Список
литературы
1. Водопьянова Н. Е., Старченкова тво жизни // Ежегодник Российско лы 3-го Всероссийского съезда психо. Изд-во С-Петерб. ун-та, 2003.
2. Гришина Н. В. Помогающие тенциальные проблемы // Психо личности / под ред. А. А. Крылова,
3. Дубровина И. В. Руководство здоровье детей и подростков в конт дательский центр «Академия», 1998
4. Орел В. Е. Феномен «выгорания гический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С
5. Психология здоровья: учебник СПб.: Питер, 2003. 607 с.
6. Словарь практического психол Харвест, 1997.
7. Собольников В. В. Психология виях. Новосибирск, 1998. 278 с.
отношения: профессиональные и экзис-ческие проблемы самореализации Коростылевой. СПб., 1997. 240 с. ического психолога : Психическое психологической службы. М. : Из-
логи Л. А.
практ
ексте
» в зі
. 90-
для
ога
разви
Е. С. Психическое «выгорание» и качес-о психологического общества : материа-логов, 25-28 июня 2003 года. В 8 т. СПб. :
арубежной психологии // Психоло-01.
вузов / под ред. Г. С. Никифорова. ' под ред. С. Ю. Головина. Минск : тия зрелой личности в особых усло-
УДК 913(заб)
moral education. The article deals with the
ББКЭ29(2Р54
history of religious education in different
П. С. Матвеев
educational institutions in Transbaikalia
Религиозное воспитание
and the current situation.
и образование в Забайкалье
Key words: religious education, moral
and spiritual values, theological institu-
Раскрывается сущность и содержа-
tions.
ние религиозного воспитания, его от-
личие от духовно-нравственного; изла-
Религиозное воспитание - целенап-
гается история религиозного воспита-
равленное формирование знаний по ис-
ния в разных типах учебных заведений
тории религии, устойчивой потребнос-
Забайкалья, анализируются учебные
ти в понимании религиозных ценнос-
планы, дается оценка феномена с сов-
тей, в самостоятельном поиске духовно-
ременных позиций.
мировоззренческих ориентиров; приоб-
Ключевые слова: религиозное воспита-
щение к религиозной жизни общества
ние, духовно-нравственные ценности,
критическое отношение к деятельности
духовные учебные заведения.
различного рода тоталитарных сект.
Наряду с этим, под религиозным вос-
P. S. Matveev
питанием можно понимать воспитание
Religious training and education
in Transbaikalia
которое дается с позиций религиозного мировоззрения
В современных условиях в ряде слу-
The author reveals the essence and the
чаев синонимом религиозного воспита-
content of religious training and educa-
ния может выступать понятие духовно-
tion and its difference from spiritual and
нравственного воспитания.
Религиозное (церковное, церковно- Молодежь же всегда была и будет
гражданское, конфессиональное) обра- предметом пристального внимания,
зование понимается как промежуточ- поскольку ее ориентации во многом
ный между духовным и светским тип определяют будущее как общества в це-
образования, содержание образования лом, так и конкретной религиозной ор-
которого включает наряду с общеобра- ганизации в частности. Однако реализа-
зовательной (или профессиональной) ция права на религиозное образование
компонентой и религиозную (теоре- должна осуществляться на законных
тическое изучение основ вероучения), основаниях, иначе возможно нанести
построенную на религиозных цен- урон другим правам человека и, прежде
г } г ' ' ' ностях систему воспитания, реализу- У Г г ГУ 1 ' Г ' ' всего, праву на свободу религии и убеж-
ющуюся в учебно-воспитательной де- дений, на свободу совести.
ятельности церковных образователь- Также попытка оставить без внима-
ных учреждений. В структуре Русской ния или противодействие религиозно-
православной церкви православные му воспитанию могут стать фактором,
гимназии, Православный Свято-Тихо- J У Т 1 ' дестабилизирующим общество, особен-
новский гуманитарный университет, но в условиях интенсивного формиро-
У Г У г 7 Православный богословский универси- вания национального самосознания,
тет им. Иоанна Богослова и др. Данные нередко связанного с определенным на-
учебные заведения не являются ориен- правлением религии.
тированными на профессиональную Религиозное воспитание обычно свя-
подготовку священнослужителей, ско- зывают с преподаванием предметов ре-
рее наоборот, их выпускники - воцер- лигиозного содержания в школах. Од-
ковленные миряне. нако ведущая религиозно воспитатель-
Существующая система атеистичес- ная роль принадлежит семье. Наиболее
кого воспитания нацелена на отторже- твердой основой правильного духовно-
ние молодежи от религии. Но с конца го развития ребенка нужно считать ре-
80-х гг. ХХ в. наблюдается повышенное лигиозно-нравственный склад и харак-
внимание к религии и ко всему, что с тер жизни самой семьи.
ней связано. Россия - поликонфессио- В государственных школах програм-
нальное государство, при особой роли ма религиозного воспитания согласу-
православного христианства. Наряду с ется между представителями религи-
этим, признанные традиционными ис- ^’У г г озных организаций и официальными
лам, буддизм и иудаизм призваны иг- органами Министерства образования.
рать интегрирующую роль в обществе, До революции предметы р.в. были обя-
поэтому обеспечение права на религи- зательными в школах.
озное воспитание среди прочих про- В процессе религиозного воспитания,
блем занимает особое место. Оно явля- как правило, используются различные
ется действенным средством укрепле- традиционные методы и формы воспи-
г ' г ния в вере членов определенной рели- тания (урочная система, семинары, лек-
гиозной организации и воцерковления ции и пр.; праздничные мероприятия,
тех, кто лишь иногда посещает церковь; экскурсии, любительские объединения,
распространения своего вероучения и хоры, оркестры и т.д.), наполняясь специ-
пополнения паствы. И в то же время оно фическим для религиозного воспитания
служит средством укрепления нравс- в той или иной конфессии содержанием.
У г ' J г г твенных устоев общества, взаимопони- Религиозное воспитание осуществля-
мания представителей различных рели- ется священнослужителями, педагогами
гиозных традиций. конфессиональных и светских учебных
Г У
заведений, воспитателями детских и метике, и двуклассные (четырехлетние),
юношеских объединений (действующих где дополнительно преподавалась исто-
при религиозных и светских организа- рия Церкви и Отечества. Впоследствии
циях, например, скаутских); средствами двухклассные школы стали переходить
массовой коммуникации, контролируе- в подчинение Министерства народного
мыми религиозными организациями. В просвещения.
семье и окружающей социальной среде В 1884 г. в церковно-приходских шко-
религиозным воспитанием занимаются лах обучалось 57 учащихся, к 1903 число
родители, родственники, члены рели- их возросло до 9835, а в школах грамо-
гиозной общины и пр. ты соответственно с 574 до 3265 человек.
В процессе и в результате религиоз- Руководство этими школами осуществля-
ного воспитания у детей формируются лось Читинским церковным братством
определенные духовно-нравственные Святых равноапостольных Кирилла, Ме-
ценности, особенности мышления и по- фодия и Иннокентия Иркутского чудот-
ведения, стиль жизни, а также стратегия ворца, созданное епископом Мелетием. В
адаптации в социуме. 1885 братство сформировало Читинское
В России, среди православного насе- уездное отделение Иркутского епархи-
ления, которое составляло большинство, У ■ ' ^ г 7 Г ального училищного совета, с 1891 г. пе-
религиозное воспитание на начальном реименованного в училищный совет.
этапе осуществлялось посредством пред- Получила свое развитие в Забайкалье
мета «Закон Божий» - обучение основ- сеть духовных приходских училищ.
ным положениям религии, изучение ее В XIX в. православная церковь играла
истории, богослужения, учреждений и ведущую роль в развитии образования
Г ' У ' У Г ^ ' установлений. Состав Закона Божия пра- ' У У X 1 1 в Забайкалье. Подчас священники были
вославного вероисповедания как предме- единственными грамотными людьми в
та преподавания в начальных учебных отдаленных селениях. Именно церко-
заведениях включал церковные молитвы, вью создаются первые учебные заведе-
священную историю, объяснение бого- ния. В 1805 г. в Нерчинске было откры-
J і / служения и катехизиса; в средней школе то первое духовное училище, которое
изучались те же разделы, но в более ши- просуществовало почти сто лет, а затем
роком виде, с присоединением истории было переведено в Читу.
церкви. Предмет Закон Божий препода- В 1865 г. в Чите было открыто при-
вался в Забайкалье в церковно-приходс- ходское Михайло-Архангельское учи-
ких школах, официально утвержденных лище, преобразованное впоследствии
«Правилами о церковно-приходских в городское. Это было первое в городе
школах» (1884); в школах грамоты («Пра- учебное заведение. Одноэтажное дере-
вила о школах грамоты», 1891). вянное здание училища находилось у
Церковно-приходские школы име- современного железнодорожного вок-
ли цель «утверждать в народе право- зала на перекрестке улиц Корейской
славное учение веры и нравственности (Ленинградской) и Петровской на месте
христианской и сообщать первоначаль- Забайкальского института предприни-
ные полезные знания». После 1891 г. к мательства. В 1877 г. построено новое
ним прибавились школы грамоты. Су- здание для училища. 5 сентября 1895 г.
ществовало два типа таких школ. Одно- в доме было открыто второе приходское
классные (двухлетние), где преподавал- училище.
ся Закон Божий, церковное пение, чте- К началу XX в. в городе было уже не-
ние церковной и гражданской печати и сколько приходских училищ. В 1904 г. для
письмо, начальные сведения по ариф- приходских училищ городской управой
Г ^ , Г У г
был построен двухэтажный дом из крас- мо, русскую и славянскую грамматику,
ного кирпича (Чкалова, 120). Ранее на словесность (литературу), арифметику,
этом месте был небольшой сквер, где ус- географию, физику, историю русскую
траивались гуляния, а в 1903 г. выступал и всеобщую, педагогику и рукоделие.
конный цирк. В 1906 г. в доме был открыт При епархиальных училищах и семина-
городской педагогический музей при ди- риях обычно устраивались начальные
рекции народных училищ. Это здание школы, в которых могли практиковать-
было первым каменным сооружением ся будущие преподаватели.
для приходских училищ. Первые четыре Важную роль в религиозном воспи-
училища занимали деревянные дома и тании имели миссионерские училища.
были скорее похожи на бараки. 1 у Первое миссионерское училище в Забай-
Второе каменное двухэтажное здание калье было открыто еще в 1862 г., когда
приходского училища было построено в была учреждена и сама Забайкальская
Г ^ У ^ г 1907 г. на улице Охотской (Декабристов). Духовная миссия. Первоначально учи-
В советское время здесь была школа I сту- 'У Г У лище находилось в резиденции началь-
пени (начальная). С 1939 г. здесь располо- ника Миссии в Посольском монастыре
жена школа № 18. К 1917 г. в Чите было на Байкале. После создания Забайкаль-
двадцать приходских училищ. ской епархии училище перевели в Читу,
Лучшими преподавателями Зако- разместив в нескольких комнатах перво-
на Божьего были священники П. Сту- го этажа Архиерейского дома. В 1907 г.
ков, А. Макаров, М. Титов, С. Данилов, отец Епифаний (будущий епископ Еф-
Д. Эпов, Ю. Писарев, С. Большаков; учи- 1 V у/ у 1 рем Селенгинский) возбудил ходатайс-
теля предметники: дьякон П. Первушин, тво о выделении двадцати тысяч рублей
Л. Стерькова, Н.А. Лавров, М. Громова, из фонда архиепископа Вениамина (Бла-
Е. Каменская, В. Климович, В. Демидов, гонравова) на постройку специального
Е. Касаткина и др. здания для Миссионерского училища в
К средним учебным заведениям ду- Чите. Но так как советом Православного
ховного ведомства принадлежали также Миссионерского Общества эти деньги
епархиальные женские училища. Пер- предназначались для устройства мис-
вое «училище для девиц духовного зва- сионерского стана в Кударе, получить
ния» было учреждено в России в 1843 г. их для постройки училища не удалось.
Главной целью женских училищ было ^ Г У У ^ Между тем, необходимые средства были
образование и воспитание дочерей ду- ^'У ' ' ' I'1 найдены очень быстро, и уже 16 мая
Г п I ховенства. Обучение в них, так же как 1907 г. на углу улиц Зейской (Чайковс-
и духовных семинариях, продолжалось кого) и Софийской (Бутина) была совер-
^У г ' г 6 лет. В начале XX в. при епархиальных шена торжественная закладка здания
училищах открывались седьмые пе- Миссионерского училища. Построили
дагогические классы, по несколько со- здание тоже очень быстро. Первый его
кращенным учебным планам женских этаж был каменным, второй деревян-
гимназий. Выпускницы епархиальных ным. В училище было четыре класса -
училищ получали звание домашних образцовая школа на сто пятьдесят уче-
учительниц и могли преподавать в на- ников, помещение для пансиона на сто
чальных школах, чаще всего - в приход- двадцать человек и две квартиры - для
ских. В конце XIX в. подобное училище учителя и заведующего. На втором эта-
действовало и в Чите. У ^^у г же была устроена домовая Спасо-Преоб-
Учебный план епархиальных учи- раженская церковь, для которой Синод
лищ включал в себя, помимо Закона выделил иконостас стоимостью в четыре
Божьего, также церковное пение, пись- тысячи рублей. В домовой церкви была
сделана роспись стен, а 4 июля 1912 г., приобретать новые формы система про-
на звонницу были подняты колокола. В фессионального религиозного образо-
здании училища жил и сам начальник вания, ориентированная на подготовку
Миссии. В результате внутренних пре- священнослужителей. 2. Начинает раз-
образований училище превратилось из виваться система религиозных воспи-
начальной школы в низшее образова- тательных и образовательных учрежде-
тельное заведение Духовного ведомства. г у г ний, находящихся в ведении религиоз-
Специально для работы в миссионерс- ных организаций (воскресные школы,
ких станах здесь готовили псаломщиков клубы, курсы, просветительские центры
и диаконов, изучался бурятский язык, и др.). 3. Начинается взаимодействие ре-
п ' У У I 7 история и практика миссии. С 1911 г. лигиозных организаций с государствен-
здесь имелся приют для подкидышей. ной системой образования. Предметы
С установлением в России в октябре религиозного содержания вводятся в
1917 г. советской власти начинаются го- учебно-воспитательный процесс свет-
нения на церковь. Они затрагивают и ских учебных заведений.
религиозное воспитание. Право на образование закреплено в
Изданный 23 января декрет «Об отде- Конституции РФ. В ст. 43 указывается,
лении церкви от государства и школы от У ^ У ' что каждый имеет право на образова-
г У г г церкви» в законодательном порядке пре- ние, закрепляются и многие другие га-
кратил существование церковной сис- рантии. Помимо Конституции РФ, дан-
темы народного образования. Система ную сферу регулирует также Закон РФ
образования становится светской. Вос- у г г; г у г; «Об образовании».
питание и образование пропитываются В соответствии с указанным законом
атеистическим мировоззрением, идео- и Национальной доктриной образова-
логией коммунизма и материализмом. ния в Российской Федерации принци-
Меняются формы и методы воспита- пами государственной политики РФ в
тельной работы. С 1 марта 1918 г. в учеб- сфере образования являются:
г г У ных заведениях Забайкальской области - уважение к правам и свободам чело-
запрещалось преподавания Закона Бо- У 1 ' века;
жия, священнослужители увольнялись, - единство федерального культурного
' ^ У У ' религиозные обряды отменялись. Учеб- м Г Г У У г и образовательного пространства, защита
ные заведения, находящиеся в ведении и развитие системой образования нацио-
Забайкальской епархии, например мис- нальных культур, региональных культур-
сионерские школы, Читинское женское У J I ' I У У I ных традиций и особенностей в условиях
епархиальное училище, были закрыты, многонационального государства;
а их преподаватели уволены. Система - общедоступность образования;
религиозного воспитания в Забайкалье - свобода и плюрализм в образовании;
была полностью уничтожена. Такая си- - демократический, государственно-
туация продолжалась до 90-х гг. XX в. В общественный характер управления
связи с социально-политическими из- образованием, автономность образова-
менениями в России наступает новый тельных учреждений.
этап. Религиозное воспитание получает ; г - светский характер образования в го-
новый импульс. Отношения государства сударственных и муниципальных обра-
и религиозных организаций ставятся на зовательных учреждениях.
новую законодательную базу. У г ^ Последний принцип указывает на
Религиозное воспитание начинает светский характер образования, но од-
развиваться по нескольким направле- новременно с этим светское образова-
ниям. 1. Начинает восстанавливаться и ние должно выполнять свои цели по пе-
редаче «духовных богатств» и «культур- условиях светского характера образова-
ных ценностей». Насколько возможно ния в государственной и муниципаль-
последнее без религиозного, этического ной школе может быть реализована на
или религиоведческого компонента об- основе культурологического подхода к
разования? изучению религий.
На основании Закона «Об образова- Именно реализация данного методо-
нии» не разрешается в государственных логического принципа заложена в ре-
и муниципальных образовательных уч- шении президента РФ Д.А. Медведева
реждениях создавать религиозные дви- о введении в программу общеобразова-
жения и организации. тельной школы предметов по направле-
Федеральный закон «О свободе со- нию «Духовно- нравственное воспита-
вести и о религиозных объединениях» ние». На совещании с представителями
1997 г. позволил законно действовать на традиционных религий 21 июля 2009 г.
территории РФ многим религиозным он заявил: «Исходя из принципиальных
объединениям. В том числе стало раз- соображений, что можно было бы сде-
виваться и религиозное образование. лать в самом начале? Я считаю возмож-
Статья 5 этого Закона устанавливает: ным провести в ряде регионов - пока
«1. Каждый имеет право на получение подготовлены 18 регионов, и эта циф-
религиозного образования по своему ра, естественно, может быть обсужде-
выбору индивидуально или совместно на - эксперимент по преподаванию ос-
с другими. 2. Воспитание и образова- нов религиозной культуры. Ученики и
ние детей осуществляются родителями их родители должны будут самостоя-
или лицами, их заменяющими, с учетом тельно выбрать предмет обучения. Что
права ребенка на свободу совести и сво- это может быть? Во-первых, это могут
боду вероисповедания. 3. Религиозные быть основы православной культуры,
организации вправе в соответствии со основы культуры мусульманской, осно-
своими уставами и с законодательством вы иудаизма, буддизма. То есть по этим
Российской Федерации создавать обра- вопросам и ученики, и их родители смо-
зовательные учреждения. 4. По просьбе гут принять решение. Если найдутся те,
У г ' г родителей или лиц, их заменяющих, J г г <^J ' кто захочет изучать все многообразие
с согласия детей, обучающихся в госу- российской религиозной жизни, ... мо-
дарственных и муниципальных обра- жет быть разработан общий курс по ис-
зовательных учреждениях, админист- тории традиционных крупнейших кон-
рации указанных учреждений по согла- фессий нашей страны. И тогда все эти
сованию с соответствующим органом вопросы будут погружены в одну про-
местного самоуправления предоставля- грамму, соответственно, это будут одни
ют религиозным организациям возмож- и те же пособия по изучению. Наконец,
ность обучать детей религии вне рамок третий вариант: тем, кто не имеет оп-
образовательной программы». ределенных религиозных убеждений,
Но практическая реализация прав на Х ^т Г J 1 1 ГГ/ у кого они не сформировались, должно
религиозное воспитание и образование быть предоставлено право изучать осно-
в системе государственного образова- вы светской этики. Таким образом, мы
ния сталкивается с рядом проблем: ме- охватим всех, кто имеет разные пред-
тодологической, методической, кадро- ставления о том, что необходимо для
вой. Все они взаимосвязаны и вытекают обучения, сообразуясь с представления-
из методологического обоснования. По- ми самих учеников, сообразуясь с пред-
пытка разрешить все спорные и неод- ставлениями, конечно же, их родителей.
нозначные вопросы этой проблемы в Выбор учеников и их родителей должен
быть абсолютно добровольным - это В 2009 г. решением Священного Сино-
важнейшее дело. Любое принуждение да РПЦ МП курсы были преобразованы
по этому вопросу не только носит неза- в Духовное училище во имя апостола
конный характер, но и будет абсолютно / >У у Иоанна Богослова. 25 ноября состоялось
контрпродуктивным. освящение и торжественное открытие
Преподавать эти предметы будут свет- Духовного училища.
Г '•'/-‘г*'* “ Г ' У ские педагоги, но при подготовке мето- 'У У В первом учебном году занятия нача-
дических и учебных пособий нам нужно лись на пастырском отделении, в даль-
будет руководствоваться рядом сообра- нейшем планируется певческое и ико-
жений. Главное соображение простое: нописное отделение, а также годичные
мы должны воспитывать порядочных, курсы колокольного звона. Преподава-
приличных, терпимых, честных граждан, ние богословских дисциплин ведут свя-
которые с интересом относятся к окружа- щеннослужители Забайкальской епар-
ющему миру, с уважением относятся ко хии, имеющие высшее богословское или
взглядам и убеждениям своих сограждан. одновременно семинарское и высшее
В результате этой работы, по итогам экс- светское образование. Светские дисцип-
перимента, можно будет распространить лины преподают профессора и доценты
наработанную практику на всю страну, читинских вузов. Укомплектована биб-
возможно, например, с 2012 г.». лиотека, в здании училища имеется все
Все вышеназванные проблемы и на- необходимое для успешного обучения.
правления развития религиозного вос- По благословению епископа Читин-
питания нашли свое отражение и в За- ского и Забайкальского Евстафия при
байкалье. Годы безбожия нанесли урон Казанском кафедральном соборе дейс-
не только богослужебной жизни Забай- твуют Катехизаторские курсы.
калья, но и религиозному воспитанию Катехизация (от греч. «наставле-
и образованию в нашем крае. Импульс ние») - это объяснение основных истин
к возрождению духовного образования православного вероучения.
Г г был задан в 1997 г. епископом Иннокенти- г г у Их цель состоит в том, чтобы дать учи-
ем (Васильевым) (ныне архиепископ Кор- телям, преподавателям, социальным ра-
сунский). По его благословлению и при ботникам и всем желающим начальные
непосредственном его участии были ор- богословские знания, необходимые для
ганизованы на приходах Воскресные шко- квалифицированного ведения религи-
лы для детей и взрослых, созданы Кате- оведческих курсов и для социальной
хизаторские курсы для мирян, а при епар- деятельности. Лекции читают священ-
хиальном управлении были открыты ники, преподаватели университетов.
Пастырские курсы. В отличие от других Возраст, семейное или социальное поло-
образовательных учреждений цель Пас- жение слушателей не имеет значения.
Ґ У г ^ тырских курсов была одна - подготовка Воскресные школы Читинской и Крас-
церковнослужителей, певчих и псалом- нокаменской епархии в большинстве
щиков. За десять лет на курсах получи- своем работают по программам, состав-
ло образование более ста человек. Из ленным в центральных регионах страны
них десять приняли священнический и уже зарекомендовавшим себя в плане
сан, несколько способных выпускников у г ■жг-ж^ православного детского образования в
продолжают обучение в Московской, городах Москве, Новосибирске, Екате-
1 ' 1 У / Тобольской и Хабаровской семинари- ринбурге, Красноярске и др. За основу
ях, остальные работают на приходах, в берутся программы, рассчитанные на
качестве старост, псаломщиков, певчих, два или три года обучения. За это время
алтарников. ребята изучают Закон Божий, знакомят-
ся с Евангелием и житиями святых, уз- преподаванию «Основ православной
нают много нового о православных тра- культуры» в школе, ссузе и вузе. В кон-
дициях и церковных праздниках, учатся це обучения слушатели защищают дип-
петь и читать по-церковнославянски, а ломные работы по православной лите-
также рисуют, лепят, вышивают. ратуре и искусству.
Базовой школой и методическим цен- Другим источником подготовки пе-
тром всех Воскресных школ является дагогических кадров служит тематичес-
Воскресная школа Казанского кафед- кий семинар «Основы русской традици-
рального собора. онной культуры» на базе ЗабКИПКРО,
30 октября 2009 г. в конференц-зале действующий с 2004 г.
Казанского собора прошел методичес- Особое место в религиозном воспита-
кий семинар для руководителей и пре- нии и образовании занимает основанная
подавателей воскресных школ по вопро- в 2005 г. Православная прогимназия во
сам преподавания вероучительных дис- имя святителя Иннокентия Иркутского.
циплин и организации воспитательной Прогимназия работает по государствен-
работы в воскресной школе. ному стандарту общего среднего обра-
Воспитательный процесс в воскрес- зования с добавлением ряда предметов
ных школах ведется и во время летне- религиозного содержания.
го отдыха. В течение нескольких лет на Религиозное воспитание в системе
базе летнего детского лагеря проводит- светского образования осуществляет-
ся православная смена. Распорядок дня ся на базе двусторонних договоров,
православных отрядов подчинен обще- заключенных между Читинской и За-
му режиму лагеря, но это не мешает ре- байкальской епархией РПЦ МП и го-
у г ; г ' г бятам жить в православных традициях, сударственными и муниципальными
а наоборот, помогает ребенку адапти- органами образования Забайкалья, а
роваться к миру, понять, что он может также рядом вузов и ссузов г. Читы. В
быть православным, дружить со светс- этой сфере религиозное воспитание и
кими ребятами и в какой-то мере быть образование осуществляется на уровне
миссионером. I V 1 у1 ознакомления учащихся с основами ре-
Для решения проблемы подготовки лигиозных культур без приобщения к
педагогических кадров для религиозно- у у г г активной религиозной жизни (это пе-
го воспитания с 2005 г. начат набор на редается на усмотрение родителей и
дополнительную специализацию «Рус- самих учащихся).
ская православная культура» на фило- у / Начало изучения предметов по осно-
г У у г г логическом факультете Забайкальского У г вам русской духовной культуры было
государственного гуманитарно-педа- ГУ Jг положено в лицее при ЗабГГПу. Пре-
гогического университета. В програм- подавание факультативных курсов осу-
му трехлетнего обучения входят курсы ' Г У У Г У ществляется также в ряде других школ
«Православной словесности», «Право- г. Читы и районах Забайкалья. Религи-
славного искусства», «Истории русской озное воспитание также осуществляется
православной церкви», «Русской пра- через предметы гуманитарного цикла,
вославной литературы», «Православно- преподаваемые с позиций религиозного
го музыкального искусства» и «Основ мировоззрения.
православного мировоззрения и образа Значительное место в религиозном вос-
жизни». Курсы читают преподавате- питании стали занимать различные фор-
;г г ли вуза и священник РПЦ. В зимние и мы внеклассной воспитательной работы.
летние сессии сдаются зачеты и экзаме- Большой популярностью пользовались
ны, создаются авторские программы по ежегодные «Рождественские Чтения»,
Пасхальные концерты на ФФ ЗабГГПу
В современных условиях религиозное
праздник Дней славянской письменнос-
воспитание в Забайкалье имеет в основ-
ти и культуры, олимпиады по церковно-
ном православное содержание. Предста-
славянскому языку и другие.
вители ислама и иудаизма осуществляют
Начиная с 1997 г., проводится ежегод-
его в пределах своих религиозных об-
ная научно- практическая конференция
щин через воскресные школы. Наиболее
«Иннокентьевские чтения», в которой
существенным элементом в религиозном
активное участие, наряду с учеными
воспитании буддистов является Буддист-
принимают студенты и учащиеся школ.
ская академия в п. Агинское.
Процесс религиозного воспитания
В связи с проникновением в послед-
начинает развиваться на уровне вы
ние десятилетия в Забайкалье нетра-
сшего образования. В вузах (ЧитГу
циционных религиозных культов на-
ЗабГГПу, ЧГМА, ЗИП) Читы читаются
блюдается попытка их проникновения
элективные курсы по Основам право-
в общеобразовательные школы и иные
славной культуры. Преподавание осу
учебные заведения.
ществляется силами священнослужите
лей епархии и преподавателей вузов.
Список литературы
1. Кузьмина С. В. Школа и религия среда в системе учреждений профе тезисы докладов научно-практически 2001 г. : в 2 ч. Чита : Изд-во ЗабГПу,
2. Костикова М. Н. Вероисповедная свещения Российской империи. XIX 2001. 288 с.
3. Басалаев А. Е. Церковно-приходс ской области. 1884-1917 гг. : автореф
4. Рогова А. В. Проблемы духовно туры в философско-педагогической XX в.) // БГу. Серия 7. Педагогика.
5. Константинов А. В., Константи (1971-1922 годы). Чита : Экспресс-изд
Духовно-нравственная образовательная сионально-педагогической подготовки : ой конференции. г. Балей. 23-25 августа 2001. Ч. 1. С. 24-30.
политика Министерства народного провек. СПб. : Изд-во РГПу им. А. И. Герцена,
кие школы и школы грамоты Забайкаль-канд. дис. Иркутск, 2000. нравственного воспитания человека куль-мысли Русского Зарубежья (первая пол. Вып. 10. Улан-Удэ : Изд-во БГу, 2003. нова Н. Н. Забайкалье : Ступени истории ательство, 2009. С. 130-146.