Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2015. Вып. 2 (37). С. 80-88
Гончаров Михаил Анатольевич, канд. пед. наук, доцент Института детства МПГУ [email protected]
Плохова Маргарита Григорьевна, д-р пед. наук, профессор Института детства МПГУ [email protected]
Священный Синод и его роль
В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
в дореволюционной России
М. А. Гончаров, М. Г. Плохова
В последнее время начинает возрождаться интерес к Церкви и ее духовно-учебным институтам, которые рассматриваются в перспективе общего процесса формирования потенциала российского общества. В исторической науке их не принято считать педагогическими, хотя в чем-то духовные академии и семинарии XVIII — первой половины XIX в. можно считать таковыми. В статье анализируются понятия «духовно-учебные заведения», «духовное образование», «духовная школа», раскрывается идея создания централизованного управления духовно-учебными заведениями, роль Священного Синода в деле организации и управления духовно-учебными педагогическими заведениями (епархиальные училища, второклассные церковно-учительские школы и др.) в дореволюционной России. Рассматриваются проекты организации в России единой системы духовного образования (1766—1778). Анализируются непростые взаимоотношения в сфере народного образования Министерства народного просвещения, Священного Синода и Комитета по усовершенствованию духовных училищ. Показывается историческое и культурное значение педагогической подготовки в женских епархиальных училищах, в формировании учительского корпуса для церковно-приходских школ.
Специфической особенностью системы народного образования Российской империи являлось наличие почти у всех ведомств, начиная с Министерства народного просвещения, Военного ведомства, Ведомства учреждений императрицы Марии и заканчивая Священным Синодом, в тот или иной период учебных заведений разных форм, типов и ступеней. Такое положение было результатом определенного порядка, который сложился к началу XVIII в., — каждое ведомство само готовило для себя специалистов, управленцев или просто чиновников. Значительное число учебных заведений всех типов и форм находилось под управлением различных общественных организаций и даже частных лиц. Данный предмет исследования столь обширен, что не позволяет нам в полной мере осветить все стороны и аспекты темы, поэтому мы с особой тщательностью рас-
смотрим деятельность Священного Синода в деле организации и управления педагогическим образованием в России.
Переходя к рассмотрению этого вопроса, отметим, что к началу XIX в. Священный Синод окончательно приобрел черты централизованного «министерского» ведомства православного исповедания со всеми соответствующими ему атрибутами: министром (обер-прокурором), канцелярией, финансовым контролем, хозяйственным комитетом, духовно-учебным правлением и т. д.
Духовное ведомство в лице Священного Синода располагало огромным аппаратом администрации учреждений культа и духовно-учебных заведений. Вся система управления на местах объединялась в духовных епархиях, совпадавших с губерниями. Епархиальным архиереям кроме учреждений культа подчинялись и духовные учебные заведения: средние (семинарии и духовные училища) и низшие (приходские школы). Духовные же академии подчинялись непосредственно Священному Синоду. Российская империя была многоконфессиональным государством, и на ее территории сформировались сети учебных заведений различных Церквей: православной, мусульманской, католической и др. Исторически сложилось так, что наиболее авторитетными в стране являлись духовно-учебные заведения Русской Православной Церкви, которые оказывали определяющее влияние на развитие просвещения в стране.
В дореволюционной историографии учебные заведения Русской Православной Церкви было принято называть духовными учебными заведениями, а их совокупность — духовной школой. «Духовно-учебные заведения», «духовное образование» были понятиями, закрепившимися в нормативно-правовых актах. В последнее время начинает возрождаться интерес к Церкви и ее духовно-учебным институтам, которые рассматриваются в перспективе общего процесса формирования потенциала российского общества. В исторической науке их не принято считать педагогическими, хотя в чем-то духовные академии и семинарии XVIII — первой половины XIX в. можно считать таковыми. Прежде всего потому, что они выполняли социальный заказ государства по подготовке грамотных и образованных священнослужителей. В результате из духовно-учебных заведений выходило множество учителей разного уровня: университетских, гимназических, частных. Ведь образованных людей было мало, и само наличие хоть какого-то уровня образования позволяло заниматься преподавательской деятельностью.
Выпускники духовных академий предназначались для занятия должностей в училищах и семинариях Священного Синода, где они должны были вести богословские дисциплины. Большая часть выпускников трудилась в духовно-учебных заведениях, законоучителями в гимназиях и начальных училищах. Многие оставляли служение Богу и переходили в светскую систему образования, становясь часто директорами гимназий и даже инспекторами народных училищ.
Немаловажную роль в организации педагогического образования в России сыграли и духовные семинарии. В результате екатерининских церковных преобразований в конце XVIII века изменилась цель подготовки семинаристов при духовно-учебных заведениях. Отныне выпускники семинарии были не только приходскими священниками, но и одновременно учителями. В первой четверти
XIX в. в духовных семинариях с этой целью осуществлялась специальная педагогическая подготовка — вводилось преподавание начал педагогики, организовывалась педагогическая практика в начальных или приходских школах при семинариях. «Духовно-школьная сеть оказалась подлинным социальным базисом для всего развития и расширения русской культуры и просвещения в XIX в. Светская школа окрепла очень не скоро, не раньше сороковых годов. Именно "семинарист" в течение десятилетий оставался строителем русского просвещения в самых разных областях. История русской науки и учености вообще самым кровным образом связана и с духовной школой и с духовным сословием»1. Таким образом, духовные семинарии можно с полным основанием считать педагогическими учебными заведениями.
Идея создания централизованного управления духовно-учебными заведениями появилась в России в период преобразований Петра I. Для специального заведования учебными заведениями при Священном Синоде (1721) была устроена Особая контора под руководством синодального советника архимандрита Гавриила (Бужинского), который стал именоваться протектором школ и типографий. Конечно, это учреждение не могло быть полноценным органом управления духовными школами, ибо не имело ни нормативной базы, ни собственных средств для поддержания школ, ни способов воздействия на взгляды архиереев, их учреждающих. Для решения первой проблемы Священный Синод издал в качестве приложения к Духовному регламенту «Устав епархиальных школ» (Регулы семинарии) (1722), согласно которому и проходило учреждение вновь созданных епархиальных духовных училищ.
В царствование Екатерины II было составлено несколько проектов организации в России единой системы духовного образования. Все эти проекты отражали поиск форм духовных школ, наиболее адекватных новым образовательным концепциям. Были выдвинуты идеи разделения духовных школ по уровням, возможности продолжения образования в школе более высокого уровня, нового подхода к воспитанию духовного юношества и подготовке преподавателей, особенно для высших учебных заведений, и централизованного управления всей духовно-учебной системой, необходимого для проведения всех этих идей в жизнь.
Наиболее показательны три проекта, составленные в эти годы. Проект 1766 г. предполагал разделение семинарий на малые и большие и преобразование Московской академии в Духовный университет. Проект 1775—1777 гг. планировал учреждение Богословского факультета при Московском университете, но подчиненного Святейшему Синоду, а также подчинение этому факультету епархиальных духовных семинарий. В обоих проектах была заявлена идея централизованного управления духовными школами: в первом предусматривалось учреждение должности протектора всех духовных училищ из членов Священного Синода, во втором — директора (отличного от ректора) для высшего управления Богословским факультетом, а через него и другими духовными школами. Третий проект 1778 г. также предполагал учреждение при Московском университете Богословского факультета, но не затрагивал вопросы духовных семинарий,
1 Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 231.
а высшее богословское образование планировал включить в систему университетского образования.
Для изменений в духовно-учебной области необходима была кардинальная реформа, а для ее проведения — централизация управления, т. е. создание единого органа, который возглавил бы все многообразие духовных школ, имел сведения обо всех сторонах их жизни, был компетентен делать из этих сведений выводы и своевременно принимать соответствующие решения. Таким органом стал Комитет по усовершенствованию духовных училищ (1807).
Перед Комитетом стояли три задачи: провести реформу духовных училищ; определить финансирование духовно-учебного дела и найти возможности для этого финансирования. Данные задачи невозможно было решить без создания системы духовно-учебных заведений, которая существовала бы параллельно с системой светского образования, но со своим собственным управлением, ибо «Духовные училища не могут быть соединены с гражданскими»2. Это решение определило судьбу духовно-учебной системы и привело к очередным реформам, которые заключались в следующем: 1) преподаваемые предметы должны были соответствовать главной задаче богословского учения, а следовательно, необходимо было ввести изучение древних языков (церковнославянского и славянороссийского), древней истории, особенно священной, и истории Церкви, а также лучших образцов духовной словесности и, главное, — учения богословского «во всех его отделениях»; 2) необходимо было придать единство учебному строю, разделить училища на несколько ступеней, согласованных соподчинением от низших к высшим и восходящих к нескольким главным центрам (академиям), которые в свою очередь подчинялись бы единому органу, возглавляющему всю систему.
Таким образом, духовно-учебные заведения должны были давать своим воспитанникам не только образование, необходимое для священнического служения, но и общее в той полноте, которую сочтет необходимым духовное начальство. Кроме того, в решениях Комитета была закреплена и другая традиция духовной школы — самообеспечение кадрами. Академии должны были сами готовить преподавателей для духовной школы.
Для управления духовными учебными заведениями была учреждена Комиссия о духовных училищах (1808), преобразованная впоследствии в Духовно-учебное управление (1839), с подчинением обер-прокурору Священного Синода. Территория Российской империи была поделена на 4 духовно-учебных округа, в основе деления на которые лежали четыре крупные православные академии — Московская, Санкт-Петербургская, Киевская, Казанская. Сложилась система духовных учебных заведений: академия, семинария, уездное училище, церковно-приходская школа, соподчиненных друг другу по иерархии.
С отменой крепостного права (1861) и изменением социально-политической ситуации в стране изменилась и государственная концепция народного образования. Органы земского самоуправления и демократически настроенная общественность видели в Церкви и духовенстве силу, тормозящую развитие социаль-
2 Журнал Комитета усовершенствования духовных училищ // РГИА. Ф. 802. Оп. 17. Д. 1. Л. 55.
ных образовательных институтов. Это противостояние по вопросу о роли Церкви в деле просвещения охарактеризовал митрополит Московский Филарет (Дроздов), он писал: «Был Комитет о сельских училищах и полагал, чтобы они были светские. Один член его, князь Урусов, подал мнение, что сие надобно поручить духовенству. Говорят, что его мнение доведено было до сведения государя и одобрено. Но пришел новый министр народного просвещения (А. В. Головнин), и, говорят, уже решено, чтобы сельские училища были светские. Нам оказана одна милость, не запрещено священникам сохранить свои училища, без всякой им помощи»3. Министерство народного просвещения под влиянием общественности предприняло попытку изолировать духовенство от светской школы, от педагогического образования. Однако как только министром стал Д. А. Толстой (1866), который одновременно являлся и обер-прокурором Священного Синода, он заявил, что «коренные начала, содержимые нашей Церковью, неизменны, и ее служители посему всегда будут иметь неоспоримое преимущество пред другими учителями народа, которые иногда могут увлекаться собственными воззрениями»4.
Предвидя реформу Духовного ведомства православного вероисповедания (1867—1869), Священный Синод реформировал высший орган управления духовно-учебными заведениями — Духовно-учебное управление — в Учебный комитет при Священном Синоде (1867). Ему было поручено осуществлять руководство и контроль за всеми типами духовно-учебных заведений: академиями, семинариями, духовными училищами, женскими епархиальными училищами.
К середине XIX в. помимо средних и высших духовно-учебных заведений в ведении Священного Синода находилось значительное количество низших начальных школ (церковно-приходские школы). Однако с момента их возникновения встал вопрос подготовки для них педагогических кадров. Духовно-учебные заведения (академии и семинарии) не смогли заполнить этот вакуум. Конечно, государственные и земские педагогические учебные заведения выпускали учителей, но они уже были востребованы в земских школах. К тому же их в церковно-приходских школах не привлекала, с одной стороны, меньшая заработная плата, с другой — необходимость определения всех обучающихся за счет земств (а это подавляющее большинство выпускников) на работу в земские школы. В результате основными учебными заведениями, занимавшимися педагогической деятельностью в церковно-приходских и начальных школах, были епархиальные женские училища и второклассные церковно-приходские школы (церковно-учительские школы).
Новый тип училища — епархиальные училища — возник в первой трети XIX в. и был предназначен для девиц духовного звания. К 40-м гг. XIX в. таких учебных заведений было уже более десяти. В 1869 г. они были преобразованы в женские епархиальные училища по образцу женских гимназий Министерства народного просвещения. Такие училища были наиболее успешными образовательными педагогическими заведениями Духовного ведомства. Эти школы
3 Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию. 1831-1867 гг. Ч. 1-4. М., 1877-1884. С. 332-333.
4 Там же. С. 484.
считались не только общеобразовательными, но и профессиональными. Они сыграли очень важную роль в развитии женского педагогического образования. К 80-м гг. XIX в. епархиальные женские училища стали одним из компонентов системы женского педагогического образования в России.
При организации этих училищ духовенство в полной мере реализовывало свои представления о религиозном просвещении, воспитании и образовании. По мнению священнослужителей того времени, жене священника недостаточно было быть доброй матерью, любящей супругой и опытной хозяйкой. Она должна была не только разделять труды мужа-священника по воспитанию детей, управлению домом и приходом, но и быть ему помощницей и поддержкой в пастырском служении. В обязанности жены священника входило разъяснение, как молиться и соблюдать пост, как вести себя в церкви, как преодолевать суеверия, она была готова разделить горе и радость прихожан, поделиться с ними опытом, знаниями, нередко и деньгами. Миссия, возложенная на жену священника, требовала изучения широкого спектра наук в их практическом воплощении: помощницы священника, служительницы церкви, народной учительницы, культурной хозяйки. Поэтому особенность епархиальных женских училищ заключалась в целенаправленной подготовке воспитанниц по вероучению, медицине, сельскому хозяйству, кулинарии, шитью, педагогике. Развитие этого типа женского педагогического образования характеризуется «открытостью» и преобладанием целей общественно-полезного воспитания над первоначальными целями духовного просвещения.
Устав 1895 г. закрепил за епархиальными женскими училищами статус средних учебных заведений и одновременно предусмотрел две цели профессиональной подготовки: будущих жен священнослужителей и учительниц начальных школ. В связи с усилением педагогической направленности были пересмотрены учебные планы и программы, созданы экспериментальные педагогические классы и определена база педагогической практики для воспитанниц: приюты, воскресные школы, церковно-приходские школы и т. д. Управление епархиальными училищами было предоставлено уездным отделениям епархиальных училищных советов. Таким образом, в Духовном ведомстве образовалась «параллельная система» органов местного управления образованием, аналогичная с существовавшей уже в Министерстве народного просвещения системой коллегиальных органов управления с участием земств и общественности — губернским и уездным училищными советами.
В связи с усилением роли земств и частно-общественных инициатив в деле подготовки учительских кадров Министерство народного просвещения попросило Духовное ведомство усилить свое влияние на подготовку будущего учительского корпуса, поэтому Учебный совет при Священном Синоде распорядился «устроить второклассные церковно-учительские школы по две на каждый уезд и открыть при них школы грамоты» (1895)5.
В течение первых 7 лет эти школы еще не имели четкого правового статуса — уставов, учебных программ, регламентированных штатов, свидетельств
5 Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания // Известия по Казанской епархии. 1896. № 8. С. 1.
на учительские звания. Содержались они по остаточному принципу из фондов Духовного ведомства, т. е. дотаций из государственной казны не получали. Государственной концепции подготовки к педагогической деятельности не предусматривалось, специальных требований к преподавательскому персоналу не предъявлялось. Принимали в вышеназванные школы только мужчин, что для конца XIX в. выглядело очень архаичным. Содержание образования в них было весьма скромным и выглядело для конца века примитивно: «Второклассная школа первоначально была не что иное, как отделенный от первого второй класс двухклассной церковно-приходской школы с присоединением к нему одногодичного учительского курса. Весь курс второклассной школы — трехгодичный»6. Программа обучения включала в себя русский язык, отечественную историю, географию и черчение. Преподавательский персонал состоял из священника и трех учителей конца XIX — начала ХХ в. проблема подготовки учителей во второклассных церковно-учительских школах трактовалась как непродуманное и поверхностное решение, тем не менее данное решение достаточно быстро стало воплощаться в жизнь. Позиция Министерства народного просвещения и Св. Синода при этом была достаточно понятна: подготовить учителя с поверхностным образованием, узким кругозором, который не смог бы повысить свой социальный статус и образовательный ценз. К концу XIX в. в России было уже более 300 второклассных учительских школ.
В начале 90-х гг. XIX в. стала ощущаться недостаточность управленческого надзора за второклассными церковно-учительскими школами со стороны окружных (благочинных) наблюдателей, исполнявших свои обязанности безвозмездно. «Хотя к концу десятилетия существования церковно-приходских учительских школ по "Правилам" (1894) число их достигло до 3 тысяч с одним миллионом учащихся, однако ни центральный орган церковно-школьного управления — Училищный совет при Синоде, ни местные — епархиальные училищные советы и их уездные отделения — не имели прав государственных учреждений, а являлись в виде временных церковных учреждений. Большинство служащих в этих учреждениях не получали жалованья, а в местных органах не имели и служебных прав»7. Правительство пошло навстречу Духовному ведомству и приняло «Закон об инспекции подведомственных Священному Синоду учреждений» (1895) и «Положение об управлении церковно-приходскими и школами грамоты» (1896), согласно которым учреждалась епархиальная инспекция духовно-учебных заведений Священного Синода.
К началу XX в. вопрос о необходимости создания средних и высших педагогических учебных заведений Духовного ведомства сомнений не вызывал. Священный Синод утвердил «Положение о церковных школах ведомства православного исповедания» (1902). Оно оформило официальный статус уже существовавших немногочисленных второклассных церковно-учительских школ. Положение определяло единые принципы приема, сроки обучения, выпускную квалификацию выпускников. В содержание подготовки вводились дисциплины
6 Исторический очерк развития церковно-приходских школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909 гг.). СПб., 1909. С. 337.
7 Там же. С. 636.
психолого-педагогического цикла. В результате целенаправленной политики все многообразие духовно-учебных заведений было приведено в систему, которая строилась на принципах преемственности всех уровней образования, единых требованиях к общеобразовательной и педагогической подготовке. Духовно-учебные заведения, занимавшиеся педагогической деятельностью, подразделялись на три ступени:
1) второклассные церковно-учительские школы, дававшие начальное богословское образование и готовившие учителей только для начальных школ Священного Синода;
2) духовные семинарии, дававшие среднее богословское или педагогическое образование, примерно соответствовавшее светским гимназиям, и готовившие учителей для работы в светских и духовно-учебных заведениях;
3) духовные академии, соответствовавшие уровню высшего богословского и светского педагогического образования и готовившие учителей для средней и высшей школы.
Система духовно-учебных заведений окончательно сложилась к концу XIX в. и в неизменном виде просуществовала до 1917 г. По степени развитости структуры конфессионального образования епархии разделялись на четыре основных региона: имевшие только духовные училища; имевшие семинарию и 1—3 духовных училища; имевшие семинарию и 4—7 училищ; располагавшие академией, 1—2 семинариями и 4—7 училищами.
Таким образом, роль Священного Синода в системе подготовки педагогических кадров дореволюционной России определяется, на наш взгляд, следующими условиями:
1) «духовные школы» были учебными заведениями, где дети из семей духовенства, во-первых, получали не только богословское, но и общее образование и, во-вторых, готовились не только к проповеднической, но и к светской деятельности, а иногда и к учительской службе;
2) выпускники духовных академий и семинарий сыграли важную роль в становлении и развитии общего и педагогического образования (Л. Магницкий, Ф. Прокопович, Н. Н. Ильминский и др.).
Церковно-учебные заведения успешно выполняли социальный заказ, удовлетворяя потребности государства и общества по подготовке квалифицированных специалистов для сферы среднего и педагогического образования. К началу XX в. духовно-учебные заведения полностью закрыли вакансии преподавателей Закона Божьего в светских учебных заведениях. Имела место устойчивая тенденция перехода выпускников духовно-учебных заведений из Духовного ведомства в Министерство народного просвещения, где они становились учителями и довольно часто директорами гимназий.
Ключевые слова: Священный Синод, духовно-учебные заведения, духовное образование, педагогическое образование, духовные училища, семинарист, епархиальные женские училища, второклассные церковно-учительские школы (церковно-приходские школы).
The Holy Synod and its role in the system
OF TEACHER TRAINING IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA M. Goncharov, M. Plokhova
Recently began to revive interest in the Church and its spiritual and educational institutions, viewing them in the perspective of the overall process of capacity building of the Russian society. In historical science, they are not considered to be educational, although something spiritual Academy and Seminary of the XVIII — first half of the nineteenth century can be considered as such. The article analyzes the group ofthe concepts of «spiritual education institutions», «spiritual education», «spiritual school». Revealed the idea of creating a centralized management spiritually-educational institutions, the role of the Holy Synod in the organization and management of spiritually-educational and pedagogical institutions (diocesan school, second-class Church school teacher, and others) in pre-revolutionary Russia. Discusses the organization's projects in Russia unified spiritual education (1766-1778). Examines the complicated relationships in the sphere of national education Ministry of National Education and of the Holy Synod and of the Committee on the improvement of theological schools. Shows historical and cultural importance of teacher training in female diocesan schools, in the formation of the teacher corps for parochial schools.
Keywords: the Holy Synod, spiritual educational institutions, religious education, teacher education, religious schools, seminarian, diocesan girl's school, a second-class parish schools (Church-school teacher).
Список литературы
1. Журнал Комитета усовершенствования духовных училищ // РГИА. Ф. 802. Оп. 17. Д. 1. Л. 55.
2. Исторический очерк развития церковно-приходских школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909 гг.). СПб., 1909.
3. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергие-вой Лавры архимандриту Антонию. 1831-1867 гг. Ч. 1-4. М., 1877-1884.
4. Положение о церковных школах ведомства Православного исповедания // Известия по Казанской епархии. 1896. № 8. С. 1.
5. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937.