Научная статья на тему 'Русская традиционная школа'

Русская традиционная школа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
691
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довгий Т. П., Андрицова М. Ю., Налетова Н. Ю.

В статье подробно рассматривается опыт работы по педагогическому проекту «Региональная система духовно-нравственного воспитания школьников и учащейся молодежи Смоленской области». Предваряет исследование обозначение проблемы передачи традиции. Авторы утверждают, что методология передачи духовных традиций как взрослому человеку, так и ребенку укореняется в «особенности изучения культурно-исторических процессов в целом», где «осевой линией усвоения и присвоения духовного наследия является феномен личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская традиционная школа»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2007. Вып. 3. С. 39-58

Русская традиционная школа Довгий Т.П.

Канд. филос. наук, доцент кафедры философии Смоленского государственного университета, заместитель начальника Департамента по образованию, науке и молодежной политике Смоленской области

Андрицова М.Ю.

Ведущий специалист Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике, аспирант Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиПРО)

НалетоваН.Ю.

Канд. пед. наук, преподаватель Смоленского филиала Российского государственного открытого технологического университета путей сообщения (СФ РГОТУПС)

В статье подробно рассматривается опыт работы по педагогическому проекту «Региональная система духовно-нравственного воспитания школьников и учащейся молодежи Смоленской области». Предваряет исследование обозначение проблемы передачи традиции. Авторы утверждают, что методология передачи духовных традиций как взрослому человеку, так и ребенку укореняется в «особенности изучения культурноисторических процессов в целом», где «осевой линией усвоения и присвоения духовного наследия является феномен личности».

Французский ученый этнолог Рене Генон1 традиционной называл цивилизацию, в которой «духовный порядок господствует над всеми остальными, где всё прямо или косвенно от него зависит, где как наука, так и общественные институты являются лишь преходящими, второстепенными, не имеющим самостоятельного значения приложением чисто духовных идей»2. Немецкий философ Леви-Стросс (1848-1915) под термином «революционная» понимал техническую цивилизацию западного образца, «прогрессистскую»3. Русская цивилизация, русская школа явление традиционное, а не революционное.

Традицию мы понимаем как социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и сохраняющееся не толь-

1 Французский ученый Рене Генон, будучи католиком, в 1930 г. принял мусульманство и стал жить в Египте. Умер в 1951 г.

2 Цит. по: Юдин A.B. Русская традиционная народная духовность. М., 1994. С. 20.

3 Там же.

ко в обществе в целом, но и в отдельных социальных группах и личностях в течение длительного времени. Традиция охватывает не только материальные и духовные ценности (объекты наследия), но и процесс наследования и способы наследования. в переводе с латинского traditio - это передача и предание. Рассмотрим проблему необходимой связи русской традиционной школы с преданием и способы ее передачи.

Предание - это дух, ценности, выраженные в религиозных верованиях и культуре. Без предания невозможна сама история и ее осмысление, культура и ее освоение. Предание в структуре исторического бытия представляет форму осуществления его преемственности, а в познании является условием адекватного понимания. «Вне категории исторического предания невозможно историческое мышление. Признание предания есть некоторая абсолютная категория для всякого исторического познания»4.

Школа есть явление культурное, а значит историческое, и на нее распространяется представление об историческом бытии. «История не есть выброшенность на поверхность мирового процесса, потеря связи с корнями бытия - она нужна для самой вечности, для какой-то свершающейся в вечности драмы»5. Драма состоит в трагичности судьбы человечества и каждого человека, здесь экзистенция человеческого бытия. Драма школы как культурного явления сегодня усугублена тем, что «мы вступаем в ночь нового средневековья. Предстоит новое смешение рас и культурных типов... Для конца новой истории характерно, во всех областях, во всех ее результатах, переживание глубочайшего разочарования. во всех основных стремлениях, мечтах и иллюзиях»6. Мы видим, как в конце XX в. и в новом тысячелетии школа, культура, философия, педагогика поражены недугом рефлексии, вечным сомнением в человеке. Предание как комплекс духовнонравственных и культурно-исторических ценностей способно остановить человека и общество на краю рокового вселенского смешения, упрощения, растворения в глобальном «ничто». Православное предание и корпус национально-религиозных ценностей может явиться спасительным якорем для нации и национальной школы.

Одним из фундаментальных понятий русской социальной жизни является соборность. А. С. Хомяков рассматривал соборность как солидарную ответственность человека, общества, истории и самого бытия перед Богом. важность развития принципа соборности для

4 Бердяев H.A. Смысл истории. М.,1990. С. 12.

5 Там же. С. 53.

6 Там же. С. 139.

возрождения современной России раскрыта Г.Г. Сильницким7. Место национальной школы в реализации принципа соборности как многоуровневой ответственности совершенно очевидно и первостепенно. Это формирование ответственности за сохранение самосознания нации; сохранение традиции в истории, то есть обеспечение связи прошлого, настоящего и будущего нашего народа, и, самое главное в контексте православия, - формирование ответственности за сохранение духовно-нравственного здоровья отдельного ребенка и всего народа перед Богом.

«Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам. Оно в живой связи всех отживших родов, как музыкальная мелодия в чередовании умирающих звуков»8. Так и школа сегодняшняя - она не отражает всей полноты русской школы, но неизбежно должна стремиться к этому, она должна остаться традиционной.

I. Проблема передачи традиции. Методология передачи духовных традиций как взрослому человеку, так и ребенку укореняется в особенности изучения культурно-исторических процессов в целом. Осевой линией усвоения и присвоения духовного наследия является феномен личности, она же является предметом философии образования современной русской школы, которая не может строиться на фетишизме рациональности и прагматичности образования (информированность, ранняя специализация, умения и навыки, приспособленность к рынку труда и т. д.). Она должна достигать всеединства духовно-нравственных, интеллектуальных и чувственно-эстетических сил личности.

Свобода личности (в том числе личности ребенка) - это краеугольный камень антропологии русской философии, культуры, православной веры. Европейская культура и образование зародились в колыбели христианства, смысл которого - в изначальной свободе личности, свободе выбора между верой и неверием, добром и злом. При этом исход духовной борьбы не может быть предопределен действием внешних социально-государственных сил, но диктуется свободным духовно-нравственным выбором самого человека. И в этом вся тяжесть бремени свободы и драма человеческой жизни.

Поэтому методология изучения личности и влияния на нее не должна носить «технологический» характер, что мы и наблюдаем сейчас («социально-политические технологии», «избирательные технологии», «педагогические технологии» и т. д.). Подход должен быть не

7 См.: Сильницкий Г.Г. Земство, соборность и будущее России. Смоленск,

2000.

8 Федотов Г.П. Судьба и грехи России. В 2-х т. СПБ., 1991. Т. 1. С. 44-45.

логико-дискурсивный, а скорее интуитивно-эстетический и духовноэтический; не анализ, расчленяющий личность, а цельность - гештальт9 и описательность. «Своеобразие русского типа мышления именно в том, что оно изначально основывается на интуиции. Систематическое и понятийное в познании представляется ему. как нечто схематическое, неравнозначное полной и жизненной истине»10.

Одним словом, педагогика как гуманитарная, а не естественноматематическая наука должна изучать не ноумены, а феномены. Основным методом должен быть не номотетический (формально-логический подход изучения повторяющихся закономерных явлений, которые надо систематизировать), а идеографический, где мы имеем дело с однократным, не повторяющимся явлением, которое надо описывать и индивидуализировать. Противоположность этих методологий и сфер их применения (первой - в естествознании, а второй - в гуманитарных науках) блестяще изложил в. виндельбанд в книге «История и естествознание».

Н. Бердяев писал о методе «переживания, вхождения во внутреннее существо личности и в глубину истории народа», «углубления сознания», когда происходит, согласно платоновскому учению, «познание как внутреннее припоминание». Метод ментального, интуитивного постижения личности, народа через человеческое время (историю) разрабатывался Г. Федотовым, Н. Лосским, Л. Карсавиным, В. Ключевским, В. Дильтеем, историками французской школы «Анналов». «Как культурные системы - хозяйство, право, религия, искусство и наука - и как внешняя организация общества в союзе семьи, общины, церкви, государства возникли из живой связи человеческой души, так они не могут в конце концов быть поняты иначе, как из того же источника»11. Поэтому вне духовно-психологической, ментальной связи педагогика, психология, история, как и все науки о духе, представляют собой «агрегат, а не систему»12.

В постсоветский период школа, как и вся система образования, подверглась глобальной технологизации, алгоритмизации в плане как учебного процесса (технологии развивающего обучения), так и управления школой, подготовки и переподготовки педагогических кадров. Первостепенным в образовании стало не «что», а «как», то есть не содержание образования, а технологии обучения. Жесткая заданность технологии обучения (программа, учебник, методическое

9 Gestalt (нем.) - форма, образ, конфигурация, качество целого.

10 Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 474.

11 Дилътей B. Описательная психология // В кн.: История психологии. Период открытого кризиса. М., 1992. С. 322.

12 Там же.

обеспечение, система выявления результатов, графики, статистические таблицы, диаграммы и другие математические формы обобщения гуманитарного цикла) делает ученика и учителя механическим инструментом. При этом в процессе обучения происходит абстрагирование от индивидуальных особенностей каждого участника (ученика, учителя или даже класса как соборной личности). Индивидуальные особенности становятся побочным, отвлекающим материалом, не поддающимся математическим обобщениям и систематизации, а потому не вписывающимся в жесткую заданность технологии обучения.

Россия в конце XX в. активно и даже бурно пыталась перейти от традиционной к либеральной, технократической модели цивилизации Запада. Господствующим взглядом на общество, а значит и на школу как часть социума, стал социологический позитивизм. Согласно ему общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Еще в XIX в. один из основоположников классической социологии Герберт Спенсер рассматривал общество как биологический организм, эволюция которого приводит к поглощению индивидуального общим. Эмиль Дюркгейм энергично выступал против «индивидуалистических и психологических подходов в объяснении общественной жизни». Для Дюркгейма социологический факт имеет два признака: 1) объективное существование по отношению к отдельным индивидам; 2) принудительное воздействие на людей.

Таким образом, образовательная технология в качестве социальной оперирует учебно-образовательными фактами как объективными (внеиндивидуальными) и принудительными (строгое соблюдение технологии всеми участниками образовательного процесса), что, в сущности, является негуманитарным подходом (жестче - антилич-ностным, антидуховным). Лозунги гуманизации и гуманитаризации образования все более превращаются в миф, вводящий в заблуждение все общество.

II. Опыт педагогического проекта «Региональная система духовнонравственного воспитания школьников и учащейся молодежи Смоленской области». Педагогический проект «Региональная система духовно-нравственного воспитания школьников и учащейся молодежи Смоленской области» ставит своей задачей через национальные культурно-исторические традиции, духовно-нравственные ценности православия создать модель образования, в которую будут включены три взаимосвязанных компонента: 1) компонент, обеспечивающий возможность самоидентификации личности в русской национальной

культуре и в ее традициях; 2) компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокуль-турным окружением; 3) компонент, обеспечивающий включенность личности в современные мировые (евразийские) общецивилизационные процессы.

Выполняя договор в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви и распоряжение главы Администрации Смоленской области № 15-р/адм от 15 января 2003 г., Департаментом по образованию, науке и молодежной политике Смоленской области проведена значительная организационная и научно-методическая работа по духовно-нравственному воспитанию учащейся молодежи.

Договоры о сотрудничестве заключены между администрациями муниципальных образований: «Духовщинский район», «Кардымов-ский район», «Сафоновский район», «Ярцевский район» Смоленской области и Ярцевским благочинием Смоленской и Калининградской епархии Русской Православной Церкви; Комитетом образования Администрации Вяземского района и Свято-Троицким собором г. Вязьмы Смоленской и Калининградской епархии Русской Православной Церкви; Смоленским фельдмаршала М.И. Кутузова кадетским корпусом, муниципальным образовательным учреждением г. Смоленска «Эстетическая гимназия», Смоленским областным государственным образовательным учреждением «Прогимназия «Полянка» и храмом во имя Новомучеников и исповедников Российских г. Смоленска.

В целях реализации договора в мае 2003 г. был образован областной Координационный совет при Администрации Смоленской области по развитию системы духовно-нравственного воспитания, на заседаниях которого изучается, обобщается накопленный опыт в области духовно-нравственного и патриотического воспитания на основе культурно-исторических и религиозных традиций, рассматриваются учебно-методические материалы, духовно-просветительские программы. При администрациях муниципальных образований «Починковский район», «Холм-Жирковский район», «Руднянский район» созданы районные координационные советы по развитию системы духовно-нравственного воспитания.

Главным региональным управлением администрации области, отделом по взаимодействию с общественными и религиозными организациями совместно с Департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике был проведен семинар с

муниципальными служащими области, курирующими вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с общественно-политическими и религиозными организациями.

Департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике разработана отраслевая нормативно-правовая и программно-методическая база обеспечения функционирования и развития региональной системы духовно-нравственного образования и воспитания школьников и учащейся молодежи Смоленской области.

В Рославльском, Ярцевском, Вяземском, Гагаринском, Смоленском, Холм-Жирковском и других районах были проведены коллегии, семинары-совещания с руководителями школ по организации и дальнейшей активизации духовно-нравственного воспитания школьников на основе православных и культурно-исторических традиций Смоленщины.

Третьим Народным собором жителей Смоленщины было принято решение о введении учебных курсов «Азбука Смоленского края» для начальной школы и «История православной культуры земли Смоленской» для основной общеобразовательной школы в качестве обязательного учебного предмета. Учитывая общественное мнение, выраженное в решении Народного собора, данные учебные курсы с 2003/2004 учебного года приказом Департамента по образованию, науке и молодежной политике № 540 от 10 июня 2003 г. были введены в базисный учебный план Смоленской области.

Большая работа проводится по обеспечению учебного процесса учебниками, выпущено два издания учебного комплекта «Азбука Смоленского края», два издания учебного пособия «История православной культуры земли Смоленской». Общий тираж «Истории православной культуры земли Смоленской» составил 30 тыс. экземпляров. Первое издание было полностью профинансировано Администрацией Смоленской области, второе - Благотворительным фондом «Православная гуманитарная инициатива» при поддержке митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и издательства «Универсум». Учебное пособие «История православной культуры земли Смоленской» прошло текстологическую экспертизу Российской академии образования. В рецензии было отмечено, что авторы излагают вопросы, связанные с православным вероисповеданием в широком культурно-историческом контексте, выделен образовательно-культурологический характер учебника.

Департаментом по образованию, Областным информационнометодическим центром по духовно-нравственному воспитанию и

образованию издан сборник учебных программ, методических разработок урочных и внеклассных мероприятий «Духовное возрождение Смоленщины. Из опыта работы учебных заведений Смоленской области по проблеме духовно-нравственного воспитания и образования учащихся». Сборник включает методические, практические материалы в помощь преподавателям основ православной культуры, учителям гуманитарных дисциплин, воспитателям дошкольных учреждений. Департамент совместно со Смоленским областным институтом усовершенствования учителей, Смоленским педагогическим колледжем, Областным информационно-методическим центром ведут подготовку педагогических кадров по предмету «История православной культуры земли Смоленской» (с 2002 г. уже свыше 900 учителей прошли обучение).

Курсовая подготовка учла образовательные потребности слушателей в области богословия, православной культуры, психолого-педаго-гические и методические вопросы преподавания в школе этого предмета. В работе курсов приняли участие преподаватели Смоленского Духовного училища, Смоленской Духовной семинарии, Смоленского педагогического университета. При Смоленском педагогическом колледже открыта специализация «Учитель православной культуры». В 2004 г. состоялся первый выпуск студентов по этой специальности. В 2004 г. по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла была открыта двухгодичная школа подготовки учителей по специальности «Культурология. Православная культура». Интерес к курсу был так высок, что уже первый набор составил 100 человек. Школа функционирует при храме во имя Великомученицы Варвары, где организованы не только обучение, питание, проживание, но и наличествуют условия для духовного возрастания учителя. Существующий при храме Молодежный православный центр создает возможность общения слушателей с воцерковленными подростками.

В плане научного осмысления религиозно-философских ориентиров педагогического проекта региональной системы духовно-нравственного воспитания и образования, на базе Историко-культурного музея-заповедника «Хмелита», при финансовой поддержке Российского научного гуманитарного фонда были организованы Рождественские, Кирилло-Мефодиевские, Авраамиевские, Никодимов-ские чтения, Международная научно-практическая конференция «Историософское и литературное наследие А.С. Хомякова и современная Россия».

Начало работы1 по созданию регионалъной системы1 духовно-нравственного воспитания и образования было положено в начале 1990-х гг.

введением в государственных школах области факультатива «Основы православной культуры». Это произошло при непосредственной поддержке митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и активном сотрудничестве с государственными образовательными учреждениями епархиального Отдела религиозного образования и катехизации. Уже к 1999 г. введение факультатива привело к заметным результатам - наметился стабильный рост интереса к духовнонравственной культуре и религии в целом со стороны общества и молодежи в частности. С этого времени факультатив «Основы православной культуры и этики» стал финансироваться из областного бюджета. Востребованность предмета была доказана ростом контингента обучающихся - 16 908 учащихся13.

Со временем тематика факультативов расширилась и в настоящее время она представлена такими курсами, как «История православной культуры земли Смоленской», «Азбука Смоленского края», «Основы православной культуры и этики», «История религий», «Основы нравственности», «Православие и литература», «Духовность в церковной архитектуре г. Вязьмы», «Нравственные традиции русской семьи», «Воспитание нравственности на основе православия», «Творчество и духовность», «Подвижники благочестия».

С 2003/2004 учебного г. началось преподавание предмета «История православной культуры земли Смоленской» как составной части регионального компонента государственного образовательного стандарта Смоленской области. И сразу 227 школ области начали преподавание этого предмета. В настоящее время количество школ увеличилось до 489 с охватом 10 892 учащихся.

Заслуживает внимания опыт работы управлений образования и образовательных учреждений муниципальных образований «Вяземский район», «Сычевский район», «Починковский район», «Росла-вльский район».

Обсуждение общественностью необходимости преподавания православной культуры в государственной школе побудило Департамент Смоленской области по образованию к проведению социологического исследования, цель которого - изучение познавательного интереса и удовлетворенности учащихся предметом «История православной культуры земли Смоленской». Анкетирование учащихся носило репрезентативный характер и охватило шесть районов области: г. Смоленск, Рославльский, Холм-Жирковский, Глинковский, Ярцев-

13 В 1999 г. количество учащихся составляло 3692 человека, в 2000 г. - 3954 человека, а уже в 2002 г. - 7503 человека, в 2004 г. - 9780, в 2005 г. - 11 674, в 2006 г. - 13 137 человек.

ский и Краснинский районы. В анкетировании приняли участие 596 учащихся. Ребятам было предложено ответить на три вопроса.

1. Нравится ли тебе предмет «История православной культуры земли Смоленской»?

2. Что больше всего запомнилось?

3. Хотел бы ты продолжить изучение православной культуры?

На первый вопрос 72% учащихся дали положительный ответ; 20%

затруднились ответить; 8% учащихся дали отрицательный ответ.

На второй вопрос 47% учащихся ответили: «Рассказы о святых»; 37% учащихся на первое место поставили знакомство с храмом; 16% - иконопись.

На третий вопрос 81% учащихся ответили «да»; 18% - «нет»; 1% учащихся затруднился с ответом.

Вот некоторые выдержки из ответов учащихся: «Мне нравятся уроки православной культуры, так как на них я открываю для себя много нового». «Иногда я рассказываю дома родителям о том, что узнал на уроке. Особенно я люблю слушать, когда рассказывают на уроках о соборах, иконах и чудотворцах. По моему мнению, такие уроки обязательно нужны. Они учат добру. С их помощью я обрел новых друзей, стал добрее и приобрел много хороших качеств». «На этих уроках мы беседуем с учителем, развиваем свои мысли, свою речь, высказываем свое мнение. Эти уроки какие-то особенные, не такие, как другие. Они учат добру».

В 24 районах области проведено анкетирование учителей начальных классов по преподаванию учебного курса «Азбука Смоленского края». Выявлено положительное отношение учителей и учащихся к данному предмету, отмечены важность, своевременность и необходимость включения этого курса в учебные планы образовательных учреждений области.

В области действует тридцать три учреждения дополнительного образования детей, из них в тринадцати открыты творческие объединения, клубы по основам православной культуры, в которых занимаются 318 учащихся. Заслуживает внимания опыт работы учреждений дополнительного образования Ершичского, Демидовского, Сычев-ского, Вяземского районов, г. Десногорска.

Открыт учебный кабинет по основам православной культуры в Смоленском педагогическом лицее им. Святых Кирилла и Мефодия. Открыта домовая церковь во имя Святого апостола Луки в Смоленском медицинском колледже. Введены спецкурсы по православной культуре и этике в Военном университете ПВО, Юридическом институте МВД РФ и др.

Положительного результата по духовному оздоровлению молодежи можно ожидать только при условии единства учебного процесса и внеклассной, внеаудиторной воспитательной работы. Интересна система работы школ в этом направлении Рославльского, Починков-ского, Демидовского, Вяземского, Холм-Жирковского, Ярцевского, Гагаринского, Сычевского, Шумячского районов, г. Смоленска, г. Десногорска. Она помогает взаимоотношениям внутри социальной среды региона, объединяя образование, культуру, Церковь.

Районными органами управления образованием Смоленской области совместно с приходами Смоленской и Калининградской епархии Русской Православной Церкви проводятся Рождественские чтения, конференции, «круглые столы» по проблемам возрождения православных традиций; выставки детского творчества по православной тематике; игры-путешествия «Русь Православная»; христианские праздники - Рождество, Пасха, Масленица.

Участники этих мероприятий еще и еще раз отмечают, что воспитание, образование детей и молодежи - это не только становление ума, но и сердца. Предоставляя ребенку знания, помогая ему расти здоровым и сильным, должно научить его различать добро и зло, правду и ложь, истинную свободу от инстинктов и страстей. Необходимо воспитывать детей в духе добродетели, утверждения нравственноэтических принципов, формирования жизненных начал, благотворных для них самих и общества. Школа - это место, где ребенок не только должен учиться читать, писать, считать и рассуждать, но и приобретать твердые нравственно-этические устои.

В целях реализации договора Департаментом образования и Смоленской епархией был проведен конкурс им. М.К. Тенишевой в области инновационной деятельности среди общеобразовательных учреждений по духовно-нравственному образованию и воспитанию. В конкурсе приняли участие 29 общеобразовательных учреждений, из них из 7 муниципальных образований области (г. Смоленска, Ярцевского, Рославльского, Вяземского, Гагаринского, Сычевского, Монастыр-щинского районов) — 10 дошкольных. Материалы конкурса отражали различные направления работы по духовно-нравственному воспитанию и образованию: учебные и воспитательные программы, программы факультативных занятий, кружков различной тематики, творческих объединений, разработки учебных занятий по «Истории православной культуры земли Смоленской», «Основам православной культуры и этики», «Литературе», «Истории России», «Духовной музыке» и т. д., сценарии православных и народных праздников. Все они имеют практическую направленность и творческий подход.

В соответствии с областной программой «Развитие системы образования Смоленской области на 2004-2007 гг.» и в рамках Всероссийской конференции «Шаг в науку» Департаментом образования совместно с Соборным комитетом, Земским движением, Смоленской епархией Русской Православной Церкви ежегодно, вот уже в течение пяти лет проводятся научно-практические студенческие конференции по теме «Духовная традиция земли Русской: культурно-исторический и религиозно-философский аспекты». Ее целями и задачами являются: содействие сохранению исторического наследия России, создание в обществе атмосферы уважения к традиционным духовно-нравственным ценностям, историческим традициям, воспитание веротерпимости и противодействие религиозному экстремизму.

В рамках конференции обсуждаются важнейшие вопросы христианской, русской религиозной философии, святоотеческого наследия, православного образования, значение подвига новомучеников и исповедников Российских для возрождения духовно-нравственной жизни России, задачи взаимодействия Церкви и государства в различных областях общественной жизни, укрепления нравственных устоев жизни, возрождения семьи, воспитания детей, особенности работы с молодежью, социальное служение Церкви, проблемы науки и культуры в свете православного миропонимания.

III. Религиозное образование. Современная региональная система духовно-нравственного образования и воспитания не может быть представлена только государственными образовательными учреждениями, так как за последние годы получила большое развитие система епархиальных православных образовательных учреждений.

Благодаря митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу в Смоленской области создана единая негосударственная система духовно-нравственного образования, задача которой определяется так: «Привести детей от пассивного восприятия христианских истин к активному соработничеству с Церковью в деле духовно-нравственного возрождения России».

В систему духовно-нравственного, негосударственного образования Смоленской области входят:

1. Воскресные школы: детские и взрослые. Количество детских школ - 36, общее количество учащихся детей - 410. Количество взрослых школ - 24, количество слушателей - 321.

2. Дошкольные образовательные учреждения: Православный детский сад в г. Смоленске; Православный детский сад в г. Велиже.

3. Образовательные учреждения: Православная гимназия в г. Смоленске, Православная гимназия в г. Рославле.

4. Межъепархиальное Духовное училище в г. Смоленске (среднее православное образование).

5. Смоленская Духовная семинария (высшее православное образование).

Православный детский сад и православные гимназии имеют программу, включающую основное базовое образование и основы православной культуры, а Духовные училище и семинария в качестве специализированных духовно-учебных заведений занимаются развитием богословского образования и готовят пастырей и клириков Церкви. Таким образом, в процесс духовно-нравственного образования включены все возрастные группы - от самого раннего до уже вполне зрелого возраста.

Воскресные школы. В 1989 г. в Смоленске открылась первая воскресная школа при Свято-Успенском кафедральном соборе. Она ставила перед собой невероятные в то время задачи - привести детей в Церковь, дать основы православного вероучения. Первые ученики воскресной школы представляли собой ребят разного возраста - от четырех до четырнадцати лет. Занятия в школе проходили один раз в неделю, после воскресного богослужения. К 1992 г. в школе было уже восемь разновозрастных групп. Кроме Закона Божия, где изучали вероучительные основы, в курсе воскресной школы появились такие предметы, как церковнославянский язык, иконопись, рисование, английский язык, основы церковного пения и церковной музыки. При школе возник и детский православный театр. На Рождество и Пасху в воскресную школу приходит много ребят, чтобы посмотреть детские спектакли. Школа становится неотъемлемой частью духовной жизни города. Учителя, обучающие детей, - это специалисты-профессионалы, они же прихожане Успенского собора. Важным моментом в существовании воскресной школы является возможность миссионерской работы с родителями, которую преподаватели получили через своих учеников. Идет время, сегодня многие из первых воспитанников воскресной школы стали студентами Духовной семинарии, священниками, регентами.

При храме Новомучеников и исповедников Российских создан комплекс духовного образования и воспитания не только для детей и молодежи, но и взрослых людей. В воскресной школе, являющейся составной частью Духовного православного центра, работают три преподавателя, обучающие 40 воспитанников в возрасте от четырех до тринадцати лет. Дети по возрастному принципу разделены на три группы. Каждая группа имеет собственную программу. Воскресная школа использует различные новаторские методики преподавания.

На основе методики преподавания церковнославянского языка, разработанной доктором филологических наук Н.А. Саблиной, был открыт дизайнерский курс, который позволит преподавать церковнославянский язык в живой, увлекательной форме. Воскресная школа имеет обширную библиотеку, специально оборудованные классы, музыкальный зал, домашний кинотеатр. Ежегодно ученики воскресной школы совершают паломнические поездки.

Со временем, используя опыт работы воскресной школы при Успенском соборе, в области стали открываться и другие воскресные школы.

Православный детский сад. Первое звено в системе духовно-нравственного образования и воспитания - это православный детский сад. Ответственность за него в дореволюционной России традиционно ложилась на семью, а затем и школу, в которой преподавание Закона Божия было предметом обязательным. Сегодня, как известно, дети не получают у себя дома не только традиционного православного воспитания, но зачастую лишены возможности в получении самых элементарных нравственных понятий. В такой ситуации необходимо помочь ребенку научиться различать добро и зло, дать понятие о грехе и его последствиях, помочь услышать голос своей совести.

За последние годы во многих регионах России созданы православные дошкольные учреждения и группы на базе государственных детских садов. Первый православный детский сад в Смоленске был устроен в 1991 г. Сегодня детский сад имеет устоявшиеся традиции, а также развивающую и обогащающую программу. В нем функционирует несколько возрастных групп.

Младшая дошкольная группа (3-4 года) и средняя дошкольная группа (4-5 лет) занимаются по развивающей программе, в старшей дошкольной группе детей готовят к поступлению в гимназию, школу.

Православное воспитание в детском саду имеет, в том числе, такие цели, как пробуждение личности ребенка, развитие творческих способностей, умственное и физическое развитие, воспитание у детей чувства почтения и любви не только к родителям, но и к другим людям, бережное отношение к окружающему миру, формирование религиозного мировоззрения, которое тесно связано с церковной жизнью.

Особое значение придается церковным праздникам, ожидание которых расширяет сферу положительных детских переживаний, эмоций. Слушание духовной музыки, чтение стихов, красота христианских обрядов благотворно воздействуют на чувства и сознание детей. Православное воспитание детей осуществляется преимуще-

ственно личным примером педагогов и всего персонала дошкольного учреждения, членов семьи, людьми верующими и воцерковленными.

Характерные черты христианской жизни - щедрость, гостеприимство и милосердие к тем, кто нуждается. Эти качества необходимо закладывать с детства. В формировании духовной жизни ребенка необходимо соблюдать осторожность и терпение, так как чрезвычайно важно, чтобы духовная жизнь слагалась в естественной обстановке. Все эти принципы православной педагогики положены в основу программы воспитания детей в детском саду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Православные гимназии. В августе 1992 г. на Смоленщине была открыта Православная гимназия. Первыми ее учениками стали выпускники воскресной школы Успенского кафедрального собора, которые и составили первый гимназический класс. В 1993/1994 учебном году школа приобрела полный начальный курс. За это время были разработаны и созданы основные документы школы, Областной комитет по образованию выдал аккредитацию. С тех пор бюджет гимназии стал складываться не только из епархиальных средств, но и дотации государства. Численность учащихся составляет 250 человек. Режим работы - шестидневная учебная неделя. Продолжительность уроков - 40 минут, среднее количество уроков в день - от 6 до 8. В течение дня предоставляется двухразовое питание.

Гимназия работает по типу школы продленного дня. В первой половине дня - обычные уроки: математика, русский язык и т. д. Во второй половине дня -специализированные уроки: Закон Божий, история Церкви, библейская история, литургика, церковное пение, риторика, история искусств, древние языки.

Гимназия имеет определенную материальную базу: гимназическую церковь, 18 классных комнат, библиотеку, столовую, кабинет информатики, оснащенный компьютерами.

Целью образования в гимназии является получение прочных базовых знаний, формирование православного миропонимания, основанного на традициях национальной культуры и святоотеческого предания, также приобретение навыков самообразования, получение углубленных знаний по выбранному профилю. Эта цель реализуется введением в учебно-воспитательный процесс широкого курса гуманитарных дисциплин, применением современных методик. Исходя из вышеуказанных целей, следует формировать и группы задач.

При формировании православного миропонимания гимназия должна уметь показать подрастающему поколению роль христианства и Русской Православной Церкви в историческом и культурном строительстве России.

Образовательный процесс в гимназии осуществляется на основе базового образования, определяемого Министерством образования и науки РФ, Смоленской епархией и Смоленским областным департаментом образования. Содержание образования в гимназии составляет совокупность базисного и гимназического компонентов.

В построении образовательного процесса выделяются три ступени.

1. Начальная школа. Курс ориентирован на пристальный индивидуальный подход к каждому ученику. Методическая работа основывается на богатейшем педагогическом наследии прошлого, на идеях К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, С.А. Рачинского и др.

Традиционная система дисциплин начальной школы: русский язык, чтение, математика, природоведение, изобразительное искусство, пение, физкультура, труд - дополняется уроками начал православной культуры: христианская литература, христианская этика, мировая художественная культура.

2-3. Средняя школа. Курс ориентирован на формирование научно-логического мышления, а также образно-эмоционального и религиозного. В образовательный круг дисциплин средней школы входят предметы базового и гимназического компонентов, а также развивающие занятия и кружки. В средней школе вводится несколько направлений, соответствующих склонностям и способностям учащихся: гуманитарное, лингвистическое, физико-математическое, музыкальное.

Решение поставленных задач регулируется уставом и правилами, принятыми в гимназии.

Ученики должны в воскресные и праздничные дни посещать богослужения, не менее одного раза в месяц бывать у исповеди и Святого Причастия, обязательно участвовать в общей молитве перед началом учения. Ссоры, брань и драки между учениками — под строжайшим запретом. Запрещается курение и употребление алкоголя, строжайше преследуются употребление нецензурных слов, а также всякие действия, противные нравственной чистоте.

Соблюдение указанных правил положительно отражается на внутренней жизни гимназии. В ней присутствует совершенно особая атмосфера искренности, взаимопонимания и теплоты. Некоторые из учеников гимназии уже стали студентами Смоленской Духовной семинарии.

В 1996 г. была открыта еще одна Православная гимназия в городе Рославле, ставшая неотъемлемой частью мужского Спасо-Преоб-раженского монастыря и прихода. Гимназия находится на попечении

монастыря, окормляется игуменом Сергием (Зятьковым), настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, и духовенством.

На сегодняшний день в гимназии обучаются 134 человека. Штат составляют 30 учителей и 15 работников гимназии. Среди учительской корпорации есть преподаватели в священническом сане. Учебный процесс гимназии тесно связан с богослужением.

Содержание образования в гимназии включает базисный и гимназический компоненты. В своей педагогической практике Росла-вльская гимназия использует нетрадиционные методы образования и воспитания учащихся. В школе функционирует «гимназическое братство», которое состоит из воспитанников старших классов, активно вовлекаемых в процесс самоуправления. На базе Рославльской школы проводятся международные семинары по религиозным вопросам, проходят ежегодные Сретенские православно-педагогические чтения. Учащиеся гимназии активно участвуют в общественной жизни города.

Духовное училище. В 1989 г. трудами митрополита Кирилла и по решению Священного Синода Русской Православной Церкви в Смоленске было открыто межъепархиальное Духовное училище. В 1995 г. Духовное училище было преобразовано в Духовную семинарию. В декабре 1998 г. регентское отделение семинарии образовало Смоленское межъепархиальное православное духовное училище (СМПДУ) -специализированное духовно-учебное заведение. В Духовное училище принимаются граждане мужского и женского пола в возрасте до 35 лет, имеющие среднее образование. Поступающие в училище сдают вступительные экзамены по Священной истории, основам православной веры, церковному пению. Срок обучения три года. Возглавляет училище монахиня Иоанна (Кадурова). В училище функционируют четыре отделения.

1. Регентское отделение, которое готовит дирижеров церковных хоров. В программу этого отделения входят музыкальные дисциплины (вокал, дирижирование, аранжировка, полифония, гармония, сольфеджио, история духовной и церковной музыки, церковное пение), а также богословские и исторические дисциплины.

2. Катехизаторское отделение готовит специалистов в области богословских наук для преподавания основ вероучения в государственных школах, училищах. В программу входят нравственное, догматическое богословие, патрология, сектоведение, философия, история Русской Православной Церкви, общецерковная история и древние языки: латинский и греческий.

3. Иконописное отделение, готовящее иконописцев и реставраторов. В программу включены специальные дисциплины: история

иконописи, иконография, иконоведение, композиция, техника живописи и реставрация, история православного искусства.

4. Отделение сестер милосердия готовит православных медицинских сестер. Отделение сестер милосердия функционирует на базе медицинского колледжа города Смоленска. Помимо специальных предметов: фармакологии, анатомии, патологии, микробиологии, сестринского дела - студенты проходят курс богословских дисциплин, направленных на благотворительную деятельность.

В училище работают 24 преподавателя, из которых шесть человек имеют богословское образование, восемь - высшее музыкальное, десять - высшее светское, из них два - кандидаты наук.

Студенты и педагоги училища поддерживают контакты с Санкт-Петербургской Духовной академией, Богословским Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (Москва), Московской Духовной академией, а также со многими учебными заведениями России.

Духовная семинария. Смоленская Духовная семинария, являющаяся высшей ступенью в системе духовного образования Смоленщины, основана в 1728 г. епископом Гедеоном (Вишневским). Выпускники Смоленской семинарии становились известными деятелями культуры, науки, искусства и Русской Православной Церкви. Среди них архимандрит Макарий (Глухарев) - выдающийся миссионер, один из первых переводчиков Библии на русский язык; архиепископ Николай (Касаткин) - основатель Японской Православной Церкви; ученый-почвовед, профессор В.В. Докучаев; поэт и переводчик И.И. Виноградов; знаменитый писатель-фантаст А.Р. Беляев; художник Н.И. Яблонский, ученый-краевед И.И. Орловский и многие другие.

Сегодня о Смоленской духовной семинарии знают не только в России. Здесь преподают профессора и преподаватели из ведущих богословских вузов и университетов Европы и Америки. Курс лекций по истории русской философии читает протоиерей Владимир Мустафин, профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, по истории Русской Церкви - профессор университета Западного Онтарио (Канада) Д.В. Поспеловский, по истории Юго-Западной митрополии России - доктор Ю.В. Освальт (Франкфурт-на-Майне, Германия) и другие. Частые гости семинарии - известные деятели русского зарубежья, ученые, писатели. Тесные дружеские связи установились с Минской Духовной академией, Тобольской, Коломенской, Калужской, Костромской семинариями, Минским европейским университетом. Смоленская Духовная семинария регулярно проводит конференции, посвященные истории и актуальным проблемам богословского образования в России.

С 2000 г., в соответствии с определениями Архиерейского Собора от 2 декабря 1994 г. и Священного Синода от 19 июля 1999 г., семинария перешла на пятилетний срок обучения. В связи с этим в программу введены новые предметы: риторика, история политических и социальных учений, история христианского искусства, основы права. За эти годы семинарию окончили 217 человек, из них пастырское отделение - 125, регентское - 94, 58 человек из числа окончивших приняли священнический сан. Большинство из них служат в храмах Смоленско-Калининградской епархии, но встретить воспитанников семинарии можно и во многих других епархиях России.

Начавшееся в конце 1980-х годов церковное возрождение вызвало образование многочисленных духовных учебных заведений, главной целью которых было не развитие системы богословского образования, а скорейшая подготовка священнослужителей. Однако, как выяснилось впоследствии, ведущее место в системе богословского образования заняли именно те учебные центры, которые с самого начала имели определенную концепцию развития и постепенно, с ростом возможностей, реализовывали ее. По такому пути развивалось и духовное образование в Смоленске. Оно имело своей целью развитие школы с учетом новых требований, которые предлагает христианству современный мир. Студенты и преподаватели семинарии в процессе поездок за рубеж знакомились с жизнью и организацией учебного процесса в теологических центрах Запада. Тесные контакты с Санкт-Петербургской католической семинарией способствовали знакомству студентов смоленской школы с историей Римо-католиче-ской церкви. Западные теологи и преподаватели из Санкт-Петербурга читали курсы лекций по истории средневековой западной философии, западному церковному праву, современной западной философии, истории церковной живописи и архитектуры и многим другим дисциплинам. В семинарии прошел ряд научных конференций, посвященных вопросам истории и развития богословского образования в России. Смоленск стал местом встречи и диалога между сторонниками различных путей развития богословия.

Учебные программы семинарии предполагают основательное знакомство с гуманитарными предметами: историей России, русской и западноевропейской литературой, стилистикой, историей русской и мировой философии, педагогикой, психологией. Это свидетельство того, что духовная школа в Смоленске осуществляет тесную связь со светской наукой. Можно надеяться, что опыт Смоленской Духовной семинарии окажется полезным и для других учебных заведений Русской Православной Церкви, а реформа в целом приведет к повыше-

нию образовательного уровня священнослужителей и богословов, окончивших эти школы и определяющих своей пастырской деятельностью будущее Церкви.

Подводя итог краткому обзору опыта духовного образования Смоленской области, отметим, что восстановление в современной школе национальных культурно-исторических и духовно-нравственных традиций, насчитывающих десять веков, возможно при условии укрепления традиционной русской школы в духовных координатах православной цивилизации.

THE RUSSIAN TRADITIONAL SCHOOL

T.P. Dovgiy, M.Y. Andritsova, N.Y Naletova

This paper thoroughly examines the acquired experience of work on the 'Regional System of Spiritual and Moral Education of Schoolchildren and Students in the Smolensk Region (Russia)' Pedagogic Project. In the opening to the research, the authors trace the problem of how a tradition is being transmitted. The authors state that the methodology of transmission of spiritual traditions to both an adult and a child is rooted in 'the characteristic features of studying the cultural and historical processes as a whole", in which case "the axis of learning and assimilating the spiritual heritage is the phenomenon of personality".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.