► СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
УДК 371.16 ББК 74.03(2)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛА
PEDAGOGICAL MATURING OF HOLY PATRIARCH OF MOSCOW AND ALL RUSSIA CYRIL
Моисеев Иван Вячеславович
Аспирант кафедры педагогики Педагогического института ФГОАУ ВО «Белгородский Государственный Национальный исследовательский университет», магистр богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной статье изложены основные этапы процесса становления личности Святейшего Патриарха Кирилла как педагога и Архипастыря на протяжении жизни и служения Его Святейшества Русской Православной Церкви.
Moiseev Ivan V.
Postgraduate student at the Pedagogy Department of the Institute of Pedagogy, Belgorod State University (BelSU), Master of Theology from St. Petersburg Theological Academy of the Russian Orthodox Church E-mail: [email protected]
Abstract. The given article outlines the main stages of the process of the personality development of His Holiness Patriarch Cyril as a teacher and Archpastor throughout the life and ministry of His Holiness at the Russian Orthodox Church.
Ключевые слова: педагогика, воспитание, образование, становление, формирование личности, Патриарх Кирилл.
Keywords: pedagogy, upbringing, education, maturing, personality formation, Patriarch Cyril.
Человек состоится как личность, только когда он познает и радости, и горе. Вот это и называется полнотой бытия. Не надо пугаться горя, не надо ломаться под натиском жизненных передряг.
Святейший Патриарх Кирилл
Святейший Патриарх Кирилл известен своей обширной деятельностью в области воспитания и образования. Множество высказываний и текстов Его Святейшества посвящено педагогике. Следовательно, имеется большой научный интерес к историческим данным, связанным с формированием личности Патриарха Кирилла как педагога.
Предметом данной статьи является педагогическое становление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на протяжении жизни и служения Его Святейшества Русской Православной Церкви.
Цель нашей работы - рассмотреть и проанализировать педагогическое становление Святейшего Патриарха Кирилла.
Биография Предстоятеля Русской Православной Церкви в различных источниках изложена довольно подробно, однако в данной статье мы излагаем и анализируем наиболее важные моменты жизни Архипастыря с точки зрения педагогического вклада, то есть становление Его Святейшества как педагога, а именно: влияние семьи, окружения, учителей, наставников, прочтенных книг, жизненных обстоятельств - одним словом, все то, что повлияло на формирование личности, принципов и убеждений будущего Патриарха.
Методологической основой исследования служат три уровня: 1) философский - это идеалистическая методология; 2) общенаучный - это системно-структурный, функциональный, деятельностный и целостный подходы; 3) конкретно-научный - это культурологический, аксиологический, средовой и личностный подходы.
Технологический уровень педагогической методологии представлен следующими теоретическими методами исследования: анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция, идеализация, мысленный эксперимент, сравнение, обобщение, ранжирование, классификация, сравнительно-сопоставительный и ретроспективный анализ биографических источников (литературных, публицистических, документальных); историко-педа-гогический и теоретический анализ трудов Святейшего Патриарха Кирилла, а также цер-ковно-исторической, психолого-педагогической, религиозно-философской литературы по теме исследования; систематизация и обобщение полученных педагогических материалов.
Нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви является священнослужителем в третьем поколении. Его дед и отец были священниками, представляющими белое духовенство. Дед Патриарха, Василий Степанович Гундяев, был глубоко религиозным человеком и, как подданный Российской Империи, воспитывал отца будущего Патриарха в православной вере, прививая ему любовь к Церкви, молитве и богослужению [1, с. 13]. «Дед (отец моего отца) был человеком глубокой веры, сильный духом. В послереволюционные годы он оказался на Соловках и был одним из первых соловчан. После этого судьба его сложилась трагически. Дед около 30 лет провел в тюрьмах и ссылках, имея семью в восемь человек детей. И конечно, он очень сильно повлиял на всю семью и на моего отца» [2, с. 3-4], - вспоминает Архипастырь.
Отец Патриарха Кирилла - Михаил Васильевич Гундяев - воспитанный в глубоко религиозной семье, как и его отец, с детства хотел быть священником [1, с. 21]. «За несколько дней до свадьбы отца арестовали и отправили на Колыму, он был одним из тех, кто осваивал Колымский край. И брак был заключен только после того, как папа вернулся. Поэтому брак был поздний - и отцу, и маме было около 30 лет» [3, с. 8], - говорит Святейший Патриарх. Михаил Гундяев пережил 871-дневную блокаду Ленинграда, после войны осуществил свою мечту и стал священнослужителем. Позже окончил Ленинградскую духовную семинарию и академию. В возрасте 63 лет стал кандидатом богословия, защитив диссертацию.
Все трудности, пройденные дедом и отцом будущего Патриарха, не могли не отразиться на Святейшем Владыке. Дух, который закалялся поколениями, ярко проявился в нынешнем Предстоятеле Русской Православной Церкви. Религиозность и богословское образование отца и деда дали свои плоды воспитания будущего Святейшего Патриарха, а также способствовали предрасположенности Архипастыря к обучению в духовной школе и дальнейшему самоотверженному церковному служению. «Видя пример деда и отца, я в детстве рос в убеждении, что и мне предстоит пострадать за веру, готовил себя к этой судьбе» [2, с. 24], - говорит Патриарх Кирилл.
Будущий Святейший Патриарх родился в Ленинграде через год после окончания Великой Отечественной войны. В то время его отец был инженером на военном заводе, а мать работала в средней школе учительницей немецкого языка. Стоит отметить, что личный пример взаимоотношений родителей будущего Патриарха стал крепким фундаментом на протяжении всей жизни Его Святейшества.
У родителей будущего Архипастыря было трое детей. Владимир был средним ребенком, кроме него в семье есть старший брат Николай и младшая сестра Елена. «Отец наш был книголюбом. Мы жили очень скромно, в коммунальной квартире, но папа сумел собрать прекрасную библиотеку. Она насчитывала более трех тысяч томов. В юности я прочитал то, что большинству наших сограждан стало доступным только уже в период перестройки и в советское время. И Бердяева, и Булгакова, и Франка, и замечательные творения нашей русской религиозной и философской мысли начала XX века. И даже парижские издания» [2, с. 24], - делится Архипастырь. Домашняя библиотека отца, личный пример его любви к чтению книг и возможность знакомиться с важнейшими философскими произведениями российских мыслителей сформировало в Святейшем Патриархе широту, высоту и глубину мысли, а также критичность мышления.
Старший брат Владимира, Николай, пошел по стопам отца-священнослужителя, закончил Ленинградскую духовную семинарию и академию, а после преподавал там. Со временем он стал профессором и даже ректором ЛДА. Младшая сестра Владимира, Елена, много лет работала в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии. Сейчас она возглавляет регентское отделение при академии и православную гимназию, а также является проректором по культуре СПбДА. Пример служения Церкви старшего брата и сестры также не мог не отразиться на характере и отношении к церковному служению Патриарха Кирилла. «Все мы встали на путь служения Церкви» [2, с. 4], - говорит о членах своей семьи Предстоятель.
Образ святого Иоанна Кронштадтского и исцеляющее действие Бога по молитвам праведного оставили неизгладимый отпечаток у будущего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В возрасте пяти лет Владимир Гундяев сильно заболел, пневмония на
протяжении долгого времени не оставляла его. Когда мальчику стало совсем плохо, мама дала ему фотографию с портретом отца Иоанна, к которому он обращался в своих молитвах. И через некоторое время будущий Патриарх начал выздоравливать. «Отец Иоанн -очень близкий мне святой. Я родом из Санкт-Петербурга, и мы с мамой часто ходили на Карповку тайком молиться у хорошо известного окошечка у места захоронения отца Иоанна. Тайком, потому что там часто дежурил милиционер и разгонял верующих людей. Почитание, которым этот праведник был окружен в нашей семье, очень сильно повлияло в детстве на мое христианское становление» [2, с. 13-14], - отмечает Святейший Владыка.
Вспоминая школьные годы, Патриарх Кирилл говорит следующее: «Я довольно много страдал в школьные годы, потому что не вступал в пионеры и комсомол. И при этом я был одним из лучших учеников. Поэтому обо мне газеты стали писать не в 90-е годы, а в 60-е, но писали критически. Вот есть такой мальчик, учится на "пятерки", а не пионер и не комсомолец, к тому же верующий. Трудное было время. Я шел в школу, как на Голгофу. Очень часто меня вызывали на педсоветы, на диспуты с преподавателями и учениками, и я всегда побеждал, потому что в советское время наши учителя к таким диспутам были не готовы, а я старался быть готовым» [4]. Несомненно, такое положение вещей отразилось на всей дальнейшей жизни будущего Патриарха. Выдержать давление окружающего общества и значительно старших по возрасту людей можно было только сильному духом и имеющему глубокую веру ребенку.
Немаловажным этапом в жизни будущего Патриарха был период работы в Ленинградской комплексной геологической экспедиции Северо-Западного геологического управления (с 1962 по 1965 г.). Тогда Владимиру Гундяеву было всего 15 лет. Так вспоминает то время Архипастырь: «На работе я оказался в среде глубоко верующих людей. Это была петербургская интеллигенция, давшая мне достаточно много. Эти люди приучили меня к серьезной музыке. Мы часто ходили в Мариинский театр, в филармонию. Общение с ними усилило мой интерес к поэзии и к художественной литературе» [5]. Окружение образованных и верующих людей геологической экспедиции оказало на Предстоятеля серьезное положительное влияние. Эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса и чуткости к культуре Его Святейшество получил благодаря петербургской атмосфере, которая проявлялась в музыкальных концертах, театральных постановках, поэтических вечерах и просто в рассказах собеседников о прочитанных интересных книгах. Все это вызывало еще большее желание изучать национальную и мировую культуру, впитывать в себя художественные достижения истории.
Важное значение в жизни будущего Патриарха Кирилла имел митрополит Ленинградский Никодим (Ротов), который был духовным наставником и учителем Его Святейшества, а также непосредственно готовил Святейшего Владыку к высокому архиерейскому, а затем и патриаршему служению в Церкви. Митрополит Иларион (Алфеев) считает, что Владыка Никодим оказал решающее влияние на формирование личности и мировоззрения Святейшего Патриарха [1, с. 34].
Обучение в Ленинградской духовной семинарии и ее преподаватели произвели на Святейшего Владыку большое впечатление. «Когда преподаватель мог смело цитировать латинских или греческих отцов, писать латинские или греческие тексты на доске, причем спонтанно, отвечая на какой-нибудь вопрос, это производило огромное впечатление. Вместе с тем это были люди, прошедшие тюрьмы и лагеря» [6], - вспоминает Святейший Патриарх Кирилл.
В июне 1970 г. иеромонаху Кириллу была присуждена степень кандидата богословия за диссертацию на тему «Становление и развитие церковной иерархии и учение Православной Церкви о ее благодатном характере». Научным руководителем диссертанта был протоиерей Ли-верий Воронов, один из старейших и наиболее уважаемых профессоров Ленинградской духовной академии. «Это был человек совершенно незаурядный, десять лет отсидевший в сталинских лагерях, уже после войны, будучи в священном сане. Он был блестящим богословом, я думаю, лучшим в то время в России. Я многому научился, взирая на то, как он относится к словам, как он тщательно редактирует свои тексты, как он не позволял в своей устной речи употреблять слова, не имеющие смысла. Его пример самодисциплинированного человека в отношении мыслей и слов был для меня очень значителен» [6], - рассказывает Патриарх Кирилл.
После успешной защиты диссертации иеромонах Кирилл был оставлен при Ленинградской духовной академии профессорским стипендиатом, преподавателем догматического богословия и помощником инспектора. Одновременно он исполнял обязанности классного наставника первого класса семинарии и личного секретаря митрополита Никодима.
26 декабря 1974 г. Священный Синод назначил будущего Патриарха ректором Ленинградской Духовной академии и семинарии: 28-летний архимандрит Кирилл стал самым молодым ректором за почти трехсотлетнюю историю этого учебного заведения.
3 марта 1976 г. по инициативе митрополита Никодима архимандрит Кирилл был возведен в епископский сан. В речи при наречении во епископа Его Святейшество сказал следующее: «Взирая на прожитые годы <. .> я убеждаюсь в незримом, но твердом водительстве Божием: с раннего детства я почувствовал призвание к служению священническому. С годами это призвание становилось все более зрелым и сознательным. Я с благодарностью вспоминаю отца своего - приснопамятного протоиерея Михаила - и ныне здравствующую мою маму, которые примером своей жизни и своей преданности Церкви возгревали во мне это призвание <. .> Сердечно, сыновне я благодарю Вас, дорогой Владыко Митрополит Ни-кодим, что в годы моей юности Вы стали моим духовным наставником. Под Вашим мудрым и твердым руководством прошел самый трудный и ответственный период становления моего призвания: формирования сознательного отношения к церковному служению» [7, с. 6]. Патриарх Кирилл подчеркивает положительное влияние своих наставников, которые укрепили в нем чувство призвания к служению в Церкви.
Таким образом, можно сделать вывод, что Святейший Патриарх Кирилл на протяжении всей своей жизни получил большой и разносторонний педагогический опыт, и, следовательно, педагогические подходы и методы Его Святейшества имеют исследовательский интерес для современной педагогики.
Список литературы
1. Иларион (Алфеев), митрополит Волоколамский. Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание. - М.: Эксмо, 2010.
2. «Неизвестный» Патриарх Кирилл. - М.: Даниловский благовестник, 2009.
3. «Сопротивляться злу и утверждать добро»: беседа митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с корреспондентом журнала «Церковь и время» 17 января 2001 года // Церковь и время / ОВЦС МП. - 2001. № 1 (14). С. 7-27.
4. Суворов Е. «Россия может дать новую жизнь Вселенной»: интервью митрополита Кирилла газете «Вера-Эском» // Вера-Эском. - Октябрь 2005. - № 501. - URL: http://rusvera.mrezha.ru/501/4.htm (дата обращения: 22.09.2018).
5. Сложный жанр: интервью будущего Святейшего Патриарха Кирилла. - URL: https: // www.pravmir.ru/stat-content/sc_printer_3770.html (дата обращения: 19.09.2018).
6. Каноническое право (на примере Русской православной церкви XI-XXI вв.): учеб. пособие. - URL: https://litgid.com/read/kanonicheskoe_pravo_na_primere_russ-koy_pravoslavnoy_tserkvi_xi_xxi_vv_uchebnoe_posobie/ page-14.php (дата обращения: 19.09.2018).
7. Наречение и хиротония архимандрита Кирилла (Гундяева) во епископа Выборгского // Журнал Московской Патриархии. - 1976. - № 6. - С. 6-8.
References
1. Ilarion (Alfeev), mitropolit Volokolamskiy. Patriarkh Kirill: zhizn i mirosozertsanie. Moscow: Eksmo, 2010.
2. "Neizvestnyy" Patriarkh Kirill. Moscow: Danilovskiy blagovestnik, 2009.
3. "Soprotivlyatsya zlu i utverzhdat dobro": beseda mitropolita Smolenskogo i Kalinin-gradskogo Kirilla s korrespondentom zhurnala "Tserkov i vremya" 17.01.2001. Tserkov i vremya / OVTsS MP. 2001, No. 1 (14), pp. 7-27.
4. Suvorov E. "Rossiya mozhet dat novuyu zhizn Vselennoy": intervyu mitropolita Kirilla gazete "Vera-Eskom". Vera-Eskom. Oct 2005, No. 501. Available at: http://rus-vera.mrezha.ru/501/4.htm (accessed: 22.09.2018).
5. Slozhnyy zhanr: intervyu budushchego Svyateyshego Patriarkha Kirilla. Available at: https: // www.pravmir.ru/stat-content/sc_printer_3770.html (accessed: 19.09.2018).
6. Kanonicheskoe pravo (na primere Russkoy pravoslavnoy tserkvi XI-XXI vv.): ucheb. po-sobie. Available at: https://litgid.com/read/kanonicheskoe_pravo_na_primere_russkoy_ pravoslavnoy_tserkvi_xi_xxi_vv_uchebnoe_posobie/page-14.php (accessed: 19.09.2018).
7. Narechenie i khirotoniya arkhimandrita Kirilla (Gundyaeva) vo episkopa Vyborgsk-ogo. Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii. 1976, No. 6, pp. 6-8.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 1
Статья поступила в редакцию 17.11.2018 The article was received on 17.11.2018