И. В. Моисеев
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
КИРИЛЛА
В данной статье изложены основные виды педагогической деятельности Святейшего Патриарха Кирилла на протяжении жизни и служения Его Святейшества Русской Православной Церкви: воспитательная, преподавательская и научная, управленческая и организаторская, а также общественная и проповедническая деятельность. Отмечены нововведения, инициированные Патриархом Кириллом для совершенствования педагогической системы как российского богословского образования, так и всех современных педагогических направлений деятельности Русской Православной Церкви Московского Патриархата — миссионерская, катехизическая, социальная и молодежная работа. Исходя из анализа деятельности Архипастыря, в статье делается вывод о востребованности изучения опыта Первосвятителя не только в религиозной, но и светской среде для обогащения педагогической теории и практики.
Ключевые слова: педагогика, воспитание, образование, деятельность, Патриарх Кирилл.
I. Moiseev
PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE HOLY PATRIARCH OF MOSCOW AND ALL RUSSIA KIRILL
The article outlines the main types of pedagogical activity of His Holiness Patriarch Kirill during the life and ministry of His Holiness the Russian Orthodox Church, i. e. educational and research, administrative and organisational, and also social and missionary activities. Innovations initiated by Patriarch Kirill for the improvement of the pedagogical system of both Russian theological education and all modern pedagogical activities of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate — missionary, catechetical, social and youth outreach — are noted. Based on the analysis of the Archpastor's educational activity, the author concludes that it will be beneficial to study the Primate's pedagogical experience in order to enrich pedagogical theory and practice not only in a religious, but also in a secular environment.
Keywords: pedagogy, upbringing, education, activity, Patriarch Kirill.
Святейший Патриарх Кирилл известен своей широкой деятельностью в разных сферах жизни, от епархиального (регионального) значения до уровня мирового масштаба. Немалое место в биографии Патриарха занимает педагогическое служение, которое необходимо изучать, анализировать, а также использовать данный педагогический опыт по мере возможности в современной педагогической теории и практике. Такой подход, по нашему мнению, может обогатить современную педагогику, так как Святейший Патриарх использует в своих
взглядах целостный подход к миру и человеку, рассматривающий его телесную, душевную и духовную стороны бытия.
Предмет данной статьи — это педагогическая деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках служения Его Святейшества Русской Православной Церкви Московского Патриархата как на Патриаршем Престоле, так и по мере становления личности Архипастыря с ранних лет.
Целью данной работы является обзор и анализ исторического хода развития педа-
гогической деятельности Святейшего Патриарха Кирилла для обоснования необходимости изучения и применения воззрений Его Святейшества в современной педагогической практике.
Методологической основой исследования служат три уровня методологии: на философском уровне — это идеалистическая методология, на общенаучном — это системно-структурный, функциональный, деятельностный и целостный подходы, а на конкретно-научном уровне — культурологический, аксиологический, средовый и личностный педагогические подходы.
Технологический уровень методологии педагогики представлен следующими теоретическими методами исследования: анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция, идеализация, мысленный эксперимент, сравнение, ранжирование, классификация, сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ биографических источников (литературных, публицистических, документальных); историко-педаго-гический и теоретический анализ трудов Святейшего Патриарха Кирилла, а также церковно-исторической, психолого-педагогической, религиозно-философской литературы по теме исследования; систематизация и обобщение полученных педагогических материалов.
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) в книге «Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание» представил в систематизированном виде высказывания и деятельность Предстоятеля Русской Православной Церкви, однако в данной статье мы анализируем и делаем акцент на педагогическом аспекте обширной деятельности Святейшего Патриарха Кирилла. До сих пор анализ педагогической деятельности Архипастыря в педагогической науке отсутствует.
Служение и труды Святейшего Патриарха Кирилла на протяжении всей жизни Его Святейшества были связаны с образованием в широком и узком смысле этого
понятия. Рассмотрим основные этапы педагогической деятельности Патриарха Кирилла, включая период до интронизации митрополита Кирилла.
Педагогическое служение Архипастыря началось с преподавания в Ленинградской (нынешней Санкт-Петербургской) духовной академии и семинарии. Будущий Святейший Патриарх был помощником инспектора по воспитательной работе и одновременно исполнял обязанности классного наставника первого класса духовной семинарии. Имея данные должности, молодой иеромонах Кирилл получал первый и очень ценный практический педагогический опыт, который заложил фундамент к способности педагогического руководства вначале в ЛДА, затем в Смоленской и других епархиях, а после — и во всей Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Затем Его Святейшество (будучи архимандритом, а затем архиереем) был ректором Ленинградской духовной академии на протяжении десяти лет. Так оценивает данный период жизни Ленинградской академии российский историк, профессор М. В. Шкаровский: «Молодой ректор энергично приступил к управлению духовными школами, руководил заседаниями совета академии, регулярно встречался с профессорами и студентами. В академии были организованы новые научные кафедры, успешно работала Библейская группа. Учебный план был пересмотрен таким образом, чтобы изучение богословских дисциплин сделать более концентрированным. Помимо лекций в практику вводились семинары. Сам архимандрит Кирилл с 6 февраля 1975 г. читал курс лекций по патрологии на 2-м курсе академии. Кроме того, он <...> периодически читал лекции на богословском факультете Хельсинкского университета и в Духовной семинарии Финляндской Православной Церкви в городе Куопио» [1, Д. 4. 1. Л. 153-154; 4, с. 85]. Новый ректор не боялся вносить изменения
в привычный уклад жизни духовно-образовательного заведения, тем самым совершенствуя сложившуюся систему дореволюционного образования. Будущий Архипастырь педагогически мудро не оставлял преподавательской деятельности, чтобы самому чувствовать импульс и не отрываться от образовательного процесса, которым он руководил, а также непосредственно знать таланты и слабые стороны воспитанников академии через общение на лекциях и семинарах. В то же время, имея преподавательский опыт за рубежом, ректор имел возможность перенимать опыт у иностранных коллег и, по словам отца русской педагогики К. Д. Ушинского, творчески адаптировать его под российскую почву. Данная тактика способствовала ощутимому развитию ленинградских духовных школ, в том числе благодаря чуткому педагогическому таланту Предстоятеля.
Нынешний Патриарх впервые в истории Русской Православной Церкви открыл в 1979 г. при духовной академии регентский класс, выросший в дальнейшем в регентское отделение для обучения женщин, в том числе богословским наукам, ставшее образцом для подражания для других духовных школ [16, с. 61], а также ввел в Ленинградской духовной академии и семинарии уроки физкультуры [12]. Открытие регентского отделения являлось в то время прорывом, аналогов которому не было в Русской Православной Церкви. Будущий Первосвятитель проявил педагогическую дальновидность, претворяя в жизнь свои стратегические планы по развитию религиозного образования на территории России. Выпускницы регентских отделений духовных школ, получившие в том числе и богословское образование, становились не только музыкальными педагогами, но и преподавателями Закона Божьего в воскресных школах, об открытии которых тогда сложно было размышлять в силу жесткого отношения властей к Церкви. Введение занятий по физической культуре ха-
рактеризует нынешнего Архипастыря как педагога с широкими взглядами, который способен отделять консервативный подход Церкви в вопросах веры от необходимости гармоничного развития личности, а также возможности использования современных образовательных средств.
Одной из важных задач духовного образования тогда еще архимандрит Кирилл видел в преодолении разрыва между русской богословской наукой, которая находилась в изоляции из-за правительственного режима, и достижениями западной богословской мысли, которая могла обогатить своими разработками и идеями воспитанников духовной академии. Перевод сочинений западных авторов на русский язык был поставлен ректором ЛДА на систематическую основу. «Я организовал целый цех переводчиков, мы вводили всю эту литературу в учебный процесс», — рассказывает Святейший Патриарх [11].
Первосвятитель, будучи ректором академии, вел обширную деятельность. Его Святейшество «был председателем совета академии и семинарии, распорядительного собрания, Библейской группы, приемно-экзаменационной комиссии, координационной группы по внедрению семинаров в учебный процесс, заведующим кафедры Священного Писания, а с 1982 г. и классным наставников (куратором) одного из курсов духовной академии» [2, Д. 4. 1. Л. 153-154, 162; Д. 4. 2. Л. 64, 77]. Помимо научной и учебной работы, заботы Архипастыря распространялись и на хозяйственное обеспечение условий обучения студентов ленинградских духовных школ.
Одним из важнейших достижений административно-хозяйственной деятельности Предстоятеля на посту ректора было первое с момента возрождения академии в 1946 г. значительное расширение площади. Здание, расположенное по адресу наб. Обводного канала, д. 13 а, переданное в 1977 г. в аренду ЛДА согласно решению Ленгори-сполкома от 4 апреля 1977 г., было приспо-
соблено под студенческое общежитие и лазарет. Ректор, выступая на одном из административно-научных советов академии, сообщил, что «Ленгорисполком согласен передать академии части ее здания (наб. Обводного канала, д. 17), занятой учебным комбинатом "Главзапстроя". Однако эта передача предусматривалась только тогда, когда учебный комбинат освободит помещения (этого события пришлось ждать около десяти лет)» [3, Ф. 1. Оп. 2. Д. 50. Л. 26-27].
Богословский уровень духовной академии и ее авторитет в международном церковном сообществе заметно росли за счет активной международной позиции архиепископа Кирилла. В ЛДА обучались иностранные студенты, а также для выступления перед студентами приглашались иностранные профессора, проводились международные научные конференции в самой академии, а также представители духовных школ принимали участие в симпозиумах за границей. Все это существенно расширяло научный кругозор преподавателей и студентов вверенного будущему Патриарху учебного заведения. Кроме того, «в 1979/1980 учебном году начал выходить настенный "Вестник академии и семинарии", в академии продолжились научные исследования, включая библейскую проблематику; в частности, был поставлен вопрос об изучении славянских рукописей Священного Писания» [16, с. 61-62].
Со временем активная деятельность владыки Кирилла и помощников Его Высокопреосвященства дала свои плоды. Академия стала привлекать интеллигентную мыслящую молодежь. К концу пребывания на посту ректора будущего Святейшего Патриарха Кирилла более 25% всех учащихся имели высшее светское образование. Это был очень большой процент по сравнению с другими духовными школами. Вот как об этом говорит Святейший Патриарх: «За время моего ректорства — не потому, что я делал это один, а просто у нас была замечательная команда профессо-
ров, молодых педагогов и даже студентов, которые активно в этом участвовали, — изменилась жизнь школы. Количественно школа увеличилась в три или четыре раза... Мы вели активную работу с нецерковной молодежью и нецерковной интеллигенцией. И все это происходило в нескольких минутах ходьбы от Невского проспекта, от центра города» [9, с. 31-32]. «Но самое, может быть, замечательное — это литургическая жизнь наших духовных школ. Мы действительно чувствовали себя одной христианской семьей, одной общиной», — считает Патриарх Кирилл [14, с. 18-19].
Принцип миссионерской открытости духовной школы способствовал завоеванию авторитета и интереса к учебному заведению в светском обществе и, следовательно, привлечению в стены академии новых студентов. Принцип общинности укреплял академическую семью посредством совместного приема пищи, молитвы и пения традиционных акафистов, неформальных бесед с ректором во время самоподготовки, и самое важное — совместного участия воспитанников духовной школы в Таинстве Причащения, которое является ярчайшим выражением единства членов общины в Церковном Теле, главой которого является Христос, посредством приобщения Евхаристической Чаши.
Перед уходом в Смоленскую епархию в 1985 г. в отчете совету академии и семинарии при сдаче своих ректорских полномочий архиепископ Кирилл сообщил, что в декабре 1984 г. полностью завершен перевод введения в Ветхий Завет греческого богослова Хастудиса, что им за академические средства была приобретена подборка подлинников писем, написанных собственноручно равноапостольным святителем Николаем, архиепископом Японским. Ранее не изданные письма и сейчас представляют большую ценность для науки [см.: 15, Ф. 2017. Оп. 3. Д. 38. Л. 104-105].
Итак, в годы ректорства будущего Патриарха Кирилла произошло значительное
оживление духовной практики и научной деятельности академии, в ленинградских духовных школах жизнь била ключом: итогом всего стала отставка от советской власти в Смоленск. Но попытка сломить просветительскую волю будущего Патриарха обернулась приобретением им еще большего педагогического опыта, а также непосредственным соприкосновением с реалиями жизни провинциальных людей и трудностями устройства бедной тогда епархии.
На Смоленской кафедре, которую вплоть до интронизации на Патриарший престол возглавлял Его Святейшество, митрополит Кирилл инициировал процесс создания полноценной системы религиозного образования. В Смоленске в 1989 г. официально было открыто епархиальное духовное училище, ставшее впоследствии духовной семинарией, которая самая первая из духовных школ получила государственную аккредитацию высшего учебного заведения РФ.
Святейший Патриарх так вспоминает поставленные цели служения в Смоленской епархии: «Главное — это, конечно, вопрос образования, потому что храмы можно построить, но неизвестно, придут ли в них люди. Поэтому своей главной задачей я всегда считал создание системы религиозного образования. Для этого мы достаточно рано создали сеть воскресных школ и достаточно рано, уже много лет назад, ввели преподавание основ Православия в средних учебных заведениях. Кроме того, создали две православные гимназии, два православных детских сада. Все это дает возможность обучать молодежь. Плоды уже налицо: в Смоленске много детей и молодежи посещают богослужения» [14, с. 21]. В итоге на данный момент в епархии действует «стройная трехуровневая система православного воспитания и образования: детский сад — гимназия — вуз» [17].
Просветительская и педагогическо-мис-сионерская работа всегда была важной составляющей деятельности митрополита
Кирилла как правящего архиерея Смоленской епархии. В декабре 1996 г. под руководством владыки Кирилла в епархии был создан миссионерский отдел, а просветительно-миссионерская деятельность стала проводиться в высших учебных заведениях, колледжах, больницах, тюрьмах, в воинских частях Смоленской области [7, с. 77].
Согласно данным епархиального годового отчета за 2008 г., в Смоленском регионе «в 93 воскресных школах обучалось более 4746 детей. В 495 школах Смоленской области преподавался предмет "История православной культуры земли Смоленской" и в 282 школах — "Основы православной культуры". В общей сложности 30 072 ребенка изучают эти предметы» [13].
В Калининградском регионе первой задачей архиерея была ликвидация религиозной безграмотности среди местного населения. Теперь «во многих калининградских школах ведется преподавание основ православной культуры. Священнослужители читают лекции в Высшем военно-морском училище, университете, Балтийской академии рыбопромыслового флота и других светских учебных заведениях. При каждом храме действует воскресная школа», — отмечает Патриарх Кирилл [7, с. 82].
Административно курируя во вверенных Его Высокопреосвященству епархиях открытие учебных заведений и воспитательную работу в детских садах, в воскресных школах, православных гимназиях и на уроках ОПК в светских школах, а также на отдельных предметах в высших учебных заведениях, Святейший Патриарх Кирилл создал систему образования, в которой действует принцип преемственности образовательных институтов разных уровней. Данную тенденцию очень важно продолжать и развивать на всей территории Русской Православной Церкви, так как пропуски звеньев в полноценной образовательной цепи — то есть отсутствие преемства — зачастую приводят к отклонению и нередко к потере молодых людей для
Церкви из-за соблазнительных и пагубных влияний современного информационного мира.
Первосвятитель имел опыт преподавания в филиале аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных сношений (нынешний Отдел внешних церковных связей), который позднее Его Святейшество возглавил решением Священного Синода РПЦ.
Будущий Патриарх Кирилл принимал активное участие в разработке российского и советского законов «О свободе вероисповеданий» (принят в Российской Федерации 25 октября 1990 г.). Важно, что закон разрешал преподавание религиозных дисциплин в государственных учебных заведениях [7, с. 86]. Этим митрополит Кирилл сыграл важную роль федерального значения в истории российского образования.
Примером практической педагогики, целевой аудиторией которой были телезрители различных возрастов от детей до престарелых людей, являлось (в его бытность митрополитом) и является участие Святейшего Патриарха Кирилла в еженедельной передаче «Слово пастыря» на Первом канале государственного российского телевидения. «Около тысячи церковно-просветительских передач записано было Владыкой Кириллом на телевидении <...> он и сейчас, в сане Патриарха, не оставляет этой миссионерской трибуны» [6, с. 2]. На данный момент программа «Слово пастыря» продолжает транслироваться, но в новом формате: она состоит преимущественно из проповедей Святейшего Патриарха, которые записываются во время Богослужения. Данный вид просветительской деятельности имел большой резонанс в российском обществе и отвечал на запрос духовного окормления людей постсоветской эпохи.
К плодам педагогической деятельности будущего Патриарха Кирилла также можно отнести участие Его Высокопреосвященства в 2008 г. в телевизионном проекте
«Имя России» [8]. Один из поводов участия митрополита Кирилла в данном проекте заключался «в возможности соединения гражданственной, воспитательной и нравственной задачи с дискуссионной формой популярного ток-шоу или, лучше сказать, дискуссионного клуба» [10, с. 7273]. «Призыв к святости, к образу жизни, основанному на евангельских нравственных ценностях, — лейтмотив всей духовно-просветительской деятельности митрополита Кирилла. Именно поэтому он с таким жаром отстаивал Александра Невского в качестве главного героя России, ее нравственного идеала», — отмечает митрополит Иларион (Алфеев) [7, с. 235]. Владыка Кирилл приводил на передаче весомые аргументы в пользу выбора именем России святого благоверного великого князя Александра Невского, а также корректно указывал на недостатки других исторических фигур, что в конечном итоге привело к победе на всенародном голосовании святого Александра Невского.
Всемирный русский народный собор — ежегодный форум и международная общественная организация, которая была создана в 1993 г. по инициативе нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви, — зачастую поднимает вопрос духовно-нравственного воспитания молодого поколения, что является одной из значительных проблем современной педагогики.
Эпоха патриаршества Святейшего владыки Кирилла ознаменована сразу несколькими знаковыми событиями, связанными с реформой системы духовного и светского образования, в которой Патриарх зачастую имеет инициирующее значение. Что касается богословского образования, то в нынешний исторический период духовные богословские школы проходят, а некоторые уже прошли (Смоленская духовная семинария, Санкт-Петербургская духовная академия, Московская духовная академия, Киевская духовная академия) процесс государственной аккредитации,
который приводит к официальному признанию на государственном уровне богословского образования в духовных школах высшим образованием согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Признание богословского образования высшим образованием по светским требованиям ФГОС связано с ранее происходившей и еще продолжающейся педагогической реформой-экспериментом введения предмета «Основы православной культуры» в учебную программу средних школ Российской Федерации.
Воспитанники семинарий и академий, прошедших государственную аккредитацию, получают теперь два диплома: о высшем государственном образовании и о высшем церковном образовании. Это способствует, с одной стороны, более плавной интеграции выпускников богословских школ в светскую, в том числе образовательную среду (например, преподавание в средних школах предметов «Основы православной культуры» и «Основы религиозной культуры и светской этики), а с другой — это поднимает имидж духовного образования в современном, зачастую секулярном мире. Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает важность образованности церковных представителей и рядовых верующих прихожан храмов: «В наше время, которое называется информационной эпохой, образование и информация становятся огромной силой воздействия на межличностные отношения, на общественные процессы. И потому Церковь, соприкасаясь своей земной стороной с миром, в первую очередь, на стыке церковно-общественных и церковно-государственных отношений, использует силу слова. А слово становится убедительным тогда, когда образованное общество проявляет интерес к этому слову. Вот почему нужно получать хорошее образование, постоянно работать над собой» [5].
Еще одним немаловажным прорывом для Церкви в сфере светского образования стало утверждение Высшей аттестацион-
ной комиссией предмета «Теология», в рамках которого теперь стало возможно защищать кандидатские и докторские диссертации. Решение ВАК также является утверждением легитимности данного предмета для преподавания в высших учебных заведениях посредством создания теологических факультетов в светских университетах.
Еще одной реформой духовного образования, которая формировалась под председательством Святейшего Патриарха Кирилла, является введение Положения о распределении выпускников духовных школ (действует с 2015 г.) для обеспечения кадрами, в том числе религиозно-педагогическими, отдаленных епархий.
Помимо всего, стоит также отметить участие, а зачастую и ведущую роль Архипастыря в разработке важных церковных документов, таких как: Основы социальной концепции и Образовательная концепция Русской Православной Церкви. Социальная концепция, призванная стать духовным и нравственным руководством всех членов Церкви, определяет позицию РПЦ по всем сторонам современной жизни. В документе немаловажное место и значение уделяется теме образования.
Во время предстоятельства Святейшего Патриарха Кирилла в Русской Православной Церкви произошел ряд педагогических реформ, связанных с подготовкой помощников настоятелей приходов и благочинных храмов (которые руководят благочин-ническими (районными) округами) в сфере катехизации, молодежной работы, социального служения и миссионерской деятельности.
Следует подчеркнуть, что миссиология имеет глубокую педагогическую основу, на которой базируется деятельность миссионеров-практиков. Если проповедник Слова Божьего не будет проявлять педагогическую чуткость, его слово не будет услышано, более того, многие методы миссионерской деятельности коррелируют с педагогическими методами. В связи с этим мис-
сионерское служение Патриарха Кирилла вызывает большой педагогико-исследова-тельский интерес.
Кроме того, Первосвятитель, начиная с периода архиерейского служения, курирует образовательные программы Международной общественной организации «Императорское Православное Палестинское Общество». Также стоит отметить, что Святейший Патриарх особое попечение всегда выражает о молодом поколении, о его духовно-нравственном воспитании, от которого будет зависеть будущее не только нашей страны, но и отчасти всего мира. Молодые люди, личность которых постепенно формируется, находятся на острие всех общественных процессов, а значит,
больше всех подвержены отрицательному влиянию различных факторов современной действительности.
Таким образом, можно сделать вывод, что Святейший Патриарх Кирилл вел на протяжении всей своей жизни обширную деятельность в разных областях педагогики по следующим направлениям работы: воспитательная, преподавательская и научная, управленческая и организаторская, а также общественная и проповедническая. Следовательно, подробное и глубокое изучение педагогических воззрений Архипастыря, обоснованием необходимости которого является данная статья, может быть полезно для современной педагогической теории и практики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архив Санкт-Петербургской духовной академии (АСПбДА). Личное дело архиепископа Кирилла. Д. 4. 1.
2. АСПбДА. Личное дело архиепископа Кирилла. Д. 4. 1. Л. 153-154, 162; Д. 4. 2.
3. АСПбДА. Ф. 1. Оп. 2. Д. 50.
4. Времена и судьбы: штрихи к истории Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 2010.
5. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в Киево-Печерской лавре на встрече с архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами Киевской духовной академии, 29 июля 2009 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/707274.html (дата обращения: 07.04.2017).
6. Добросоцких А. А. «Неизвестный» Патриарх Кирилл. М.: Даниловский благовестник, 2009. 192 с.
7. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание. М.: Эксмо, 2010. 560 с.
8. Имя Россия. О проекте // Интернет-портал проекта «Имя Россия. Исторический выбор 2008». URL: http://www.nameofrussia.ru/about.html (дата обращения: 05.12.2018).
9. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Евангелие и свобода. Ценности традиции в мирском обществе. Франция: Серф, 2006. С. 31-32.
10. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Постижение России, или Открытый урок гражданственности // Фома. 2009. № 1 (69). С. 72-73.
11. Ректор Ленинградских духовных школ. URL: https://peredelkino.online/patriarch/biography/rektor-leningradskikh-dukhovnykh-shkol (дата обращения: 21.09.2018).
12. Русская Православная Церковь празднует семь лет служения Патриарха Кирилла. URL: https://tass.ru/obschestvo/2628607 (дата обращения: 19.09.2018).
13. Сведения о епархии // Интернет-портал Смоленско-Калининградской епархии. URL: http:// smoleparh.ru/Eparhya (дата обращения: 05.12.2018).
14. «Сопротивляться злу и утверждать добро»: Беседа митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с корреспондентом журнала «Церковь и время» // Церковь и время. 2001. № 1. С. 18-19.
15. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга. Ф. 2017. Оп. 3. Д. 38.
16. Шкаровский М. В. Самый молодой ректор. Служение владыки Кирилла на посту ректора Ленинградской духовной академии // Журнал Московской Патриархии. 2016. № 11. С. 58-64.
17. «Я воспринимал свое назначение в Смоленск как порученное мне Богом ответственное служение». Интервью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла областному ежемесячному журналу «Смоленск» // Смоленск. 2006. № 11 (91).
REFERENCES
1. Arhiv Sankt-Peterburgskoy duhovnoy akademii (ASPbDA). Lichnoe delo arhiepiskopa Kirilla. D. 4. 1.
2. ASPbDA. Lichnoe delo arhiepiskopa Kirilla. D. 4. 1. L. 153-154, 162; D. 4. 2.
3. ASPbDA. F. 1. Op. 2. D. 50.
4. Vremena i sudbyi: shtrihi k istorii Sankt-Peterburgskoy duhovnoy akademii. SPb., 2010.
5. Vyistuplenie Svyateyshego Patriarha Kirilla v Kievo-Pecherskoy lavre na vstreche s arhiereyami, duhovenstvom, monashestvuyuschimi, miryanami, prepodavatelyami i studentami Kievskoy duhovnoy akademii, 29 iyulya 2009 g. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/707274.html (data obrascheniya: 07.04.2017).
6. Dobrosotskih A. A. «Neizvestnyiy» Patriarh Kirill. M.: Danilovskiy blagovestnik, 2009. 192 s.
7. Ilarion (Alfeev), mitropolit Volokolamskiy. Patriarh Kirill: zhizn i mirosozertsanie. M.: Eksmo, 2010. 560 s.
8. Imya Rossiya. O proekte // Internet-portal proekta «Imya Rossiya. Istoricheskiy vyibor 2008». URL: http://www.nameofrussia.ru/about.html (data obrascheniya: 05.12.2018).
9. Kirill, Svyateyshiy Patriarh Moskovskiy i vseya Rusi. Evangelie i svoboda. Tsennosti traditsii v mirskom obschestve. Frantsiya: Serf, 2006. S. 31-32.
10. Mitropolit Smolensky i Kaliningradskiy Kirill. Postizhenie Rossii, ili Otkryityiy urok grazhdanstvennos-ti // Foma. 2009. № 1 (69). S. 72-73.
11. Rektor Leningradskih duhovnyih shkol. URL: https://peredelkino.online/patriarch/biography/rektor-leningradskikh-dukhovnykh-shkol (data obrascheniya: 21.09.2018).
12. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov prazdnuet sem let sluzheniya Patriarha Kirilla. URL: https://tass.ru/obschestvo/2628607 (data obrascheniya: 19.09.2018).
13. Svedeniya o eparhii // Internet-portal Smolensko-Kaliningradskoy eparhii. URL: http://smoleparh.ru/ Eparhya (data obrascheniya: 05.12.2018).
14. «Soprotivlyatsya zlu i utverzhdat dobro»: Beseda mitropolita Smolenskogo i Kaliningradskogo Kirilla s korrespondentom zhurnala «Tserkov i vremya» // Tserkov i vremya. 2001. № 1. S. 18-19.
15. Tsentralnyiy gosudarstvennyiy arhiv Sankt-Peterburga. F. 2017. Op. 3. D. 38.
16. Shkarovskiy M. V. Samyiy molodoy rektor. Sluzhenie vladyiki Kirilla na postu rektora Leningradskoy duhovnoy akademii // Zhurnal Moskovskoy Patriarhii. 2016. № 11. S. 58-64.
17. «Ya vosprinimal svoe naznachenie v Smolensk kak poruchennoe mne Bogom otvetstvennoe sluzhenie». Intervyu mitropolita Smolenskogo i Kaliningradskogo Kirilla oblastnomu ezhemesyachnomu zhurnalu «Smolensk» // Smolensk. 2006. № 11 (91).
А. В. Смирнов, Е. Г. Шадрина
КЛИНИЧЕСКОЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ
Повышение качества юридического образования зависит от использования практико-ориентированных методик и форм обучения. В статье обоснована необходимость использования клинического образования в процессе подготовки будущих юристов на базе юридических клиник, созданных в качестве структурных подразделений высших учебных заведений и признанных на государственном уровне участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Сравнительный анализ работы юридических клиник в России и за рубежом, а также собственный опыт кураторства юридической клиникой позволил авторам выявить эффективную модель клинического обучения с расширением ее практической составляющей в части использования форм и методов «юридической клиники с отсутствием реального клиента», «живого права», узкопрофильной специализации.
Ключевые слова: клиническое обучение, практико-ориентированное обучение, профессиональные компетенции, юридическая клиника.