного действия»5. Еще одним аргументом в пользу признания занятий в воскресных школах богоугодным делом было «отвлечения народа от праздности и соблазнов». Особо отмечалось, что работа учителей таковой не является, ибо «сей труд совершается не с целью житейских выгод, а имеет свойство дела духовного милосердия»6.

Подобная политика Синода была вполне оправдана. «Положением о начальных народных училищах» 1874 г. воскресные школы, создаваемые государством, городскими и сельскими обществами, а так же частными лицами были отнесены к типу начальных народных училищ. Циркуляром министра народного просвещения от 3 мая 1875 г. было определено право учредителей воскресных школ самим подбирать педагогов, в том числе и законоучителей, с последующим представлением кандидатур инспектору народных училищ. На назначение законоучителей в воскресные школы было распространено действие министерского циркуляра от 17 мая 1871 г., изданного на основе указа Синода от 4 мая 1871 г., которым разрешалось допускать к преподаванию Закона Божия в начальных народных училищах выпускников духовных семинарий, не расположенных в священнический сан.

Таким образом, «Положением о начальных народных училищах» 1874 г. и последующими министерскими распоряжениями был определен тип воскресной школы, как светского начального общеобразовательного учебного заведения. Конфессиональная составляющая содержания образования и степень участия епархиальных архиереев и приходского духовенства в организации учебного процесса была точно такой же, как и в начальных народных училищах.

Нормативное оформление типа церковной воскресной школы началось с изданием «Правил о церковно-приходских школах» 1884 г., которыми не только был определен

4 Абрамов Я.В. Указ. соч. С. 72.

5 Циркулярные указы Святейшего Православного Синода 1867-1900 / сост. А. А.Завьялов. СПб., 1901. С. 66.

6 Там же.

порядок создания и регламентирована образовательная деятельность церковноприходских школ, но и были определены основные формы организации внешкольной деятельности: дополнительные классы по предметам, изучаемым в школах, ежедневные уроки для взрослых, особые ремесленные и рукодельные классы, а также воскресные школы для людей, не имеющих возможности посещать ежедневные занятия. Причем, воскресные школы могли создаваться и в тех населенных пунктах, где нет церковноприходских школ. «Правилами» была дифференцирована воскресная школа от остальных форм внешкольной деятельности как особый тип образовательного учреждения.

На создание воскресных школ Синодом сразу же было обращено внимание приходского духовенства. В 1885 г. была разослана по епархиям брошюра «Церковная школа», изданная Училищным советом при Синоде, в которой указывалось: «Мы обращаем особенное внимание наших пастырей на воскресные школы ... Что другое, а эти школы обязательно должны быть в каждом селе при храме, безразлично, есть ли там какая-нибудь школа или нет, церковно-приходская ли то школа или министерская .»7.

Немаловажным обстоятельством, на наш взгляд, являлась реорганизация воскресных школ при духовных семинариях в начальные школы с ежедневным обучением по новому Уставу духовных семинарий, утвержденному 22 августа 1884 г. Они после утверждения определением Синода от 23—30 июля 1886 г. «Правил для образцовых начальных школ при духовных семинариях» получили название образцовых начальных школ.

Таким образом, воскресные школы перестали быть учебными заведениями, сопутствующими духовным семинариям, и, соответственно, их создание перестало быть результатом административной инициативы. Теперь создание воскресных школ могло инициироваться только духовенством, а также, для их создания отсутствовали формальные требования как, например, необходимость организации педагогической практики семинаристов.

Особое значение, которое придавалось воскресным школам, в разворачивающейся деятельности Русской Православной церкви по созданию собственной школьной системы, на наш взгляд, обуславливалось тем, что для создания воскресных школ не требовалось значительного финансово-экономического и учебно-методического обеспечения. Первого — потому что занятия проходили только в воскресные и праздничные дни, а второго — потому что нормативно не было определено содержание образования воскресных школ. В «Правилах о церковно-приходских школах» 1884 г. было лишь оговорено, что в воскресных, также как и в церковно-приходских школах, должны использоваться учебники и учебные пособия, одобренные Синодом. То есть, для приходского священника открыть воскресную школу было гораздо проще, чем церковно-приходскую, что, по-видимому, в начальный период создания системы церковных школ признавалось существенным достоинством этого типа образовательных учреждений. Кроме этого, если создание церковно-приходских было делом новым для священников, то воскресные школы для них должны были стать своего рода развернутым продолжением воскресных бесед с прихожанами, которые уже прочно вошли в практику пастырского служения.

Одновременно, с предоставлением инициативы православному духовенству в создании воскресных школ, Синодом содействие в их создании было отнесено к компетенции созданных в 1888 г. уездных отделений Епархиальных училищных советов, что было закреплено «Положением об управлении школами церковно-приходскими и грамоты» 1896 года.

В 1891 г. в контексте мероприятий Синода, направленных на установление контроля над внешкольным образованием, обер-прокурор К.П. Победоносцев пролоббировал решение Министерства народного просвещения о том, чтобы все воскресные школы были подчинены духовному ведомству. Министерским циркуляром от 4 сентября 1891 г. был объявлен новый порядок создания воскресных школ. В случае, если воскресная школа создавалась при начальном народном училище или другом учебном заведении по инициативе администрации этого учебного заведения, то ходатайство об открытии школы должно было подаваться инспектору народных училищ. Во всех остальных случаях ходатайства об открытии воскресной школы должны были подаваться на рассмотрение епархиального ар-

7 Цит. по: Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884- 1909 г.). СПб., 1909. С. 431 - 432.

хиерея. Заведование воскресной школой возлагалось на приходского священника. Но поскольку в циркуляре не была детально оговорена процедура назначения заведующих, то на практике выработалось два варианта. Первый - когда учредители школы сами подбирали кандидатуру священника на должность заведующего и указывали его в ходатайстве. Второй — когда епархиальный архиерей, утверждая ходатайство учредителей воскресной школы, сам назначал священника заведовать вновь открытой школой8.

Но данный циркуляр фактически отменял «Положение о начальных народных училищах» 1874 г. в части, касающейся воскресных школ, так как он знаменовал собой следующий этап развития церковных воскресных школ — начало интенсивного увеличения их количества. А переподчинение воскресных школ духовенству по-прежнему не внесло изменений в содержательные характеристики данного типа образовательных учреждений, как церковного. То есть, не была разработана нормативная основа их организации и учебно-воспитательной деятельности. Так, например, епархиальный наблюдатель церковных школ Курской епархии И. Каплинский в письме к наблюдателю церковных школ Российской Империи В.И. Шемякину от 3 марта 1897 г. отмечал: «воскресные школы без синодальных правил представляют затруднение при руководстве ими, ибо учащие в этих школах не считают себя обязанными вести преподавание по программе предметов курса церковно-приходских школ»9.

Впервые вопрос об этом был поднят в 1894 г. на состоявшемся в Киеве Съезде членов Епархиальных училищных советов Западного края и Южной России, где по предложению И.Х. Пичеты был разработан проект «Правил о воскресных школах». На проходившем в Петербурге в 1898 г. Чрезвычайном собрании Училищного совета также высказывались мнения о необходимости нормативной регламентации образовательной деятельности воскресных школ. И в итоге было решено не разрабатывать отдельные правила для воскресных школ, а включить их в общее положение о церковных школах отдельной главой. На основе проекта киевского съезда, предложений Епархиальных училищных советов была разработана глава, касающаяся воскресных школ, утвержденного 1 апреля 1902 г. «Положения о церковных школах».

Согласно этому «Положению», ходатайства об открытии воскресных школ рассматривались и утверждались не епархиальным архиереем, как прежде, а Епархиальным училищным советом, которым назначались также заведующие — священники и учителя. Но самое главное изменение касалось содержания образования, которое было определено в объеме курса одноклассной церковно-приходской школы. Соответственно учителям воскресных школ необходимо было иметь квалификацию, позволявшую преподавать в одноклассных церковно-приходских школах. Таким образом, «Положением о церковных школах» было завершено формирование воскресных школ как самостоятельного типа церковных образовательных учреждений.

Определением Синода от 7—17 ноября 1911 г. назначение заведующего, законоучителя и учителей воскресных школ было передано в компетенцию уездного отделения Епархиального училищного совета. Но журналы заседаний уездных отделений по этим вопросам представлялись через Епархиальный училищный совет на утверждение епархиальному архиерею. Показательно в этом определении другое: компетенция уездных отделений относительно воскресных школ прописана отдельным пунктом, и воскресные школы не отнесены к формам внешкольного образования, реализующимся на базе церковно-приходской школы, как это было, например, в «Правилах о церковно-приходских школах» 1884 г. и «Положении об управлении школами церковно-приходскими и грамоты» 1896 года.

Но несмотря на незначительность затрат, требуемых на финансовоэкономическое обеспечение деятельности воскресных школ они не стали достаточно распространенным типом церковных образовательных учреждений. Так, в 1898 г. в России

8 См.: Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / сост. А. С.Пругавин. СПб., 1898. С. 216 - 219.

9 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 803. Оп. 12. Д. 86. Л. 113 об.

было 405 церковных воскресных школ, из которых 148 — были городские, а в 1907 г. — 182, в том числе 100 — городских10.

Объясняется это, на наш взгляд, рядом обстоятельств. Во-первых, воскресные школы рассматривались и Синодом и духовенством как учебные заведения дополнительного образования, и поэтому создание их не являлось первоочередной задачей по сравнению, например, с созданием церковно — приходских школ.

Во-вторых, финансироваться воскресные школы, и это было закреплено «Положением о церковных школах» 1902 г., должны исключительно из местных средств. И на всем протяжении существования церковных воскресных школ государство ни разу не выделяло им субсидий. А местных средств на воскресные школы поступало недостаточно. Так, в 1902 г. на содержание 343 школ было собрано 21589 рублей, а в 1907 г. на 182 — 13402 рублей соответственно11.

В-третьих, церковные воскресные школы, также как и светские, продолжали оставаться филантропическими заведениями. Учителя в них работали бесплатно. В 1907 г., например, зарплату получали учителя лишь в 24 школах, общий размер которой составил 2808 рублей. Причем, из этой суммы 1200 рублей приходилось на одну воскресную школу, созданную для рабочих Сормовского завода, расположенного в Балахнинском уезде Нижегородской губернии12.

В-четвертых, сокращение числа церковных воскресных школ происходило за счет сельских школ, прежде всего потому, что воскресные школы создавались для рабочих, то есть в городах. А это создавало возможности для финансово-экономического обеспечения воскресных школ, так как денежные средства на организацию этих школ выделялись промышленными предприятиями. И самое главное, частные лица из числа интеллигентных состоятельных людей, которых естественно в городе проживало больше, чем в сельской местности. Исходя из этого, сформировалось два вида воскресных школ: первый — это школы, создаваемые в городах при активной поддержке попечителей и второй — это сельские школы, создаваемые духовенством, как правило, и преподававшим в них.

Так, например, из 8 церковных воскресных школ Орловской епархии, 4 были созданы в городах при помощи частных лиц. Воскресная школа в г. Болхове была открыта по инициативе К.А. Томашевской, которая и стала ее попечительницей, попечителями мужской воскресной школы в г. Ельце являлись: А.А. Стахович, Н.И. Петров, Н.Я. Зыков, женской — О.В. Стахович, В.В. Стахович, В.В. Заусаилов и В.Р. Коротнев. По-видимому, эти же люди оказывали финансовую помощь и Елецкой женской воскресной школе, действовавшей при Аргамаченской церковно-приходской школе. А, например, воскресной школе, созданной в Тамбове в 1891 г. дочерью епископа Тамбовского Иеронима (Экземп-ляровского) М.И. Экземпляровской и содержащейся на ее средства, городская дума ежегодно ассигновала 150 рублей 13.

Кроме лучшего финансово-экономического обеспечения, в городские воскресные школы было значительно легче найти учителей и, главное, помещение под школу. Объясняется это тем, что в городах было гораздо больше образованных людей, которые могли стать учителями воскресных школ, в селах — это те же народные учителя, которые работали в церковной или земской школе. Помещения, которые в селах могли быть использованы для занятий учащихся воскресных школ, это были опять же здания начальных школ, в которых по воскресеньям зачастую проводились народные чтения.

Так, например, в остальных 4 воскресных школах Орловской епархии, созданных в селах православным духовенством, обучение проводилось самими священниками или дьяконами. В Бежицкой школе, находившейся в помещении церковной сторожки, преподавали священник П. Покровский и учитель П. Наумов, в Лавской, созданной на базе земской школы — священник П. Говоров и дьякон Ф. Семов, в Яблоновской — также работавшей в помещении земской школы — священник Л. Левицкий и учитель этой школы. Такой же ситуация была и в Фошнянской школе, созданной на базе образцовой начальной школы

10 Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909 г.). СПб., 1909. С. 437.

11 Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909 г.). С. 461.

12 Там же. С. 460.

13 Фурсова С.В. История народной школы Тамбовской губернии в пореформенный период (1861-1904 гг.). Тамбов, 2000. С. 155 — 156.

при второклассной учительской школе, заведовал которой и преподавал в ней общеобразовательные предметы священник М. Троепольский, а законоучительствовал священник Д. Поярков. Для сравнения, в Болховской школе работало 5 учителей, в Елецких — мужских и женских, соответственно — 6,13 и 7 учителей14. А, например, в воскресной школе, открытой священником Т. Бажановым при церковно-приходской школе Успенской церкви г. Боброва Воронежской губернии, усердно опекаемой попечительницей В.С. Красильниковой, работало 5 учителей при общем количестве учащихся 90 человек15.

Соответственно, финасирование городских школ были более устойчивым, чем сельских, если учесть, что крестьянские общества фактически игнорировали существование последних и не выделяли средств на их содержание. Так, волостными, сельскими и станичными обществами России на церковные воскресные школы в 1902 г. было выделено 156 рублей, в 1903 г. — 80, в 1904 г. — 240, в 1905 г. — 565, в 1906 г. — 160, в 1907 г. — 80 рублей соответственно16.

В-пятых, после 1902 г. начинается устойчивое уменьшение численности воскресных школ. Возможно, это было следствием утверждения «Положения о церковных школах», которым воскресные школы были определены как одноклассные церковно-приходские школы. Это, с одной стороны, создавало дополнительные сложности сельскому духовенству в организации по воскресеньям теперь уже одноклассной церковно-приходской школы и, с другой, могло явиться основанием для реорганизации воскресных школ в церковноприходские. И, кроме этого, по-прежнему, основным направлением образовательной деятельности Русской Православной церкви продолжало оставаться создание церковноприходских школ, следовательно, воскресные школы в свете указанных обстоятельств могли потерять свои доселе привлекательные черты.

В целом, воскресные школы можно рассматривать как достаточно показательную образовательную инициативу Русской Православной церкви, реализованную во второй половине XIX — начале XX века. Создание воскресных школ было связано со стремлением Русской Православной церкви обозначить конфигурацию собственного образовательного пространства в условиях общественного подъема 1860-х гг. Воскресные школы стали заметным явлением этого периода, а занятие внешкольной деятельностью рассматривалось российской интеллигенцией как один из важнейших критериев принадлежности к передовым слоям общества. В этой ситуации церковное руководство, не имея достаточных финансовых и материальных ресурсов для создания собственных воскресных школ, стремилось различными способами привлечь духовенство к подобной — инициативной — работе. С другой стороны, создание духовенством воскресных школ полностью укладывалось в традиционную парадигму пастырского и социального служения. На всем протяжении своего существования церковные воскресные школы находились в достаточно сложной ситуации определения правового статуса и прошли долгий путь институционализации сначала в рамках внешкольного просвещения, а затем системы народного образования и, в частности, ее православного сегмента.

ON THE HISTORY OF THE ORTHODOX OUT-OF-SCHOOL EDUCATION IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF XIX - BEGINNING OF XX CENTURIES: CHURCH SUNDAY SCHOOL

Belgorod National Research University

e-mail: kozlov@bsu.edu.ru

K.V. KOZLOV

The article describes the history of a particular type of educational institutions — the church sunday school in Russia in the second half of XIX — beginning of XX century. History of creation and development of sunday schools is considered in the context of the evolution of state policy and the

transformation of the church of the educational system.

Key words: Ministry of Education, Synod, sunday schools, orthodox clergy.

14 См.: Список церковно-приходских школ, школ грамоты и других, в ведении духовенства находящихся, школ Орловской епархии за 1901 гражданский год. Орел, 1902. С. 38.

15 Иноземцев И. Бобровская воскресная школа // Воронежские епархиальные ведомости. 1898. № 10. С. 458 - 459.

16 Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909 г.). СПб., 1909. С. 461.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.